Реки тигр и евфрат на карте древнего мира 5 класс
Перейти к содержимому

Реки тигр и евфрат на карте древнего мира 5 класс

  • автор:

§ 15. Между Тигром и Евфратом

Вспомните. Что такое орошаемое земледелие и какую роль оно играло в жизни древних египтян?

1. Природные условия. К северо-востоку от Египта расположена Передняя Азия. Так называют западную часть Азии, которая граничит со Средиземным и Черным морями. Здесь несут свои воды реки Тигр и Евфрат, берущие начало в горах южнее Кавказа и впадающие в Персидский залив. В среднем и нижнем течениях этих рек расположена древняя страна Месопотамия, что в переводе означает Междуречье.

Карта Древней Месопотамии

Река Евфрат. Современный вид

Дожди в Междуречье выпадали редко, но если шел дождь, то настоящий ливень. Основным же источником влаги, а значит и жизни, были две большие реки. Тигр и Евфрат разливались от весеннего таяния снегов в горах Кавказа. Из-за этого часто случались наводнения. Если же лето было очень жарким и сухим, то свирепствовали песчаные бури.

Воды рек обильно орошали поля и делали их плодородными. Уже в феврале здесь начинали зеленеть луга. Плодородная земля речных долин давала богатые урожаи и была основным богатством Междуречья. Нередко за год удавалось собирать не один, а два урожая.

Своих металлов, дерева и строительного камня в Месопотамии почти не было. Их завозили из-за пределов Междуречья. Зато в достатке были глина и камыш. Именно они и были главными материалами для местных строителей и ремесленников. Даже писать жители Месопотамии научились именно на глине.

Природа не всегда благоприятствовала обитателям Месопотамии. Иногда реки разливались больше обычного. Наводнения и песчаные бури губили все живое. От этих бедствий надо было уметь защищаться.

2. Земледелие и животноводство. Освоение Месопотамии земледельцами очень напоминает освоение Древнего Египта. Люди пришли в Междуречье в пятом тысячелетии до н. э. Им нелегко было осваивать новые земли. На берегах рек пришлось вырубать кустарники, строить каналы и дамбы. Чтобы лучше использовать воду, местные жители, как и египтяне, сооружали водохранилища. В них вода надолго задерживалась после разливов, и ее можно было использовать для орошения полей. Кроме того, водохранилища и дамбы защищали посевы и поселения от наводнений.

Большинство населения Междуречья было занято земледелием. Люди сеяли ячмень, пшеницу, просо, выращивали лен и кунжут (другое название — сезам. Его семена используют для изготовления масла). Землю обрабатывали мотыгами, а потом и с помощью плуга. Особое внимание уделялось садоводству. Его значение лишь немногим уступало выращиванию зерновых. Наиболее распространенным садовым растением была финиковая пальма. Финики служили обычной пищей, из их сока делали напитки, размоченными косточками кормили скот, листья шли на плетение, кора служила материалом для изготовления веревок и пряжи. Были известны также смоковница, гранатовое дерево, виноград. Люди растили горох, бобы, лук, салат, укроп, репу, свеклу, редис, огурцы. В садах росли розы и лилии.

В Месопотамии было хорошо развито животноводство. Крупный рогатый скот использовали при пахоте, молотьбе и для перевозки грузов. Незаменимым верховым и тягловым животным являлся осел. Люди разводили коз, овец и свиней, а также домашнюю птицу — кур, гусей, павлинов и голубей.

Таким образом, жизнь в Древнем Междуречье была сосредоточена в плодородных долинах Тигра и Евфрата. Основными занятиями населения являлись земледелие и животноводство.

Сцены земледельческих работ

1. Покажите на карте и опишите словами местоположение Месопотамии.

2. Сравните природные условия Египта и Месопотамии. Что в них общего? Есть ли различия? Объясните, почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Месопотамии обе реки (особенно Тигр) — злыми богами.

3. Что в занятиях жителей Древнего Междуречья египтянину показалось бы знакомым? Какое полезное ископаемое и в связи с чем здесь особенно ценили строители и ремесленники?

4. Составьте перечень продуктов, которые производили и употребляли в пищу древние жители Месопотамии. Какие из них являются незаменимыми в наше время?

5. Обозначьте на ленте времени начало освоения Междуречья древними земледельцами. Сколько лет тому назад это произошло?

6*. Назовите основное богатство Месопотамии. Когда люди смогли его обнаружить и воспользоваться?

Для любознательных

Природа Южной Месопотамии (по Геродоту)

Дождей в этой земле выпадает мало, но и этих незначительных дождей достаточно для первоначального питания и роста корней злаков. При этом посевы орошаются из реки, зреют, и злак растет. Сама река, однако, здесь не заливает поля, как в Египте, но орошение производится вручную водочерпальными приспособлениями. Вся Южная Месопотамия, подобно Египту, перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен; в юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку — Тигр. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии хлебных злаков.

Вопросы к документу. Что в природе Южной Месопотамии удивило древнегреческого историка Геродота? Какой вывод можно сделать об уровне развития земледелия в этой стране в древности?

Урок истории в 5 классе «Древнее Двуречье»

  • Рабочий лист по истории

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с природой, климатически­ми условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.

2. Продолжить формирование умений сравнивать геог­рафическую среду Египта и Двуречья, анализиро­вать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия», репродукции, иллюстрации учебника, план-памятка для оценки устного ответа на уроках ис­тории в 5 классе

I . Организационный момент

II . Изучение новой темы

1) Природные и климатические условия Древнего Дву­речья.

2) Занятия жителей Двуречья.

3) Религия и письменность древних жителей Двуречья.

На доске записана тема урока

1. Рассказ учителя.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что егип­тяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было доб­раться египтянам до этой реки?

2. Работа по карте (с. 31 учебника).

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Па­лестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

— Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье.)

— Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.)

— Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? (Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.)

— Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? (Местность делит­ся как бы на две части: на северегористая и каменистая, а на юге — совсем ровная и камней там нет.)

3. Работа с историческими документами.

Геродот. История

193. . Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Са­мый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит безусловно самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изоби­лии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с де­рево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлеб­ных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вави­лоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:

— Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодо­родная.)

— Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеница, яч­мень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

— Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Миф о потопе (учебник, с. 65)

Вопросы к документу:

— Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей.)

— Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Правед­ному человеку Утнапишти.)

— Какие реальные события могли подразумеваться под словом «по­топ»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)

— Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (О су­ществовании у них религиозных верований.)

— Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?

4. Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила — короткие, бур­ные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в посто­янном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек за­ливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о всемирном по­топе, который погубил почти всех людей.

Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в перво­бытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила — более пяти тысяч лет назад.

5. Решение задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы — будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

— Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были гра­мотными, писали клинописью.)

6. Рассказ учителя.

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папи­рус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжига­ли, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество та­ких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религи­озные верования существовали у жителей Двуречья?

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

— Прочитать п. 3 § 13 учебника.

8. Беседа по прочитанному.

— Каким богам преклонялись жители Двуречья? (В одном городе богу солнца Шамашу, в другомбогу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.)

— Какую роль играли жрецы в Двуречье? (Они были служителями хра­мов, могли «общаться» с богами.)

Вариант 2. Игровой урок

Игровой урок

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить уче­никам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подгото­виться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «жители Междуречья». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие — Меж­дуречья.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу:

Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того, чтобы таб­лица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

2) плодородие почвы;

4) строительный материал;

5) письменность и климатические условия.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждый аргументированный уче­ник должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее коли­чество очков, получает «пять».

III . Закрепление изученного на уроке.

1. Беседа по вопросам.

— Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Дву­речья?

а) В Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек Тигр и Евфрат, ос­тавляя после этого плодородный слой ила на полях.

6) Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оро­сительные каналы для своих полей.

в) Практически в одно и то же время появились государства, города, рели­гиозные верования, письменность.

— В чем различия? (Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифа­ми, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.)

2. Задание. Впишите недостающие буквы.

В Двуречье протекают две реки: Е _ _ _ _т и Т _ _ р.

Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называ­ется— Д — — — — — — е или М — — — — — — — — е.

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г — — — — — — — ш.

Письмо, возникшее в Двуречье называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.

Знаменитым вавилонским царем был X _ _ _ _ _ _ _ и.

Он правил с ____________ по _________________ год до н. э.

3. Заполните таблицу:

Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

IV . Итоги урока.

V . Выставление оценок.

VI . Домашнее задание: 1. Прочитать § 13 учебника.

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?».

3. Заполните контурную карту «Древнее Двуречье».

Все надписи делайте карандашами!

1. Надпишите название реки, протекающей через Египет.

2. Надпишите названия двух главных рек Междуречья.

3. Закрасьте районы земледелия в Междуречье (границы районов обозначены знаком ).

4. Города — центры древнейших государств — обозначе­ны на карте цифрами. Напишите их названия:

5. Какие страны и полуостров обозначены на карте циф­рами? Напишите их названия:

6. Какие водные пространства обозначены на карте циф­рами? Напишите их названия:

Подготовка к ВПР. 5 класс (карты, хозяйство, персонажи, термины)

Египетская цивилизация появилась на берегах реки Нил. После его разлива, на полях оставался толстый слой плодородного ила. Жаркий климат, плодородная почва и редкие дожди позволяли собирать обильные урожаи и земледелие стало главным занятием. Также занимались ткачеством, гончарным производством, виноделием, пчеловодством и др. Луга в дельте Нила позволили разводить скот.

Персонажи исторических источников

Мент (творящий дух), Птах (первобытный огонь), Ра (бог солнца), Эаг (богиня луны), Сате (день), Гаттар (ночь), Изида (богиня материнства, исцеления, магии), Гор (бог неба и солнца), Осирис (бог загробного мира), Нут (богиня неба)

Термины

  • Фараон — царь Египта.
  • Вельможа — царский советник.
  • Налог — плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.
  • Бронза — сплав меди и олова. Оружие у египтян было бронзовым.
  • Раб — человек, потерявший свободу.
  • Жрецы -служители богов.
  • Пирамида — гробница фараона. Самая высокая — пирамида Хеопса (начало строительства — 2470 год до н. э., строили 20 лет, архитектор Хемиун, внутри находится три погребальные камеры).
  • Иероглифы — знаковая письменность древних египтян. Знак мог означать звук, слово или понятие.
  • Папирус — материал для письма в Древнем Египте.
  • НОМ ( область, округ) — административный округ в Древнем Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей.
  • Сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона.
  • Мумия – неразлагающееся мертвое тело, как правило, забальзамированное.
  • Саркофаг – гроб, сделанный в виде фигуры погребённого (в основном человека, но были также саркофаги для крокодилов).
  • Монотеизм – вера в единого бога.

Шумерские города-государства

Расположение

Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье».

Климатические условия и занятия

Большое значение играли реки Тигр и Евфрат. Их разливы были бурными, но шумеры научились создавать ирригационные системы и орошать даже сухие земли. После разлива рек на берегу оставался плодородный ил, который позволял успешно выращивать урожай. Выращивали злаки, фруктовые деревья, овощи. Степи позволяли успешно заниматься скотоводством.

Персонажи исторических источников

Нинурта (бог счастливой войны), Гильгамеш (правитель города Урука, герой «Эпоса о Гильгамеше»), Иштар (богиня плодородия и любви), Мардук (бог-покровитель Вавилона), Ут-напиштим (герой мифа о всемирном потопе, не путать с Ноем. Хаммурапи (автор первого письменного свода законов, суть некоторых «око за око, зуб за зуб)

Термины

  • АШШУР или Ассур — столица древней Ассирии, первый город, построенный ассирийцами и названный в честь ассирийского Верховного бога Ашшура.
  • ВОРОТА ИШТАР — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
  • ГЛИНЯНАЯ ТАБЛИЧКА (туппу́м ,туппу́мы) — основа для книги, в виде плоских кирпичиков-табличек, на которых писали трёхгранными палочками.
  • КЛИНОПИСЬ— система письма, при которой писали на глиняной табличке пока глина ещё мягкая, выдавливая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником знаки.
  • ХРАМ МАРДУКА — храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Крупный культурный центр Древнего мира, расположенный в современном Ираке.
  • ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ — это многоярусный зиккурат, на каждом ярусе которого были высажены редкие растения, поливаемые с помощью сложной оросительной системы. Одно из 7 чудес света.
  • Ур, Урук, Лагаш, Вавилон — города Древнего Двуречья.
  • Шумеры — древний народ, создавший первые государства в Двуречье.
  • Сыновья школы — название учеников в школах шумерских городов.

Финикия

Расположение

Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу.

Климатические условия и занятия

Тёплый, влажный климат. Обильные дожди. Возможности для выращивания злаков были ограничены, поскольку значительная часть территорий занимали Ливанские горы. Здесь преобладало садоводство: выращивали оливковые деревья, финиковые пальмы, виноград. Большую роль играло рыболовство. Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, где росли ценные породы деревьев.

Персонажи исторических источников

Мелькарт (молодой бог, по легенде, он открыл пурпур)

Термины

  • Библ, Тир, Сидон — города Финикии.
  • Колония — поселение за пределами родной страны.
  • Алфавит -письменность в Финикии, состоял из 22 согласных букв. Был изобретен 3000 лет до нашей эры.
  • Карфаген — крупная финикийская колония.
  • Пурпурная краска — добываемая
  • финикийцами из морских моллюсков яркая
  • краска, которую использовали для окраски
  • тканей.

Ассирийская держава

Расположение

Климатические условия и занятия

см. Шумерские города-государства

Персонажи исторических источников

Ниневия — столица Ассирии (может попасться текст от первого лица: »
…Месяца айяра 14-го дня, я выступил из Ниневии; переправился через Тигр и приблизился к поселенцам Гиамму у реки Балих. «), Тиглатпаласар (царь Ассирии 1115-1076гг до н.э.), Ашшур (верховный бог, в честь него была названа древняя столица)

Термины

  • БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА – библиотека, состоящая из книг,
  • сделанных из глиняных табличек, собранная царём Ассирии Ашшурбанапалом.
  • НИНЕВИЯ – столица Древней Ассирии
  • АШШУР – город в Ассирии

Древняя Палестина

Расположение

От южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем.

Климатические условия и занятия

В северной части страны, в долине реки Иордан,были хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

Персонажи исторических источников

Моисей (вывел евреев из египетского плена, 40 лет водил их по пустыне, получил на горе Синай 10 заповедей от бога), Самсон (боролся с филистимлянами, сила в волосах, был обманут своей подлой возлюбленной Далилой), Соломон (мудрый царь Израиля, известен в том числе по истории о двух женщинах и одном ребёнке, притче о кольце с надписью «это пройдёт»), Давид (ещё один царь Израиля, получил славу после победы над громилой Голиафом, одолев его с помощью пращи (не знаешь что это — гугли), Ной (выжил во время потопа благодаря ковчегу, на который взял по паре животных каждого вида).

Термины

  • Скрижали – каменные плиты с божественными заповедями
  • Исход евреев из Египта – бегство евреев из египетского плена
  • Земля обетованная – земля, обещанная Богом иудеям
  • Иерусалим – столица древнего Иудейского царства, священный город
  • евреев
  • Десять заповедей – десять законов, которые согласно Пятикнижию были
  • даны Моисею Богом
  • Двеннадцать родов (колен) – племенной союз Израиля
  • Иерусалимский храм – храм, построенный царем Соломоном в Иерусалиме
  • Пятикнижие Моисея – священная книга иудеев и христиан
  • Саул – первый царь Израиля
  • Давид – при нём столицей царства стал Иерусалим, до восхождения на трон, победил филистимлянина Голиафа (тот еще гигант)
  • Соломон – последний царь Израиля, отличался мудростью.
  • Яхве – Бог, покровитель израильтян

Персидская держава

Расположение

Климатические условия и занятия

См. Шумерские города-государства

Персонажи исторических источников

Кир (может попасться текст с такими словами: «Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь индийского царя Астиага Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. «)

Термины

  • Гвардия бессмертных — отборное войско в персидской державе;Сатрап — чиновник, управляющий провинцией Персидской империи.
  • Авеста — священная книга зороастризма — религии древних персов; Зароастризм — религия древних персов.
  • Первая государственная почта — создана по приказу персидского царя Дария для быстрой доставки царских приказов.
  • Ахура-Мазда — бог света и добра, создатель мира у древних персов.
  • Сатрапия — провинция в персидском государстве, во главе которой стоял назначенный царём сатрап.
  • Дарий, Ксеркс —персидские царив период греко-персидских войск.

Древний Китай

Расположение

Китай расположен на юго-востоке Азии. Главные реки в древности — Янцзы и Хуанхэ.

Климатические условия и занятия

Климат на юге более теплый и влажный, здесь выращивали рис, фрукты и овощи. Климат на севере лучше подходил для выращивания ячменя и пшеницы. Для орошения полей использовались ирригационные системы. Помимо земледелия занимались ремёслами. Открыли шёлк, начали разводить шелкопрядов.

Персонажи исторических источников

Видите в тексте упоминание бамбука или Поднебесной — у вас в голове должно сразу щёлкнуть, что речь идёт о Древнем Китае!
Фуси и Нюйва, Лэй-цзу (китайская императрица, ей приписывают открытие шёлка), Шихуан (правитель царства Цинь, объединил раздробленный Китай в единое государство, к 221 году до н.э стал его единоличным правителем)

Термины

  • Конфуций — древнекитайский мудрец.
  • Поднебесная — так называют китайцы свою страну.
  • Бамбук — материал для письма в Древнем Китае.
  • Шелк, порох, компас, бумага — великие изобретения китайцев.
  • Великий шелковый путь – торговый путь между Китаем и странами Средиземноморья
  • Конфуцианство – религиозное учение китайского мудреца Конфуция
  • Империя Цинь – империя, основанная первым китайским императором Цинь Шихуанди
  • Пагода – культовое сооружение в Китае
  • Великая Китайская стена – стена, ограждающая Китай от кочевников
  • Терракотовая армия — это захоронение, 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди

Древняя Индия

Расположение

Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Главные реки Инд и Ганг.

Климатические условия и занятия

Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник. Много сил уходило на «борьбу» с джунглями, которые очень быстро захватывали участки земледельцев. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

Персонажи исторических источников

Гаутама (так в миру звали основоположника буддизма, Будду), Вишну (солнечное божество, бог-хранитель), Брахма (бог творения), Ганеша (бог мудрости и благополучия, у него голова слона), Дашарахта (герой).

Термины

  • Инд и Ганг — реки Индии.
  • Джунгли — труднопроходимые тропические леса.
  • Каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
  • Арии («благородный») — скотоводческие племена, расселившиеся в Древней Индии.
  • «Веды» — сборник древних религиозных текстов в Древней Индии.
  • Варна – это сословия Древней Индии, сформировавшиеся под влиянием религии индуизма, точнее, представлений о происхождении людей.
  1. Брахманы – жрецы, занимали самое высокое положение в обществе, носили белый цвет одежды.
  2. Кштарии – воины, обладали властью, носили красный цвет одежды.
  3. Вайшьи – земледельцы, носили одежду желтого цвета.
  4. Шудры – слуги, обслуживали людей из высших варн, носили одежду черного цвета.
  • Сансара – круговорот перерождений души человека.
  • Карма – перемещение души человека по сумме добрых и злых дел в другое воплощение.
  • Будда (просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) — Сиддхартха Гаутама, основатель мировой религии буддизма (жить порядочно и честно, изучать мысли и действия других людей и свои собственные, относиться к окружающим с мудрым пониманием).
  • Индуизм – религия Древней Индии.
  • Нирвана («угасание», «потухание») — в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от тягот перерождения и от действия закона кармы.
  • 3 век до нашей эры — Ашока объединил индийские царства.
  • Раджа — царь в древней Индии, верховный распорядитель государственного имущества, командующий войском.
  • Санскрит — древний литературный язык Индии со сложной грамматикой.
  • Рамаяна — древнеиндийский эпос, мудреца Вальмики.

Древняя Греция

Расположение

Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова, омывается Средиземным морем.

Климатические условия и занятия

Вся территория Греции изрезана горами. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный.
Греки занимались земледелием, в основном выращивали оливковые деревья, виноград. Меньше — пшеницу. Занимались охотой и скотоводством. Добывали полезные ископаемые: железо, серебро, медь, золото, мрамор, темно-синюю глину.

Персонажи исторических источников

Аполлон (бог солнца, крайне музыкальный), Зевс (верховный бог, громовержец), Ясон (герой), Орфей (герой), Одиссей (герой поэмы Гомера «Одиссея»).

Термины

  • Полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город, город-государство.
  • «Илиада» — поэма Гомера
  • Остракизм — изгнание «вредных» граждан из Афин, после голосования глиняными черепками.
  • Пелопоннес — полуостров в южной части Балканской Греции
  • Нимфа — речное божество в древнегреческой мифологии
  • Парфенон — храм Афины Паллады в Афинах;
  • Кентавр — в греческой мифологии получеловек-полулошадь;
  • Пеплос — женская одежда в Древней Греции;
  • Акрополь — верхняя часть древнегреческого города;
  • Герусия — совет старейшин в Спарте.
  • Гоплит — тяжеловооружённый греческий пехотинец.
  • Фаланга (тема – Древняя Греция) – тесно сомкнутый ряд греческих воинов Век Перикла (тема — Древняя Греция) — период правления в Афинах Перикла;
  • Аттика — область в Средней Греции. Центр Аттики — Афины.
  • Солон —архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.
  • Демократия — власть простого народа.
  • Демос — простой народ в Древней Греции.
  • Граждане — свободные афиняне, чьи отец и мать тоже были афинскими гражданами.
  • Илоты — рабы в Древней Спарте.
  • Мильтиад, Фемистокл — стратеги в период греко-персидских войск.
  • Триера — лёгкий, маневренный военный корабль древних греков с тремя рядами вёсел.
  • Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

Древний Рим

Расположение

Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове, который разделяет Средиземное море на западную и восточную часть.

Климатические условия и занятия

Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат. В Италии было много плодородных земель, люди занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк, железо.

Персонажи исторических источников

Увидели в источнике название планеты — смело отнесли его к Древнему Риму.
Янус (двуликий бог, в том числе — дверей), Марс (бог войны), Юнона (богиня семьи, брака), Юпитер (бог неба, грозы, дневного света), Нептун (бог воды)

Термины

  • Латины —племя, жившее по берегу Тибра
  • Ромул и Рем — основатели Рима.
  • Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).
  • Ликторы — охрана древнеримского царя.
  • Патриции — жители Рима,потомки его древнейших жителей, имели более высокий статус и преимущество по сравнению с другими жителями.
  • Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.
  • Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.
  • Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.
  • Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (их было 300) становились консулы, после годичной службы.
  • Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.
  • Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.
  • Пуны — название жителей Карфаге́на.
  • Пунические войны — войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.
  • Ганнибал — командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.
  • Диадема — головной убор, знак царской власти.
  • Император — повелитель, главнокомандующий.
  • Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя
  • Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.
  • Гладиатор —сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике.
  • Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.
  • Гражданская война —война между гражданами одного государства.
  • Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.
  • Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.
  • Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.
  • Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.
  • Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.
  • Преторианцы— личная стража императора в Римской империи.

Междуречье Тигра и Евфрата

Междуречье Тигра и Евфрата – район на Ближнем Востоке, расположенный между двух рек – Тигра и Евфрата.

В древности этот район назывался Месопотамией. В районе Месопотамии, также как в долине Нила возникли первые очаги цивилизации, первые государства. Сейчас на этой территории располагаются такие страны, как Ирак, северо-восточная Сирия, а также частично Турция и Иран.

В настоящее время территория является зоной локальных военных конфликтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *