Санаксарский мужской монастырь на карте
Перейти к содержимому

Санаксарский мужской монастырь на карте

  • автор:

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Официальный сайт

alt

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: →В интернете нет других официальных ресурсов или доверенных лиц, принимающих пожертвования и записки для нашего монастыря. →Неусыпаемая Псалтирь никогда не читалась. →Отчитки не совершаются. →Имена на «Вечное поминовение» не принимаются.

Карта сайта

  • ГЛАВНАЯ
  • О МОНАСТЫРЕ
    • История обители
    • Святыни монастыря
      • преподобный Феодор Санаксарский
      • святой праведный воин Феодор
      • преподобный Александр Исповедник
      • мощевик
      • икона пророка Иоанна Предтечи с мощевиком
      • Преподобный Феодор Санаксарский
      • Преподобный Александр Исповедник
      • Святой праведный воин Феодор Ушаков
      • Схиигумен Иероним Верендякин
      • Новости
      • Иконная лавка
      • Разное
        • особо чтимые праздники
        • Как молиться за некрещеных?
        • святитель Николай Сербский (Велимирович) «О мировом кризисе»
        • Записки. Оплата и уведомления.
        • БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ
        • Слово на Обрезание Господне
        • Зачем нам нужна Святая вода? О Крещенской воде
        • Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении»
        • Когда мы идем в храм
        • Крест и полумесяц. Почему такой крест
        • О просфоре и святой воде
        • О свече церковной
        • Объяснение Божественной Литургии
        • Правила поведения в храме
        • Женский алкоголизм
        • Как победить уныние?
        • Как бороться со страстью винопития
        • Многословие, пустословие, празднословие
        • О блуде
        • О курении
        • О неправде «Гражданского брака»
        • О сквернословии
        • О стыде
        • Об осуждении
        • Почему сожительство является большим грехом
        • Пьянство — погибель души
        • Что есть сребролюбие
        • Зачем нужен храм, если «Бог у меня в душе»?
        • Можно ли верить снам
        • Новогодние суеверия
        • О гороскопах, астрологии и веру в судьбу
        • О страхах перед ИНН и паспортами
        • Совместимы ли с Христианством гороскоп и знаки зодиака
        • Хеллоуин — как уберечь детей
        • Церковные суеверия
        • Как искупить грех аборта?
        • О болезни и немощи
        • От Меня это Было
        • Ангел Хранитель
        • Вечный Бог зовет вас к Себе
        • Выбор князя Владимира
        • Зачем Бог сотворил человека и для чего нужна церковь
        • Из чего состоит духовная жизнь
        • Можно ли спастись без Христа
        • О грехе и покаянии
        • О молитве
        • О крестном знамении
        • Краткое толкование молитвы «Отче наш»
        • Символ веры
        • Что такое Церковь
        • Адвентисты седьмого дня
        • Бывают ли православные «целители» и экстрасенсы
        • О йоге
        • О так называемом «родноверии»
        • Православный ответ пятидесятникам
        • Эпоха царя Николая II часть 3
        • Адмирал Павел Степанович Нахимов
        • Благоверный князь Александр Невский
        • Благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский
        • Благоверный князь Олег Рязанский
        • Преподобный Илья Муромец
        • Святой праведный воин Феодор Ушаков
        • Святой Праведный исповедник Николай Григорьев
        • Эпоха царя Николая II часть 1
        • Эпоха царя Николая II часть 2
        • Эпоха царя Николая II часть 4
        • Воскресение Христово
        • О Литургии Преждеосвященных Даров
        • Петровский пост
        • Рождественский пост
        • С Рождеством Христовым!
        • Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина
        • Успенский пост
        • Жизнь и слова святителя Иоанна Шанхайского
        • За что прославили в лике святых императора Николая II и его семью
        • Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)
        • Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Кто они?
        • Преподобный Матфей Яранский Чудотворец
        • Святая преподобномученица княгиня Елисавета Феодоровна
        • Святой благоверный князь Александр Невский
        • Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский
        • Как доехать
        • Памятка
        • Паломничество
        • Трудничество
        • Гостиница для паломников
        • Прославление прав. воина Феодора Ушакова 4-5 августа 2001
        • Прославление преп. Феодора Санаксарского 11 июля 1999
        • Схиигумен Иероним ( † 6 июня 2001 года)
        • Санаксарский монастырь до 1917 года
        • Лето
        • преп. Александр исповедник
        • Монастырь глазами художников. Проект «по святым местам»
        • Осень
        • Зима
        • Санаксарский монастырь в период погрома
        • Житие преп. Феодора Санаксарского рукопись 1830
        • Панорамы
        • Санаксарский монастырь, съёмка с дрона
        • Как сладко с Богом жить! Схиигумен Иероним Санаксарский
        • Обретение мощей прп.Феодора Санаксарского 3-4 мая 1999
        • Повесть о монашестве
        • Прославление прп.Феодора Санаксарского 10-11 июля 1999
        • Санаксарский монастырь 1996 Мандариновый берег. фильм-воспоминание
        • Святой адмирал
        • Канон за болящего
        • Просфорня Санаксарского монастыря
        • Монастырский клирос
        • Хор Санаксарского мужского монастыря, осень 1999 года
        • Праздничный хор
        • Санаксарский распев
        • Расписание богослужений
        • Богослужебные тексты
          • Акафист преподобному Феодору Санаксарскому
          • Акафист святому праведному воину Феодору Ушакову
          • Службы трём санаксарским святым
          • Контактная информация
          • Банковские реквизиты

          alt

          © 2024 г. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
          Официальный сайт

          • Карта Сайта
          • Разработка сайта
          • Церковный календарь
          • Почта: sanaksar@moris.ru
            Если вы обнаружили опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter —>

          Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
          Официальный сайт

          alt

          БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: →В интернете нет других официальных ресурсов или доверенных лиц, принимающих пожертвования и записки для нашего монастыря. →Неусыпаемая Псалтирь никогда не читалась. →Отчитки не совершаются. →Имена на «Вечное поминовение» не принимаются.

          Как доехать

          Карта

          с запада, северо-запада, севера
          • в объезд Владимира
          • объезд Мурома
          • через р.Ока
          • мимо Навашино

          Или через Выксу (короче)

          Или через Дивеево

          Вознесенское — Теньгушево — Барашево — Санаксарский монастырь

          с севера, северо-востока
          • Н.Новгород
          • Арзамас
          • Дивеево

          Вознесенское — Теньгушево — Барашево — Санаксарский монастырь

          с северо-востока, востока, юго-востока

          Саранск — Краснослободск — на Темников — Бабеево — Санаксарский монастырь

          с юга, юго-запада

          Или Пенза — Саранск — Краснослободск — на Темников — Бабеево — Санаксарский монастырь

          Или объезд Тамбова — Моршанск — Шацк — Зубова Поляна

          за Зубовой Поляной на Потьму

          Барашево — Санаксарский монастырь

          с запада

          Рязань (объезд) — Шацк — Зубова Поляна

          за Зубовой Поляной на Потьму

          Барашево — Санаксарский монастырь

          alt

          © 2024 г. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
          Официальный сайт

          • Карта Сайта
          • Разработка сайта
          • Церковный календарь
          • Почта: sanaksar@moris.ru
            Если вы обнаружили опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter —>

          Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря.

          Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря

          Церковь. Действует.
          Престолы: Спаса Преображения
          Архитектурный стиль: Барокко
          Год постройки: Между 1774 и 1776.
          Ссылки:
          Адрес: Россия, Республика Мордовия, Темниковский район, село Санаксырь, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
          Координаты: 54.65241, 43.166667

          Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря, , Санаксырь, Темниковский район, Республика Мордовия

          MILAV V
          25 июля 2015

          Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря, , Санаксырь, Темниковский район, Республика Мордовия

          oldboy
          14 июня 2021

          Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря, , Санаксырь, Темниковский район, Республика Мордовия

          Александр Хмелевский
          2 июля 2006

          Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря, , Санаксырь, Темниковский район, Республика Мордовия

          Александр Хмелевский
          2 июля 2006

          , Санаксырь, Темниковский район, Республика Мордовия’>
          Мозаика на западном фасаде, храмовая икона
          oldboy
          14 июня 2021

          Карта и ближайшие объекты

          Статьи

          Марина Зуйкова 9 апреля 2019

          Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов.

          А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». — Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г., стр. 801

          В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею — церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина.

          Алексей Кротов

          Алексей Кротов 28 августа 2019

          Силуэт надвратной колокольни Санаксарского монастыря неуловимо напоминает силуэты питерских колоколен. Схожа она и с башнями ограды Александро-Невской Лавры. Это, как правило, отмечают паломники из Санкт-Петербурга. Символично, что в Александро-Невской Лавре (тогда она ещё имела статус монастыря) подвизался некоторое время преподобный Феодор Санаксарский. Строительство санаксарской колокольни было начато при самом преподобном, а окончено («кладкою приведено в окончание») уже в 1776 году, при новом настоятеле, иеромонахе Иоиле. Тогда же в ней устроили и освятили церковь в честь Преображения Господня. Над украшением её тогда трудился всё тот же иеродиакон Филарет (Былинин Ф. И.). Здесь также прослеживаются стили как барокко, так и классицизм. Звонница Санаксарского монастыря состояла в ХIХ веке из 12 колоколов, из коих один, отлитый в 1788 году на средства благодетелей, весил 237 пудов.

          С приходом советской власти здание санаксарской колокольни, как и другие строения обители, перешло в собственность государства. Из церкви Спаса Преображения были изъяты ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. В 1920-е годы в Санаксарском монастыре действовала коммуна «Новая Жизнь». Был запрещён колокольный звон. В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. Местные власти окончательно закрывают монастырь в 1929 году. Вандалы сбивают кресты и главки с колокольни, с собора Рождества Богородицы, с Владимирской церкви и др. Так же были сброшены и колокола с Санаксарской «свечи». В проездной арке под колокольней богохульники изуродовали росписи святых. Позже здание колокольни с церковью Преображения Господня, как и все постройки бывшей обители, передали в ведение школы сельских механизаторов, в некоторых из них организовали гаражи. Для проезда техники расширили арку въездных ворот; колокольня от таких действий могла в любой момент обрушиться. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда неравнодушные люди забили тревогу, после чего на высшем уровне решено было восстановить Санаксары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

          Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №35, ООО «Де Агостини», 2009

          Комментарии и обсуждение

          Ваш комментарий будет первым.

          САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

          Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей — богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.

          В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

          В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

          Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.

          12 марта 1730 года при строителе иеросхимонахе Петре на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

          Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток.

          24 февраля 1752 года, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, — он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной.

          Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.

          В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею — церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

          Санаксарский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2008 год. Фото Юрия Булкина
          Санаксарский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2008 год. Фото Юрия Булкина

          16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.

          В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу — с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней.

          В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, — проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами — для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже — особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот.

          «Словарь географический Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».

          28 августа 1810 года настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, построенного в 1805-1810 годах.

          С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).

          Последний игумен предреволюционного периода, преподобноисповедник Александр (Уродов), старался вернуть монастырь к строгому уставу времен преподобного Феодора Санаксарского. Это восстановило против него часть братии. На гребне бунтарских революционных настроений в 1918 году часть монастырской братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт и изгнали настоятеля. Вскоре после этого в 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.

          Летом 1991 года обитель начала возрождаться. В монастыре было налажено хозяйство.

          Статистика

          • 2000-е — более 80 насельников [1].

          Храмы

          На территории монастыря сохранились:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *