Что украшает купол крыши усадьбы люблино
Перейти к содержимому

Что украшает купол крыши усадьбы люблино

  • автор:

Дворец Дурасова

Этот великолепный дом-дворец был построен в 1801 г., он отличается очень изысканной и оригинальной архитектурой: к мощному центральному объёму-ротонде крестообразно примыкают четыре равновеликих прямоугольных крыла, соединённых лёгкими дугами изящной двухрядной колоннады. Центральная ротонда увенчана куполом, на вершине которого первоначально возвышалась мраморная статуя Аполлона. Эта статуя пострадала во время урагана 1904 г. и была заменена копией одного из экспонатов Дрезденского музея, так называемой «Большой Геркулаянкой», восходящей к греческому оригиналу IV в. до н.э. «Большая Геркулаянка» была утрачена в 1941 г. и восстановлена в 2001-м.

дворец дурасова

Дом имеет четыре одинаково выразительных фасада и предназначен для обзора со всех сторон. Все фасады украшены изящными барельефами на античные сюжеты. Под дворцом находятся подвалы, в одном из них был устроен калорифер для обогревания помещений, в других, бывших особенно холодными благодаря близости пруда, хранились продукты.

план дворца дурасова

По распространённой легенде, необычная планировка дома — равноконечный крест, наложенный на круг, — была придумана Н.А. Дурасовым и должна была представлять очертания ордена Святой Анны — награды, о которой владелец усадьбы якобы долго мечтал и которую получил лишь при выходе в отставку. Однако эта легенда не имеет под собой реального основания. Показательно, что в соответствии с этой легендой «Большая Геркулаянка», хотя и установленная на крыше дома почти через сто лет после смерти Дурасова, часто принималась за статую святой Анны.

Современники с восторгом отзывались о доме-дворце Дурасова.

Интерьеры дворца

Дом-дворец не был жилым: в нём устраивались балы, торжественные обеды, музыкальные вечера. Здесь находятся три парадных зала: Круглый — в центральной ротонде, Мраморный и Колонный — в северо-западном и юго-западном крыльях. Их высота соответствует двум этажам противоположных крыльев, занятых служебными помещениями. Третий этаж включает в себя верхнюю, подкупольную часть ротонды и четыре небольших примыкающих к ней объёма.

Круглый зал

дворец дурасова в люблино

Центральное помещение дворца — Круглый зал — служил залом для танцев и парадной столовой. Относительно небольшой по площади, он очень высок. Стены расписаны в технике «гризайль», имитирующей архитектурные и скульптурные детали. Стройные колонны, написанные в этой технике, придают залу парадность и торжественность, не загромождая его. Роспись на потолке изображает богиню утренней зари Аврору со свитой, летящую по облакам на колеснице, запряжённой голубями. Предположительно, все росписи дворца были выполнены известным итальянским живописцем-декоратором, работавшим в России, Джеромо (Ермолаем Петровичем) Скотти.

Подлинные паркеты дворца, к сожалению, не сохранились, причём утрачены были совсем недавно — в 1990-е гг., когда во дворце расположилась фирма, торгующая овощами, и устроила здесь склад лука. Паркеты, которые мы видим сейчас, восстановлены реставраторами.

Мраморный зал

москва дворец дурасова

Мраморный зал, как и Круглый, использовался для танцев и парадных обедов. Он производит впечатление особенно просторного и светлого благодаря высоким окнам и нежным тонам искусственного мрамора, которым облицованы стены. Над окнами расположены барельефные вставки на сюжеты из античной мифологии. Четыре угловых барельефа представляют собой аллегории времён года. Роспись на потолке — «Пир Вакха на Наксосе», — вероятно, должна была подчёркивать назначение зала, как парадной столовой.

Колонный зал

фото дворца дурасова

Своё название зал получил по двум рядам колонн, разделяющих его пространство на три части. Здесь устраивались музыкальные вечера, причём «вечернее» назначение зала подчёркнуто в его оформлении. Потолок расписан звёздами, звёзды присутствуют и в узоре паркета. Переход от стен к потолку украшен четырьмя живописными панно на сюжеты греческих мифов «Артемида и Актеон», «Суд над нимфой Каллисто», «Вакх и Ариадна» и «Триумф Вакха и Ариадны», рассказывающих о возникновении известных созвездий. Один из мифов повествует, что охотник Актеон, заставший богиню Артемиду во время купания, был превращён ею в оленя и растерзан собственными собаками. Эти собаки стали созвездием Гончих Псов. В другом мифе рассказывается, как юная нимфа Каллисто, возлюбленная Зевса, по воле его ревнивой супруги Геры превратилась в медведицу и была вознесена на небо в образе созвездия Большой Медведицы. Третий миф посвящён истории критской царевны Ариадны, которая, выходя замуж за бога виноделия и веселья Вакха (Диониса), получила в подарок на свадьбу драгоценный венец, теперь сверкающий на небе в виде созвездия под названием Венец Ариадны.

дворец дурасова внутри

Стены Колонного зала покрыты росписями с изображением парковых пейзажей, зрительно сливающимися с пейзажами, которые видны за окнами. Эти росписи совершенно уникальны: в них запечатлён люблинский парк, каким он был в начале XIX в.

Колонный зал отличается замечательной акустикой. Сейчас здесь регулярно проводятся концерты старинной музыки.

Верхние помещения

фото интерьеров дворца дурасова люблино

Помещения второго и третьего этажей, куда можно подняться по лестницам, находящимся в юго-восточном и северо-восточном крыльях дворца, использовались в качестве служебных. В настоящее время на третьем этаже размещены небольшие тематические экспозиции музея.

Вид из огромных, полуциркульных окон, расположенных под самым куполом ротонды, сейчас заслоняют разросшиеся деревья. В старину же отсюда открывалась широкая панорама окрестностей.

Загадочный дворец: история главного дома усадьбы Люблино

В феврале 1762 года император Петр III освободил дворян от обязательного несения службы. Одним из следствий этого законодательного акта стало массовое усадебное строительство по всей империи: многие дворяне предпочли карьере тихую жизнь в собственном поместье. Этот процесс длился целый век и оставил потомкам богатое архитектурное наследие в виде дворянских гнезд с господскими домами, парками, храмами, служебными постройками. Рассказываем об истории одного из них – усадьбы Люблино, которая входит в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Разбогатевшие провинциалы

Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года.

В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:

«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».

Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Фото: mos.ru

Легенда о бригадирском ордене

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, – в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.

Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру – центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.

В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) – автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь – Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.

Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба – ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.

Храм Аполлона

Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.

Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус – тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.

Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами – бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша – благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.

В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.

Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской – поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.

К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных – «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» – были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Люблинский сатрап

Снискав славу первейшего хлебосола в городе, большого оригинала и человека со вкусом к развлечениям, Дурасов однако не пользовался искренней любовью. Поэт и переводчик Михаил Дмитриев, один из современников богача, называл его сатрапом – то есть тираном, деспотом, самодуром. Не самая лестная характеристика.

«…с надменной уверенностью позволял себе иногда нестерпимые выходки, хвастовство и глупые шутки, которым и хохотал, – писал Дмитриев. – Он хвастал богатством, презирая всякий ум и всякие талант и ученость, унижал их с каким-то глупым наслаждением… жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы и был до эпохи французов, все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».

В 1806 году Дурасов завел у себя в усадьбе крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков. История крепостного театра Дурасова закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников. В Люблине сохранились перестроенные здания театра, театральной школы и пансиона для актеров, а также оранжерея и другие хозяйственные постройки.

В мае 1818 года театр почтила посещением вдовствующая императрица Мария Федоровна. Хозяин пережил знаменательный визит лишь на месяц – Дурасов умер в июне в возрасте 47 лет.

Инфографика: mos.ru

Дачник Достоевский

Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.

В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822–1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».

Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма. Голофтеев восполнил этот пробел, купив на Политехнической выставке в 1872 году деревянную одноглавую церковь, которую освятили во имя святых Петра и Павла. В советское время ее разобрали.

Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея – изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала. Водруженная на опустевший бельведер, статуя невольно катализировала легенду про крест ордена Святой Анны Дурасова – в ней стали видеть православную святую, в честь которой был назван этот орден.

В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещался Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.

В 2019 году при благоустройстве территории археологи обнаружили на небольшой глубине мраморную женскую статую XVIII века. В ней узнали аллегорическую фигуру «Молчание», которая при Голофтеевых стояла у входа во дворец. После реставрации она вернется на свое место.

Источник: mos.ru и агентство «Мосгортур»

Усадьба Люблино

Одной из уникальных исторических территорий современной столицы является Люблино – местность, впервые упомянутая в документах XVI века. В 80-е гг. XVII века поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых, и называлось оно Годуново. Позднее имение стало принадлежать князьям Прозоровским, и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино.
В 1800 г. усадьбу купил богатый московский помещик, действительный статский советник, армейский бригадир Н.А. Дурасов (1760-1818) – самый известный её владелец. Проектировали и строили усадьбу в 1801-1806 гг. знаменитые московские архитекторы Родион Родионович Казаков и его родственник и сподвижник Иван Васильевич Еготов.
Чудом сохранившийся усадебный ансамбль «Люблино» занимает особое место в русской культуре. Оригинальное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание господского дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая форма здания восходит к проектам французского архитектора Ж.Ф. Неффоржа. По легенде более позднего происхождения, форма дома напоминала форму ордена св. Анны.

Описание усадьбы Люблино

Главный вход во дворец расположен с юго-восточной стороны. По широкой лестнице, ведущей в галерею, можно войти в его залы. Центральный круглый зал высотой в два этажа – парадная столовая. Он, как и другие залы дворца, богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объёмных барельефов, коринфских колонн, многофигурного фриза по периметру всего зала, круглых медальонов. Росписи дворца выполнял модный в то время художник Джермано Скотти.
На барельефах круглого зала представлены известные мифологические сюжеты (начиная от входа в ЗАО по часовой стрелке): «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». Купол Круглого зала украшает живописный плафон «Триумф Венеры». Пол зала выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркульные окна открываются виды парка и пруда.
Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме он предназначался для балов и был облицован искусственным мрамором различных оттенков. Впечатление парадности создаётся так же лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном на потолке «Пир Вакха на острове Наксос».

Усадьба Люблино. Фасад дворца с генеральным планом усадьбы

Усадьба Люблино

Усадьба Люблино, главный дом

Усадьба Люблино, парадный зал дворца

В северо-западном крыле дворца расположен Колонный зал, служивший гостиной. Он разделен двумя колонными портиками на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн, отделанных искусственным мрамором, дали залу второй название Розовый. Система росписей создаёт впечатление открытого садового павильона.
Над карнизами размещены четыре панно на темы античной мифологии (справа налево от входа): «Миф об Актеоне», «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Пир Вакха и Ариадны на острове Наксос». По торцам зала с обеих сторон – ценнейшая полихромная пейзажная живопись с видами усадьбы. При Н.А. Дурасове зал был обставлен мебелью для отдыха: диванами, креслами, ломберными столиками.

В этих залах щедрый хозяин устраивал званые обеды, балы и празднества, сопровождаемые игрой замечательного оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать.
Жилые и служебные помещения были расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях дворца. Третий этаж представляет собой бельведер, венчающий всё здание, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. В прошлом свод зала был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений – пейзажная живопись.

Купол дворца, задуманного Н.А. Дурасовым как Храм искусств, венчала скульптура Аполлона, уничтоженная сильнейшим ураганом в 1904 году. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде – копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н.э.).
В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий имения. Руководил театром замечательный актер и писатель-драматург П.А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Слава о театре дошла до царского двора. В мае 1818 г. театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна, которая пришла в восторг от увиденного представления.
Частично сохранились и некоторые другие строения усадьбы: дом управляющего, флигель, фрагмент здания дворцовой оранжереи, конный двор и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма.

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино парк

Усадьба Люблино парк с прудом

Усадьба Люблино дворец, интерьер

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

dsc_3917_lublino

Вокруг, на высоком холмистом берегу, был разбит пейзажный парк в английском стиле. Важный элемент паркового ландшафта – обширный пруд (ныне Люблинский) в русле речки Голяди.
В течении XX века усадьба, в том числе и дворец, неоднократно меняла своих владельцев, что отнюдь не способствовало сохранению построек. В 2001 – 2005 гг. была проведена научная реставрация дворца, и сегодня посетители могут увидеть его во всем великолепии – таким, каким он был 200 лет назад.
После реставрации замечательный памятник начала XIX века – дворец Н.А. Дурасова, став частью Московского государственного объединенного музея – заповедника, начал принимать первых посетителей.
(Из музейного буклета).

План усадьбы Люблино

План усадьбы Люблино

Схема проезда

Усадьба Люблино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Люблино 55.688454 , 37.743165 Усадьба Люблино

Ю.И. Шамурин Люблино

Ближайшая к Москве по Курской дороге усадьба — Люблино, теперь принадлежащая Н. К. Голофтееву. Большой белый дом, совершенно необычной формы, красиво поставлен на возвышении и виден от железной дороги. Совершенно неожиданно проносятся его многочисленные колонны и стены с барельефами, сменяя поля орошения, товарные склады и закопченные рельсовые пути. Люблино в начале XIX века принадлежало Н. А. Дурасову, несмотря на свое богатство, не пользовавшемуся в Москве большой известностью. Около 1800 года Дурасов построил громадный дом, отлично сохранившийся до наших дней. План его представляет равноконечный крест с концами, соединенными закругленными колоннадами; по поводу этого необычного плана по старой Москве ходили толки, что такой вид был придан дому в память получения Дурасовым ордена Анны. Этому можно поверить: дом в плане, действительно, напоминает орден; что же касается самого замысла — запечатлеть таким странным образом полученную награду, — то это вполне возможная причуда старого барства. С. Жихарев, оставивший интереснейшие «Записки студента» о московской жизни первых годов Александровского царствования, посещал Люблино и со слов хозяина сообщил, что дом строил архитектор Егоров. Такой архитектор неизвестен. Невероятно также, что это был крепостной маестер; Жихарев, по-видимому, ошибся в имени архитектора Ивана Еготова, талантливого ученика М. Ф. Казакова, работавшего в это время в Москве. Казаковская школа очень определенно сказывается в дурасовском доме, немного однообразном, украшенном только четырьмя барельефами, статуей на куполе и полукруглыми колоннадами. Н. А. Дурасов был большим любителем театра; его подмосковная славилась оранжереями, но еще более — отлично обученной труппой, заключавшей более сотни крепостных артистов. Внутри дома красивы плафоны зала, расписанные итальянцем Скотти, самым популярным московским декоратором начала XIX века.

Источник:
Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912-1914 гг. тов. «Образование»

Дворец Н.А. Дурасова в усадьбе Люблино

Дата постройки: начало XIX в.
Архитекторы: И. В. Еготов, Р. Р. Казаков
Дата реставрации: 1952 – 1957 гг., 1999 – 2004 гг., 2012 г.
Авторы проекта реставрации: Центральная проектно-реставрационная мастерская
Академии архитектуры СССР, ООО «АРСС», ФГУП МНРХУ

Первые сведения о Люблине относятся к XVII столетию. Около 1800 года имение Люблино приобрел отставной бригадир, действительный статский советник Н. А. Дурасов. Согласно известной легенде в память о получении в 1800 году ордена Святой Анны I степени он заказал постройку главного дворца усадьбы в форме креста.
Архитектором здания долгое время называли И. В. Еготова. Сейчас принято считать, что над проектом мог работать и Р. Р. Казаков. Росписью внутренних помещений занимались Джеромо (Е. П.) Скотти и Сантино Ольденелли.
Дурасов использовал дворец в летнее время для балов, приемов и представлений известного всей России крепостного театра. Имение посещала вдовствующая императрица Мария Федоровна и директор (президент) Петербургской Академии наук княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова.
Во второй половине XIX века Люблино приобрели у наследников Дурасова купец К. Н. Голофтеев и его компаньон и родственник П. Н. Рахманин, которые устроили на территории имения летние дачи, сдаваемые внаем. На одной из них Ф. М. Достоевский работал над романами «Преступление и наказание» и «Игрок».

При Голофтееве с Рахманиным дворец в Люблине был частично перестроен и утеплен для круглогодичного проживания. Во время урагана 1904 года разбилась статуя Аполлона, венчавшая купол здания. Она была заменена на скульптуру геркуланянки (гражданки города Геркула), облаченной в траурные одежды. Почему выбор пал именно на эту статую, неизвестно.
В октябре 1917 года внутреннее убранство усадьбы было расхищено. Впоследствии здесь располагались школа, клуб железнодорожников, отделение милиции. В 1948 году здание перешло только что созданному Морскому гидрофизическому институту Академии наук СССР. Оно нуждалось в срочном ремонте — почти полностью были утрачены перекрытия открытых галерей и капители колонн. Сами колонны, покрашенные масляной краской, были сильно повреждены. Сгнили многие деревянные конструкции, начали разрушаться своды. От сырости сильно пострадала отделка интерьеров, каменные полы галерей были разбиты.

Два крыла здания и его третий этаж подверглись спешному ремонту.
В 1950-м готовится проект реставрации дворца, воплощенный в жизнь в 1952 – 1957 годах, в том числе проводится и реставрация живописи (не самая удачная, по оценке специалистов той эпохи), а также других элементов декора интерьеров.
За четыре последующих десятилетия здание сильно обветшало, несмотря на то, что в 1979 году усадьба Люблино была взята под госохрану. В 1999 – 2004 годах проводилась комплексная реставрация дворца.
В ходе работ была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура здания. Заменены находившиеся в неудовлетворительном состоянии перекрытия. Потребовалось немало усилий, чтобы не нанести ущерб уникальным плафонам и декоративным панно. Отреставрированы кладка цоколя и лепной декор вместе с понесшими значительные утраты капителями колонн и рельефами на фасадах. На куполе была вновь воздвигнута скульптура «Геркуланянка».

Сотрудники Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) воссоздали роспись плафонов и стен в анфиладе залов первого этажа. В ходе предварительных исследований выяснилось, что штукатурное основание сильно деструктированное, отстало от основы, имеет глубокие трещины, утратило красочный слой (возможно, из-за применения казеинового клея во время реставрации советской поры), структурно разрушилось в местах протечек, покрылось грязью. Обнаружились и частичные поновления. Из-за протечек сильно пострадала роспись в технике гризайль.
Все эти дефекты были устранены, а в живопись вдохнули новую жизнь специалисты под руководством художника-реставратора высшей квалификации В. В. Марковина.

В Центральном круглом зале высотой в два этажа, служившем парадной столовой, был возрожден живописный плафон «Триумф Венеры», украшающий купол, и барельефы «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». В Мраморном зале отреставрирован потолочный плафон «Пир Вакха», а расписанным под мрамор разных оттенков стенам возвращены оригинальные цвета (утерянные при реставрациях прошлых лет). Колонный (Розовый) зал, бывшую гостиную, вновь украсили панно в технике гризайль.
В 2005 году усадьба Люблино была передана в состав Московского городского объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ) «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино». Дворец открыт для посещения.

В верхнем круглом зале (Ротонде) оригинальная роспись не сохранилась. В 2009 – 2010 годах специалисты ФГУП МНРХУ провели архивно-библиографические исследования, подобрали стилистические аналоги росписи. В качестве примера использовались сохранившиеся росписи в Люблине, а также росписи из других усадеб той же исторической эпохи.
В 2012 году были проведены работы по реставрации росписи Ротонды (научный руководитель проекта — Л. Ю. Яснова, руководитель проекта — А. С. Скородумова, работы выполнялись под руководством художника-реставратора М. Г. Чистякова). Воссоздание росписи было произведено в акриловой технике, для позолоты использовано сусальное золото, архитектурные детали изображены живописно, без применения лепного декора.
С окончанием финального этапа уникальных реставрационных работ внешний облик и интерьеры дворца Н. А. Дурасова в Люблине максимально приблизились к первоначальному облику.

Литература:
А. Алексеев Москва, которая есть. Лучшие примеры реставрации XXI века. М., 2013

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

В черте Москвы находится множество бывших подмосковных дворянских усадеб. Их общая судьба всем известна, однако бывали счастливые исключения, когда сразу после изгнания прежних хозяев усадьбу объявляли культурной ценностью, открывали в ней музей, спасая таким образом не только усадебные постройки, но и зачастую самих «бывших». Люблино к таким счастливчикам отнести нельзя.

Люблино. Гравюра начала 19 в. Фотография из Интернета

Люблино. Гравюра начала 19 в. Фотография из Интернета

Больше ста лет прошло с тех пор, как усадьба была национализирована, её здания использовались городом под различные учреждения и даже временами под жильё, и только в 2005 году власти опомнились: красота-то какая! Началась реставрация в 2007 году, но до сих пор, как говаривал Савва Игнатьич в фильме «Покровские ворота», есть, конечно, что подделать. Почистили парк, пруд, речку Чурилиху, оборудовали парковую зону вокруг усадьбы. Теперь это большая, в меру благоустроенная территория между улицами Люблинской и Краснодонской.

Вид с улицы Краснодонской

Вид с улицы Краснодонской

Дорога от улицы Люблинской

Дорога от улицы Люблинской

Согласно последним исследованиям, усадебный комплекс в Люблине проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801–1806 годах известные московские архитекторы Р. Р. Казаков (1754–1803) и И. В. Еготов (1756–1815). Росписи дворца выполнял модный в то время итальянский художник Доменико (Дементий Карлович) Скотти. В отличие от многих других разорённых дворянских гнёзд, в Люблине, кроме усадебного дома, сохранилось и восстановлено в результате реставрации довольно много построек.

2

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Например, это невзрачное здание — один из флигелей бывшей знаменитой на всю Москву дурасовской оранжереи (1801—1806 гг., архитекторы Р. Р. Казаков И. В. Еготов). Хозяин усадьбы Николай Алексеевич Дурасов (1760–1818) устраивал в своей оранжерее, среди экзотических растений, зимние приёмы с обильными обедами и музыкальными вечерами. Из всего этого великолепия сохранился лишь западный флигель, да и то был восстановлен в 1985 году.

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

В оранжерее было 10 залов, расположенных вокруг центрального павильона, покрытого стеклянным куполом. По описаниям, оставленным современниками Дурасова, в центре оранжереи находилось 100-летнее померанцевое дерево, оценённое знатоками в 12 тысяч рублей (тогдашних, естественно), вокруг которого располагались ещё 6 померанцев и других диковинных деревьев из разных уголков Земли. Были ананасное и цветочное отделение с открытыми площадками, на которых летом устаивались выставки. Был, естественно, свой сад и питомник растений, от которых уже давно нет следа. Оранжерея сгорела в 1920 году.

Лист из ботанического атласа «Сад Айхштетта». Вероника дубравная. Германия. 1750 г. Экспонат выставки в усадьбе Люблино

Лист из ботанического атласа «Сад Айхштетта». Вероника дубравная. Германия. 1750 г. Экспонат выставки в усадьбе Люблино

За высоким забором можно увидеть здания бывшего конного двора. Есть надежда, что после реставрации они дополнят архитектурный комплекс усадьбы.

Конный двор. Северо-западный жилой флигель. Арх. И.В.Еготов

Конный двор. Северо-западный жилой флигель. Арх. И.В.Еготов

Почти напротив этих зданий, через улицу Летнюю, можно увидеть пансион для дворянских детей. Здание обычное для эпохи классицизма. Романтичнее и выигрышнее оно выглядит со стороны Люблинского пруда.

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

В нескольких зданиях располагался крепостной театр Дурасова. Известно несколько крепостных театров, особенно хорошо в музеях представлен крепостной театр Н. П. Шереметева в Останкине. Но всё-таки дурасовский театр — явление уникальное. Ни в одной усадьбе, кроме Люблина, не существовало отдельного здания театральной школы. Здание школы начинает ряд построек вдоль главной аллеи, оно находится совсем рядом с усадебным домом. Оно состояло из двух флигелей, соединённых колоннадой. Помимо своего прямого назначения, школа использовалась как жилое помещение для актёров крепостного театра, здесь располагались гримёрные. Здание Театральной школы было воссоздано в 2010–2014 годах.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

2

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

1

Галерея

Театром руководил актёр и писатель П. А. Плавильщиков, благодаря которому дурасовский театр был не менее знаменит, чем усадебные театры в Кускове, Останкине и Кузьминках. В труппе Дурасова было более ста крепостных актёров, к массовым сценам иногда привлекали жителей деревни. После смерти Дурасова актёры получили вольную, и многим из них удалось перейти в труппы императорских театров в Москве и Петербурге.

2

Здание театра

Здание театра

Оркестр Дурасова считался одним из лучших в Москве. Впечатление от игры музыкантов описал С. Т. Аксаков в книге «Детские года Багрова-внука»: Только что подали стерляжью уху, которою заранее хвалился хозяин, говоря, что лучше черемшанских стерлядей нет во всей России, как вдруг задняя стена залы зашевелилась, поднялась вверх, и гром музыки поразил мои уши! Передо мной открылось возвышение, на котором сидело множество людей, державших в руках неизвестные мне инструменты. Я не слыхивал ничего, кроме скрипки, на которой кое-как игрывал дядя, лакейской балалайки и мордовской волынки. Я был подавлен изумлением, уничтожен. Держа ложку в руке, я превратился сам в статую и смотрел, разиня рот и выпуча глаза, на эту кучу людей, то есть на оркестр, где все проворно двигали руками взад и вперед, дули ртами, и откуда вылетали чудные, восхитительные, волшебные звуки, то как будто замиравшие, то превращавшиеся в рев бури и даже громовые удары… Хозяин, заметя мое изумление, был очень доволен и громко хохотал, напоминая мне, что уха простынет. Но я и не думал об еде…

1

Музыкальные инструменты. Экспонат выставки в усадьбе Люблино

Музыкальные инструменты. Экспонат выставки в усадьбе Люблино
В усадьбе была и церковь, но её уничтожили в 1927 году.

Наконец самое главное — усадебный дом в модном тогда палладианском стиле: такая планировка восходит к проектам итальянского архитектора 16 века Андреа Палладио и представляет собой одну из бесчисленных вольных интерпретаций Ротонда (Ла-Ротонда (La Rotonda) — загородный дом, или вилла, построенный Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико).

5

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Среди русских усадебных построек аналоги этому зданию найти нелегко. Здание в плане представляет собой сочетание креста и круга, завершается бельведером с куполообразной крышей. Со всех сторон оно дополнено расположенными по кругу колоннами. Изначально купол венчала статуя Аполлона, но в 1904 году был страшный ураган, который уничтожил это украшение и повалил множество старых деревьев в парке. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде — копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н. э.).

4

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Усадьба задумывалась как модное по тому времени подмосковное увеселительное имение. Семьи у Дурасова не было, так что небольшого дома ему хватало, а приёмы гостей он устраивал, как было уже сказано, в зданиях оранжереи. Честно говоря, зимние фотографии не люблю: темно, мало ярких красок, но здесь я даже обрадовалась: листва не мешает рассмотреть архитектуру.

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

На желтоватом фасаде выделяются белоснежные барельефы, изображающие сцены античной Греции. На одном из таких барельефов изображен ритуал посвящения девочек богине Афродите.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Экскурсию можно продолжить внутри усадебного дома. Прежде всего, здесь интересна опять-таки архитектура, потому что предметы в помещениях дворца никогда не принадлежали Дурасову. Но тем не менее это образцы декоративно-прикладного искусства того времени, они очень изящны и прекрасно дополняют интерьеры. Первым к осмотру предлагают круглый зал под куполом, который служил столовой. Круглый зал богато украшен уникальной росписью, выполненной в технике гризайль.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Стены расписаны под мрамор, нарисованы колонны, сверху зал опоясывает фриз, имитирующий древнегреческие барельефы и медальоны. На потолке — плафон с изображением мифологической сцены с Венерой.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

При владельцах здесь стояли столики, кресла, всё было украшено экзотическими растениями, стоявшими в больших кадках. Сегодня же готовятся принять детей на празднование Масленицы.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Необыкновенно красивый Мраморный зал, отделанный под мрамор разных оттенков, был предназначен для балов.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Кроме великолепного оформления стен пилястрами, медальонами и барельефом с изображением сцен из античной мифологии зал украшает грандиозный плафон с мифологическим сюжетом.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Мебель не антикварная, в креслах можно посидеть во время экскурсии. В углах зала несколько витрин со старинной посудой.

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Розовый зал стал традиционным местом проведения торжеств.
1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Можно, конечно, поворчать, что в усадьбах проводятся различные мероприятия, но ведь только на бюджетные средства такой огромный усадебный комплекс существовать не может, тем более в состоянии долговременной и очень затратной реставрации. Кроме экскурсий и выставок, музей ведёт научную деятельность, работает лекторий, проводятся музейные занятия для детей, в том числе игры-квесты, экскурсионно-художественные программы и музыкальные вечера. В розовой гостиной проводят официальную регистрацию брака. Усадьба живёт!

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

На втором этаже представлена зелёная (фамильная) гостиная Дурасовых.
1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Однако ни одна вещь в ней Дурасовым не принадлежала. Здесь создан собирательный образ эпохи первой половины 19 века. Здесь портреты людей, живших во время процветания усадьбы Люблино, в том числе царственных особ,

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

предметы и гравюры, связанные с Отечественной войной 1812 года (кстати, в усадьбе квартировали французские офицеры: здесь в погребах были значительные запасы продовольствия, припасённые для дурасовских пиршеств, благодаря этому усадьба не пострадала).

2

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Голубая гостиная, наверно, больше понравится женщинам. Платье, туфельки, многочисленные веера тонкой работы, наборы для рукоделия и молоточковое фортепиано второй четверти 19 века…

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

1

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

В этой гостиной есть действующий экспонат — каминные часы с кустом акации и птицами. С помощью уникального механизма птицы двигаются и поют. Рядом с часами размещён специальный монитор, на котором посетители смогут увидеть уникальный экспонат в 3D-изображении. При этом не только подробно рассмотреть часы снаружи, но и увидеть изнутри — со всеми механизмами, приводящими в движение птиц на часах и воспроизводящими их пение.

4

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Из музея я не выходила часа два, присовокупив к осмотру главной экспозиции посещение двух небольших выставок. Самое интересное, что зашла сюда совершенно случайно, просто вышла из автобуса, проезжая мимо по району, в котором раньше не бывала. Планировала свой день по-другому, фотоаппарат взяла по другому поводу. Вот так бывает.

Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино

Адрес: Летняя ул., 1, стр. 1 Телефон: +7 (495) 350-15-53 Проезд: 1. На метро вы едете до станции «Волжская» Люблинской линии (первый вагон из центра). По подземному переходу следуете до первого выхода на Краснодонскую улицу. Повернув направо, двигаетесь по этой улице к мосту, пересекаете Люблинский пруд и сразу по диагональной асфальтовой тропинке выходите на улицу Летняя, по которой идете прямо до дворца Н. А. Дурасова. 2. По железной дороге от Курского вокзала вы добираетесь до станции «Люблино», переходите через железнодорожный мост и выходите к Люблинской улице. Пересекаете ее по пешеходному переходу и оказываетесь на улице Тихая. Следуете до входа в парк и идете по главной аллее до дворца Н. А. Дурасова. 3. На автомобильном транспорте — заезд с Ейской улицы до шлагбаума. Рядом, справа, находится бесплатная охраняемая стоянка. Вы оставляете автомобиль и идете до дворца пешком около 2 минут.

  1. Строгановка
  2. Выставка «Репетиция весны»
  3. По Москве: от «Китай-города» до «Тургеневской»
  4. Пешком от «Третьяковской» до «Китай-города»
  5. Японская экзотика в центре Москвы
  6. А вы были в зоопарке, когда он уже закрыт?
  7. Прогулка в стиле лофт с гламурно-сентиментальным оттенком
  8. Дизайн упаковки самой вкусной фабрики
  9. «Это средство, чтобы вечно помнить детство»
  10. Жемчужинка московского модерна
  11. По волне моей памяти… (Выставка «Старая квартира» в Музее Москвы)
  12. «Что нового покажет мне Москва. » (Выставка «Шкафы Москвы»)
  13. Находки в поисках утраченного
  14. В гостях у водочного короля
  15. «Едва другая сыщется столица как Москва»
  16. Особняк золотопромышленника Стахеева на Новой Басманной улице
  17. Шалом, Москва, или Пять еврейских анекдотов в историческом контексте
  18. Шалом, Москва! Продолжение прогулки
  19. Лето наступает, когда расцветают пионы
  20. Где в Москве можно погладить лося
  21. Всё новое – хорошо забытое старое. Усадьба Люблино
  22. «Улочки-шкатулочки, девочки мои…»
  23. ВДНХ — совсем не déjà vu
  24. 10 тысяч шагов по утренней Москве
  25. С Бессмертным полком по Дороге памяти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *