Пролив дрейка и магелланов пролив на карте
Перейти к содержимому

Пролив дрейка и магелланов пролив на карте

  • автор:

Пролив дрейка и магелланов пролив на карте

Магелланов пролив (исп. Estrecho de Magallanes) — пролив, разделяющий континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, узкий (минимальная ширина — 3,5 км) и в некоторых местах очень опасный для мореплавания. Длина пролива — 575 км, наименьшая глубина на фарватере — 20 м.

Впервые был преодолён Магелланом в 1520 году во время его кругосветного путешествия, Огненная Земля долгое время считалась северной частью Неведомой Южной земли.

Магелланов пролив отделяет южную часть континентальной Южной Америки от архипелага Огненная земля. Восточная часть пролива начинается с мыса Виржин и состоит из трёх обширных бассейнов, соединённых между собой двумя проливами с низменными и пустынными берегами. Общее напрвление — с востока на запад, близкое примерно 53 параллели. Начиная от мыса Негро идет средняя часть пролива, примыкающая к восточной почти подъ прямым углом, имеет высокие и крутые берега, покрытые лесом. Западная часть пролива начинается от мыса Фровард и идет почти по прямой линии на северо-запад между материком и островами Св. Кларенса, Св. Инеса и Отчаяния.

Самое штормовое место на Земле: почему пролив Дрейка — опаснейший путь в Антарктику

Даже грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?

Читайте «Хайтек» в

Где находится пролив Дрейка?

Пролив Дрейка — это межконтинентальный пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов (в случае выделения Южного океана может полностью или частично относиться к нему). К северу от пролива расположена самая южная точка южноамериканского материка и всего американского континента — острова Диего-Рамирес (архипелаг Огненная Земля) и легендарный мыс Горн, а с противоположной стороны — Южные Шетландские острова (Антарктида). Является самым широким (из имеющих собственное название) проливом на Земле: в самой узкой части его ширина составляет не менее 820 км. Он же является и самым глубоким, с глубинами более 5000 м.

В итоге, пролив получил свое сегодняшнее название благодаря Шеклтону Эрнесту во время Имперской трансантарктической экспедиции в честь английского мореплавателя.

Дрейк был легендарной фигурой в британской экспансии, и именно от него произошло английское название пролива.

Испанцы, однако, считают его пиратом. И не просто так — Дрейк имел склонность захватывать их заполненные сокровищами корабли. Именно поэтому в большинстве испаноязычных источников по сей день пролив Дрейка все еще упоминается как Мар-де-Осес.

Сближение морей и кладбище кораблей

Через пролив проходит мощное Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты штормы, причём здесь они являются одними из самых сильных на планете — постоянный западный ветер, иногда достигающий 35 м/с (126 км/ч), сочетается с течением с запада на восток, местами достигающим скорости в 15 км/ч, также нередки волны высотой более 15 метров. Преимущественно в южной части пролива встречаются айсберги, движущиеся вслед за течением с запада на восток. В целом климат умеренный, в южной части переходящий в субантарктический.

Пролив Дрейка простирается чуть менее чем на 1000 км. В этом месте сходятся океаны.

Что делает пролив Дрейка таким печально известным? Мощнейшие течения на этой широте не встречают сопротивления ни с одной частью суши. В сочетании со склонностью этого района к сильному ветру, переход через пролив Дрейка может быть довольно авантюрным делом. К счастью, в настоящее время экспедиционные суда оснащены стабилизаторами, которые поглощают большую часть колебаний.

Исторически пролив является кладбищем значительного числа кораблей, которые пытались пройти его против течения и ветров со времён Магеллана и до открытия Панамского канала, который оттянул на себя практически все каботажные маршруты Южной Америки. Безопасное судоходство по проливу при относительно спокойной погоде возможно только для грузовых судов очень крупного водоизмещения (например, танкеров и контейнеровозов класса «Панамакс»), крупных военных кораблей (например, крейсеров и авианосцев), а также подводных лодок.

Почему это одно из самых опасных мест на планете?

Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов Земли.

Пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Также это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними бурлят 5 км воды. Также он отличается постоянными ветрами.

Южный океан не похож ни на один другой на планете из-за непрерывного плавания вокруг Антарктического континента. Это канал, по которому тепло и пресная вода, а также биогеохимические свойства переносятся между бассейнами Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Он также играет важную роль в циркуляции океана за счет образования водных масс вокруг Антарктиды. Таким образом, это чрезвычайно важная часть глобальной системы океан-атмосфера-криосфера, которая одновременно очень чувствительна к климатическим воздействиям и активно участвует в них.

Читать далее

Пролив Дрейка

Пролив Дрейка

Узкий Магелланов пролив защищают острова архипелага Огненная Земля, поэтому он значительно безопаснее пролива Дрейка в районе грозного мыса Горн, который моряки окрестили мысом Бурь, мысом Дьявола и «старым людоедом». Но и гордились удачным прохождением опасного места не меньше, чем альпинисты — восхождением на Эверест.
До того как в 1920 г. был официально открыт Панамский канал, Магелланов пролив, пролив Бигл и пролив Дрейка были основными морскими путями для возвращения в Англию с тихоокеанского побережья Америки, с островов Тихого океана, из Австралии и Новой Зеландии. Как правило, корабли регулярных рейсов двигались в пределах «ревущих сороковых» градусов южной широты по направлению с запада на восток, пользуясь стабильным и сильным Антарктическим циркумполярным течением (Западных Ветров). Сейчас возле «дьявольского» мыса Горн, где западные ветры дуют со скоростью до 35 м/с, волны бывают до 15 м, а мощные шторма летом случаются минимум раз в неделю, весной — два раза в неделю, а зимой практически не прекращаются, регулярных рейсов нет. Но в эпоху географических открытий именно по нему обычно шли парусники, рискнувшие обогнуть со стороны Атлантики Южную Америку. Теоретически лабиринты проливов Магеллана и Бигл — безопаснее пролива Дрейка и сокращают путь, но они больше подходят для пароходов, а для парусников при движении против ветра на запад в них маловато места для лавирования под ветер. К тому же зимой эти узкие проливы часто оказывались скованными льдом, и тогда кораблям ничего не оставалось кроме как идти по открытому на сотни километров (не считая маленьких островов Диего-Рамирес в 100 км от о. Горн) и никогда не замерзающему целиком проливу Дрейка, несмотря на туманы, дожди, сильные ветра и постоянную опасность шторма и столкновения с айсбергом.
Пролив Дрейка назван в честь «пирата Елизаветы» — английского капера, позже вице-адмирала сэра Френсиса Дрейка, обогнувшего мыс Горн в 1578 г. во время своего кругосветного путешествия. По сути, это был пиратский рейд по испанским колониям Тихоокеанского побережья. В погоне за золотом, серебром, драгоценными камнями, пряностями и рабами были совершены поистине великие географические открытия. При этом мореходы стремились покорять океаны именно там, где ожидалась наибольшая выгода — поближе к тропикам. «Бесполезные» земли открывали случайно, обычно из-за отклонений от маршрута в шторм, и тут же забывали о них. Так и пролив Дрейка, скорее всего, первым «открыл» за полвека до Дрейка испанский капитан Франсиско Осес в 1526 г. (в записях отмечено, что «команда думала, что видит край света», т. е. открытое морское пространство. Этому открытию тогда не придали особого значения, тем не менее в испанской и латиноамериканской картографии пролив Дрейка принято обозначать как море Осеса.
Знакомство с проливом Дрейка произошло в прямом смысле «стихийно» — по воле стихии. Официальный первооткрыватель пролива, сэр Френсис Дрейк (как и испанец Франсиско Осес), планировал пройти через известный ему Магелланов пролив — и прошел, но на выходе буря разметала его корабли. Только флагман «Пеликан» смог пробиться к Тихому океану (второй корабль погиб, третий вернулся в Англию). Судно отнесло далеко на юг, и там за безымянным базальтовым утесом открывались бескрайние просторы океана. «Пеликан» на радостях был переименован в «Золотую лань». Она вернулось после разбоя и мародерства на тихоокеанском побережье, груженная золотом и пряностями.
Границу между Тихим и Атлантическим океанами в проливе Дрейка принято проводить по условной линии от о. Горн Огненной Земли до о. Снежный (Сноу-Айлэнд, историческое название Малый Ярославец) Южных Шетландских островов. Общая ширина пролива — от 820 до 1200 км. Хотя это и самый широкий в мире пролив, это одновременно самое узкое место для Южного океана. Сообщество океанологов с 1993 г. ведет постоянные наблюдения и измерения в проливе Дрейк, так как эта «перемычка» между двумя океанами — самое удобное место для изучения гидрологии Антарктического циркумполярного течения.
Мощные западные ветры, преобладающие между 40 и 55° ю. ш., зовут «ревущими сороковыми». Доходя до Южной Америки, они упираются в стену Анд — и единственной лазейкой для них является пролив Дрейка. Получается гигантский «сквозняк», усложненный спускающимися с Анд циклонами и встречными ветрами.
Западные ветры порождают Антарктическое циркумполярное течение, известное как течение Западных Ветров — своего рода гигантскую «реку», опоясывающую Антарктику. На этих широтах нигде нет значительных участков суши, которые бы помешали мощному течению, превышающему по расходу воды Амазонку примерно в 600 раз. Скорость течения достигает 2 км/ч. Острова архипелага Огненная Земля сужают русло «реки», образуя своего рода пороги: если над глубинами течение преимущественно поверхностное, то в районе островов над материковой отмелью воды перемешиваются почти до самого дна.
Первое зафиксированное в путевых заметках и на картах прохождение через пролив Дрейка совершили голландцы в 1616 г. Тогда же они назвали южную оконечность архипелага мысом Горн в честь родного города капитана Виллема Шутена. Другой голландец, Биллем Янсзон, к тому времени успел открыть Австралию в 1606 г. Примечательно, что до открытия широкого пролива Дрейка к югу от Америки и до нанесения на карту южной береговой линии Австралии люди были убеждены, что и Южная Америка, и Австралия — части огромного неведомого Южного материка (Терра Аустралис). Точные сведения об очертаниях Антарктиды и подтверждение, что это отдельный континент, мир получил только в результате обогнувшей ее в 1820 г. русской экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. А первыми исследователями о. Горн и других неприветливых островов и проливов Чилийской Антарктики стали в 1831 г. англичане с корабля «Бигль», совершавшего свое пятилетнее кругосветное путешествие. Среди них был молодой естествоиспытатель Чарлз Дарвин, ходивший на шлюпке по самым труднодоступным местам и описавший огнеземельское индейское племя яганов (к настоящему времени чистокровных яганов не осталось).
Несмотря на то что идея начального периода Великих географических открытий о существовании суперматерика Терра Аустралис, конечно, не соответствует действительности, но когда-то это было именно так. Исследования химического состава ископаемых костей древних рыб подтвердили, что пролив открылся около 41 миллиона лет назад. До этого южный материк полностью разделял Тихий и Атлантический океаны. В те доисторические времена у Антарктиды не было ледяной шапки, так как климат был намного теплее.
В историческую эпоху Южный океан очень холодный; пролив Дрейка со стороны Антарктики покрыт льдом в течение восьми месяцев (с апреля по ноябрь) на четверть ширины, а граница дрейфующих льдов доходит до южной оконечности Чилийской Антарктики. Климат малопригоден для постоянного проживания людей на островах, зато животный мир исключительно богат и разнообразен: морская фауна представлена большим количеством мидий, баланусов, осьминогов, крабов и креветок; с кораблей можно наблюдать дельфинов и китов; на островах и побережье — многочисленные колонии пингвинов, альбатросы, гигантские и прочие буревестники и другие морские птицы.

Пролив Дрейка на карте

Общая информация

Самый широкий в мире пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны (часто относят к Южному океану).

Местоположение : между мысом Горн архипелага Огненная Земля и Южными Шетландскими остравами (Антарктида).

Омывает страны : Аргентина, Чили (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
Острова : о. Горн, о-ва Диего-Рамирес, о. Снежный (Сноу-Айлэнд), о. Ливингстон и др., Южные Шетландские острова.

Течения : Через пролив проходит мощное Антарктическое циркумполярное течение — течение Западных Ветров. Основное направление течения северное.

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Круизные лайнеры здесь не ходят, да и грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов нашей планеты.

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Во-первых, пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Вторая особенность пролива Дрейка — это его глубина. Это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними 5 километров воды. Ну и третья особенность этого сурового места — это постоянные ветры.

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

В южной части земного шара, между 40° и 50° южной широты проходит мощное Антарктическое циркумполярное океаническое течение, или течение Западных Ветров. Это течение, не встречая на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость. Поэтому всем судам, которые идут через пролив Дрейка из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения.

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Но течение не так страшно, как штормовые ветры. «Неистовые пятидесятые» — именно так прозвали моряки океаническое пространство между 50° и 60° южной широты. Здесь постоянно дуют сильные западные ветры, нередко достигающие 25-30 м/с, то есть показателей 10-балльного шторма. По этой причине моряки, плавающие здесь под парусами в XVII-XIX веках, и прозвали это место «неистовыми пятидесятыми».

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Помимо штормовых ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в южном полушарии зима) покрыта льдом. Ну а летом на юге пролива Дрейка часто плавают айсбери, а дрейфующие льды достигают берегов Огненной Земли.

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Если говорить о судоходстве в этом проливе, то оно не сильно развито ввиду вышеназванных причин. После того, как был построен Панамский канал, большинство судов использует именно его для того, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно. Ну а если необходимо попасть именно в южную часть Южной Америки, обогнув ее с юга, то используют куда более спокойный и безопасный Магелланов пролив. По нему же проходят и многочисленные круизные лайнеры, следующие по маршрутам кругосветного плавания.

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Ну а по проливу Дрейка ходят крупные грузовые суда, контейнеровозы и нефтяные танкеры, а также тяжелые военные корабли. А вот так выглядит проход через пролив Дрейка в штормовую погоду.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек ��

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *