Для миллионов лондонцев знакомое всем им метро является главным средством передвижения во все концы города и его окрестности. Со дня ее открытия свыше столетия назад эта сложная подземная сеть не переставала расширяться и развиваться. Самым последним достижением из всех является создание полностью автоматизированной линии Винтория-лайн.

london-metro-1

СЕЙЧАС ЛОНДОН располагает самой широкой в мире системой глубоких туннелей. И Лондон же, конечно, был вообще первым городом на земле, в котором часть железнодорожной сети начали размещать под землей.

Но «Метрополитен-рейлуэй» (протяженностью 6 км) и первоначальная линия «Дистрикт-лайн» (4 км длиной), открытые соответственно в 1863 и 1868 гг., шли главным образом по неглубоким, но снабженным крышами выемкам. Эти туннели оказались слишком дорогими. Удовлетворительное решение было найдено в прокладке глубоких туннелей, которые стали называться «трубами» (метро часто называют «трубой»).

Предшественником в этом смысле трубы-туннеля был «Темз-таннел», построенный в 1843 г. для пешеходов. Его прокладка была осуществлена двумя инженерами-строителями, знаменитыми отцом и сыном — сэром Марком Изамбар-дом Брунелом и Изамбардом Кинг-домом Брунелом, с использованием туннельного щита, изобретенного отцом. Этот щит с различными модификациями с тех пор применяется повсюду для прокладки туннелей.

Публика устремляется в автоматизированные лифты на станции Гудж-стрит, шахтеры углубляли и укрепляли выемку, каменщики обкладывали ее кирпичной кладкой. Щит продвигался вперед по окончании каждого нового участка туннеля.

london-metro-2

Многое в строительстве метро базируется на этих блестящих концепциях. Во время опускания чугунных цилиндров для опор Ламбетского моста через Темзу инженер Питер Барлоу понял, что тот же принцип можно применить и при прокладке горизонтальных туннелей. Для экспериментальной линии, которая прокладывалась в глинистом грунте глубоко и далеко под ложем Темзы у лондонского Тауэра, он сконструировал щит в форме цилиндра, который подавался вперед домкратами, по мере того как шахтеры заканчивали выемку грунта в пределах щита. При продвижении щита устанавливалась обшивка из чугунных сегментов, скрепляемых по фланцам болтами, а пространство, если оно оставалось между грунтом и обшивкой, заполняли жидким цементом. Кирпичная кладка Брунела отнимала больше времени и вызывала задержки, так как надо было ждать затвердевания цемента. Метод Барлоу ускорял проходку до 1,52 м в день.

Вдоль этого туннеля, имевшего несколько более 2 м в диаметре, ходил на кабельной тяге вагон на 12 пассажиров, приводимый в движение наземным паровым двигателем. Этот метод позволял устранить вредные газы, но эксплуатация не увенчалась успехом и линию, открытую в 1870 г., через год закрыли.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *