Страна которая появилась на политической карте в 90 е годы хх века
Перейти к содержимому

Страна которая появилась на политической карте в 90 е годы хх века

  • автор:

какие изменения произошли на политической карте европы в 90 е годы 20 века?

3 октября 1990 году произошло объединение Германии (ГДР и ФРГ) .
1 января 1993 года распалась Чехословакия на Чехию и Словакию.
В 1991-1992 году — распад Югославии на 5 государств.

И 26 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА РАСПАД СССР.

Остальные ответы
Большие
Распад СССР и образования новых государств, которые как раз из СССР и вышли
Исчезла Югославия- появились Сербия, Черногория, и так далее
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Откуда на карте мира берутся новые страны? 5 новых стран 20-21 века

Откуда на карте мира берутся новые страны? 5 новых стран 20-21 века

За вычетом Антарктики, к сегодняшнему дню мир давным-давно захвачен и поделён на сотни государств – в настоящее время, по мнению Госдепа США, их 195, а по мнению секретариата ООН – 198. Зачастую границы между ними условны – это лишь линии, прочерченные политиками на карте мира, поэтому кажется, что появление нового государства – это лишь перестановка пограничных столбов.

Но иллюзия обманчива. Для обретения независимости народы проходят большой путь. Иногда это происходит мирно, как в случае с Сербией, Черногорией, Чехией и Словакией, странами Балтии, в других случаях путь к свободе ведёт через горы трупов и реки крови.

В то время, как ранее горстка западных колониальных держав наподобие Испании и Англии владела земным шаром, создавала империи и покоряла народы (в начале XX века лишь 10% наций имели собственную государственность), середина XX века ознаменовалась небывалым подъёмом самосознания, распадом колониальных систем и чередой парадов суверенитетов. Последним крупным событием такого рода стал распад СССР в начале 90-х.

За последние 30 лет на карте мира появились 37 новых государств. Это происходило повсюду – от Центральной Африки до южной части Тихого океана. Новые государства различаются по форме, размеру, составу населения и формам государственного устройства. Мы решили взглянуть на этих новичков и рассказать вам о том, как они появились на карте. Брать все не станем, ограничимся для примера теми, что появились в XXI веке, не в XX. Таких на карте мира 5 (но учитывая обстановку в Камеруне, где англоязычное меньшинство ведёт борьбу за создание нового национального очага под названием Амбазония из северо-западных и юго-западных регионов страны, список вскоре может пополниться шестой).

1. Южный Судан (2011 год)

Южному Судану, самой молодой стране на земле, скоро исполнится 10 лет: независимость от одноименного северного соседа без приставки «южный» была объявлена 9 июля 2011 года.

Свобода далась дорогой ценой: гражданская война продлилась десятилетия, унесла сотни тысяч или даже миллионы жизней и внесла элемент нестабильности в жизнь соседей на западе и юге. К сожалению, всего спустя два года после обретения независимости Южный Судан был втянут в новую междоусобную войну, которая длится до сих пор.

Из-за нового раунда конфликта и разгула насильственных преступлений Госдеп США ещё в декабре 2018 года рекомендовал потенциальным визитёрам страны попытать счастья в другом месте. Спустя год к совету присоединились Европейский Союз, Россия и Китай. Фонд Карнеги, американская негосударственная организация, что занимается исследованиями мира уже более ста лет, считает Южный Судан одной из наиболее уязвимых в мире стран, а статистические учреждения ООН относят его к беднейшим и наименее развитым странам мира.

2. Косово (2008 год)

Косово, как и две следующие страны, входило в состав бывшей Союзной Югославии. Страна провозгласила независимость от Сербии, древнего восточноевропейского государства, 17 февраля 2008 года. В отличие от Южного Судана, суверенитет этого образования не общепризнан – в том числе три постоянных члена Совета Безопасности ООН, Россия, Китай и Франция.

Сама Сербия тоже не признаёт Косово суверенным государством, но в последние годы проевропейское правительство Александра Вучича пытается нормализовать отношения с косоварами.

Помимо того, что Косово является молодой страной с точки зрения суверенитета, оно также является домом для весьма молодого и пассионарного народа. Согласно информационному бюллетеню за февраль 2018 года, составленному US News & World Report, средний возраст в стране составляет 29,1 года, что означает, что в Косово одни из самых молодых жителей во всей Европе.

3. Сербия (2006 год)

Сербия, даром что древняя, как собор Парижской Богоматери – довольно молодое государство. Югославия распалась на пять частей в 1992 году: самой крупной из них была Малая Югославия, федерация Сербии и Черногории. Но в июне 2006 года распалась и она – на референдуме черногорцы 55% голосов проголосовали за независимость.

Сербии пришлось пережить национальную травму, серию поражений на арене внешней политики, поражение в войне со всем Североатлантическим Альянсом (хотя им удалось продержаться почти три месяца). Сегодня от былых амбиций не осталось и следа, но в единую Европу сербов не пускают – Вашингтон не велит.

4. Черногория (2006 год)

Другая половина некогда объединённой Сербии и Черногории невелика – намного меньше Сербии и лишь чуть больше территории самопровозглашённой республики албанцев-косоваров. Черногорцы некогда внесли в югославский котёл один из главных ингредиентов — политический гений Йосипа Броз Тито. Столица страны даже какое-то время носила имя Титоград – в честь лидера коммунистов Югославии.

Джордж Байрон когда-то сказал про побережье Адриатики, что это самое красивое место, где суша сходится с морем. Туристы уже в курсе: летом на пляжах страны не протолкнуться и лишь в межсезонье появляются небольшие шансы заполучить кусочек берега в своё распоряжение.

5. Тимор-Лешти (2002 год)

Наконец, оставив позади Восточную Европу, мы обратим внимание на Тимор-Лешти, или Восточный Тимор, государство в Юго-Восточной Азии, занимающее половину острова Тимор. Провозгласив независимость от Индонезии 20 мая 2002 года, Тимор-Лешти стал первым новым суверенным государством, созданным в XXI веке (а также единственным государством в этом списке, о котором автор текста раньше не слыхал).

Поскольку жестокие конфликты, связанные с индонезийской оккупацией Тимора-Лешти, ушли в прошлое, местные жители и гости могут сосредоточиться на положительных качествах страны. Дайвинг, езда на велосипеде, наблюдение за китами и катание в горах – вот те многочисленные причины, по которым стоит посетить островное государство, чья общая площадь не превышает 5500 км. миль (чуть более 10 000 кв.км).

Государства-члены НАТО

В настоящее время в состав НАТО входят 32 страны. Эти страны, называемые союзниками по НАТО, являются суверенными государствами, которые объединяются в рамках НАТО для обсуждения политических вопросов и вопросов безопасности и принятия коллективных решений на основе консенсуса.

32 flags at NATO headquarters in Brussels

  • НАТО была создана 12 странами Европы и Северной Америки 4 апреля 1949 года.
  • С тех пор еще 20 стран вступили в НАТО в ходе деcяти раундов расширения (в 1952, 1955, 1982, 1999, 2004, 2009, 2017, 2020, 2023 и 2024 годах).
  • Статья 10 Североатлантического договора определяет, каким образом страны могут присоединиться к Североатлантическому союзу. Она гласит, что членство может быть предложено «любому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона».
  • Любое решение о приглашении какой-либо страны присоединиться к Североатлантическому союзу принимается Североатлантическим советом – главным политическим руководящим органом – на основе консенсуса среди всех государств-членов.

Перечень государств-членов НАТО в алфавитном порядке

2009
Албания

1949
Бельгия

2004
Болгария

1999
Венгрия

1955
Германия

1952
Греция

1949
Дания

1949
Исландия

1982
Испания

1949
Италия

1949
Канада

2004
Латвия

2004
Литва

1949
Люксембург

1949
Нидерланды

1949
Норвегия

1999
Польша

1949
Португалия

2004
Румыния

2020
Северная Македония

2004
Словакия

2004
Словения

1949
Соединенное Королевство

1949
США

1952
Турция

2023
Финляндия

1949
Франция

2009
Хорватия

2017
Черногория

1999
Чехия

2024
Швеция

2004
Эстония

Как каждая страна стала членом НАТО

  • 1949: 12 государств-учредителей
  • 1952: вступление Греции и Турции
  • 1955: вступление Германии
  • 1982: вступление Испании
  • 1999: первый раунд расширения после холодной войны
  • 2004: второй раунд расширения после холодной войны
  • 2009: вступление Албании и Хорватии
  • 2017: вступление Черногории
  • 2020: вступление Северной Македонии
  • 2023: вступление Финляндии
  • 2024: вступление Швеции

1949: 12 государств-учредителей

Двенадцать стран Европы и Северной Америки подписали Североатлантический договор 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне, округ Колумбия.

4 апреля 1949 года министры иностранных дел 12 стран подписали в Вашингтоне, округ Колумбия, Североатлантический договор (известный также как Вашингтонский договор).

Государствами-учредителями НАТО стали: Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами всех 12 стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах своей карьеры:

  • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак занимал пост Генерального секретаря НАТО с 1957 по 1961 г.;
  • Дания: г-н Густав Расмуссен;
  • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
  • Италия: граф Карло Сфорца;
  • Канада: г-н Лестер Пирсон участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших доклад о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 г. после Суэцкого кризиса;
  • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
  • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер занимал пост Генерального секретаря НАТО с 1961 по 1964 г.);
  • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге был одним из «трех мудрецов», составивших доклад о невоенном сотрудничестве в НАТО;
  • Португалия: д-р Жозе Каэйру да Матта;
  • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин был одним из основных инициаторов создания НАТО и в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 г. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета;
  • Соединенные Штаты: г-н Дин Эйксон участвовал в заседаниях Североатлантического совета и председательствовал на них, что было особенно важно до создания должности Генерального секретаря НАТО в 1952 году.
  • Франция: г-н Роберт Шуман был одним из главных архитекторов европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему в полной мере участвовала в работе политических структур организации, она больше не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на размещение иностранных вооружений на территории Франции, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года, например она участвует во встречах министров обороны с 1994 года (в Севилье), а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО 1 .

  1. Однако Франция решила не входить в число членов Группы ядерного планирования НАТО.

1952: вступление Греции и Турции

Флаги Греции и Турции поднимают вместе с флагами других союзников по НАТО на министерской встрече в Лиссабоне, Португалия, в феврале 1952 г.

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой южный фланг.

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (например, советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

1955: вступление Германии

В октябре 1954 г. союзники подписывают Протокол о присоединении Германии в штаб-квартире НАТО, которая ранее располагалась в Париже. Германия присоединилась к Североатлантическому союзу в мае следующего года.

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Это стало результатом нескольких лет переговоров между западными лидерами и Германией, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Федеративной Республики Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза); а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

1982: вступление Испании

Испанский флаг развевается рядом с флагами других союзников в штаб-квартире НАТО в Брюсселе вскоре после вступления Испании в Североатлантический союз в 1982 году.

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП, ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО) заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

1999: первый раунд расширения после холодной войны

Военный оркестр выступает на церемонии поднятия флагов Венгрии, Польши и Чехии в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в марте 1999 г.

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания холодной войны открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием холодной войны представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чехии было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

2004: второй раунд расширения после холодной войны

Флаги всех союзников по НАТО перед штаб-квартирой НАТО в Брюсселе в апреле 2004 г. во время церемонии поднятия флагов, посвященной вступлению Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии.

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

2009: вступление Албании и Хорватии

Военнослужащие стран НАТО несут свои национальные флаги во время церемонии поднятия флагов Албании и Хорватии в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в апреле 2009 г.

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

2017: вступление Черногории

Черногорский почетный караул поднимает флаги НАТО и Черногории в Подгорице, Черногория, в ознаменование вступления страны в НАТО в июне 2017 г. © Reuters/Stevo Vasiljevic

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория также сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов.

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.

2020: вступление Северной Македонии

Офицеры из Северной Македонии поднимают свой национальный флаг в штаб-квартире НАТО в Брюсселе после вступления страны в Североатлантический союз в марте 2020 г.

Северная Македония обрела независимость в 1991 году и присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) в 1995 году и Плану действий по подготовке к членству в 1999 году. В течение короткого периода времени с 2001 по 2003 год по просьбе Скопье НАТО провела в стране три операции по поддержанию мира. Прежде чем стать членом Североатлантического союза, Северная Македония сотрудничала с НАТО в таких ключевых областях, как демократические и институциональные реформы, реформы сектора безопасности и обороны. Она также укрепила свой потенциал гражданской готовности на основе практического сотрудничества с НАТО и активно поддерживала проводившуюся под руководством НАТО операцию в Афганистане.

Главным препятствием на пути к членству в Североатлантическом союзе был вопрос о названии страны. В 2018 году между Афинами и Скопье было заключено историческое соглашение, которое позволило решить этот вопрос. Преспанское соглашение позволило НАТО предложить Скопье начать переговоры о вступлении в организацию, одновременно призывая правительство продолжать осуществление реформ. 15 февраля 2019 года страна, ранее известная как бывшая югославская Республика Македония, была официально признана Республикой Северная Македония. 27 марта 2020 года она стала 30-м членом НАТО.

2023: вступление Финляндии

Финские офицеры поднимают флаг Финляндии в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в апреле 2023 г. © Reuters/Johanna Geron/Pool

Сотрудничество НАТО с Финляндией началось, когда страна присоединилась к программе «Партнерство во имя мира» (ПРМ) в 1994 году. В последующие десятилетия Финляндия стала одним из наиболее активных партнеров НАТО и вносила ценный вклад в деятельность Североатлантического союза, в том числе в операции и миссии под руководством НАТО на Балканах, в Афганистане и Ираке.

Сотрудничество Финляндии с НАТО исторически основывалось на ее политике военного неприсоединения и твердом национальном политическом консенсусе. Ситуация изменилась в 2022 году, после полномасштабного вторжения России в Украину.

18 мая 2022 года Финляндия подала официальную заявку на вступление в НАТО наряду со Швецией. На встрече НАТО в верхах, которая состоялась 29 июня 2022 года в Мадриде, лидеры государств-членов приняли решение пригласить обе страны стать членами НАТО. 4 июля в штаб-квартире НАТО в Брюсселе Финляндия, вместе со Швецией, завершила переговоры о присоединении, подтвердив свою готовность и способность выполнять политические, правовые и военные обязанности и обязательства, связанные с членством в НАТО. 5 июля страны НАТО подписали Протоколы о присоединении для обеих стран, которые затем стали официальными приглашенными странами, участвующими в заседаниях НАТО в этом качестве.

В течение следующих месяцев все страны НАТО ратифицировали Протокол о присоединении Финляндии в соответствии со своими национальными процедурами. Финляндия сдала на хранение свой документ о присоединении к Североатлантическому договору 4 апреля 2023 года, став 31-м государством-членом НАТО.

2024 — Вступление Швеции

Шведские офицеры поднимают флаг Швеции в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в марте 2024 года.

Швеция прошла тот же путь к членству в НАТО, что и Финляндия: присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в 1994 году, в течение почти трех десятилетий в качестве близкого партнера вносила значительный вклад в деятельность НАТО и отказалась от политики военного неприсоединения после полномасштабного вторжения России на Украину в 2022 году.

Наряду с Финляндией, Швеция подала официальную заявку на вступление 18 мая 2022 года; получила приглашение стать членом НАТО от лидеров стран-членов на встрече в верхах в Мадриде 29 июня; завершила переговоры о присоединении 4 июля; и стала официальной приглашенной страной 5 июля, когда союзники подписали Протоколы о присоединении обеих стран.

В течение последующих месяцев все союзники по НАТО ратифицировали Протокол о присоединении Швеции в соответствии со своими национальными процедурами. Швеция сдала на хранение свой документ о присоединении к Североатлантическому договору 7 марта 2024 года, став 32-м государством-членом НАТО.

Темы

  • Consensus decision-making at NATO
  • Enlargement
  • National delegations to NATO
  • Североатлантический совет
  • Учредительный договор
  • Цель НАТО

Современная политическая карта мира. Многообразие стран и их основные типы.

Политическая карта мира — тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

В настоящее время на политической карте 230 стран. При таком огромном количестве возникает необходимость в их дифференциации, которую можно провести, провести на основании различных показателей.

Все страны мира различаются:

  • географическим положением;
  • величиной территории;
  • численностью и национальным составом населения;
  • по форме правления;
  • по государственному устройству;
  • по уровню социально–экономического развития.

Из 230 стран мира, 190 суверенные — политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Остальные — несамоуправляющиеся территории, такие как — колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.

Карта типы стран

На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшие островные владения в Карибском море и Океании.

По географическому положению выделяют:

  • островные (Индонезия, Япония, Куба);
  • материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай);
  • имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла);
  • не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан);

По величине территории:

  • очень большие (Россия, Канада, Китай);
  • большие;
  • средние;
  • небольшие;
  • «микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино).

По численности:

От крупнейших с населением более 100 млн. человек — до небольших, с численностью менее 1 млн.

По национальному составу населения:

  • однонациональные (Япония),
  • многонациональные (Россия, США, Китай).

По форме правления:

  • конституционные — Норвегия, Швеция, Великобритания;
  • абсолютные — Япония, Саудовская Аравия
  • теократические — Ватикан.
  • президентские — Египет, Турция, Франция;
  • парламентские — большинство стран Западной Европы.

По государственному устройству:

  • федеративные — Индия, Россия;
  • унитарные — Венгрия, Франция.

По уровню социально — экономического развития:

  • экономически развитые страны — Япония, ФРГ;
  • развивающиеся — Индия, Мексика;
  • страны с переходной экономикой — большинство постсоциалистических стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Политическая карта мира

Этапы формирования современной политической карты. Особенности современного этапа.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, поэтому можно говорить о существовании нескольких периодов в ее формировании. Обычно выделяют: древний (до V в. н. э.), средневековый (V — XV вв.), новый (XVI — конец XIX в.) и новейший периоды (с начала XX в.).

На протяжении новой истории политическая карта мира менялась особенно активно. В период Великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. Но с развитием мануфактурного производства на авансцену истории вышли Англия, Франция, Нидерланды, Германия, а позже и США. Этот период истории характеризовался большими колониальными захватами в Америке, Азии и Африке.

В новейший период истории серьезные территориальные изменения связаны с ходом двух мировых войн и послевоенным переустройством мира.

Первый этап (между Первой и Второй мировыми войнами) ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (РСФСР, а позже СССР). Изменились границы многих государств (одни из них увеличили свою территорию — Франция, Дания, Румыния, Польша, у других государств она уменьшилась). Так, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории (в т. ч. Эльзас-Лотарингию) и все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная империя — Австро-Венгрия, и на ее месте образовались новые суверенные страны: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Была провозглашена независимость Польши и Финляндии. Произошел раздел Османской империи.

Второй этап (после Второй мировой войны) характеризовался значительными территориальными изменениями на политической карте мира: на месте бывшей Германии образовались два суверенных государства — ФРГ и ГДР, появилась группа социалистических государств в Восточной Европе, в Азии и даже в Латинской Америке (Куба). Очень крупные изменения на политической карте были обусловлены распадом мировой колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке.

С начала 1990-х годов выделяют третий этап новейшей истории. К качественно новым изменениям на политической карте мира, оказавшим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества в этот период, можно отнести распад в 1991 г. СССР. Позже большинство республик бывшего Союза (за исключением трех государств Балтии) вошли в состав Содружества Независимых Государств (СНГ). Перестроечные процессы в странах Восточной Европы привели к осуществлению преимущественно мирных («бархатных») народно-демократических революций 1989-90 гг. в странах этого региона. В бывших социалистических государствах, произошла смена общественно-экономической формации. Эти государства встали на путь рыночных преобразований («от плана к рынку»).

В октябре 1990 г. объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. С другой стороны, бывшая федеративная республика Чехословакия распалась на два независимых государства — Чехию и Словакию (1993 г.).

Произошел распад СФРЮ. Была провозглашена независимость республик Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Союзная Республика Югославия (в составе Сербии, Черногории и автономного края Косово). Острейший политический кризис этой бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени. В конце 90-х годов была осуществлена военная агрессия стран НАТО против СРЮ, в результате которой Косово было практически отделено от нее.

В мире продолжался процесс деколонизации. Независимость получила Намибия — последняя из колоний в Африке. Были образованы новые суверенные государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов (бывшие «подопечные» территории США, получившие статус свободно ассоциированных с США государств).

В 1993 г. была провозглашена независимость государства Эритрея (территории, бывшей ранее одной из провинций Эфиопии на берегу Красного моря, а еще ранее, до 1945 г. — колонией Италии).

В 1999 г. под юрисдикцию Китайской Народной Республики (КНР) вернулся Гонконг (Сянган), бывшее владение Великобритании, а в 2000 г. и бывшая португальская колония — Макао (Аомынь). На современной политической карте мира осталось совсем немного несамоуправляющихся территорий (владений других государств). Это в основном острова в Тихом и Атлантическом океанах. Имеются также спорные территории в разных регионах мира (Гибралтар, Фолклендские острова и др.).

Все изменения на политической карте можно подразделить на количественные — связанные с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками. И качественные — смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства.

Типология стран мира

Типология стран мира — одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением её занимаются географы, экономисты, политологи, социологи и представители других наук.

В.В. Вольский под типом страны понимал – объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующих её роль и место в Мировом сообществе на данном этапе Всемирной истории.

В известном смысле типология стран – историческая категория. До начала 90-х годов все страны принято было делить на: социалистические, капиталистические и развивающиеся.

В настоящее время для проведения деления взяты экономические показатели – валовой внутренний продукт (стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за год) и индекс человеческого развития (показатель уровня социально-экономического развития страны).

Таким образом, все страны можно поделить:

Экономически развитые страны

  • «Большая семёрка» (ВВП на душу населения 20-30 тыс. долл.) — Япония, США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада;
  • Страны Западной Европы;
  • Страны переселенческого капитализма — Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Развивающиеся страны

  • ключевые страны (обладают огромным потенциалом, но ВВП на душу населения 350 долл.) — Индия, Бразилия, Мексика.

Страны Латинской Америки — Аргентина, Чили, Венесуэла.

Новые индустриальные страны — «Азиатские тигры» — Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг.

Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива (ВВП от 10 — 20 тыс. долл.) — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ирак.

Страны Африки, Азии, Латинской Америки, где ВВП составляет менее 1000 долл. В год на одного человека.

Страны с ВВП от100 до 300 долларов в год. К этой группе в общей сложности относится 40 стран с численностью населения 600 млн. человек.

Страны с переходной экономикой. По многим показателям сюда относятся бывшие социалистические страны.

Вместе с тем выделяются и так называемые «новые индустриальные страны»: Сингапур, Тайвань и Республика Корея, а также НИС «второй волны» — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Их экономические показатели в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.

Между этими двумя сильно различающимися подгруппами находится основная, но очень разнообразная по своему составу группа развивающихся государств. С одной стороны, в нее входят: Индия, Бразилия, Мексика, имеющие высокий статус даже в мировой системе отсчета, а также богатые «страны-нефтеэкспортеры» (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ). С другой стороны — такие страны, как Ангола, Гана, Замбия, более низкие по уровню развития к группе «наименее развитых».

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *