Когда появились азербайджанцы как нация
Перейти к содержимому

Когда появились азербайджанцы как нация

  • автор:

История Азербайджана

Тур «Знакомство с Кавказом»

Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа.

История Азербайджана

История Азербайджана

История Азербайджана

В III веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке — Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения. С принятием исламской религии в VII веке история Азербайджана претерпела коренной перелом. Ислам дал сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории. В конце XV — начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

История Азербайджана

История Азербайджана

История Азербайджана

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель Азербайджана в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после смерти Надир-шаха, управляемая им империя пала. Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства — ханства и султанаты.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения всех территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению. Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный – к Ирану.

История Азербайджана

История Азербайджана

История Азербайджана

28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР — Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 г Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года.

30 августа 1991 г . Азербайджан провозгласил независимость.

Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями

Азербайджанцы покорили мир своим пением, искусством ковроткачества и тамбурной вышивки. Народ, в котором сочетаются персидские и тюркские особенности, долгие годы считал себя единым, хотя и не имел собственного названия. Сегодня Азербайджан, более 90% населения которого состоит из древних «мусульман», яркое, самобытное и современное государство, в котором узкие мощеные улочки старого города Ичери-шехер соседствуют с небоскребами центра Баку.

Название

Топоним «Азербайджан», производным от которого именуется народность «азербайджанцы», имеет древние корни и происходит от названия государства Мидия Атропатена. Оно существовало с III века до нашей эры и располагалось на территории современного Ирана и юго-востока Азербайджана. В искаженном виде оно представляло собой среднеперсидское слово «Адербадган», от которого и произошло современное название государства и народа.

Ряд исследователей обнаруживает связь с личным именем Адарбадор, означающим в Мидии «хранитель огня» или «храм огня». Эта версия подтверждается тем, что в регионе был развит зороастризм, культ которого предполагал наличие храмов с негаснущими огнями.
Примечательно, что сами азербайджанцы никогда себя так не называли. Более того, они объединялись не по национальному признаку, а по религиозному, называя себя общим словом «мусульмане». В связи с неоднородным, многонациональным составом проживавшей на одной территории народности, ее представители могли называть себя турками, татарами, кавказцами или тюрками.
Для более точного самоназвания народ использовал родовую или племенную принадлежность, например, авшары или айрумы: это было распространено у кочевников. Оседлые жители городов для этих целей использовали территориальную принадлежность, называя себя, например, карабахцы или бакинцы.
Еще более удивительно, что единого названия у нации никогда не было и на карте мира. Другие народы называли их тоже по-разному:

  1. Кызылбаши — в XVI—XVII веках так называли все кочевые племена.
  2. Бусурмане — общее название в Российской империи всех мусульман, в том числе и азербайджанцев.
  3. Аджеми — так народ обозначается в манифесте Петра I перед персидским походом.
  4. Аджам — так османские тюрки называли персов и азербайджанцев. В Иране это слово до сих пор считается пренебрежительным наименованием народа.
  5. Татары — название всех тюркских племен, которые с XI-XIII века ассимилировали коренных азербайджанцев. Позже в России прижилось название азербайджанские татары или закавказские татары.
  6. Персы — одно из названий народа в Турции и дореволюционной России.
  7. Къаджарлы, къажар, падар,гъамшари, мугалы, азербежано — разнообразие названий азербайджанцев у народов Северного Кавказа.

Где живут

Большая часть нации проживает в Азербайджане, составляя 91,6% населения страны. Значительная часть представителей народности занимает территории северо-западного Ирана: по некоторым данным, число азербайджанцев составляет одну треть численности государства.

В России азербайджанцы живут преимущественно в Южном Дагестане, однако представителей нации, мигрировавших или приехавших на заработки, можно встретить в любом регионе страны. Кроме того, значительные азербайджанские диаспоры есть в Грузии (юг и юго-восток), Турции, Туркмении. После развала СССР многие мигрировали в страны СНГ, Америку, Европу.
В Армении в 70-е годы прошлого столетия проживало больше 180 000 азербайджанцев. После межэтнических столкновений, результатом которых стал Карабахский конфликт, подавляющее большинство из них покинуло страну. Считается, что сейчас из них здесь постоянно проживает лишь несколько сотен.

Численность

Приблизительная численность азербайджанцев, которые сегодня проживают по всему миру, составляет 50 миллионов человек. Удивительно, но большая часть из них проживает в Иране — по некоторым данным, около 30 миллионов. Следующим в списке идет, собственно, Азербайджан — 8,2 миллиона.
По данным переписи 2010 года, число азербайджанцев в России составляет 603 000 человек. Эксперты считают, что фактически их в три раза больше — порядка 2 миллионов. Родиной для представителей нации стали такие государства, как:

  • Турция — 3 млн;
  • США — 1 млн;
  • Египет — 850 тыс.;
  • Ирак — 800 тыс.;
  • Грузия — 600 тыс.;
  • Украина — 500 тыс.;
  • Афганистан — 430 тыс.;
  • Королевство Иордан — 410 тыс.;
  • Пакистан — 350 тыс.;
  • Германия — 300 тыс.;
  • Индия — 300 тыс.

Язык

Азербайджанский язык относится к большой группе тюркских, представляя ее юго-западную или огузскую группу. К ней также относятся туркменский, узбекский, турецкий языки, фонетически близок кумыкский. Язык сформировался после захвата персидских территорий огузскими племенами в раннем Средневековье. Чувствуется большое влияние арабского и персидского языков, родных для коренного населения этой местности.
Письменность у народа существовала с древних времен, а первые сохранившиеся памятники относятся к XIII столетию. Окончательные формы он приобретал в период XV- XVIII веков. К этому времени относятся произведения классических национальных поэтов Насими, Физули и Хатаи.
Алфавит в XX столетии менялся трижды по характерной для народов СССР схеме: с арабского перешел на латинский, а затем на кириллический. Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от регионов проживания. В Дагестане остался кириллический, в Иране пользуются арабицей, а в Азербайджане создали новый вариант: латинский на основе турецкого.

История

В Древности территории современного расселения народности занимали кочующие племена кавкасионского и каспийского антропологического типов. Позднее они формально объединились в Кавказскую Албанию, представлявшую собой союз из 26 живущих самостоятельно кочевых и полукочевых племен.

В IV веке до нашей эры в регион приходит Александр Македонский и основывает государство Мидия Атропатена. От него возникли название нации и территориальные границы основного ареала ее размещения. Государство просуществовало до VIII столетия нашей эры, когда ее покорил мощный Арабский халифат, принесший ислам, быстро сменивший господствовавший здесь веками зороастризм.

Следующий период, к которому исследователи относят выделение азербайджанцев как нации, это XI-XIII века. В регион начинают активно проникать огузские племена, говорившие на тюркском языке: поток увеличивается во время владычества татаро-монголов. Завершающим штрихом к формированию этноса стали пришедшие из Средней Азии туркмены. К XV столетию жители территорий современного Ирана и Азербайджана считали себя одним народом и говорили на одном языке.
С XVI до XVIII века правила мощная династия Сефевидов, во время которой империя переживала расцвет, облагала данью соседние регионы и посягала на чужие территории. Затем государство пришло в упадок и разделилось на множество ханств, борьбу за которые следующее столетие вели русские, иранцы, афганцы, Османский халифат.
После революции была образована Азербайджанская ССР, в 1991 восстановилась независимость страны. В Иране представители нации долгое время подвергались дискриминации, однако сегодня многие государственные посты занимают азербайджанцы.

Внешность

Особое внимание уделяли ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Этот аутентичный предмет национального костюма в 2014 году был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома.
Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески, в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространенный вариант зимней одежды — длинная шуба с фальш-рукавами до пола.

Мужчины

Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены.
Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид.

Женщины

Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.
В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором.

Семейный уклад

Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья.
Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.
Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки.

Жилище

В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично.

На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами. Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты.
Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки.

Жизнь

Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство.

Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами: в них собирали приданое невестам.
На весь мир до сих пор славятся здешние ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Позволить себе ее могли только богачи, а Дюма-отец отмечал ее эталонное качество и низкую цену.

Культура

Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями (например, на полуострове Апшерон), дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня.
Во все времена особую роль для народа играла песня. В список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО внесено искусство ашугов: профессиональных певцов и сказителей.

В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.

Религия

90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек.

Традиции

На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.
Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом (на пороге необходимо снять обувь) и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями.

В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме. Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке.
Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах.
Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом.

Еда

Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити. Особое отношение было к плову: национальная кухня насчитывает больше 30 его рецептов. Во всем постсоветском пространстве популярны такие азербайджанские блюда, как долма, люля-кебаб и шашлык.

Известные азербайджанцы

Вокальные данные азербайджанцев с приходом нового времени не пропали. Тому подтверждение известные певцы и музыканты Муслим Магомаев, Эмин Агаларов (EMİN), Бахтияр Алиев (Bahh Tee), Тимур Родригез.

Известности добились Эмин Гарибов — бывший капитан российской сборной по спортивной гимнастике, актер и модель Рустам Джабраилов, член сборной России по футболу Александр Самедов. Из женщин прославились журналистка Ирада Зейналова, гроссмейстер Эльмира Мирзоева, модель Гюнай Мусаева.

Видео

Читайте также:

  • Здание Вулворт в Торонто
  • Всё про музей-усадьбу Ивановское в Подольске
  • Брак и семья в Австрии
  • Топ 5 лучших отелей в Турции для детей с аквапарками
  • Адлер с собственным пляжем

Когда появились азербайджанцы как нация

ikon ochenka

Личный кабинет

т. +7(8352) 23-02-17 доп. 126

Азербайджанцы

Азербайджанцы («азербайджанлылар», «азерилер») — тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения Ирана.

Многие проживают в Северо-Западном Иране, а также в России, Турции, Грузии, Туркмении, Узбекистане, Казахстане, на Украине, в странах Европы, США, Канаде. Предки современных азербайджанцев – тюрки-огузы, переселившиеся из Средней Азии в Закавказье в XI- XII веках, и кавказские албаны. Верующие главным образом мусульмане-шииты, на севере Азербайджана и юге Дагестана есть также сунниты ханафитского мазхаба.

В XIX — начале XX вв. в официальных русских документах азербайджанцев называли «тюрками». Выделяются отличные по говорам и культуре этнографические группы: айрумы, афшары, карапапахи, падары, терекемцы, шахсевены и др.

Язык азербайджанцев относится к сельджукской группе огузской ветви тюркской языковой семьи. Азербайджанский язык по ряду своих грамматических и лексических признаков обнаруживает сходство с турецким, туркменским, гагаузским языками. В процессе развития подвергался существенному влиянию кыпчакского, персидского и арабского языков. Письменность с VII в. до 1929 г. — на основе арабской графики, затем — на основе латиницы, с 1939 г. — кириллица, с 1991 г. — алфавит на основе латиницы, приближенный к нормам турецкого языка; тогда язык официально получил наименование «тюркский». Многие азербайджанцы также владеют русским (в России, Азербайджане) и персидским (в Иране) языками.

Азербайджанцы — самый многочисленный народ на Кавказе. Их численность в мире насчитывает около 30 млн чел. На территории Республики Азербайджан живут около 8,0 млн чел. Основная часть расселена в северных районах Ирана (более 17 млн чел.). Азербайджанцы живут во всех субъектах Российской Федерации. Крупные общины есть в Москве (57,1 тыс. чел.), в Тюменской области (43,6 тыс. чел.), в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра (26 тыс. чел.), в Красноярском крае (16,3 тыс. чел.), в Ростовской (18 тыс. чел.), в Самарской (14 тыс. чел.), в Свердловской (14,2 тыс. чел.), областях, в Ставропольском крае (17,8 тыс. чел.), в Волгоградской области (14,4 тыс. чел.) и в Краснодарском крае (10,2 тыс. чел.). Компактно расселены в Дагестане.

В Приволжском федеральном округе по данным переписи 2010 г. проживает 45-50 тыс. азербайджанцев, в том числе в Чувашии — 891 человек.

Среди традиционных занятий азербайджанцев Чувашии — ремонтно-строительные работы, ресторанный бизнес, предпринимательство и торговля.

На территории Чувашской республики действуют:

Чебоксарское городское общественное движение «Чувашско-азербайджанское общество дружбы и сотрудничества»
428032, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Ленинградская, д. 16
Президент — Агиль Музаффар оглы Алиев.

Чувашское республиканское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский Конгресс»
428036, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. Пристанционная, д. 1
Председатель — Азиз Магеррам оглы Бадиров

aserb

Встреча с делегацией Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Национальная библиотека Чувашской Республики. 2015 г.

Мероприятия, направленные на распространение знаний о культуре, традициях, истории и современности народов, проживающих в Чувашии >>>

Книги из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики до 1993 года >>>
Книги из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики после 1993 года >>>
Всероссийский азербайджанский конгресс >>>
Национальная библиотека Азербайджана >>>
Президентская библиотека. Разработчик: Управление Делами Президента Азербайджанской Республики >>>
Литературный портал >>>

Когда появились азербайджанцы как нация

Азербайджанский народ, который в конце ХХ столетия вновь обрел независимость, обладает древней и богатой историей государственности.

Исторические азербайджанские земли являются одним из древнейших центров культуры, откуда начала развиваться современная цивилизация. Археологические находки, обнаруженные в Азыхской, Тагларской пещерах, пещерах Дамджилы, Дашсалахлы, Газма, а также в других памятниках, в том числе челюсть древнего – азыхского человека (азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад, подтверждают, что этот край является одним из древнейших поселений человека в мире.

Азербайджанцы в то же время относятся к народам мира, обладающим древнейшими традициями государственности.

Традиции государственности на исторических азербайджанских землях имеют почти 5-тысячелетнюю историю. Первые государственные образования или этнополитические объединения на территории Азербайджана появились еще в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры.

В начале I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры на азербайджанских землях существовали такие могущественные государства, как Манна, Мидия, Атропатена и Албания.

Государство Манна занимает важное место в истории культуры государственности не только Азербайджана, но и мира. Манна непосредственно участвовала во всех происходивших в регионе военно-политических событиях, вела борьбу с сильными соседями – государствами Ашшур и Урарту, пытавшимися завладеть азербайджанскими землями.

В конце VIII — начале VII веков до нашей эры важную роль в военно-политической истории Азербайджана стали играть киммерийцы и искиты, а также саки и массагеты, имеющие одни и те же корни с искитами.

Впоследствии ни многолетний оккупационный режим Ахеменидской Иранской империи, ни походы Александра Македонского не смогли уничтожить древнюю культуру государственного управления Азербайджана. Сразу после смерти Александра Македонского Азербайджанская государственность вновь возродилась. На южных землях нашей страны появилось государство Атропатена, а на севере – Албания.

В начале нашей эры страна столкнулась с одним из самых тяжелых периодов испытаний в своей истории: в III веке Азербайджан оккупировала Сасанидско-Иранская империя, а в VII столетии – Арабский Халифат. Захватчики переселили в страну многочисленное персоязычное население и население арабского происхождения. Пришлое население было размещено в местах важного военно-стратегического значения и на самых плодородных землях, им были предоставлены широкие привилегии. Но все это не смогло уничтожить древние традиции государственности Азербайджана, и процесс формирования азербайджанского народа продолжался. В результате того, что Азербайджан на протяжении длительного исторического периода целиком находился в составе данных империй, расширились внутренние, прежде всего, торговые связи между всеми регионами страны. Произошел важный прогресс в налаживании этнополитического и культурного единства между северным и южным, восточным и западным регионами Азербайджана.

С середины IX века – после распада халифата вновь возродились древние традиции государственности Азербайджана: на азербайджанских землях появились государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шаддадидов. Во всех сферах политической, экономической и культурной жизни произошло пробуждение. Появление местных государств после продолжавшегося около 600 лет сасанидского и арабского ига, распространение Ислама на всей территории страны сыграли важную роль в последующем развитии Азербайджана. Однако ни одному из государств, образованных после падения Арабского халифата, не удалось на протяжении длительного исторического периода превратиться в единое, устойчивое, могущественное государство, охватывающее всю территорию Азербайджана, не была обеспечена политическая стабильность. Азербайджан был включен в состав Великой Сельджукской империи, охватывающей обширные территории от Средней Азии до побережья Средиземного моря и от Дербентского перевала до Персидского залива.

Укрепившиеся после падения Великой Сельджукской империи государства Ширваншахов и Эльденизов сыграли важную роль в продолжении и дальнейшем укреплении традиций государственности азербайджанского народа. Азербайджанское государство Эльденизов, превратившееся в самое могущественное государство Ближнего и Среднего Востока, занимает особое место в этнополитической истории нашего народа. Азербайджанское возрождение достигло своего пика с Хагани, Низами, Аджеми.

В XV-XVIII веках азербайджанская культура государственности еще более обогатилась. В этот период охватывавшие обширные территории государства Гарагоюнлу, Аггоюнлу и Сефевидов управлялись непосредственно азербайджанскими династиями. Этот важный фактор оказывал позитивное влияние на внутренние и международные связи государства, расширял сферу его военно-политического влияния и применения азербайджанского языка, создавал благоприятные условия для дальнейшего развития материальной и духовной культуры народа.

В конце XV- начале XVI веков азербайджанская государственность вступила в новый этап своей исторической эволюции. Внуку Узун Гасана, выдающемуся государственному деятелю Шаху Исмаилу Хатаи удалось объединить под своей властью все азербайджанские земли. Появилось единое централизованное Азербайджанское государство – Государство Сефевидов со столицей в городе Тебриз. В период правления Сефевидов еще более повысилась культура государственного управления Азербайджана. Благодаря деятельности, успешной внутренней и внешней политике Шаха Исмаила, Шаха Тахмасиба, Шаха Аббаса и других сефевидских правителей, Государство Сефевидов спустя некоторое время превратилось в одну из могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Выдающийся азербайджанский полководец Надир шах (1736-1747), пришедший к власти после падения государства Сефевидов, еще более расширил границы Империи Сефевидов. Этот великий правитель захватил в 1739 году Северную Индию, включая Дели. Однако его планы по созданию на этой обширной территории могущественного централизованного государства не осуществились. После смерти Надир шаха управляемая им империя, обладавшая обширной территорией, пала.

Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на мелкие государства – ханства и султанаты. Начался период военно-политического спада страны. Несмотря на то, что отдельные ханы, пытавшиеся сохранить древние традиции государственности Азербайджана, стремились вновь объединить всю страну в рамках единого государства, это не дало никаких результатов. Политическая разрозненность еще более углубилась. Тем самым, чужеземные агрессоры, пытавшиеся захватить Азербайджан, получили очень благоприятную возможность.

Азербайджан превратился в арену кровавых войн между двумя крупными государствами. На основании Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров азербайджанские земли были поделены между двумя империями: север Азербайджана был присоединен к России, а юг – к Персидскому шахству, управляемому Гаджарами.

Несмотря на это, благодаря деятельности патриотически настроенных людей, выдающихся представителей интеллигенции было обеспечено духовное развитие азербайджанского народа, сохранены его историческая память, национальная культура.

Просветительское движение в Азербайджане составляло один из важнейших периодов нашей истории. Роль данного этапа в культурном и политическом возрождении азербайджанского народа неоценима.

ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1918-1920)

28 мая 1918 года была провозглашена первая демократическая парламентская республика на мусульманском Востоке — Азербайджанская Демократическая Республика. Новосозданная Азербайджанская Демократическая Республика, действуя на пределе своих возможностей, с честью справилась с взятыми на себя сложными историческими задачами. Были осуществлены серьезные меры в области строительства в Азербайджане независимого, демократического государства, сформированы первый парламент и правительство, государственный аппарат, институты управления, определены границы страны, в короткий срок созданы воинские части, обладавшие высокой боеспособностью, проделана важная работа для обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности, приняты государственный флаг, гимн и герб, родной язык объявлен государственным языком, уделено особое внимание развитию просвещения и культуры и предприняты целенаправленные шаги в решении других важных вопросов, представлявших исключительное значение для всестороннего развития народа, национальной государственности в последующие годы.

Азербайджанская Демократическая Республика, с первых дней существования опиравшаяся на принципы народовластия и равенства людей, предоставив всем гражданам страны одинаковые права, устранила расовое, национальное, религиозное, классовое неравенство. Впервые на Востоке и значительно раньше, чем в некоторых европейских странах, женщинам в Азербайджане было предоставлено избирательное право.

К сожалению, одним из первых решений Азербайджанской Демократической Республики в крайне сложных исторических условиях – в условиях проводимой армянскими военными формированиями этнической чистки против азербайджанцев и их территориальных притязаний для создания своего государства, стала передача Иревана на основании компромиссного варианта, достигнутого в результате Батумских переговоров, Армении в качестве столицы. Эта большая историческая ошибка открыла путь очередным трагедиям в жизни азербайджанского народа и постоянной экспансии со стороны армян.

7 декабря 1918 года в 13.00 в здании женской школы Г.З.Тагиева (ныне здание, где размещается Институт рукописей имени Мухаммеда Физули) состоялось торжественное открытие Азербайджанского парламента. Это был первый на всем мусульманском Востоке законодательный орган, сформированный на основе самых прогрессивных, демократических принципов того времени. Законы, принятые в период полуторагодовой деятельности республиканского парламента позволили упрочить независимость национального государства, добиться политического и экономического развития, стремительного прогресса в области культуры и просвещения.

Азербайджанская Демократическая Республика, постоянно проводя миролюбивую политику, стремилась наладить со всеми государствами взаимное сотрудничество и установить отношения на основе принципов уважения к правам друг друга. Превращение Азербайджана благодаря деятельности Демократической Республики в субъект международного права предотвратило исчезновение его с политической карты мира как государства после большевистской оккупации в апреле 1920 года.

ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАН В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1920-1991)

28 апреля 1920 года Азербайджан был оккупирован большевистской Россией. В период советской власти азербайджанская государственность столкнулась со сложными испытаниями. Уже признанная в 1920-1922 годах де-факто международным сообществом независимость Азербайджана формально была частично сохранена. В марте 1922 года три республики Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия, Армения) были объединены в рамках единого государства – Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) , тем самым формальная независимость была полностью устранена.

В период Советского Союза Зангезур, Гейча, часть Нахчывана и другие районы были выведены из состава Азербайджана и присоединены к Армении. В итоге территория страны, составлявшая в период Азербайджанской Демократической Республики 114 тысяч квадратных километров, сократилась до 86,6 тысячи квадратных километров. Кроме того, 7 июля 1923 года по инициативе большевистских лидеров была создана НагорноКарабахская автономная область. Это решение явилось первым шагом, направленным на вывод Нагорного Карабаха из состава Азербайджана.

Ответом на сопротивление против советской власти в Азербайджане стали жестокость, ссылки, репрессии. Во время репрессий 1937 года большинство выдающихся представителей азербайджанского народа, не смирившихся с советской властью, под различными предлогами были арестованы, сосланы в Сибирь, казахстанские степи, многие были расстреляны.

В годы II Мировой войны азербайджанский народ проявил большую самоотверженность, азербайджанские дивизии прошли славный боевой путь от Кавказа до Берлина. Бакинская нефть сыграла важную роль в победе над фашизмом.

Приход 14 июля 1969 года Гейдара Алиева к руководству республикой стал историческим событием с точки зрения поиска ясных ответов на многие судьбоносные вопросы, стоявшие перед Азербайджаном, и их последовательного решения.

Широкомасштабные меры, осуществленные в 1970-х – начале 1980-х годов с целью развития экономики республики, в том числе создание многочисленных промышленных предприятий, отраслей производства, основанных на самых современных для того времени технологиях, в корне изменили экономическую инфраструктуру, заложили основу превращения ее из аграрной республики большей частью в промышленную республику.

Таким образом, несмотря на все лишения, гигантский потенциал, созданный в годы советской власти, в особенности, в 1969-1982 годах, очень пригодился нашему государству, которое в конце ХХ столетия вновь обрело независимость.

ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Обретя 18 октября 1991 года государственную независимость, Азербайджан объявил себя правопреемником Демократической Республики, продемонстрировав приверженность древним традициям государственности. Спустя короткое время были восстановлены государственные символы периода Азербайджанской Демократической Республики.

Азербайджанская Республика, волей народа провозгласившая свою независимость, начала действовать в крайне сложных условиях. Расширение армянской агрессии против Азербайджана, тяжба за власть, спад экономики значительно ослабили страну. Неудовлетворительная деятельность власти Народного Фронта Азербайджана – Мусавата поставила страну на грань расчленения.

После возвращения в 1993 году общенационального лидера Гейдара Алиева по требованию народа к власти ситуация стала меняться. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. Этот день вошел в нашу историю как День национального спасения. 23 июня Милли Меджлис возложил на председателя Верховного Совета Гейдара Алиева президентские полномочия.

Народ еще теснее сплотился вокруг своего руководителя Гейдара Алиева. 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики. Строительство независимого государства, обеспечение его безопасности, территориальной целостности, восстановление экономики, демократическое развитие, налаживание международных связей Азербайджана и его интеграция в мировое сообщество составили главные контуры разработанной Гейдаром Алиевым стратегии национального развития.

Именно благодаря спасительной миссии Гейдара Алиева была сохранена государственная независимость Азербайджанской Республики, а 1990-1993 годы – годы пребывания общенационального лидера у власти вошли в историю Азербайджана как период глубоких реформ.

Ярким примером этой поддержки являются результаты (внеочередных) президентских выборов 2003, 2008, 2013 и 2018 годов. Единство между народом и властью – ключевой фактор в развитии независимого Азербайджана.

Сегодня Азербайджан находится в ряду самых конкурентоспособных стран мира, глобальные проекты, реализованные Азербайджаном и его партнерами, изменили энергетическую и транспортную карту Евразии.

Азербайджанский народ, обладающий богатым наследием в области государственности, гордится своим славным прошлым, как исторический успех ценит свободу, которую он получил и защищает как зеницу ока, демонстрирует свою готовность пойти на любые жертвы во имя суверенитета и территориальной целостности страны.

44-дневная Отечественная война, приведшая к великой победе Азербайджана в 2020 году под руководством Верховного главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева, ярко отражает эту решимость и волю, его безграничную преданность историческому наследию и культуре.

Сегодня Азербайджанская Республика переживает величайший период созидания и возрождения в своей истории как государство, восстановившее свою территориальную целостность.

© 2010-2024 Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. Авторские права защищены.

Управление сайтом осуществляется службой пресс-секретаря Президента Азербайджанской Республики и отделом Администрации Президента Азербайджанской Республики по работе с неправительственными организациями и коммуникации

  • FAQ
  • О сайте
  • Архив материалов за 2007-2010 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *