Карта тибета и гималаев на русском языке
Перейти к содержимому

Карта тибета и гималаев на русском языке

  • автор:

13 вопросов о Тибете

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой?

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.

2. Что древнее — Тибет или Русь?

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда. . На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в . Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии.

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР. . В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу Лхаса — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР. . Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом?

Правительство КНР Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР. . Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.

7. В Тибете говорят на тибетском?

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу. из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот.

8. В Тибете все буддисты?

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама?

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета?

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет.

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или еще.

12. Йогу придумали в Тибете?

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Himalaya travel tour — путешествие в Гималаи, Тибет, Непал и Бутан

Организованные путешествия по Гималаям вместе с командой Druk Expeditions: Индия, Непал, Тибет, Бутан, Сикким и Ладакх, Занскар, Дарджилинг, Джамму и Кашмир

Toggle Sidebar

Карта путешествий и туров по Гималаям в Индийской части направления

Карта путешествий и туров по Гималаям в Индийской части направления

Поделитесь записью со своими друзьями и знакомыми!

Нравится Загрузка.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Поиск в гималайских путешествиях

Свежие записи

Рубрики сайта путешествий

Популярные записи

Сринагар

Буддийский тур

Ладакх

Лех

Тибет

Харидвар

Фото Гималаев

Путешествие в Гималаи и просветление в горах

Путешествие в Гималаи и просветление в горах

Гималаи - крыша мира

Гималаи — крыша мира

Монастыри в Гималаях

Монастыри в Гималаях

Тур Друкпа в Бутане

Тур Друкпа в Бутане

Буддийский тур Друкпа

Буддийский тур Друкпа

Тур Друкпа по Непалу

Тур Друкпа по Непалу

Монахи в Бутане

Монахи в Бутане

Вид на Гималаи из космоса - фотоснимок

Вид на Гималаи из космоса — фотоснимок

Путешествие в Гималаи - Эверест

Путешествие в Гималаи — Эверест

Карта путешествия от Леха до Манали

Карта путешествия от Леха до Манали

Индийский Тур Друкпа

Индийский Тур Друкпа

Горы Гималайи в Непале

Горы Гималайи в Непале

Туры в Гималаи туристические

Туры в Гималаи туристические

Причудливый мир Гималаев

Причудливый мир Гималаев

Тур Друкпа по Тибету

Тур Друкпа по Тибету

Путешествие по индийским Гималаям с Друкпаэкспедишнс Drukexpeditions

Путешествие по индийским Гималаям с Друкпаэкспедишнс Drukexpeditions

Направление путешествия - индийские Гималаи

Направление путешествия — индийские Гималаи

Гималайская природа - озеро и лес

Гималайская природа — озеро и лес

Поля и реки в Гималаях

Поля и реки в Гималаях
Карта путешествий и туров по Гималаям в Индийской части направления

Фестиваль в Бутане

Фестиваль в Бутане

Метки и тэги

Лучшие публикации

Календарь путешествий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Архив сайта

Архив сайта

Поиск по сайту

Полезные ссылки

Сделать предварительный заказ на тур в Гималаи

Группа путешествий в Гималаи в социальных сетях

Путешествие в Гималаи — видео

Путешествие в Ладакх видео

Путешествие в Бутан видео

Путешествие в Непал видео

Путешествие в Тибет видео

Хотите заказать тур по Гималаям?

Вы можете сделать заказ тура в Гималаи (любая страна на ваш выбор) прямо сейчас в режиме он-лайн!

Счетчик PR-CY.Rank

Новые статьи: Путешествия и жизнь в Бутане

Варламов в Бутане

Варламов в Бутане

Пенисы тоже эякулируют

Пенисы тоже эякулируют

Прощание с ламой

Прощание с ламой

Простые люди бутанцы

Простые люди бутанцы

Женский монастырь

Женский монастырь

В этот раз не удалось загрузить информацию о блоге.

Свежие записи: Только Тантра — только хардкор!

Страсть

Страсть

Что такое страсть с позиции Тантры? Дакшина или Вама Марга? Левый или правый путь в Тантре самый правильный? Какие тантрические фальшивые секты существуют?

Тара

Тара

Описание Тары – Тара как Богиня в системы буддийской и индуистской Тантры. Какую роль играет Тара в Тантре?

Гимн 108 имен

Гимн 108 имен

Сто восемь имен Богини Чхиннамасты- прославление Чиннамасты через облики и благие качества.

Кират

Кират (англ. Kyrat, санскр. किरात, тибет. ཀྱ་རཧ) — вымышленное государство в игре Far Cry 4, расположенное в Гималаях, и граничащее с Индией и Китаем.

С 1987 по 2014 год государством правил деспотический самопровозглашённый король по имени Пэйган Мин.

FC4 Южный Кират FC4 Северный Кират FC4 Карта Кирата FC4 Карта Кирата регионы FC4 Passport Kyrat

  • 1 История
    • 1.1 Древние времена
    • 1.2 Приход британцев
    • 1.3 Гражданская война
    • 1.4 Кират под властью Пэйгана
    • 1.5 Десятки лет правления Мина
    • 1.6 Свержение Пэйгана Мина
    • 1.7 Правление Золотого пути

    История [ ]

    Древние времена [ ]

    В древние времена в киратской мифологии считалось, что бог Банашур сотворил мир, а его дочь Кира создала сам Кират. Древние киратцы верили в это, соблюдая все традиции. Около 500 года до нашей эры последователями Киры на юге Кирата в склоне горы был построен монастырь Чал Джама. Именно там ученье Киры впервые было перенесено на бумагу, а по древним легендам в монастыре богиня создала киратский язык. В мифологии Кирата среди разных божеств также существовал и отрицательный персонаж, демон Ялунг. Среди киратских легенд всем хорошо известна история о воине Калинаге и его странствии в Шангри-Ла. Через много лет в 1759 году в стране была построена легендарная арена Шанат.

    Приход британцев [ ]

    В 18-19 веках в Кират прибыли британцы и превратили его в свою колонию, которая впоследствии стала плацдармом для британского вторжения в Индию. В последующие годы экономика Кирата полностью зависела от добычи и экспорта золота, которую проводила компания «КЕО». После того как британцы покинули Кират, добывающий бум достиг своего пика. В 1950-х годах экономика Кирата переживала мощный подъём, своеобразный «экономический бум», и обеспечивали этот подъём две компании: 1) «Чай Киры», которая занималась выращиванием высококлассного чая на юге Кирата; 2) горнодобывающая компания «КЕО», которая занималась добычей золота на севере Кирата. Однако вскоре «КЕО» завершило свою работу и киратские шахты были заброшены.

    Гражданская война [ ]

    Монархия в Кирате продолжалась, однако вскоре в стране появились националисты, желающие свергнуть короля, и из-за этого в горном государстве началась гражданская война. В 1985 году националисты ворвались в королевский дворец посреди ночи и убили короля вместе с остальными членами семьи. В Кирате шла кровопролитная война между роялистами и националистами, но в 1987 году в страну из Гонконга прибывает некий Пэйган Мин с армией наёмников, который привёл с собой дальнего родственника убитого короля. Пэйган встал плечом к плечу с роялистами и дал им веру в то, что он поможет им переломить ход гражданской войны и восстановить монархию.

    В этом же году роялистам и людям Пэйгана вместе удаётся нанести победоносный удар по националистам и одержать долгожданную победу в этой гражданской войне. Захватив дворец, Пэйган Мин неожиданно для роялистов хладнокровно убивает юного наследника престола и объявляет себя новым королём Кирата. После этого сразу же началась бойня: люди Пэйгана тут же нападают на своих некогда союзников роялистов и убивают большинство из них. Горстке роялистов, в том числе и Мохану Гейлу чудом удаётся сбежать из дворца. С этого дня в Кирате начинается новый правительственный режим, правление короля Пэйгана Мина.

    Кират под властью Пэйгана [ ]

    Влияние Пэйгана Мина в Кирате росло с неимоверной скоростью, и в стране появилась Королевская Гвардия, в которую входили преданные королю люди, прибывшие сюда с ним из Гонконга. Для преданных же Мину и его идеям добровольцев была создана Королевская армия, куда быстро начали стекаться жители Кирата. Мохан Гейл вместе с остатками роялистов и противников режима Пэйгана создали повстанческое движение Золотой путь, чтобы бороться с Мином и освободить Кират от его правления. Поскольку наследник престола был убит, Мохан планировал, что после победы над Мином пост главы государства под управлением регента займёт Тарун Матара. В мифологии Кирата она считалась воплощением Киры и живой богиней, символом добра и нерушимости традиций. Гейл планировал сделать много чего в Кирате после победы Золотого пути, но движение в основном терпело только поражения. Королевскими войсками тем временем командовала Юма Лау, жестокая и беспощадная сводная сестра Пэйгана, прибывшая сюда вместе с ним из Гонконга.

    Весь Кират принадлежал королю Пэйгану Мину, Королевская Гвардия распространялась в северной части страны, а Королевская армия в южной. Пропаганда была на высшем уровне: из колоколен были сделаны государственные радиовышки, были построены «Центры пропаганды», изготовляющие агитационные плакаты и тому подобное. В Кирате воцарил наркобизнес, ведь на территории страны имелись лишь опиумные поля, замаскированные под «Чай Киры» и некогда заброшенный кирпичный завод.

    В 1988 году Мохан Гейл решает внедрить свою жену Ишвари вместе с грудным сыном Аджаем в королевский дворец шпионить за Пэйганом, но всё проходит не совсем по плану. У Ишвари и Пэйгана начинается роман, и что-то по словам Юмы в тот момент изменило некогда грозного короля, сделало его слабым. В 1989 году у Мина и его возлюбленной рождается дочь Лакшмана, из-за чего Мохан окончательно теряет рассудок в порыве своего гнева и ярости. В 1990 году Мохан Гейл убивает маленькую дочь Мина, за что Ишвари в отместку убивает его, а затем вместе с Аджаем покидает Кират и отправляется в США. После смерти Мохана лидерами Золотого пути стали два человека, Сабал и Амита, у которых неоднократно происходило соперничество.

    Десятки лет правления Мина [ ]

    Мин с купюрой

    К 2014 году Кират всё ещё контролировался королём Пэйганом Мином, а почти полностью уничтоженный Золотой путь находился в единственном безопасном для себя месте, деревне Банапур на юге страны. По всему государству из самых разных мест были сделаны аванпосты королевских солдат, а также присутствовали четыре крепости, не считая главную королевскую.

    Помимо Пэйгана и его правой руки Юмы, в стране были такие личности, как Пол Хармон, известный всем, как «де Плёр». Близкий друг Пэйгана Мина и губернатор Кирата, расположившийся в особняке в горах, и иногда веселясь в Городе Боли, где царила жестокость. На недавно восстановленной арене Шанат происходили бои под руководством Нур Наджар. Кто бы что не говорил про Нур, но она всего лишь жертва, которой суждено выполнять приказы Пэйгана из-за шантажа убийства членов её семьи, которых де Плёр убил уже давно.

    Единственный аэропорт в стране был закрыт Пэйганом Мином для поставок наркотиков и военных грузов. Всё радио принадлежало королевской пропаганде, однако сторонник Золотого пути, молодой ведущий Раби Рэй Рана продолжает транслировать свои сообщения, из-за чего разыскивается солдатами короля.

    Свержение Пэйгана Мина [ ]

    Спор С и А

    В 2014 году в Кират возвращается Аджай Гейл, который вернулся на родину вместе с прахом матери, чтобы выполнить последнюю её просьбу: «Верни меня к Лакшмане». Пэйган Мин узнал об этом и приказал королевским солдатам перехватить автобус, где они задержали Аджая и Дарпана, важного члена Золотого пути, который связался с Сабалом и вызвал помощь. Золотой путь во главе с Сабалом нападает на крепость де Плёра и спасает Аджая Гейла, приводя его в Банапур, где тот знакомится со вторым лидером Амитой. Два лидера всё продолжают соперничать и тянуть Золотой путь в разные стороны. Религиозный Сабал верит в Киру и Банашура и хочет вернуть Кирату былые традиции, а Амита же желает продвинуть Кират, но ради прибыли не отказываясь от наркобизнеса.

    Захват де Плёра

    Аджай Гейл вступает в ряды Золотого пути и начинает выполнять приказы лидеров, чтобы свергнуть короля Пэйгана Мина и освободить Кират от его долгого правления. Поскольку север находился в не доступа, Золотой путь принялся освобождать Кират с юга, и в итоге благодаря Нур Наджар удаётся захватить в плен Пола де Плёра. Однако когда она узнала, что губернатор уже давно покончил с её семьёй, Нур покончила жизнь самоубийством. После битвы на Королевском мосту члены Золотого пути пробираются в северный Кират, где Аджай Гейл убивает Эрика, двойника Пэйгана Мина, чьё лицо красовалось на банкнотах, плакатах и золотой статуе в королевской крепости. После такого формального покушения, Пэйган Мин бросает вызов Золотому пути и предлагает им встретиться с его правой рукой Юмой Лау. Аджай Гейл убивает Юму в жестокой схватке, а затем устраняет одного из командиров Золотого пути, ведь лидер в движении должен быть один.

    После освобождения юга и севера, Золотой путь нападает на королевскую крепость и захватывает её, уничтожив при этом золотую статую Пэйгана Мина. Далее Аджай Гейл в одиночку приезжает в королевский дворец и разбирается с самим королём Пэйганом Мином, оставив прах своей матери рядом с прахом Лакшманы.

    Правление Золотого пути [ ]

    Лидер Золотого пути становится новым правителем всего Кирата, но Министерство социальной гармонии и выжившие солдаты прежнего короля всё ещё верны Пэйгану Мину и готовы бороться с новым правительством.

    Географические данные [ ]

    Кират расположен в Гималаях на границе между Китаем и Индией. Государство условно разделёно на две части и отделено со всех сторон высокой горной грядой. Южный Кират и Северный Кират соединяются между собой узким ущельем и пересекающим его Королевским мостом.

    Карта тибета и гималаев на русском языке

    О Центре|Космическое мышление|Направления деятельности|Лекторий|Семинары|Публикации|Научные открытия|

    Кайлас – Тибет в свете космической эволюции человечества

    Научная работа:

    Сектор 4: Исток и пути расселения предков индоевропейских народов

    Опубликовано в:
    Мир Евразии: научный журнал
    (История, археология, этнография).
    — 2018. — № 1 (40). — С. 54–63.

    Владислав Соколов,
    кандидат философских наук, культуролог,
    старший научный сотрудник
    Объединённого Научного Центра
    проблем космического мышления
    Международного Центра Рерихов,
    лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих
    (г. Москва)

    Научные исследования и открытия Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха в Тибете

    Посвящается 90-летию научных открытий
    экспедиции Н.К. Рериха в Тибете

    Аннотация: Анализируются исторические и этнологические открытия Н.К.Рериха и Ю.Н. Рериха в Тибете, которые наметили богатые перспективы дальнейшего исследования кочевого прошлого и в целом древнейшей истории и культуры тибетского региона. Показан весомый вклад этих учёных в решение проблемы поиска источника и путей расселения предков индоевропейских народов.

    Ключевые слова: Рерих, Центрально-Азиатская экспедиция, Тибет, Гэсэр, мегалиты, звериный стиль, бон, кочевники, великие переселения народов, индоевропейцы.

    Несмотря на естественные преграды и суровые условия, Тибет всё же не остался на периферии важных культурно-исторических событий, чему есть немало свидетельств. Среди них загадочные вехи, оставленные кочевыми народами в районе Великих Озёр, а также на северотибетских нагорьях и в центральных областях Страны Снегов. Эти вехи, представленные мегалитическими памятниками, могильниками, своеобразным стилем в художественной орнаментике и т.д., таинственным образом связывали воедино огромные пространства евразийского материка.

    Можно упомянуть и крупные культурные влияния ближайших соседей – привнесение в Тибет буддизма (Непал, Китай, Хотан, Индия) и специфических художественных традиций (Индия, Непал, регион Хотана, в определённой мере — Монголия и Китай). Нельзя не сказать и о проникновении в Тибет с помощью великого Атиши учения Калачакры («Колесо Времени»), которое оказало большое воздействие на ламаистскую Азию. (Атиша (982–1054) — известный мудрец из Бенгалии, который способствовал продвижению буддизма в Тибете). Отметим и культурные влияния среднеазиатского кочевого мира на тибетцев-кочевников, что выразилось в сказаниях, вооружении и т.д. Среди тибетских гор находили укрытие от бурных политических событий различные центрально-азиатские племена и даже целые народы. Конечно, шёл и обратный процесс культурного обогащения: например, через уйгуров Ганьчжоу культура Тибета проникала в степи Монголии. Уже в XIII веке в Монгольской империи укреплял своё влияние тибетский буддизм. А пять веков спустя проповедники из Тибета появились на юге Сибири, в местах, где жили бурято-монгольские племена Забайкалья.

    Духовная сокровищница Тибета, малоизученность этого сурового края привлекали особое внимание исследователей, при этом поле серьёзных научных изысканий оставалось доступным для очень немногих. Их имена история науки сохранит навсегда. Прежде всего, это — основатель тибетологии как новой области науки, первый европеец, составивший словарь и грамматику тибетского языка, принесший знания, о которых европейские ученые не имели ни малейшего представления, венгерский санскритолог, востоковед и путешественник А.Чома де Кёреш (1784–1842). Это — Н.М. Пржевальский (1839–1888), чьи открытия прославили русскую географическую науку, и который из четырёх азиатских путешествий третье, в числе других областей, посвятил Тибету, а также был на его окраинах в первом и четвёртом путешествиях; Г.Ц. Цыбиков (1873–1930) — бурятский учёный, путешественник и востоковед, автор книги «Буддист-паломник у святынь Тибета» (написана на основе дневников почти трёхлетней экспедиции), труда, поставившего автора в ряды ведущих тибетологов мира; П.К. Козлов (1863–1935) — русский исследователь Центральной Азии; С.Гедин (1865–1952) — шведский учёный и путешественник; В.Фильхнер (1877–1957) — известный немецкий исследователь Тибета; Александра Дэвид-Ниль — французская исследовательница Тибета, написавшая несколько книг о своих путешествиях и о духовной культуре этого региона; А. Франке — один из лучших знатоков памятников Западного Тибета, а также тибетского добуддийского народного эпоса и др.

    Значительный вклад в изучение культуры тибетского региона внесла семья Рерихов. Их изыскания были очень многогранны: освещение проблемы больших и локальных школ тибетского изобразительного искусства, особенностей их стиля, глубокие лингвистические и историко-культурные исследования, изучение монашеской культуры, добуддийской веры бон, быта кочевых племён и мегалитических сооружений. В данной работе будет сконцентрировано внимание на основных научных открытиях, сделанных Рерихами в Тибете и касающихся преимущественно древней кочевой культуры тибетских нагорий, а также имеющих прямое отношение к важной проблеме поиска источника и путей расселения предков индоевропейских народов.

    В 1920-е годы через просторы Внутренней Азии шёл большой караван научной экспедиции, которую вёл крупный русский историк и археолог, мыслитель и художник Николай Константинович Рерих. Вместе с ним постоянно на маршруте была его жена — выдающийся философ, учёный Елена Ивановна Рерих, которая изучала культуру Востока, древнее и современное состояние религий, писала книги, собирала уникальные легенды и сказания. Е.И. Рерих наравне с мужчинами преодолела все трудности пути и внесла огромный вклад в решение задач, стоявших перед экспедицией. Третьим постоянным участником маршрута был старший сын Рерихов — Юрий Николаевич, в то время молодой, талантливый учёный-востоковед и лингвист, знавший помимо европейских ряд восточных языков, в том числе диалекты Тибета. Благодаря этому участники экспедиции не нуждались в переводчике и могли вступать в необходимые контакты с местными жителями, что было крайне важно для научной работы. Кроме того, Ю.Н. Рерих отвечал за охрану каравана, без чего продвижение по безлюдным тропам Внутренней Азии, и особенно по территории Тибета, где разбойничьи нападения были нередки, было бы просто невозможно. Эта экспедиция, продолжившая славную традицию русских путешественников, получила название Центрально-Азиатской. Маршрут её отличался повышенной сложностью и необычайной протяжённостью: с 1924 по 1928 год он покрыл огромным кольцом область от Гималаев на юге до Алтая на севере. Несмотря на весомый вклад в мировую науку, на родине путешественников экспедиция долгое время оставалась практически неизвестной широким кругам в силу идеологической политики руководства страны того времени.

    Е. И. Рерих и Ю.Н. Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции
    Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих
    в Центрально-Азиатской экспедиции
    Карта полного маршрута
    Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов
    (1924-1928 гг.)

    Н.К. Рерих. Путь на Тибет

    Проход экспедиции Н.К. Рериха через Большой Тибет (осень 1927 – весна 1928 года) явился её особой страницей по ряду причин. Во-первых, пересечение Тибетского нагорья с севера на юг с проходом через Трансгималаи и Гималаи было осуществлено впервые и в целом явилось одним из триумфов русских исследований Внутренней Азии. К тому же экспедиция прошла в тех местах, которые никогда ранее не посещали путешественники из Америки и Европы, — это район южных берегов тибетских Великих Озёр. Во-вторых, в Тибете Рерихами были сделаны важные научные открытия, связанные с его далёким кочевым прошлым. И, наконец, в-третьих, тибетский период оказался самым трагическим для экспедиции, но в то же время героическим для её участников: пребывание в регионе выпало на очень суровое время, как в плане климата, так и социально-политических событий.

    Н.К. Рерих. Чантанг. Северный Тибет

    Необходимо учитывать, что в то время Тибет являлся зоной английских интересов, чем были обусловлены многие препятствия, внезапно возникавшие на пути каравана. Чиновники от британской разведки в союзе с тибетскими властями сыграли крайне негативную роль в истории экспедиции: караван был насильно задержан, и ему пришлось зимовать на высокогорном плато Чантанг при входе в Тибет (бассейн реки Нагчу, урочище Чунаркэн). (Собственно Чантангом, или Северо-Тибетским нагорьем, в широком смысле именуется одна из географических областей Тибетского нагорья, расположенная между хребтом Аркатаг на севере и Трансгималайской системой гор на юге. Трансгималаи — малопроходимая горная стена, отделяющая Северо-Тибетский бассейн от Южного Тибета (бассейн Сатледжа и Брахмапутры); на западе подходит к Ладакскому хребту в районе Кайласа). Это было неравное противостояние научной экспедиции и английских властей. В результате экспедиционный состав обрекался на голод в условиях сильного холода, который быстро наступал на унылые и пологие горы Чантанга — наиболее сурового района Азии. На высотах около пяти тысяч метров, при том, что температура опускалась до –55 ° С, в летних палатках, в районе, где даже привыкшим местным жителям было сложно вынести такие зимы, экспедиция провела пять месяцев. Забегая вперёд, отметим, что её участники всё же выстояли, но ценой больших потерь: несколько человек погибло от болезней сердца и пневмонии. Эта задержка очень тяжко отразилась и на сердце Елены Ивановны; как вспоминал Ю.Н. Рерих, было просто чудо, что она дошла до Индии. Кроме того, от голода пали девяносто из ста десяти караванных животных.

    Н. К. Рерих. Монастырь Шаруген. 1928

    Несмотря на столь сложные условия, научная работа не была остановлена. Юрий Николаевич занимался сбором материала о хорпах — кочевниках, говорящих на архаичном наречии тибетского языка. В Шаругене, в монастыре древней добуддийской веры бон, учёным было открыто обширное собрание рукописных текстов. Часть рукописей имела отношение к бонской версии героического эпоса о великом царе Гэсэре, который Ю.Н. Рерих слышал от тибетских кочевников. Учёный дал подробное описание обширного района распространения героического эпоса о царе Кэсаре (тибетское звучание имени; в монгольской версии — Гэсэр), в основном это области, где проживают кочевые племена: Северо-Восточный (Амдо) и Восточный (Кам) Тибет, великое Тибетское северное нагорье, или Чантанг; Западный Тибет (район Кайласа, Ладакх, Занскар, Рупшу, Лахул-Гаржа, Спити); Сикким и Бутан; Наньшань, район Кукунора и, конечно, Монголия. Весть о великом герое распространялась и дальше, захватывая Бурятию, а по свидетельству Н.К. Рериха, имя Гэсэра дошло до Волги (Астрахань) [1, с. 98]. Дух героизма, укоренившийся в сознании народов, проживавших на этих обширных территориях, черпал силу в мощном и во многом таинственном образе царя-героя, имя которого невидимо объединяло и питало их сердца.

    Гэсэр. Монголия. XIX в.

    Имя великого Гэсэра неоднократно встречается в работах Н.К. Рериха, отмечавшего важные вехи народной памяти и светлых устремлений, связанные с этим образом. Красивые и величественные названия песен, удивительные древние пророчества, особые знаки на высоких скалах, храм, выстроенный на месте явления Авалокитешвары (Авалокитешвара — в северном буддизме величайший Бодхисатва, считающийся спасителем и освободителем), наконец, сами сказания свидетельствовали о непреходящей значительности всего, что связано с Гэсэром. Есть и немало таинственных сюжетов и сопоставлений, которые осторожно проходят в путевых дневниках Н.К. Рериха. Имя Гэсэр-Хана в рассказах жителей Ладакха стоит рядом с легендарной Заповедной Страной Шамбалой; он, водворяющий всеобщую справедливость, имеет много общего с Владыкой этой Страны — Ригден-Джапо. В записях Н.К. Рериха свидетельства о Гэсэре соседствуют с упоминанием о разнообразных изображениях Майтрейи — грядущего Будды, почитаемого от Цейлона до Сибири. И Майтрейю, и Гэсэра — ждут, каждый по-своему.

    Н. К. Рерих. Приказ Ригден Джапо. 1927

    Датировку эпоса о Гэсэре, по свидетельству Ю.Н. Рериха, установить невозможно. Можно лишь назвать приблизительное время завершения его оформления, однако основное ядро Гэсэриады может быть достаточно древним. Ю.Н. Рерих определил место происхождения этого эпоса — северо-восток Тибета в среде тангутских и тибетских племён. Эволюция эпоса сложна, так как существуют его рукописные версии (в некоторых ярко выражены буддийские элементы), есть и сокращённая печатная разновидность эпоса, есть и устные его версии, где подмешан местный фольклор. Сама же фигура легендарного освободителя также сложна и многослойна. Помимо мифологического аспекта, в рамках которого Гэсэр и его супруга Бругума близко связываются с древними божествами земли, существует аспект исторический, в котором перед нами предстаёт великий воин, правивший в былые времена в Северо-Восточном Тибете.

    Памятник Гэсэру. Улан-Удэ. Бурятия

    Цикл легенд о короле Гэсэре принадлежит к одной из форм древней веры Тибета — бон. Это ранняя, первая, форма бон, где существовало поклонение природе, богам неба и земли, солнца и луны, звёзд и четырёх стран света. Здесь сказания о Гэсэре приобретали мифологический характер (см.: [6, с.496]). Другая форма бон, как отмечает Ю.Н. Рерих, реформированный бон (приспособленный к буддизму), очень сложна, так как включает и всех божеств Ваджраяны — тантрического буддизма (в основе которого стоял Падма Самбхава — духовный учитель одной из ранних школ тибетского буддизма, VIII век), и также включает собственный пантеон божеств.

    Служители древнейшей формы бон (первой формы) не принадлежали к оседлым общинам, они странники, которые не имеют своих монастырей; их святые места представляли собой алтари — просто грубые камни или памятники типа менгира или кромлеха — либо под открытым небом на горных вершинах, либо в особых пещерах. Это обнаруживает сходство с верованиями и способом поклонения, существовавшими, например, у древних германских племён, которые почитали солнце, луну, огонь, а вместо храмов посещали священные рощи или горные вершины.

    Н.К. Рерих. Храм Бон-по (Монастырь Шаруген). 1928

    Надо сказать, что Юрию Николаевичу было очень непросто собрать информацию о бон-по, и одна из причин этого заключалась в упорном нежелании самих знатоков доктрины поделиться информацией с иностранцем. Потребовалось три месяца (во время пребывания экспедиции в местности Хор), чтобы Ю.Н. Рерих завоевал доверие некоторых служителей бон-по и был допущен в их библиотеки. Изучение первобытной доктрины бон и связанных с ней мест поклонения, отмеченных мегалитическими памятниками, приоткрывало перед наукой новые страницы древнейшего периода истории евразийского материка. Юрий Николаевич писал: «Бон — это синкретическое учение, в котором древние формы шаманистических идей высокогорной Азии переплелись с поверьями и ритуалами поклонения силам Природы первобытного населения Северо-Западной Индии. Восходит ли этот первобытный культ к индоевропейской древности, или, как я склонен считать, к доарийскому пласту населения, ещё трудно решить определённо» [6, с. 495]. Нельзя исключать, что говоря об истоках такой древнейшей доктрины, как бон, мы вполне можем погрузиться в необыкновенные глубины истории…

    Н. К. Рерих. Скалы Ладака. 1933Не менее захватывающе звучат и слова Н.К. Рериха, который, выявляя два главных типа изображений Ладакха, Лахула и всех нагорий Гималаев (первый тип — буддийский), записывал: «Другой тип изображений, дошедший из времён более древних, в связи с добуддийским бон-по и прочими культами огня, ещё более увлекателен по своей загадочности, по своему своеобразному друидизму, так интересному в связи с изучением великих переселений» [4, с. 184]. Николай Константинович определил главный сюжет этих изображений – им оказался горный козёл, содержавший в себе символику огня. Кроме этого, встречались изображения солнца, руки, танцев, ритуальных фигур и пр. Эти сюжеты Н.К. Рерих отобразил на своих полотнах как важную веху в изучении великих переселений. Например, это такие картины, как «Скалы Лахула (Знаки Гесэра)», «Скалы Ладака». Обратим внимание на подназвание одной из этих картин — «Знаки Гесэра». Н. К. Рерих. Скалы Лахула (Знаки Гэсэра). 1935-1936На ней изображена скала с различными петроглифами, но преобладают среди них горные козлы. Ведь те же изображения горных козлов, лучников, хороводов, которые Николай Константинович относил к неолиту и которые особенно привлекли его внимание как историка, были встречены им на скалах по пути из Кашмира в Ладакх, на скалах в Синьцзяне (район оазиса Санджу), Сибири, в Трансгималаях и даже в Скандинавии (см.: [3, с. 16]). Всё та же «сочная техника» неолита.

    Н. К. Рерих. Меч Гессэр-хана. 1931С Гэсэром связан ещё один значительный знак, увиденный Рерихами опять же в Лахуле, в древнем урочище Карга. Среди многочисленных наскальных рисунков баранов и лучников было встречено изображение меча. Н.К. Рерихом задумывалась картина «Меч Гессар-Хана», в которой художник ставил ещё одну важную веху пути великих движений народов. Николай Константинович сделал такую очень интересную запись: «Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям, к переселению народов ведёт этот меч… Тут же и легенда о воинах Гессар-Хана, пришедших издалека и осевших здесь. Они же принесли и первую косточку персика. Конечно, это не монголы, дошедшие до Лахуля в семнадцатом веке… Народная память бережёт что-то гораздо более древнее и значительное» [4, с.182]. Особый интерес в этом фрагменте вызывает упоминание кельтов при соотнесении форм меча, увиденного в изображениях в Лахуле. А ведь Лахул — это в районе Западных Гималаев: крайний Северо-Запад Индии! АтишаТакже, при открытии менгиров и кромлехов в Трансгималаях Н.К. Рерих делает запись о доисторических друидах (кельтских жрецах). Итак, — следы древнейших жителей Западной Европы в районе Гималайской гряды… Это было смелое, особенно для своего времени, наблюдение. И как со всем этим связан легендарный Гэсэр, пришедший с воинами в Лахул издалека? И из каких земель занесён персик? Что-то древнее и значительное, как записывал Николай Константинович…

    Здесь важно отметить, что современной официальной исторической науке почти ничего не известно о формировании кельтского этноса и культуры. Существует распространённая точка зрения, согласно которой протокельты на территории Европы связываются с так называемой древней культурой шнуровой керамики и боевых топоров, которая возникает в

    Кельтские воины. Реконструкция

    III тыс.до н.э. Далее называют культуру курганных погребений. Затем, существует предположение относительно того, что кельты стали преемниками или наследниками двух культур: или так называемой культуры полей погребальных урн бронзового века (пришла на смену культуре курганных погребений), которая фиксируется археологами в регионах к северу от Альп — это время, начиная со II-го тыс. до н.э.; или культуры эпохи Гальштата позднего бронзового века — века железа (1200–450 гг. до н.э.); первоначальной территорией гальштатской культуры выступает верховье реки Дунай.

    При этом подчеркнём ещё раз, что доподлинные пути генезиса кельтов остаются «белым пятном» в исторической науке, как и та территория, где первично происходило формирование традиций и мироощущения кельтских племён (или их единого предка). Понятно, что та территория в Центральной Европе, которая принимается ныне как первоначальный регион расселения кельтских племён — это лишь рабочая версия. К слову, существует предположение, по которому прародина протокельтов находилась на территории современных Северной Индии, Ирана, Афганистана. Согласно другой версии — это острова на севере. Здесь весьма плодотворным было бы обратиться к тем открытиям, которые сделаны в Тибете Николаем Константиновичем и Юрием Николаевичем Рерихами.

    Н. К. Рерих. Три меча. Этюд. 1932

    Постепенно складывалась картина путей отважных переселенцев древности. Н.К. Рерих считал, что в таких областях, как Ладакх, Дардистан, Балтистан, Лахул, Трансгималаи, частично Персия, юг Сибири (Иртыш, Минусинск), существует множество похожих по технике изображений, которые напоминали «скалы Богуслана и изображения остготов и прочих великих переселенцев» [4, с. 184].

    Ладакх. Древние петроглифы у Кхарбу. Фото Л. В. Шапошниковой. 1970-е гг.Итак, всё оказалось каким-то таинственным образом связано: цикл легенд кочевников о короле Гэсэре, отображённый в бонской литературе; мегалитические памятники, найденные экспедицией в области Великих Озёр Тибета и относимые к священным местам поклонения приверженцев доктрины бон (об этом подробней будет сказано далее); круторогие козлы из наскальных рисунков эпохи неолита; символика огня. Эти знаки далёкого прошлого объединяли огромные культурные пространства от Гималаев до Атлантики. Причём они особенно заявили о себе в веке двадцатом, когда разъединение человечества дошло до своего предела, когда с особой остротой противопоставились друг другу два цивилизационных полюса — Восток и Запад. Это противостояние продолжается и в начале XXI века. Поэтому, единство в прошлом, его свидетельства и возможные механизмы привлекали особое внимание Рерихов, думавших о будущем культурном обмене и единении. Несомненно, оно будет складываться на новых основаниях, продиктованных временем, но сам принцип, сам, как писал Ю.Н. Рерих, «священный огонь культурного единения» [7, с. 27], оставался, в сущности, одной из непреходящих основ, которые временами уходят из поля внимания человечества, но которые могут заново возрождаться. Н.К. РерихПредставим себе: если научная и широкая общественность обратит серьёзное внимание на открытия Рерихов, которые подводят нас к пониманию, что вышедшие из глубин Азии в глубокой древности народы затем осели в Европе, то постепенно мы придём к осознанию надуманности и неестественности противостояния тех же Запада и Востока. Но надо посмотреть на эту проблему глубоко. Это ведь не противостояние культур, а именно разъединение, возникшее на основе бескультурья!

    Также надо подчеркнуть, что факты, собранные Рерихами, свидетельствовали о важнейшей роли, которую играли в мировом историческом процессе евразийские кочевники, что опровергало идеи европоцентризма, согласно которым история Европы выступала своеобразной точкой отсчёта в истории человечества.

    Кроме того, необходимо сказать и о том, что Рерихи рассматривали сам культурно-исторический процесс как явление космическое, явление, которое взаимодействует с космическими ритмами. Как отмечает в одном из своих исследований Людмила Васильевна Шапошникова, «Н.К. Рерих считал древние передвижения народов космическим явлением, благодаря которому люди набирали новую энергетику, нужную для очередного эволюционного витка» [9, с. 304]. В свою очередь Юрий Николаевич, говоря о причинах великих народных сдвигов, отмечал, что это было обусловлено не поиском новых пастбищ, как часто принято считать. Здесь более глубокие причины.

    Предметы «звериного стиля». Бронза из коллекции семьи Рерихов

    Вернёмся непосредственно к открытиям Рерихов. Период зимовки экспедиции на Чантанге, помимо изучения хорпов, а также книг бон-по, был ознаменован ещё одним значительным научным открытием: в орнаментах и убранстве оружия кочевников северного нагорья Тибета был обнаружен знаменитый «звериный стиль» (найденный экспедицией и у кочевников Центрального Тибета). Этот стиль принадлежал евразийским кочевникам и был широко распространён от Придунайских областей и Чёрного моря до Сибири и Китая. Рерихи были первыми и единственными учёными, обнаружившими «звериный стиль» в Тибете, таким образом, значительно расширив уже известный ареал подобных находок. Юрий Николаевич записывал: «Все эти находки ясно говорили о древней связи кочевого Тибета с великим искусством Средней Азии» [5, с.32]. Носителями этого искусства были иранские племена.

    Л. Р. Цесюлевич. Юрий Рерих. 2012

    Ю.Н. Рерих предполагал, что сохранение «звериного стиля» среди тибетских кочевников Хор объясняется присутствием «иностранной примеси». Речь идёт ещё об одном уникальном открытии Рерихов, касающемся внешнего облика хорпов, живущих севернее хребта Тангла. Среди них часто встречался кавказский тип, некоторые из мужчин обнаруживали явное сходство с европейцами. Ю.Н. Рерих писал о том, что в этническом типе современных кочевников Хор наиболее выделялся тип, который свидетельствовал о значительной примеси иранской или скифской крови [5, с. 32].

    Кочевник с Чантанга. Фото Л. В. Шапошниковой. 1970-е гг.

    У Н.К. Рериха мы также встречаем запись относительно некоторых европейских типов в Северном Тибете. Перед описанием явно европейской внешности некоторых хорпа Николай Константинович вспоминал камни алтайских «чудских» могил, где прошли готы, оказавшие культурное влияние на всю Европу. Такие же могилы были встречены экспедицией в Трансгималаях. Там же были найдены места древних святилищ, которые вызвали у Николая Константиновича ассоциации с солнечным культом друидов. Кроме того, он отмечал сходство мечей жителей Трансгималаев с оружием из готских могил южно-русских степей, а пряжек тибетских племён с фибулами из готских погребений. «И почему Лхаса когда-то называлась Гота [согласно миссионерским хроникам]? И откуда название племени — готл? Откуда, куда и как двигались гонимые ледниками и суровыми моренами прародители готов? Нет ли в застывшем обиходе северян-тибетцев древних черт их ушедших собратий? Удивительно: один хорпа напоминает Мольера, другой годился бы для типа д’Артаньяна, третий похож на итальянского корсара, четвёртый с длинными прядями волос близок портрету Халса или Паламедеса… Не будем бояться сопоставлять то, что ярко бросается в глаза» [1, с.310]. Он обращал внимание на древние развалины храмов Кашмира, очень напоминавших основы аланских построек, которые развились в формах романского стиля. Николай Константинович приводит сообщение об иноземных строителях кашмирских храмов, при этом здесь обнаруживаются знаки, указывающие на присутствие готских племён.

    Карта тибетского маршрута (1928 г.) Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов

    Н.К.Рерих, накапливая фактический материал и не спеша с окончательными выводами, предлагал учёным новые данные, расширявшие рамки прежних взглядов на проблему расселения индоевропейских народов. Кроме всего прочего, это можно отнести к готам, германским племенам, источник расселения которых историческая наука ещё не так давно относила лишь к Скандинавии.

    Очередным открытием Рерихов, относящимся к древним памятникам кочевого Тибета, явились погребения Северного Тибета (Ю.Н. Рерих при этом отмечал, что современные кочевники Тибета совершенно не знают погребения как такового), относящиеся к типу «каменных могил». Они оказались аналогичны каменным могилам Северной Монголии, Забайкалья и Алтая. Ю.Н. Рерихом было отмечено, что могильники северотибетских нагорий напрямую связаны с могилами в Ладакхе (Малый Тибет). Также определено, что каменные погребения в Тибете принадлежат древнему длинноголовому кочевому народу периода, предшествовавшего VII веку. «…Район распространения каменных могил, — писал Ю.Н. Рерих, — совпадает с районом распространения мегалитов и находок предметов в “зверином” стиле, а также характерных бронзовых наконечников стрел» [5, с. 25].

    Н. К. Рерих в экспедиции

    После героической зимовки на Чантанге, несмотря на тяжёлые потери, экспедиция вошла в Тибет. Страна Снегов принесла самые интересные находки. Караван шёл на Сикким, но особым окружным путём, не известным ни одной европейской экспедиции и почти незнакомым географической науке. Это был путь паломников из Нагчу на запад, к священной горе Кайлас. Юрий Николаевич отмечал, что это один из путей расселения предков тибетских племён — древних кочевников. «Эти кочевые племена, — писал Юрий Николаевич, — сдвинутые со своих кочевий в области Коко-нора и верховий Жёлтой реки, принесли с собой свою исконную кочевую культуру, племенной эпос, а также кочевое искусство с характерной “звериной” орнаментикой» [5, с. 24]. На этом священном пути экспедицией был обнаружен ряд интереснейших археологических памятников (см.: [6, с.571–576]). В первую очередь, — это мегалитические памятники (открыты 22 марта 1928 г.), найденные в узкой долине, расположенной примерно на тридцать миль к югу от солёного озера Панггонг-Цоча; место носило название Доринг, или «Одинокий Камень». Это открытие настолько значимо, что мы далее остановимся на нём отдельно. На следующий день, 23 марта, была обнаружена другая группа мегалитических памятников — место культа в виде трёх менгиров с каменными плитами, которые расположены в форме квадрата. Затем, в этот же день (23 марта) в некотором удалении от данного памятника, Н.К. Рерихом в местности, называемой Ратри (местность находилась в двадцати двух милях от Доринга), было обнаружено несколько могильников, которые, как записывал Юрий Николаевич, вероятно, относились к эпохе неолита [6, с.576]. Эти могильники имели квадратную ограду из камней; каждое захоронение ориентировано с востока на запад, а его восточную оконечность венчала большая глыба. Ю.Н. Рерих полагал, что эти могильники «принадлежали к той же эпохе, что и открытые экспедицией мегалитические памятники» [6, с.576]. Интересен и тот факт, что местное население вообще ничего не знало о существовании этих могильников.

    Ю. Н. Рерих. Мегалитические памятники. Доринг. Тибет

    Происхождение мегалитических памятников, обнаруженных экспедицией, не имело отношения к культуре проживающего там местного населения. Такие артефакты древней культуры, как менгиры и кромлехи к югу от Великих Озёр Тибета, были первыми мегалитами, открытыми Рерихами к северу от Гималайских гор. Надо сказать, что экспедиция Н.К. Рериха открыла ещё в ряде мест, расположенных к югу от Великих Озёр, сооружения, аналогичные мегалитическим памятникам в Доринге. Это — Ратри, Лап-чунг и Тсук-чунг в Трансгималаях. «Все открытые мегалиты, — пишет Юрий Николаевич, — построены по одному и тому же плану: кромлех — ряды менгиров — каменная фигура стрелы» [7, с. 39]. Приведём ещё и такое важное замечание Ю.Н. Рериха: «Интересно отметить, что большинство открытых мегалитических памятников встречается вдоль великого паломнического пути, проходящего южнее Великих Озёр и ведущего к горе Кайлас, обители богов, и к святым местам на непальской границе» [6, с. 574].

    Вернёмся к мегалитическим памятникам Доринга, которые имели отношение к добуддийскому Тибету. Если говорить о Тибете, то данные памятники были первыми, обнаруженными на его территории. (Ю.Н. Рерих пишет: «До сих пор было открыто только несколько святилищ первобытной религии Бон. Это главным образом неотёсанные каменные алтари, или лха-со» [6, с. 385]. Как отмечает Юрий Николаевич, некоторые из подобных святилищ были найдены в западном Тибете, они были изучены доктором А. Франке). Это были восемнадцать параллельных рядов (каждый ориентирован с востока на запад) менгиров. Западный конец этой всей группы камней увенчан кромлехом: два концентрических круга камней, в центре внутреннего кромлеха возвышались три менгира, перед каждым из которых был размещён алтарь. Это очень напоминало знаменитые мегалитические сооружения Карнака в Западной Европе: оба памятника, по свидетельству Юрия Николаевича, были построены по одному и тому же плану. Николаем Константиновичем и Юрием Николаевичем Рерихами была сделана попытка выяснить культовую принадлежность тибетских мегалитов, чему способствовала такая важная деталь памятников, как знак стрелы. Дорингские мегалиты с востока были увенчаны выложенной из каменных плит огромной стрелой, конец которой был сориентирован на ряды менгиров, то есть на запад. Ю.Н. Рерих указывал, что символ стрелы занимал в древнем Тибете важное место в культе солнца и небесного огня (изображался в виде молнии). В то же время учёный подчёркивал, что «стрела иногда символизирует царя Гесэра, чья связь с древним культом Природы была убедительно доказана д-ром Франке» [6, с. 572]. В целом Юрий Николаевич пришёл к важному научному заключению, что всё мегалитическое сооружение Доринга было посвящено некоему природному культу, скорее всего, солнцу, которое и символизирует фигура стрелы.

    Карнакские камни. Мегалиты в р-не г. Карнак. Бретань, Франция

    Стрела направлена с востока на запад… Это также общее направление происходившего в глубокой древности великого переселения народов. Их путь следовал за солнцем, их культ распространялся на Запад. А сами ряды менгиров словно символизируют собой стройные дружины древних переселенцев…

    Н. К. Рерих. Дружина Гессар-хана. 1931

    У Н.К. Рериха есть картина, которая называется «Дружина Гессар-хана» (1931 г.). Сама дружина, продвигаясь по сложным дорогам горной местности, наполовину скрыта среди холмов и предгорий. Самым же ярким объектом картины, размещённым почти в середине полотна, является белая зигзагообразная полоса реки или ледника, которая, если внимательно присмотреться, имеет явные черты стрелы (или молнии). Выше уже говорилось о том, что Ю.Н. Рерих отмечал символизм стрелы в отношении царя Гэсэра, или по-тибетски Кэсара.

    Н. К. Рерих. Каракиргизы

    Другой интересный момент. В кельтских преданиях повествуется о том, что в очень давние времена на остров, который ныне именуется Ирландией, первым переселяется племя Кессар. В данном контексте стоит привести такой факт. В Китае — в Синьцзяне и Ганьсу — археологами были обнаружены мумифицированные останки около пятисот человек, которые сохранились до нашего времени благодаря сухому пустынному климату. О точной датировке пока сложно говорить, так как площадки этих раскопок охватывают довольно широкий временной период: 1800 г. до н.э. – последние века до н.э. Здесь важно отметить другое: внешний вид определённой части этих останков (рост мужчин превышает 1,8 м, светлые волосы и кожа) натолкнул учёных на предположение, что в этих местах проходили носители индоевропейских языков. Особенно интересно то, что ряд мумифицированных тел одет в одежду, которая схожа с ирландской II тыс. до н.э. — изделия из шерстяной ткани в клетку. Надо сказать, что эти места издревле пересекали древние караванные пути, в частности, речь идёт о маршрутах Шёлкового пути, форпостами которого были оазисы пустыни Такламакан. (См.: [11, с. 33]). И ещё один факт. Существует сходство в обрядах друидов Ирландии и браминов Индии. Это сходство, кстати сказать, объясняется данными такой новой науки, как ДНК-генеалогия, которая, основываясь на своей методике, может довольно точно определить принадлежность той или иной культуры к какому-либо древнему народу (в данном случае речь идёт об арийских народах). К слову, подобными данными той же ДНК-генеалогии объясняется и сходство в погребальных обрядах, существующих в Европе, Северном Кавказе и на Алтае. (См.: [10]).

    Карнакские камни. Мегалиты в р-не г. Карнак. Бретань, Франция

    Н.К. Рерих, называя мегалиты Доринга «несомненным знаком друидической древности» [1, с. 310], так писал об этой удивительной находке: «…Как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Карнак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспоминали свою далёкую родину. Древнее Бонпо может быть как-то связано с этими менгирами. Во всяком случае это открытие завершило наши искания следов движения народов» [3, с. 50]. Николай Константинович был убеждён, что древние менгиры Тибета связаны с менгироподобными камнями на горных перевалах Лахула (отображены в его картине «Менгиры в Гималаях») — местности, отмеченной, как уже говорилось выше, характерным для многих сарматских и кельтских древностей изображением меча.

    Н. К. Рерих. Менгиры Гималаев. 1932

    Также необходимо сказать о следующем. Выше было сказано о том, что всё мегалитическое сооружение Доринга было посвящено, скорее всего, солнцу, которое символизирует фигура стрелы. В этой связи заметим, что культ солнца очень древний и был, например, распространён у арийцев. Так, Ю.Н. Рерих предполагал, что религиозная реформа Аменхотепа IV, или Эхнатона, представляла собой, как он пишет, «отголосок арийского культа солнца, занесённого ко двору Египта митаннийской княжной, матерью Аменхотепа III» [8, с. 98]. Как отмечает Юрий Николаевич, те новые веяния, которые достигли кульминации в данной религиозной реформе Эхнатона, появились в Египте с начала II тысячелетия до нашей эры (около 1800 г. до н.э.), когда на Египет произошло нашествие гиксóсов (основная масса которых, по свидетельству Ю.Н. Рериха, состояла, вероятно, из семитических племён [8, с. 444]). А в этом нашествии на Египет принимали участие и хеттские племена, которые, судя по всему, относились к индоевропейским племенам (см.: [8, с. 98–99]). Кроме того, упомянутая мать Аменхотепа III, с которой ко двору Египта был занесён арийский культ солнца, принадлежала к загадочному народу митанни, в среде которого, как отмечает Юрий Николаевич, присутствовало сильное арийское ядро.

    М. Потапов. Аменхотеп III

    Итак, оставленные переселенцами знаки свидетельствовали о былом культурном единстве. Они были выявлены Николаем Константиновичем и Юрием Николаевичем Рерихами в наскальных изображениях, «зверином стиле» в орнаментах и убранстве оружия, мегалитических памятниках, погребениях, вооружении, антропологических сопоставлениях, лингвистических параллелях, легендах кочевников и др. Эти знаки своим сходством объединяли очень удалённые и на первый взгляд не связанные между собой области евразийского материка; они намечали пути великих переселений народов, происходивших многие века назад и охвативших Тибет, Ладакх, Лахул, Кашмир, Северную Монголию, Алтай, Южную Сибирь, южнорусские степи, Северное Причерноморье, Скандинавию, Западную Европу. Причём область Гималаев, возможно, была начальным пунктом этих великих передвижений. Особенно важен тот факт, что в них были задействованы предки индоевропейских народов, о чём свидетельствовали многочисленные сопоставления, сделанные на маршруте экспедиции. Не случайно Н.К. Рерих считал Азию колыбелью народов. Он писал: «…Именно нагория Гималаев и Трансгималаев были одним из главных пунктов переселения народов, объединяя этим лучшие стили Запада, выдвигая скифику, напоминая о романском стиле и прочих незабываемых культурных сокровищах» [2, с. 54].

    Н. К. Рерих. Канченджанга

    Список библиографических ссылок

    1. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник / Н.К. Рерих. — Рига: Виеда, 1992.

    2. Рерих Н.К. Знамя Мира / ред.-сост. О.Н. Звонарёва. — М.: Международный Центр Рерихов, 1995.

    3. Рерих Н.К. Сердце Азии / Н.К. Рерих. — Минск: Университетское, 1991.

    4. Рерих Н.К. Твердыня пламенная / Н.К. Рерих. — Рига: Виеда, 1991.

    5. Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета / Ю.Н. Рерих. — М.: Международный Центр Рерихов, 1992.

    6.Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Пять лет полевых исследований с Центрально-Азиатской экспедицией Рериха / Ю.Н. Рерих / Пер. с англ. И.И. Нейч, А.Л. Барковой. — М: Международный Центр Рерихов, 2012.

    7. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы / Ю.Н. Рерих. — Самара: Издательский дом «Агни», 1999.

    8. Рерих Ю.Н. История Средней Азии / Ю.Н. Рерих. В 3-х т. Т. 1. — М.: Международный Центр Рерихов, 2004.

    9.Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции / Л.В. Шапошникова. — М.: Международный Центр Рерихов, 2011.

    10.Клёсов А.А., Пензев К.А. Арийские народы на просторах Евразии / А.А. Клёсов, К.А. Пензев. — М.: Книжный мир, 2015.

    11.Хансен В. Великий Шёлковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай – Согдиана – Персия – Левант / В. Хансен / Пер. с англ. С.А. Белоусова. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014.

    Vladislav Georgievich Sokolov
    PhD, Senior Researcher of the Unified Scientific Center for Space Thinking Problems
    of the International Centre of the Roerichs (Russia, Moscow),
    Helena Roerich International Prize winner

    NICHOLAS AND GEORGE ROERICHS’ SCIENTIFIC RESEARCHES AND FINDINGS IN TIBET

    Dedicated to the 90th anniversary of the scientific
    discoveries made by Nicholas Roerich’s expedition in Tibet

    Abstract: This article analyzes the historical and ethnological discoveries made by Nicholas Roerich and George Roerich in Tibet, which outlined rich prospects for further research of the nomadic past and, in general, the ancient history and culture of the Tibetan region. It reveals a significant contribution of these researchers to the issue of finding the source and ways of resettlement of the ancestors of the Indo-European peoples.

    Keywords: Roerich, Central Asian expedition, Tibet, Geser, megaliths, bestial style, bon, nomads, great migrations of peoples, Indo-Europeans.

    © 2001—2024 Международный Центр Рерихов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *