Царство урарту на карте мира
Перейти к содержимому

Царство урарту на карте мира

  • автор:

Царство Урарту

Царство Урарту (Араратское царство, Королевство ван, Биайнили), древнее государство на Армянском нагорье (859 г. до н.э. – 585 г. до н.э.), упоминаемое в надписях, оставленных ассирийскими царями. Слово «Урарту» является версией топонима, используемого в Библии «Араратской».
На основе союза народов Наири возникло государство Урарту, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современная Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеван).
Как союз племён Урарту существовал с IX века до н.э., как государство – VIII-VI вв. до н.э.
Урарту было сильнейшим государством Передней Азии. В Библии оно известно под таким же названием. С начала VI века до н.э. большая часть территории Урарту известна как Армения.
В сопредельных районах Урарту в этот период можно отметить следующие важные события:
основание города Рима в Италии (753 г.);
быстрое развитие греческих городов;
первые Олимпийские игры в Греции (776 год);
захват Вавилона Ассирией (689 г.); образование независимого Мидийского царства (673 – 672 гг.);
захват Мидии персами (550 г.);
захват Иерусалима вавилонянами (586 г.); захват Вавилона персидским царем Киром II (538 г.).

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

После падения царства Хайаса (Hajasa) в XIII веке до н.э. на территории Армянского нагорья образовались мелкие княжества, нередко враждующие между собой.
Желание местного населения защититься от грабительских набегов ассирийцев способствовало возникновению союзов племён. В ассирийских текстах, обобщенно они назывались «страной Наири» (страна рек).
Араратское царство (Урарту), состоявшее из наирийских племен, соперничало с Ассирией вплоть до падения этой империи.
В 859 г. до н.э. князь Арам провозглашает себя единоличным царём Урарту (правил 859-843 гг. до н.э.). В древности, кроме самоназвания страны армян Айк «Hayq», образуется второй топоним – «Армения».
Во время правления Арама Айказуни ассирийский царь Саламандра четырежды нападал на Наири и переправился в Урарту. Не имея особых успехов, он вернулся.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРОЛЕЙ УРАРТУ

Арам своими победами намного расширил владения предков. Ассирийский царь Нин очень желал подчинить Армению своей власти и желал отомстить за поражение своего предка Бэла, но Арам казался ему слишком опасным соперником.
«Арам настолько прославился могуществом, что окружающие эту страну народы по сей день, как всем известно, называют страну по его имени». Соседние народы стали называть страну Арама Арменией.
Правление Арама Айказуни распространилось на центральные и северные районы Армении, а правителем южных областей был Сардурий I (835-825 до н.э.). Он именует себя «великим царём, могучим царём, царём вселенной», а также «царём царей».
В конце 830-х годов на берегу озера Ван он основал столицу государства Урарту – Тушпа (современный Ван), по имени которого Урарту часто называют Ванским царством.
Преемником Сардурия I был Ишпуини (825-810 гг.). От него до нас дошли первые письменные памятники на урартском языке. Из них узнаём, что сами урарты именовали свою страну Биайнили. Он раздвигает свои границы на северо-запад, на юг и сталкивается с наиболее могущественным государством того времени – Ассирией.
Царство значительно расширяет свои границы и превращается в могущественную державу на Ближнем Востоке при царях Менуа, Аргишти I и Сардури II.
Менуа (правил 810-786 до н.э.), сын Ишпуини, основал город-крепость Менуахинили на правом берегу Аракса, построил 72-километровый канал в Ване (канал Шамирам), который до сих пор действует для подачи воды в окрестности.
Продвигаясь на север, Менуа достиг Аракса и на склонах горы Арарат основал город, назвав его по своему имени Менуахинили.
Сын Менуа, Аргишти I (правил 786-764 до н.э.) перешёл Аракс и занял Араратскую долину. Здесь он осуществил строительство новых поселений и крепостей (на территории современной Армении): в частности, он основал город Аргиштихинили (недалеко от современного Армавира), который долгое время оставался крупным административным центром Урарту.
В 782 г. до н.э. Аргишти I основал город-крепость Эребуни (современный город Ереван), который использовался в дальнейшем урартскими войсками для защиты Араратской долины.
Перевод надписи: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы».
Кроме письменных источников сохранились урартские памятники и предметы искусства, часть из которых до сих пор изучена мало. Обнаруженные памятники урартской письменности и искусства разбросаны по многим странам. Они представлены в Британском музее, Эрмитаже и в исторических музеях Германии, Турции, Армении, Грузии. Самое крупное собрание урартских древностей в настоящее время сосредоточено в Ванском музее.
Ассирийские цари Салманасар IV и Ашшурдан III оказались не в состоянии противостоять натиску Аргишти I.
Сардур II (правил 764-735 до н.э.), сын Аргишти, продолжая завоевание Закавказья, расширил границы страны. Он занял последнюю территорию, населенную армянскими племенами, и достиг Каспийского моря.
Расширение границ Урарту беспокоило ассирийских князей. Собрав армию, царь Ассирии начал войну против Сардура II. Он осадил столицу Тушпу, но не сумев овладеть могучей цитаделью, разрушил город и ушёл. В этот же период переживает подъём грозный сосед Урарту – Ассирия. В 743 г. её царь организовал поход против военных сил Сардури II и причинил большой ущерб Урарту.
При царе Русе I (время правления 735-714 гг. до н.э.) и сыне Сардури II мощь государства была восстановлена. Руса I вместо разрушенной Тушпы построил ещё один хорошо укреплённый город – Русахинили и крепость, которую назвал именем бога войны Тейшебы. На побережье озера Севан, была основана сильная крепость, названная именем верховного бога Халди.
Царь Ассирии Саргон II в 714 году нанёс тяжёлый удар Урарту. Он прошёл по центральным районам Урарту, уничтожая поселения и сады, однако подступить к столице не решился.
Затем на урартский престол вступает Аргишти II (время правления 714-685). Он укрепил северо-западную границу Урарту и предпринял походы в северные районы Иранского нагорья. В этот период ассиро-урартские отношения были мирные. Сближение двух государств объяснялось наличием общих могучих врагов. Это были киммерские и скифские племена. Во время его правления на северных и северо-восточных рубежах государства нарастала угроза вторжения из Кавказа кочевых племён киммерийцев.
Руса II (сын царя Аргишти II, время правления 685-645 гг. до н.э.) был последним царём Урарту периода его могущества. Он воздвиг крепость Тейшебаини (на холме Кармир-блур в Ереване) – важный хозяйственный центр северных областей Урарту. Руса II организовал поход в восточные области Малой Азии, в страну хеттов. Это была последняя вспышка военного могущества Урарту. Ванское царство постепенно ослабло.
Выйдя из кризиса, Ассирия снова завоевала Вавилон, покорила Египет и Элам. Однако в 608 г. объединенная армия мидян, вавилонян и египтян победила ассирийскую армию. Так была разрушена Ассирия, которая на протяжении восьми веков была ужасом для народов Азии и Африки.
После разрушения Ассирии на первый план вышли три великие державы: государства мидян, вавилонян и египтян, и армяне настолько переплелись с туземцами, что через два века Халдии уже не стало. Образовался один народ, одна страна, армянин, Армения.
В VI в. до н.э. последнее царство Урарту постепенно ослабевало. После Руса II против Урарту выступили скифы, киммерийцы с севера и мидийцы с юго-востока, методично разрушившие большинство городов урартских крепостей. К 590-580 гг. до н.э. Урарту навсегда сходит с исторической арены.

Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.

Читать еще по теме

  • «Трактат» между российским генералом и персидским ханом с точки зрения международного права
  • 1500-летние истоки правопорядка в Арцахе
  • Азербайджанская республика — турецкий клон с врожденным экспансионизмом
  • Анализ мифов вокруг партии «Дашнакцутюн»
  • Ани. Краткий исторический очерк
  • Антиарабские освободительные движения. Возвышение Багратуни
  • Арабские вторжения в Армению. Политика Теодора Рштуни
  • Армения — часть империи Ахеменидов

Актуальное

  • Армения рискует усугубить свою изоляцию
  • Армянские крысы интернета. Прямо и откровенно обо всех!
  • Арсен Мириджанян — армянский Робин Гуд, осужденный за разбой и вымогательство
  • Вашингтонский «капкан» для Армении или демократия по-американски
  • Двуличность телеграм-канала Силовики
  • Коротко о предателях в Армении. Никол-Паша и его турецкая свита.
  • Никол-Паша отработал свой заказ на отлично. Арцах сдан.
  • Патриоты Армении в Телеграме

Царство урарту на карте мира

МУЗЕЙ ИСТОРИИ АРМЕНИИ

Рабочие Часы
  • Понедельник: Музей закрыт
  • Вторник: 11:00 — 18:00 (вход посетителей до 17:15)
  • Среда: 11:00 — 18:00 (вход посетителей до 17:15)
  • Пятница: 11:00 — 18:00 (вход посетителей до 17:15)
  • Пятница: 11:00 — 18:00 (вход посетителей до 17:15)
  • Суббота: 11:00 — 18:00 (вход посетителей до 17:15)
  • Воскресенье: 11:00 — 17:00 (вход посетителей до 16:15)

УРАРТУ: ВАНСКОЕ ЦАРСТВО IX – VI ВВ. ДО Н.Э.

МИА > Museum Map Contents > map_slide_3_room_5 > УРАРТУ: ВАНСКОЕ ЦАРСТВО IX – VI ВВ. ДО Н.Э.

В середине IX в. на Армянском нагорье на арену истории вышло одно из могущественнейших государств Древнего Востока, которое известно по ассирийским текстам под именем Урарту. Урартийцы звали свою страну Биайнили, в Библии она упоминается, как Араратское царство. На основе экспонируемого материала можно представить высокую цивилизацию восточного типа с единой государственной системой, письменностью,

с самостоятельными культами и жречеством, с цветущими городами, самобытными ремеслами и искусством. Урарту погибло в 585 г. до н. э. в борьбе с марами, вавилонянами и скифами. После гибели Урарту на той же территории образовалось Армянское царство Ервантидов.

В экспозиции представлены:

  • около 1 000 артефактов, найденных археологическими раскопками, постоянно проводимыми на территории Армении с 1937 г. в крепостях Тейшебаини (Кармир-блур), Эребуни, Аргиштихинили, в Армавире, Лори берде, Бжни, Геховите, Двине, Талине, Тауше.
  • изделия металлообработки, ювелирные изделия, керамика, стенные росписи, бронзовые, глиняные, деревянные высокохудожественные статуэтки, различные виды оружия и доспехов, клинописные надписи урартских царей – Менуа, Аргишти I, Сардури II, Русы I и др., в числе которых – надпись обосновании города Еревана в 782 г. до н. э.
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • Контактная информация

[year] Музей Истории Армении. Все права защищены. Обновление и реконструкция сайта компанией HK Digital Agency

Фотографии, размещенные на сайте, защищены Законом об авторских и смежных правах Республики Армения.

Строго запрещается копировать, распространять, иллюстрировать, адаптировать или менять фотографии по собственному усмотрению без предшествующего письменного разрешения Музея Истории Армении.

Урарту – первое армянское государство. Часть II

Урарту – первое армянское государство. Часть II

Редакция Армянского музея Москвы публикует продолжение статьи Корюна Оганяна об армянском происхождении урартов, подтвержденное многочисленными учеными по всему миру. Что делает Армению наследницей Урарту и какие доказательства приводят исследователи – в этом материале.

Джеймс Патрик Мэллори и Дуглас Квентин Адамс считают, что присутствие армян на их исторических местах следует искать где-то к VI веку до нашей эры. Также исследователи добавляют, что на армянскую фонологию сильно повлиял урартский язык, что может свидетельствовать о длительном периоде двуязычия.

Согласно Роберту Дрюсу, название Великого Царства Биайнили совершенно определенно было армянским. Армянский язык, очевидно, был местным языком региона в V до нашей эры, когда персидские полководцы и греческие писатели объединили его с фригийским. Вряд ли можно предположить, что он был занесен в регион между началом VI и началом V веков до нашей эры и что он немедленно уничтожил все, на чем там еще говорили. Едва ли можно такое предположить. Далее Роберт Дрюс подмечает: «Так как носители протоармянского языка, по-видимому, жили недалеко от носителей хурритского языка, наш вывод должен заключаться в том, что армянский язык Месропа Маштоца произошел от индоевропейского языка, на котором говорили на Южном Кавказе в бронзовом веке».

Огромную работу проделала группа армянских лингвистов. «Арамазд. Армянский журнал ближневосточных исследований» опубликовал статью «Армянские элементы в языке и ономастике Урарту» А. Петросяна А. Косяна и Е. Грекяна. Армен Егишевич Петросян ставит перед собой цель доказать существование носителей самого раннего армянского языка на Армянском нагорье в доурартский период (т.е. до середины IX в. до н.э.).

«Малейшее свидетельство того, что в урартском языке есть хотя бы одно заимствование из армянского и, что некоторые места и личные имена, упомянутые в урартских источниках, имеют армянское происхождение, докажет, что на армянском языке говорили наряду с урартским языком на Армянском нагорье», – подмечает Петросян.

Группа лингвистов достигает намеченной цели: исследователи приводят неопровержимые доказательства в поддержку существования армянского языка в доурартский период. Обратимся к одному из примеров: «Апеллятивы. Армянский союз ew (Եւ/և) ‘и’ происходит от индоевропейского *epi- (> *ewi > ew). Местное происхождение этого соединения не вызывает никаких сомнений. Он заимствован в урартский, где он появляется как eue, e’a (читать: ewa), eia, eai (две последние формы являются результатами развития, свойственного урартскому языку). Они известны из первых урартских записей последней четверти IX в. до н.э. Следовательно, урартский язык контактировал с армянским до этого. Для того, чтобы показать, что это соединение заимствовано из армянского, Дьяконов отмечает, что он неизвестен в ранее засвидетельствованных хурритских и других языках северо-восточного Кавказа (которые считаются родственными хурро-урартским). Хурритский язык является эргативным языком и не использует нефиксированные союзы».

Считаю уместным также обратиться к еще одной статье данного автора: «Образ Арама, как и Шамирам, включает в себя как мифологические, так и исторические составляющие. Его имя идентично имени первого известного царя Урарту Араму (с регулярным падением финального гласного в армянском). Согласно логике мифа Арам неизбежно должен включать в себя память об историческом одноименном царе (ок. 860– 840 гг. до н.э.), а Шамирам – его младшая современница, ассирийская царица (ок. 811–806 гг. до н.э.). Это позволяет хронологизировать последний этап этногонического предания эпохой образования Урартского государства и его первых царей (вторая половина IX в. до н.э.). Очевидно, что формирование Урарту стало новым этапом истории Армянского нагорья, развития и консолидации его населения. Но важно отметить, что армяне традиционно хронологизировали образование своего народа доурартской эпохой и только его последний этап – эпохой образования Урарту. Так следует интерпретировать легенду об Ара Прекрасном и Шамирам – последнюю фазу этногонической традиции, которой, согласно логике мифа, мифологический период заканчивается и начинается реальное время – настоящая история».

Джон Греппин – американский исследователь-арменист, лингвист, профессор Кливлендского государственного университета – в своей книге «Некоторое влияние хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян» пишет: «Однако даже сейчас кажется трудным отрицать, что армяне и на раннем этапе контактировали с хурро-урартским народом».

Андраш Рона-Таш – венгерский языковед, историк, тюрколог и монголовед, исследователь чувашского языка, действительный член Венгерской академии наук (1995) – также придерживается того, что в царстве Урарту был древнеармянский язык. Об этом он пишет в своей книге «Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю».

Профессор археологии Даремского университета Крис Скарре, возглавлявший отдел археологии с 2010 по 2013 год, специалист по европейской доистории, чьи интересы связаны с археологией других регионов мира, автор многих книг и руководитель раскопок на доисторических памятниках во Франции, Португалии и Нормандских островах, недавно занявший пост редактора ведущего британского археологического журнала Antiquity, бывший редактор Кембриджского археологического журнала с 1991 по 2005 год, в 2007-м избранный на пост попечителя Совета британской археологии, в своей книге «Человеческое прошлое: мировая предыстория и развитие человеческих обществ» поддерживает армяноязычность урартского царства.

По мнению Грача Мартиросяна, место армянского языка в индоевропейской языковой семье связано с греческими и индоиранскими языками.

А в работе греческого писателя Александропулоса Мицоса, автора нескольких романов и сборников рассказов, «Путешествие в Армению» находим следующее: «Наири – Страна Ручьев. Это название встречается в древнейшей истории наряду с другими, например Айастан, Страна Гайка, и до сих пор употребляемое самими армянами. Жители называли себя торгомами, от слова «Торгом», потомок Ноя, я, четвертое поколение от сына его Иафета. Хетты называли эту страну и народ Хайаса, грузины – Сомехи, аккады – Армани и Наири, а также Урасту (в Библии Урарту), персы – Армина, греки – Армения. В разное время употреблялись разные названия. И то, что их много, отражает запутанность вопроса о происхождении армян и их первых шагах в истории. Достоверно лишь то, что речь идет об одном из древнейших народов региона. На протяжении своей многовековой суровой истории он показал себя способным и выжить и создать собственную культуру, внести свою лепту в общую историю народов».

Далее читаем: «Армяне ставят вопрос: кто же они, в конце концов, жители Урарту, какого они рода-племени? Установлено, что название «Урарту» употреблялось аккадами, точнее, вавилонцами, и является искажением слова «Арарат». Куда правильней было бы сказать «царство Араратское», как написано в Ветхом завете. Наконец, имеются факты материализованные, более важные. Установлено, что в трехъязычных и двуязычных надписях названию Урарту или Урасту на аккадском языке соответствуют Армине и Армане в других языках, и эти надписи древнее Бехистунской, где одно и то же государство на аккадском языке названо Урарайя, на эламском – Хармиугиара и древнеперсидском – Арминийа. Поэтому относительно новой армянской теории Наапет сделал следующий вывод: Триста лет существовало древнее царство вокруг озера Ван. С ним связана наша история с IX по VI в. до н.э. Около 590 года в результате внутренних распрей старая династия, правившая государством, пала, и на смену ей пришла новая, тоже армянская – династия Ервандуни».

В книге «Древние цивилизации», под общей редакцией Григория Бонгард-Левина, ведущих советских востоковедов и антиковедов повествуется о древних цивилизациях Египта и Месопотамии, Ирана и Средней Азии, Индии и Китая, Греции и Рима, Японии и Америки, об их материальном и духовном вкладе в сокровищницу человеческой культуры: «В послеурартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту – древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации».

Считаю нужным сделать блиц-обзор монографии историка из Великобритании Харуна Йылмаза – первую обобщающую работу по данной проблеме за последние полвека, где демонстрируется, что сталинский режим в 1930-1940-е годы целенаправленно формировал исторические нарративы народов СССР для становления основы национальной идентичности. Показано, что значительную роль в конструировании нужных исторических нарративов играл внешнеполитический фактор, особенно опасение, что соседние державы могут использовать те или иные нации в своих интересах.

Книга Йылмаза посвящена процессу формирования новой национальной истории 1930-1940-х в советских республиках – Азербайджане, Украине и Казахстане. Интерес исследователей к национальным проблемам в сталинскую эпоху не ослабевает. Несмотря на обилие литературы по данной проблематике, монография Йылмаза обязательно вызовет интерес специалистов, что обусловлено не только качеством исследования, но и не совсем обычным подходом, сочетающим в себе историю исторической науки и анализ механизмов нациестроительства сталинской эпохи, важнейшим элементом которых стало конструирование нового исторического сознания в союзных республиках.

Первая глава «Конструирование азербайджанской идентичности в тени Ирана и Турции» посвящена роли исторических нарративов в формировании азербайджанцев как советской нации. Делается это в контексте аналогичных процессов в Турции и Иране. Автор указывает, что до 1937 года азербайджанцы в советских документах назывались «турками». В 1920-е Азербайджан играл роль кавказской витрины советского проекта, демонстрируя достижения коммунистической власти в реализации прав нации. Но в 1937-м первый секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджана Мир Багиров заявил, что одной из главных опасностей для СССР является пантюркизм, исходящий из Турции. Не менее сложными стали и отношения с Ираном, где проживала большая часть этнических азербайджанцев. Политика «осажденной крепости» оказалась стимулом для формирования новой идентичности народов республики, отличной от тюркской или иранской. В этом заметную роль сыграли этнолингвистические теории Николая Марра, постулирующие автохтонность развития этносов. Первая версия национальной истории была подготовлена в 1936 году, но не была опубликована. Она была написана с позиций «школы Покровского», а этногенез азербайджанцев показывался как часть развития тюркских народов. «Большой террор» уничтожил многих авторов первой версии, и на смену им пришли молодые специалисты-«выдвиженцы», преданные партии. Йылмаз подчеркивает их значение в создании новой версии национальных историй. Отталкиваясь от теорий Марра, они связывали азербайджанцев не с тюрками, а с древними мидийцами, тем самым сконструировав уникальную, не зависимую от Турции и Ирана историческую генеалогию народа:

«В отличие от азербайджанского тюркского случая, грузины и армяне могли легко связать свою современную национальную идентичность с народами древней Иберии или Урарту соответственно, потому что у обоих было давнее прошлое, в котором были легенды и исторические события, такие как катастрофы и победы».

Обращусь к пособию для студентов исторического факультета пединститутов под редакцией Ю.С. Крушкола, Д,Г. Редера и Е.А. Черкасова «История древнего мира. Часть I»: «Население этих горных местностей было этнически пёстрым, но основной костяк его составляли урарты, относящиеся по своему языку к хурритской группе народов. На северо-западной периферии, в составе Хайаса (в бассейне Чороха), преобладало индоевропейское население. Предполагают, что именно оттуда пришли предки армянского народа, ассимилировавшие урартов». И далее: «Урартский язык после падения Урартской державы уступает место армянскому языку, распространяющемуся переселенцами с северо-запада (из Хайасы). Сама страна уже в VI в. до н.э. принимает название Армения, а прежнее обозначение Урарту всё больше и больше забывается».

В Очерках по истории географических открытий под редакцией Магидовича Вадима Иосифовича и Магидовича Иосифа Петровича находим следующее: «Суппилулиуме сразу же пришлось выступить против другого врага-племён хайаса (хайа), живших на Армянском нагорье. Хеттские надписи об этом народе – древнейшие исторические сведения о племенах Армянского нагорья и армянах (большинство историков считает хайаса предками армян)».

«История Древнего Востока» под редакцией Всеволода Авдеева охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную древневосточную культуру, даёт возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества – проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства. Считаю уместным процитировать следующее: «Таким образом, урартские племена были исконным населением Закавказья, прочно обитавшим на этой территории с глубокой древности». Читаем далее: «Племена урартов, весьма возможно, были родственны племенам, населявшим северную часть Передней Азии в более позднее время. Советские учёные в своих исследованиях показали, что армяне являются потомками и наследниками одного из племён, населявших Закавказье в последний период существования Урартского государства, решительно отвергнув утверждения буржуазных историков, доказывавших приход армян в Закавказье из Западной Европы. В различных районах Грузинской ССР и в значительной степени в Армении были найдены развалины урартских поселений, урартские надписи и памятники материальной культуры, которые ясно указывают на то, что культура современных народов Закавказья в своих древнейших истоках восходит к урартской эпохе. Весьма возможно, что предками древних армян и грузин были племена, родственные и близкие древним урартам». «Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним армянам и другим народам Закавказья», – заканчивает автор главу об Урарту.

Считаю нужным подметить и статью Маргарит Хачикян «Урартский язык», опубликованную в многотомном энциклопедическом издании «Языки мира. Языки мира. Древние реликтовые языки Передней Азии», которое создается в Институте языкознания РАН. Данный том посвящен древним реликтовым языкам Передней Азии, не входящим в индоевропейскую и семитскую языковые семьи, а именно шумерскому, эламскому, хурритскому, урартскому, хаттскому и касситскому, а также хронологически и территориально близкому к ним хараппскому языку цивилизации долины Инда. Книга представляет собой одновременно и фундаментальный труд, содержащий научное описание языков, и издание с широким кругом адресатов, включающим лингвистов различной специализации, историков, этнографов, преподавателей, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся древними языками. Читаем: «После падения Урартского царства в начале VI в. до н.э. под ударами мидян, вавилонян, скифов и киммерийцев урарты, наряду с другими этническими группами, населявшими территорию Армянского нагорья, постепенно утратив свой язык, влились в состав армянского народа».

Обратимся к первому тому Советской исторической энциклопедии Академии наук СССР (1961-1976 гг.) по истории народов всего мира до 70-х годов XX века: «Армения Великая. Первоначально небольшая область в верховьях р. Тигра и в р-не оз. Ван, некогда основная территория Урарту. После падения Урарту на этой территории возникло армянское царство, которое вскоре стало сатрапией Ахеменидов».

Уместно будет обратиться и к «Большой Советской энциклопедии» (БСЭ) – одной из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий в мире, содержащих около 100 тысяч статей. Читаем статью под названием «Армяне»:

«Древнейшим ядром армян было население сев.-вост. части Малой Азии. Эта страна в хеттских (XVI-XVвв. до н.э.) надписях названиях Арматана, а позднее (XIV-XIII вв. до н.э.) Хайаса. Оттуда предки армян известные под названием урумейцев, в XII в. до н.э. вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа (к югу-западу от оз. Ван). С этого времени Шуприа у ассирийцев называется также Урме. В середине VIII в. до н.э. она была присоединена к гос-ву Урарту под названием Урме, или Арме. Население этих областей (Хайаса и Арме) говорило на индоевропейском праармянском языке, который постепенно стал языком крупных племён объединений западные части Армянского нагорья, в состав которых влились и местные хуррито-урартские аборигенные племена. Становление армянской народности происходило на базе укрепления и повсеместного распространения на территории Армянского нагорья земледелия, сочетавшегося со скотоводством. (Это было время классообразования в среде племён, насильственно подчинённых гос-ву Урарту)».

Далее обратимся к энциклопедии «Народы и религии мира», под редакторством Валерия Тишкова. Эта уникальная энциклопедия соединяет в себе наиболее полные научные сведения о двух сферах человеческой жизни и культуры – религии и этничности. В энциклопедии дается этнографическая характеристика народов мира, приводятся сведения об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, специфических для того или иного народа этнических процессах. В энциклопедии более 1250 статей об этнических общностях (народах), около 2000 иллюстраций. По степени подробности энциклопедия превосходит все известные в мире энциклопедии по данной тематике. Это издание стало источником для многочисленных адаптированных вариантов и интернет-порталов со статьями о народах России и мира. В соответствующем разделе читаем: «У разноязычных племён, населявших Армянское нагорье, согласно хеттским, метаннийским и ассирийским источникам, уже во 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. существовали многочисленные политические образования. Одно из них – «страна Урарту» (в ассирийских источниках; др. евр. – «страна Арарат») в IX в. до н.э. возглавила процесс объединения разрозненных плем. княжеств Армянского нагорья в единое гос-во».

В лингвистическом энциклопедическом словаре Виктории Ярцевой читаем: «Армянский язык – один из индоевропейских языков, составляющий особую группу этой семьи. Распространён в СССР (Армянская ССР, а также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и др.), ряде зарубежных стран (Сирия, Ливан, США, Иран, Франция и др.). Общее число говорящих свыше 6 млн. чел. (в т. ч. в СССР – свыше 3,7 млн. чел.; 1979, перепись). Большинство исследователей предполагают, что в основе армянского языка лежит язык племенного союза хайаса-арменов в составе государства Урарту. Армянский этнос сформировался в 7 в. до н.э. в Армянском нагорье».

В немецкой энциклопедическом словаре в двух томах Lexikon A-Z in zwei Banden/Baenden также есть статья про Армению: «История. В древности на основе родового уклада возникли сначала племенные федерации, называемые ассирийцами народами Наири, а позднее рабовладельческое государство Урарту. В клинописной находке из Бехистуна (Берг в Вестиране) времен царя Дария (VI в. до н.э.) Армения упоминается как независимое государство».

В книге Магомета Исаева, советского и российского языковеда, специалиста по иранистике, интерлингвистике и этнолингвистике «О Языках Народов СССР» видим: «Территория Армянского нагорья издревле была родиной предков армян, которые свой современный этнический облик получили в результате тесного взаимодействия местных племён с малоазиатскими и скифскими племенами. Сложившаяся в итоге этого взаимодействия армянская народность является одной из древнейших во всей нашей стране … Армянская культура – одна из самых древних в нашей стране – формировалась еще в недрах феодального общества в IV-VII вв».

В книге американского ассириолога и профессора Чикагского университета Даниэля Дэвида Лаккенбилла «Древние записи Ассирии и Вавилонии» (том 1) отмечается, что в исторических записях Ассирии с древнейших времен до Саргона Армения, практически всегда, подмечается наряду с Урарту как эквиваленты.

На сайте worldhistory.org (некоммерческая организация, издающая самую читаемую в мире энциклопедию истории) есть страницы, посвященные Армении и Урарту: «Древняя Армения, расположенная на Южном Кавказе в Евразии, была заселена в эпоху неолита, но ее первым зарегистрированным государством было царство Урарту с IX века до нашей эры. Включенная в состав Персидской империи Кира Великого в VI веке до нашей эры, при династиях Арташесидов и Аршакидов страна процветала, но часто оказывалась зажатой между амбициями Парфии и Рима, а затем Сасанидов и Византийские империи. Границы государства значительно менялись на протяжении веков, но такие общие факторы, как религия и язык, были объединены давними династическими кланами, которые придавали Армении свою уникальную идентичность на протяжении всей древности».

На сайте encyclopedia.com (№1 в мире интернет-энциклопедии, где можно найти более 200 отдельных энциклопедий и справочников от самых надежных издателей мира) мы находим: «Урарту (ōōrär´tōō), древнее царство Армении и Северной Месопотамии, с центром вокруг озера Ван на территории современной восточной Турции. Это был библейский Арарат. Урарту процветал с XIII в. до VII в. до н.э., но был самым мощным в VIII в. до н.э., когда он правил большей частью Северной Сирии. Урарты постоянно воевали с Ассирией; Салманасар I, Салманасар III и Саргон напали на Урарту, но так и не подчинили его полностью. В VII в. до н.э. неоднократные нашествия киммерийцев, скифов и мидийцев в конечном итоге привели к падению Урартского царства. Раскопки, особенно в таких местах, как Топраккале и Кармир Блур, показали, что Урарту имел развитую сельскохозяйственную и коммерческую цивилизацию, на которую большое влияние оказала Ассирия. Его язык, написанный клинописью (тоже заимствованный у ассирийцев), не имеет отношения ни к одному известному языку, за исключением разве что хyрритского. Урартская техника металлообработки и каменной кладки (особенно при строительстве крепостей) была высоко развита».

На сайте История. РФ – главном историческом портале страны – также есть статья про Армению, переходим: «Родина армян – Армянское нагорье, находится между Малой Азией, Иранским плато и Междуречьем. С древнейших времен на территории Армянского нагорья существовали два государства – Великая Армения и Малая Армения. В состав Великой А. входили 15 наангов (областей). Территория нынешней Республики А. занимает примерно 30 тыс. кв. км и вмещает в себя лишь несколько наангов исторической А. Следы обитания человека здесь имеются с периода раннего палеолита. Найдены древнейшие орудия труда, возраст которых превышает 800 тыс. лет (гора Артин, Арзни и т.д.). Армянское нагорье является одним из древнейших очагов земледелия и скотоводства, металлообработки, древнейших цивилизаций, храмовых сооружений. Армяне – индоевропейский народ. После отделения от индоевропей­ской общности начался процесс этногенеза армянского народа, который завершился в конце II тысячелетия до н.э. (см. Армения Древняя). Первые исторические сведения об Армянском нагорье относятся к III тысячелетию до н.э. Шумерские надписи упоминают раннее государственное образование Аратта, в последующем известное как Арарат, Арман(и), Арми, Ур(у)ме, Урарту. В некоторых месопотамских источниках III тысячелетия до н.э. та же страна в аккадской части именуется Субур, в шумерской – Хайа (Haya) – это название идентично более позднему самоназванию армянского народа».

Сайте ancient.gerodot.ru, посвященному истории государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки имеются цифровые карты и схемы, биографии правителей, полководцев, ученых, философов, рассказывается история военного искусства, описание войн и сражений, приведены новые историологические теории, гипотезы, лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии. Переходим на страницу об Армении: «Первые сведения об Армянском нагорье восходят к XIV в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В IX в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э.».

Существует еще много научных трудов обосновывающих армянское происхождение урартов, в научной обзорной статье нашли место лишь некоторые из них. Начиная с XX века политические и общественные деятели новоучрежденной Республики Азербайджан всеми возможными способами пытаются оттенить древнейшую историю Армении. Находят применения всевозможные средства и методы: от явно инфантильных до псевдонаучных, которые лоббируются непосредственно правящей властью на государственном уровне.

Естественно, мировая история и именитые ученые засвидетельствовали факт армянской принадлежности (частично или полностью) урартов. Однако требуется постоянный мониторинг, так как история – очень хрупкая материя, в плохих руках она становится предметом манипуляции и пропаганды, фальсификации и надругательства.

Обзорная научная статья достигла выше намеченной цели: каждый абзац имеет ссылку на первоисточник. Собранный материал вооружит молодых историков богатой и точной информацией по теме Урарту.

В качестве заключения приведу цитаты из книг Александра Дюма «Кавказ», историка Марка Чахина и немецкой журналистки Магды Нейман.

В книге историка Марка Чахина читаем: «История Урарту является частью армянской истории в том же смысле, в каком история древних бриттов является частью английской истории, а история галлов – частью французской истории. Армяне могут законно претендовать через Урарту на историческую преемственность, насчитывающую около 4000 лет; их история относится к числу самых древних народов мира». Далее: «…и его величественная громада затмевает город Ереван, столицу современной Республики Армения, северный остаток могущественной империи Урарту и ее армянских преемников».

В 1858–1859 годах французский писатель, мастер приключенческого романа Александр Дюма путешествовал по России. Три месяца он провел на Кавказе. В апреле 1859 года в Париже вышли три тома его впечатлений от поездки на Кавказ. В 1861 году в сокращенном виде «Кавказ» был издан на русском языке, где он очень ярко и своеобразно описал армянскую нацию: «Сближает армянскую нацию с иудейской, с которой она связана – согласно преданиям – историческими воспоминаниями, восходящими к началу мира. Как предполагают, в Армении находился земной рай. В Армении брали свое начало четыре первобытные реки, орошавшие землю. На высочайшей горе Армении остановился ковчег. В Армении началось обновление разрушенного мира. Наконец, в Армении Ной посадил виноградник и впервые испытал могущество вина. Подобно иудеям, армяне были рассеяны, но не по всему свету, а лишь по всей Азии. Там они находились под всякого рода владычеством, но неизменно деспотическим, всегда иноверным и варварским, всегда руководившимся прихотью вместо правил, произволом вместо законов… Слово армянина почти всегда верно, его коммерческая подпись почти священна».

В конце XIX века немецкая журналистка Магда Нейман, используя современные на тот момент исследования по армянскому вопросу и руководствуясь теплом своего сердца, издала серию важно значимых изданий, статей под общим заголовком «Армяне»: «Я хочу затронуть ту сторону многовековой жизни армян, которая представляет немало интереса с точки зрения исторической критики и психологического анализа. Я говорю о политическом прошлом армян и о той беспримерной стойкости, с которой они целых сорок веков боролись с народами Азии, Африки и Европы, выдержали удары почти всех завоевателей мира, испытали все ужасы варварских времен, падали, истекали кровью, а все-таки устояли и доныне существуют на своей исконной территории».

Корюн Оганян, магистрант АГПУ имени Хачатура Абовяна, специально для Армянского музея Москвы

Обложка: Ванский музей в Турции. Экспозиция, посвященная Урарту. Фото: dailysabah.com

Г осударство Урарту

Государство Урарту находилось на большом нагорье, расположенном между Малой Азией, Закавказьем (юг Армении и Грузии) северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем.

Территория Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому представляла естественные удобства для успешной защиты населения от набегов соседних племён и грабительских завоевательных походов, главным образом — ассирийских царей.

Природные условия Урарту были довольно разнообразны. Вся территория перерезана многочисленными горными кряжами, достигающими обычно высоты 2000—4000 м. Над ними возвышаются отдельные массивы и вершины, покрытые вечным снегом (Большой Арарат — 5156 м). Перевалы через эти горные цепи расположены довольно высоко и зимой часто бывают покрыты снегом. На Среднем Кавказе только очень немногие перевалы расположены ниже 3 тыс. м.

Основные естественные богатства Урарту — камень, лес и металлы. Особенное значение имели месторождения меди, железа, свинца и олова, которые обусловили высокое развитие металлургии.

Уже во втором тысячелетии до н.э. племенные союзы “Наири” и “Уруатри” (Урарту), встречаются в письменных свидетельств соседей. Возможно, что название “Наири” родственно тому слову “Нахарина”, при помощи которого египтяне и семитские племена Сирии и Палестины обозначали “страну рек”, лежавшую к северо-востоку от среднего течения Евфрата.

В надписях, к сожалению, не сохранилось каких-либо прямых и точных данных о легендарной “прародине” урартов, расположенной к западу или где-либо вдали от Закавказья. С другой стороны, древние и современные географические названия гор, озёр и племён Закавказья восходят к глубокой урартской древности. Так, например, название горы Арарат и племён алародийцев, упоминаемых древнегреческими писателями, очевидно, связано с названием страны Урарту и племени урартов. Древнее название страны Биайна сохранилось в обозначении озера Ван. Возможно, что в районе Эрзерума и верховьев Евфрата жило близкое к урартам племя диаухов, которое древнегреческие историки, как, например, Ксенофонт, называли таохами.

Таким образом, урартские племена были исконным населением Закавказья, прочно обитавшим на этой территории с глубокой древности.

Карта государства Урарту времен его расцвета. Чтобы удобнее было ориентироваться, на карту нанесены не только древние, но и современные города

Карта государства Урарту времен его расцвета. Чтобы удобнее было ориентироваться, на карту нанесены не только древние, но и современные города

Вообще, об Урарту и урартах нам известно не так, чтобы очень много. Основными источниками сведений об Урарту являются клинописные тексты, найденные на территории Закавказья и в соседних странах, причем из них собственно урартских надписей известно всего около 350 штук, однако даже и они дают существенный материал, особенно для изучения политической истории урартов.

Наиболее крупными и особенно важными среди этих надписей являются хорхорская надпись Аргишти I и большая надпись Сардури II, являющимися чем-то вроде летописей. В хорхорской надписи описываются политические события, главным образом, военные походы царя Аргишти, упорно боровшегося с Ассирией и рядом соседних народов, а в большой надписи Сардури II, в 265 строках повествуется о тех войнах, которые этот урартский царь и завоеватель вёл в течение 8 лет.

Надпись Сардури II представляет особенно большой исторический интерес, так как она относится ко времени расцвета Урартского государства — к VIII в. до н. э., когда оно стало брать верх над своим постоянным соперником — Ассирией. В урартских надписях говорится и о походах урартов в некоторые области Закавказья и в другие соседние страны.

Появление государства Урарту

Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако многочисленные раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём.

В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности, в Цалкинском районе, было “обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности.

На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились на черноморском побережье Кавказа, в частности, в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности, хеттов.

В Армении, в частности, в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.

Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и, в особенности, результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район.

Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности, у осетин и у сванов.

Письменность Урарту - традиционная для региона клинопись

Письменность Урарту — традиционная для региона клинопись

Экономика государства Урарту

В плодородной долине реки Аракса и в долинах рек, расположенных к югу от неё, в середине второго тысячелетия до н.э. выделился народ урартов. В XIII в. до н.э., когда Ассирия впервые столкнулась с племенами Урарту, в стране озёр и рек, расположенной к северу от Двуречья, существовал ряд племенных союзов. Одним из таких больших и сильных племенных союзов был союз племён диаухов, который занимал обширную территорию к северо-западу от Ванского озера в районе верховьев Евфрата и далее на север и северо-восток по направлению к Чёрному морю.

Ассирийские цари во всех надписях упоминают о борьбе с “царями”, которые, очевидно, были лишь племенными вождями. Урартский союз племён, носивший сперва название “Уруатри”, а потом “Наири”, только в IX в. до н.э. превращается в довольно сильное государство — государство Урарту.

С древнейших времён урартские племена занимались разведением скота, причём это скотоводство долго носило очень примитивный кочевой характер. Скот на лето угоняли на горные пастбища, а на зиму снова возвращали в долины и низменности. Главными видами домашних животных были корова, овца и свинья, на что указывают кости этих животных, найденные при раскопках на южном берегу озера Севан. Соответствующие ассирийские идеограммы передают названия этих животных в урартских клинообразных надписях.

Исторические источники указывают на очень большое значение скотоводства у урартов. На Балаватских воротах Салманасара III изображён угон скота из страны Гилзан (около озера Урмия). Урартские цари перечисляют в своих надписях огромное количество скота, угнанного в виде добычи. Так, урартский царь Сардури II пригнал после похода в Закавказье 110 тыс. голов крупного и 200 тыс. голов мелкого рогатого скота. Ассирийские цари угоняли из Урарту большое количество скота. Особое значение в скотоводческом хозяйстве урартов имело коневодство.

В некоторых областях Урарту специально разводили особые породы верховых лошадей. Коней часто впрягали в колесницы и пользовались ими в качестве вьючных животных для перевозки грузов. Изображения всадников и колесниц сохранились на некоторых памятниках, в частности, на бронзовом колчане, а также на шлемах Сардури и Аргишти, найденных в развалинах урартской крепости в Кармир-Блуре (около Еревана). Ассирийские и урартские цари в своих надписях часто сообщают о захвате в качестве военной добычи большого количества лошадей.

Для перевозки тяжестей наряду с лошадью пользовались также верблюдами и ослами. В надписях урартских царей упоминаются верблюды. Этими животными пользовались при оросительных работах, в частности, при насыпке плотин. В VIII в. до н.э. верблюды были известны по всей стране, однако количество их было сравнительно невелико.

Большое значение в хозяйстве древних урартов имело земледелие. С древнейших времён на территории древней Армении были акклиматизированы различные виды пшеницы. Для обработки земли пользовались тяжёлым плугом, в который впрягали двух волов. Железные сошники этого плуга, найденные в Топрах-Кале, по форме напоминают мотыги. Наряду с железными серпами применяли и примитивные деревянные или костяные серпы с кремнёвыми и обсидиановыми вкладышами. Техника земледельческих орудий сохраняла черты глубокой примитивности.

Однако земледелие было широко распространено в стране урартов. В ассирийских надписях часто говорится о наличии больших запасов зерна в урартских крепостях. Раскопки холма Кармир-Блур обнаружили большое количество пшеницы, ячменя, проса, кунжута и пшеничной муки. Зерно и мука хранились в больших кувшинах, так называемых карасах, наполовину врытых в землю, в особых кладовых. Кроме того, в развалинах Кармир-Блура были обнаружены объёмистые зернохранилища. Возможно, что одна из кладовых, раскопанных в развалинах крепости в Арин-берде, также служила для хранения зерна. Большое место в системе земледельческого хозяйства занимали виноградарство и виноделие.

В северной части Кармир-Блурской крепости, где находились, главным образом, хозяйственные помещения, в 1949—1950 гг. были найдены в довольно хорошо сохранившемся виде две большие кладовые для хранения вина. В этих кладовых было обнаружено 152 больших сосуда (караса), в которых некогда хранилось около 150 тыс. литров вина. Наконец, в третьей кладовой было обнаружено свыше тысячи глиняных кувшинов для вина. Имеются основания предполагать, что виноградарство достигло значительного развития, на что указывают косточки различных сортов винограда, найденные в развалинах Кармир-Блура.

Наличие на территории Урарту основных видов сырья — глины, камня, дерева и металла — способствовало значительному развитию ремесленного производства. Большого мастерства достигли урарты в обработке камня. Различные породы камня обрабатывали при помощи металлического резца. Своеобразным техническим приёмом художественной обработки камня была инкрустация предметов, сделанных из камня одной породы, деталями, сработанными из камня другого цвета и вида. На высокую технику обработки камня указывают бусы из полудрагоценных камней, тщательно просверленные и хорошо полированные.Земледельческое хозяйство урартов в значительной степени было основано на искусственном орошении. Во многих надписях урартских царей описывается сооружение каналов.

Многочисленные оросительные сооружения, каналы и водохранилища сохранились до нашего времени. Особенно много каналов сохранилось в районе озер Ван, где находился центр государства. Некоторые из них укреплены мощной циклопической кладкой. Особенное значение имел большой канал, построенный царём Менуа и прозванный впоследствии “каналом Шамирам”, по имени легендарной ассирийской царицы. Этот канал служил для снабжения водой урартской столицы Тушпа, расположенной на берегу озера Ван. Вода каналов по арыкам распределялась по близлежащим полям и использовалась для их орошения. При помощи каналов приводились в движение водяные мельницы.

Урартский жернов от водяной мельницы хранится в Тбилиси в Музее Грузии. Наряду с зерновым хозяйством высокого развития достигло садоводство и виноградарство. Виноградники разбивали на искусственных террасах, которые сооружались на склонах гор.

Развалины Урартской крепости на берегу озера Ван («море Наири» как его называли ассирийцы)

Развалины Урартской крепости на берегу озера Ван («море Наири» как его называли ассирийцы)

Большое значение в развитии ремесленного производства имела металлургия. Закавказье вместе с Северной Месопотамией и Малой Азией образует один из древнейших районов высокоразвитой металлургии, где особенно рано появилось и получило очень широкое распространение железо. В частности, металлургия достигла высокого расцвета в стране Урарту. Раскопки на Топрах-Кале и на Кармир-Блуре показали, что урарты для изготовления орудий и оружия пользовались, главным образом, железом. Однако урарты имели в своём распоряжении свинец и олово и умели изготовлять бронзовый сплав и выделывать из бронзы различные предметы. На высокое развитие металлургической техники указывают художественные фигурные ножки и скульптурные части трона, отлитые из бронзы по восковой модели.

В надписи ассирийского царя Саргона, описывающей добычу, взятую при захвате урартского города Мусасира, перечисляется огромное количество разнообразных металлических предметов. Золото и серебро служили для изготовления предметов роскоши.Древние урарты были искусными строителями. Свод здания они строили либо из сырцового кирпича, либо из больших каменных плит или глыб (циклопическая мегалитическая кладка).

Особенно тщательно строились крепости, стены которых в своей нижней части, сложенной из больших каменных глыб, достигали 1 м толщины. Большие крепостные сооружения были на берегу озера Ван, там, где находилась урартская столица Тушпа. Раскопки обнаружили здесь стены крепости, достигавшие местами высоты до 20 м. В Топрах-Кале был раскопан фундамент храма, сложенный из крупных глыб известняка.

Стены парадных помещений облицовывались орнаментированными мраморными фризами, как на то указывают находки И. А. Орбели в Топрах-Кале. Целый ряд крепостей урартского времени был обнаружен и на территории Советской Армении. Среди них выделяется крепость, раскопанная на холме Кармир-Блур, около Еревана. Эта крепость, по-видимому, защищала границы Урартского государства с севера. Обследование остатков крепости на холме Арин-берд показало, что нижняя часть стен до 2—3 м высоты сложена из отёсанных плит базальта и туфа.

Недостаток документов не позволяет подробно говорить о хозяйственной жизни и общественном строе древних урартов. Несомненно, что развитие сельского хозяйства и различных ремёсел вызвало разделение труда, специализацию в области производства, появление избыточных продуктов и способствовало появлению древнейших форм торговли. О развитии торговли у урартов свидетельствуют некоторые хорошо сохранившиеся остатки дорог, проложенных в горах.

Как и в других древневосточных странах, в Урарту главной формой эксплуатации труда было примитивное рабовладение. Государственной власти принадлежало большое количество земель, которые находились в непосредственном ведении самого царя. В урартских надписях часто сообщается о том, что при постройке городов и крепостей цари приказывали производить тут же большие оросительные работы, сооружать каналы и водохранилища, чтобы превратить, очевидно, пустовавшие ранее земли в земледельческие районы, больше того, чтобы разбить здесь сады и виноградники.

В крепостях сооружались большие зернохранилища и винные погреба, остатки которых были обнаружены при раскопках Кармир-Блура. Очевидно, при этих укреплённых городах находились большие царские поместья. В надписях некоторые районы прямо обозначаются как “принадлежащие” царю. Наряду с большими царскими поместьями существовали и большие храмовые владения. Особенно крупные богатства были сосредоточены в храме бога Халда в городе Мусасире. Этот храм, возможно, владел большим количеством земли и скота.

Расширение государстваНаконец, имеются основания считать, что в Урарту сформировалась рабовладельческая аристократия, в состав которой входили, судя по ассирийским надписям, “вельможи”, “советники”, “правители областей” и “военачальники”. Основную массу населения составляли свободные трудовые массы общинников и рабов. В надписях урартских царей говорится о захвате большого количества пленников, “мальчиков и отроков”, обращённых в рабство, а также об угоне в рабство в Урарту большого числа людей, в частности, женщин, в некоторых случаях, возможно, населения целых районов, занятых урартскими войсками.

Пленников, захваченных при завоевании соседних стран, как правило, обращали в рабство. Раскопки урартского города близ Еревана показали, что жители города не имели собственного хозяйства и, очевидно, получали от государства натуральное довольствие. Имеются все основания предполагать, как это делает Б. Б. Пиотровский, что в состав жителей города входили чиновники, воины и ремесленники, а также многочисленные рабы, которые обрабатывали государственные земли, расположенные вокруг города.

Рост производительных сил привёл к значительному развитию торговли как внутри страны, так и с соседними странами. Страна Урарту, расположенная между Кавказом, Малой Азией, Северной Месопотамией и Северо-Западным Ираном, могла служить посредником в торговле, объединявшей страны северной части Передней Азия. Раскопки в Закавказье и даже на Северном Кавказе обнаружили целый ряд предметов переднеазиатского происхождения, которые, очевидно, были привезены сюда урартскими торговцами, колонистами или воинами.

В закавказских могильниках были найдены бронзовые браслеты, вес которых связан с основной мерой веса Передней Азии — с миной. В могильниках Нагорного Карабаха были обнаружены золотые предметы переднеазиатского происхождения. В Ходжалинском могильнике была найдена агатовая бусина с клинообразной надписью, содержащей имя ассирийского царя Адад-Нирари. Наконец, в египетских надписях говорится, что дерево для изготовления колесниц доставлялось из Нахарины, причём одна сохранившаяся египетская колесница сделана из дерева, доставленного из Урарту.

Завоевания царей Урарту

Развитие хозяйства государства Урарту требовало постоянного притока новых рабов. Урартские цари ведут упорные войны с соседними странами с целью захвата добычи и рабов. Эти войны привели к неизбежному столкновению между Урарту и Ассирией, господствовавшей в северной части Передней Азии и претендовавшей на захват всей торговли и всех ресурсов в этих горных странах.

Первые известные походы против “страны Уруатри” предпринимает ассирийский царь Салманасар I в XIII в. до н.э. С этого времени ассирийские цари совершают частые походы против Урарту. Они не ограничиваются захватом богатой добычи, угоном скота и пленников и опустошением страны. Они налагают на побеждённых подати и заставляют их делать “приношения”. Перечисляя в своих титулатурах завоёванные страны, ассирийские цари называют себя иногда не только “царь страны Шубари”, но и “царь всех стран Наири”.

В IX в. до н.э. образуется довольно сильное Урартское государство, которое представляет реальную угрозу для ассирийской торговли и северных границ Ассирийского государства. Салманасару III (859—825 гг. до н.э.) приходится вести долгую и упорную борьбу с урартами, причём ассирийские войска неоднократно проникали в их страну. Салманасар III описывает свои победы над урартами в своей летописи.

Яркие картины этих походов, изображения штурма урартских крепостей, увода многочисленных пленников и угона захваченного скота сохранились на бронзовой обшивке Балаватских ворот и на чёрном обелиске, которые относятся именно к этому времени. В результате этих походов ассирийским войскам удалось проникнуть вплоть до северной части страны Урарту, к истокам рек Евфрата и Аракса, пробиться к озёрам Ван и Урмия и опустошить большие области.

Однако ассирийцам не удалось полностью разгромить страну Урарту. В непрерывных боях с ассирийцами укрепилось государство Урарту, вокруг которого объединился целый ряд племён. Урартский царь Сардури I сумел дать отпор ассирийским войскам. При нём была построена неприступная крепость у Ванской скалы. Сардури I, возглавивший государство Урарту, гордо называет себя “царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь страны Наири, царь царей”. Урартские цари Ипшуина и Менуа, правившие в конце IX в. и в начале VIII в., закладывают основы будущего могущества Урартского царства.

В первой половине VIII в. до н.э. Урарту при царях Аргишти и Сардури II достигает своего высшего расцвета. Урартские цари ведут целый ряд успешных войн, покоряют значительные области Закавказья, захватывают территории по среднему течению Евфрата и продвигаются в области Сирии. Особенно упорную борьбу ведут урартские цари с племенным союзом Мана, который находился в районе озера Урмия. Царям Урарту после длительных войн удаётся продвинуться к северу от Урмийского озера, завоевать часть страны Мана и даже построить там крепости для размещения своих гарнизонов. Менуа сообщает в своей надписи о покорении страны Мана и о сооружении крепости в завоёванной стране.

В летописях Аргишти I и Сардури II говорится о частых походах в страну Мана, о захвате там многочисленных пленников и об угоне скота. Таким образом, Урарту становится не только соперником Ассирии в северной части Передней Азии, но на некоторое время даже становится здесь главной силой, оттесняя Ассирию на второе место. Урартский царь Аргишти (781—760 гг. до н.э.) выходит победителем из борьбы с Ассирией, разгромив ассирийского царя Ашшурдана. Аргишти расширяет северные пределы Урартского царства, завоёвывает страну Этиуни, расположенную в Закавказье, и переносит центр государства на север через Аракс в Закавказье, в город Аргиштихинили, который находился около современного селения Армавир.

Цари Ипшуина и Менуа ведут успешные войны с соседними племенами и расширяют пределы государства. Они прочно закрепляют за собой территорию между озёрами Ван и Урмия, завоёвывают области, прилегающие к южному берегу озера Урмия, и совершают завоевательные походы на север, в равнину реки Аракса. Менуа (810—781 гг. до н.э.) сообщает в своих надписях о покорении страны Урмии и о захвате города Шашилуни, расположенного к востоку от Евфрата. Урартские цари строят города, крепости, храмы, проводят каналы. Это обширное строительство отражает начавшийся расцвет страны Урарту.

Ипшуина построил в 7 км от Вана храм, как об этом говорится в надписях на базах колонн, хранящихся в Музее Грузии. Менуа построил целый ряд укреплений на подступах к столице государства Тушпа, окончил постройку стен Ванской крепости, соорудил мощные укрепления в северной части страны и построил знаменитый канал, который снабжал столицу питьевой водой. В 10 км от Вана была найдена надпись, хранящаяся в Музее Грузии, в которой упоминается о постройке дворца царём Менуа, сыном Ипшуины.

Бронзовые шлемы урартов в экспозиции музея

Бронзовые шлемы урартов в экспозиции музея

Сардури II (760—730 гг. до н.э.) продолжал победоносные походы своего отца Аргишти. О своих походах, совершённых им на протяжении восьми лет, он довольно подробно сообщает в своей летописи, текст которой был найден в Ване и опубликован в 1922 г. Судя по этой интересной летописи, Сардури II укрепил свою власть в Приурмийской области, совершал походы в страну Эрах, расположенную к северо-западу от озера Севан, ходил войной в Закавказье и даже в Северную Сирию и, таким образом, широко раздвинул пределы Урартского царства.

Это время было временем расцвета не только политической, но и экономической мощи страны Урарту. Сардури II сообщает в своей надписи о завоевании богатых земледельческих, хорошо вспаханных областей, о захвате огромного количества скота, о доставке ценных металлов, золота, серебра, свинца и бронзы, наконец, о захвате большого количества пленников, обращённых в рабство. Другие надписи того же царя повествуют о строительной деятельности Сардури; о восстановлении храма, очевидно, около Армавира, о сооружении водопровода в том же районе и о восстановлении дворца. Всё это ясно указывает на то, что в эту эпоху урартская культура стала проникать в долину Аракса, завоёванную урартскими царями.

Судя по надписи, найденной на холме Арин-берд (около Еревана), Аргишти I построил здесь “мощную крепость”, назвав ее “городом Ирпуни”. Как показало археологическое обследование, крепость занимала территорию около 6 га. Возможно, что эта крепость имела не только военное, но и административное значение. В развалинах крепости были обнаружены большие водопроводные трубы из туфа, а в одном из помещений — остатки обвалившейся, некогда богато орнаментированной и ярко раскрашенной росписи стен. Имеются некоторые основания предполагать, что вокруг крепости располагались городские строения.

Следующему урартскому царю, Русе I (730—714 гг. до н. э.) пришлось вести упорную борьбу за восстановление былой мощи Урартского царства и за полное покорение областей Закавказья. Поэтому Руса I строит в Нор-Баязетском районе ряд крепостей. Одновременно с этим Руса подавил мятеж внутри страны, который подняли, наместники пограничных областей, пытавшиеся образовать самостоятельные княжества, пользуясь ослаблением Урартского государства. Очевидно, в связи с этим старые административные центры урартов в Закавказье, как, например, Аргиштихинили, были заменены новыми.

Несколько позднее, в VII в. до н.э., крупным административным центром урартов в Закавказье становится Тейшебаини, развалины которого были обнаружены на Кармир-Блуре, около Еревана.Однако усилившееся Урартское государство представляло большую угрозу даже для могущественной Ассирии. Урартские цари образовывали большие коалиции, в состав которых входили государства и племенные союзы Закавказья, Северной Сирии и восточной части Малой Азии.

В лице урартов и других северных народов ассирийцы натолкнулись на опасных соперников, которые угрожали их торговым путям и границам их государства. Поэтому в середине VIII в. до н. э. Ассирия мобилизует свои силы против Урартского царства и его союзников. Тиглатпаласар III совершает два похода в Урарту и наносит серьёзные поражения урартским войскам.

В конце VIII в. до н.э. Ассирия снова усиливается. Саргону II в 714 г. до н.э. удаётся совершить успешный поход против Урарту и разгромить войска Русы. Однако ассирийцы не смогли окончательно подавить Урартское царство. Урартский народ ведёт мужественную борьбу против ассирийских завоевателей.

Несмотря на то, что Саргон II разбил урартские войска, опустошил всю страну, захватил и разграбил богатый урартский город Мусасир, государство Урарту всё же сохранило свою самостоятельность. Больше того, сопротивление урартов было, возможно, одной из причин ослабления Ассирии, которая в 605 г. пала под ударами объединившихся врагов Ассирийского царства. Урарту сохраняло свою независимость и после падения Ассирии. Только в VI в. до н.э. Урарту теряет свою независимость и рушится под ударами мидян и кочевников-скифов.

Культура Урарту

Урартская культура ещё мало изучена, однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью.

Урарты имели свою собственную древнюю иероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке. Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был построен в IX—VIII вв. до н.э. на высокой платформе.

Со своей двускатной крышей, с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы.

Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов.

Некоторое представление об урартской живописи дают остатки стенных росписей, обнаруженные на холме Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец, растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым своеобразием, характерным для всей урартской культуры.

Искусство Урарту напоминало ассирийские образчики

Искусство Урарту напоминало ассирийские образчики, однако их мозаики и фрески выглядели более «живыми» по сравнению с южным соседом

Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев.

Урарты оказали влияние на развитие культуры соседних народов, в частности, ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа.

Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был “гора Халда”. В перечне урартских богов (Мхер Капуси) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева.

На различных предметах властности, на оттисках печатей сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард.

В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени, бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя Урартского государства. Копьё и щит, считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *