Месопотамия на карте древнего мира
Перейти к содержимому

Месопотамия на карте древнего мира

  • автор:

Месопотамия на карте древнего мира

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Месопотамия, Иранское нагорье, Кавказ

Города Месопотамии, IV тыс. до н.э. Месопотамия, IV - III тыс. до н.э. Города Месопотамии, III - I тыс. до н.э. (Britannica) Поселения верхнего течения Тигра, III тыс. до н.э. Месопотамия, III - II тыс. до н.э. Месопотамия, III - II тыс. до н.э. (Gumilevika) Хетты, эламиты, семиты Аккадская империя Империя Саргона Вавилонское царство (БСЭ) Вавилонская империя, 606-536 гг. до н.э. Вавилония: Империя Навуходоносора Элам, XII в. до н.э.  Элам, коренная территория Ассирия, XX - VII вв. до н.э. (СИЭ) Ассирия, VIII - VII вв. до н.э. Вавилония XVIII в. до н.э., Ассирия VII в. до н.э., Вавилония VI в. до н.э. Максимальное расширение Ассирии Персия: Империя Дария  Персидская империя, VI в. до н.э. Персидская империя, ок. 500 г. до н.э. (Historical Atlas by William R. Shepherd, 1923) Персия при Сефевидах, XVI - XVII вв. Парфянская империя (Britannica) Парфянское царство, III в. до н.э. - III в. (СИЭ) Парфия: территория максимального расширения Парфия и соседи, ок. 100 г. Империя Ахеменидов (Britannica) Государство Сасанидов Государство Сасанидов, VII в. Государство Сасанидов: населенные пункты Государство Сасанидов, III - VII вв. (СИЭ) Империя Сасанидов и соседи, ок. 400 г. Иран и Византия: войны VI - VII вв. (СИЭ) Иран, XIII - XV вв. (СИЭ) Иран: населенные пункты Греко-Бактрийское царство Митанни, XVI в. до н.э. (СИЭ) Амурру, Митанни, хетты, II тыс. до н.э. Мана, IX - VII вв. до н.э. (СИЭ) Грузия, II в. до н.э. - VII в. (СИЭ) Понтийское царство, V - I вв. до н.э. (СИЭ) Армения (Britannica) Скифия и соседи, направления вторжений, VI-IV вв. до н.э. Скифия и Сарматия Мидия, VII - VI вв. до н.э. (СИЭ) Мидийская держава, VII в. до н.э. (И. Дьяконов) Государство исмаилитов, XII - XIII вв. (СИЭ) Государство Газневидов, XI в. (СИЭ)

Средиземноморье, Анатолия, Греция

Хеттское государство Хеттское государство, XIV в. до н.э. (Britannica) Движение хеттов, хурритов, касситов, семитов, III-II тыс. до н.э. Полезные ископаемые Восточного Средиземноморья Полезные ископаемые Западного Средиземноморья Полезные ископаемые Эгеиды Эгейские города, XIII - XI вв. до н.э. Балканы: доэллинские миграции Вторжение мушков и киммерийцев в Анатолию "Народы моря" Лидия, VII - VI вв. до н.э. (СИЭ) Ликия, Памфилия, Кария Походы финикийцев, 1100-800 гг. до н.э. Левант, нач. I тыс. до н.э. Ханаан, ок. 1200 г. до н.э. Алалах: расположение и археология Израильское царство, X - VIII вв. до н.э. (СИЭ) Иудейское царство, VIII в. до н.э. - I в. (СИЭ) Иудейская война, I в. (СИЭ) Страны бассейна Эгейского моря Греция, конец II тыс. до н.э. Греция, VIII - V вв. до н.э. Греция, 700 - 600 гг. до н.э. (Historical Atlas by William R. Shepherd, 1923) Греческие морские маршруты Исторические территории Передней Азии Аттика: территория и города Города и территории Передней Азии, сер. I тыс. до н.э. (Britannica) Передняя Азия, VIII - VI вв. до н.э. (Gumilevika) Делосский союз Ахейский союз, 280 - 146 гг. до н. э. (СИЭ) Исторические области Пелопонеса и Крита Маршрут движения войск Александра Македонского Завоевания Александра Македонского (СИЭ) Территории этрусков, римлян, карфагенян, греков, VI - III вв. до н.э. Римские территории, III в. до н.э. (Britannica) Римская империя, III в. Восточная Римская империя, 395 г. Провинции Римской империи, III в. до н.э. - II в. Римская империя: дороги, опорные точки, 116 г. Мезия, Тракия Греко-персидские войны 500 - 478 гг. до н.э. Маршруты вторжений персов в Эгеиду Македония до Филиппа Завоевания Филиппа II, 336 г. до н.э. Эллинистические государства, III в. до н.э. Эллинистические государства, I в. до н.э. Передняя Азия: государства и основные центры, 150 г. до н.э. Государство Селевкидов, IV - I вв. до н.э. (СИЭ) Империя Селевкидов, 190 г. до н.э. Средиземноморье, 270 г. до н.э. Средиземноморье: уровень урбанизации, II в. Основные дороги Ближнего Востока "Царская дорога" в Анатолии Война в Эгеиде, 333 г. до н.э. Македония, Пергам, Родос, II в. до н.э. Пергамское царство, II в. до н.э. (СИЭ) Расселение ахейцев и троянцев Колонии ионян, ахейцев и дорийцев Средиземноморье, II - VII вв. (12 карт)  Восточное Средиземноморье, VII в. Средиземноморье, IX в.  Средиземноморье, VIII - XVI вв. (13 карт) Королевство Салоники, Латинская и Никейская империи, 1204 г. Латинская империя, XIII в. (СИЭ) Вторжение сельджуков Государство сельджуков, XI - XII вв. (СИЭ) Государство сельджуков и соседи Восточное Средиземноморье, XIV в. Империи и торговые пути, I в. Эллинские государства, 300 г. до н.э. Эллинские государства, 310 г. до н.э. 
    Европа, Северная Африка, Передняя Азия  Народы древней Италии, VI - V вв. до н.э. (Britannica) Кельты: коренные территории, миграции, вторжения (6 карт) Варварские королевства, IV - V вв. Королевство лангобардов, VI - VIII вв. (СИЭ) Торговые пути в Европу, XVIII - XIV вв. до н.э. Норманны в Южной Италии и Сицилии, XI - XII вв. Шотландия, VI - IX вв. Королевство остготов, V - VI вв. (СИЭ) Падение Рима и распространение христианства, ок. 500 г. Три ветви христианства в Европе Империя Каролингов Европа, 600 г. Само, VII в. (СИЭ) Центральная Европа, IX в. Англо-саксонские королевства, 9-11 вв. Европа и Средиземноморье, 1097 г. Европа, 1360 г. Торговые пути Ганзейской Лиги, 1400 г. Торговые пути и распространение чумы, сер. XIV в. Италия, XV- XVI вв. Италия, VIII-VI вв. до н.э. Франция, Бургундия, Наварра, 1032 г. Киликия Походы викингов, VIII-XI вв. Экспедиции викингов в Испанию и Португалию Астурия, VIII - XI вв. (СИЭ) Реконкиста, 1000-1300 гг. Иберийский п-ов, 1270-1492 гг. Галлия  Дакия, II в. (СИЭ) Паннония, I - II вв. (СИЭ) Лигурия, III в. до н.э. Иберийско-кельтские территории, III в. до н.э. Иллирийские племена (СИЭ) Иллирик (Иллирия), I в. до н.э. - IV в. (СИЭ) Расселение германских племен, I - II вв. (СИЭ) Германские государства, 526 г. Империя аваров, VI в. Вторжение германцев в Сев. Причерноморье, III в. Центральная и Восточная Европа, IV - V вв. Миграция германских племен, IV в. Вторжение варваров в Европу  Европа: вторжения, IX-X вв. Миграция венгров Венгрия с прилежащими территориями, 1260 г. Первая Болгарская империя, IX в. Сасаниды, эфталиты, кидариты, III-VI вв. Сасаниды, Согд, 1-й Тюркский каганат, VI-VII вв. Халифат Омейядов, VII - VIII вв. (СИЭ) Османская империя, XIV - XVII вв. (Britannica) Оттоманская империя, XIV-XIX вв. Оттоманский султанат, XVI - XVII вв.  Халифат Аббасидов, VIII-IX вв.  Границы Византии в 476 г. Византия и исламский мир, сер. VIII в. Византия: балканские фемы, X в. Византийская империя, 1025 г. Греческий архипелаг: европейские, византийские и турецкие владения, XIV в. Византия, 1355 г. Византия и Эпир, 1261 г. Балканы, до XI в. (8 карт) Государства хуннов и гепидов на Балканах, V в. Славянские поселения на Балканах, VI в. Славяне и их соседи, IX в. Северное Причерноморье, V - II вв. до н.э. Северное Причерноморье, II в. до н.э. - II в. Государство Альмохадов, XII в. (СИЭ) Государство Альморавидов, XI в. (СИЭ) Причерноморье, 380 г. Поселения хуннов в Крыму, IV в.

Китай, Индия, Дальний Восток

Китай, II - I тыс. до н.э. Государство Шан Китай, II - I тыс. до н.э. (Gumilevika) Китай: княжества (8 карт) Китай, IV - III вв. до н.э. Китай, территории империй c XI в. до н.э. Территория китайских империй, 1600 г. до н.э.-200 г. Китайский импорт и торговые пути Индия, VIII - III вв. до н.э. (Gumilevika) Хараппа: поселения и связи, XXVI-XIX вв. до н.э. Хараппа, центральная часть Индия при Ашоке Империя Ашоки Империя Маурьев и памятники Ашоки, 250 г. до н.э. Государство саков, ок. 50 г. до н.э. Кушанская империя Кушанская империя и соседи, ок. 100 г. Согдиана  Согдиана и соседи, ок. 640 г. Государство эфталитов и соседи, VI в. Империя Хунну и соседи, I в. до н.э.- I в. Индийские княжества, 1000 г.  Индия: султанаты и дороги, XIV в. Тангуты и соседи, ок. 1000 г. Когуре, Пэкче, Силла Фунань, Ченла, Чампа Нам-Вьет, 211 г. до н.э. Территории, завоеванные монголами, XIII в. Империя Цинь Андхра, II в. (СИЭ) Империя Хань Ранняя Империя Хань, I в. до н.э. Империя Тан: максимальное расширение, 750 г. Империя Гуптов Жуань-жуаней империя, ок. 500 г. Границы Тюркского каганата, VI -VII вв. Империя Ляо Империя Чингисхана, 1227 г. Мусульманский Восток, XIII в. Уйгурская держава, IX - XIII вв. (Britannica) Уйгурский каганат, VIII-IX вв. Древняя Япония: княжества Индонезия (Шривиджайя, Матарам, пр.), IV - XI вв. (СИЭ) Шри-Ланка: населенные пункты Империя Тимура Средняя Азия времен поздних Тимуридов Оттоманская империя, султанат Мамлюков и Империя Тимуридов, 1405 г. Империя Гуптов, 400 г. Золотая Орда и Русь (Britannica) Государства и княжества Китая, II - I тыс. до н.э. Арабский халифат, VII - XI в. Города древней Индии Распространение буддизма Китай, сер. XI в.  Китай: дороги и реки, XIII в.

Египет, Палестина, Африка

Африка, II - I тыс. до н.э. Древняя Африка: государства и миграции Финикийские колонии Египет и Палестина, середина II тыс. до н.э. (Gumilevika) Полезные ископаемые Древнего Египта Территория Египта при Птолемеях Мусульманская экспансия на Запад, VII - VIII вв.  Палестина, X - VIII вв. до н.э. "Земля обетованная": движение племен и народов Христианские государства Ближнего Востока, XII-XV вв. Завоевания Саладина, XII в. Завоевания мамлюков на Ближнем Востоке, XIII в. Аксумское царство, IV в. (Britannica) Нумидия, III - I вв. до н.э. (СИЭ) Египет (Дельта) Нубия  Нубия: населенные пункты Саба, Катабан, Хадрамаут Египет, Нубия, Синай: населенные пункты Нубия, Аксум, Аравия, 540 г. Нубия, до XIII в. (СИЭ) Ближний Восток, VI в.  Империя Салах-аль-Дина, XII в.      Разные карты и схемы  Первые культуры речных долин  "Плодородный полумесяц", 9000-4500 гг. до н.э. "Плодородный полумесяц" и аналогичные территории (2 карты) Шелковый путь Торговые пути: Индийский океан, Южно-Китайское море, III в. до н.э. - III в. (3 карты) Крупнейшие города Азии, 1000 г. Крупнейшие города Европы, 1750 г. Расположение римских легионов, правление Траяна (Словарь Античности) Археологические памятники Индии, Пакистана, Афганистана (Археологический словарь) Археологические памятники Анатолии (Археологический словарь) Археологические памятники Северной Европы (Археологический словарь) Сельскохозяйственная развитость и плотность населения Нового Света, 1500 г.  Демографическое развитие Средиземноморья и Европы XII в. до н.э. - XIX в. Языки Древней Италии Маршруты путешествий Ибн-Батуты Англоязычный мир Южная Америка: зоны испанского и португальского языков  Ссылки Коллекция исторических карт: http://www.lib.utexas.edu/Libs/PCL/Map_collection/historical/history_main.html Коллекция исторических карт: http://www.geocities.com/Athens/Acropolis/6200/ Карты и история провинций Римской империи: http://www.dalton.org/groups/Rome/RMap.html Римский Атлас: http://www.ukans.edu/history/index/europe/ancient_rome/E/Gazetteer/Maps/Periods/Roman/home.html Исторические карты Европы I - XVI вв.: http://homer.span.ch/~spaw1241/bigcart.htm Картография: http://www.iag.net/~jsiebold/carto.html Карты Китая: http://darkwing.uoregon.edu/~felsing/cstuff/cmaps.html  Исторические карты: http://www.cvm.qc.ca/carrefour/profs/glaporte/carte.htm Maps from Historical Atlas of the Muslim Peoples: http://ccat.sas.upenn.edu/~brvs/maps.html Oriental Institute Map Series: http://www-oi.uchicago.edu/OI/INFO/MAP/SITE/ANE_Site_Maps.html Карты по истории Румынии/Балкан: http://www.vic.com/~tscon/romanity/friesian/romania.htm Карты по истории Болгарии/Балкан: http://www.zum.de/whkmla/histatlas/balkans/haxbulgaria.html Карты на сайте www.eliznik.com Карты Европы на сайте http://www.ucalgary.ca Карты на сайте http://rome.webzone.ru Карты крестовых походов: http://www.courses.fas.harvard.edu/~hsb11 Карты по истории Ирландии: http://www.unc.edu/courses/art111/celtic/mapsindex.html Исторические карты на сайте "Древний мир" и карты на персональной странице В. Николаева (ОрелГТУ) - см. кнопки внизу страницы 

Карты Древних Месопотамии и Египта

Иорган Тепе на севере Ирака была найдена небольшая потертая глиняная карта, относящаяся к 2300 г. до н. э. На ней изображена местность, окруженная горами и разделенная каналом или водным путем, и отмечено расположение земельного владения. Клинописные знаки в центре карты обозначают имя землевладельца и размеры надела (около 0,12 кв. км.). Большинство других надписей на табличке сильно повреждены для того, чтобы их прочесть, однако по краям явно заметны слова «север», «юг» и «запад», что делает ее первой известной картой, на которой обозначены стороны света.

В течение следующих двух тысячелетий в Месопотамии появилось множество карт и планов. Необычный пример можно увидеть на каменной статуе Гудеа, правителя шумерского города Лагаш (около 2100 г. до н. э.), изображенного сидящим с табличкой на коленях. На ней аккуратно выгравирован контур крупного строения, а в верхнем углу изображены равномерно расположенные деления – древнейшее использование масштаба. Основная масса данных о Месопотамии взята из глиняных табличек, включая карту крупнейшего в Вавилонии города Ниппура, около 1500 г. до н. э. (возможно, это первый план города, выполненный по масштабу), где изображены большой храм, городские стены и ворота, каналы, склады и парк с клинописными надписями.

Дюжина других карт из Древней Месопотамии, преимущественно с изображением полей, стен и каналов, очевидно, является проектом для земельных соглашений. Однако жители Древней Месопотамии проявляли большой интерес к географии, их имперские стремления простирались до Турции, Ирана и Египта, а их торговые связи – до самой Индии. Они также были очарованы космологией и имели твердые представления о форме мира и окружающей его Вселенной. Некоторые из них запечатлены на глиняной табличке из Вавилонии, относящейся примерно к 600 г. до н. э., самой древней сохранившейся карте мира.

На ней изображен Вавилон в окружении соседних государств, тогда как представления того времени об «известном» мире ограничивались сушей, окруженной океаном. Ниже расположены дальние страны, например «земля, где не видно солнца», надписи, рассказывающие о мифических зверях, которые жили в этих дальних странах.

По-видимому, древние египтяне по сравнению с вавилонянами проявляли меньший интерес к практическим картам. Большинство их усилий по изготовлению карт было направлено в русло религиозных представлений – воспроизводились символические карты вселенной или пути в загробный мир. В Древнем Египте сохранился только один артефакт, который может быть признан в качестве подлинно светской карты. Он уникален. Это карта на обрывке Туринского папируса (названного по нынешнему месту хранения). Древнейшая в мире карта шахт, относящаяся к 1150 г. до н. э., изображает расположение дорог в золотоносных шахтах на побережье Красного моря.

Питер Джеймс, Ник Торп, – «Древние изобретения».

Первые цивилизации: Древняя Месопотамия

Зарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э., начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

«Месопотамия» — значит «Земля между реками», между Евфратом и Тигром.

Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака.

Эта цивилизация сформировала древние государства, среди которых Аккад, Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония.

Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли.

Историю Древней Месопотамии принято разделять на условные отрезки:
Убайд — 4 000–3 500 гг. до н.э.
Урук — 3 500–3 000 гг. до н.э.
Джемдет-Наср — 3 000–2 800 гг. до н.э.
Раннединастичесикй — 2 800–2 400 гг. до н.э.
Аккадский — 2 400–2 200 гг. до н.э.
Позднешумерский — 2 200–2 000 гг. до н.э. (включает период III династии Ура — 2 100–2 000 гг. до н.э.)
Древневавалонский (или старовавилонский) — 2 000–1 600 гг. до н.э.
Касситский — 1 600–1 200 гг. до н.э. и послекасситский — 1 200–627 гг. до н.э.
Нововавилонский (или халдейский) — 625–538 гг. до н.э.

Более чем 5000 лет назад тут обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.

После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, — Вавилония и Ассирия.

Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом.

Язык

Вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи.

На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне, а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу под названием «аккадцы».

Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было.

Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы — племена, номы, территориальные общины.

Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково — «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил.

Шумеро-аккадская мифология

Религия, во всех ее главных моментах, была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.

Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения.

Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.

Особенно популярны были так называемые ламассу (шеду), которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов.

Письменность

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.

Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).

Литература

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.

Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы.

Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш», а также серия табличек «Урра-Хубуллу» , являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг.

Ряд аккадских литературных произведений приписывается Энхедуанне, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице Ура. Её произведения назывались «гимнами к богине Инанне».

До нас дошло более 100 табличек с фрагментами нескольких этих гимнов, но лишь в списках более позднего старовавилонского периода. Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.

Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры.

Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.

Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара».

Архитектура

Основу архитектуры Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.

Первые из дошедших до нас храмов относятся к IV — III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами, были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Позже добавились желтый и голубой цвет.

У шумеров зиккураты были треступенчатые, а во времена Ассирии и Вавилона, когда главных Богов оказалось семь- стали стоить семиступенчатые зигккураты.

Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон.

Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья.

Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путём чередования выступов и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии зиккуратов. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Самый высокий зиккурат, высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8, находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Это предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Вавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.

Все предметы искусства имели определенные функции: мемориальную, культовую и прагматическую.

Прагматическая функция состояла в демонстрации высокого социального статуса обладателя вещи, например, печати, культовая означала участие изделия в религиозных обрядах.

Мемориальная функция означала, что изделие должно было напоминать потомкам о своих предках, призывать их чтить их деяния, приносить им жертвы и т.д.

Эстетической функции у шумерских изделий не существовало.

Скульптура

После запрета человеческих жертвоприношений в некрополях рядом с телом покойника находились глиняные фигурки рабов. Таким образом, скульптура выступает двойником тела, она и заменяет. Поэтому скульптура должна была быть индивидуализированной, похожей на оригинал, то есть на того, кого она изображала. Правда, форма не должна полностью соответствовать модели, потому индивидуализировало скульптуру имя, которое на ней надписывали.

Обычно статуя воплощала вотивные образы, обращенные в молитвах к божествам, и имела сакральный смысл.

Статуи монархов содержали функцию преклонения перед богами, посредника между ними и миром людей.

Если молитва фиксировалась на скульптурном изображении, то мольба о помощи в обретении лучшей жизни будет длиться вечно.

Незначительность количества найденных статуй в Месопотамии объясняется тем, что местный известняк слишком мягок и был пригоден главным образом для барельефных изображений. В шумерских и вавилонских сооружениях скульптурные украшения играли второстепенную роль.

В Вавилонии скульптурные изображения умерших царей клали как подношения в храмах.

Индивидуальность фигурам придавали надписи на них (на спине или на плече), а не портретное сходство с моделью.

Статуи, как правило, были небольших размеров. Сказалось отсутствие в Месопотамии должных объемов камня и дерева.

В скульптурных изображениях человека масса распределяется в симметрии вокруг «виртуальной» оси. Сама статуя воплощается в фигурах конуса, треугольникам или цилиндра, к которым приспосабливается тело, и это делает фигуры однородными.

Как правило, статуи мужские, они неподвижно стоят или сидят, мускулистые руки чаще всего скрещены на груди или держат сосуд, голова тщательно проработана (ибо тело всего лишь «пьедестал» для головы), лицо серьезно, брови и глаза без век инкрустированы (именно взглядом молящийся выражает свои мольбы), рот закрыт.

По скульптуре нельзя однозначно определить, что, скажем, в действительности представляли собой шумеры. Большие уши и глаза у них были символами мудрости, поэтому подобное в изображении объясняют требованиями культа, а не антропологическими особенностями.

Длинные, собранные в пучок волосы и вьющаяся борода вавилоно-ассирийских изображений человека указывают на их ближневосточное происхождение.

Мы не найдем в Месопотамии изображения обнаженного человеческого тела — в нем не искали идеал красоты.

В Месопотамии родилась традиция изображения фантастических существ. В фигурах смешивались черты человека и животных. Это вытекало из потребности древнего человека присвоить себе атрибуты животных, чтобы войти в общение с силами природы. Эта традиция была перенята египтянами и народами Восточного Средиземноморья и сохранялась вплоть до средних веков.

Самым замечательным из скульптурных произведений является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоено срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.

Барельефы

Барельефы изготавливаются из различных материалов. Это может быть камень, мрамор, дерево. Есть глиняные и алебастровые изделия, фигуры из металла. Разновидностью барельефа является горельеф («высокий рельеф») — изображение с большой выпуклостью.

Изображения животных и птиц, в соответствии с канона, доминировали также профильные. Изображаемое, что могло состоять из нескольких регистров, мало “читаться” как рассказ по принципу письменного текста, но снизу вверх.

Огромных размеров каменные изваяния животных и мифических существ украшали входы царских дворцов.

При плоскостности изображения фигур человеческую фигуру изображали с трехчетвертные или полным поворотом плеч, профильность изображения ног и лица, однако глаза — в профиль.

Сохранились барельефы с изображением владык с окладистыми бородами, заплетёнными волосами, с чётко прорисованными деталями глаз, губ, носа. Они восседают на тронах или в праздничных повозках. Вокруг вырезаны скульптуры слуг, рабов.

Встречаются выпуклые изображения воинов, лучников, которые свидетельствуют о военной мощи месопотамских государств.

Есть сюжетные скульптурные изображения военных сражений, охоты, бытовых действий, где вместе с фигурами людей вырезаны лошади, быки, львы, двуглавые птицы.

10 визитных карточек Месопотамии

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив блог с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

1. Таблички с клинописью

Глиняная табличка с клинописью. Musée du Louvre
Таблички с клинописью. Musée du Louvre
Табличка с клинописью. Royal Ontario Museum
Табличка с клинописью. The Metropolitan Museum of Art

Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь. Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

2. Цилиндрические печати

Среднеассирийская печать со сценой охоты на страуса и ее оттиск. XII век до н. э. The Morgan Library & Museum

Новоассирийская печать со сценой поклонения богине Иштар и ее оттиск. The Metropolitan Museum of Art

Когда появилась частная собственность, возникла необходимость образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использо­вали печати. В тысячелетиях до н. э. привычные нам исполь­зовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудраго­ценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профес­сией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобрази­тельный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотам­ских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.

3. Зиккураты

Зиккурат в Уре. Возведен Wikimedia Commons
Зиккурат в . Возведен © David Robbins / CC0 1.0
Зиккурат в . Возведен Wikimedia Commons

Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе. Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось. Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города , еще один в под Багдадом и, наконец, на городище в иранском Хузистане.

Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.

4. Настольная игра Ура

Царская игра Ура. Поле для игры и фишки. © The British Museum
Клинописная табличка с правилами царской игры Ура. © The British Museum
Оборотная сторона клинописной таблички с правилами царской игры Ура. © The British Museum

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал этой игры.

5. Бронзовая маска из Ниневии

Литая бронзовая маска, датирующаяся веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совме­стительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.

Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопо­тамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.

6. Стела с законами Хаммурапи

Стела с законами Хаммурапи. Musée du Louvre
Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. Musée du Louvre
Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. Musée du Louvre

На этой стеле из черного камня высотой метра выбит один из первых законодатель­ных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:

«§ 229–232. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба. Если он погубит имущество, то он должен возме­стить — все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно — так, что тот обвалился, — он должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет».

7. Камень кудурру

По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *