Если инструментальная музыка конца XVIII и XIX века отошла от свободного развертывания, то этого нельзя сказать о музыке вокальной. Благодаря связи с текстом, она вообще менее зависит от соблюдения строгих структурных норм. Поэтому, наряду с простыми формами куплетного типа, в ней культивировались формы сквозного развития, подчиненные перипетиям сюжета или выражаемому текстом движению эмоции. Но следование за текстом трудно согласовать с развитием одного тематического элемента. Поэтому общее тяготение к союзу с контрастом здесь проявляется в особенности и может считаться обычным. Такова, например, баллада Шуберта «Лесной царь» (картины скачки, диалоги отца с сыном, обращения «лесного царя»). Не меньшее, чем в камерной музыке, значение имеет принцип свободного развертывания в оперных эпизодах (монолог Бориса Годунова, рассказ Веры Шелоги).
В опере музыкальное развитие связано не только с текстом, но и с действием, а потому степень подчинения строгим музыкальным законам еще более ограничена, а свобода уклонения от них соответственно возрастает. Можно говорить о свободном развертывании в широком смысле этого понятия, имея в виду не только отдельные вокальные эпизоды, но и крупный план (сцены, картины, действия) в операх сквозного типа, например, операх Вагнера. Непрерывное развитие в них нередко сочетается с преобладанием речитатива над мелодически и структурно оформленным тематизмом (как, например, в «Каменном госте»). Еще обычнее этот принцип в современной опере, редко возвращающейся к «номерному» строению. Вообще же, тяга к свободному развертыванию очень велика в современной музыке и за пределами упоминавшейся импровизации. При этом знаменательно, что такая тенденция присуща музыке весьма различных направлений.
Существуют, следовательно, общие причины, лежащие в основе данного явления. Сказывается повышенный динамизм современной жизни, который в музыке отражается преобладанием поступательного развития над воспроизведением звучавшего, преобладанием непрерывности и иррегулярной расчлененности над членением регулярным. Другой стимул — возросшая роль интеллектуального начала в жизни и искусстве и вытекающее отсюда стремление запечатлеть поток мысли, не укладывающийся в четко откристаллизованные формы.
Слушать музыку можно на https://mp3-24.ru/genre/43/. Очень широкий выбор.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *