Лилия на плече миледи что значило клеймо
Перейти к содержимому

Лилия на плече миледи что значило клеймо

  • автор:

Клеймо лилии на плече во Франции

«…Но что с женой?! Помилуй, Бог!
Конь рухнул сгоряча!
И граф, чтоб облегчить ей вздох,
Рвёт ткань с её плеча,
И платье с плеч ползёт само,
А на плече горит клеймо!

Палач-то был мастак, и вот —
Там лилия цветёт!..»

Клеймение скота

Сегодня необыкновенно модно носить на теле тату, как знак самовыражения, бунта против системы, чтобы скрыть недостатки кожи. Клеймение или нанесение татуировки на тело человека было известно еще со времен древнего мира, когда господа клеймили своих рабов. А в Средние века так «отмечали» каторжников, работающих на галерах, которых можно было распознать в «толпе», если они бежали. Клеймили в Первую Мировую дезертиров, в годы Гражданской войны — белые коммунистов, во Вторую Мировую — гестаповцы выбивали на теле узников концлагерей индивидуальный номер.

Лилия – эмблема королевского двора

Так выглядел герб Франции при Бурбонах

Те, кто читал знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера» вспомнят, что позорная отметина была на теле Миледи, а именно – клеймо лилии на плече. Во Франции этот цветок имел особенное значение. Дело в том, что король франков Хлодвиг I Меровинг (годы правления 481 – 511) стал исповедовать христианство, и по легенде ангел подарил ему золотую лилию. Этот цветок «…почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития,…и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных…»

В Средние века лилия стала эмблемой Франции и королевской власти. Король Людовик VII (годы царствования 1137 – 1180) носил щит с изображением этого цветка. Флер-де-Лис (Fleur de Lys) — так называлась желтая лилия, которую изображали на гербе Франции при Капетингах и Бурбонах. Когда легендарная Жанна Д’арк собиралась спасти родной Орлеан от врагов, и встретилась с некоронованным пока еще Карлом VII, ей выдали штандарт с золотыми лилиями, как символ могущества короля. Благородное растение присутствовало на гербах таких городов, как Висбаден, Даугавпилс, Детройт, Новый Орлеан, Флоренция, Турку.

Анна де Бейль, Леди Кларик, Шарлотта Баксон, Баронесса Шеффилд, леди Винтер – одно лицо

Штандарт с золотыми лилиями

Клеймом в виде лилии, как символом несмываемого позора, клеймили государственных преступников: воров, гугенотов, женщин, взявших на себя грех избавиться от неродившегося ребенка. Анна де Бейль – красавица-злодейка, в которую так страстно влюбился граф де Ла Фер и женился на юной бесприданнице, даже не зная ее темного прошлого. А она до встречи с ним была монахиней Тамплемарского монастыря и уговорила священника – своего любовника – сбежать в другой город. Тот согласился и для выполнения побега украл церковные реликвии, чтобы продать их и выручить деньги.

По дороге их задержали, и священника заковали в кандалы, клеймили, как вора, и приговорили к 10 годам заключения. Но ему удалось бежать с помощью брата – палача в Лилле. Какое-то время беглецы проживали в Берри (кстати, на флаге Берри тоже присутствуют три желтые лилии), где выдавали себя за брата и сестру, пока умная девица не повстречала выгодную для себя партию — графа де Ла Фер. 25-летний мужчина влюбился в юную красавицу со всей пылкостью молодой души.

«Невесте графа де Ла Фер всего шестнадцать лет — таких изысканных манер во всем Провансе нет: и дивный взор, и кроткий нрав. И от любви, как пьяный, граф». Мнимый брат невесты самолично провел ритуал бракосочетания «сестры», а затем вернулся в Лилль, покаялся в содеянном и…повесился. Тогда то и выпустили из тюрьмы его брата – лилльского палача – обвиненного в пособничестве беглецам. Он на всю жизнь затаил обиду на злодейку, из-за которой его брат предпочел смерть жизни, а сам он вынужден был стать узником темницы.

Совершенно случайно выяснилась сущность молодой графини, когда однажды на охоте она упала с лошади и лишилась чувств, а супруг, чтобы облегчить ей дыхание, разрезал узкое платье и увидел клеймо лилии на плече. Граф понял, что перед ним преступница, а так как он обладал правом вершить на «своей» земле суд, то связал графине руки за спиной и повесил на дереве, не испытывая никаких угрызений совести. Впоследствии он рассказывал ДАртаньяну, что «…если бы ее оставили в живых, она, без сомнения, продолжала бы свое пагубное дело…»

Однако психологический удар был для графа слишком сильным. Он отказался от титула, имущества, отправился в Париж и устроился на службу королю в качестве королевского мушкетера под именем «Атос». Тем временем, чудом оставшаяся в живых, графиня де Ла Фер действительно продолжила свой путь злодейки, став шпионкой Ришелье. Этическая или моральная сторона жизни ее интересовала в жизни меньше всего – она хотела власти и денег. Женщина, которую кардинал Ришелье называл «Миледи» была повинна в отравлении своего второго мужа – лорда Винтера, убила юную Констанцию Бонасье – возлюбленную Д’Артаньяна, по приказу Ришелье участвовала в темной истории с алмазными подвесками королевы Анны Австрийской, и отправила на тот свет не одного человека.

Интриганка и шпионка Ришелье

Вот такое клеймо было на плече Миледи

Ее жизнь в романе Дюма закончилась печально, но справедливо. Атос узнал о женщине с клеймом на плече, о котором ему рассказал друг Д’Артаньян. Он догадался, что его бывшая жена осталась жива, и продолжает сеять зло вокруг себя. Он принял решение ее уничтожить, но теперь следовало действовать наверняка. Атос нанял лилльского палача, который совершил свой акт возмездия, отрубив голову несчастной, и утопив ее тело в реке.

В качестве персонажа «миледи» Александр Дюма взял реальное историческое лицо – интриганку Люси Хей. Она была придворной дамой при дворе Карла I и действительной шпионкой кардинала Ришелье. Люси Хей, она же графиня Карлайл, вступила в интимную связь с герцогом Бекингемом. А когда их связь прервалась по решению герцога, уязвленная красавица-графиня была в бешенстве. Она завербовалась к Ришелье, чтобы чисто по-женски отомстить Бекингему.

Символ позора

Прототип миледи - Люси Хей

Итак, клеймо лилии на теле выжигали представители династии Бурбонов. Цветок, изображенный на мантии королей, служил символом «позора» на теле преступников. Миледи получила лилию на плечо неспроста – слишком серьезно было ее преступление.

Клеймение было известно во времена Ветхого Завета, когда в книге Бытия было написано, что «…хозяин должен выжечь на его ушах сову, и должен служить ему всегда». Раскаленным железом рабов «помечали» в Древнем Риме особой отметкой (стигмой). Если же рабу удавалось сбежать, но его ловили, то ставили еще одно клеймо — «беглый».

Клеймили в Древнем Китае, в Японии, средневековой Англии, Франции. В России с XVII века стали клеймить каленым железом, причем вору или преступнику ставили отметину на лице, чтобы всем было понятно, за какое злодеяние он получил такое «украшение». Только в 1863 году в России отменили тату-наказание. Историки считают, что именно от этого унизительного процесса и пошли выражения «на лбу написано», «заклеймить позором».

Почему во Франции клеймили лилией?

achievement

Сама задалась этим вопросом, когда первый раз посмотрела фильм “Три мушкетера”. Помните, у Миледи была лилия на плече? Так вот, я узнала, что есть две версии, почему во Франции клеймили именно лилией и за какие такие грехи вообще клеймили (так как я, честно говоря, плохо тогда поняла, за что вообще получила клеймо Миледи, то ли за разврат, то ли за воровство, то ли за интриги…)

Версии исторические и мифические

  • Версия первая (красивая)

Еще в 496 году правящий во Франции король Хлодвиг стал первым правителем, принявшим за основу религию христианство. И якобы за этот поступок, королю явился ангел и сделал подарок в виде золотой лилии, ведь именно этот цветок является символом чистоты, покоя, воскресения и царственности. И дабы очистить вора, убийцу и прочего преступника, его клеймили клеймом в виде цветка лилии (кроме того, еще и видно всем, какой ты негодяй всю твою жизнь).

  • Версия вторая (более правдивая)

Цветок лилии был символом (гербом) правящей династии Бурбонов (цветок считался символом Девы Марии и был в те времена очень популярен), она считалась знаком французской короны (по-другому она называется геральдической лилией). Где его только не изображали: на плащах, мантиях, флагах, гербах различных городов, даже на воротах. именно поэтому символическую лилию сделали и в виде клейма, выжигая на теле преступника (чаще вора, воровки, проститутки) чтобы на всю жизнь заклеймить позором человека…

Хотя мне до сих пор интересно, а если не однократно совершил преступление, что рядом еще одну, как штампы в паспорте или как?

Вообщем, прочитав много статей на эту тему, я пришла к выводу, что лилиями все-таки клеймили именно представительниц древнейших профессий, распутниц так сказать, дабы духовной чистотой цветка очистить грешное тело, а так же воровок. Между прочем, клеймо ставили все-таки не на лбу, руке или другой открытой части тела, а на плече, где можно ее скрыть. Зато при попадании в руки правосудия повторно, он будет видеть, с кем имеет дело (современной базы-картотеки ведь не было).

Что значило клеймо на плече Миледи? Малоизвестная деталь, из-за которой Атос не находил себе места

Почему лилия на плече Миледи оказалась «слишком» для графа де Ла Фер.

Одно из достоинств фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» в том, что актеры и режиссер смогли глубоко, многогранно и вместе с тем понятно раскрыть образы героев. Но тем не менее есть момент, смущающий многих: почему все-таки Атос пытался убить свою жену, Миледи Винтер? Почему лилия на ее плече вызвала у графа такую ярость? Но если прочитать книгу Дюма и заглянуть во французский оригинал, многое становится на свои места. Разбираемся, в чем было дело.

Атос и Миледи в фильме

На фоне своих товарищей граф де Ла Фер, он же Атос, кажется человеком практически без изъянов. В нем нет высокомерия, как у Д’Артаньяна, он не простодушен, как Портос, у него нет склонности к интриганству, как у Арамиса. К тому же в советской экранизации Атоса сыграл невероятно харизматичный Вениамин Смехов — поэтому героя сложно воспринять хоть сколько-нибудь отрицательно.

Правда, судя по советскому фильму, существенный недостаток у графа все же был: излишняя импульсивность. Именно ею логичнее всего объяснить то, что случилось на охоте между ним и его новоиспеченной женой, Миледи Винтер. В фильме эта история подается через мрачную балладу: из нее мы узнаем, что, когда граф и его возлюбленная были на охоте, девушка упала с лошади. Чтобы облегчить ей дыхание, мужчина разорвал платье — и увидел на плече Миледи клеймо в виде лилии. Пораженный этим, граф совершил над женой самосуд: сорвал платье полностью и повесил несчастную на дереве.

Простить себе этот поступок Атос так и не смог: он страдал от вины. Миледи приходила к нему во снах. На деле девушке удалось выжить и скрыться — но де Ла Фер тогда об этом не знал. Поэтому, чтобы заглушить муки совести, отказался от своего титула и статуса, став мушкетером.

За что могли клеймить Миледи

Лилия, которую граф увидел на плече жены, — геральдический символ. Во времена мушкетеров и раньше он использовался на королевских гербах; им же во Франции клеймили преступников. Причем самых разных: от воров до иноверцев.

То есть технически Миледи Винтер могла получить такую печать позора просто за то, что исповедовала кальвинизм. Но вряд ли это могло привести благородного графа в такую ярость.

Напрашивается другая версия: девушка могла быть помечена клеймом за недостойное поведение — иначе говоря, за распутство. Тогда гнев де Ла Фера становится объяснимым: неприятно сразу после свадьбы узнать, что жена вела отнюдь не целомудренную жизнь — особенно если речь идет о XVI веке.

И все равно поведение Атоса кажется странным: нельзя же вот так, без разбирательств, на основании первой пришедшей в голову мысли казнить человека. Но на деле ситуация была иной.

Клеймо в романе

В романе Дюма — точнее, в русском переводе — есть такой эпизод: Атос, напившись вина, рассказывает про случай с женой Д’Артаньяну. Говорит он так:

«Она была заклеймена! Ангел оказался демоном. Бедная девушка была воровкой».

И если здесь еще можно подумать, что мушкетер несколько привирает, не желая вслух признавать, что его возлюбленная была уличена в распутстве, то французский оригинал развеивает все сомнения.

Если переводить эпизод дословно, то Атос говорит следующее:

«Бедная девушка украла сосуды из церкви».

Это конкретная деталь, которую мушкетер вряд ли бы стал домысливать. То есть, по всей видимости, он казнил жену не в состоянии аффекта, как показано в фильме. Очевидно, что, увидев лилию у нее на плече, он все же расспросил девушку о том, что случилось. И уже выслушав ее историю, принял страшное, но взвешенное решение.

Современному читателю такая логика может показаться совершенно дикой, но в XVI веке ко многим вещам относились иначе. В то время брак понимался как слияние мужчины и женщины в одно целое — то есть проступки жены автоматически становились проступками мужа, и наоборот. Союз с преступницей мог привести к печальным последствиям для благородного графа: он даже рисковал потерять титул и бросить тень на весь свой род.

Конечно, чувство вины тоже мучило де Ла Фера — но он раскаивался не столько в попытке самосуда над возлюбленной, сколько в том, что он привел в семью нарушительницу закона. Поэтому причины, по которым Атос ушел в мушкетеры, становятся понятнее: так он стремился восстановить запятнанную женой честь.

Атос из фильма сильно отличается от своего французского прототипа. Если «советский» мушкетер — импульсивный романтик с тяжелым и мрачным грузом на душе, то в оригинале он скорее предстает человеком чести, для которого вопросы благородства и репутации важнее чувств.

что означало клеймо лилии на плече Миледи?

Миледи была монахиней в монастыре бенедектинок. там она обольстила молодого священника, он по её наущению похитил драгоценные церковные сосуды. Любовников судили, но миледи сбежала из тюрьмы и лилльскому палачу пришлось заклеймить только своего брата. Тогда палач рассвирепел, выследил миледи, и наложил на неё такое же клеймо. А брат вскоре тоже убежал, и они вдвоём с миледи нашли убежище неподалёку от графства Ля Фер, где, выдав себя за брата и сестру, сумели получить доступ к тугому кошельку молодого графа. Но, завладев вожделенным титулом, миледи бросила своего первого (если, конечно, первого) любовника.
Лилией клеймили преступников во Франции, так как лилии — символ королевского дома Бурбонов
Клеймили именно уголовных преступников и по приговору суда.

Остальные ответы

проститутка.

вышла замуж за одного, а была жената на другом. Просто преступница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *