Кто покорил волжскую булгарию какой князь
Перейти к содержимому

Кто покорил волжскую булгарию какой князь

  • автор:

Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье

Ровно 800 лет назад силовая операция против восточного соседа завершилась победой владимирского войска и выгодным мирным договором на многие годы вперед. Именно в 1220 году великий владимирский князь Юрий Всеволодович организовал большой военный поход на Волжскую Булгарию.

Шедевр как память о сыне

Отношения правителей обоих “царств” были непростыми и до похода. Волжская Булгария (или Болгария) — во многом загадочное и легендарное средневековое государство. О его размерах и значении ученые продолжают спорить до сих пор, но известно, что созданная тюркскими племенами на Средней Волге и Каме, Волжская Булгария просуществовала 500 лет.

Русские князья, начиная со Святослава в X веке, то воевали, то мирились с волжскими булгарами. Во времена мира торговые связи были активными, что подтверждают раскопки. Но еще тогда Волжская Булгария приняла ислам и стала самой северной мусульманской страной. По преданию, киевский князь Владимир Креститель выбирал православие среди других религий. Так вот, исламская миссия прибыла тогда в Киев именно из Волжской Булгарии. Князь от ислама отказался, но мирный договор с Булгарией заключил.

Но Юрий Всеволодович был не единственным князем, отправившимся в поход на восточного соседа. В 1120 году аналогичную миссию в союзе с половцами провел князь Юрий Долгорукий. Очень активно воевал с Волжской Булгарией Андрей Боголюбский. В один из походов он даже взял знаменитую святыню, свой важнейший духовный ресурс — знаменитую икону Богородицы Владимирской. В том походе был взят город Бряхимов. Однако войны с волжскими булгарами были такими тяжелыми, что Боголюбский потерял из-за них даже двух своих сыновей-наследников. Именно в память о сыне Изяславе, который умер в походе, Боголюбский решил возвести храм Покрова на Нерли.

Справедливости ради: булгары не только отбивались, но и сами порой нападали на русские территории. И даже захватывали Муром и Суздаль. Но никогда не удерживали русские города подолгу.

Война и мир-1220

Причиной конфликта 1220 года стали дерзкие действия булгар, захвативших Устюг. Великий князь Юрий Всеволодович в ответ послал своего сына Святослава во главе войска, объединившего ростовские, суздальские и муромские дружины. Главным успехом того похода стал захват и разграбление города Ошель в июне 1220 года. Тогда город считался крупным. Но в наши дни о месте, где он находился, единого мнения у историков нет.

Как это бывало и раньше, после войны последовал мирный договор. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, а в 1229 году его продлили на тот же срок.

Собственно, за что боролись? За то, о чем договорились: Юрий Всеволодович расширил влияние Владимирского княжества на земли мордовских племен, на которые претендовали и булгары. Так что это было что-то вроде колониальных приобретений. С целью закрепиться в этих землях, владимирский князь основал Нижний Новгород. А Волжская Болгария запросила мира еще и потому, что у нее на горизонте замаячила угроза, гораздо более опасная, чем владимирское войско, – монгольские орды.

Святой Аврамий Болгарский

Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром (Болгаром), – так называлась столица Волжской Булгарии. По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим. Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули. А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги. Случилось это, как гасит предание, 1 апреля 1229 года. Тело Авраамия русские купцы, (предположительно, муромские) погребли на христианском кладбище в Булгаре.

И вот, менее чем через год Юрий Всеволодович добился переноса мощей Авраамий Болгарского во Владимир. Сам князь с епископом Митрофаном и прочим окружением в марте 1230 года торжественно встретил святыню, сильно повысив свой авторитет. Мощи положили в Успенском соборе Княгинина монастыря, где они находятся и поныне.

А потом пришла Орда.

Монгольское нашествие не пощадило ни Волжскую Булгарию, ни русские княжества. Булгария поначалу нанесла монголам поражение – одно из первых на их пути. Потом держалась еще 13 лет. Просила будто бы помощи у Юрия Всеволодовича, но не получила. А в 1236 году была завоевана окончательно. В 1238 году пал Владимир, погиб Юрий Всеволодович…

Русские походы на бывшую Волжскую Булгарию (уже в составе Золотой Орды) продолжались и позже. Наследницей Булгарии стало Казанское ханство, которое покорил Иван Грозный.

Сегодня Болгар (древний Булгар) считается центром культурного наследия Татарстана, где с гордостью показывают памятники «Болгарской цивилизации». А нам о непростых отношениях владимирских князей с Волжской Булгарией напоминают храм Покрова на Нерли и иконы святого Авраамия Болгарского.

Срочно! Какой князь победил Волжскую Булгарию и заключил выгодный для Руси торговый договор?

Походы русских на Волжскую Булгарию. Падение великих булгар.

Ок. 965 года Военный поход русского князя Святослава на волжских булгар. Святослав разграбил столицу — Булгар — победитель ХАЗАР.
Походы русских на Волжскую Булгарию. Падение великих булгар.

Ок. 965 года Военный поход русского князя Святослава на волжских булгар. Святослав разграбил столицу — Булгар. Победил Булгар.

985 год Поход князя Владимира на волжских булгар. Поход не принес ему окончательной победы. Но князю удалось подписать с булгарами очень важный для Киева договор о мире и торговле: булгары после принятия ислама установили тесные связи с арабским миром, и эти связи очень интересовали русских.
Вернувшись из похода, Владимир установил на киевских холмах идолов, совершил торжественное жертвоприношение богу Перуну и, как говорят, даже спровоцировал убийство двух варягов-христиан.

988 год Наиболее вероятная дата обращения Владимира в христианство. Этот выбор был отчасти продиктован брачными соображениями: Владимир просил руки царевны Анны, сестры Базилевса, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь язычником.

1006 год Новый торговый договор с волжскими булгарами.

Обращение в ислам государства на Волге стало эпохальным событием, повлиявшим как на историю города, так и на историю всего народа — волжских булгар.

Город Булгар обладал мощнейшими по тем временам оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров.

985 год Поход князя Владимира на волжских булгар. Поход не принес ему окончательной победы. Но князю удалось подписать с булгарами очень важный для Киева договор о мире и торговле: булгары после принятия ислама установили тесные связи с арабским миром, и эти связи очень интересовали русских.
Вернувшись из похода, Владимир установил на киевских холмах идолов, совершил торжественное жертвоприношение богу Перуну и, как говорят, даже спровоцировал убийство двух варягов-христиан.

988 год Наиболее вероятная дата обращения Владимира в христианство. Этот выбор был отчасти продиктован брачными соображениями: Владимир просил руки царевны Анны, сестры Базилевса, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь язычником.

1006 год Новый торговый договор с волжскими булгарами.

Обращение в ислам государства на Волге стало эпохальным событием, повлиявшим как на историю города, так и на историю всего народа — волжских булгар.

Город Булгар обладал мощнейшими по тем временам оборонительными сооружениями — огромным земляным валом и рвом длиной почти в 6 километров.

Подробно в ссылке:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/28/

Источник: интернет.
Остальные ответы

Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью никогда не были ровными. Летописи рассказывают о столкновениях, но не мало страниц в них уделено и мирным контактам. Первое летописное упоминание о Булгаре относится к 985 г., когда киевский князь Владимир Святославович (будущий креститель Руси) явился в Булгарию с прагматической целью во главе огромной дружины и союзного торкского воинства. В генеральной битве русы одержали победу, но, глядя на булгарских пленных, дядя князя, Добрыня, изрек фразу, зафиксированную русскими летописями: «Сказал Добрыня Владимиру: «Посмотри на колодников, все они в сапогах. Этим дани нам не давать – пойдем, поищем себе лапотников» (13, стр. 159).

Сапоги на ногах пленников, причём надо понимать, не только знатных — это яркая картина, показывающая как Волжская Булгария, всего спустя 20 лет после освобождения от хазарской зависимости, сумела подняться до существенных экономических высот. Владимир одержал победу в сражении, но он, как мудрый политик, понимал, что вассалами Киевской Руси булгары никогда не станут. Из щекотливого положения князя вывели сами булгары, предложив заключить между Волжской Булгарией и Русью выгодный для обеих сторон мирный договор. И сказали болгары: «Только тогда не будет между нами мира, когда камень начнёт плавать, а хмель тонуть» (13, стр. 159).

Уже на следующий год в Киев прибывают булгарские послы и купцы. Подписывается обширный договор о торговле, и вскоре устанавливается сухопутный торговый путь Булгар — Киев.

И всё-таки главная ориентация булгар — мусульманский Восток. В922 г. булгарский хан Алмус официально принимает ислам, хотя еще задолго до этого, как следует из сведений Ибн-Руста, мусульмане прочно обосновались в Волжской Булгарии. За 10 лет до принятия булгарами ислама он пишет: «Одежда их похожа на мусульманскую, равным образом и кладбища у них как у мусульман».

В период, предшествовавший нашествию татаро-монгольских орд, отношения между восточными русскими княжествами и Волжской Булгарией не были стабильными. Торговые русско-булгарские связи укрепляли их, но столкновения из-за колонизации русскими княжествами земель, входивших в сферу интересов булгар, ослабляли (9, стр. 214). Расчет на силу оружия, которой булгарская дипломатия постепенно вынуждена была сдать позиции, себя не оправдал. Любое вооруженное действие со стороны булгар служило поводом для организации широкомасштабных походов объединенных суздальских, муромских и рязанских дружин по булгарским тылам (6, стр. 75–100).

А. П. Смиронов в одном из своих многочисленных исследований отметил слабость булгарской военной тактики по сравнению с русской. «Летописные сведения дают возможность сделать вывод, прежде всего о том, что булгары были слабыми защитниками своих городов. Основным их войском была легкая конница, пехота имела подсобное значение. Тактика булгар — это в основном тактика кочевников, не привыкших защищать города» (19, стр. 62). При набегах булгары рассчитывали на внезапность удара и на хитрость. Вести правильную осаду они не умели. Подойдя к городу, окружали его и пытались взять измором, выжигая одновременно окружающие деревни и села.

Летописи сообщают только о двух городах, взятых булгарами. Муром, по всей видимости, был взят благодаря внезапности нападения. Но, по летописным сведениям, укрепиться булгары в городе не смогли и вынуждены были через три месяца оставить его (3, стр. 16). Вторым был Устюг. «В лето 6527 (1219 г.) приидоша болгаре на Устюг, и взяша и лестию” (15, стб. 116). Оба города находились на территории, некогда входящей в зону влияния булгар, поэтому причины их захвата вполне понятны. Постепенно, в связи с усилившейся экспансией владимиро-суздальских князей, булгары утратили свое былое влияние на регион. О разгроме булгарских городов русскими дружинами летописи сообщают неоднокра

Волжская Булгария. Кем они были? Часть 2

Любопытно, что Ибн Фадлан, в своей книге обозначает государство Булгария как «Страна славян». Интересную запись о царе булгар Алмуше оставил нам путешественник: «Он восседал на троне, покрытом византийской парчой. В его присутствии все, мал и велик, включая его сыновей и братьев, обязаны были снимать шапки и принимать почтительную позу … Близко к царю могут стоять только князья, а четверо из них постоянно находились у него под рукой. Царь получает подать: с каждого дома шкуру соболя, обязательные подношения с каждого свадебного пиршества, десятую часть привозимых в его страну товаров и столько же от добычи каждого военного отряда, даже если в его походе он и не принимал личного участия». Итак, арабское посольство прибыло к царю булгар.

После получения подарков от посольства и прочтения письма халифа, царь сообщил всем присутствующим, что отныне Булгария признаёт ислам своей государственной религией и становится частью мусульманского мира.

Однако через три дня после этой церемонии Алмуш вызвал к себе Ибн Фадлана и потребовал от него 4000 динаров для постройки крепости. Запрашиваемой суммы у главы посольства не было, но он клятвенно пообещал по возвращении решить этот вопрос с халифом. Получил ли впоследствии Алмуш эти деньги не известно.

Серебряная бляха. Волжская Булгария 10-12 века. Воин тащит на аркане пленника.

А вот то, что Волжская Булгария была мощным и богатым государством с множеством городов, сомнения не вызывает и кстати города эти были снабжены отличной системой укреплений.

С Киевской Русью Булгария активно торговала, иногда конечно и воевала. Кроме того, по мнению ряда учёных племенной союз вятичей смог дольше других сопротивляться принятию христианства, да и вообще противостоять влиянию Киевской Руси, как раз благодаря поддержке Булгарии, которая была очень заинтересована экономически в землях населяемых вятичами. Именно из Волжской Булгарии приходили в Киев исламские миссионеры, в то время когда князь Владимир озаботился поиском новой религии для Руси. А киевское посольство отправилось в Булгарию для изучения ислама.

Воины Булгарии и Монгольские

Князь Владимир (креститель) Святославович.

После первого, закончившегося победой русских войск похода на Волжскую Булгарию, был заключён вечный мир. Вечным он, к сожалению, правда, не стал. Весьма интересную историю рассказывает одна старинная русская летопись. Пошёл однажды князь Владимир со своим дядею Добрыней на булгар и победил их. Захватили пленных. Осмотрел их Добрыня и сказал князю: «Все пленные в сапогах. Эти дани платить не будут. Пойдем, поищем лапотников». После того и было решено заключить вечный мир с Булгарией. Лично я не знаю, как относиться к информации об этом разговоре. То ли как к историческому анекдоту, то ли как к характеристике князя и его родственника.

Татаро-монголы

О дальнейшей исторической судьбе Волжской Болгарии нам сейчас известно в основном по сообщениям русских летописцев. В 1236-1237 годах это государство было стёрто с лица земли пришедшими с Востока полчищами татаро-монгольских завоевателей во главе с ханом Батыем. На тех местах, где ещё совсем недавно стояли богатые и процветающие булгарские города, кочевники-завоеватели оставили лишь дымящиеся развалины и трупы их защитников (об одном из таких эпизодов нашествия есть фильм из документального цикла «Искатели», называется Золотая стрела Батыя». Считаю, что его будет очень полезно посмотреть). А в Поволжье на три с лишним века пришла власть ханов Золотой орды.

На сегодняшний день, благодаря работе археологов, мы уже знаем немало об этом загадочном государстве Поволжья. Надеюсь, что в дальнейшем земли, на которых когда-то находилась Волжская Булгария, откроют и остальные свои тайны.

Рафаэль Хакимов: «Бату-хан завоевал Волжскую Булгарию, а город Болгар сделал своей ставкой»

«Реальное время» продолжает публиковать отрывки из книги директора Института истории им. Ш. Марджани Рафаэля Хакимова «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня вниманию читателей предлагается новый фрагмент из главы «Наследники кочевых империй».

Волжско-Камская Булгария (X—XIII века)

После подчинения «Великой Булгарии» хазарам Котраг во главе кутригуров двинулся на север и обосновался (VII—VIII века) в районе средней Волги и Камы, учредив новое государство.

Арабские и персидские географы считали Волжскую Булгарию самой северной мусульманской страной в мире и располагали ее на краю Земли. По представлению ал-Бируни, в седьмом климате расположены города Сувар и Булгар, земли булгар, русов и мадьяр: «За этим климатом обитают немногие народы — ису, варяги, йура и подобные им». Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности» (903—913 годы) сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, локализуя ее в районе Яика. Некоторые мусульманские географы X—XI веков располагают Булгарию восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы (ал-Кашгари) полагали, что булгары живут и на Нижней Волге.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжско-Камской Булгарии. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии. Значит, Волжская Булгария включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная — по линии Чистополь — Билярск, южная — в районе Самарской луки. Основу населения Волжской Булгарии составляли различные тюркоязычные племена.

Основу населения Волжской Булгарии составляли различные тюркоязычные племена. Илл. othist.ru

В X веке эльтебер Алмуш принял ислам ханафитского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чем свидетельствуют серебряные монеты. Собственные деньги чеканились в Булгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 997/998 годом.

Эльтебер в поисках поддержки против хазар пригласил посольство из Багдада, официально объявил ислам в качестве государственной религии, принял титул эмира и перестал платить дань Хазарскому каганату. Это событие произошло в мае 922 года, что можно считать международным признанием независимости Булгарии.

Выгодное геополитическое положение Волжско-Камской Булгарии определило ее роль в развитии всего Волго-Уральского региона. В истории Поволжья и Приуралья особое место занимают реки, прежде всего Волга и Кама, по которым можно было добраться от Скандинавии до Каспийского моря.

«Великий Волжский путь, каким он функционировал в последней четверти I тыс., — пишут А. Кирпичников и Ф. Хузин, — можно представить состоящим из нескольких отрезков. Основу, естественно, составляла сама Волга, к ней тяготели реки, а также сухопутные водные трассы, представлявшие ее транспортное продолжение. Не будет преувеличением протянуть общий маршрут Волжской системы с учетом ее прямого и косвенного функционирования от Британии и Голландии до Ирана и Ирака».

Посольство ибн-Фадлана к эльтеберу Булгарии Алмышу. Фрагмент картины Булата Гильванова. Илл. islamonline.ru

Естественно, река обрастает поселениями для охраны и перегрузки товаров, ремонта судов, заставами для сбора пошлин, постоялыми дворами, ремесленниками, торговцами, и т. д. Небольшие речные поселки, связанные друг с другом в большей степени рекой, нежели сушью, сами по себе не в состоянии вдохнуть жизнь в торговую жизнь: для этого требуется участие большого города, где можно строить суда, поставлять паруса, снасти, смолу, финансовые средства, собирать таможенные пошлины. Города необходимы для существования ремесленников, купцов, проведения торговых операций, отдыха, найма рабочей силы, переводчиков и т. д. Поэтому, естественно, что вдоль торгового пути возникало множество торговых факторий, таможенных постов, крепостей. Только в Волжско-Камской Булгарии было около 170 укрепленных поселений. Учитывая выгодность торговли не только в конечных пунктах, но и по всей длине водной глади, населенные пункты возникали с учетом дневного перехода.

Легкость добычи породила такое явление, как речные пираты — ушкуйники, от которых нужна была защита. Развитие судоходной и иной торговли в бассейне Волги, начиная с VIII века, сопровождалось установлением единой платежной единицы — дирхема.

У каждой реки были свои ответвления, выход на сушу, места для перевалки грузов, в частности «переволока» с Волги к реке Дон. Таким образом, Волго-Камская речная система представляла собой мощный экономический конгломерат, самостоятельную жизнь со своими законами и традициями.

В средние века для Волго-Уральского региона столь же большое значение играли реки Кама и Вятка. Булгария была удобным местом для организации крупных перевалочных баз в международной транзитной торговле. Ал-Омари сообщает: «Купцы наших стран… не забираются дальше города Булгара; купцы булгарские ездят до Чулмана, а купцы чулманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера». Этот путь находился под контролем государства и также, как и торговый путь между Волжско-Камской Булгарией и Киевской Русью, имел переправы, станции для дневок и ночевок, охранялся военными гарнизонами.

Важнейшей торговой факторией была Алабуга с укрепленной крепостью, построенной в Х—ХI веках. В этой точке могли сходиться и речная, и сухопутная часть Камского пути. «Булгары, — пишет А. Белавин, — были основными торговыми партнерами жителей Предуралья в обмене с Русью и Севером Европы, а Камский торговый путь служил своеобразным ответвлением трансъевропейского Волжского торгового пути. Волжско-Камский великий торговый путь был в IX—XIV веках главной магистралью, по которой продукция городского ремесла Европы и Азии приникала и за Урал». Северный пушной путь использовался в качестве основной торговой магистрали с Предуральем и Зауральем вплоть до XV века. Именно торговые пути определяли экономическую и политическую роль Волжско-Камской Булгарии.

В 1236 году Бату-хан завоевал Волжскую Булгарию, а город Болгар сделал своей ставкой. Он заново отстроил город, сделав его первой столицей Золотой Орды.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *