Уровни темпы и формы урбанизации главные города и городские агломерации франции
Перейти к содержимому

Уровни темпы и формы урбанизации главные города и городские агломерации франции

  • автор:

Франции урбанизация

Городское население Франции составляет 85% и имеет тенденцию к увеличению.

Здесь есть 5 крупных агломераций, где сосредоточена практически четверть всего населения Франции.

Самая крупная по численности городская агломерация – Париж с пригородами. На площади в 105 км² сосредоточено более 12 млн. человек. Плотность населения составляет 20 тыс чел. на км².

Второй по величине город – Марсель. Здесь проживают 1 700 000 человек. Плотность населения – 3550 чел. на км².

Население Лиона – 2 214 000 человек. Плотность населения – 10 459 чел. на км².

В Ницце-Каннах и Лилле, замыкающих пятерку крупнейших городов Франции проживают около миллиона человек.

Уровни темпы и формы урбанизации главные города и городские агломерации франции

Франция – второе по площади (после Украины) государство зарубежной Европы. Подобно Великобритании, Франция в прошлом была мощной колониальной империей с обширными владениями в разных частях света. И хотя сейчас колониальные владения Франции сократились до относительно небольшого числа заморских департаментов и территорий, Франция остается одной из наиболее экономически развитых и влиятельных стран мира.

Франция расположена на пересечении внутриевропейских и глобальных экономических и культурных коммуникаций, обладает выходами в Средиземное море и Атлантический океан.

Минеральные ресурсы Франции относительно скромны. В стране расположены месторождения бокситов, железных руд, калийных и каменных солей, урана. Франция обладает значительными площадями плодородных почв, запасами гидроэнергии. Для большей части страны характерны мягкий климат и благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности природные условия. Рекреационные ресурсы Франции ¬– живописные побережья, лесные и горные массивы, национальные парки, минеральные источники, исторические памятники – ежегодно привлекают в страну миллионы иностранных туристов.

Средняя плотность населения Франции составляет 110 человек на км 2 . Уровень урбанизации – 75 %. В стране преобладают малые и средние города, крупнейшие городские агломерации – Париж, Лион, Марсель, Лилль. Французы составляют 90 % населения Франции. Кроме французов, в структуре населения Франции выделяют несколько обособленных этнических групп – корсиканцев, басков, бретонцев, фламандцев. Около 8 % населения Франции составляют иностранцы – иммигранты из Центральной, Северной и Западной Африки, Восточной Европы, Португалии и других стран.

По уровню развития экономики Франция занимает второе место в Европе, уступая только Германии. В промышленности Франции преобладает сложное машиностроение (авиакосмический комплекс, автомобилестроение), парфюмерная отрасль, производство продуктов питания, а также телекоммуникации и туризм.

Агропромышленный комплекс Франции занимает ведущие позиции в Западной Европе: по производству мяса, молока и зерна Франция занимает первое место, по производству сыров и винограда – второе место после Италии. Развивавшееся в течение многих веков французское виноделие стало своеобразным «брендом» и «визитной карточкой» страны. Всемирную известность приобрели специализированные винодельческие регионы Франции – Бургундия, Шампань, Лангедок.

Важное место в структуре французской экономики занимает туризм. Ежегодно Францию посещают более 70 млн. иностранных туристов, из которых в среднем 25 млн. посещают Париж. Популярны во всем мире курортные регионы Франции: Лазурный берег на Средиземном море, Лангедок, Французские Альпы, Корсика.

Основная часть промышленной продукции Франции производится в Северном регионе этой страны. В состав Северного региона входит северная часть Франции (включая Эльзас и Лотарингию), а также Парижская агломерация. В Северном регионе проживает половина населения страны, здесь развита многоотраслевая промышленность. Исключительно важную роль в экономической и общественной жизни Северного региона играет Париж.

В состав Юго-Восточного региона Франции входят средиземноморская часть страны, долина реки Роны, Альпы. В Юго-Восточном регионе развито высокоэффективное сельское хозяйство, в частности, виноградарство, овощеводство и садоводство. Важную роль в экономике региона играют курортные и туристические комплексы Средиземноморского побережья. Есть в Юго-Восточном регионе и крупные промышленные центры – города Лион и Марсель с прилегающими территориями. Лион – второй после Парижа экономический центр Франции, Марсель – главный морской порт страны.

Западный регион занимает примерно половину всей площади Франции, но является наименее экономически развитым. Запад специализируется на сельскохозяйственном производстве, легкой и пищевой промышленности. На предприятия Западного региона приходится в среднем 25 % всего промышленного производства Франции. Промышленность сосредоточена в Бордо, Тулузе, Нанте. В этих городах постепенно развивается судостроение, оборонная промышленность, химические производства.

Городское расселение во Франции: Особенности формирования и проблемы современного развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 11.00.02, кандидат географических наук Мирошникова, Елизавета Викторовна

Оглавление диссертации кандидат географических наук Мирошникова, Елизавета Викторовна

Глава 1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО 10 РАССЕЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ.

1. Римский период и раннее средневековье: зарождение системы городского расселения.

2. Основные черты городского структуры страны в Средние века (XI-XV вв.)

3. Эволюция городов в период абсолютизма (до Великой Французской Революции).

4 XIX век: промышленная революция и рост городов.

5. Особенности городского развития страны в XX веке.

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФРАНЦИИ.

1. Общие показатели современного уровня урбанизованности страны.

2. Динамика численности городского населения во Франции.

3. Зоны экономического тяготения как метод определения границ влияния городов на прилегающие территории.

4. География зон экономического тяготения.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ ВО ФРАНЦИИ.

1. Государственная политика урбанизации во Франции.

2. Архитектурные и градостроительные аспекты городского развития.

3. Политика планирования и регулирования развития Парижской агломерации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 11.00.02 шифр ВАК

Методы структурной реорганизации градостроительных систем: Миграционный аспект 2004 год, доктор архитектуры Каракова, Татьяна Владимировна
Современные геоурбанистические процессы в развивающихся странах 2005 год, кандидат географических наук Попов, Илья Игоревич
Состояние и оценка функционально-планировочной структуры крупного города: на примере г. Белгорода 2011 год, кандидат географических наук Полякова, Татьяна Анатольевна
Социально-экономические проблемы малых городов Мордовии конца 50-х — середины 70-х гг ХХ столетия 2002 год, кандидат исторических наук Павлов, Евгений Владимирович
Миграция сельского населения Центрального Нечерноземья, 1945 — 1985 гг. 2003 год, доктор исторических наук Горбачев, Олег Витальевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Городское расселение во Франции: Особенности формирования и проблемы современного развития»

Настоящая работа посвящена рассмотрению основных этапов формирования системы городского расселения во Франции и закономерностей развития процесса урбанизации на современном этапе. Основной источник для проведения подобного исследования -переписи населения, которые во Франции проводятся регулярно начиная с 1801 г. Для нашей работы особый интерес представляла ситуация, сложившаяся в стране после 1975 г., когда закончился период бурного промышленного роста, названный во Франции «славные тридцать лет» («les freintes glorieuses»). Последующий кризис вынудил резко поменять не только приоритеты экономического развития страны, но и оказал негативное влияние на городские структуры страны. Если до этого времени одним из главных факторов роста численности населения городов и их процветания было промышленное производство, то теперь необходимо было искать новые ориентиры. Экономический кризис 70-х годов ознаменовал собой поворот от экстенсивного развития урбанизации в стране (развития вширь) к интенсивному развитию. Начиная с этого времени уровень городского населения в стране практически не растет, численность городов увеличивается минимально, во многих городах, в основном в структурно-кризисных районах, падает. Зато новый импульс развития получают города, ранее обделенные традиционным промышленным производством, но сумевшие развить разнообразную сферу услуг и, во многом благодаря именно этому, привлечь новые перспективные отрасли промышленности, тем самым обеспечив себе устойчивое развитие. В первую очередь речь идет о городах юга и юго-запада страны. Именно там в настоящее время сосредоточены новые высокотехнологичные производства — электроника, авиаракетостроение, пластическая химия, фармацевтика, а также государственные и частные научно-исследовательские лаборатории. Естественно, при этом речь не идет о приостановке развития традиционных функций этой части страны — рекреации, медицины. В настоящее время именно там (не считая, конечно же, Иль-де-Франса) формируется функциональный комплекс будущего: тесно взаимосвязанная цепочка (filiere) «обучение-исследования-производство» в экологически чистой среде с богатыми рекреационными возможностями.

Зависящая от вышеупомянутых факторов динамика численности населения городов в стране в период с 1975 по 1990 г. (год проведения последней на сегодняшний день переписи населения в стране) была проанализирована во второй главе данной работы. Как известно в конце XVIII века во Франции было введено новое территориально-административное деление. Вся территория страны была поделена на департаменты, департаменты на кантоны, кантоны на округа, округа на коммуны. Коммуна — низшая ступень административного деления — представляла из себя отдельное поселение, сельское или городское. При этом фундаментальная проблема различения городских центров от деревень и других форм сельских поселений была административно разрешена только в 1846 г., когда городскими были признаны коммуны с числом жителей более 2000 тыс. чел., хотя, например Ж.Дюпе [88] считает, что порог в 3 тыс. чел. более точно отражает реальность. Другие исследователи полагают, что необходимо сочетание количественного порога — 4-5 тыс. жит. — и разнообразие функций и профессий, при этом важным постулатом признается то, что городское население не занимается сельским трудом [86].

Высказывается также точка зрения, что решающим моментом при определении принадлежности поселения к городскому или деревенскому типу является наличие административной функции: например, присутствие супрефеьсга дает городу даже с населением меньше 2 тыс. жит. статус города. Формально этот порог в 2 тыс. чел. существует до сих пор. Городское поселение носит название «изолированный город» (ville isolee). Но в 1962 г. в статистике появился такой термин как «агломерированное население». Агломерированным населением считается население, которое проживает на территории двух или более коммун, разрывы в застройке между которыми не превышают 200 м (сады, парки, стадионы при этом не учитываются). Такое сообщество коммун называется агломерацией (agglomération multicommunale) и считается городским поселением, при этом в агломерацию могут входить коммуны людностью менее 2 тыс. чел. (т.е. формально не принадлежащие к городским). Кроме того, Национальный институт статистики и экономических исследований с 1962 г. выделяет так называемые зоны промышленного и городского расселения (ЗПГР), или агломерацию в более широком смысле этого слова, так как ЗПГР охватывает прилегающие к агломерации территории и позволяет оценить влияние агломерации на эти зоны.

Таким образом анализ возможно проводить на трех уровнях -коммунальном, агломерационном и на уровне ЗПГР. Подобный подход позволяет отдельно проследить динамику в агломерации в общем, в ее ядре и в пригородах, а также в зоне притяжения к агломерации, выявить процессы происходящие «в теле» отдельного города, т.е. на довольно тонком уровне. Именно это мы и попытались сделать.

Также были рассмотрены впервые выделенные в 1996 г. городские ареалы, гораздо более точно, чем 3111Р, отражающие степень влияния агломерации на прилегающие территории. И так как при проведении следующих переписей было решено отказаться от делимитации ЗПГР и выделять только городские ареалы, нам кажется, что именно этот показать станет одним из важнейших инструментов в оценке реальных пространственных масштабов урбанизации в стране.

При проведении переписи 1982 г. были выделены зоны экономического тяготения или зоны занятости (zones d’emploi), которые несколько иначе, чем ЗПГР, определяют границы зон влияния агломераций. Впервые эти показатели были рассмотрены в нашей дипломной работе в 1990 г. Позже появились немногочисленные публикации французских авторов на эту тему, где эти проблемы рассматривались частично [36], [39], [154].

Зоны занятости, по нашему мнению, на настоящий момент наиболее точным образом выделяют фактические границы агломераций, так как при их выделении учитывались трудовые связи, т.е. принималось во внимание соотношение мест проживания и мест работы, а также степень интенсивности маятниковых миграций. В нашем распоряжении по каждой зоне экономического тяготения имелись данные переписей 1982 и 1990 гг. по людности, общему числу занятых, доли молодежи и женщин среди занятых, распределению работников по секторам труда, а также данные по безработице. Все эти сведения в сопоставлении со статистикой людности коммун и агломераций позволили провести анализ внутренней урбанистической структуры зон экономического тяготения. Также приведен анализ структуры занятости населения в зонах экономического тяготения по районам Франции, что помогло выявить на более детальном уровне экономические диспропорции в развитии страны и их влияние на развитие городской сети.

Также во второй главе была сделана попытка выявить и рассмотреть урбанистическую структуру страны. Но так как урбанистическая структура явление инертное, во многом представляет из себя наследие прошлого, она не в состоянии меняться быстрыми темпами. Поэтому для более полной картины в первой главе мы дали картину исторических этапов формирования городской системы расселения в стране. Как нам представляется, этим вопросом довольно долго пренебрегали. Нам казалось особенно интересным рассмотреть этот процесс не просто с исторической точки зрения, а постараться преломить его в географическом контексте. В принципе, без знания истории формирования городской сети, процесса роста, развития городов, невозможно понять и объяснить многие процессы и феномены, наблюдающиеся в настоящее время. Один из таких феноменов — это удивительная стабильность городской иерархии в стране. Речь даже не идет о доминанте Парижа, которая зародилась еще в начале этого тысячелетия. Вся десятка первых городов Франции сформировалась еще XVIII веке, и с тех пор не претерпела практически никаких изменений! Естественно, что корни этого явления следует искать в истории страны.

Третья глава нашей работы посвящена политике государственного регулирования городского расселения в стране. Цель этой политики — преодоление дисбаланса в развитии отдельных частей страны путем стимулирования экономического роста и развития городских поселений. Один из самых ярких примеров —политика децентрализации парижской агломерации, которая преследовала несколько целей: сокращение демографического роста Парижа, уменьшение доли столицы в основных производствах путем вывода предприятий за пределы Иль-де-Франса, а также стимулирование развития остальной территории страны в противовес Парижу. Для этого были выделены восемь городов — «метрополий равновесия», долженствующие уравновесить территориально-урбанистическую и экономическую структуры Франции.

В рамках этой политики активно производилась и производится модернизация функций французских городов. Одной из удач такой экономической перестройки можно считать создание сети технополисов на территории страны. Именно здесь предпринимаются попытки реализовать идею слияния трех ранее разделенных процессов: обучения специалистов, проведения научно-исследовательских работ и дальнейшего производства. Помимо экономии места и времени такой симбиоз позволяет повысить не только эффективность каждого процесса в отдельности, но и выйти на новую качественную ступень, когда эти прежде разъединенные во времени и пространстве процессы становятся единым целым. Помимо всего прочего технополисы удачно решают проблему занятости, особенно обострившуюся после кризиса 70-х гг. (все это время безработица во Франции не опускалась ниже 10%). Государство также усилило прямую помощь городам в решении этой проблемы. С середины 70-х гг. выплачиваются премии за создание рабочих мест в новейших отраслях промышленности и непроизводственном секторе (наиболее значительные — в кризисных районах (Север, Лотарингия) и в крупных городах — Тулузе, Нанте, Бордо, Марселе). Кроме того, действует государственная программа ликвидации безработицы в городах с упором на переквалификацию рабочей силы.

Также в 1990-е гг. усилилась роль Европейского Сообщества в решении проблем городского развития в отдельных странах. Под эгидой Европейского Фонда Регионального Развития во Франции осуществляются проекты в Монпелье, Марселе, Париже, Валансьенне.

Другим направлением политики государственного регулирования роста и развития урбанизации в стране является контроль за градостроительством, осуществляемый с помощью таких инструментов, как: свод законов «Кодекс Урбанизма» (новая редакция 1983 г.), регулирующий отношения между властями города, застройщиками, и определяющий главные направления городского развития и использования земель; генеральные схемы развития конкретного города и планы использования земель в нем. Несмотря на то, что сначала эта политика ознаменовалась рядом провалов (например, строительство многоэтажных, не отличающихся особенным комфортом, жилых массивов в пригородах крупных городов в 50-е гг., в настоящее время являющихся жилищем малообеспеченных слоев населения), тем не менее меры регулирования роста и развития городов принесли свои плоды: было поставлено под контроль ранее абсолютно неконтролируемое «расползание» городов, облегчено финансирование городских строительных проектов, во многих городах с помощью государства была проведена реконструкция исторических центров, был обеспечен довольно высокий художественный уровень новой застройки.

Отдельный параграф посвящен регулированию роста и развития крупнейшей агломерации в стране — Парижской. Это особенно интересно в том плане, что французский опыт можно использовать при регулировании роста и развитии Москвы.

Вообще, использование положительного опыта при решении сходных проблем представляется нам необходимым. Естественно, Франция и России во многом отличаются друг от друга, и тем не менее в плане территориального обустройства страны, региональной политики и градостроительства во Франции за более чем 50 лет накоплен огромный опыт, как положительный так и отрицательный, который можно было бы принять во внимание.

В работе привлекались исследования французских (Ж.Боже-Гарнье [41,42,43], Ж.Бастъе [38], Б.Дезера [65,66], Ж.-Ф.Гравье [79, 80, 81] и др.) и российских географов-городоведов (Г.М.Лалпо [11], Е.НЛерцика [15], В.М.Харитонова [26, 27] и др.) в области экономической и социальной географии городов. Основной статистической базой исследования явились статистические и документальные материалы Национального института статистики и экономических исследований, а также региональных органов статистики. Широко использовалась первичная статистика: данные переписей населения Франции 1975, 1982 и 1990 гг., региональные статистические справочники, карты, а также в ряде случаев привлекался критически оцениваемые автором данные из сети Интернет. Кроме того, были использованы материалы, собранные автором в ходе стажировки в Университет г. Мангейм (Германия, 1995 г.).

В ходе исследования возник ряд трудностей, связанный с отсутствием некоторых показателей, с несовершенством отдельных статистических источников: не все статистические данные можно «состыковать» во времени и пространстве, так как использовались разные источники информации, в некоторых из которых абсолютные показатели заменены относительными, что также усложнило анализ важных оценок.

§ 47. Городские и сельские населенные пункты. Урбанизация

В начале XXI в. впервые в истории человечества число горожан на Земле превысило число сельских жителей. Обе группы населения — городское и сельское — тесно связаны между собой и в современном мире не могут существовать порознь. Вместе они составляют население мира, региона, страны.

1. Типы населенных пунктов.

Населенными пунктами называют застроенные земельные участки, используемые как места постоянного проживания людей. Населенные пункты разделяют на городские и сельские. Для их разграничения в странах мира существуют разные критерии, в частности виды трудовой деятельности жителей, численность и плотность населения, степень благоустройства. Города, как правило, имеют большую численность и плотность населения, чем села. В некоторых городских населенных пунктах размещены органы местного самоуправления, в других введено понятие городских признаков, под которыми понимают городской характер застройки территории, наличие определенных удобств (канализация, дороги с твердым покрытием, культурно-бытовые учреждения и др.).

Сколько людей должно проживать в населенном пункте, чтобы он назывался городом, каждая страна определяет самостоятельно. Этот показатель колеблется от 200 человек в Исландии до 100 тыс. человек в Китае. В Японии к городам относят населенные пункты с числом жителей не менее 50 тыс. человек при условии, что плотность населения в них превышает 4000 чел./км 2 . В Украине городами считаются населенные пункты, в которых проживает более 10 тыс. человек (иногда меньше), большая часть которых не занята в сельском хозяйстве.

2. Урбанизация.

Вы уже знаете, что внутренние миграции обеспечивают перераспределение населения по стране, а их основное направление — село — город. Именно благодаря этому в начале XXI в. рост доли жителей городов вдвое превысил показатель прироста общей численности населения мира. Этот процесс, связанный с быстрым ростом городского населения и повышением роли городов в развитии общества, называется урбанизацией.

Урбанизация характеризуется двумя главными показателями: темпами и уровнем. Темпы урбанизации — это скорость роста доли городских жителей в общей численности населения. Уровень урбанизации отображает долю городских жителей в общей численности населения. Она возрастает в результате естественного и механического движения населения; преобразования сельских населенных пунктов в города (рис. 1); формирования пригородных зон.

В высокоразвитых и менее развитых странах урбанизация происходит неодинаково. Для высокоразвитых стран характерны:

• высокий уровень урбанизации (65 % и выше; в некоторых странах он составляет более 90%);

• низкие темпы урбанизации (из-за невысокого естественного прироста населения и сокращения миграции из сельской местности);

Рис. 1. Английский город Ноттингем в XIX в.

Рис. 2. Фавелы (трущобы) в Бразилии.

• развитие процессов субурбанизации — роста населения пригородных зон, в том числе за счет переезда части жителей крупных городов из перенаселенных районов в предместья. Другая ситуация наблюдается в менее развитых странах. Для них характерны:

• средний или низкий уровень урбанизации;

• высокие темпы урбанизации;

• распространение ложной урбанизации (псевдоурбанизации) — процесса роста городского населения, не подкрепленного возможностями обеспечить соответствующий уровень жизни (безработица, отсутствие качественного жилья, низкий уровень благоустройства) (рис. 2);

• существенные отличия в уровне и темпах урбанизации отдельных частей страны: очень быстрый рост столиц, менее быстрый — некоторых портовых городов и центров добычи полезных ископаемых, медленный рост других городов. В результате возникает огромный разрыв между численностью населения крупнейшего города и остальных городов страны.

Среди регионов мира самый высокий показатель уровня урбанизации имеют Австралия — 89 %, Англо-Америка — 80 % и Латинская Америка — 77% (именно для последней наиболее характерна ложная урбанизация). Самый низкий показатель в Азии — 40 % (вместе с тем на Азию приходится половина городских жителей мира) и Африке — 39 %.

Последствия урбанизации довольно противоречивы. К положительным относятся эффективность хозяйственной деятельности и комфортные условия проживания людей, к отрицательным — влияние на компоненты природы, отражающееся на общем состоянии окружающей среды.

3. Городские агломерации и мегалополисы.

В результате процессов урбанизации и субурбанизации возникают новые формы расселения — городские агломерации и мегалополисы. Городская агломерация — это скопление городских поселений, объединенных интенсивными производственными, транспортными, культурно-бытовыми и другими связями. В ее составе, как правило, выделяют город (иногда несколько городов), вокруг которого формируется агломерация. Этот город называют ядром агломерации. Сейчас большинство агломераций являются моноцентрическими (то есть они имеют одно ядро). К таким агломерациям относятся Парижская, Лондонская, в Украине — Киевская, Харьковская. В полицентрических агломерациях несколько ядер, например Рурская в Германии, Верхнесилезская в Польше. На территории Украины этот вид агломерации сформировался на Донбассе.

Рис. 3. Мехико — один из крупнейших городов мира. Около 40% городских жителей мира проживают в городах с населением более 1 млн человек, около 15% — в городах-гигантах с населением свыше 5 млн человек.

Население крупнейших агломераций составляет более 1 млн жителей. В мире их около 500, в 20 из них проживает свыше 10 млн человек, что превышает численность населения таких государств, как Литва, Латвия и Эстония вместе взятые.

География крупнейших в мире городских агломераций довольно проста: более половины городов-гигантов расположены в самой густонаселенной части мира — Азии (в основном города Китая, Индии и Японии), остальные — в Америке, Европе и Африке. При этом для процесса урбанизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки характерно быстрое увеличение не просто городского населения, а населения крупных городов (рис. 3).

Также выделяют мировые (глобальные) города, считающиеся важным элементом экономики планеты. Так, по объему произведенной продукции и предоставленным услугам лидерами среди них являются представители высокоразвитых государств: США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго), Японии (Токио), Франции (Париж) и Великобритании (Лондон).

Высшей формой городского расселения являются мегалополисы — урбанизированные зоны, возникшие в результате разрастания близко расположенных городских агломераций. Наличие нескольких центров указывает на их полицентрическую структуру (в отличие от большинства агломераций). Крупнейший мегалополис по численности населения — Токайдо. Он протянулся от столицы Японии Токио до одного из ее самых больших городов — Кобе. Здесь проживает свыше 65 млн человек! Мегалополис Босваш (Приатлантический) объединяет ряд крупных городов США, в том числе Бостон и Вашингтон. Он занимает территорию длиной более 1000 км и общей площадью 150 тыс. км 2 . Здесь сосредоточено около 50 млн жителей. Кроме него на территории США сформировались еще два меньших мегалополиса с населением около 40 млн жителей: Чипитс, или Приозерный (расположен к югу от Великих озер между городами Чикаго и Питсбург) и Сансан, или Южно-Калифорнийский (расположен между городами Сан-Франциско и Сан-Диего).

В Европе также находятся два мегалополиса: Лонлив (Английский), сформировавшийся между городами Лондон и Ливерпуль, и Прирейнский. Он охватывает территории нескольких стран, прилегающих к Рейну и далее, включая территорию Северной Италии. В каждом из них сосредоточено 30—35 млн жителей. Иногда эти мегалополисы объединяют в один под названием «Голубой банан» (название указывает на форму мегалополиса и принадлежность к Европейскому Союзу с его голубым флагом).

Главное

• Населенными пунктами называют застроенные земельные участки, используемые как места постоянного проживания людей. Их разделяют на городские и сельские.

• В Украине к городам относят населенные пункты, в которых проживает более 10 тыс. человек (иногда меньше), большая часть которых не занята в сельском хозяйстве.

• Процесс быстрого роста городского населения и повышения роли городов в развитии общества носит название урбанизация.

• В результате процессов урбанизации и субурбанизации возникают новые формы расселения — агломерации и мегалополисы.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Чем отличаются городские и сельские населенные пункты? 2. Дайте определение понятий «урбанизация» и «субурбанизация». 3. Расскажите, как и почему растет численность городского населения. 4. Что такое ложная урбанизация? Для каких стран она характерна? 5. Где расположены крупнейшие городские агломерации? 6. Что такой мировой город? 7. Как образуются мегалополисы?

Давайте подумаем

1. Почему в разных странах существуют разные подходы к причислению населенных пунктов к городам? 2. Почему именно на Азию приходится половина городского населения мира?

Практическое задание

Обозначьте на контурной карте крупнейшие городские агломерации мира.

Работаем самостоятельно

1. Сравните темпы и уровень урбанизации, а также формы расселения двух регионов мира на выбор (согласовав с учителем). 2. Выясните, какие мегалополисы возникли первыми. Подготовьте сообщение об одном из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *