Лицей в котором учился пушкин
Перейти к содержимому

Лицей в котором учился пушкин

  • автор:

Лицей в котором учился пушкин

«Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей».

А. С. Пушкин, «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

19 (31) октября 1811 г. в окрестностях Санкт-Петербурга в Царском Селе состоялось торжественное открытие Императорского лицея, основанного с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Впоследствии 19 октября отмечался выпускниками как «День лицея».

Инициатива создания привилегированного высшего учебного заведения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому. Учебная программа Лицея была составлена Сперанским ещё в 1808 г. Главное место в процессе обучения было отведено наукам нравственного и исторического характера.

Утверждённое в 1810 г. императором Александром I «Постановление о Лицее» уравнивало новое образовательное заведение в правах и преимуществах с российскими университетами. Обучение в Царскосельском лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года каждый. Первый курс именовался начальным, второй — окончательным. Воспитанников обучали языкам (русский, латинский, французский и немецкий), наукам нравственным (закон Божий, философия и основы логики), математическим и физическим (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), историческим (история российская, история иностранная, география и хронология), изящным искусствам и гимнастическим упражнениям (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Лицеисты, готовившиеся к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов.

Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 г. архитектором В. Стасовым сообразно нуждам учебного заведения. На первом этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором — столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали дортуары — комнаты воспитанников.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек, в том числе 234 — по гражданской части, 50 — по военной, 2 — по флотской. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 г. — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Многие из лицеистов стали государственными деятелями, дипломатами, сенаторами (А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, Д. А. Толстой и другие) или учёными (К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и другие).

В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Санкт-Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей. Учебное заведение разместилось в здании Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. Лицей был закрыт 29 мая 1918 г. постановлением Совета Народных Комиссаров.

Лит.: Глущенко Л. И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811–1817 гг. Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет // Коллеги. 2006. № 2; Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811-1817). СПб., 1911; Егоров А. Д. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Иваново, 1995; Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. СПб., 1911; Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. М., 2007; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. СПб., 2002; Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.,1999; Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811-1917. СПб., 1999; Селезнёв И. А. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 г. СПб., 1861; То же [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.com/books?id=aJJXwsyT5t8C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.

См. также в Президентской библиотеке:

Как и каким возродится пушкинский Лицей

Образование, которое получили в Царскосельском лицее Пушкин сотоварищи и многие последующие поколения выпускников, было по-своему уникальным. Здесь учились под лицейским девизом: «Для общей пользы!». 19 октября 1811 года, согласно указу императора Александра I, невиданный прежде Лицей открылся во флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе (позже его разместили в Петербурге, на Каменноостровском проспекте). Как написал друзьям Александр Сергеевич: «Куда бы нас ни бросила судьбина, / И счастие куда б ни повело, / Всё те же мы: нам целый мир чужбина; / Отечество нам Царское Село».

Но в 1918 году Лицей был закрыт — сама идея учебного заведения «для избранных» противоречила идее новой власти. Как и почему теперь возникла идея возрождения Царскосельского лицея? И в самом деле — будет ли он открыт для всех или станет местом, куда смогут пристраивать своих детей элиты, сливки общества?

Вопрос не праздный. «РГ» обратилась с ним накануне 19 октября, Всероссийского дня лицеиста, к ректору Российской государственной академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Алексею Комиссарову и директору Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергею Некрасову. Каким вернется к нам новый, возрожденный Лицей?

На линогравюре Анатолия Иткина 1965 года — юный Пушкин в Царскосельском лицее. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина

Компетентно

Алексей Комиссаров: В лицей будут принимать самых активных и одаренных школьников

Идея возродить Царскосельский лицей, где, кстати, рождался гений не только Александра Пушкина, но и многих государственных деятелей — министров, губернаторов того времени, — прозвучала на встрече президента РФ Владимира Путина с ректором РАНХиГС Алексеем Комиссаровым. Президент идею поддержал. Так каким сегодня видится Лицей?

— У Президентской академии — огромный опыт обучения управленцев всех уровней: уже более века вуз успешно готовит специалистов, которые работают в органах государственной власти, становятся лидерами бизнеса. Прийти к нам учиться можно уже в 14 лет, а верхняя планка — не ограничена, — рассказал «РГ» Алексей Комиссаров. — Очень важна для нас работа со школами. Дни открытых дверей, экскурсии, лекции и мастер-классы для ребят мы проводим регулярно. А наш филиал в Санкт-Петербурге активно сотрудничает более чем с 70 школами и гимназиями, где проходят научные конкурсы и олимпиады.

По словам Комиссарова, именно такая работа позволила понять, что управленческие таланты, способность мыслить стратегически возникают уже к середине школьного обучения. А это как раз тот возраст, в котором раньше принимали в Императорский Царскосельский лицей.

Речь не идет, конечно, о школе «для избранных» по социальному статусу родителей и глубине их карманов. «Избранники» определятся по умению учиться и ясности их жизненных целей.

Алексей Комиссаров: Мы уже прорабатываем возможные места размещения Лицея. Процесс его создания уже начался. Фото: Александр Корольков/ РГ

— Идея воссоздания Царскосельского лицея предполагает формат общеобразовательного учреждения, куда будут принимать самых активных и особенно отличившихся школьников. Новый лицей будет сочетать в себе сильные стороны своего предшественника — одного из самых удачных образовательных проектов в российской истории и современные достижения в образовании.

Реализацией проекта будет заниматься специально созданная правительством рабочая группа. В нее войдут представители различных ведомств, а также специалисты Президентской академии.

— Сейчас формирование рабочей группы уже завершается, прорабатываем возможные варианты размещения Лицея, — добавил ректор РАНХиГС. — Можно сказать, что процесс создания Лицея уже начался. Он будет не быстрым, но точно, очень интересным.

Прямая речь

Сергей Некрасов: Что означает «лицейское пространство»?

Сергей Михайлович, многие тут же представили себе современных школьников, которые побегут по историческому зданию.

Сергей Некрасов: Нет, разумеется. Возможно, новое учебное заведение и разместится в каком-то историческом здании, неподалеку от мемориального Музея-лицея. Наш союз будет заключаться в другом. И в принципе, первый шаг к этому сближению был сделан еще 12 лет назад, когда мы с РАНХиГС подписали договор о сотрудничестве. Но теперь, надеюсь, наш союз обретет еще более глубокое качество.

Это очень интересная и важная идея. В Уставе Императорского царскосельского лицея записано, что «учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Конечно, важно, чтобы во главе страны, губерний, во главе крупных государственных структур были бы люди, обладающие энциклопедическим образованием, способные критически мыслить и анализировать происходящее вокруг, а не доверять информации, полученной из интернета.

Мне кажется, что с созданием этого лицея мы многое приобретем в развитии нашего государства. Вспомним, что из стен Царскосельского лицея вышло несколько премьер-министров, десятки министров, губернаторы. И, конечно, наш музей со своей стороны будет оказывать всяческое содействие в этом благородном деле.

Как вы думаете интегрировать Музей-лицей в эту концепцию?

Сергей Некрасов: Я недавно встречался в Москве с ректором РАНХиГС Алексеем Геннадиевичем Комиссаровым. И очень приятно, что у нас полное взаимопонимание.

Вы знаете, я часто говорю о «лицейском пространстве». И оно больше, чем формальное пространство в Царском Селе — а прежде лицею принадлежал целый квартал вокруг сада, где сегодня стоит памятник Пушкину. Это еще и те учебные заведения, которые называют себя последователями Императорского царскосельского лицея. Я имею в виду лицей при Бауманском институте в Москве, ряд учебных заведений в Подмосковье, в других городах и даже странах. На протяжении полутора десятилетий у нас была очень мощная дружба с русским лицеем в Таллине. И нынешние лицеисты приезжали к нам каждый год — не только посмотреть музей, но и дать своим воспитанникам как-то прикоснуться к лицейской жизни.

Памятник поэту А.С.Пушкину в Царском селе. Фото: Вадим Жернов/ РИА Новости

В историческом зале лицея, где Александр I объявил о создании нового учебного учреждения, проходили торжественные церемонии посвящения в лицеисты, здесь вручались медали, дипломы. И в том числе тем, кто получил образование в Академии народного хозяйства с государственной службы. Конечно, эту прекрасную традицию мы хотели бы сохранить. Мне кажется, союз такого учебного заведения — с одной стороны живущего по заветам Царскосельского лицея, и музея, который может рассказать о первоисточнике, — очень перспективен.

Но все-таки прошло больше двух веков с того дня, когда император Александр I учредил лицей с «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Каким же образом, на ваш взгляд, опыт лицея применим к сегодняшним реалиям?

Сергей Некрасов: Понятно, что повторить один к одному невозможно, да и не нужно. Но речь идет о тех лицейских традициях, которые могут быть актуальны и сегодня. Еще хотелось бы возродить традицию «лицейского братства», того, о котором писал Пушкин «друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен».

Одним из важных лицейских посылов было внимание к ученику, к выявлению его индивидуальных способностей. И это продолжалось у лицеистов, когда они, завершив образование, стали служить. Они старались увидеть в тех людях, которых встречали на своем пути, увидеть вот это — интерес к делу, готовность ему служить. Поэтому, я думаю, если такое воспитание начнется со школьного возраста — это будет очень перспективно для нашего государства.

Сегодня для большинства лицей — это пушкинский выпуск. Но это учебное учреждение существовало больше века, найдя новый дом уже в Петербурге, на Каменноостровском проспекте.

Директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов на фоне лицея в Царском Селе. Фото: Предоставлено Всероссийским Пушкинским Музеем

Сергей Некрасов: Да, например, мало кто знает, что лицей закончил Салтыков-Щедрин, который, кстати, тоже писал стихи, правда, довольно скромные по сравнению с его прозой. Из лицея вышли выдающиеся экономисты. Такие как, например, граф Коковцов, товарищ министра финансов Витте, который в правительстве Столыпина и сам стал министром финансов. Уникальных людей из стен лицея вышло и в самом деле много. Например, полярный исследователь Федор Матюшкин, чьим именем назван мыс на побережье Северного Ледовитого океана. Кстати, удивительная история — тогда будущий адмирал в Иркутске встретился с генерал-губернатором, а в то время это был Михаил Сперанский. Тот самый Сперанский, который как раз и поднес Александру I проект нового учебного заведения, который должен был воспитывать чиновничью элиту.

И этот реформатор, правая рука императора Александра был сослан в далекий край.

Сергей Некрасов: Да, в самом начале существования лицея, в марте 1812 года. Так уж случилось — дворцовые интриги. И поэтому он не понимал: идея его состоялась или провалилась. И вдруг перед ним молодой офицер, выпускник лицея. Матюшкин просто покорил Сперанского — Михаил Михайлович все всматривался в него, расспрашивал, для него Матюшкин был живым ответом на свой вопрос, реализацией его мечты — вот таких государственных деятелей он себе представлял. Таких как Александр Горчаков, вошедший в историю как один из самых влиятельных дипломатов в отечественной истории. Таких как тот чиновник, о котором писали как о человеке, обладающем удивительными качествами, в частности, он не участвует в коррупции. Я видел это письмо, и знаете каков был ответ? «Ну, это понятно, он же лицеист». Мне кажется, этим все сказано.

Фото: Алексей Даничев/ РИА Новости

Так в чем же уникальность, инновационность лицейского образования?

Сергей Некрасов: Выпускник Императорского лицея всегда отличался энциклопедичностью знаний. Лицеисты всегда отличались более широким кругозором, могли анализировать вещи, связанные с мировым развитием, и понимали Россию в контексте всего мира. И, кстати, пожалуй, именно в лицее впервые стали подробно изучать страны Дальнего и Ближнего Востока, которые всегда были на периферии европоцентричного образования.

Другая уникальность образования лицея в том, что каждый преподаватель пытался определить склонности того или иного студента, избегая всяческого давления на лицеиста, если у него не было к какому-то предмету призвания. Известен эпизод, когда профессор математики Карцов вызвал Пушкина к доске решить какое-то уравнение: «Пушкин, чему равен «икс»?» Юный Саша ответил: «Нулю!» На что профессор сказал: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Идите и пишите стихи».

Но более того, в зависимости от склонности студента, шло дополнительное образование. Для тех, кто, например, был склонен к военному делу, как тот же Матюшкин или будущий генерал Вольховский, из Петербурга приглашали военных, которые вели занятия по профильным дисциплинам. Когда замечали, что кто-то интересуется дипломатией, из Коллегии иностранных дел присылали документы из действующей политики.

То, что на своем курсе не один Пушкин увлекался стихами — факт общеизвестный. Но ведь и дальше эта традиция развивалась?

Сергей Некрасов: А как же, она продолжалась целых 150 лет. Надо сказать, что в лицее вообще была особая культура письма, даже дипломатические бумаги, написанные бывшими лицеистами, отличались особым изяществом стиля.

Вы сказали про 150 лет. Но лицей просуществовал 117 лет.

Сергей Некрасов: Да, но даже в эмиграции лицеисты собирались 19 октября и обязательно писали стихи, посвященные этому дню. Все это закончилось в 1970 году, когда ушел из жизни последний лицейский поэт Владимир Ильяшенко. Кстати, в одном его стихотворении есть строка, определяющая роль Императорского лицея в истории России: «Лицей — это в капле былая Россия». И хочется надеяться, что теперь — в этой капле Россия не только «былая».

Все, что нужно знать про Царскосельский лицей

Царскосельский лицей — учреждение образования для дворянских детей императорской России XIX века. Сейчас это музей, но в его стенах до сих пор ощущается дух лицейского братства, о котором писал Пушкин. Лицей в Царском селе воссоздает именно ту обстановку, в которой учились великий поэт и его друзья.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском учебном заведении, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам, рассказывая о том, как еще юный Саша Пушкин – француз, как звали его друзья, — удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала Царское село и лицей Пушкина, наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея, в котором учился Пушкин. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей учебный корпус и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан в 1811 году 19 октября. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Учреждение Царскосельского лицея состоялось по приказу императора Александра I. Воплотил в жизнь идею создания первого лицея такого ранга известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что здесь будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На церемонии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей (Санкт-Петербург) – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые царскосельские ученики под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам, как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые царскосельские ученики обращались друг к другу на «Вы».

Лицей, где учился Пушкин в Царском селе, полностью отвергал физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого Царскосельского ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Царскосельским ученикам запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика лицея в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы Царскосельского лицеиста подчинялся четкому расписанию (А. С. Пушкин тоже жил по этому расписанию):

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Царскосельских мальчиков (в том числе Пушкина) обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что Пушкин и его товарищ могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского, который состоялся в 1817 году. Из ворот учебного заведения вышли его знаменитые выпускники:

  • А. П. Бакунин,
  • С. Ф. Броглио,
  • В.Д. Вольховский,
  • А. М. Горчаков,
  • П. Ф. Гревениц,
  • К. К. Данзас,
  • А. А. Дельвиг,
  • С. С. Есаков,
  • А. Д. Илличевский,
  • С. Д. Комовский,
  • А. А. Корнилов,
  • Н. А. Корсаков,
  • М. А. Корф,
  • К. Д. Костенский,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • С. Г. Ломоносов,
  • И. В. Малиновский,
  • А. И. Мартынов,
  • Д. Н. Маслов,
  • Ф. Ф. Матюшкин,
  • П. Н. Мясоедов,
  • И. И. Пущин,
  • Н. Г. Ржевский,
  • П. Ф. Саврасов,
  • Ф. Х. Стевен,
  • А. Д. Тырков,
  • П. М. Юдин,
  • М. Л. Яковлев,
  • А. С. Пушкин.

Пушкин окончил Царскосельский лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба Царскосельского учебного заведения претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем пушкинский лицей (Царское село) был закрыт. В 1918 году Царское село было переименовано в город Пушкин.

В 1974 году в его здании был открыт Мемориальный музей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет — бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев — 18 мая;
  • День Пушкина в России — 6 июня;
  • День Лицейской годовщины — 19 октября.

Как добраться

Город Пушкин, где находится Царскосельский лицей, расположен недалеко от города Санкт-Петербург. До Пушкина можно добраться несколькими способами:

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути — около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • До Пушкина можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155 ). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, в Пушкин ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Читайте также:

  • Скала Дива
  • Пешеходная улица Арбат
  • Свято-Михайловский собор
  • Топ 5 лучших отелей в Мексике на первой линии

Лицей Пушкина в Царском Селе

Лицей Пушкина в Царском Селе

К слову «лицей» у большинства россиян в голове сразу появляется прилагательное «пушкинский». В этом учебном заведении будущий великий поэт не только получил хорошее образование. Здесь он состоялся как стихотворец и разносторонняя личность.

История лицея где учился Пушкин в Царском Селе

Императорский Царскосельский лицей где учился Пушкин фотография 1886-1887 г.

Реформаторский пыл государя Александра I в начале правления («нулевые» годы XIX века) поддерживался его молодыми сподвижниками, в том числе Михаилом Сперанским.

Последний разработал целую систему переустройства империи, и образования в частности. По его предложению в 1810 году был учреждено новое учебное заведение – Лицей, с расположением в императорской резиденции – Царском Селе.

Тогда и пригодился пустующий флигель Екатерининского дворца со стороны церкви. Его построил русский зодчий Илья Неелов, помощник Джакомо Кваренги в 1789-1792 годах для гостящих у бабушки великих княжон, дочерей Павла Петровича (будущего императора Павла I).

За год архитектор Стасов приспособил здание под учебные классы, кабинеты, комнаты для проживания воспитанников и преподавателей. Торжественное открытие состоялось 19 октября 1811 года.

Главные идеи нового учебного заведения

Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге

Первоначально Сперанский видел задачу Лицея в «выращивании» нового поколения просвещенного чиновничества. Предполагалось, что и младшие братья императора Николай и Михаил будут учиться вместе с согражданами. Для этого первый набор учеников проходил и по уровню знаний, и по известности родов.

От идеи обучать братьев вместе с «простыми» гражданами Александр I быстро отказался. В остальном общая идея элитного высшего, при этом бесплатного, образования сохранилась. Направленность учебных программ была разносторонней, но с гуманитарно-юридическим уклоном.

Детей принимали в возрасте 10-12 лет. Учебный план составлялся на 6 лет. Предметы делились на группы:

  1. Нравственные. Кроме Закона Божия сюда относились политэкономия, правоведение, этика, логика.
  2. Словесные: риторика, языки и литература российские, французские, немецкие, латынь.
  3. История и география родной страны и мира в целом.
  4. Математика и физика (основы).
  5. Изящные искусства – чистописание, рисование, танцы.
  6. Физические упражнения – плавание, фехтование, верховая езда.

Утренний подъем в Лицее был ранним – в 6-00, уже через час начинались уроки, перемежавшиеся длительными прогулками в царскосельских парках. Оценки выставлялись от «1» до «4», где «единица» – лучшая. «Нулем» обозначали отсутствие знаний по предмету и стремления к их получению. Поскольку творческие наклонности подопечных учителя старались развивать, то и написание стихов приветствовалось.

Воспитанники были заняты целый день. В свои комнаты они возвращались только после ужина к отбою в 22-00. Для пожелавших далее пойти на военную службу отдельно проводились соответствующие занятия. Выпускникам в зависимости от успеваемости присваивались гражданские чины – от самого младшего 14 до 9 ранга, или военные, наравне с окончившими пажеский корпус.

Читать еще: Достопримечательности Царского Села (город Пушкин): что посмотреть и куда сходить

Важно: телесные наказания были запрещены, чтобы дети учились не из страха, а осознанно.

Учеба Александра Сергеевича Пушкина

Будущий великий поэт попал в число первых лицеистов по ходатайству дяди, достаточно известного стихотворца Василия Львовича. Род Пушкиных по отцу упоминался в летописях Смутного времени, а арап Абрам Ганнибал – прадед по матери, был названным сыном Петра I.

Идеальным ученик по кличке Обезьяна не был. Юного Александра Пушкина интересовали только русская и французская словесность, а также все спортивные занятия. Стихи он часто сочинял прямо на уроках, не вникая в изучаемый предмет. Знаменитым его сделало выступление на открытом экзамене по литературе в 1815 году, когда он в присутствии признанного мэтра Гавриила Державина прочитал собственное произведение «Воспоминания в Царском селе».

Инсценировка лицейского экзамена А. С. Пушкина, устроенная по просьбе И. Е. Репина

Пушкин закончил Лицей на одном из последних мест по успеваемости с получением десятого чина по Табели о рангах. Главное, чему научились первые лицеисты, – крепкой мужской дружбе. С Иваном Пущиным Пушкин оказался соседом по комнатам. Их характеры дополняли друг дружку, как правильно подобранные пазлы: взрывной, нетерпеливый, бойкий на язык Пушкин и спокойный, рассудительный Пущин. Долгие ночные беседы через неполную стенку между «кельями» привели к полному взаимопониманию и товариществу.

Еще друзьями Александра были Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбеккер. Их сближали любовь к поэзии и собственные творческие опыты. Один отличался необыкновенной ленью, второй – нескладной фигурой и крайней обидчивостью. В целом первый набор лицеистов оказался самым «звездным» в истории России. Из 29 человек, завершивших обучение, 16 были выпущены по гражданской части, 13 – по военной.

Первые выпускники Царскосельского лицея

Князь Александр Горчаков прошел все ступени дипломатической карьеры до министра иностранных дел и канцлера. Пущин и Кюхельбеккер оказались среди декабристов. Федор Матюшкин всю жизнь служил во флоте, в отставку вышел адмиралом. Дельвиг особых карьерных успехов не достиг из-за природной лени. Его стихи печатались и перелагались в романсы (например, «Соловей»).

История Лицея с 1817 по 1918 годы

Группа преподавателей в Александровском лицее в Санкт-Петербурге, фотография 1911 года

В 1822 году учебное заведение из ведения министерства просвещения передали под крыло военным. В 1843 году Николай I распорядился перевести его в Санкт-Петербург на Каменноостровский проспект и переименовать. Из Императорского Царскосельского лицей стал Александровским в честь предыдущего монарха. При этом традиция ежегодно праздновать День Лицея 19 октября, а также – поминать даты рождения и смерти Пушкина сохранялась. Закрыла учебное заведение советская власть в мае 1918 года – за полной ненадобностью.

Здание Пушкинского лицея в Царском Селе

Здание Пушкинского лицея в Царском Селе

Лицейский флигель – это четырехэтажное здание в классическом стиле, но минимумом декоративных украшений по фасаду. По плану Стасова на первом этаже располагались хозяйственные помещения, комнаты, где жили гувернеры и другой персонал Лицея. На втором этаже размещались больница, конференц-зал, столовая и кабинет директора. Третий этаж – учебный: классы, кабинеты, большой актовый зал. На самом верху – комнаты воспитанников (дортуары). Точному описанию помещений времен Пушкина мы обязаны воспоминаниям его друга Ивана Пущина.

Читать еще: Лучшие экскурсии в Гатчину в 2024 году

Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Сначала Николай I велел вместо отдельных комнаток устроить большие спальни казарменного типа. Затем, когда Лицей переехал в столицу, опустевшие помещения отдали под устройство жилья для чиновников. После Октябрьской революции здание превратили в коммунальные квартиры.

В период фашисткой оккупации бывший Лицей пострадал немного. Именно в него стали сносить уцелевшие экспонаты из дворцов и парков. Так именно на четвертый этаж попала откопанная «девушка с кувшином» от знаменитого фонтана, воспетого великим поэтом. Восстановление внутренних помещений, какими их видел Пушкин, велось в период с 1966 по 1974 годы.

Памятники Пушкину

Пушкина и в Лицейском саду в Царском Селе

Память самого знаменитого лицеиста увековечили еще в конце XIX века. К 90-й годовщине со дня его рождения, в очередную годовщину открытия учебного заведения – 19.10.1889 – перед входом в здание на Каменноостровском проспекте-21 установили бронзовый бюст, а в его саду – гипсовый памятник. Бюст позднее «переехал» к Институту русской литературы (Пушкинскому дому).

К столетию Пушкина и в Лицейском саду поставили новый монумент, где юный поэт изображен в моменте творчества и мечтаний. Деньги собирали благодарные соотечественники. Недостающую сумму вложили по распоряжению градоначальника Царского Села. Перед фашисткой оккупацией в 1941 году памятник успели закопать. Тайну места служащие хранили, как святыню. Уже летом 1945 статуя вернулась на постамент.

Мемориальный музей-лицей Пушкина в Царском селе

Музей открыли в 1949 году. Экспозиция была маленькой. Для посетителей открыли Актовый зал на третьем этаже, где поэт читал знаменитые «Воспоминания…» и 4 комнатки лицеистов на четвертом, в том числе Пушкина и Пущина. Реставрационные работы позволили по крупицам восстановить интерьеры, «как при Пушкине». С 1974 года экспозицией стали оба верхних этажа. Позднее на втором этаже открыли выставочное пространство «Мы живем памятью Лицея». На учебный третий этаж посетители поднимаются по парадной винтовой лестнице.

Актовый зал

Актовый зал лицея Пушкина в Царском Селе

Помещение площадью 88 м 2 оформлено в стиле ампир. На стенах – древнеримская атрибутика, показывающая связь лицейского образования с античным просвещением. Главная реликвия – подлинник императорской жалованной Грамоты с уставом учебного заведения и манифестом о его открытии. В повседневной жизни в зале проводились не только торжественные собрания. Здесь ученики занимались танцами и фехтованием, отдыхали между уроками.

Библиотека

Библиотека в лицее Пушкина в Царском Селе

Помещение расположено в переходе из Екатерининского дворца в основной корпус Лицея. Из многих тысяч томов с экслибрисами учебного заведения сохранились около 700 книг, в том числе:

  • сочинения Вергилия с автографом Пушкина и его пометками;
  • географические описания разных стран;
  • издания знаменитых литераторов с времен Екатерины II;
  • произведения, посвященные войне с Наполеоном 1812 года и другие.

Читать еще: Закрытие фонтанов в Петергофе в 2024 году

Газетная комната

Газетная комната в Пушкинском лицее в Царском Селе

Место для чтения и обсуждения свежих новостей, особенно популярное в дни военных действий. На стене – карта Российской империи 1812 года. На столике – номера «Северной почты» с описаниями боев в период отступления русских армий и лист из журнала «Сын Отечества» с басней Крылова «Волк на псарне».

Проходная

Выставлены копии страниц лицейских рукописных журналов с карикатурами на учащихся и преподавателей, с автографами стихов Пушкина, Дельвига, Илличевского, Кюхельбеккера.

Главный учебный класс

Главный учебный класс в лицее Пушкина в Царском Селе

Именно в нем проводили большинство уроков, кроме физики, пения и рисования. Парты специальной формы расставлены полукругом. Учащиеся не имели закрепленных мест. Их рассаживали в зависимости от успеваемости по разным предметам. На русской словесности Александр Пушкин сидел в первом ряду, а на математике – «на Камчатке».

Кабинет физики

Табель успеваемости лицеистов в Пушкинском лицее в Царском Селе

Кроме коллекции минералов здесь хранится табель успеваемости лицеистов за предпоследний год обучения. Пушкин – на 26 месте с «единицами» по русской литературе, французской риторике и фехтованию и «нулями» по математике, немецкому языку, физике и… рисованию.

Классы пения и рисования

Работы Пушкина в классе рисования Царскосельского лицея

В одном на фортепьяно времен Екатерины Великой хранится «Прощальная песнь», написанная Дельвигом к выпускному празднику 1817 года на музыку лицейского преподавателя Теппера. Во втором – рисунки учащихся – Данзаса, Малиновского, Бакунина, Пушкина, Мясоедова.

Четвертый этаж

Комната Пушкина в Царскосельском лицее

Большой коридор с дортуарами на 30 человек. № 13 – комната Ивана Пущина, № 14 – Александра Пушкина. Условия – спартанские: из мебели – узкая кровать, конторка (наклонный столик), жесткий стул, комод для личных вещей и умывальник. Температура в помещениях зимой: +13º С.

На том же этаже – квартира гувернера С.Г. Чирикова. Она была для воспитанников местом отдыха и творческого развития. По вечерам они собирались у любимого преподавателя почитать собственные стихи, экспромтом создавать рассказы, обсуждать новости. Сохранился портрет юного Пушкина, автором которого был учитель.

Экспозиция музея «Живём мы памятью Лицея»

Постоянная выставка посвящена судьбам самых известных выпускников лицея и преподавателям. В девяти залах размещено около 5 сотен экспонатов: рисунков, рукописей, личных вещей, портретов.

Режим работы лицея Пушкина в Царском Селе

Музей открыт со среды по понедельник с 10:30 до 18:00. Касса работает на час меньше. Регулярный выходной день – вторник, санитарный – каждая последняя пятница в месяце.

Стоимость билетов в музей-лицей

Базовый билет – 200 руб., льготный – 100 руб. (для пенсионеров, школьников и студентов старше 16 лет). Приобрести их можно на месте, в кассе и онлайн – на официальном сайте музея. Бесплатное посещение предоставляется гражданам согласно российскому законодательству и оформляется исключительно офлайн.

Экскурсионное обслуживание при покупке билета – 200 руб. Стоимость аудиогида – столько же.

Адрес и как добраться

Музей находится по адресу: город Пушкин, ул. Садовая, д. 2.

Доехать можно тем же транспортом, что и в Екатерининский дворец:

  • садитесь на маршрутки и автобусы непосредственно у Синей линии метро Санкт-Петербурга — № К342 и К545 (ст. «Московская»), № 186 и К347 (ст. «Звездная» и «Купчино»), № К286 (только от «Купчино»).
  • До Царскосельской станции ходят электрички от Витебского вокзала и 187 автобус от метро «Московская». Внутри города Пушкина к Лицею вы доберетесь местными маршрутами № 188, 273, 370, 373, 376, 380, 381, 382, 385.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *