Что такое оперный театр
Перейти к содержимому

Что такое оперный театр

  • автор:

Что такое оперный театр

По мере того, как опера выходила за пределы аристократического салона, превращаясь в публичное зрелище, стали возникать оперные театры. В Италии, колыбели оперного искусства, они появились в середине 17 в. Одним из первых стал театр «Сан-Кассиано» в Венеции (1637). Наиболее крупными оперными театрами Италии являются Ла Скала в Милане (1778), Сан-Карло в Неаполе (1737), Ла Фениче в Венеции (1792), «Костанци» в Риме (см. Римская опера), театры в Турине, Болонье.

В Германии оперные театры тоже возникли рано, так театр в Лейпциге существовал уже с 1693. В конце 17 в. был построен Придворный театр в Веймаре. Ведущее место в 19 в. занимала Дрезденская опера (1841). В 1876 для постановок вагнеровских опер был построен театр в Байрёйте (см. Байрёйтский фестиваль). Среди крупнейших оперных театров современной Германии Баварская опера в Мюнхене (1918), Немецкая государственная опера (1742), Немецкая опера (бывшая Городская опера Берлина, 1912), Франкфуртский оперный театр (1880, среди его руководителей и дирижеров Конвичный, Шолти, Матачич и др.), Гамбургский оперный театр (старейшая сцена в стране, действует с 1678, в современном здании с 1955, среди главных дирижеров театра: фон Бюлов, Малер, Бём и др.).

Центром оперного искусства Франции является, безусловно, Париж. Здесь в 1669 основана «Королевская академия музыки» (в 1875 было построено современное здание театра, получившего название «Гранд-опера»). Важное значение в истории французского искусства сыграл также парижский «Театр-Лирик» (1851, здесь прошли мировые премьеры опер «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно, «Искатели жемчуга» и «Пертская красавица» Бизе). Одним из старейших парижских театров является Опера комик (1715). В 1989 во французской столице было построено новое здание оперного театра — «Opera-Bastille».

Одним из ведущих театров мира является лондонсский «Ковент-Гарден» (1732). Значительную роль в музыкальной жизни Великобритании играют также Английская национальная опера (1931, до 1974 называлась театр «Сэдлерс-Уэллс»), «Валлийская национальная опера» (Кардифф, основана в 1946, среди руководителей Армстронг, Маккерас).

Одной из оперных «столиц мира» является Вена. Здесь сосредоточены знаменитая Венская государственная опера (основана в середине 18 в.), театр «Фолькс-опер» (1898), театр «Ан дер Вин» (1787, знаменит тем, что здесь состоялись мировые премьеры опер «Волшебная флейта» и «Фиделио»).

Из других европейских оперных театров отметим цюрихский «Опернхаус» (1891), оперный театр «Лисео» в Барселоне (1847), стокгольмскую «Королевскую оперу» (1898). Имеют богатые традиции «Пражский национальный театр», театры в Брюсселе («Де ла Монне»), Амстердаме, Будапеште, ряде других европейских столиц.

На американском континенте в 20 в. также возникли крупные центры оперного искусства. В их числе «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1883), театр в Сан-Франциско (1923), «Лирическая опера» в Чикаго (1954), театр «Колон» в столице Аргентины Буэнос-Айресе (1908). Не остались в стороне от оперного искусства и другие страны мира, такие как Австралия (Сидней), Египет (Каир), Япония (Токио) и другие.

В России первые оперные постановки осуществлялись в придворном театре Петербурга (1736, открыт оперой Ф. Арайи «Сила любви и ненависти»). Важную роль в становлении оперного искусства сыграли Эрмитажный театр Петербурга (1785, открыт оперой Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват»), Крепостной театр Шереметевых, действовавший в Москве в конце 18 в. (открыт в 1779, на его сценах в подмосковных усадьбах Останкино и Кусково ставились сочинения Монсиньи, Гретри, Глюка, Паизиелло, Пашкевича).

Годом основания Большого театра в Москве считается 1776. С постройки в 1783 в Петербурге здания Большого театра ведет свою историю Мариинский театр. Старейшим оперным театром в России является Пермский театр оперы и балета (1870). К открытию в 1896 Всероссийской художественно-промышленной выставки был построен театр в Нижнем Новгороде (в организованную Мамонтовым труппу входили Шаляпин, Цветкова, Тартаков и др.). В 1912 был создан музыкальный театр в Екатеринбурге.

В Москве и Петербурге, наряду с Большим и Мариинским театрами, работают Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московский камерный музыкальный театр им. Покровского, театр «Новая опера» им. Колобова и другие (Москва), Михайловский театр (Петербург, бывший Малый театр оперы и балета, затем театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Успешно работают оперные театры в Самаре, Новосибирске, Казани и другие.

Оперный театр

Оперный театр объединяет музыку, драматическое, актерское и изобразительное искусство в одно многокрасочное целое. Главное в опере — музыка, и поэтому ее автором является композитор. В сценическом действии оперы участвуют певцы-солисты и хор; их пение сопровождается звучанием оркестра. Подобно тому как оркестром управляет дирижер, игрой актёров-певцов руководит режиссер-постановщик, понимающий специфику музыкального театра. Композитор (в большинстве случаев) сочиняет музыку на готовое либретто (текст оперы) или пишег его сам. В оформлении спектакля участвуют художники-декораторы и костюмеры. Нередко в оперу вводятся балетные фрагменты.

В зависимости от сюжета и его осмысления композитором различают трагическую, комическую, драматическую, лирическую, эпическую оперы и их разновидности. Характеры действующих лиц, их внутренний мир раскрываются в ариях, которые соответствуют монологам в драматическом спектакле. Так, музыка арии князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» создает многогранный целостный портрет героя, томящегося в половецком плену. В ней выражена скорбь о гибели войска, и жажда освобождения Родины, и любовь к Ярославне. Драматические сцены, духовные поединки героев часто передаются в дуэтах, трио, квартетах и других музыкальных ансамблях. Мысли и чувства больших людских масс выражает хор. Перечисленные формы образуют музыкальную «сердцевину» оперы: в их основе лежит выразительная, запоминающаяся мелодия. Но наряду с этим пение может приближаться и к человеческой речи — так возникает речитатив, гибко реагирующий на малейшие изменения эмоциональных состояний.

Перед началом спектакля (еще до поднятия занавеса) оркестр исполняет увертюру или более короткое вступление, они раскрывают слушателю характер оперы. Стремительный темп увертюры В. А. Моцарта к «Свадьбе Фигаро» прекрасно передает атмосферу «безумного дня», а вступление к «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова рисует картину сказочного зимнего леса. Иногда композиторы пишут оркестровые вступления и к отдельным действиям (симфонические антракты). В оркестре, как и в вокальной партии, могут звучать лейтмотивы — музыкальные темы, воплощающие тот или иной образ.

Представления, с музыкой и пением были известны с давних времен (древнегреческая трагедия, средневековые мистерии, различные формы народного театра). Но оперная, музыкальная драматургия возникла тогда, когда сама музыка стала самостоятельным (не прикладным) искусством и смогла подчинить себе его другие виды. Первые оперы («Дафна», «Эвридика») были созданы в конце XVI в. во Флоренции. Их авторы — музыканты Я. Пери, Дж. Каччини, поэт О. Ринуччини — стремились подражать древнегреческой трагедии, ее нерасторжимому единству слова и музыки. Крупнейшим новатором, открывшим широчайшие перспективы развития оперного театра и нового музыкального стиля (основанного на выразительном пении с инструментальным сопровождением), был итальянский композитор К. Монтеверди (среди его опер — «Орфей», «Коронация Поппеи»). В первой половине XVII в. открываются оперные театры в Риме, Венеции, а затем в Неаполе. В творчестве А. Скарлатти, создавшего более 100 опер, закрепляются основные принципы оперы-сериа (серьёзной оперы), действующими лицами которой были герои античной мифологии или истории. Итальянская опера постепенно вошла в культуру всех европейских стран; к опере-сериа обращались композиторы разных национальностей (Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт).

В XVIII в. завершилось формирование комической оперы — оперы-буффа. Ее истоки — в веселых народных представлениях, в комедии масок. Уже не боги и герои, а обыкновенные, простые люди стали ее главными действующими лицами. И музыка отличается большей простотой, опорой на танцевальные мелодии и ритмы. Среди лучших опер этого жанра — «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (обе — по комедиям П. Бомарше), до наших дней не утратившие обаяния искренней жизнерадостности и светлой, грациозной лирики.

Вслед за Италией опера возникает в ряде стран Европы. Французская «лирическая трагедия» XVII—XVIII вв. (Ж. Б. Люлли, Ф. Рамо), близкая классицистскому театру П. Корнеля и Ж. Расина (см. Классицизм), отличалась особой пышностью, торжественностью постановки (в ней обязательно участвовал хор, балет). Английская культура дала единственную классическую оперу — «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Вторая половина XVIII в. ознаменовалась рождением комической оперы во Франции («Деревенский колдун» Ж. Ж. Руссо), в Германии (так называемый зингшпиль), России, Польше, Чехии и других странах.

В XVIII в. блестящих высот достигло искусство бельканто (в переводе с итальянского bel canto буквально «прекрасное пение»). Певец-виртуоз стал центральной фигурой спектакля, и нередко опера становилась своеобразным «концертом в костюмах», терялась внутренняя связь ее элементов. Против этого активно выступил австрийский композитор К. В. Глюк. В своих операх «Орфей», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» он стремился прежде всего к единому развитию драматического действия, к воплощению возвышенных этических идей, к правде человеческих чувств.

Новую жизнь вдохнул в оперное искусство Моцарт. Каждого из своих героев он наделяет особым, неповторимым характером, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике (оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).

Опера XIX в. испытывает воздействие нового, романтического мироощущения (см. Романтизм). Оно сказалось в элегической плавности мелодий В. Беллини, в фантастическом, сказочном колорите опер К. М. Вебера («Вольный стрелок», «Оберон») и особенно в музыкальных драмах Р. Вагнера. В своих операх Вагнер стремился к достижению высшего единства музыки и драмы, он брал сюжеты ,из древнегерманских мифов и легенд. Таковы его грандиозная тетралогия «Кольцо нибелунга» (поставленная в специально выстроенном театре в Байрёйте), оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» и др. Особое значение придавал Вагнер оркестру.

Новых высот достигли итальянская и французская оперные школы, обладавшие своими традиционными центрами (театр «Ла Скала» в Милане, «Гранд-Опера» в Париже). Музыкальная драма Дж. Верди — кульминация всей трехсотлетней истории итальянской оперы. Героические хоры из опер молодого Верди (композитор часто брал сюжеты из истории борьбы с иноземными захватчиками) воспринимались итальянцами как призыв к национальному освобождению. В лучших его операх: «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло» — с огромной эмоциональной силой и правдивостью воссоздается борьба человеческих страстей, драма личности. В столкновении с несправедливым общественным порядком и устоями герои Верди обнаруживают красоту и богатство душевного мира. Оперы Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло, П. Масканьи отличаются лиризмом, свежестью музыкального языка, непосредственностью выражения.

Среди мастеров французской оперы выделяются Ш. Гуно (автор «Фауста»), Ж. Массне («Манон») и в особенности Ж. Бизе. В его «Кармен» бьющая ключом жизнь, зажигательные испанские ритмы образуют ярчайший контраст с трагедией главных героев.

В XIX в. возникает ряд «молодых» оперных школ: в Чехии выдвигаются Б. Сметана (среди опер которого — веселая комедия «Проданная невеста») и А. Дворжак, в Польше — С. Монюшко, в Венгрии — Ф. Эркель.

Грандиозные перемены в мироощущении людей XX в. затронули и оперный театр: здесь мы видим огромное разнообразие новых форм. Пародийная «Трехгрошовая опера» Б. Брехта — К. Вейля, экспрессионистская драма австрийского композитора А. Берга («Воццек»), основанная на афро-американском музыкальном фольклоре опера Дж. Гершвина («Порги и Бесс»), формы условного театра И. Ф. Стравинского (опера-оратория «Царь Эдип») и немецкого композитора К. Орфа («Умница») — вот лишь некоторые примеры из современного музыкального театра. Большое место опера занимает в творчестве Р. Штрауса, П. Хиндемита, Д. Мийо, Б. Бриттена и других композиторов. Возникает также рок-опера, соединяющая оперные формы со стилем рок-музыки.

Русская опера появилась в конце XVIII в. Поначалу это была комическая опера («Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Скупой» В. А. Пашкевича; оперы Е. И. Фомина, Д. С. Бортнянского). XIX век дал новые жанры — героическую, волшебную, историко-романтическую оперу («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского).

Создателем русской оперной классики по праву считается М. И. Глинка. Своего «Ивана Сусанина» он назвал «отечественной героико-трагической оперой». Как сказал критик В. Ф. Одоевский, Глинка здесь «возвысил народный напев до трагедии». Другая опера Глинки — «Руслан и Людмила» (по поэме А. С. Пушкина) — сказочно-эпическое повествование, «преданье старины глубокой».

Младший современник Глинки — А. С. Даргомыжский оперой «Русалка» положил начало жанру лирико-психологической драмы в русской опере. Особенно интересна его последняя опера — «Каменный гость», музыка которой опирается на интонации человеческой речи. Ближайшим последователем Даргомыжского, стремившимся к правдивости интонирования, стал М. П. Мусоргский. Вслед за речитативной оперой «Женитьба» (по одноименной комедии Н. В. Гоголя) появляются высшие достижения композитора — народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Мусоргского привлекли в них трагические, переломные моменты в жизни русского общества, они проникнуты идеей отражения исторического «прошлого в настоящем».

Традиции Глинки продолжил А. П. Бородин в своей исторической эпопее «Князь Игорь», глубоко проникшей в характер двух народов — русских и половцев, в их прошлое.

Одной из вершин русской оперы XIX в. явилось творчество П. И. Чайковского, создавшего 11 опер. Среди них — психологические драмы «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Пятнадцать опер Римского-Корсакова стали украшением русского музыкального театра. Особенно привлекал композитора жанр оперы-сказки («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», едкая сатира на самодержавие «Золотой петушок»), оперы-былины («Садко»). А в операх «Царская невеста» (по драме Л. А. Мея), «Моцарт и Сальери» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина) композитор ставит в центр драму отдельных личностей, их трагическую судьбу.

Интенсивное развитие оперного искусства выдвинуло целую плеяду талантливых артистов, по всей стране открывались новые театры. В конце прошлого столетия в «дополнение» к существующим еще с XVIII в. Большому театру, Мариинскому (ныне Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова) в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова. Он объединил первоклассных музыкантов (там пел выдающийся русский певец Ф. И. Шаляпин, дирижировал С. В. Рахманинов), декорации и костюмы создавались знаменитыми художниками В. А. Серовым, К. А. Коровиным, В. М. Васнецовым, М. А. Врубелем и другими.

Оперные школы складываются у некоторых народов дореволюционной России; их развитие протекало под благотворным влиянием эстетических принципов русской оперной классики. Самобытность, национальный колорит присущи операм С. С. Гулак-Артемовского («Запорожец за Дунаем»), Н. В. Лысенко («Наталка-Полтавка»), М. А. Баланчивадзе («Дареджан коварная»), У. Гаджибекова («Лейли и Меджнун»), А. Т. Тиграняна («Ануш»).

Советские композиторы, опираясь на классические традиции, обогатили оперу новыми темами и образами. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный. Крупнейший вклад в советскую оперу внес С. С. Прокофьев. Можно сказать, что само мышление этого композитора было по существу театральным. Удивительная яркость, образность делают его музыку как бы «зримой». Композитора привлекают события гражданской и Великой Отечественной войн («Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»), сюжеты из русской литературы («Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир»), веселая сказка К. Гоцци («Любовь к трем апельсинам»), классическая комедия Р. Шеридана («Обручение в монастыре»). Другой классик советской музыки — Д. Д. Шостакович обращался к музыкальному театру, главным образом, в начале творческого пути. В опере «Нос» молодой композитор применяет остросовременные выразительные средства, оказавшиеся чрезвычайно близкими гоголевской сатире и гротеску. Опера «Леди Макбет Мценского уезда» (в новой редакции «Катерина Измайлова») по Н. С. Лескову более полно раскрыла многогранный талант Шостаковича.

В сокровищницу советской оперы вошли замечательные образцы национальной классики: «Даиси» З. П. Палиашвили, «Алмаст» А. А. Спендиарова, «Кёр-оглы» У. Гаджибекова.

Советские композиторы воплотили в опере темы революционной борьбы («Мать» Т. Н. Хренникова), события гражданской,и Великой Отечественной войн (его же «В бурю», «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова). Привлекает их и история («Декабристы» Ю. А. Шапорина, «Петр Первый» А. П. Петрова), русская классическая литература («Мертвые души» Р. К. Щедрина). На сюжет французского писателя Р. Роллана Д. Б. Кабалевский пишет оперу «Кола Брюньон». В жанре рок-оперы работает А. Л. Рыбников («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по П. Неруде, «„Юнона» и „Авось»» по А. А. Вознесенскому).

Интересными работами в жанре оперного искусства известны композиторы Р. М. Глиэр, В. Я. Шебалин, В. И. Мурадели, А. Н. Холминов, С. И. Слонимский, О. В. Тактакишвили, Э. А. Капп, Н. Г. Жиганов, М. Т. Тулебаев и другие.

Большой вклад в развитие советского оперного театра внесли певцы А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, М. Д. Михайлов, А. С. Пирогов, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, Е. Е. Нестеренко; дирижеры А. Ш. Мелик-Пашаев, А. В. Гаук, Ю. Х. Темирканов. Постановкой опер занимались не только «чисто оперные» режиссеры (такие, как Б. А. Покровский), но и /С С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко (один из музыкальных театров Москвы носит их имя), В. Э. Мейерхольд.

По инициативе Н. И. Сац был открыт Детский музыкальный театр, приобщающий самых юных зрителей к непрестанно обновляющемуся искусству оперы.

Что такое оперный театр

По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (доб. 705, 706, 712)
Детская школа (доб. 707) С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00

По общим вопросам
АДРЕС И EMAIL
Метро Павелецкая
Метро Семёновская
Основное образование
Дополнительное образование

Оперный театр XX века

Оперный театр XX века

Опера — уникальный музыкальный жанр, сочетающий сразу несколько видов искусства — пение, игру симфонического оркестра, актерскую игру, изобразительное искусство, грим, свет, костюмы. К концу XIX века опера прошла огромный, трехсотлетний путь от первых барочных композиций на античные сюжеты до музыкальных драм Рихарда Вагнера и «лирических сцен» П.И. Чайковского, определилось национально-жанровое своеобразие сочинений итальянских, французских, австро-немецких, русских композиторов. Несмотря на интенсивность развития жанра, его необычайную популярность, активный творческий поиск в области музыкального театра не угасает в следующем — XX столетии, богатом на новые, уникальные композиторские и режиссерские решения.
В рамках курса (он предполагает активное слушание и просмотр оперных постановок) обсудим актуальные сюжеты, обновление и кардинальное изменение музыкального языка, драматургических принципов, влияние символизма и экспрессионизма на музыкальный театр.
Приветствуется посещение студентами оперных спектаклей в ведущих театрах Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Школа дизайна Высшей школы экономики
Обращения студентов Поблагодарить или пожаловаться
ТЕЛЕФОНЫ

По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (доб. 705, 706, 712)
Детская школа (доб. 707) С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00

История оперы, театры и удивительные факты

Опера – это вид театра, в котором музыка играет ведущую роль. Партии исполняют певцы, но это все равно отличается от музыкального театра. Обычно это совместная работа композитора и либреттиста. Он включает в себя ряд исполнительских видов искусства, таких как актерское мастерство, костюм, декорации и иногда танец.

Спектакль обычно проходит в оперном театре и сопровождается оркестром или небольшим музыкальным ансамблем под руководством дирижера.

Опера зародилась в Италии в эпоху Возрождения более 400 лет назад, и до сих пор продолжает вдохновлять людей музыкой, драмой и изобразительным искусством. Если вы хотите узнать больше, читайте дальше, и мы расскажем вам об истории и некоторых интересных фактах об опере.

История оперы

История оперы

Впервые опера появилась во Флоренции, где небольшая группа художников, писателей, музыкантов и государственных деятелей, известная как Флорентийская камерата, решила воссоздать повествование греческой драмы посредством музыки.

Многие считают первой оперой «Дафну», которая была написана Якопо Пери в 1598 году. С тех пор появилось два типа оперы.

1. Опера-сериа

Опера-сериа – это жанр итальянской оперы, который возник в конце XVII века благодаря творчеству композиторов неаполитанской оперной школы. Свое название жанр получил от итальянского слова «seria», что означает «серьезная».

Опера-сериа характеризуется использованием героико-мифологических или легендарно-исторических сюжетов, которые часто включали элементы драмы и представляли персонажей высшего света.

Один из ключевых аспектов этого жанра – это четкое распределение сценического действия и музыки.

В опере-сериа преобладают речитативы и виртуозные арии солистов. Эти арии становились настоящими испытаниями для вокалистов, поскольку в них требовалось продемонстрировать мастерство вокализации и выразительности.

Сюжеты оперы-сериа часто основывались на сложных интригах и разноплановых чувствах персонажей, что позволяло композиторам воплощать эмоции и переживания через музыку.

К выдающимся мастерам оперы-серии принадлежат такие композиторы, как Алессандро Скарлатти, Георг-Фридрих Гендель, Никола Порпора, Бальдассаре Галуппи, Никколо Пиччини и другие. Их творчество сделало опера-сериа одним из наиболее популярных и влиятельных жанров оперы в истории музыкальной культуры.

2. Опера-буффа

Опера-буффа — это важный жанр в мире оперы, который характеризуется своей комической природой и является существенной частью итальянской музыкальной традиции. Этот жанр возник в XVIII веке на основе интермедий и народно-бытовой песенной традиции в качестве альтернативы более серьезной опере-серии.

Опера-буффа отличается небольшими масштабами и обычно включает в себя 2-3 действующих лица. Характерные черты этого жанра включают в себя веселую буффонаду, подвижное действие, пародию, яркую жанровую мелодику и ясность стиля.

Опера-буффа в значительной степени основывалась на бытовых сюжетах, нередко с сатирической окраской.

Традиции оперы-буффы поддержали такие известные композиторы, как Антонио Сальери, Вольфганг Амадей Моцарт, Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти. Позднее этот жанр влиял на создание опер Джузеппе Верди, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и других композиторов.

Опера в эпоху барокко

Опера в Марселе

Эпоха барокко оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства и оперного жанра. В это время происходил расцвет классической литературы, новая трактовка произведений древнегреческих авторов, поразительная роскошь декораций и костюмов – неотъемлемые составляющие светских театральных постановок.

Опера стала очень популярным жанром, распространившимся по всей Европе. Сочинения композиторов Клаудио Монтеверди, Алессандро Скарлатти, Жана Батиста Люлли, Георга Фридриха Генделя и других блестящих музыкантов стали символами барокко и вдохновили многих последующих композиторов.

Также важным вкладом барокко в музыкальное искусство стала появление оратории и кантаты. Произведения Джакомо Кариссими, Алессандро Страделла и других композиторов оказали значительное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха, Георга Генделя и других музыкантов.

Эпоха барокко внесла большой вклад в развитие концертного жанра. Сочинения Алессандро Страделла, Арканжело Корелли, Антонио Вивальди и Георга Фридриха Генделя стали великолепными образцами этого жанра.

В первой половине XVIII века во Франции возникла новая эпоха в искусстве, известная как рококо.

Этот стиль, произошедший от французского слова «rocaille», что означает осколки камней и раковины, использованные для отделки строений, получил наибольшее распространение в живописи и декоративном искусстве.

Рококо отличается орнаментальными и вычурными мотивами, которые прослеживаются в интерьерах дворцов и в творчестве французских музыкантов, таких как Дакен, Куперен и Рамо.

Этот стиль музыки отличался от барокко отказом от сложного языка, он был миниатюрным, камерным и украшен изысканными деталями. Некоторые музыкальные исследователи называют рококо «галантным стилем», в котором полифония уступила место гомофонии, а музыка стала более изысканной и сентиментальной.

Рококо как эпоха, вместе с его характерным стилем, принесла изменения в музыкальном мире, подчеркивая изящество и сентиментальность. Это был период, когда музыка стала более легкой и приятной для слушателей, несущей в себе дух изысканности и галантности.

В целом, эпоха барокко оказала огромное влияние на развитие музыкального искусства, оперного жанра, оратории, кантаты и концертного жанра. Ее вклад остается значимым и вдохновляет музыкантов и зрителей по сей день.

Опера в эпоху классицизма

Опера Ла Скала

С наступлением классического периода, который длился с 1750 по 1830 год, содержание оперы начало меняться. Это связано с общественным движением под названием «Просвещение».

В истории оперы важную роль сыграли французские просветители, которые выдвинули концепцию оперы, отражающей общественно значимые темы и в которой музыка должна была подчиняться драматическому действию.
Эта концепция легла в основу оперной реформы К. В. Глюка, внесшего значительный вклад в развитие оперного искусства.

В своих оперных произведениях Глюк стремился к классическому идеалу возвышенного героического искусства, отличающегося благородством страстей, величественной простотой и строгостью стиля.

Глюк объединил музыку и действие в единый художественный замысел, где музыкальные номера не прерывали развитие сюжета, а интонации арий и речитативов подчинялись стихотворному тексту. Его творчество оказало глубокое влияние на развитие европейской оперы и стало отправной точкой для многих последующих оперных композиторов, таких как А. Саккини и А. Сальери.

Оперное творчество В.А. Моцарта стало вершиной оперной искусства XVIII века. Музыка в операх Моцарта занимает ведущее положение, и музыкальные номера характеризуются совершенством языка и законченной формой. Речитативы в его оперных произведениях выразительны и мелодически развиты, а его оперы до сих пор не сходят со сцен ведущих театров мира.

После Великой французской революции ряд композиторов, таких как Ф. Госсек, Э. Мегюль и Л. Керубини, создали оперы и монументальные вокально-инструментальные произведения, пропитанные высоким гражданским и патриотическим пафосом.

Оперы-спасения, где герою или героине грозит гибель и спасение приходит в последний момент благодаря героическому поступку, стали ещё одной разновидностью оперы, и к вершинам этого жанра принадлежит «Фиделио» Л. В. Бетховена.

Оперные произведения французских просветителей, Глюка, Моцарта и ряда других композиторов, оказали значительное влияние на развитие оперного искусства, оставив непередаваемый след в истории музыки.

Опера в период романтизма

Венская опера

В период романтизма опера продолжала пользоваться популярностью.

Итальянское движение бельканто было одним из важных стилей периода романтизма.

Бельканто, переводимая с итальянского как «красивое пение», в опере представляет собой технику виртуозного пения. Характеризуется плавным переходом от звука к звуку, естественным звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, равномерностью звучания голоса в различных регистрах, легкостью исполнения звуков, сохраняющейся даже в сложных и изощренных моментах мелодического узора.

Многие композиторы бельканто наслаждались хорошей трагедией и часто доводили своих героинь до безумия из-за разочарованной любви. Это стало хорошим поводом насладиться долгим и тщательно продуманным вокалом.

В XIX веке самой известной оперой и, вероятно, самой популярной оперой всех времен была «Кармен», написанная французским композитором Жоржем Бизе. В этой опере речь шла о цыганке, которая ценит свою свободолюбивую жизнь превыше всего, и о солдате, который влюбляется в нее. Он наполнен запоминающимися мелодиями.

Гиганты оперы конца XIX и XX веков

Аида Джузеппе Верди

  • Одним из них является Джузеппе Верди. Его оперы – «Аида», «Трубадор» и «Риголетто» – имеют мелодичный и драматический стиль.
    Д. Верди известен своими сложными и тонкими композициями, но при этом сохранил силу повествования и выдающуюся манеру пения певца. Он понимал человеческий голос и внутренние процессы, стоящие за персонажами. «Травиата», пожалуй, самая популярная его опера.
  • Другой гигант оперы был родом из Германии по имени Рихард Вагнер. Он – известный дирижер, композитор и театральный режиссер.
    Вагнер в одиночку изменил ход оперного искусства благодаря своим огромным амбициям и таланту. Он представил новые идеи гармонии, использования тем и расширил использование оркестра и оперной структуры.
    Самая популярная созданная им опера – 15-часовой цикл из четырех опер «Кольцо», в который входят «Золото Рейна», «Валькур», «Зигфрид» и «Готтердаммерунг».
    Рихард Вагнер также оказал большое влияние на мир музыки. Это особенно верно в отношении композиторов Антона Брукнера, Густава Малера, Жюля Массне и Рихарда Штрауса, чьи оперы «Кавалер розы» и «Саломея», характеризующиеся блеском оркестрового письма и тембральной окраски, погружены в позднеромантический стиль Вагнера.
  • Еще один итальянец, свободно владевший мелодией, доминировал в начале XX века. Это Джакомо Пуччини, написавший чрезвычайно популярные произведения в традициях итальянской большой оперы.
    В этих операх обычно рассказывается о трагической смерти героини. В них также сделан новый акцент на реализме, также известный как веризм. В этом оперном стиле можно обнаружить итальянские влияния. Он был создан во второй половине девятнадцатого века.
    В этом жанре преобладают реалистичные человеческие истории. Некоторые из его популярных опер включают «Тоску», «Богему», «Турандот» и «Мадам Баттерфляй».
  • Шостакович в истории российской музыки известен не только своими потрясающими композициями, но и своими сложными отношениями с советским правительством. Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» стала предметом серьезной критики со стороны советских властей, которые обвинили композитора в том, что он отвергает традиционный, доступный музыкальный язык в пользу нестандартных звуков и выражений.
    Под давлением от правительства и опасаясь за свою свободу, и даже за свою жизнь, Шостакович быстро сочинил свою более традиционную «Пятую симфонию» в ответ на критику.
    Это давление оказало огромное влияние на Шостаковича, который так и не смог завершить ни одной оперы, а его «Леди Макбет Мценского уезда» была почти полностью забыта до 1960-х годов. Однако, даже после долгих лет молчания, эта опера вновь появилась в новой, менее противоречивой версии.
    Сегодня оригинальную партитуру признают и ценят такой, какая она есть – разрушительной, но прекрасной драмой, наполненной музыкой и посланиями, которые остаются со слушателем долго после того, как опускается занавес.
  • Опера и политика замыкаются и в одном из самых успешных и увлекательных произведений конца XX века – «Никсон в Китае» Джона Адамса. Эта опера посвящена историческому визиту Ричарда Никсона в Китай в 1972 году для встречи с председателем Мао.
    Последней оперой Джона Адама стала «Девушки Золотого Запада» в 2017 году.

Сегодня оперы по-прежнему очень популярны в Италии, а также во многих других частях мира, включая Германию, Францию, Англию, Россию, Испанию, Иран, Китай, Латинскую Америку и другие страны. Каждое из этих мест имеет свой собственный стиль и тематику, но все они вдохновлены итальянской оперой.

Знаменитые оперные театры современности

Большой театр

Опера в Сиднее

Оперные театры являются символами роскоши и богатства. Давайте посмотрим на некоторые потрясающие оперные театры, действующие сегодня.

  • Сиднейский оперный театр. Сиднейский оперный театр, открывшийся в 1958 году, может одновременно вместить 5738 человек. Это современное здание в стиле экспрессионизма расположено в Сиднее, Австралия.
  • Teatro Real – Театр Реал расположен в Мадриде, Испания. Один из самых известных оперных театров Европы, основанный в 1850 году.
  • Театр Колон. Театр Колон был построен в Буэнос-Айресе, Аргентина, в 1889 году и вмещает 2478 человек.
  • Королевский оперный театр. Он был построен в 1728 году, и ранее назывался Королевским театром. В главном зале могут разместиться 2256 человек. Дизайн здания классический.
  • Ла Скала – построена в 1778 году в Милане, Италия, и имеет неоклассический дизайн. На 12 этажах здания могут разместиться 1800 человек.
  • Театр Сан-Карло. Императорский дворец Неаполя на территории Италии включает оперный театр, построенный в неоклассическом стиле. Он был построен в 1737 году, и вмещает 1386 человек. Это старейший оперный театр Европы.
  • Метрополитен-опера – расположен в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена. Основан в 1880 году. Он может вместить 3850 человек. Запрещена запись любого выступления в оперном театре без предварительного согласия руководства.
  • Венская государственная опера. Она расположена в Вайне, Австрия, и была основана в 1869 году. Вмещает в общей сложности 1709 человек, и имеет архитектуру эпохи Возрождения.
  • Дворец Гарнье – император Наполеон III руководил строительством этого шедевра архитектуры изящных искусств, архитектуры эпохи Возрождения барокко и архитектуры стиля Второй Империи в 1861 году.
  • Глайндборнский оперный театр. В якобетском здании, построенном в 1934 году, могут разместиться в общей сложности 1200 человек. Оно расположено на востоке Сассекса, в потрясающем районе английской сельской местности.
  • Большой театр. Неоклассическое здание, построенное в 1825 году – одно из культурных украшений России и всего мира. Его репутация элегантности и величия привлекает тысячи зрителей каждый вечер. Расположенное в Москве, здание Большого театра является одним из крупнейших театров в мире, рассчитанное на 1580 зрителей. Его масштабы поражают: на сцене легко умещаются до четырехсот актеров, а в оркестровой яме могут играть до ста тридцати музыкантов одновременно.
  • Токио Опера Сити. Этот современный небоскреб высотой 234 метра был построен в 1992 году. Находится в Токио, Япония.
  • Оперный театр Гуанчжоу. Зал на 1804 места был открыт в 2010 году. Он выполнен в архитектурном стиле деконструктивизма. Расположен в провинции Гуандун, Китай. Это крупнейший комплекс исполнительских искусств Южного Китая.
  • Королевская шведская опера. Это чудо архитектуры в стиле модерн, построенное в 1898 году, расположено в Стокгольме, Швеция.
  • Мариинский театр.Находится в Санкт-Петербурге, и является не только одним из старейших театров в России, но и одним из лучших мировых театров оперы и балета. Названный в честь императрицы Марии Александровны в 1860 году, он укрепил свою славу и авторитет на протяжении 240 лет своего существования. Зал театра рассчитан на 1625 мест и обладает внушительными размерами: глубина сцены составляет 22 метра, ширина – 18 метров, а высота – 25 метров.
  • Театр Ла Фениче – Венеция, Италия. Рассчитан на 1126 мест. Это один из самых богатых оперных театров Италии. Он был основан в 1792 году.
  • Венгерский государственный оперный театр – расположен в Будапеште, Венгрия. Он может вместить 1300 человек. Его архитектура выполнена в стиле Возрождения, эклектики и барокко и датируется 1884 годом.
  • Сословный театр. Это здание в неоклассическом стиле, расположенное в Чехии, было открыто в 1783 году. Местные жители называли его Ставовским Дивадло.
  • Гран-театр дель Лисеу. Первоначально он открыл свои двери в 1847 году, и вмещает 2292 человека. Находится в Барселоне, Испания, и это один из лучших оперных театров во всей Европе.
  • Варшавский Большой театр. Неоклассическое здание вмещает 2000 человек. Расположен в Варшаве, Польша, и был официально запущен в 1833 году.
  • Королевский театр – архитектурная жемчужина классического французского ренессанса, рассчитан на 1541 мест, был открыт в 1867 году и расположен в Соединенном Королевстве.
  • Дворец изящных искусств. Строительство началось в 1904 году и было завершено в 1934 году. 53-метровое здание было спроектировано в стилях модерн, неоклассицизм и ар-деко. Расположен в Мехико. Здесь расположены национальный театр, национальная танцевальная труппа, камерный оркестр изобразительных искусств и множество других бесценных произведений мексиканской культуры и искусства.

Интересные факты про оперу

Опера Гарнье

Если вы хотите узнать больше, вот несколько интересных фактов про оперу.

  • Термин «опера» происходит от латинского слова opus, что означает «работа». В 1939 году впервые был использован термин «мыльная опера». Это был уничижительный термин для обозначения дневных радиопередач, спонсируемых производителями мыла.
  • Если вам интересно, как голоса оперных певцов можно различить в полном оркестре, то это потому, что они поют на разной звуковой частоте.
  • В 1697 году, когда Папа Иннокентий XII услышал о скандальном поведении Тор ди Нона, он объявил оперный театр аморальным и приказал его сжечь.
  • В XVIII веке в опере-сериа, или серьезной опере, главные певцы стояли на третьей позиции балета, с согнутыми, кривоногими коленями и пятками вместе, с лодыжкой впереди другой. Основные певцы оставались в таком положении всю песню.
  • После оперы уместно кричать «браво» мужчине и «брава» женщине. Если вы болеете за двух или более певцов, вы можете использовать форму множественного числа, брави. Если в опере одни женщины, то можно кричать смело (бра-вай).
  • В 1778 году в Милане состоялось открытие театра Ла Скала. Он популярен тем, что в опере ему труднее всего угодить публике. Фактически, оперная публика может заставить исполнителя петь до тех пор, пока он не сделает все правильно.
  • Сан-Кассиано был первым публичным оперным театром, открывшимся в 1637 году в Венеции. Клаудио Монтеверди превратил оперу из оперы, основанной на диалогах, в более музыкальную оперу. Именно он помог Венеции стать оперной столицей мира.
  • Оперная музыка использовалась во многих популярных фильмах и рекламных роликах. Вот некоторые из них:
    • «Цветочный дуэт» Лео Делиба из Лакме, который можно услышать в фильмах «Возвращение Супермена»;
    • «Расхитительница гробниц: Колыбель жизни»:
    • «Американский президент»;
    • «Севильский цирюльник» Россини, который был показан в фильмах «Космический джем», «Джуманджи», «Глубокий удар» и отмеченном наградами рекламном ролике Nike с Чарльзом Баркли в главной роли.

    Это некоторые из самых интересных фактов об опере и ее истории. Удивительно, но оперы, которые мы видим сегодня, вдохновлены произведениями композиторов и художников сотни лет назад. И кажется, что до тех пор, пока людям есть, что рассказать и поделиться идеями, опера сохранит свою популярность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *