Чтобы определить географическую долготу нужно найти полюс на котором находится заданный объект
Перейти к содержимому

Чтобы определить географическую долготу нужно найти полюс на котором находится заданный объект

  • автор:

Определение географических координат

какие варианты задания № 7 по географии на ОГЭ могут встретиться: 1.Определите, какой город России имеет географические координаты 58° с. ш. 28° в. д.

2.Определите, какой город — столица государства, имеет географические координаты 12° ю. ш. 77° з. д.

3.Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 54° с. ш. 91° в. д.

4.Определите, какой город, являющийся областным центром в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 55° с. ш. 73° в. д.

5.Определите, столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 56° с. ш. 49° в. д.

6.Определите, столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 62° с. ш. 34° в. д.

7.Определите, столица какой страны имеет географические координаты 6° ю. ш. 107° в. д.

Что бы выполнить это задание , необходимо уметь определять географические координаты.

Итак : Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот. Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долгот

Географическая широта – длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.

Чтобы определить широту объекта, надо найти параллель, на которой находится этот объект.

Например, широта Москвы – 55 градусов и 45 минут северной широты, записывается это так: Москвы 55°45′ с.ш.; широта Нью-Йорка – 40°43′ с.ш.; Сидней – 33°52′ ю.ш.

Географическая долгота – длина дуги экватора в градусах от начального меридиана (0 градусов) до меридиана заданной точки.

Начальным меридианом считается Гринвичский меридиан (0 градусов).

Чтобы определить долготу, нужно найти меридиан, на котором находится заданный объект.

Например, долгота Москвы – 37 градусов и 37 минут восточной долготы, записывается это так: 37°37′ в.д.; долгота Мехико – 99°08′ з.д.

Координаты большинства пунктов на Земле имеют одновременно и широту, и долготу. Исключения — Северный и Южный полюсы. Географические полюса не имеют долготы, так как на полюсах сходятся все меридианы. Географические координаты Северного полюса — 90°. с. ш., Южного полюса — 90°. ю. ш.

Решение задания№ 7 Пояснение.

Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу. Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). Географическая долгота — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов.

  1. Ответ: Псков.
  1. Ответ: Лима.
  1. Ответ: Абакан.
  1. Ответ: Омск.
  1. Ответ: Татарстан.
  1. Ответ: Карелия.
  1. Ответ: Индонезия.

Географические координаты

Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть — система параллелей и меридианов. Она служит для определения географических координат точек земной поверхности — их долготы и широты.

Параллели — это линии, условно проведенные на земной поверхности параллельно экватору; экватор — линия сечения земной поверхности изображаемой плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Самая длинная параллель — экватор; длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается.

Меридианы — линии, условно проведенные на земной поверхности от одного полюса до другого по кратчайшему пути. Все меридианы равны по длине.Все точки данного меридиана имеют одинаковую долготу, а все точки данной параллели — одинаковую широту.

Рис. 1. Элементы градусной сети

Географическая широта и долгота

Географическая широта точки — это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Она изменяется от 0° (экватор) до 90° (полюс). Различают северную и южную широты, сокращенно с.ш. и ю.ш. (рис. 2).

К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту, а к северу от экватора — северную. Определить географическую широту любой точки — это значит определить широту параллели, на которой она находится. На картах широту параллелей подписывают на правой и левой рамках.

Рис. 2. Географическая широта

Географическая долгота точки — это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Начальный (нулевой, или Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана долгота всех точек восточная, к западу — западная (рис. 3). Долгота изменяется от 0 до 180°.

Рис. 3. Географическая долгота

Определить географическую долготу любой точки — это значит определить долготу меридиана, на котором она находится.

На картах долготу меридианов подписывают на верхней и нижней рамках, а на карте полушарий — на экваторе.

Широта и долгота любой точки Земли составляют ее географические координаты. Так, географические координаты г. Москвы 56° с.ш. и 38° в.д.

Координаты городов России и стран СНГ

Город Широта Долгота
Абакан 53.720976 91.442423
Архангельск 64.539304 40.518735
Астана (Казахстан) 71.430564 51.128422
Астрахань 46.347869 48.033574
Барнаул 53.356132 83.74962
Белгород 50.597467 36.588849
Бийск 52.541444 85.219686
Бишкек (Киргизия) 42.871027 74.59452
Благовещенск 50.290658 127.527173
Братск 56.151382 101.634152
Брянск 53.2434 34.364198
Великий Новгород 58.521475 31.275475
Владивосток 43.134019 131.928379
Владикавказ 43.024122 44.690476
Владимир 56.129042 40.40703
Волгоград 48.707103 44.516939
Вологда 59.220492 39.891568
Воронеж 51.661535 39.200287
Грозный 43.317992 45.698197
Донецк (Украина) 48.015877 37.80285
Екатеринбург 56.838002 60.597295
Иваново 57.000348 40.973921
Ижевск 56.852775 53.211463
Иркутск 52.286387 104.28066
Казань 55.795793 49.106585
Калининград 55.916229 37.854467
Калуга 54.507014 36.252277
Каменск-Уральский 56.414897 61.918905
Кемерово 55.359594 86.087781
Киев (Украина) 50.402395 30.532690
Киров 54.079033 34.323163
Комсомольск-на-Амуре 50.54986 137.007867
Королев 55.916229 37.854467
Кострома 57.767683 40.926418
Краснодар 45.023877 38.970157
Красноярск 56.008691 92.870529
Курск 51.730361 36.192647
Липецк 52.61022 39.594719
Магнитогорск 53.411677 58.984415
Махачкала 42.984913 47.504646
Минск (Беларусь) 53.906077 27.554914
Москва 55.755773 37.617761
Мурманск 68.969563 33.07454
Набережные Челны 55.743553 52.39582
Нижний Новгород 56.323902 44.002267
Нижний Тагил 57.910144 59.98132
Новокузнецк 53.786502 87.155205
Новороссийск 44.723489 37.76866
Новосибирск 55.028739 82.906928
Норильск 69.349039 88.201014
Омск 54.989342 73.368212
Орел 52.970306 36.063514
Оренбург 51.76806 55.097449
Пенза 53.194546 45.019529
Первоуральск 56.908099 59.942935
Пермь 58.004785 56.237654
Прокопьевск 53.895355 86.744657
Псков 57.819365 28.331786
Ростов-на-Дону 47.227151 39.744972
Рыбинск 58.13853 38.573586
Рязань 54.619886 39.744954
Самара 53.195533 50.101801
Санкт-Петербург 59.938806 30.314278
Саратов 51.531528 46.03582
Севастополь 44.616649 33.52536
Северодвинск 64.558186 39.82962
Симферополь 44.952116 34.102411
Сочи 43.581509 39.722882
Ставрополь 45.044502 41.969065
Сухум 43.015679 41.025071
Тамбов 52.721246 41.452238
Ташкент (Узбекистан) 41.314321 69.267295
Тверь 56.859611 35.911896
Тольятти 53.511311 49.418084
Томск 56.495116 84.972128
Тула 54.193033 37.617752
Тюмень 57.153033 65.534328
Улан-Удэ 51.833507 107.584125
Ульяновск 54.317002 48.402243
Уфа 54.734768 55.957838
Хабаровск 48.472584 135.057732
Харьков (Украина) 49.993499 36.230376
Чебоксары 56.1439 47.248887
Челябинск 55.159774 61.402455
Шахты 47.708485 40.215958
Энгельс 51.498891 46.125121
Южно-Сахалинск 46.959118 142.738068
Якутск 62.027833 129.704151
Ярославль 57.626569 39.893822
  • Великие географические открытия
  • Карты и планы местности
    • Условные знаки и обозначения на географических картах
      • Численный, именованный и линейный масштаб карты
      • Виды географических карт
      • Географические координаты
      • Солнечная система
        • Меркурий
        • Венера
        • Марс
        • Юпитер
        • Сатурн
        • Уран
        • Нептун
        • Горные породы и минералы
        • Состав и строение атмосферы
          • Изменение температуры воздуха на Земле
          • Солнечная радиация
          • Атмосферное давление
          • Скорость, сила и направление ветра
          • Циркуляция атмосферы
          • Атмосферные осадки
          • Климат на Земле
            • Условные знаки, отображающие погоду
            • Изменение климата Земли
            • Что такое погода. Типы погоды
            • Гидросфера
              • Уровень мирового океана
              • Мировой океан
                • Загрязнение Мирового океана
                • Вода Мирового океана

                Определение координат точек местности (объектов)
                и целеуказание по карте

                1. Системы координат, применяемые в топографии: географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты, их сущность и использование.

                Координатами называются угловые и линейные величины (числа), определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве.
                В топографии применяют, такие системы координат, которые позволяют наиболее просто и однозначно определять положение точек земной поверхности как по результатам непосредственных измерений на местности, так и с помощью карт. К числу таких систем относятся географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты.
                Географические координаты (рис.1) – угловые величины: широта (j) и долгота (L), определяющие положение объекта на земной поверхности относительно начала координат – точки пересечения начального (Гринвичского) меридиана с экватором. На карте географическая сетка обозначена шкалой на всех сторонах рамки карты. Западная и восточная стороны рамки являются меридианами, а северная и южная – параллелями. В углах листа карты подписаны географические координаты точек пересечения сторон рамки.

                В системе географических координат положение любой точки земной поверхности относительно начала координат определяется в угловой мере. За начало у нас и в большинстве других государств принята точка пересечения начального (Гринвичского) меридиана с экватором. Являясь, таким образом, единой для всей нашей планеты, система географических координат удобна для решения задач по определению взаимного положения объектов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга. Поэтому в военном деле эту систему используют главным образом для ведения расчетов, связанных с применением боевых средств дальнего действия, например баллистических ракет, авиации и др.
                Плоские прямоугольные координаты (рис. 2) – линейные величины, определяющие положение объекта на плоскости относительно принятого начала координат – пересечение двух взаимно перпендикулярных прямых (координатных осей Х и Y).
                В топографии каждая 6-градусная зона имеет свою систему прямоугольных координат. Ось Х — осевой меридиан зоны, ось Y – экватор, а точка пересечения осевого меридиана с экватором – начало координат.

                Система плоских прямоугольных координат является зональной; она установлена для каждой шестиградусной зоны, на которые делится поверхность Земли при изображении ее ни картах в проекции Гаусса, и предназначена для указания положения изображений точек земной поверхности на плоскости (карте) в этой проекции.
                Началом координат в зоне является точка пересечения осевого меридиана с экватором, относительно которой и определяется в линейной мере положение всех остальных точек зоны. Начало координат зоны и ее координатные оси занимают строго определенное положение на земной поверхности. Поэтому система плоских прямоугольных координат каждой зоны связана как с системами координат всех остальных зон, так и с системой географических координат.
                Применение линейных величин для определения положения точек делает систему плоских прямоугольных координат весьма удобной для ведения расчетов как при работе на местности, так и на карте. Поэтому в войсках эта система находит наиболее широкое применение. Прямоугольными координатами указывают положение точек местности, своих боевых порядков и целей, с их помощью определяют взаимное положение объектов в пределах одной координатной зоны или на смежных участках двух зон.
                Системы полярных и биполярных координат являются местными системами. В войсковой практике они применяются для определения положения одних точек относительно других на сравнительно небольших участках местности, например при целеуказании, засечке ориентиров и целей, составлении схем местности и др. Эти системы могут быть связаны с системами прямоугольных и географических координат.

                2. Определение географических координат и нанесение на карту объектов по известным координатам.

                Географические координаты точки, расположенной на карте, определяют от ближайших к ней параллели и меридиана, широта и долгота которых известна.
                Рамка топографической карты разбита на минуты, которые разделены точками на деления по 10 секунд в каждом. На боковых сторонах рамки обозначены широты, а на северной и южной — долготы.

                Пользуясь минутной рамкой карты можно:
                1. Определить географические координаты любой точки на карте.
                Например, координаты точки А (рис.3). Для этого необходимо с помощью циркуля-измерителя измерить кратчайшее расстояние от точки А до южной рамки карты, затем приложить измеритель к западной рамке и определить количество минут и секунд в измеренном отрезке, сложить полученное (измеренное) значение минут и секунд (0’27») с широтой юго-западного угла рамки — 54°30′.
                Широта точки на карте будет равна: 54°30’+0’27» = 54°30’27».
                Долгота определяется аналогично.
                Измеряют с помощью циркуля-измерителя кратчайшее расстояние от точки А до западной рамки карты, прикладывают циркуль-измеритель к южной рамке, определяют количество минут и секунд в измеренном отрезке (2’35») складывают полученное (измеренное) значение с долготой юго-западного угла рамки- 45°00′.
                Долгота точки на карте будет равна: 45°00’+2’35» = 45°02’35»
                2. Нанести любую точку на карту по заданным географическим координатам.
                Например, точку Б широта: 54°31 ’08», долгота 45°01 ’41».
                Для нанесения на карту точки по долготе необходимо провести истинный меридиан через данную точку, для чего соединить одинаковое количество минут по северной и южной рамке; для нанесения на карту точки по широте необходимо провести параллель через данную точку, для чего соединить одинаковое количество минут по западной и восточной рамке. Пересечение двух прямых определит местоположение точки Б.

                3. Прямоугольная координатная сетка на топографических картах и ее оцифровка. Дополнительная сетка на стыке координатных зон.

                Координатная сетка на карте представляет собой сетку квадратов, образованных линиями, параллельными координатным осям зоны. Линии сетки проведены через целое число километров. Поэтому координатную сетку называют также километровой сеткой, а ее линии километровыми.
                На карте 1:25000 линии, образующие координатную сетку, проведены через 4 см, то есть через 1 км на местности, а на картах 1:50000-1:200000 через 2 см (1,2 и 4 км на местности соответственно). На карте 1:500000 наносятся лишь выходы линий координатной сетки на внутренней рамке каждого листа через 2 см (10 км на местности). При необходимости по этим выходам координатные линии могут быть нанесены на карту.
                На топографических картах значения абсцисс и ординат координатных линий (рис. 2) подписывают у выходов линий за внутренней рамкой листа и девяти местах на каждом листе карты. Полные значения абсцисс и ординат в километрах подписываются около ближайших к углам рамки карты координатных линий и около ближайшего к северо-западному углу пересечения координатных линий. Остальные координатные линии подписываются сокращенно двумя цифрами (десятки и единицы километров). Подписи около горизонтальных линий координатной сетки соответствуют расстояниям от оси ординат в километрах.
                Подписи около вертикальных линий обозначают номер зоны (одна или две первые цифры) и расстояние в километрах (всегда три цифры) от начала координат, условно перенесенного к западу от осевого меридиана зоны на 500 км. Например, подпись 6740 означает: 6 — номер зоны, 740 — расстояние от условного начала координат в километрах.
                На внешней рамке даны выходы координатных линий (дополнительная сетка) системы координат смежной зоны.

                4. Определение прямоугольных координат точек. Нанесение на карту точек по их координатам.

                По координатной сетке с помощью циркуля (линейки) можно:
                1. Определить прямоугольные координаты точки на карте.
                Например, точки В (рис. 2).
                Для этого надо:

                • записать X — оцифровку нижней километровой линии квадрата, в котором находится точка В, т.е. 6657 км;
                • измерить по перпендикуляру расстояние от нижней километровой линии квадрата до точки В и, пользуясь линейным масштабом карты, определить величину этого отрезка в метрах;
                • сложить измеренную величину 575 м с значением оцифровки нижней километровой линии квадрата: X=6657000+575=6657575 м.

                Определение ординаты Y производят аналогично:

                • записать значение Y — оцифровку левой вертикальной линии квадрата,т.е.7363;
                • измерить по перпендикуляру расстояние от этой линии до точки В, т.е.335 м;
                • прибавить измеренное расстояние к значению оцифровки Y левой вертикальной линии квадрата: Y=7363000+335=7363335 м.

                2. Нанести на карту цель по заданным координатам.
                Например, точку Г по координатам: Х=6658725 Y=7362360.
                Для этого надо:

                • найти квадрат, в котором расположена точка Г по значению целых километров, т.е. 5862;
                • отложить от левого нижнего угла квадрата отрезок в масштабе карты, равный разности абсциссы цели и нижней стороны квадрата — 725 м;
                • — от полученной точки по перпендикуляру вправо отложить отрезок, равный разности ординат цели и левой стороны квадрата, т.е. 360 м.

                Рис. 2. Определение прямоугольных координат точки по карте (точка В)
                и нанесение на карту точки по прямоугольных координатам (точка Г)

                5. Точность определения координат на картах различных масштабов.

                Точность определения географических координат по картам 1:25000-1:200000 составляет около 2 и 10» соответственно.
                Точность определения по карте прямоугольных координат точек ограничивается не только ее масштабом, но и величиной погрешностей, допускаемых при съемке или составлении карты и нанесении на нее различных точек и объектов местности
                Наиболее точно (с ошибкой, не превышающей 0,2 мм) на карту наносятся геодезические пункты и. наиболее резко выделяющиеся на местности и видимые издали предметы, имеющие значение ориентиров (отдельные колокольни, фабричные трубы, постройки башенного типа). Поэтому координаты таких точек можно определить примерно с той же точностью, с которой они на карту наносятся, т.е. для карты масштаба 1:25000 — с точностью — 5-7 м, для карты масштаба 1:50000 — с точностью — 10-15 м, для карты масштаба 1:100000 — с точностью — 20-30 м.
                Остальные ориентиры и точки контуров наносятся на карту, а, следовательно, и определяются по ней с ошибкой до 0,5 мм, а точки, относящиеся к нечетко выраженным на местности контурам (например, контур болота), с ошибкой до 1 мм.

                6. Определение положения объектов (точек) в системах полярных и биполярных координат, нанесение на карту объектов по направлению и расстоянию, по двум углам или по двум расстояниям.

                Система плоских полярных координат (рис. 3, а) состоит из точки О — начало координат, или полюса, и начального направления ОР, называемого полярной осью.

                Рис. 3.
                а – полярные координаты; б – биполярные координаты

                Положение точки М на местности или на карте в этой системе определяется двумя координатами: углом положения θ, который измеряется по ходу часовой стрелки от полярной оси до направления на определяемую точку М (от 0 до 360°), и расстоянием ОМ=Д.
                В зависимости от решаемой задачи за полюс принимают наблюдательный пункт, огневую позицию, исходный пункт движения и т. п., а за полярную ось — географический (истинный) меридиан, магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса) или же направление на какой-либо ориентир.

                Система плоских биполярных (двухполюсных) координат (рис. 3, б) состоит из двух полюсов А и В и общей оси АВ, называемой базисом или базой засечки. Положение любой точки М относительно двух данных на карте (местности) точек А и В определяется координатами, которые измеряются на карте или на местности.
                Этими координатами могут служить либо два угла положения, определяющих направления с точек А и В на искомую точку М, либо расстояния D1=АМ и D2=ВМ до нее. Углы положения при этом, как показано на рис. 1, б, измеряются в точках А и В или от направления базиса (т. е. угол А=ВАМ и угол В=АВМ) или от других каких-либо направлений, проходящих через точки А и В и принимаемых за начальные. Например, во втором случае место точки М определено углами положения θ1 и θ2, измеренными от направления магнитных меридианов.

                Нанесение обнаруженного объекта на карту
                Это один из важнейших моментов в обнаружении объекта. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определения его координат.
                Обнаружив объект (цель), необходимо сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту. Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.
                Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.
                По направлению и расстоянию: для этого необходимо сориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию до объекта от точки своего стояния, затем определить расстояние до объекта, измерив это расстояние на карте и соизмерив его с масштабом карты.

                Если таким образом графически невозможно решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до объекта.
                Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азимуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).
                Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на объект, тогда пересечение прямых линий определяет местонахождение объекта.

                7. Способы целеуказания по карте: в графических координатах, плоских прямоугольных координатах (полных и сокращенных), по квадратам километровой сетки (до целого квадрата, до 1/4, до 1/9 квадрата), от ориентира, от условной линии, по азимуту и дальности цели, в системе биполярных координат.

                Умение быстро и правильно указывать цели, ориентиры и другие объекты на местности имеет важное значение для управления подразделениями и огнем в бою или для организации боя.
                Целеуказания в географических координатах применяется очень редко и только в тех случаях, когда цели удалены от заданной точки на карте на значительном расстоянии, выражающемся в десятках или сотнях километров. При этом географические координаты определяются по карте, как описано в вопросе № 2 настоящего занятия.
                Местоположение цели (объекта) указывают широтой и долготой, например, высота 245,2 (40° 8′ 40″ с. ш., 65° 31′ 00″ в. д.). На восточную (западную), северную (южную) стороны топографической рамки наносят уколом циркуля отметки положения цели по широте и долготе. От этих отметок в глубину листа топографической карты опускают перпендикуляры до их пересечения (прикладывают командирские линейки, стандартные листы бумаги). Точка пересечения перпендикуляров и есть положение цели на карте.
                Для приближенного целеуказания по прямоугольным координатам достаточно указать на карте квадрат сетки, в котором расположен объект. Квадрат всегда указывается цифрами километровых линий, пересечением которых образован юго-западный (нижний левый) угол. При указании квадрата карты придерживаются правила: сначала называют две цифры, подписанные у горизонтальной линии (у западной стороны), то есть координату «X», а затем две цифры у вертикальной линии (южная сторона листа), то есть координата «Y». При этом «X» и «Y» не говорятся. Например, засечены танки противника. При передаче донесения по радиотелефону номер квадрата произносят: «восемьдесят восемь ноль два».
                Если положение точки (объекта) необходимо определить более точно, то пользуются полными или сокращенными координатами.
                Работа с полными координатами. Например, требуется определить координаты указателя дорог в квадрате 8803 на карте масштаба 1:50000. Сначала определяют чему равно расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата до указателя дорог (например, 600 м на местности). Таким же образом измеряют расстояние от левой вертикальной стороны квадрата (например, 500 м). Теперь путем оцифровки километровых линий определяем полные координаты объекта. Горизонтальная линия имеет подпись 5988 (X), прибавив расстояние от этой линии до указателя дорог, получим: Х=5988600. Точно также определяем вертикальную линию и получаем 2403500. Полные координаты указателя дорог следующие: Х=5988600 м, У=2403500 м.
                Сокращенные координаты соответственно будут равны: Х=88600 м, У=03500 м.
                Если требуется уточнить положение цели в квадрате, то применяют целеуказание буквенным или цифровым способом внутри квадрата километровой сетки.
                При целеуказании буквенным способом внутри квадрата километровой сетки квадрат условно разбивается на 4 части, каждой части присваивается заглавная буква русского алфавита.
                Второй способ — цифровой способ целеуказания внутри квадрата километровой сетки (целеуказание по улитке). Этот способ получил свое название по расположению условных цифровых квадратов внутри квадрата километровой сетки. Они расположены как бы по спирали, при этом квадрат разбивается на 9 частей.
                При целеуказании в этих случаях называют квадрат, в котором находится цель, и добавляют букву или цифру, уточняющую положение цели внутри квадрата. Например, высота 51,8 (5863-А) или высоковольтная опора (5762-2) (см. рис. 2).
                Целеуказание от ориентира наиболее простой и распространенный способ целеуказания. При этом способе целеуказания вначале называют ближайший к цели ориентир, затем величину угла между направлением на ориентир и направлением на цель в делениях угломера (измеряется биноклем) и удаление до цели в метрах. Например: «Ориентир второй, вправо сорок, дальше двести, у отдельного куста – пулемет».
                Целеуказание от условной линии обычно применяется в движении на боевых машинах. При этом способе по карте выбирают в направлении действий две точки и соединяют их прямой линией, относительно которой и будет вестись целеуказание. Эту линию обозначают буквами, разбивают на сантиметровые деления и нумеруют их начиная с нуля. Такое построение делается на картах как передающего, так и принимающего целеуказание.
                Целеуказание от условной линии обычно применяется в движении на боевых машинах. При этом способе по карте выбирают в направлении действий две точки и соединяют их прямой линией (рис. 5), относительно которой и будет вестись целеуказание. Эту линию обозначают буквами, разбивают на сантиметровые деления и нумеруют их начиная с нуля.

                Такое построение делается на картах как передающего, так и принимающего целеуказание.
                Положение цели относительно условной линии определяется двумя координатами: отрезком от начальной точки до основания перпендикуляра, опущенного из точки расположения цели на условную линию, и отрезком перпендикуляра от условной линии до цели.
                При целеуказании называют условной наименование линии, затем число сантиметров и миллиметров, заключающихся в первом отрезке, и, наконец, направление (влево или вправо) и длину второго отрезка. Например: «Прямая АС, пять, семь; вправо ноль, шесть – НП».

                Целеуказание от условной линии можно выдать, указав направление на цель под углом от условной линии и расстояние до цели, например: «Прямая АС, вправо 3-40, тысяча двести – пулемет».
                Целеуказание по азимуту и дальности до цели. Азимут направления на цель определяют с помощью компаса в градусах, а дальность до нее – с помощью прибора наблюдения или глазомерно в метрах. Например: «Азимут тридцать пять, дальность шестьсот – танк в окопе». Этот способ чаще всего используют на местности, где мало ориентиров.

                8. Решение задач.

                Определение координат точек местности (объектов) и целеуказание по карте отрабатывается практически на учебных картах по заранее подготовленным точкам (нанесенным объектам).
                Каждый обучаемый определение географические и прямоугольные координаты (наносит на карту объекты по известным координатам).
                Способы целеуказания по карте отрабатываются: в плоских прямоугольных координатах (полных и сокращенных), по квадратам километровой сетки (до целого квадрата, до 1/4, до 1/9 квадрата), от ориентира, по азимуту и дальности цели.

                Географические координаты ☼ ☼

                Автор: Татьяна Михайловна Котельникова
                Урок географии в 5 классе по теме «Географические координаты» соответствует программе по линии УМК «Полярная звезда» для учащихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС, по учебнику линии «Полярная звезда», допущенного Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной — М.: Просвещение, 2015. Урок – путешествие, которое происходит в игровой форме, учащиеся закрепляют приемы определения географической широты и долготы точек земной поверхности, отрабатывают навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам. ИКТ в форме презентации урока.

                Тема урока Географические координаты Цель урока Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат. Задачи урока обучающие развивающие воспитательные теоретические: -повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка; отработать понятия широта, долгота, географические координаты. практические: -научить определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов; -научить находить объекты на карте по географическим координатам. -формировать навыки работы с географическими картами; -развивать представление о возможностях географических карт; -развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике; -формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся. -воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля; -воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре; -воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников; -воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Основное содержание темы, термины и понятия Усвоение содержания терминов и понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; определение географических координат географических объектов на карте. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) личностные метапредметные предметные — понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; — осознание необходимости понимать и читать карту -стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий познавательные -умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; -развитие интеллектуальных способностей регулятивные -вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, -выполнять учебные действия в соответствие с заданием; -самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -умение работать индивидуально и в паре -усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»: -умение работать с картой (развитие картографической грамотности); -умение определять географические координаты объектов; -использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации Организация образовательного пространства Оборудование Ресурсы, в т.ч . электронные Компьютер мультимедийный проектор Используемые печатные источники: УМК «Полярная звезда» — учебник географии — электронный тренажер — географический атлас для 5-6 классов — стенная физическая карта полушарий — стенная физическая карта России — презентация «Географические координаты» — карточки с заданием Тип урока урок изучения нового материала с элементами практикума Форма урока урок-игра Формы организации учебной деятельности — фронтальная — индивидуальная (по вариантам, самостоятельная), — групповая — парная Межпредметные связи — математика — литература Методы обучения — репродуктивный, частично-поисковый (эвристический) Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии — групповые технологии — ИКТ-технологии — проблемное обучение — технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Здоровьесберегающие аспекты — смена деятельности — физкультурная пауза — работа в малых группах, способствующая созданию комфортных условий для учащихся — демонстрация презентации для зрительного восприятия и пробуждения положительных эмоций Использование личностных технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса — педагогика сотрудничества — развивающее обучение — личностно-ориентированное обучение Технологическая карта урока Этапы урока Цели Планируемые результаты Форма работы Деятельность учителя Деятельность учащихся I . Организационный момент Приветствие. Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
                Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться — каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. (Приложение 1). Приветствие Проверка принадлежностей: Учебник, дневник, атлас, тетрадь-тренажёр, Рабочая тетрадь. Знакомство с планом урока, оценочным листом II . Проверка домашнего задания актуализировать имеющиеся знания о географической карте, градусной сетке личностные -проявление интереса к поставленной проблеме регулятивные -умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью коммуникативные -вступать в речевое общение, участвовать в диалоге предметные предметные знание понятий и терминов «экватор», «меридиан», «параллель», «нулевой меридиан», «градусная сетка» умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы фронталь-ная работа индиви-дуальная работа Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. а) Я задаю вопрос, а вы отвечаете (Слайд 2). 1. Что такое параллели? 2. Одинаковы ли параллели по длине? 3. Назовите и покажите самую длинную параллель. 4. Что такое меридианы? 5. Все ли меридианы одинаковы по длине? 6. Что называют градусной сеткой? 7. Через какое количество градусов на карте проведены параллели и меридианы? 8. Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели и меридиан? 9. Назовите ближайшую к полюсу параллель. 10. Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? б) На прошлом уроке мы изучали, какую тему? Узнали, что градусную сеть составляют параллели и и меридианы. У вас на столе листочки с нарисованным квадратом. Это поле. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой» (Приложение 2). Тестирование (Слайд 3): 1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 3. Назовите самую длинную параллель: А) меридиан Б) экватор В) полюс Г) параллель 4. Длина параллелей от экватора к полюсам: А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется 5.Направление север – юг указывает: А) экватор Б) меридиан В) параллель — Проверяем . Передайте свой лист соседу по парте для взаимоконтроля. Подойдите серьезно и объективно к оценке работы своего товарища. Ответы на вопросы теста и критерии оценки на доске. Поднимите руку те, кто получил «4» и «5». Молодцы! Дети отвечают на вопросы Оценивается активность. Работа с атласом Самооценка (выставление оценки в «Оценочный лист» Выбирают правильный ответ и заносят его в таблицу Взаимопроверка, работа в парах III . Мотивация Данный этап процесса обучения предполагает осознание . вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности мотивировать обучающихся к изучению темы — определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности): -Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо): -Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); -Устанавливаются тематические рамки (могу). фронталь-ная работа — Ребята, вы любите приключения?. Приключения начинаются прямо сейчас! — Сегодня по электронной почте я получила сообщение от знакомого вам инспектора. Он пишет, что научная экспедиция из нашего города направившаяся на поиски древнего артефакта, бесследно пропала. Даже новейшие методы спутникового слежения не смогли вычислить их местонахождение. Инспектор просит разобраться в данной ситуации, ведь мы не раз блестяще справлялись с его заданиями. Все что удалось найти поисковой группе, отправившейся по следам пропавшей экспедиции, был маршрутный дневник. Внимание специалистов привлекла следующая запись: « День 8.С утра шел дождь. В поисках убежища мы обнаружили каменного воина, наконечник стрелы которого указывал направление на север. Кажется мы близки к цели! Мы вряд ли ошибемся, если продолжим поиски рядом с объектом, называемым местными жителями «там гремит дым» .Ищите нас в районе 25 0 в. д. и 17 0 ю. ш. (Слайд 4). — Ребята, посмотрите, может ли кто-нибудь расшифровать последнее предложение и указать точное местонахождение экспедиции? Вы часто слышите фразу в разговоре взрослых: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Главное в том, что по этим данным можно найти человека. Координаты пронизывают всю нашу жизнь. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес — на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта. — Итак, как вы думаете, какая же тема нашего урока? — Конечно, мы будем говорить о географических координатах. Записываем тему урока в тетради «Географические координаты» (Слайд 5,6). — Итак, проблема – как научиться определять географические координаты? -Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей — широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть и есть нужный нам адрес. Попробуем выяснить, что такое географическая широта и долгота и узнать их отличия. Учащиеся высказывают свое мнение Совместно формулируют проблему и ставят цели урока Учащиеся записывают тему в тетрадь IY . Новая тема -создать условия для усвоения обучающимися понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты» -формировать умение определять координаты географических объектов фронтальная работа индивидуальная работа (по вариантам) — А сейчас всё внимание на доску. ( Электронное приложение «Мой тренажер » — М ы с вами уже знаем, что Земля вращается вокруг воображаемой оси. Ось проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в двух точках. Вспомните, как называются эти точки? — Мы помним, что на равном расстоянии от них находится еще одна воображаемая линия. Как она называется? ( Слайд 7) — На какие полушария делит экватор Землю ? ( Слайд 8) — Что такое параллели? — Скажите, какова форма параллелей на глобусе? А на карте? (Слайд 9 ,10 ) — Как вы думаете , все ли параллели имеют одинаковую длину? — Можно ли выбрать параллель, по которой предстоит совершить самое длинное кругосветное путешествие? -Все параллели удалены от экватора на разные расстояния-удаленность от экватора в градусах называется широтой. ( В учебнике на странице 48 найдите определение географической широты, запишите его в рабочую тетрадь. — Выполните в рабочей тетради задание.2 стр. 36 – 1 вариант (Географическая широта) -Какая точка имеет наибольшую удаленность от экватора? — На сколько градусов он удален ?( Слайд 11,12) — Как отличить положение точек Аи Б , ведь у них одинаковая широта20 0 ? Назовите полностью широты у точек А и Б .(Слайд 13) — А что вы можете сказать о широте точки С ? ( Слайд 14) — Кроме параллелей, на глобусе и карте есть еще линии. Как они проведены? — Линии, соединяющие С и Ю полюса называются меридианами. — Какую форму имеют меридианы? — Подумайте, одинаковы ли они по длине 7 — Какова их протяженность в километрах7 А в градусах ?( Слайд15) — Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек А и Б ( Слайд 16) — А в одной ли точке находятся эти объекты? Что необходимо еще знать? Выполните в рабочей тетради задание зад.3 стр.38– 2 вариант (Географическая долгота )., учебник странице 51 . Проверьте внимательно «Правила обозначения географических широт и долгот» у своего партнера по варианту. Если вы обнаружили ошибки, вместе исправьте их. Если вы сомневаетесь, обратитесь к учителю. Оцените работу — За нулевой меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в городе Лондоне. К западу от нулевого меридиана до 180 0 точки будут иметь западную широту, а к востоку –в осточную ( Слайд 17) — Ребята, широта и долгота объект а- географические координаты. На карте и глобусе они образуют градусную сеть. С их помощью мы можем узнать и указать точное местоположение любого географического объекта. Смотрят электронное приложение Учащиеся отвечают на вопросы Работают по карте полушарий стр.176(в учебнике) и в атласах Работают по учебнику -§14 выписывают в рабочую тетрадь определения основных понятий темы. — заполняют пропуски в рабочей тетради Взаимопроверка Учащиеся решают задачу Работают по учебнику стр.49,определяют широту г. Москвы Учащиеся отвечают на вопросы Работают по учебнику стр.51 Ученик объясняет на примере г. Москвы Подводят итог, что такое долгота и как ее определить Y .Физкультурная пауза Ребята, мы уже близки к разгадке. Но трудный путь отнимает силы. Давайте поднимемся, вдохнем свежего лесного воздуха, и представим себе, что мы уже на месте. Дере вья такие высоки е- поднимем руку олну вверх , а другую вниз, и представим себе, что это меридианы, разведем руки в стороны, и это уже параллели. Мы слышим пение птиц, стрекотание насекомых, вдыхаем ароматы распустившихся цветов. Нам спокойно и хорошо. Мы чувствуем, как силы возвращаются к нам. Мы продолжаем путь. Выполняют упражнения YI .Первичное закрепление Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. -организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы -стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений -установить степень изучения темы «Географические координаты» -отработка навыков в определении географических координат объектов личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять учебные действия в соответствии с планом коммуникативные умение работать в парах предметные использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности Личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты коммуникативные умение выполнять учебные задания в паре предметные — использование приобретенных знания и умения в самостоятельной практической деятельности фронтальная работа индивидуальная работа самостоятельная работа парная работа фронтальная работа , — Итак, ребята, мы узнали всю необходимую информацию. Можем ли мы помочь инспектору в поисках пропавшей экспедиции? Прочитайте последнее предложение послания. Определите, рядом с каким географическим объектом находятся члены экспедиции ?( Слайд 20,21) Молодцы! Пропавшая экспедиция найдена, но путешествие не закончено. Вместе с древним артефактом был найден ключ, указывающий на другие тайники. Давайте поможем экспедиции проложить новые маршруты поиска. Находим экватор, широта отсчитывается от него. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с. ш.), а расположенные к югу — южную (ю. ш.). Для всех точек, лежащих на одной параллели, широта одинакова. Находим начальный меридиан, он имеет долготу 0 * . Все точки к расположенные востоку от Гринвича имеют западную долготу ( з.д .), расположенные к востоку от Гринвича – восточную ( в.д .). Задание 1 .Определите географические координаты Панамского канала 1.Определяем географическую широту: А) Найди объект на карте Б) Определите в каком полушарии относительно экватора он расположен? В) Какая параллель проходит через канал? Ответ: 10 с. ш. 2. Определяем географическую долготу: А) В каком полушарии относительно нулевого меридиана он расположен? Б) Какой меридиан проходит через канал? Ответ: 80 з. д. Задание 2. Определите географические координаты г. Лима 1.Определяем географическую широту. А) В каком полушарии относительно экватора она расположена? Б) Между какими параллелями лежит Лима? (Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей, каждая часть соответствует 1 широты) Ответ: 12 ю. ш. 2. Определяем географическую долготу. А) В каком полушарии относительно нулевого меридиана он расположен? Б) Между какими меридианами лежит Лима? (Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей, каждая часть соответствует 1 долготы) Ответ: 77 з. д. Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова имеющий географические координаты: 37° ю. ш. и 153°з.д. Найдите этот остров на карте (о. Табор). Задание 4. Определите географические координаты: 1 вариант: г. Эверст (32 * с. ш. 88 * в. д.) г. Москва (55 * с. ш. 38 * в. д.) 2 вариант: влк Килиманджаро (2 * ю. ш. 38 * в. д.) г. Мехико (19 * с. ш. 99 * з. д.) Задание 5. Определите географический объект: 1 вариант: 6*с. ш. 60*з. д. ( вдп . Анхель ) 34*ю. ш 20*в. д. (м. Игольный) 2 вариант: 38*с. ш. 27*в. д. ( влк . Этна) 28*ю. ш. 109*з. д. (о. Пасхи) Задание 6. Расположите города по порядку в направлении с юга на север: Киев, Москва, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Якутск, Ереван, Астрахань, Мурманск, Варшава. (Ереван, Владивосток, Астрахань, Киев, Варшава, Петропавловск-Камчатский, Москва, Санкт-Петербург, Якутск, Мурманск). -Ребята, справились мы с поставленной проблемой в начале урока? Вывод: Таким образом, мы определили географическую долготу и географическую широту объектов. Мы установили географические координаты. -Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям, каких профессий это умение особенно необходимо? (Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходиться искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Военным.) Работа с картой полушарий Определяют географическую долготу и широту по алгоритму Работают с картой полушарий. Задание учащиеся выполняют по карте полушарий стр. 176,(В учебнике) а один учащийся у доски Выполняют задания на листочках по карте полушарий Задание выполняют по карте учебника стр.178-179 Самопроверка Учащиеся отвечают YII .Домашнее задание (Слайд24) — §14- задания № 3.6; §15-задания 8,10 «Мой тренажер» стр.26 № 43. -решить задачи на определение географических координат (дифференцированно) (Приложение 3) Записывают задания в дневник. Выбирают задания на «5», «4», «3». YIII . Рефлексия -научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью; личностные -эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме регулятивные — умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью коммуникативные -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата предметные умение систематизировать знания по теме «Географические координаты» Оцените свою деятельность на уроке (Слайд 23) Оценивают свою деятельность на уроке IX . Итоги урока -научить обучающихся оценивать результат своей деятельности (Слайд 25) Оцените свою работу в оценочном листе и сдайте Учащиеся выставляют итоговую оценку за работу на уроке, суммируя оценки за каждый этап в «Оценочный лист». Приложение 1 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Ф.И._______________________________________ ___ Класс_____ Домашнее задание Самостоятельная работа Рабочая тетрадь Активность на уроке Итоговая оценка Опрос (самооценка) Тест ( взаимо оценка) по вариантам парная работа Приложение 2 Игра «Морской бой» (тест) Вопросы: 1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это: А) меридианами Б) экваторо м В) полюсами Г) параллелями 3. Назовите самую длинную параллель: А) меридиан Б) эква тор В) полюс Г) параллель 4. Длина параллелей от экватора к полюсам: А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется 5.Направление север – юг указывает: А) экватор Б) мер идиан В) параллель 1 2 3 4 5 а б в г Приложение 3 Домашнее задание (дифференцировано) На «5» Ниагара переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада, определите его координаты. Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста. На фоне чистого неба возвышается гора – красавица с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склонов, это Фудзияма, так почтительно называют ее японцы. Определите самую высокую вершину Северной Америки и ее координаты. Этот пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море Это мелкое озеро глубиной всего 4-7 метров, но площадь его зависит от осадков, в дождливый период оно увеличивается вдвое. На «4» В1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, африканцы называли его «шумящий дым» потому, что мелкие водяные брызги клубятся над ним подобно дыму от большого пожара. Найдите его по координатам. 18*ю. ш. 26*в. д. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер вулкана в точке 64*с. ш. 21*з. д. Как называется остров, на который поместила вулкан, фантазия Жюля Верна. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыли остров. Его координаты: 69*ю. ш 90*з. д. Это озеро называют «мертвым сердцем материка » на котором оно находится, найдите его на карте: 29* ю. ш 138*в. д. Это очень удивительная река во всех отношениях: это самая полноводная река, местами ее ширина достигает 15 км. Здесь водятся удивительные рыбы, например пираруку длиной 5 метров, весом 90 кг. И страшный хищник пиранья, устье этой реки 0*ш. 50* з. д. Это самое глубокое озеро в мире, в нем самая чистая вода, в него впадают 550 рек, а вытекает одна 53*с. ш 107*в. д. На «3» Что ближе к полюсу остров Огненная Земля или город С анкт – Петербург? Что находится западнее Мадагаскар или Шри – Ланка ? На каком материке находится точка лежащая на 20* южнее экватора и на 120* восточнее нулевого меридиана? Какое море восточнее Японское или Охотское? Между какими градусами широты лежит Африка? Инструктивная карточка №1 Определение географической широты Экватор делит Землю на северное и южное полушарие 1. Найти объект на карте. 2. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная) Правило 1. Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с. ш. Правило 2 . Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю. ш. ПОМНИТЕ! Отсчет географической широты всегда начинается от экватора. ПОМНИТЕ! Значение широты подписывают на рамке карты. Правило 3 . Найти параллель, которая проходит через объект, это и будет широта. Правило 4 . Если объект находится не на изображённых параллелях, между ними, надо определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны нулевого экватора. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта. Инструктивная карточка № 2 Определение географической долготы Меридианы 0°и 180° делят Землю на восточное и западное полушарие. 1. Найти объект на карте. 2. Определить в каком полушарии он находится? (Такая и будет долгота: западная или восточная) Правило 1 . Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з. д. Правило 2 . Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в. д. Правило 3 . Отсчет географической долготы всегда начинается от нулевого меридиана. Правило 4 . Значение долготы подписывается на экваторе. Правило 5 . Найти меридиан, который проходит через объект, это и будет долгота. Правило 6 . Если объект находится не на изображённых меридианах, между ними, надо определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта. Инструктивная карточка № 3 Определение географических координат точек Географические координаты — это географическая широта ( северная и южная ) и географическая долгота ( восточная и западная ) — это географический адрес объекта на глобусе или карте. Определение географических координат начинается с географической широты — это улица ,а затем определяют географическую долготу — это номер дома. Инструктивная карточка №4 Правила определения объекта по заданным координатам Как найти широту: 1.Посмотреть координаты точки. Определить какая широта указана (северная или южная). 2. Найти экватор. 3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу. 4. Найти параллель с заданной величиной. 5.Мысленно или карандашом провести новую п араллель с заданной величиной. Как найти долготу: 1.Посмотреть координаты точки. Определить какая долгота указана (западная или восточная). 2. Найти нулевой меридиан. 3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку. 4. Найти меридиан с заданной величиной. 5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект. Список литературы 1.А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е . К. Липкина. Учебник. География. Серия «Полярная звезда», м. «Просещение»,2015 2.В.В.Николина. Поурочные разработки. М. «Просвещение»,2012 3.В.В.Николина «Мой тренажер» (на печатной основе), М. «Просвещение»2012 4.Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеев и др. М. «Просвещение», 2015 Ресурс: Анимация «Определение географических координат» (N 142577)
                http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif Ресурс: Анимация «Географическая долгота» (N 142595)
                http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/Anim4.gif Ресурс: Анимация «Географическая широта» (N 142606)
                http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f067a08c-683e-4173-ab33-df3517db39a8/Anim3.gif Ресурс: Анимация «Географические координаты»
                http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf

                660075 , Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48 119049 , Москва 1-й Добрынинский переулок, 6 РЕЖИМ РАБОТЫ: ПН — СБ с 9:00 до 20:00 org.komitet@solncesvet.ru 8 (800) 350-54-64

                УдостоверениеУдостоверение
                © 2016-2024 сетевое издание «Солнечный свет» , 0+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *