Строительство золотых ворот относят ко времени правления
Перейти к содержимому

Строительство золотых ворот относят ко времени правления

  • автор:

Золотые ворота

Вы слышали когда-нибудь выражение: «Ворота, ведущие в небо»? Если ответ утвердительный, тогда вам точно знакомо одно из самых древних крепостных сооружений еще со времен Киевской Руси. А если же нет, то найти в Киеве это сооружение может каждый, ведь находится оно на одной из самых красивых станций метро в мире — метро Золотые ворота. Да, мы говорим о Золотых воротах — одном из сохранившихся символов архитектуры Киевской Руси!

Золотые ворота датируются 1037 годом – упоминанием в летописи, как начало строительства оборонительной крепости Киев-града.

Посмотрев на дату упоминания о строительстве, несложно догадаться, что Золотые ворота также относятся к временам правления князя киевского Ярослава Мудрого. Они являлись главным входом в Киев и были частью еще двух ворот, сооруженных при великом князе.

Отпечатки времени на исторической памятке

Время откладывало свой отпечаток на оборонительной конструкции, и она постепенно разрушалась. До ХVІІІ века Золотые ворота выполняли свое прямое предназначение, но с каждым годом руины расширялись. Полную реконструкцию исторической памятки сделали только в 1982 году на честь празднования 1500-летний истории Киева.

Спешная и некачественная работа привела к тому, что стены сооружения вновь начали разрушаться. Поэтому в 2007 году историческую достопримечательность вновь реконструировали.

Что сегодня представлено нашему взору?

Сама крепость ХІ века, в которой витает дух великого князя Ярослава Мудрого, так как он много раз проскакивал между стенами ворот на своем резвом коне.

Музей, рассказывающий об архитектуре и древней истории Золотых ворот.

Церковь Благовещения, которая веками была символом православной веры для всех, кто ступал в стольный Киев-град через Золотые ворота.

Золотоворотский сквер, условно ограждающий историческую памятку от суеты городской. Где всегда можно посидеть у прохладного фонтана и насладиться жизнью города.

История названия въездной крепости: «золотой» отпечаток Константинополя или купола церкви?

Существуют две версии происхождения названия данной исторической памятки. Согласно первой, Золотые ворота Киева стали прототипом Золотых ворот Константинополя. Это свидетельствовало о своеобразном соперничестве Древнерусского государства с Византийской империей.

Вторая версия рассказывает о влиянии на название Золотых ворот церкви — золоченый купол, который возвышался над крепостью.

В народе существует еще один вариант происхождения названия: каждое утро сквозь ворота первым проходило солнце, благословляя путь в город на добро и благополучие.

Пройдите и вы по благодатному пути под Золотыми воротами, которые всегда стремятся к неизведанной глубине неба!

Искусство Древней Руси: Золотые ворота во Владимире

изображение

Золотые ворота построены в тысяча сто шестьдесят четвертом году Андреем Боголюбским. Это эпоха удельной раздробленности на Руси. Отец Андрея, Юрий Долгорукий, мечтал о Киевском престоле, и даже несколько раз занимал его. Именно отсюда он получил свое прозвище. Но Андрей, его сын, не питал любви к этому городу. На его взгляд, там была слишком сильна боярская коалиция, которая во многом ограничивала князя. Он же стремился практически к абсолютной власти. Поэтому он не просто возвращается в свое родовое княжество – Ростово-Суздальскую землю, но и строит совершенно новый город – Владимир. Этот город должен стать центром нового правления. Во многом это напоминает строительство Петербурга Петром Первым. Однако, пусть город и новый, необходимо подчеркнуть его преемственность от предыдущего властного центра. Поэтому во Владимире, так же, как и в Киеве, устанавливаются Золотые Ворота. Киевские же Золотые ворота восходят корнями к Константинопольским. А те, Константинопольские, в свою очередь, к Иерусалимским. Они стояли на той дороге, что вела к Храму Соломона. Поэтому преемственность в символике очень жесткая. Назначение ворот было двойным – первое оборонительное, второе – они выступали как триумфальная арка.

Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пять входных ворот (Золотые, Медные, Иринины, Серебряные и Волжские), а также внутренние ворота, соединявшие между собой части города — Ивановские и Торговые. До наших дней дошли лишь Золотые ворота.
Есть легенда, что в конце работ, когда леса уже были разобраны, своды ворот рухнули и придавили 12 рабочих. Все посчитали, что люди раздавлены насмерть. Андрей Боголюбский приказал принести икону Божией Матери и обратился к небесной покровительнице с просьбой пощадить несчастных. Когда завал расчистили, то нашли всех живыми и невредимыми. В благодарность Андрей Боголюбский велел построить над Золотыми воротами белокаменную часовню Положения риз Богоматери. А вот достраивали памятник после этой истории с обрушением уже итальянские мастера, прибывшие от императора Священной Римской империи Фридриха Первого Барбароссы.
Створки ворот были покрыты листами золоченой меди, которая блестела на Солнце и поражала современников. Главная загадка — пропажа знаменитых золоченых створок. Их сняли и спрятали горожане, не желая, чтобы ценные реликвии достались захватническим войскам монголо-татар во время их нашествия в тысяча двести тридцать восьмом году. Вопрос заключается в том, куда же они спрятали двери, которые спустя столетия никто не смог найти. Есть версия, что горожане утопили их в Клязьме. В пользу нее говорит и интерес японцев к реке, который был проявлен в тысяча девятьсот семидесятых годах. Они предложили руководству СССР расширить русло Клязьмы и очистить дно от мусора, но в качестве вознаграждения просили разрешения забрать все найденное. Не исключено, что японцы хотели найти именно утерянную реликвию. Впрочем, власти им отказали.
Высота арки достигала четырнадцати метров. Вверху была расположена площадка, имеющая зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. В середине тысяча девятьсот девяностых годов над аркой ворот были помещены, как и в былые времена, иконы: Божьей Матери — с востока, Христа Спасителя — с запада. Сегодня в Золотых воротах расположен музей.
По мнению некоторых исследователей, владимирские Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе; архитектура европейского Средневековья знала лишь чисто крепостные башенные сооружения, в то время как Золотые ворота во Владимире, помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь.
Золотые ворота стоят на трассе, ведущей из центра Владимира на Москву, в этом месте дорога огибает ворота слева и справа. Проход через арку Золотых ворот свободный, какие-либо заграждения отсутствуют. Известны случаи, когда через арку проезжали на автомобилях лихачи, либо водители, не справившиеся с управлением. Руководство музея-заповедника отрицательно относится к идее установки каких-либо дополнительных заграждений, поскольку это нарушило бы архитектурный облик памятника. Выдвигалась идея переместить ворота, чтобы спрямить автомобильную дорогу, но она не получила поддержки. Также у ворот часто фотографируются не только туристы, но и молодожены.
На фото солнечный зимний день. Перед Воротами лежит снег, также снег на крышах соседних домов. Яркое синее безоблачное небо. Ворота занимают практически весь кадр, особенно его центральную часть. Справа спрятался небольшой желтый особнячок века девятнадцатого, а также – троллейбус. Слева также невысокие желтые постройки и раскидистое голое дерево.
Сооружение белоснежное, представляет собой куб в основе. В центре этого куба расположена арка. По бокам – две укрепленные мощные, массивные полукруглые башни. Их высота – примерно две третьих куба. В каждой башне по деревянной коричневой большой двери, они закрыты. Над дверями в башнях расположены маленькие полукруглые окошки, они действующие. Слева и справа от дверей и открытых окошек расположились еще одни окна – также полукруглые, но более вытянутые и большие. Они заделаны. (Здесь и далее все окна и бойницы заделаны белоснежным камнем, таким же, как масса самой постройки). Наверху башен бойницы, но они тоже заделаны. Ниже бойниц расположены полукруглые окошки, но заделаны и они.
Вверху куба, непосредственно над аркой ворот, расположилось изображение Христа. Слева и справа от изображения по два окошка – действующие, маленькие, квадратные.
Наверху куба, венчая его, расположился также кубический объем церкви. В церкви, непосредственно над изображением Христа, имеется окно. Оно большое и округлое в верхней части. Окна слева и справа от этого действующего окна заделаны. Все окна, которые заделаны в сооружении, заделаны белым камнем, который сливается с основной белокаменной массой здания. Венчает церковь барабан с золотым куполом и крестом. В барабане есть окна, они действующие, узкие, вытянутые вверх, в завершении имеющие форму треугольника.
Общее впечатление, которое оставляет сооружение: мощь и красота, белоснежная сила. Не стоит забывать, что Андрей Боголюбский хотел укрепить и прославить новый город, и это ему удалось благодаря уникальным архитектурным памятникам, которые он создал, в том числе и Золотым воротам.

Автор описания: Елена Ланикина

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

История

Вероятнее всего, Золотые ворота были построены княжескими мастерами. Об этом, в частности, свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению. Дата закладки ворот относится к 1158 году, окончание строительства — 26 апреля 1164 года, когда была освящена надвратная Ризположенская церковь. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнёзда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Скорее всего, она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырёхстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. Ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям этого сооружения относится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно. Частые опустошительные пожары и нашествия врагов значительно исказили облик Золотых ворот. Согласно письменным источникам, ремонт надвратной церкви проводился в 1469 году под руководством архитектора и скульптора В. Д. Ермолина. В 1641 году по указу царя Михаила Фёдоровича московский зодчий Антипа Константинов составил смету на починку врат, но восстановительные работы были начаты только в конце XVII века. В 1778 году ворота горели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в связи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты для устройства проезда около них. Тем самым конструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнего сооружения. В 1795 году был принят проект архитектора Чистякова, по которому к углам пилонов были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены заново из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах. 20 августа 1983 года, по случаю торжеств Дня города, в нишу одной из угловых башен была вложена капсула с посланием к владимирцам XXI века. Летом 1991 года владимирцы встречали у Золотых ворот мощи святого Серафима Саровского, торжественно перевозимые из Санкт-Петербурга в с. Дивеево Нижегородской области. В середине 1990-х годов над аркой ворот были помещены, как и в былые времена, иконы: Божьей Матери — с востока, Христа Спасителя — с запада. В 1992 г. Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.

Музей Золотые ворота

Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт). В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга, бердыш, трофейный польский арбалет начала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамёна и награды конца XIX в., трофейное турецкое оружие. Экспозиция продолжается на бывшей боевой площадке, превращённой в начале XIX в. в закрытую галерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты, мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза — участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени. В экспозиции представлены образцы лучшего стрелкового оружия, созданного выдающимися конструкторами-оружейниками из г. Коврова: В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым, Г. С. Шпагиным и другими. Необычную витрину составили вещи космонавта В. Н. Кубасова.

Прочие сведения

  • По мнению некоторых исследователей, в частности, Николая Воронина, владимирские Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе; архитектура европейского Средневековья знала лишь чисто крепостные башенные сооружения, в то время как Золотые ворота во Владимире, помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь.
  • По одной из легенд, в июне 1767 года карета императрицы Екатерины II, когда она проезжала через Владимир в Нижний Новгород, при въезде во Владимир застряла в арке ворот в большой луже. По распоряжению императрицы валы были частично срыты (разобраны) с обеих сторон Золотых ворот, и были устроены проезды в обход ворот. Левый вал впоследствии был срыт совсем. Его остатки можно видеть за зданием педагогического института возле Золотых ворот.
  • В середине XIX века в связи с прокладкой во Владимире водопровода бездействующие на тот момент Золотые ворота предполагалось приспособить под водосборник-распределитель, но проекту не суждено было сбыться. Для этих нужд недалеко от ворот было выстроено специальное здание водонапорной башни, в которой ныне находится музей и обзорная площадка.
  • Во время строительства Золотых ворот произошло частичное обрушение свода, обошлось, к счастью, без жертв. Князь Андрей Боголюбский заказал благодарственный молебен по этому поводу и заменил бригаду строителей. По легенде, ими стали итальянские мастера, прибывшие от императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы, c которым князь водил дружбу. Они и завершили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя возводить другие каменные сооружения в новой столице — Успенский и Дмитриевский соборы, а также резиденцию князя и церковь Покрова на Нерли в Боголюбове:

До своей смерти [Юрий] Долгорукий просит мастеров у Фридриха Барбароссы. Сначала мастера направляются Фридрихом к Юрию, потом [следует] приход мастеров к его сыну Андрею во Владимир. Из сообщения [историка] В. Н. Татищева следует, что они строили, как минимум, Успенский собор и Золотые ворота во Владимире…

От Барбароссы пришли мастера по скульптурному декору и, возможно, зодчий [весьма вероятно, что Барбаросса захватил мастеров при штурме итальянского города Милана]. Но если приход последнего и имел место, то [вероятно] перед ним были поставлены достаточно узкие задачи:

  • разработка иконографии декора и руководство соответствующими мастерами;
  • увеличение размеров и повышение качества построек

Во времена правления какого князя были построены Золотые ворота?

Золотые ворота в Киеве — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, дошедших до наших дней. Золотые ворота Киева были построены при знаменитом киевском князе Ярославе Мудром в 1164 году.

Остальные ответы

Достопримечательности Владимира — Золотые Ворота

«Без пения праздна многие лета». Так говорят экскурсоводы про Золотые Ворота, поскольку и надвратный храм и сами Золотые Ворота терпели такие удары нашествий и бедствий, что подолгу стояли в полуразрушенности. Однако начнем с начала: а начало здесь — строительство Золотых Ворот.
Укрепив свой столичный город, Андрей Боголюбский в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда. Великий князб назвал башню Золотыми Воротами.

Золотые ворота (Киев)
У этого термина существуют и другие значения, см. Золотые ворота.
Золотые ворота (укр. Золоті ворота) — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *