Тоннель между англией и францией на карте
Перейти к содержимому

Тоннель между англией и францией на карте

  • автор:

Из Европы в Англию. Евротоннель: вариант для тех, кто не любит корабли и самолеты

Остров Великобритания долгое время гордился своей изоляцией от материковой части Европы, тем самым имея с ней только воздушно морские связи. Однако в конце прошлого века это перестало быть таковым. Спустя почти двести лет планирования был закончен проект строительства Евротоннеля, соединяющего этот остров с материком. Если вам чужды перелеты и не по нраву морские путешествия, но хочется за раз посетить и Францию, и Великобританию, то данное сооружение идеальный вариант.

Основные моменты проекта

Тоннель под Ла-Маншем — это пятидесятикилометровый туннель, соединяющий Фолкстон, графство Кент, в Англии, с Кокелем, Па-де-Кале, недалеко от Кале на севере Франции. Туннель проходит под Ла-Маншем в Дуврском проливе. На сегодняшний день он является единственной фиксированной связью между Европой и Великобританией. Благодаря железнодорожным линиям Eurostar и Thalys Лондон может быть напрямую связан железнодорожными путями с Парижем, Лиллем, Брюсселем, Амстердамом и Кельном.

Несмотря на то, что первое предложение по постройке данного туннеля поступило еще в начале 19-го века, открыт он был только в 1994 году. Движение по туннелю состоит из маршрутных поездов, перевозящих автомобили и автобусы, а также других поездов, перевозящих большегрузные автомобили между двумя терминалами. Остальные поезда, использующие инфраструктуру Getlink, обслуживаются соответствующими владельцами.

Getlink, ранее Groupe Eurotunnel (до 2017 года), является публичной компанией, которая управляет и эксплуатирует туннель под Ла-Маншем, включая услуги маршрутных транспортных средств Eurotunnel, и получает доход от других поездов, следующих через туннель. Компания была создана в 1986 году с целью финансирования, строительства и эксплуатации туннеля между двумя странами первоначально в течение 55 лет, а затем продлена до 99 лет вплоть до 2086 года. Головной офис Getlink находится в Париже.

На момент 1985 года первые оценки стоимости составляли 4,8 миллиарда фунтов стерлингов (около 6,2 миллиарда долларов США по курсу 1985 года), однако итоговая сумма оказалась намного выше, чем ожидалось, и к концу строительства достигла 9,5 миллиарда фунтов стерлингов (около 14,5 миллиарда долларов США по курсу 1994 года). Расходы на проект были сильно занижены, что на 80% увеличило перерасход средств. Это произошло из-за задержек, связанных со стоимостью строительства, доставкой оборудования и затруднениями в испытаниях, а также с корректировкой проекта во время строительства для повышения его безопасности. Проект полностью финансировался за счет капитала частного сектора, в том числе пяти банков, входивших в консорциум TransManche Link. Финансирование поступало отчасти за счет инвестиций акционеров и отчасти за счет долга в размере 8 миллиардов фунтов стерлингов (около 12,2 миллиарда долларов США по курсу 1994 года).

История проекта

Идея строительства туннеля под Ла-Маншем имеет долгую историю: первое предложение датируется 1802 годом, и в дальнейшем поступало еще несколько. Эта идея обсуждалась несколько раз в течение 20-го века, но только в 1960-х годах Франция и Великобритания начали принимать предложения проектов, что привело к разработке конвенции в 1972 году, которая дала мандат на начало строительства.

Работы по бурению туннелей, финансируемые государством, начались в 1974 году, но были отменены годом позднее вновь избранным правительством Великобритании по финансовым причинам, включая нефтяной кризис. Проект возобновился в 1981 году с формированием совместной рабочей группы для изучения технических и экономических аспектов фиксированной связи. После четырех лет исследований и обсуждений в 1985 году при премьер-министре Великобритании Маргарет Тэтчер и президенте Франции Франсуа Миттеране была начата процедура закупки для строительства линии, какой мы ее знаем сегодня.

Проблемы и возможности, которые решает проект

Проект был направлен на обеспечение фиксированного (железнодорожного) сообщения для перевозки грузов и пассажиров (в том числе с помощью высокоскоростного поезда Train à Grande Vitesse или TGV), дополняющего паромное и воздушное сообщение между Великобританией и Францией, и, как следствие, остальной частью ЕС. Одной из целей проекта было предоставить вариант транспорта, который был бы быстрее, чем паром, и более доступным, чем авиаперелет. Проект имел серьезные экономические и политические последствия для торговли и туризма, в частности, для укрепления связей между Великобританией и Францией, а также между Великобританией и остальной частью ЕС.

Долгосрочные преимущества

Проект тоннеля под Ла-Маншем привел к улучшению транспортной инфраструктуры автомобильных и железнодорожных сетей во Франции и Великобритании, которые соединяются с туннелем и связаны с ним. Из всех предложенных проектов Евротоннель также предлагал: минимальный наносимый вред окружающей среде, поскольку туннель прорыт на 40 м под морским дном; меньший риск для здоровья от загрязнения (по сравнению с автомобильным «проездным» туннелем, который первоначально предпочитался правительством Великобритании); меньшая уязвимость перед экологическими катастрофами; и лучшая защита от риска терроризма.

С точки зрения торговли, стоимость тоннеля под Ла-Маншем оценивается как эквивалентные 26% от общего объема торговли между Великобританией и ЕС по состоянию на 2016 год. Скорость и эффективность транспорта, предлагаемого туннелем под Ла-Маншем, значительно увеличили торговую взаимосвязь между Великобританией и ЕС, с выгодой для потребителей, которые могут получить дешевый доступ к продуктам.

Альтернативные варианты проекта

В 1985 году на конкурс было подано несколько заявок с разным дизайном. В шорт-лист вошли четыре из них:

  • Euroroute, гибридное решение мост-тоннель-мост (4,8 млрд фунтов стерлингов – около 6,2 млрд долларов США по курсу 1985 г.).
  • Европонт, подвесной мост (5 миллиардов фунтов стерлингов – около 6,5 миллиардов долларов США).
  • Transmanche Express, четыре пробуренных туннеля, обеспечивающих как железнодорожное, так и автомобильное движение (2,5 миллиарда фунтов стерлингов — около 3,3 миллиарда долларов США).
  • Евротоннель, железнодорожный шаттл для автомобильных транспортных средств с возможностью сквозного проезда поездов с использованием трех туннелей (2,6 млрд фунтов стерлингов — около 3,4 млрд долларов США).

Консорциум Евротоннель, состоящий из Channel Tunnel Group (CTG) и France-Manche (FM), получил право на проект в январе 1986 года. Из всех вариантов проекта Eurotunnel был выбран отчасти потому, что он предлагал самый высокий уровень безопасности благодаря трехтуннельной конструкции, включающей два туннеля для проезда поездов и туннель посередине для технического обслуживания и эвакуации в целях безопасности.

В 1994 году было создано первое железнодорожное сообщение Eurostar между Парижем, Лиллем и Лондоном, затем в 1997 году были добавлены Брюссель и в 2018 году Амстердам через высокоскоростной поезд Eurostar. В 2015 году линия Eurostar была продлена из Лондона в Авиньон, Лион и Марсель. Eurostar также соединяет Лондон и регион Савойя во Франции.

Несмотря на потенциально положительные перспективы этого туннеля, он оказался очень убыточным и окупится еще очень нескоро. Также касательно безопасности, за историю его существования случалось два пожара и один раз отключалось электричество. Однако это довольно полезный опыт и интересный эксперимент для того, чтобы в будущем можно было учесть все плюсы и минусы во время строительства Евротоннеля для аналогичных конструкций.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Об авторе

Внеочередной любитель игр и всего, что с ними связано. Обладаю PS4, хоть и не являюсь сонибоем. Делюсь своим субъективным мнением по поводу отдельных тайтлов и всегда готов к дискуссиям. Пишу материалы ради удовольствия и чтобы отвлечься от болезни, с которой борюсь и которую точно одолею. Да и просто, всем добра, играйте во что нравится и наслаждайтесь.

LeShuttle (Eurotunnel)

LeShuttle (Eurotunnel)

Евротоннель Shuttle (Eurotunnel Le Shuttle) обеспечивает железнодорожное сообщение между Великобританией и Францией. Время в пути от Фолкстона до Кале занимает всего 35 минут – самый быстрый способ добраться из Великобритании до Франции на машине.

Отправления поездов Eurotunnel очень часты, до 4 отправлений в час (в часы пик).

Минимальное время в пути, отсутствие ограничений на багаж, гибкое расписание, возможность зарезервировать билет за 11 месяцев до поездки превращают пересечение через Евротоннель в лёгкий и удобный способ доехать до континента и обратно.

Регистрация обычно начинается за 45 минут до оправления, и у пассажиров есть достаточно времени, чтобы пройти досмотр для обеспечения безопасности, посетить туалет и воспользоваться услугами ресторанов, банкоматов, пунктов по обмену валюты, 24-часового информационного центра. Есть специальная зона для выгуливания четвероногих питомцев.

Английский терминал Евротоннеля расположен близ города Фолкстон, с удобным выездом через узел 11А на автостраду М20, с которой вы может добраться в любую точку Англии. Французский терминал расположен рядом с городом Кале с удобным выездом на автостраду А16 через узел 42. Путешествие из Лондона до Парижа через Евротоннель занимает около 6 часов на машине.

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем впервые была озвучена в 1802 году, но реальные проекты стали разрабатываться только в 80-х годах прошлого столетия. Один из отклоненных проектов предполагал строительство подвесного моста длиной 4,5 км. Наконец, в 1988 году началось строительство Eurotunnel Le Shuttle.

Как он строился? 11 бурильных машин, каждая весом 1100 тонн, продвигались ежедневно на 250 футов. Из породы, поднятой в результате бурения английской стороной, на британском берегу был образован искусственный мыс площадью 90 акров. Поезда длиной 775 м, курсируют по туннелю, перевозя автомобили и автобусы.

Евротоннель длиной 50,5 км и средней глубиной 50 м – гордость инженерного мастерства Великобритании. Проект стоимостью £9,5 миллиардов, в котором было занято более 13 тысяч работников из Франции и Великобритании, был завершен через пять лет после начала строительства. 6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном.

На сайте directferries.ru Вы найдете расписание маршрутов LeShuttle (Eurotunnel) и цены на переправы; сможете забронировать билет на паром компании LeShuttle (Eurotunnel). Где это возможно, мы также сравним LeShuttle (Eurotunnel) с альтернативными паромными компаниями.

Тоннель Ла-Манш

Тоннель Ла-Манш

Тоннель под Ла-Маншем (он же Евротоннель) — подземное сооружение, проложенное под одноимённым проливом. Транспортный коридор связывает континентальную Европу, а точнее Францию на юге, с Великобританией на севере.

Американское сообщество инженеров-строителей причислило железнодорожный тоннель к одному из семи чудес света современности. Сооружение действительно впечатляет своими размерами: длиной в 51 километр, максимальной глубиной в 75 метров.

Тем не менее в рейтинге самых протяжённых тоннелей мира он занимает всего лишь третье место — на несколько километров уступая японскому Сэйкану и Готардскому тоннелю в Швейцарии. Но если классифицировать сооружение как международный транспортный коридор, то оно сразу же получает первое место. Ещё один рекорд — длина подводного участка в 39 километров.

Тоннель Ла-Манш

Строительство Евротоннеля

Международное подземное полотно официально открыли 6 мая 1994 года. Если бы не предрассудки и финансовая составляющая, это могло произойти на несколько десятилетий, а то и столетий раньше. Ведь о строительстве будущего инженерного достижения заговорили ещё в 1802 году.

Это был француз Альбер Матье-Фавье. Согласно его схеме, по тоннелю должны были передвигаться повозки с лошадьми, вентиляцию бы обеспечивали отдушины, выходящие на поверхность пролива, а свет — масляные лампы. Идею поддержал Наполеон Бонапарт. Планам помешала разразившаяся в 1805 году война.

К обсуждениям вернулись в 1856 году. Своё видение будущего транспортного коридора выдвинул французский инженер Томе де Гамонд — предлагал построить железнодорожное полотно. Англичане долго колебались, обоюдное согласие стран достигли лишь в 1872 году. Процесс останавливали несколько раз — англичане опасались, что готовый тоннель облегчит нападение противника на их территорию.

К проекту вновь вернулись после Второй мировой войны. В 1973 году его запустили. В 1987 году правительства двух стран подписали окончательный договор о строительстве.

Согласно документу, подземный коридор соединял французский городок Кале и британский Фолкстон. Французам повезло меньше — южная часть тоннеля должна была проходить на 50 метров глубже, чем северная.

Строительные работы начались в декабре 1987 года с запуска английской техники. Непрерывный процесс обеспечивали 11 щитов для горизонтальной выработки с одной стороны и столько же с другой. Машины не только прокладывали путь, но и укрепляли участки бетонными элементами. На укрепление одного бетонного кольца тратилось чуть меньше часа. За семь дней британские щиты проходили 150 метров, их французские двойники — 110 метров. Разница обуславливалась разными условиями и конструкциями техники.

Последние метры будущей дороги проделывались вручную. Памятная встреча двух сторон произошла в декабре 1990 года. Снимок, на котором с флагами в руках запечатлены французский инженер Филипп Козетт и его британский коллега Грэм Фэгг, долго не сходил с первых полос местных газет.

Терминал в Фолкстоне, Лондон

Терминал в Фолкстоне, Лондон, © Shirokazan

Стоимость тоннеля под Ла-Маншем

По одним данным, стоимость проекта с учётом инфляции составила 10 млрд фунтов стерлингов. По другим сведениям, в 1985 году строительство оценили в 2, 6 млрд фунтов стерлингов. К окончанию работ сумма увеличилась до 4, 65 млрд фунтов стерлингов. Причиной такого роста стало повышение требований к экологичности и безопасности подземного коридора.

Несмотря на противоречивую информацию, источники сходятся в одном: Евротоннель до сих пор не окупился финансово. По словам экспертов, чтобы это произошло, понадобится больше 1000 лет.

Ситуацию может ухудшить недавний выход Великобритании из Евросоюза.

Первую годовую прибыль от проекта компания Eurotunnel, осуществлявшая финансирование, получила лишь в апреле 2008 года.

В том же году оператор тоннеля компания Eurostar получила доход в 40 млн евро. Спустя два года понесла значительные потери, вызванные мировым экономическим кризисом.

Поезда Eurostar

Поезда Eurostar, © Loco Steve

Устройство и транспортная система тоннеля Ла-Манш

Сооружение оборудовано двумя рельсовыми путями и одним служебным тоннелем. Через каждые 375 метров имеет проходы, соединяющие его с основными полосами. Тем самым обеспечивает доступ к полотну служебному персоналу и позволяет эвакуировать пассажиров в случае необходимости.

Все полосы имеют две развязки, позволяющие поездам спокойно перемещаться. Движение левостороннее. Максимально допустимая здесь скорость — 160 км/ч. Это почти в два раза меньше максимальной скорости поездов Eurostar. В результате тоннель можно преодолеть за 20 минут и за 35 — на Shuttle.

Всего по подземному полотну передвигается четыре вида поездов:

  • Пассажирские, курсирующие между Северным вокзалом французской столицы, лондонским вокзалом «Сент-Панкрас» и брюссельской станцией Midi/Zuid.
  • Shuttle, которые перевозят пассажиров с их собственными машинами, а также автобусами, фургонами. Погрузка занимает не больше 8 минут. Двигаются по маршруту «Сангатт-Фолкстон» и обратно.
  • Shuttle, предназначенные для грузовиков. Водители авто при этом едут в специальных вагонах.
  • Поезда, специализирующиеся только на грузах.

Внутри Shuttle Eurostar

Внутри Shuttle Eurostar , © Adam Foster

Интересные факты о Евротоннеле

  • Во время прокладки полотна рабочие изъяли 8 миллионов кубометров грунтовых пород. Каждая сторона распорядилась полученным по своему усмотрению. Французы вывели смесь обратно в пролив, англичане — создали мыс Шекспира, который впоследствии преобразовали в парк Samphire Hoe.
  • Сооружение должны были сдать на год раньше. На торжественной церемонии присутствовали королева Елизавета II и тогдашний правитель Франции Франсуа Миттеран.
  • Первым человеком, пересёкшим Ла-Манш по суше за последние 8 000 лет, в 1990 году Британская вещательная корпорация окрестила Грэма Фэгга.
  • Пассажирское обслуживание началось 14 ноября 1994 года.
  • За 2017 год по тоннелю перевезли 10, 3 млн пассажиров, 1, 22 млн тонн грузов, с помощью грузовых поездов Eurotunnel Shuttle — 10,4 млн пассажиров, 2,6 млн авто, 51 000 автобусов, 1, 6 млн грузовиков.
  • С 1997 года незаконные иммигранты пытаются проникнуть в Великобританию по подземному коридору под Ла-Маншем. Часть случаев заканчивается трагически.
  • Известно и о нескольких смертях во время бурения подземного сооружения. Десять рабочих погибли в период с 1987 по 1993 год. Большинство из них — во время первых месяцев строительства.
  • За строительство тоннеля в своё время выступал английский писатель Артур Конан Дойл.
  • Британские щиты обозначались буквами и цифрами, а французская — женскими именами: Бриджит, Катрин, Северина и т. д. На «Вирджинию» до сих пор можно посмотреть, находится в середине кольцевой развязки D243E3/D243E4.
  • За всю свою историю Евротоннель не раз приостанавливал работу. Среди самых частых причин — пожары. Один из недавних инцидентов произошёл в декабре 2015 года из-за загоревшегося грузовика.

Крис Фрум – первый человек, который проехал на велосипеде через Евротоннель

Крис Фрум – первый человек, который проехал на велосипеде через Евротоннель, © Jaguar MENA

Как добраться

Отправной точкой железнодорожного путешествия из Франции в Лондон считается Северный вокзал (Gare du Nord). Путь из одной европейской столицы в другую займёт 2 часа 16 минут. Поезда компании Eurostar отправляются довольно регулярно — до 4 раз в пиковые периоды. Билеты можно резервировать за несколько месяцев до предполагаемой поездки. К услугам пассажиров — комфортабельные залы ожидания. Из минусов — не очень бюджетная цена. Зависит от тарифа и времени бронирования. На месте нужно быть за 45 минут до отправления.

В Лондон также можно добраться за два часа из брюссельского вокзала Midi/Zuid.

Из Лондона: железнодорожный терминал находится в Фолкстоне. Гораздо удобнее садиться на поезд на вокзале «Сент-Панкрас» (St. Pancras). Транспорт следует не только во Францию, но и в Бельгию, и Амстердам (Amsterdam Centraal), платформа 15b.

Британский вход в Евротоннель на панораме Google: один из вагонов Shuttle

Видео о пересечении тоннеля Ла-Манш:

СТОЛЕТНЯЯ СТРОЙКА: ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОННЕЛЯ ПОД ЛА-МАНШЕМ МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ФРАНЦИЕЙ

Библиотека имени А.С. Пушкина

Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем — железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно попасть в Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.

Тоннель был торжественно открыт 6 мая 1994 года. В этом же году Американское общество инженеров-строителей объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.

В 2013 году Евротоннель был третьим по протяжённости железнодорожным тоннелем в мире, уступая по этому показателю тоннелю Сэйкан в Японии (53,85 км) и Готардскому тоннелю в Швейцарии (57,1 км). В то же время Евротоннель установил рекорд протяжённости под водой, превзойдя Сэйкан, подводный сегмент которого составлял 23,3 км. Евротоннель стал также самым длинным международным тоннелем.

ПРОЕКТЫ ХIХ ВЕКА: ПОДЗЕМНАЯ КОННИЦА

Схема проекта тоннеля Альбера Матье-Фавье

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем возникла в конце XVIII — начале XIX века. Любопытно, что инициаторами проекта всегда выступали французы – англичане не спешили расстаться со своим статусом островной державы.

Первый реальный проект тоннеля датируется 1802 годом. Разработал его французский инженер Альбер Матье-Фавье. Он предложил на глубине около 10 метров от дна пролива проложить тоннель для движения конных экипажей и осветить его масляными лампами. Для вентиляции предусматривались специальные шахты, которые должны были возвышаться на пять метров над поверхностью моря. Известно, что Наполеон I был знаком с этим проектом. Заинтересовал ли он его? История хранит прямо противоположные сведения. По одной из версий, тоннель показался Наполеону бредовой идеей. По другой, он лично предлагал англичанам соединить их страны подземной дорогой. Однако из-за войны третьей коалиции проект так и остался на бумаге.

ПРОЕКТЫ ХIХ ВЕКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕТРОПОЛИТЕН

Один из проектов Томэ де Гамона

С бурным развитием в Англии железнодорожной сети на смену конным версиям тоннеля пришли рельсовые. Главным радетелем таких проектов стал в ХIХ веке французский горный инженер Томэ де Гамон. В 1856 году он предлагал строительство железнодорожного тоннеля, чтобы соединить Францию с Англией. Французы согласились, но англичане колебались. Тогда де Гамонд посоветовался с Питером Уильямом Барлоу, британским инженером, одним из строителей первого метрополитена в мире — лондонского. Начался сбор денег на строительство. Одновременно французский и английский парламенты приняли постановление о строительстве тоннеля. Из-за отсутствия финансирования проект был запущен лишь год спустя.

В 1881 году были проведены геологические изыскания, и две буровые машины конструкции Инглиша-Бомонта начали работу с английской и французской сторон. За первый год с обеих сторон было прорыто примерно по 2 км. пути: ожидалось, что подземная встреча рабочих произойдет через пять лет. Однако в 1883 году прокладку тоннеля прекратили, так как британцы опасались, что готовый тоннель может облегчить вторжение противника на территорию Великобритании.

Вплоть до Второй мировой войны все проекты тоннелей или мостов через Ла-Манш встречали жесткий отпор со стороны британского правительства. Отношение к проекту изменилось лишь в середине 1950-х годов.

ПРОЕКТЫ ХХ ВЕКА

Проект Euroroute – сложная система мостов и тоннелей

После Второй мировой войны идея постройки тоннеля вновь была возрождена. Летом 1957 года была образована исследовательская англо-французская группа, которой следовало выяснить, нужно ли связывать два государства и если да, то каким образом. К началу 1960-х годов конкурировали две альтернативы – проект тоннеля и проект моста.

Согласно первому проекту предполагалось проложить под дном пролива сложный железнодорожный тоннель, состоящий из двух рабочих рукавов и служебного между ними. Этому проекту составлял конкуренцию проект гигантского моста. В конце концов победил подземный проект, но процесс его утверждения затянулся. После того как в 1974 году началась прокладка тоннеля, возникли проблемы с финансированием. Через год проект приостановили.

Снова к теме тоннеля вернулись только в 1984 году, когда правительства двух стран объявили открытый тендер на проект, который позволил бы соединить Великобританию с Францией. Осень. 1985 года четыре независимых группы разработчиков предложили свои варианты.

Самым экстравагантным был проект Europont – 52- километровый мост с пролетами, подвешенными на кевларовых нитях. Проект довольно быстро отклонили как слишком дорогой и базирующийся на пока еще неопробованной технологии.

Другой проект – Euroroute – предлагал сложную систему мостов и тоннелей с опорными точками на специально построенных искусственных островах. Проект Channel Expressway представлял собой двухуровневый тоннель с железнодорожным и автомобильным сообщением. Обоим этим проектам предпочли Eurotunnel – самую дешевую и наиболее простую в строительстве альтернативу, в основу которой была положена концепция тоннеля 1970-х годов. Но и она оказалась слишком дорогой для правительств обеих стран.

Выход из положения нашелся. Решили организовать открытую акционерную компанию «Eurotunnel», начальный капитал которой должны были обеспечить строительные компании при поддержке частных банков (без поддержки государства). Вновь образованной компании предстояло самостоятельно найти деньги на строительство тоннеля. В знак благодарности она получала право в течение 55 лет управлять сооружением. По окончании этого срока тоннель в рабочем состоянии должен быть передан правительствам Франции и Великобритании.

СТРОИТЕЛЬСТВО ТОННЕЛЯ

Подземные работы начались с британской стороны. 15 декабря 1987 года заработал первый проходческий щит – он копал служебный тоннель диаметром 4,8 м. Затем к делу подключились более мощные проходческие комбайны, которые прокладывали два главных тоннеля диаметром 7,6 м каждый. Всего в глубине тоннеля практически без перерыва работало 11 щитов одновременно. Три французских и три английских щита двигались навстречу друг другу под дном Ла-Манша. Еще три прокладывали тоннель в глубь острова в сторону британского терминала, а два – бурили три тоннеля в сторону французского терминала. Непосредственно на дне моря прорыто 39 км тоннеля, а его общая протяженность составила 51 км.

Для того чтобы оба конца встретились в одном месте, использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря ей рабочие из Англии и Франции встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 года на глубине 40 м от дна пролива. Кстати, последние метры тоннеля английские и французские бурильщики проделали вручную – с помощью кирок и лопат.

Прорыли! 1 декабря 1990 года

В 1991 году проходка тоннеля была завершена. Еще три года ушло на его техническое оборудование.

За время строительства было изъято 8 миллионов кубометров породы (куб с размером грани 200 метров). Каждая сторона распорядилась своей частью по-своему. Французы просто смешали землю с водой и вывели полученную пульпу обратно в море. А из породы, вынутой англичанами, на британском берегу был образован искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.

Тоннель под Ла-Маншем, за которым закрепилось название Евротоннель, состоит из трёх тоннелей — двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, следующих на север и юг, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.

Каждые 250 метров оба основных тоннеля соединяются между собой особой системой вентиляции, расположенной сверху служебного тоннеля. Все три тоннеля имеют две развязки, позволяющие поездам беспрепятственно перемещаться между тоннелями.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ТОННЕЛЯ

Эксплуатацию тоннеля осуществляет совместный англо-французский консорциум.

На линии Евротоннеля действуют разные типы поездов: высокоскоростные пассажирские поезда «Евростар»; пассажирские челночные поезда типа «Шаттл» («Челнок»), перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны, при этом пассажиры остаются внутри своих машин; грузовые поезда с открытыми вагонами, в которых перевозят грузовики, при этом сами водители едут в отдельном вагоне; грузовые поезда, которые перевозят различные грузы и контейнеры между континентальной Европой и Великобританией.

Движение поездов левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.

По территории Франции и Великобритании поезда «Евростар» едут с высокой скоростью – 300 км/ч. В тоннеле скорость снижается до 160 км/ч.

Тоннель под Ла-Маншем торжественно открыли английская королева Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран 6 мая 1994 года.

Один из самых долгих проектов человечества удалось реализовать всего за семь лет. В его создании приняли участие 13 тысяч рабочих и инженеров, на постройку затрачено около 10 миллиардов фунтов стерлингов (с учетом инфляции почти вдвое больше, чем ожидалось изначально). Мечта Томэ де Гамона и сотен других радетелей проекта наконец исполнилась!

Грандиозный проект ХХ века пока не оправдал себя в финансовом плане. Долго вынашиваемый ребенок, похоже, оказался еще и долго окупаемым…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *