Чем славятся чебоксары из еды
Перейти к содержимому

Чем славятся чебоксары из еды

  • автор:

Что привезти из Чебоксар в подарок

Каждый город — это будто целый мир со своим характером, традициями, прошлым и будущим. Приезжая в новое место, туристы стремятся окунуться в его атмосферу, проникнуться местной жизнью, попробовать что-нибудь неожиданное и, конечно же, увезти воспоминание обо всем этом с собой. Магнитики и прочие стандартные безделушки — это скучно, и души в них нет, и вряд ли кому-то будет по-настоящему приятно получить такой подарок.

Чебоксары ни одного из своих гостей не оставят без горы подарков и сувениров. Здесь можно выбрать интересные вещи на любой вкус. И все они будут с характером, станут напоминать о путешествии и даже приносить пользу. Чтобы облегчить поиски, предлагаем вам список самого-самого заслуживающего внимания в Чебоксарах

Символические сувениры

Чувашия — республика с уникальной самобытной культурой. В Чебоксарах сосредоточены её самые интересные элементы.

Национальная одежда

Первое, на что стоит обратить внимание. Чувашские национальные костюмы очень яркие, отличаются от одежды любых других народов. Такие этнические вещи сейчас на пике моды, многие из них вполне можно носить в повседневной жизни. Все они украшены орнаментами, вышивкой и другими характерными элементами.

К услугам покупателей-мужчин богатый выбор рубашек, косовороток и верхней одежды под названием шупар, напоминающей холщовый кафтан. Для женщин — разнообразные платья, туники, костюмы, а также вполне современные вещи, стилизованные под национальные.

Одежда стоит немало. За мужскую рубашку придется выложить 3000 рублей, за женское платье — около 5000 тысяч, а вот шупар может обойтись в кругленькую сумму в 30000 рублей.

Если это слишком дорого, стоит обратить внимание на многочисленные аксессуары: сумочки, платочки, головные уборы и многое другое.

Приобрести всю эту красоту можно в салоне-магазине «Чувашская вышивка — Паха тере». Здесь же вам предложат и привлекательные сувениры.

Адрес: улица Якимовская, 2.

Народные промыслы

Народные промыслы практически в каждой местности предлагают схожие товары. Их уникальность — в особых традициях изготовления и оформления. Чувашские изделия бросаются в глаза сразу. Они невероятно яркие, выполнены в излюбленной бело-красно-золотой гамме. Интересно, что выглядит всё это вполне гармонично и радует глаз свежестью и какой-то особенной праздничностью.

Стоит обратить своё внимание на фигурки людей и животных, макеты зданий, некоторые из которых повторяют реальные строения.

Обойдутся такие сувениры в довольно скромную сумму. Можно отыскать что-то интересное даже за 100 рублей.

Продаются вещички в многочисленных сувенирных лавках, которых очень много в так называемом «Городе мастеров», расположенном на Красной площади.

Расписная посуда, керамика

Эта посуда заслуживает отдельного упоминания. Изготавливают её из глины, дерева. Но главное — роспись. Картинки, выполненные всё теми же яркими красками, будто освещёнными лучами солнца, поднимают настроение и заставляют улыбаться. Шикарно смотрятся сувенирные тарелки с изображениями мужчин и женщин в национальных костюмах, видов города, орнаментов.

Можно приобрести и просто интересную посуду для кухни. Кружки, тарелки, блюда, солонки, сахарницы — выбор безграничен, цены демократичные.

Продается посуда в тех же сувенирных лавках.

Мягкие куклы-обереги

Оригинальные вещички — национальная традиция. Куколок создают из ткани, наряжают в национальные одежды и носят с собой. Несмотря на их скромные размеры, считается, что они способны защитить своих хозяев от всякого зла, привлечь удачу в делах и даже помочь в поисках второй половинки.

Чувашская литература

Не все туристы в посещаемых ими местах отправляются в книжные магазины, но это тот случай, когда стоит. Дело в том, что чувашская литература невероятно самобытна, а знакомы мы с ней в основном очень слабо. Этот пробел в Чебоксарах можно и нужно восполнить.

Местные издатели отлично понимают, что купить книгу на незнакомом языке и поставить её на полку интересно не всем. Поэтому в продаже есть множество красиво оформленных изданий сразу на чувашском и русском языках. Предлагаются подарочные варианты, в которых есть и английский перевод.

Произведения многих авторов можно купить вообще только в Чувашии — если обратиться к продавцам-консультантам, они подробнее расскажут о таких эксклюзивах. Также есть шикарные тома о природе, истории, городах, знаменитых людях республики.

Из художественной литературы обязательны к приобретению поэма Константина Иванова «Нарспи» и сборники стихов Геннадия Айги.

За покупками лучше всего идти в «Книжные новинки» — это фирменные магазины «Чувашского издательства».

«Мастерская двух сестёр»

Местечко для любителей хенд-мейда. В этом творческом пространстве можно посетить множество интересных мастер-классов и научиться делать национальные вещички самостоятельно. Или же просто купить вручную сшитую одежду, нарисованные открытки, шоколад, конфеты и многое другое.

Адрес: улица Б. С. Макарова, 14.

Валенки

Увидев эти валенки, вы сразу поймёте, что носить их стоит далеко не только бабушкам и дедушкам. Местные мастера превратили эту обувь в настоящее искусство. К услугам покупателей огромное количество моделей любых видов, цветов и размеров. Многие украшены национальной или просто художественной вышивкой.

При этом речь идёт не о декоративных изделиях, которые будут пылиться на полке. Их можно и нужно носить. Так что смело покупайте удобную и экологически чистую натуральную обувь для всей семьи — подарок согреет вас зимой. А интересные тапочки для детей и взрослых можно носить дома даже летом.

Стоят валенки от 1000 рублей. Купить их можно на Центральном рынке, часто попадаются в сувенирных лавках.

Адрес Центрального рынка: улица Гагарина, 1.

Еда и продукты

Национальную кухню Чувашии можно оценить в кафе и ресторанах города, а вот с собой стоит взять популярные местные продукты. Среди них отличный мёд, чак-чак, но они не уникальны. Однако есть в Чебоксарах и то, чего больше нигде не встретишь.

Шартан

Национальное блюдо Чувашии. Представляет собой бараний желудок, начинённый рубленым мясом со специями и чесноком и запечённый. На вид так себе, а вот на вкус — божественно. Сегодня этот деликатес выпускают разные мясокомбинаты, поэтом продается он в супермаркетах.

Однако особо вкусен шартан, изготовленный частниками. Его можно найти в мясных лавках, на рынке. Стоимость колеблется между 500 и 1500 рублями — всё зависит от состава и производителя.

Конфеты фабрики «Акконд»

Кондитерская фабрика «Акконд» славится своими сладостями на всю Россию. Шоколад, конфеты, вафли, печенье и многое другое — глаза разбегаются, и люди везут эти «вкусности» домой буквально сумками. Конечно, их можно найти в магазинах многих крупных сетей по стране, но только в Чебоксарах всё наисвежайшее.

«Вечерние Чебоксары» — самый известный набор конфет. Стоит 300 рублей. В 2019 году городу исполнилось 550 лет, и в честь этого события были созданы лимитированные линейки некоторой продукции. В частности, «Вечерних Чебоксар». Заслуживает внимания горький шоколад «550. Чебоксары» — в его составе элитные какао-бобы.

Кстати, вся продукция фабрики производится на основе агар-агара и пектина. Никакого желатина — вегетарианцы могут смело лакомиться сладостями.

Купить их можно в одном из 45 фирменных магазинов фабрики.

Подарки для мужчин

Для мужчин традиционно покупают алкогольные напитки. И в Чебоксарах есть из чего выбрать в этом плане.

Водка

Чебоксарский ликёро-водочный завод был основан в 1899 году. С тех пор здесь производят множество наименований продукции, некоторые из которых стали очень ценными и известными.

Из водки стоит обратить внимание на следующие марки:

  • «100 лет Чебоксарская»;
  • Vivat Russia;
  • Volga Great River.

Все они отличаются высоким качеством и будут отличным подарком. Но на них выбор не заканчивается. Всего завод выпускает 7 наименований премиальной водки и 17 классической.

Бальзам

Чувашские бальзамы — настоящая легенда. Их целебные качества завоевали тысячи поклонников. Считается, что они способны излечить от простуды, улучшить обмен веществ и просто поднять настроение. Про первые пункты сложно сказать, а вот последний точно работает!

Возвращаться из Чебоксар без бутылочки бальзама «Парне» в красивой бутылочке — дурной тон. В его составе 15 драгоценных местных травок, а также мёд и коньяк. Кстати, в переводе с чувашского название напитка как раз и означает «подарок». Считается, что это отличный дижестив. А вот в качестве аперитива стоит выбрать 18-градусный «Лайах».

Обойдутся бутылочки в 300 и 200 рублей, соответственно. А купить их можно в фирменном магазине «ГрафинЪиЯ».

Адрес: улица К. Иванова, 63.

Пиво и квас

В Чувашии собирают богатейшие урожаи хмеля. Соответственно, пивоварение здесь процветает. Причем изготовлением пенного напитка занимаются не только заводы, но и частники. Буквально в каждом домашнем хозяйстве есть свои рецепты, которые передаются из поколения в поколение. Пиво варят для себя, для гостей и, разумеется, для туристов.

Приехать в Чувашию и не попробовать разные сорта пива просто невозможно. А прихватить с собой пару бутылочек для друзей просто обязательно! Для ценителей и знатоков стоит взять «Пилстоун Дарк», для поклонников классики — местное «Жигулевское». «Кер Сари» и «Пенное пшеничное» придутся по вкусу всем, а оригинальный вариант «Радлера» с грейпфрутом или вишней порадует любителей пива «с изюминкой».

Не хотите пиво — берите квас. От обилия его сортов просто разбегаются глаза. особенно хорош он в летнюю жару.

Цены более чем приятные: за 0,5-литровую бутылку кваса берут 30 рублей, пива — 50 рублей.

Купить можно в любом магазине, но лучше всего наведаться в фирменный супермаркет «Букет Чувашии», где выбор максимально широк.

Адрес: проспект ленина, 21.

Сувениры для женщин

Женщинам обычно хочется привезти что-то красивое, уютное. И таких подарков в чебоксарах можно найти множество.

Украшения в этническом стиле

Украшения в национальном стиле — это гордость Чувашии. Их здесь очень любят, изготавливают серьги, бусы, подвески, браслеты, заколки, броши, кулоны и многое другое. Их особенность в том, что каждая вещичка не только красива, но и предназначена для того, чтобы оберегать свою хозяйку от любых невзгод. А ещё женщины, надевающие их, приобретают особую привлекательность.

Продаются этнические украшения буквально повсюду, во всех сувенирных лавках.

Чебоксарский трикотаж

Когда-то продукция фабрики «Чебоксарский трикотаж» была очень популярна, но не так давно она разорилась. Остатки товаров еще можно найти в некоторых магазинах, однако вряд ли какого-то туриста по-настоящему увлечёт этот квест. Зато в Чебоксарах есть замечательная швейная фабрика «Пике», которая выпускает широкий ассортимент одежды для дома и отдыха. Вещи очень красивые и качественные — отличный подарок для любимых. Цены весьма привлекательны — от 500 рублей до 1500.

Купить можно в фирменных магазинах, их в городе много.

Чебоксарский текстиль

Комплекты постельного белья марки «Хлопковый рай» — это качество и нежность. Компанию им составляют полотенца, скатерти, салфетки, одеяла, подушки и многое другое. Стоит постельное белье от 1200 до 2200 рублей. Изготавливают его исключительно из натурального хлопка.

Адреса фирменных магазинов «Хлопковый рай»:

  • улица Гладкова, 10;
  • улица Николаева, 47;
  • улица Гурзовского, 30.

Подарки для детей

Одежда местных молодежных брендов

Для кого-то может быть неожиданным, но в Чебоксарах выпускают свою одежду несколько популярных молодежных брендов. Например, KUSTO, которые завоевывают аудиторию не только в России, но и во всём мире.

Burelom Apparel — очень популярная марка, выросшая, кстати, из местного комбината. В коллекции бренда такие любимые молодежью и не только худи, свитшоты, футболки с принтами, куртки.

Адрес: скейтшоп «Кингпин», улица Калинина, 105А.

Народные промыслы — игрушки

В Чебоксарах местные мастера вручную изготавливают мягкие и глиняные игрушки, красочные подушечки, свистульки. Всё это в национальных цветах и с местной символикой.

Сувениры по случаю 550-летия Чебоксар в 2019 году

В 2019 году в жизни Чебоксар случился знаменательный юбилей — городу исполнилось 550 лет. К этому событию была выпущена коллекция сувениров. Несмотря на её «лимитированность», все предметы до сих пор можно найти в местных магазинах и сувенирных лавках. Некоторые из них уже упоминались, также внимания заслуживают:

  • бюсты Василия Чапаева;
  • модели самолета «СТРИЖ»;
  • детские мячи с символикой;
  • статуэтки Матери-Покровительницы;
  • 3-рублевые юбилейные серебряные монеты (это, кстати, редкость);
  • различные кондитерские изделия.

Путешественник со стажем. Любит получать новые впечатления и рассказывать о них.

Чувашская кухня в 10 главных блюдах

Один из лучших способов узнать страну или город — распробовать национальную кухню. Посидеть там, куда местные жители приходят пообедать. И обязательно заказать что-нибудь эдакое — то, что даже произнести иногда бывает тяжело.

В Чувашии есть своя кухня, и неподготовленному человеку разобраться в этих всех шÿрпе, шӑртан, пÿремеч и прочих словечках с галочками может быть непросто. Мы перепробовали всё на себе и сейчас расскажем, что есть что, с чем это едят и где эти гастроизыски можно попробовать.

Апачĕ тутлă пултăр! (Так истинные чуваши желают приятного аппетита).

Шÿрпе — национальное блюдо Чувашии

Шÿрпе

Шÿрпе — это наваристый чувашский суп. По каноничному рецепту он готовится из субпродуктов: сердца, печени, легких, а также из головы и ног, чаще всего — бараньих. К ним добавляется репчатый лук, перец, специи и иногда картофель или крупа.

Шÿрпе еще несколько веков назад был главным блюдом во время больших праздников, особенно на Петров день, 12 июля, — тогда было принято закалывать барана. Но вообще во многих чувашских деревнях и сейчас крупное застолье немыслимо без шÿрпе.

В некоторых чебоксарских заведениях рецепт этого блюда более изысканный, чем классический — вместо потрохов повара используют мясные вырезки или даже рыбу. Мясной суп называется какай шÿрпи, а уха — пулӑ шÿрпи.

На что похоже: на восточную шурпу, только из субпродуктов.

Как едят: как главное блюдо, вприкуску со свежим ржаным хлебом (çăкăр), чесноком и иногда с салом.

Где попробовать:

  • Ресторан «Старый город» (бульвар К. Ефремова, 4) — какай шÿрпи (320 руб.)
  • Семейное местечко MILO (бульвар К. Ефремова, 1) — шÿрпе c каре ягненка (490 руб.)
  • Ресторан «Волга» (ул. Ярославская, 23/1) — какай шÿрпи из баранины, говяжьей печени и сердца (380 руб.)
  • Ресторан «Ехрем хуҫа» (бульвар К. Ефремова, 10) — какай шÿрпи с хуплу (стандартная порция 250 мл — 115 руб., большая порция 500 мл — 205 руб.)
  • Славный ресторан «Чапай» (пл. Речников, 1) — какай шÿрпи (350 руб.), шурпа из бараньих ребрышек (390 руб.).

Шӑртан — национальное блюдо Чувашии. Чувашский деликатес

Шӑртан

Шӑртан — просто must eat для тех, кто впервые в Чебоксарах. Это, пожалуй, самый известный местный деликатес — и в былые времена, и сейчас.

Шӑртан выглядит как огромный съедобный шар, начиненный мясом. Технология приготовления довольно хитрая: баранину рубят, смешивают со специями и запекают прямо в бараньем желудке. При этом блюдо готовят в духовке или в печи, завернутым в фольгу или даже в капустные листья. Температура приготовления постепенно опускается с 300° до 100° — так шӑртан становится безумно ароматным, полусухим, с хрустящей корочкой.

Если шӑртан правильно приготовить, он может храниться очень долго. В свое время эти деликатесы даже посылали на фронт. Сейчас шӑртан готовят по классике из баранины, а еще из свинины или говядины. Кстати, его можно не только попробовать в одном из местных заведений, но и купить почти в любой мясной лавке города.

На что похоже: на самую натуральную в мире колбасу. Но намного вкуснее и ароматнее.

Как едят: горячим, прямиком из печи, с гарниром, овощами или отдельно. Хотя в холодном виде тоже очень даже неплохо.

  • Ресторан «Старый город» (бульвар К. Ефремова, 4) — шӑртан с рисом и печенью / шӑртан риспа тата пĕверпе (420 / 380 руб.)
  • Ресторан «Ехрем хуҫа» (бульвар К. Ефремова, 10) — шартанчики из свинины, фаршированные печенью говядиной и рисом, тушенные в луковом соусе (380 руб.)
  • Ресторан «Волга» (ул. Ярославская, 23/1) — шӑртан из свинины, говядины и баранины (800 руб.)
  • Семейное местечко MILO (бульвар К. Ефремова, 1) — шӑртан (350 руб.)
  • Славный ресторан «Чапай» (пл. Речников, 1) — шӑртан (300 руб.), шартанчики тушеные (590 руб.).

Хуран кукли — национальное блюдо Чувашии

Хуран кукли

Хуран кукли — это чувашская вариация вареников. Встречаются самые разные начинки: с картошкой и луком, с капустой, с зеленым луком и яйцом, с ягодами. Но самый традиционный вариант хуран кукли — с начинкой из несладкого творога и зеленого лука.

На что похоже: на привычные всем вареники.

Как едят: горячими, со сметаной или сливочным маслом.

  • Ресторан «Старый город» (бульвар К. Ефремова, 4) — вареники с яйцом и зелёным луком / хуран кукли щамартапа тата симĕс суханпа; вареники с капустой и мясом / хуран кукли купӑстапа, щула какайпа; вареники с картошкой и луком / хуран кукли çĕр улмипе, суханпа (200−230 руб.)
  • Ресторан «Волга» (ул. Ярославская, 23/1) — хуран кукли из несладкого творога и зеленого лука со сметаной (230 руб.)
  • Кафе «Буфет» (ул. Гагарина, 16А) — херлĕ хуран кукли / вареники из свекольного теста с картофельно-творожной начинкой, луком, яйцом (305 руб.)
  • Кафе «Хочу пельмени» (ул. К. Маркса, 31а, пр-т М. Горького, 10, пр-т 9 пятилетки, 18, корп. 2) — традиционные чувашские вареники с творогом и зеленым луком (139 руб.).

Хуплу — национальное блюдо Чувашии

Хуплу

Круглый закрытый пирог из сдобного или пресного, но всегда румяного теста, с ароматной начинкой из мяса и картофеля, которая томилась в небольшом количестве бульона и сливочного маслица — это всё хуплу. В некоторых вариациях в начинку добавляют еще пшеничную крупу, лук, яйца, рыбу или сало.

Настоящий хуплу готовится в печке, а разрезается уже за праздничным столом. Древние чуваши ели этот пирог так: сначала снимали и съедали верхнюю корочку, а уже потом приступали к начинке.

На что похоже: на кулебяку или курник.

Как едят: слегка остуженным.

  • Семейное местечко MILO (бульвар К. Ефремова, 1) — хуплу (130 руб.)
  • Кафе «Юлташ» (ул. Гагарина, 21) — хуплу (46 руб.)
  • Ресторан «Ехрем хуҫа» (бульвар К. Ефремова, 10) — хуплу (25 руб.)
  • Пекарня «Лисичкины сладости» (проспект М. Горького, 47Б, ул. Ф. Лукина, 1) — хуплу (67 руб.)
  • Грузинский ресторан «Квели» (ул. М. Сеспеля, 11) — хуплу (290 руб.).

Кукӑль — национальное блюдо Чувашии

Кукӑль

Кукӑль — это любой другой чувашский закрытый пирог или пирожок. Он несильно отличается от русских пирогов и бывает с самыми разными начинками: с картошкой, капустой, зеленым луком и яйцом, мясом, крупами, ливером, грибами, яблоками.

Но чувашским специалитетом можно назвать пирожки с неожиданными начинками, например, с солеными огурцами, с калиной, с орехами и медом. Последние особенно чудесны: теплые, как объятия бабушки, и сладкие, как предвкушение поездки в Чебоксары.

На что похоже: на обычный пирог, но, возможно, с необычной начинкой.

Как едят: тепленьким, с молоком (по-чувашски — сĕт).

  • Кафе «Юлташ» (ул. Гагарина, 21) — сдобные пирожки с разными начинками (28 руб.)

Планируете поездку в Чебоксары?
Забронируйте отель сегодня
Выбрать отель
Выбрать отель

Тултармăш — национальное блюдо Чувашии

Тултармăш

Сейчас будет не очень аппетитно звучать, но это действительно вкусно (хотя, возможно, на любителя). Тултармăш — это пикантная домашняя колбаса. По классическому рецепту её делают так: кишки животного промывают и начиняют их рубленым жирным мясом, крупой, салом, пряностями, а затем концы завязывают грубыми нитками. Сырые колбаски отправляют немного вариться в кипящей воде, а потом на сковороде ставят в печь для поджаривания.

У этого блюда есть и более «суровая» разновидность — юн тултармăш, то есть кровяная колбаса. Суть та же, но в составе появляется еще свежая кровь.

На что похоже: на домашние колбаски.

Как едят: с суровым и невозмутимым видом, горячими, часто — вместе с шÿрпе.

  • Ресторан «Старый город» (бульвар К. Ефремова, 4) — тултармăш куриные и свиные (380 руб.)
  • Ресторан «Ехрем хуҫа» (бульвар К. Ефремова, 10) — тултармăш из баранины, подается с маринованной капустой и соусом из сметаны и хрена (310 руб.)

Пÿремеч — национальное блюдо Чувашии

Пÿремеч

Чувашская интерпретация выпечки с творогом — пÿремеч. Это как ватрушка, но чаще всего несладкая.

Всё просто: из дрожжевого теста формируют лепешку, раскладывают сверху творожную начинку, смазывают тесто яйцом для румянца и отправляют в духовку или по старинке в печь. Когда появится золотистая корочка, пора вынимать пÿремеч и подавать к столу.

Иногда творог заменяют на другую сезонную начинку: летом — на калину, свеклу, зеленый лук, зимой — на картофельное пюре, горох, крупы и даже мясо.

На что похоже: на несладкую ватрушку.

Как едят: как любую выпечку — руками, причмокивая и отгоняя мысли о съеденных калориях.

  • Пекарня «Лисичкины сладости» (проспект М. Горького, 47Б, ул. Ф. Лукина, 1) — пÿремеч с зеленым луком и творогом (43 руб.), с картошкой (40 руб.)

Пашалу — национальное блюдо Чувашии

Пашалу

Элементарно, но нереально вкусно — это про пашалу. Традиционная чувашская лепешка из свежайшего теста дополняет вкус любого главного блюда или становится достойным самостоятельным перекусом. Ароматная лепешка пашалу была на столе чувашей всегда: и в праздники, и в будни.

Тесто делается жирным, сытным. Затем это тесто формируется в лепешки и отправляется в печь, где оно жарится в масле.

На что похоже: на масляные лепешки.

Как едят: с горячим супом, с вареньем или со сметанкой.

  • Пекарня «Лисичкины сладости» (проспект М. Горького, 47Б, ул. Ф. Лукина, 1) — пашалу (28 руб.)

Чӑкӑт — национальное блюдо Чувашии

Чӑкӑт

Чуваши всегда жаловали молочные продукты. Они пьют коровье молоко в чистом виде — сĕт. Дают ему немного скиснуть, и получается турăх. Разбавляют турăх водой с солью и пьют уйран. Из домашнего молока делают творог — тăпăрчă.

Но самым изысканным звеном такой молочной эволюции можно назвать чăкăт — чувашский творожный сыр, очень смачный и ароматный. Его вкус легкий, солоноватый.

Чтобы приготовить чăкăт, берут творог, немного сметаны, пару яиц, соль и взбивают это всё в однородную смесь. Затем творожную массу выкладывают в круглую форму и отправляют в духовку. Примерно 40 минут, и вкуснющий домашний чăкăт готов.

На что похоже: на что-то среднее между домашним сыром и творожной запеканкой.

Как едят: со сметаной, сливочным маслом, запивая чаем или молочным напитком.

  • Ресторан «Ехрем хуҫа» (бульвар К. Ефремова, 10) — чăкăт / чагат (150 руб.)

Сӑра — национальный напиток Чувашии

Сӑра

Чувашия без пива это всё равно что Куба без рома, Мексика без мескаля, а Кипр без «Коммандарии». То есть жить можно, но как-то это будет нетрадиционно, без души. Не зря ведь в Чебоксарах даже есть Музей пива, а «Пенное пшеничное» от местного завода «Букет Чувашии» в московских, питерских, нижегородских «Ашанах» расхватывают на раз-два.

Если угодно, Чувашия — пивной филиал Германии (или Чехии) в Поволжье. Баварцы осенью проводят «Октоберфест», а чуваши — «Кĕр сăри», праздник осеннего пива, который так и переводится: «кĕр» — «осень», «сăра» — «пиво».

Чуваши давно умели варить отличное пиво и выставлялись на Макарьевской ярмарке в начале XIX века, а то и раньше. И даже сейчас каждая вторая чувашская бабушка хранит собственные секреты пивоварения. Состав — до невозможности натуральный: хмель, специальные дрожжи, сахар и солод, который по старинным рецептам изготавливается из ячменя, ржи, овса.

На что похоже: на ведийскую ритуальную сому и древнеиранскую хаому. А если без шуток, то чувашские слова, связанные с пивоварением, действительно имеют индо-иранские корни. Смотрите сами: «сăра» («пиво» по-чувашски) — «сура» («хмельной напиток» на древнеиндийском языке); «сăра амăшĕ» («мать пива» по-чувашски) — «сура деви» (богиня пива у индийцев); «хăмла» («хмель» по-чувашски) — хаома («хмель» в древнеиранской и зороастрийской религии, в «Авесте»).

Как пьют: не только по пятницам.

Чувашская национальная кухня

vk1 YouTube

В питании чувашей выявлена преемственная связь с пищей народов, проживающих в разных географических зонах. Одна группа кушаний и блюд чувашей, в том числе салма, çăмах, аш-какай шÿрпи (суп из субпродуктов), шăрттан (мясное изделие), тултармăш (колбаса) и другие, имеют сходство с традициями питания тюркских и ираноязычных народов. Другая группа блюд: мучные печенья и каши, кисели, соленья, копченья сформировалась в результате этнокультурных контактов с финно-уграми и русскими.

В пище чувашей преобладали продукты растительного происхождения. Основными хлебными растениями издавна являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо, гречиха, Согласно арабским источникам и археологическим данным, эти же культуры возделывались в Волжской Болгарии. Зерновые хлеба шли на изготовление муки и различных круп. На муку размалывалась главным образом рожь. Из ржи пекли хлеб. Пшеницу сеяли немного, она была редким и дорогим злаком. Хлеб из пшеничной муки был в употреблении у чувашей Закамья и Приуралья, где условия для выращивания пшеницы были хорошие. Овес и ячмень являлись широко распространенными культурами. Из овса изготовляли крупы, толокно, муку. Из ячменя — перловую крупу, пиво. О ячмене говорили, что он «мягчит и прохлаждает». Из полбы делали крупу, а также толокно и муку, которая шла главным образом на ритуальные печения по тому или иному случаю.

Важное место в питании занимали бобовые культуры — горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений.

Гречиха и просо являются крупяными культурами. Из гречневой и просяной муки пекли также блины и лепешки. Блюда из проса входили в обрядовую трапезу — это вир пăтти (пшенная каша), мясной бульон, приправленный просом, икерчĕ (лепешки) и хуплу (пирог со свининой и картофелем) из теста просяной муки.

Самое важное место среди печений из муки занимал ржаной хлеб — хура çăкăр, являвшийся нередко и единственной едой. Каждая женщина умела печь хлеб. По вкусовым качествам хлеба ценились достоинства хозяйки. Любопытно отметить, что чувашский хлеб в литературе получил лестную оценку. Князь Курбский в XVI в. писал, например, что чувашский хлеб «сладостнейший, паче драгоценных калачей».

Заслуживает внимания способ изготовления теста и печения хлеба, применявшийся чувашскими женщинами. Накануне вечером замешивалось тесто. Вначале в теплой воде готовилась закваска (кăвас тĕпĕ) из теста предыдущей выпечки. В квашню (кăвас чĕрес) с закваской постепенно сыпалась мука, которую замешивали лопаточкой (калек). По обычаю при этом произносились, такие слова: «Кăвас, часрах йÿç, ачасем çăкăр çиес килет теççĕ» («Тесто, скорее поднимись, дети хотят есть хлеб»). После тщательного замешивания квашню плотно закрывалн покрывалом и ставили в теплое место для брожения. В 3-4 часа утра тесто вновь замешивалось с добавлением воды, соли и муки. Затем тесто поспевало. Тем временем печь тщательно готовили к выпечке хлеба. Под (кăмака тĕпĕ) жарко натопленной печи чисто выметали мокрым мочалом, привязанным на длинном шесте.

Хлебопек формовал из теста караваи, используя при этом деревянные хлебные чаши (çăкăр тирĕкĕ). Перед укладкой караваев в печь их сверху смачивали водой, делали несколько проколов, чтобы хлеб не потрескался. Караваи клали в печь с помощью деревянной лопаты (çăкăр кĕреçи).

Вынутые из печи караваи укладывали на время (2 часа) на бок лицевой стороной к стене. Чтобы хлеб не терял при охлаждении вкусовых качеств, его укрывали.

Хлеб часто пекли с добавками (картофелем, другими сортами муки), а в неурожайные годы — с суррогатами. В качестве суррогатов употреблялись отруби, мякина, желудевая мука, семена лебеды, листья трав, кора. После просушки и размельчения эти суррогаты мололи с рожью, овсом и картофелем. В голодные годы, например, к трем частям лебеды добавляли всего одну часть ржаной муки. Хлеб из лебеды (мăян çăкăрĕ) напоминал по внешнему виду ком земли, имел тяжелый запах и горький вкус, вызывающие отвращение. Люди, питавшиеся таким «хлебом», сильно истощались, становились неспособными к труду.

Из кислого хлебного теста готовили çÿхÿ и кăвас икерчи. Такие печения пекли на сковороде, пока горели дрова. Лепешки (капăртма) и колобашки (хăпарту) также готовили из кислого теста, замешанного из полбенной (позднее пшеничной) муки. Их пекли либо на сковороде, либо на золе.

Йăва (колобок) — являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: «Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар» («Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва»). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе.

Праздничное печенье пÿремеч (ватрушка) готовили из кислого теста с творожной или картофельной начинкой с добавлением масла, молока или сметаны, толченых семян конопли.

Разнообразные начинки использовали для пирогов. Их пекли с капустой, морковью, свеклой, брюквой, калиной; зимой — с мясом, картофелем, горохом, крупой, творогом; летом — яйцами, луком, творогом, ягодами, яблоками. В начинку обычно добавляли пшеницу, полбенную кашу либо толченые конопляные семена. Название пирога, как и ватрушки, определялось ее начинкой.

Самым вкусным и лакомым и, конечно, праздничным кушаньем являлся хуплу (пирог со свининой и картофелем) — круглый большой пирог из пресного сдобного теста. Начинка хуплу была сложной, составной: первый слой — из каши или мелко накрошенного картофеля, второй — мелкорубленного мяса, третий — тонкого слоя жирного мяса или сала. Хуплу для гостей готовили из теста, замешанного на молоке с добавлением яиц. Его пекли в русской печи на сковороде. Разделка хуплу и способ его приема составляли своеобразный обряд. Хуплу разрезал самый уважаемый гость. На новогоднем молодежном празднике хĕр сăри (девичье пиво) девушки угощали парней специально испеченным по этому случаю хуплу и другими яствами. Существовала поговорка, что если девушка не будет участвовать в приготовлении хуплу, она не выйдет замуж, либо ее избранник перестанет с ней дружить.

У всех групп чувашей были в употреблении хуран кукли — вареники. Начинкой для них являлись творог с сырыми яйцами и маслом либо толченый картофель с маслом и только изредка мясо. Хуран кукли варили в котле, ели с коровьим маслом, растопленным в маленькой глиняной чашке. Из общей деревянной чашки их брали деревянными спицами.

Супы (яшка, шÿрпе) готовили различного типа с приправами. Повседневным блюдом являлся суп (яшка), а шÿрпе — бульон из мяса или рыбы варили в основном по праздникам.

Свое название суп получил от приправы, которая была использована, например: серте яшки — суп со снытью, пултăран яшки — суп с борщовником, вĕлтрен яшки — суп с крапивой, çăмах яшки — суп с клецками, салма яшки — суп с салмой. В суп клали муку, крупы, картофель, из овощей — свежую и квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу, а также дикорастущие травы. Предпочтением пользовались супы с мучным полуфабрикатом. Из кислого или пресного раскатанного теста готовили салму, нарезая его на квадратики, ленточки или просто разрывая, и пускали в кипящий бульон. Căмах (клецки) делали из пресного теста в виде кусочков или шариков размером до 3-5 см в диаметре. При забое гусей было в традиции замешивать тесто на крови, из которого готовили клецки.

Важное значение в питании имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп. Рисовая крупа в питании чувашей появилась поздно — в конце ХІХ в. Разновидности каш: кашица — кĕрпе шÿрпи или кĕрпе пăтти, обычная крутая каша, каша на мясном бульоне и каша с добавлением картофеля. Вероятно, кашица или похлебка с истолченными в ступе или крупномолотыми зернами — это древнейший и наиболее примитивный способ приготовления хлеба. Кашицу готовили чаще всего при отсутствии муки. Кашу на мясном бульоне во многих семьях ели только по праздникам и, как правило, во время совершения обрядов. Кашу в мясном бульоне варили после того, как из котла вынималось сваренное мясо и собран жир с поверхности кипящего бульона. Кашу подавали на стол в большой деревянной чаше, а выливая в лунку жир, хозяйка произносила по обычаю: «Пăри (вир) пуçĕ шултра пулать» («Колосья полбы (проса) будут крупные»). Ритуальные каши предназначались для совершения разных обрядов-молений: ака пăтти (по завершении сева), карта пăтти (скотоводческие), никĕс пăтти (строительные) и многие другие. По верованиям чувашей, если обряд не будет совершен, то не будет урожая и прочих благ. Каша является ритуальным блюдом в обряде вызывания дождя у чувашей и по сей день. Ритуальное угощение кашей совершается перед отъездом гостей, при проводах парня в армию и т. д.

В рационе питания широко были представлены мучные кисели и толокно, нередко заменявшие хлеб. Кислые кисели (кĕсел) готовили из овсяной муки или ржаного хлебного теста, пресные кисели (нимĕр) — из гороховой либо чечевичной муки. Кĕсел ели, запивая кислым молоком или пахтаньем, нимĕр было принято есть с медовой сытой и особенно с конопляным «молоком» (эмульсией). Нимĕр считают древним блюдом чувашей.

Толокно (тинкĕле) — одно из употребительных вторых блюд. На приготовление толокна шли овес, полба, гречиха. В летний день в котле под открытым небом варили три-четыре ведра зерен этих культур. Сваренные зерна сушили на солнце, поджаривали, затем размалывали. Заготовленная мука толокна потреблялась чаще всего летом как еда на скорую руку, на приготовление которой требовалось немного времени. Толокняную муку размешивали в кипяченой воде, добавляя соль и масло; 1-2 минуты кипятили, и готовое тинкĕле подавалось на стол. Его ели с молоком или подслащенной водой, иногда с пахтаньем (жидкий продукт, остающийся в маслобойне после сбивания масла).

С ХІХ в. в чувашской кухне распространился картофель. Предпочтение отдавалось вареному «в мундире» картофелю. Он подавался вместе с растительным маслом и с приправами — квашеной капустой, солеными огурцами. луком, уйраном (кисломолочный напиток), кислым молоком. Для детей готовилось картофельное пюре на молоке, в зажиточных семьях — жаркое.

Из овощей чаще всего потреблялись лук, чеснок, репа, капуста, морковь, огурцы, тыква. Для возбуждения аппетита, а также в лечебных целях употребляли редьку и хрен.

Плоды и ягоды культивировали мало. На приусадебных участках встречались яблоня, смородина, малина, вишня, рябина, черемуха, калина; ягоды и плоды собирали также в лесу. Употребляли их в свежем виде, использовали в качестве начинок к пирогам. Рябину и калину собирали на зиму.

Растительные жиры получали из семян конопли (кантăр çу) и льна (йĕтĕн çу). Из размятых семян конопли делали конопляное «молоко» — эмульсию. Она являлась прекрасной приправой к кашам и мучному киселю. Из жмыха конопли готовили лакомство — поджаренные шарики с добавлением хлеба.

Мясные продукты в питании не были постоянными. Но они являлись обязательными компонентами праздничной и обрядовой трапезы. Национальные кушанья из мяса и с его применением имеют древнее происхождение. Об этом говорит их ритуальный характер: мясо поедалось на жертвоприношениях в честь языческих богов и духов при совершении многих обрядов. Жертвенных животных (в основном это были конь, бык или баран) кололи с соблюдением особых ритуальных действий. Например, прежде чем заколоть барана, выливали на его голову холодную воду при словах: «Cырлах, аминь» («Помилуй, аминь»). Встряхивание барана означало, что жертва принята, то есть его можно было колоть. Мясо варили в больших котлах. Перед его употреблением читалась молитва, участникам трапезы раздавали по кусочку от сердца барана, от легких и так далее. После молитвы поедалось остальное мясо. Сваренную голову преподносили старшему члену семьи, а если были гости — то самому почетному гостю. Конину ели, как правило, при совершении жертвоприношений. Свинину в качестве жертвенной пищи не потребляли, хотя чуваши и даже их предки волжские болгары держали свиней. Тем не менее, как показывают источники, свинина широко вошла в пищу чувашей только в ХІХ в.

Издревле в хозяйстве имелась домашняя птица: куры, гуси, утки. Яйца кур использовались не столько в повседневном питании, сколько в гостевой, праздничной и жертвенной трапезе. Яйца были незаменимы для сдабривания теста и в качестве начинки к различным кушаньям. Из яиц готовились различные блюда: çăмарта ăшалани — яичница, çăмарта хăпартни — омлет на молоке, чăмăрла çăмарта — яйца вкрутую, месерле çăмарта — поджаренные на сковороде яйца, которые вначале варили вкрутую, а затем, разрезав на половинки, поджаривали. Эти блюда готовятся и по сей день. В прошлом был распространен обычай закалывать петуха для совершения ряда обрядов и гостевой трапезы: по случаю рождения ребенка, для свадебного стола, по случаю поминовения усопших, для угощения помочан и т. д.

У чувашей известны такие национальные блюда из мяса и мясопродуктов, как шăрттан, тултармăш, сукта, сÿрме, юн, шÿрпе. Самое престижное кушанье – шăрттан. Его готовят и летом, и зимой после закалывания барана (овцы). Желудок зарезанного животного тщательно промывался и начинялся нарезанной жирной бараниной без костей. Во избежание порчи мясо для начинки солили. Наполненный желудок зашивали суровыми нитками, после чего он по своему внешнему виду напоминал каравай хлеба. Шăрттан клали на сковороду и ставили в печь, где его держали в течение 3-4 дней. На сковороду в первые два дня стекала жидкость, ее сливали и поедали, макая в нее хлеб. Готовый шăрттан хранили в прохладном месте. Шăрттан подавали на стол при угощении гостей. Летом в страдную пору кусочки шăрттана клали в суп. Тултармăш (в некоторых местностях его называют сут, хас) готовили из кишок заколотого животного. Кишки начиняли салом или мелкими кусочками жирного мяса и крупой, концы кишок завязывали суровыми нитками. Тултармăш вначале опускали в котел с кипящей водой, затем ставили на сковороде в печь для поджаривания. Тултармăш ели в горячем виде, часто вместе с шурпе. По этому случаю приглашали близких родственников. Так же, как и тултармăш, делали юн тултармăш — кровяную колбасу. Ее компонентами являлись: свежая кровь, сало, крупа.

Юн — кровь используется в приготовлении ряда других кушаний. Так, под названием юн (юн ăшалани) известно блюдо, которое готовится на сковороде из свежей крови с крупой и кусочками сала. Это было любимое кушанье для детей.

Сÿрме — сплетенные из кишок и других внутренностей животного кушанье длиной около 0,5 м. Сÿрме варится вместе с шÿрпе. Это блюдо известно главным образом у средненизовых чувашей.

Шÿрпе — популярное мясное блюдо чувашей. Мясной бульон шÿрпе варили при забое скота и готовили из субпродуктов — головы, ног, внутренностей. Шÿрпе, как и шăрттан, тултармăш, юн ăшалани, является желанным кушаньем. В частности, в Петров день обязательно принято закалывать барана. В этот день отведать шÿрпе созывают гостей — родственников и соседей.

Из бараньих, говяжьих или свиных голов и ног делали (и сейчас делают) студень с добавлением лука и чеснока. В прошлом лесным жителям была доступна дичь. Чувашские охотники ловили диких уток, рябчиков, тетеревов, глухарей, зайцев, а иногда добычей специальных капканов и стрелков становились медведи. Мясо этих птиц и зверей, особенно утятина и зайчатина, использовалось для приготовления хуплу и других мясных кушаний. Дичину, например, мясо рябчиков, продавали на базаре.

Рыба использовалась в основном на уху — пулă шÿрпи.

Кислое молоко (турăх) низовые и средненизовые чуваши получали из цельного, а верховые — из снятого молока. Молоко кипятили в котле или в горшке. После остывания в кипяченое молоко клали закваску кĕвелĕк — чашечку кислого молока, ломоть хлеба или дрожжи. Посуда для образования кислого молока ставилась в полутеплое место. Турăх принято было добавлять в суп. Желанным кушаньем как у детей, так и у взрослых являлось хăймаллă турăх — кислое молоко с добавлением нескольких ложек сметаны. Кислое молоко, разведенное водой, так называемое турăх уйранĕ, в летнюю пору служило прекрасным жаждоутоляющим напитком.

Лакомые блюда готовили из творога. Свернувшееся после скисания снятое молоко переливали в мешочек из холста-редины и подвешивали для стекания жидкости. После стока последней мешочек клали под камень для выдавливания оставшейся жидкости. Полученный творог (тăпăрч) смешивали с солью и сырыми яйцами и набивали в формы — обручи из липовой коры диаметром 10-15 см и высотой 2-4 см. Сырки (чăкăт) пекли в нежарко натопленной печи, хранили в прохладном месте. Угощение сыром считалось знаком уважения. Чăкăт являлся ритуальным блюдом.

Из творога готовили также тавара — мелкие сырки в форме полушариков. После поджаривания в печи сырки накладывали в горшок с маслом. Тавара известны как холодная закуска.

Воду для питья в прошлом брали из чистых естественных водоемов — реки, речки, родника и из колодцев. Сырая вода была основным напитком. Чай готовили разными способами: из поджаренной муки, липового цвета, листьев плодовых кустарников, а также огородных и лесных трав — мяты, зверобоя, душицы и других. Настоящий чай («фамильный») пили редко, однако в начале ХХ в., когда стало престижным иметь самовар, его употребление стало для семей состоятельных и средней зажиточности обычным. В районах Закамья, Приуралья и Сибири чаепитие укоренилось раньше, этому способствовали контакты с другими этносами — русскими, татарами и т. д. Кофе и какао были большой редкостью

Для приготовления окрошки (из черного хлеба и зеленого лука), запивания киселя, толокна, картофеля готовился квас (кăвас). Его делали из ржаного солода, ржаной муки и ячменного солода (в пропорции 3:1:3). Эту смесь заливали в кадку. Полученную тестообразную смесь (салат пăтти) ставили в большом чугуне в печь. Сваренный солод и 2-3 ведра кипяченой воды переливали в кадку с дыркой на дне. Сусло через постланную на дно кадки солому стекало по корытцу в кадку (квашню). Здесь сусло держали одну ночь, а затем его переливали в другую посуду.

У чувашей бытовал древний ритуальный напиток шерпет — медовая сыта. Способ его приготовления был прост: в 5-6 частях кипяченой воды растворяли мед. Шерпет употреблялся с киселем во время жертвоприношений, в обычное время его пили редко. Приятный вкус воды какого-либо источника часто сравнивают с медовой сытой.

Весьма популярным народным напитком являлось пиво (сăра). без которого обходился редкий обряд. Солода (ячменного или ржаного) для пива старались готовить как можно больше, для его каждое селение имело одно или несколько солодовых овинов (салат авăнĕ). Вначале зерно ссыпалось для разбухания в корыто с водой. Через трое суток его высыпали в кучу, и зерно проращивалось. Время от времени кучу разбрасывали и вновь собирали. Затем его долго сушили на лавках жарко натопленного овина. Всего на приготовление солода уходило 9-12 дней. Сухой солод размалывался на мельнице.

Не менее трудоемким был процесс пивоварения. Для этого почти каждый крестьянский двор имел лачугу (лаç), в летнюю пору пиво нередко варилось на берегу речки. При соотношении один пуд солода на шесть ведер кипяченой воды солод тщательно перемешивался в кадке. Потом кадку закрывали пологом, чтобы солод подластился. Через пять-шесть часов в кадку снова наливали кипяченую воду, и после этого сусло (асла) в кадке настаивалось. Чистую часть сусла отливали в другую кадку, а гущу процеживали через солому в корыте. С корыта процеженное сусло вытекало в кадку. Его кипятили в котле и снова процеживали. Закваска (кулавкка) делалась из хорошего солода, дрожжей и муки. Все это перемешивалось, затем смесь кисла. Когда начиналось активное брожение, закваску отливали в кадку с суслом, приговаривая при этом: «Час йус, сурхи шыв епле шавлать, саван пек шавла. Чыслă, чыслă хăнасем килнĕ, ĕçес теççĕ, час йÿç. Шур кайăка хăвалаççĕ, шурă лаша утланса, шурă кĕççе хурса, саван сикки сик» («Скорей броди, шуми, как шумит весенняя вода. Почетные гости приехали, пить хотят, скорее броди. За белым зайцем гонятся, оседлав белого коня, постелив на него белый войлок, так же поспешай»). Вместе с закваской в сусло выливали отвар хмеля. Все компоненты перемешивались, кадка тщательно закрывалась пологом. Сусло бродило сутки. Затем готовое к употреблению пиво процеживалось через сито. Для повседневного потребления готовилось некрепкое пиво, а для праздников — густое, крепкое. Употребление пива как обязательного ритуального напитка на всех праздниках и угощениях нашло отражение в названиях некоторых из них, в том числе: автан сари — петушиное пиво (по завершении полевых работ), кантăр сăри (после уборки конопли — угощение помочан), хĕр сăри — девичье пиво и т. п.

Из хмельных напитков известны также симпыл — медовое вино, кăрчама — медовая брага, эрех — вино из березового сока, камăс — кумыс. Употребление самогона вошло в быт чувашей довольно поздно — в конце ХІХ — начале ХХ вв. Пьянства в современном его понимании не существовало.

Обрядовая трапеза (йăла-йĕрке тумалли апат) — это блюда праздничного или ритуального назначения — свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные, а также способ их подачи, оформления, потребления, ритуал и этика поведения участников трапезы. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей чуваши показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись шăрттан, чăкăт или тавара (сырки), масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда месерле çăмарта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца), капартма (пресные лепешки).

Угощение начиналось с подачи ковша пива. Гостю предлагалось выпить подряд три раза — это предписывалось традицией. В то же время этикет требовал, чтобы гость, особенно женского пола, вел себя скромно, выпивал только небольшими глотками. Пиво преподносилось с пожеланием здоровья и выражением благодарности: «Тав сана!». Гости приносили с собой кучченеç (гостинцы) — это бочонок пива (3-5 л), каравай хлеба, сыр. Характер гостинцев зависел от обстоятельств — праздника, обряда, торжества. Так, у низовых чувашей по настоящее время сохранился обычай приносить на свадьбу по целому вареному гусю и хуплу. Гостинцы облегчали расходы хозяев. Ритуальная трапеза состояла из принятого для определенного обряда комплекса блюд. По основным обрядам различались названия трапез: ача чăкачĕ (сыр на родинах), çĕнĕ çын яшки (обрядовый суп на свадьбе, букв. суп молодой) или сене сын икерчи (обрядовая лепешка на свадьбе), никĕс пăтти (обрядовая каша при закладке дома), кĕр сăри (пиво на осенних поминках в честь нового урожая) и др.

Общественные трапезы совершались с большим числом участников. Характер всенародных пиров имели трапезы на свадьбе, при проведении древних праздников и молений акатуй (по окончании сева), çимĕк (семик, троица), уй чÿк (моление об урожае в поле) çумăр чÿк (моление о дожде), сăра чÿклени пли кĕр сăри, хĕр сăри и т. д. Кушанья и напитки участвовавшие в празднике и молении приносили с собой. На месте проведения обряда уй чук закалывалось купленное на общие средства жертвенное животное и варилось шÿрпе и каша. Общественные пиршества, в частности акатуй, хĕр сăри, совершались из продуктов, принесенных участниками обряда.

&copy 2009-2023 Национальная библиотека Чувашской Республики. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

Небанальные сувениры из Чебоксар

Магнитиками из поездок уже никого не удивить. Всякими статуэтками, кружками, брелоками тоже. Специально для вас мы подготовили список из 12 нетривиальных и полезных сувениров, которые стоит привезти из Чебоксар. Пылиться на полке они не смогут, но это даже хорошо. Ну и по канонам прагматичности рассказываем, где купить эти подарки и сколько они стоят.

Чебоксарские сладости «Акконд»

Конфеты «Акконд»

Нельзя просто так приехать в Чебоксары и не попробовать сладости от «Акконд». Домой их хочется увозить килограммами. Десерты, шоколад, вафли, батончики, карамель, подарочные наборы конфет, печенье — всего так сразу и не перепробуешь.

Сегодня продукция фабрики представлена в магазинах разных городов, но, как говорится, ближе к родине бренда и конфетки вкуснее. В ассортименте фабрики — более 300 наименований кондитерской продукции, но самыми любимыми многие годы остаются десерты с натуральным шоколадом: «Птица дивная», «Отломи», «Рулада», «Добрянка», «Ломтишка», «Леди ночь» и другие. Настоящим изысканным подарком могут стать грибочки ручной работы «Болетто».

Хорошая новость для вегетарианцев — в составе аккондовских сладостей используется не желатин (имеющий животное происхождение), а натуральные пектин и агар-агар.

Где купить?

Во всех фирменных магазинах «Акконд» — а их минимум 45 только в Чебоксарах и еще больше — в остальных городах Чувашии и всей России. Полный список адресов смотрите на сайте. В пределах Чебоксар работает интернет-магазин и доставка. Также самые популярные конфеты можно купить во многих сетевых супермаркетах города: в «Магните», «Пятерочке», «Карусели», «Перекрестке», SPAR.

Сколько стоит?

Сладкого так много, что расскажем только о бесспорных фаворитах покупателей:

  • Набор конфет «Вечерние Чебоксары» — 490 руб. (300 г)
  • Коробка грибочков Boletto Premium — 516 руб. (400 г)
  • Птичье молоко «Птица дивная» в коробке — 352 руб. (370 г))
  • Конфеты «Прохлада» с кокосом — 111 руб. (270 г)
  • Десерт «Ломтишка» — 165 руб. (240 г)
  • Батончик «Львиное сердце» — 21 руб. (40 г)

Пиво и квас в Чувашии

Пиво и квас

В Чувашии любят пиво, а главное — умеют его варить: каждая бабушка в любой чувашской деревне хранит собственные тайны домашнего пивоварения. На массовый рынок пиво и квас уже почти полвека успешно поставляет фирма «Букет Чувашии». Настолько успешно, что в Чебоксарах даже есть целый «Музей пива».

Чувашское пиво хвалят, пьют по пятницам (но обычно чаще) и продают в нижегородских, питерских и московских «Ашанах». Впрочем, у «Букета Чувашии» есть еще вода и лимонады. Из самого интересного — солодовый лимонад «Дай 5. Травы-гранат», питьевая вода со вкусом березового сока, напиток со вкусом глинтвейна.

Где купить?

Во всех магазинах города. Но самый большой выбор — в фирменном супермаркете «Букет Чувашии» (пр. Ленина, 21).

Сколько стоит?

  • Квас (домашний, окрошечный, зимний, хлебный) — около 85 руб. за 1,5 л
  • Пиво — 186 руб. за 1,5 л и 77 руб. за 0,5 л

Особенно советуем «Пенное пшеничное» и «Кер сари» — для всех, «Пилстоун дарк» — для ценителей, «Жигулевское» — для любителей классики, а также коллекцию «Породистый крафт».

Крепкий алкоголь Чувашии

Крепкий алкоголь

Перед трапезой советуем попробовать 18-градусный аперитив «Лайах» (что с чувашского языка так и переводится — «хорошо»): в его состав входит полынь, которая возбуждает аппетит. В качестве дижестива прекрасным выбором будет бальзам «Парне» (он же — «подарок» в переводе с чувашского): настой на основе 15 лекарственных трав, мед, коньяк, 45 градусов и ничего лишнего. Можно пить просто так или добавлять в чай, кофе и даже колу. Еще один беспроигрышный вариант подарка — местная водка: всего 19 видов классической водки и еще 9 видов — премиальной.

Где купить?

Во многих магазинах города, в сети магазинов «Акконд». При заводе есть также магазин «ГрафинЪиЯ» (ул. К. Иванова, 63).

Сколько стоит?

  • Аперитив «Лайах» — 200 руб. (0,5 л)
  • Бальзам «Парне» — 400 руб. (0,5 л))
  • Водка «Эрех Премиум» — 580 руб. (0,7 л).

Шартан — чувашское национальное блюдо

Ароматный и сытный шартан

Шартан — чувашское национальное блюдо из мяса. Его кулинарная суть в следующем: в желудок (бараний, свиной или телячий) набивается нарубленное мясо со специями и чесноком. В старину блюдо выпекали в печи до хрустящей корочки.

Сегодня истинно народный деликатес чувашей производят по традиционной технологии мясокомбинаты региона. Попробуйте разные шартаны и выберите для дома тот, что больше всего пришелся по вкусу.

Где купить?

Сколько стоит?

500−1300 руб. в зависимости от размера и производителя.

Планируете поездку в Чебоксары?
Забронируйте отель сегодня
Выбрать отель
Выбрать отель

Чебоксарский Трикотаж

Трикотаж

«Гуччи шьют в Китае, Чебоксарский трикотаж — в Чебоксарах» — такие простые истины кроются в нашумевшем ютуб-ролике, который стал смесью киберпанка (конечно, который мы заслужили), рейвового стиля и безумия в стиле инстаграма Balenciaga. Его сняли казанские ребята из проекта «Громкие рыбы» как несогласованную рекламу «Чебоксарского трикотажа» — одного из крупнейших предприятий трикотажной промышленности России.

В истории фабрики было много взлетов и падений. И новых коллекций. Сегодня в ассортименте — одежда для мужчин, женщин и детей, нижнее белье и аксессуары. Самыми любимыми остаются домашняя одежда и комплекты для сна из натуральных материалов.

Продолжает тему трикотажа в Чебоксарах швейная фабрика «Пике», представленная маркой Almando Melado. В коллекции — не бабулины халаты, а вполне себе симпатичные сорочки, пижамы, джемперы, пеньюары, брюки для дома и отдыха: мужские, женские и детские.

Где купить?

В фирменных магазинах по всему городу или онлайн.

Сколько стоит?

  • Комплекты женские для сна — от 1 300 руб.
  • Жакеты — от 5 000 руб.
  • Футболки мужские — от 1 400 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *