Почему китай называют поднебесной страной
Перейти к содержимому

Почему китай называют поднебесной страной

  • автор:

История Китая

Храм в Ханчжоу

Все мы как-то привыкли, что вторым именем нашего восточного соседа является красивое и таинственное определение «Поднебесная». Некоторые думают, что оно как-то связано с Тибетом и высокими горными плато. Однако это не так — понятие «Поднебесная» содержит более глубокий и философский смысл, однажды определивший мировоззрение китайского народа на тысячелетия вперед. Давайте проследим историю этого названия с самых первых времён возникновения китайской государственности и ненадолго окунёмся в события тех лет, чтобы понять, как зародилась Поднебесная империя.

Около пяти тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ древние племена, предки нынешних хань (государствообразующей национальности Китая) занимались земледелием и пасли свиней. Позднее, в бронзовом веке, эти народы, значительно укрепившись в ремеслах, основали своё первое государство — Шан. Что и говорить, благодаря трудолюбию, изобретательности, а так же, заимствованию с ближнего востока некоторых интересностей (таких как, боевые колесницы, злаки, коровы и овцы) шанское государство превосходило всех своих соседей в ремеслах и военной мощи. Шанские луки, говорят, были даже лучше, чем знаменитые английские.

Однако народ Шан верил не только в силу оружия и натруженных рук — в государстве был развит культ поклонения предкам — часто с кровавыми жертвоприношениями и сжиганием драгоценностей на ритуальных кострах. Предки, по поверьям, после смерти (если они были добродетельными) уходили на небеса, сливаясь с ними. А в ответ на подношения они просто обязаны были с небес помочь людям во всех житейских делах. Так как царство процветало, народ верил, а скорее, убеждался в помощи предков и усердствовал в своих ритуалах.

Окружающим народам оставалось только дивиться богатству и культуре Шан. Хотя многие «варвары» перенимали полезные особенности уклада государства, но больше всего этим отличился народ, находящийся западнее — Чжоу. Чжоуцы не только высматривали что получше — они хотели целиком и полностью влиться в культуру Шан, совершенствуя свои ремесла, армию и, конечно же, вводя шанский культ поклонения предкам.

Первый правитель Чжоу — Цзи Ли, был добрым другом государства Шан, и даже получил от шанского вана (короля) звание «Правитель Запада». Однако сын Цзи Ли — Вэнь-ван не только перенимал всё лучшее от Шан — он так же готовился к войне, сколачивая коалицию из соседних народов. Однако войну эту начать после его смерти пришлось уже сыну — У-вану. В то время, как шанский правитель, забросив государственные дела предавался пьянству и разврату, армия коалиции наращивала свою мощь и, однажды, переправившись через Хуанхэ, разбила армию шанского вана. Шанский ван с горя сжёг себя в своём дворце, а его наложницы повесились в саду.

У-ван вошел в столицу и обнаружил лишь сына шанского правителя. Он пожалел мальчика и даже сделал его правителем всей территории Шан, оставив, однако, двух своих братьев присматривать, а сам вернулся в Чжоу. И там же скоропостижно скончался, предварительно назначив царем своего малолетнего сына. Стать регентом, а, следовательно, и управлять, был призван брат У-вана — Чжоу-гун. Он-то и станет ключевой фигурой в нашем повествовании.

Дело в том, что народ государства Шан взбунтовался сразу же после смерти У-вана, и Чжоу-гуну пришлось вести долгую борьбу за Шан снова. Победив, он вернул доверие народа и, из милости к побеждённым, просто расселил всех по территории нового государства Чжоу.

Мудрый Чжоу-гун сохранил культ почитания предков, при этом выдвинув новую судьбоносную идею — концепцию Мандата Неба. Она заключалась в том, что именно небо (слившиеся духи предков) приводит к власти наиболее достойного, давая такое же право и его потомкам до той поры, пока они не растратят свою добродетель и благодать, увлекшись развратом и злыми делами (как последний правитель Шан). При таком исходе Небо свой Мандат забирает и передаёт его самому достойному и благодетельному человеку, делая его новым правителем царства. Так как Небо одно на весь мир, оно наделяет Мандатом лишь одного правителя единого вселенского государства — Поднебесной. Вселенское государство — это не господин над всеми остальными, а духовный центр, сосредоточение всех путей и смыслов. Именно благодаря Чжоу-гуну Китай становится Поднебесной — страной, где правитель — сын и ставленник Неба, а добродетель — его единственная опора.

Интересные факты: почему Китай называют Поднебесной

Интересные факты: почему Китай называют Поднебесной

За время своего существование Китай сменил не одно название. Самый загадочный и изящный вариант – Поднебесная. Так эту древнейшую страну называют во всём мире до сих пор. Рассказываем, откуда пошёл этот термин, какие ещё имена носил Китай, а также делимся другими фактами о восточной стране.

С чем связано название – Поднебесная

Сами китайцы не называют свою страну Поднебесной, это не совсем верный перевод иероглифов 天下 (Тянь-Ся), которыми они именуют Китай. Слово «Поднебесная» звучит лишь в русскоязычных и ещё некоторых странах.

Если точнее, иероглиф 天 (Тянь) означает «небо», а 下 (Ся) – «под», «внизу», «подножие». Поэтому 天下 можно перевести как «под небом» или «внизу неба». Также сегодня допускается и такой перевод – «Срединные земли», «Срединное государство».

Термин Тянь-Ся появился ещё в эпоху династии Шань (1600–1046 до н. э.). Тогда китайцы считали императора сыном неба, а само небо – божеством, местом обитания духов и драконов. Причём небо, по их мнению, накрывало не всю землю, которая имела квадратную форму, а только центр. А в центре, как они были уверены, располагался именно Китай. Это основная версия, почему восточную страну называют Поднебесной.

Китайцы настолько обожествляли небо, что даже построили Храм Неба в Пекине. В нём молились об урожае 27 правителей Китая. Сегодня этот культовый комплекс ежедневно посещают десятки тысяч туристов.

«Нихао» ― это не «привет» и ещё 15 фактов о китайском языке

Интересные факты о Китае

Восточная страна сменила десятки имён: Срединное государство (Чжунго), Тянься или Поднебесная, Хуася, Сыхай, Китай, Cina (англ. China) и т. д. Сами же китайцы называют свою страну Чжунго.

Привычное слуху название China, как сейчас Китай называют практически во всех странах, подарил ему русский писатель и путешественник Афанасий Никитин. Есть версия, что сначала так называли китайский фарфор, а потом стали именовать страну.

Китай – бесспорный лидер по изготовлению китайских палочек. В год фабрики выпускают около 80 миллиардов пар одноразовых палочек. Большая часть идёт на экспорт, в частности, в Японию.

Китайская железная дорога настолько длинная, что может опоясать Земной шар дважды.

Китайский Новый год празднуют больше двух недель

В 2012 году Китай замедлил вращение земли. Это случилось из-за строительства огромной гидроэлектростанции-плотины. После заполнения её водой земляной шар отдал ей много энергии, что привело к замедлению.

В Китае только 100 основных фамилий, остальные используются крайне редко.

В Поднебесной всего один часовой пояс.

В Китае есть города-призраки. Это жилые массивы, где располагается большое количество невостребованных домов. В 2015 году таких городов насчитали 50.

В 30 км от Шанхая располагается настоящий Лондон. Это город Темза-Таун, в котором китайцы собрали самые популярные английские объекты – красные телефонные будки, собор в готическом стиле, скульптуры с героями из «Гарри Поттера». В этом города живут богатые китайцы.

В Китае находится самый большой в мире дворец, сейчас он называется Гугун или Запретный дворец. Он состоит из 980 зданий с 9000 комнатами.

Почему Китай называют Поднебесная? Ответ прост.

Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос, почему Китай называют Поднебесная? Сразу бы хотелось отметить, сами китайцы называют свою страну термином, один из вольных переводов которого означает срединная земля 中國 (Zhōngguó). Тогда как термин Поднебесная широко распространен в России и некоторых других странах. Для того, чтобы понять как образовался данный термин и почему Китай стали называть Поднебесная, мы должны углубиться в историю страны.

/Тур%20в%20Китай%20в%20октябре

/Пакистан%20осенью

Ответ в истории Китая

Более 2000 лет назад императором Китая был седьмой император империи Западная Хань — У-ди (漢武帝 ). Считается, что правление У-ди было одно из самых продуктивных в истории Китая. Территория государства в те времена была значительно расширена, а также официальный статус приобрело конфуцианство. Главным и самым приближенным советником У-ди был философ Дун Чжуншу (董仲舒 ). Именно при его непосредственном содействии император отказался от других идеологий и главной доктриной Ханьского царства стало конфуцианство.

В своих работах Дун Чжуншу описывает императора Поднебесной, как посредника между небом и человеком. Для Дун Чжуншу император являлся посланником неба на земле и небо должно было, по его мнению, направлять императора на верный путь. Если правитель Поднебесной допускал ошибки в правлении, небо указывало ему на это, учиняя наводнения, землетрясения и другие катаклизмы. Соответственно, советники, во главе с Дун Чжуншу, должны были правильно интерпретировать послания неба и объяснять императору, как следует поступить в той или иной ситуации.

Деятельность Дун Чжуншу и смысл китайской философии

Также в заслугу Дун Чжуншу следует поставить желание создать единое целое между идеями конфуцианства и с диалектикой инь ян, которое уходило своими корнями в более глубокое прошлое. Главная идея заключалась в том, что император, как посланник неба на земле, должен добиться гармонии между положительным мужским и отрицательным женским началами. Между ян и инь, соответственно.

Итак, мы выяснили, что император в представлении китайского народа был посредником между небом и человеком. Отсюда вытекали убеждения, что весь без исключения поднебесный мир принадлежит китайскому императору. А его двор и приближенные это центр всего мира. При данной модели, императора окружали, один за другим, кругами концентрической формы все остальные люди. Последовательно шли чиновники (от высших к низшим), обычные жители Поднебесной, после чего царства подвластные императору и варвары.

Китайские правители были убеждены, что все территории и царства, которые были известны на тот момент, являются под властью китайского императора. Ведь только он один, по их глубоким убеждениям, мог называться правителем мира.

На протяжении многих столетий в философских учениях китайской империи отмечалось, что термин Поднебесная показывает истинное место народа Китая на земле. Есть популярное высказывание знаменитого китайского революционера Сунь Ятцена: «Все что под небом, принадлежит народу». Учитывая, что Сунь Ятцен еще 100 лет назад был еще жив, можно понимать, насколько важно значение неба в культуре Китая и по сей день.

История Поднебесной

Красоты Поднебесной

Рисовые террасы Поднебесной?

Почему Китай столь красив?

Рассвет в Поднебесной

Значение храма Неба в Поднебесной

Не будет лишним упомянуть, что в столице Китая тех времен главное святилище носило название храм Неба. Сегодня вы без особых проблем можете своими глазами увидеть храм неба в Поднебесной, оказавшись в столице Китая, Пекине. Данный храм, а точнее сказать храмово-монастырский комплекс, расположен неподалеку от императорского дворца. Построен комплекс был во времена правления династии Мин в 15 веке.

Начиная со времен постройки храма и на протяжении почти пяти веков, каждый год, один раз в году, действующий император Поднебесной должен был после непродолжительного поста принести дары небу. Это считалось залогом хорошего урожая и процветания китайской империи. Хочется верить, что на вопрос почему Китай называют Поднебесная, мы с вами теперь знаем ответ.

  • О достопримечательностях Гуанчжоу есть отдельная статья

Если статья показалась вам интересной не поленитесь нажмите на соц. кнопки.

Почему именно Китай называют Поднебесной страной?

Почему именно Китай называют Поднебесной страной?

Китай – одно из немногих государств, где история в несколько тысячелетий сочетается с передовыми культурными и технологическими решениями. Некогда отсюда в наши земли были привезены фарфор, бумага, взрывчатка, артиллерийские орудия, секрет шёлковой ткани и множество других изобретений, изменивших ход истории или её внешнюю атрибутацию.

За это время Китай поменял множество названий, среди которых, помимо нынешнего, выделяются два – Срединное государство и Поднебесная. Если с первым всё понятно: китайцы полагали, что весь мир как вокруг пупа крутится вокруг Китая, были убеждены, что он находится в центре цивилизованного мира, то почему Поднебесная, уже далеко не так очевидно.

Происхождение Поднебесной

История учит нас, что этот термин (天下 — tian xia — ТЬЕН СЯ) был непосредственным образом и весьма плотно завязан на духовные начала народа Китая, а почитание и уважение к предкам стали важной составляющей культуры Китая, сохранившейся и в наши дни.

Символом веры для китайцев является небо; важнейшим представителем неба в этой стране считали императора, который был почитаем наравне с богами и пользовался колоссальным уважением в народе страны. Поэтому появилась вторая часть — 天下, ТЬЕН, что в переводе с ханьского диалекта означает низ, подножье. Вместе эти два иероглифа составляют поднебесную. Первый раз понятие в нынешнем виде и смысле стало применяться в период Шанской династии, когда Китай впервые стал единым государством. Тогда считалось, что небеса – место, где обитают духи предков; со временем из локации пантеона и бестиария Небо стало самостоятельным и наивысшим божеством, объектом для всеобщего почитания и поклонения. Император же стал считаться Небесным Сыном, который осуществлял подношения предкам и проводил важные религиозные обряды от имени всего китайского народа.

В те благословенные времена в Китае считали, что Небо не что иное, как круг, покрывающий квадратную землю; так выходило, что в центре квадрата, аккурат под прикрытой Небом частью, находились Ханьские владения – Китай. Всё, что выходило за пределы власти императора, было землями варваров, которые в лучшем случае были китайскими данниками, а в худшем – проводили набеги на окраины империи. Ни первые, ни вторые не заслуживали покровительства, а потому были лишены Неба над головой.

Где-то в глубине Китая был скрыт вход в Небо. Разумеется, его точное местонахождение – секретная тайна, скрытая во мраке веков и даже тысячелетий.

Почему Китай называют Поднебесной?

Всем, изучающим китайский в качестве иностранного, доподлинно известно, что в китайском языке название страны обозначается двумя иероглифами, звучащими как «Чжунь го», что в дословном переводе ничто иное, как срединное государство. Это название, наряду с сакральным и политическим подтекстом, имеет и практический, бытовой. Со всех сторон страна окружена преградами, которые в прошлом тысячелетии, а то и позапрошлом считались непреодолимыми для человека. Куда бы не пошёл китаец – в северные степи, южные непролазные джунгли, западные горы до небес, не говоря уже о четырёх морях, омывающих побережье – его ждал тупик, перед которым в лучшем случае следовало отступить, а в худшем – сложить голову.

Даже бесчисленные нашествия орд варваров, постепенное наступление Великого Северного Соседа – России, а также европейская экспансия на побережье не поколебала уверенности Китая в том, что он сердце галактики.

Немного красок

Есть ещё несколько пользующихся определённой популярностью вариантов. Например, сыхай – вполне логично, особенно с учётом того, что сы на китайском – числительное четыре, а хай ничто иное, как море.

Не менее интересно происхождение топонима China, «чайна». Ведь ни одно самоназвание не похоже на эту «чайну»! Популярная версия гласит, что на территории, где сейчас расположена автономная провинция «Внутренняя Монголия», раньше было княжество Ляо. Люди, жившие тут, называли себя кидани – или китаи.

Соседи, в том числе монголы, адаптировали это самоназвание под свои нужды – и стали называть Китаем уже территорию, а не только людей. А в английский China пришло из латыни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *