Какой канал является условной границей между африкой и евразией
Перейти к содержимому

Какой канал является условной границей между африкой и евразией

  • автор:

Новости

Суэцкий канал — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря – Атлантического океана ( альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км ). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 160 км, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну — 45—60 м, глубину 20 м . Канал расположен в Египте между Порт-Саидом на Средиземном море и Суэцем на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт-Саида находится Порт-Фуад, где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик.Главные порты: Порт-Саид и Суэц. На канале в районе озера Тимсах расположен крупный промышленный центр — город Исмаилия.

Течение на канале в зимние месяцы происходит из горьких озёр на север, а летом обратно из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году свою долю пая в канале Великобритании

«Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

В 1888 году в Стамбуле была подписана Международная конвенция с целью создания определённой системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу.

В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу фактически регулировала Великобритания.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал; в дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование». После окончания войны канал был разминирован силами ВМС США ( в тралении подходов к Каналу, в Суэцком заливе, участвовали корабли ВМФ СССР) и открыт для использования 5 июня 1975 года.

Настоящее время

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровней морей, которые он соединяет, и возвышенностей на его пути. Канал позволяет проходить гружёным судам и кораблям:

  • водоизмещением – до 240 000 тонн;
  • высотой – до 68 метров;
  • шириной – до 77,5 метров (при определённых условиях).

Некоторые супертанкеры не могут проходить через канал, другие — могут выгрузить часть веса на суда, принадлежащие каналу, и загрузить его обратно на другом конце канала. Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей.

Глава администрации Суэцкого канала Ахмед Али Фадель заявил, что очередной этап дноуглубительных работ завершён, и глубина канала составляет 66 футов ( 20,1 м ). В дальнейшем планируется обеспечить прохождение супертанкерам с осадкой до 22 метров.

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством.

Египетская Администрация Суэцкого канала ( Suez Canal Authority, SCA ) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в 2008 году (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17 799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов ( на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году ).

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов.

Управление

Суэцким каналом до 1956 года управляла Компания Суэцкого канала, присоединенная к Администрации Суэцкого канала президентом Египта Гамаль-Абдель Насером.

Председателями SCA являлись:

  • Бахгат Хелми Бадави (26 Июля 1956 Года — 9 Июля 1957)
  • Махмуд Юнис (10 Июля 1957 — 10 Октября 1965 Года)
  • Машхоур Ахмед Машхоур (14 Октября 1965 Года — 31 Декабря 1983 Года)
  • Мохамед Адель Эззат (1 Января 1984 — Декабрь 1995 Года)
  • Ахмед Али Фадель (22 Январь 1996 — Август 2012)
  • Мохаб Мамиш (август 2012 — по настоящее время)

Соединение между берегами

Мост Эль-Фердан. Разводной железнодорожный мост

Мост Мубарак . Автодорожный мост

Суэцкий канал за 60 секунд:

СУЭ́ЦКИЙ КАНА́Л

СУЭ́ЦКИЙ КАНА́Л, су­до­ход­ный бес­шлю­зо­вой мор­ской ка­нал на се­ве­ро-вос­то­ке Егип­та, со­еди­няю­щий Сре­ди­зем­ное и Крас­ное мо­ря. Зо­на С. к. счи­та­ет­ся ус­лов­ной гео­гра­фич. гра­ни­цей ме­ж­ду Ази­ей и Аф­ри­кой. С. к. – крат­чай­ший и важ­ней­ший вод­ный путь ме­ж­ду пор­та­ми Атлан­ти­че­ско­го и Ин­дий­ско­го океа­нов. Дли­на ка­на­ла ок. 161 км, ши­ри­на по зер­ка­лу во­ды 120–318 м, по дну – 45–60 м. Глу­би­на по фар­ва­те­ру до 20 м. Сред­нее вре­мя, за­тра­чи­вае­мое на про­ход су­дов че­рез ка­нал, 11–14 ч. Гл. вход­ные пор­ты: Порт-Са­ид (с Порт-Фуа­дом) из Сре­ди­зем­но­го м. и Су­эц (с Порт-Тау­фи­ком) из Крас­но­го мо­ря. Трас­са С. к. про­хо­дит по Су­эц­ко­му пе­ре­шей­ку в его наи­бо­лее по­ни­жен­ной и уз­кой час­ти, пе­ре­се­кая ряд озёр, а так­же ла­гу­ну Ман­за­ла .

Суэцкий канал вновь стал судоходным

Суэцкий канал вновь стал судоходным

Движение судов по Суэцкому каналу было восстановлено после того, как контейнеровоз EverGiven отбуксировали в Большое Горькое озеро.

Движение по Суэцкому каналу восстановлено после того, как контейнеровоз EverGiven был отбуксирован.

Компания-арматор, сдающая судно в аренду, вечером в понедельник сообщила, что возможность дальнейшей эксплуатации EverGiven остается под вопросом до окончания всесторонней инспекции, которая может занять несколько недель.

На Суэц, зона которого считается условной границей между Африкой и Евразией, приходится от 10% до 13% всего товарообмена планеты, ежедневно по нему перевозят грузов на почти $10 млрд долларов.

Усама Раби, председатель дирекции Суэцкого канала: «У нас достаточно ресурсов, чтобы обеспечить в течение ближайших дней свободное плавание для большого количества контейнеровозов, речь идет о свыше четырех сотнях судов, ждущих своей очереди. Я полагаю, что к обычному графику движения мы вернемся в течение трех, максимум пяти дней».

Судно водоизмещением более 200 тысяч тонн село на мель 23-го марта.

Длина EverGiven — 400 с лишним метров, поэтому оно перегородило русло Суэца. Чтобы снять его с мели, потребовались буксиры, драги и мощные экскаваторы.

Джон Конрад, капитан морского судна: «Те, кто занимались вызволением EverGiven, сделали фантастическую работу, мы были свидетелями того, как с помощью их усилий и самоотверженности мы избежали кризиса».

Джон Конрад считает, что заслуга спасателей и в том, что они сумели сохранить целым корпус судна, что позволило его отбуксировать в Большое Горькое озеро, расположенное между северной и южной частями Суэцкого канала. Специалисты утверждают, что нынешний инцидент демонстрирует как хрупкость транспортной инфраструктуры, так и отсутствие диверсификации маршрутов торгового мореплавания.

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал ‑ судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал ‑ кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тысяч километров меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще около 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район озера Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II около 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. В период владычества Византии канал был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му’минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после VIII века. В конце XV века венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале XIX века европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера — инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Однако выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 метров ниже, чем в Красном).

Идея строительства Суэцкого канала вновь возникла во второй половине XIX века. В 1854 году Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858 году. Египетское правительство получило 44% акций компании, Франция — 53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71% прибыли, Египту — 15%, основателям компании — 10%. Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий. Громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство купило в 1875 году у Исмаила-паши египетскую долю акций Суэцкого канала. Через 5 лет египетское правительство было вынужденно продать свое право на 15% прибылей от Суэцкого канала французскому банку. Компания Суэцкого канала стала практически англо-французским предприятием. Когда в 1882 году Египет был оккупирован английскими войсками, Суэцкий канал стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке.

В 1888 году в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу, являющаяся и сейчас основным документом, регулирующим судоходство по каналу. В 1956 году английская оккупация была снята, и египетское правительство национализировало Суэцкий канал. После этого последовала тройственная агрессия против Египта Англии, Франции и примкнувшего к ним Израиля, окончившаяся провалом.

В настоящее время общая длина канала — 193,3 километров; ширина на 11-метровой глубине — 205/225 метров; глубина — 24 метра; площадь поперечного сечения — 4800/5200 квадратных метров. Канал позволяет проходить груженым кораблям водоизмещением до 240 тысяч тонн.

Особенность Суэцкого канала — незначительные перепады уровня моря, во время прилива они составляют максимум 65 сантиметров на севере и 1,9 метра на юге.

На большей части канала движение одностороннее. В четырех районах канал раздваивается, чтобы обеспечить двустороннее движение судов.

Канал связывает районы Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивает ее связи с Азией, Австралией, Восточной Африкой. Ввод в эксплуатацию Суэцкого канала сократил путь между Европой и Азией почти на 10 тысяч километров.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 49 судов. Доходы от эксплуатации Суэцкого канала составляют значительную часть бюджета Египта. В 2013 году доходы от эксплуатации канала составили 5,3 миллиарда долларов.

Количество судов, прошедших через Суэцкий канал с 1 января по 11 ноября 2014 года — 14 807.

Для увеличения пропускной способности канала власти Египта объявили в начале августа 2014 года о масштабном проекте по созданию нового русла Суэцкого канала протяженностью более 70 километров. Строительство нового канала будет стоить 4 миллиарда долларов.

Руководитель администрации Суэцкого канала — адмирал Мохаб Мамиш.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *