Что такое аристократия в истории 5 класс
Перейти к содержимому

Что такое аристократия в истории 5 класс

  • автор:

Аристократия

Древние греки выделяли несколько форм правления. Власть единоличного правителя называлась тиранией, а форму правления, при которой власти принадлежит знати, они называли аристократией. В дальнейшем этим определением стали обозначать привилегированную часть общества.

История возникновения

Собственно термин в употребление был введен представителями античной философии. Например, Платоном и Аристотелем. Согласно Аристотелю, аристократия являлась хорошей формой правления. К таковым он относил политию и монархию. Он им противопоставлял в качестве худшей формы правления олигархию, а также демократию и тиранию. Демократия ему не нравилась. Он считал, что он нее получают выгоду нищие, а полития ему представлялась “властью среднего класса”.

Аристотель

В основе идеи аристократии лежала идея о том, что к управлению должны быть допущены только лучшие и избранные умы. Критерием отбора являлись:

  • Знатность рода.
  • Воинская доблесть.
  • Нравственное или религиозное превосходство.
  • Размеры имущества.

В Древнем Риме изначально аристократией был слой патрициев, то есть потомков исконных римских родов. В господствующий класс Римской республики они превратились в VI веке до н.э. В III веке до н.э. в состав римского народа были включены плебеи. Их уравняли в правах с патрициями и вместе они образовали нобилитет.

Аристократия

Аристократия – слой общества

В этом смысле она является синонимом слова “знать”. Такой слой общества появляется у всех народов при переходе к цивилизации. Знать была и у цивилизаций доколумбовой Америки и в Японии до ее контактов с европейцами, где даже феодализм появился.

Знать могла быть военно-служилой прослойкой, например, шляхта в Польше, дворянство в России, самураи в Японии. Исключением можно считать города-государства Италии, где ряды знати пополняло купечество. Серьезный удар по позициям аристократии всегда наносили буржуазные революции. Так было в конце XVI века в Нидерландах, в середине XVII века в Англии, в конце XVIII века во Франции, в начале XX века в Китае и в 1917 году в России.

В средневековой Осетии аристократию называли алдары, в православных государствах Восточной Европы и Балкан – боярство, в Англии высшую знать до 1848 называли пэрами.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое аристократия в истории древности, Средних Веков и Нового времени. Таким термином можно назвать и форму правления и отдельную прослойку общества, немногочисленную, но привилегированную.

Аристократы во главе полиса и на поле боя

Эпоха VIIIVI веков до н.э. в истории древней Греции — это время господства аристократии. Во главе общества стояло небольшое число знатных и богатых семейств, представители которых монополизировали политическую власть, выступали в роли жрецов и судей, владели крупными земельными участками и другой собственностью. Благосостояние позволяло им выступать в поход верхом на коне, облачёнными в роскошные доспехи. Войны, которые вела аристократия в это время, больше напоминали спортивные состязания. В конфликтах участвовали относительно небольшие силы, а поведение участников регламентировалось многочисленными правилами.

Лелантинская война

Первым известным конфликтом в Греции является Лелантинская война. Она разгорелась между эвбейскими городами Халкида и Эретрия, соперничавшими за контроль над плодородной и богатой минералами равниной Лелант. Эта война упоминается во многих источниках, включая поэтов Гесиода и Архилоха — современников событий. Известно, что Гесиод участвовал в состязании поэтов, устроенном около 730 года до н.э. при погребении погибшего на войне царя Халкиды Амфидаманта. Это даёт нам отправную точку для датировки событий.

​Фрагмент дипилонской амфоры с росписью в геометрическом стиле IX–VIII веков. до н.э. Основным её сюжетом являются сцены оплакивания и процессии колесниц и воинов. Лувр, Париж. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Писавший много позже Фукидид упоминал, что Лелантинская война была первым общим в истории Греции конфликтом, в котором на той или другой стороне пришлось поучаствовать всем грекам. Считается, что к Халкиде примкнули Коринф, Самос и фессалийские общины, а Эретрию поддержали Эгина, Милет, Хиос и Мегары. Коринфяне изгнали эретрийцев с Керкиры, а самосцы с их помощью победили флот милетцев. На суше мегаряне воевали против афинян, а спартанцы начали борьбу за покорение Мессении. В решающем сражении на помощь халкидянам пришла фессалийская конница, которая сумела опрокинуть противника. Эретрия была побеждена и разрушена.

Современные представления о Лелантинской войне претерпели серьёзные изменения. Учёные второй половины XIX — первой половины XX века основывались на словах Фукидида и встраивали в историю Лелантинской войны все известные им столкновения между греками. В их работах война продолжалась десятки, если не сотни лет, а её частью оказывался, например, конфликт между Сибарисом и Кротоном, закончившийся разрушением первого в 510 году до н.э. В середине ХХ столетия историки более осторожно писали о Лелантинской войне как о большом и достаточно длительном конфликте эвбейских городов и их союзников, в основе которого лежало столкновение торговых интересов или земельный голод. При этом исследователи стремились отделять столкновение между Халкидой и Эретрией из-за Лелантинской равнины от современных ей, но всё же совершенно самостоятельных конфликтов, подобных I Мессенской войне.

Наконец, в современных работах преобладает взгляд на Лелантинскую войну как на форму саморепрезентации аристократии, стремившейся подражать гомеровской этике поведения и описанным в гомеровских поэмах способам ведения войны. Сама война рассматривается как продолжавшаяся довольно долго серия столкновений между отдельными аристократическими группами, сражавшимися за тот или за другой лагерь. Участники этих столкновений стремились с помощью военных подвигов добиться славы и укрепить своё положение в обществе. Такой характер борьбы объясняет длительность конфликта и количество его участников.

Аристократия

Между VIII и VI веками до н.э. греческая аристократия достигла апогея своего могущества. Кое-где всё ещё сохранялась традиционная царская власть, подобная той, которую описывал Гомер в своих поэмах. В Милете был известен царский род Нелеидов, в Эфесе и Эрифрах — Басилидов, в Митилене — Пентелеидов. На Пелопоннесе особым почитанием пользовался царский род Гераклидов, потомки которого были басилеями в Спарте и Аргосе. Однако наряду с царскими династиями на первый план стали выходить знатные семейства, могущественные и богатые, зачастую ведшие своё происхождение от героев древности, но при этом всё же не принадлежавшие к царским династиям. Таковы Бакхиады в Коринфе, Кодриды, Алкмеониды, Филаиды в Афинах и т. д.

Со временем могущество аристократии возросло настолько, что позволило ей отодвинуть от власти правящие царские семейства. Верховная власть при этом переставала передаваться по наследству, а становилась выборной в пределах узкого круга претендующих на неё аристократических семейств. Царский титул превратился в атрибут выборного правителя, подобно афинскому архонту-басилею, по имени которого велось летоисчисление в Афинах. Вначале, по словам Аристотеля, архонты-басилеи избирались пожизненно, а затем на десятилетний срок. В Коринфе под властью Бакхиадов выборный правитель носил титул притана. Такие же выборные пританы засвидетельствованы в коринфских колониях Аполлонии, Керкире, Эпидамне и Сиракузах.

​Голова мраморной статуи афинского всадника из Рамнунта, VI век до н.э. Лувр, Париж. В соответствии с модой эпохи молодой человек носит длинные волосы, бреет усы и коротко подстригает бороду. Весь его облик несёт на себе черты утончённости. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

В Афинах правившая городом знать была известна под именем эвпатридов, то есть «происходящих от благородных отцов». О происхождении этого названия и тех, на кого оно распространялось, «Большой этимологик» сообщает:

«Эвпатридами в древности назывались те, которые проживали в самом городе, принадлежали к царскому роду и осуществляли надзор за священнодействиями».

Хорошей параллелью этому определению является сохранившийся фрагмент из «Наксосской политики» Аристотеля. Он сообщает, что во времена тирана Лигдамида, то есть во второй половине VI века до н.э., большинство состоятельных людей проживало в городе, а остальные — по деревням.

Эта традиция проживания басилеев и знати в городах восходит ещё к Гомеру и может быть прослежена на материалах погребений. В Афинах на протяжении геометрического периода, в IX–VIII веках до н.э., могилы знати, содержащие в себе оружие и драгоценности, скапливались на склонах Ареопага, где проживала аристократия. То же распределение погребений знати выявлено в некрополях Арголиды. Каменные ящики с богатыми приношениями, которые ассоциируются с захоронениями аристократии в конце VIII века до н.э., концентрировались преимущественно вокруг нуклеуса городской территории Аргоса. В некрополях других поселений Арголиды (Тиринф, Микены, Навплион, Асина) таких погребений не обнаружено. В этих захоронениях также практически отсутствует оружие, что говорит о превращении Аргоса в городской и политический центр всего региона.

​Известняковый саркофаг из Амафунта (Кипр) с рельефным изображением процессии, включающей аристократов на колесницах и сопровождающих их пеших воинов, V в. до н.э. Метрополитен музей, Нью Йорк. Источник: Metropolitan Museum of Art. — Vol. 2. Greece and Rome. — New York, 1987. — Fig. 20. - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Всадники и колесничие

Описывая политическое устройство Греции древнейшего периода, Аристотель проводил параллель между аристократической формой правления и развитием конницы:

«После упразднения монархического строя в Греции полноправными гражданами были в первое время воины, а именно в начале — всадники; объясняется это тем, что тогда на войне силу и перевес давала конница, а тяжеловооружённая пехота, за отсутствием в ней правильного устройства, была бесполезна: опытности в деле устроения пехоты, равно как и выработанных правил тактики, у древних не было, почему всю силу они полагали в коннице. С ростом государств и тяжеловооружённая пехота получила большее значение, а это повлекло за собой участие в государственном управлении большего числа граждан».

Разведение и содержание боевых коней являлось прерогативой аристократов — гиппоботов (дословно «содержащие коней») из Халкиды на Эвбее или афинских гениохов, то есть «возничих». Они располагали необходимыми для этого крупными земельными владениями и составляли правящий слой в обществе. Не случайно Фессалия и Македония на Балканах, Иония и Эолида в Малой Азии, Великая Греция в южной части Италии, где имелись природные условия для содержания лошадей, исторически считались оплотами аристократических форм правления. Впоследствии, когда господство на поле боя перешло от конницы к фаланге гоплитов, а аристократическое правление сменили более демократические формы, память о прежних временах иногда сохранялась в почётном наименовании отборных отрядов «всадников», в которых могли служить только юноши самого благородного происхождения. Таковы, например, спартанские всадники, составлявшие почётный эскорт царей в мирное время и сражавшиеся вокруг них в бою, или даже знаменитый фиванский Священный отряд. Половина его воинов называлась возницами, а вторая половина — наездниками. Это говорит о том, что, прежде чем стать всадниками, они были колесничими.

​Терракотовая плитка VI века до н.э. с рельефом, изображающим колесницу и тяжеловооружённых воинов, из святилища Зевса Диктейского в Палеокастро, Крит. Археологический музей, Ираклион. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Хотя в батальных сценах «Илиады» колесницы играют важную роль, во второй половине VIII — VII веке до н. э. конница постепенно вытесняла их из военного употребления. Армия Эретрии в эпоху Лелантинской войны состояла из 3000 гоплитов, 600 всадников и 60 колесниц. На греческой вазописи VII–VI веков до н. э. мы видим изображения этих всадников в глухих шлемах с султанами, в тяжёлых доспехах и с большими щитами. Современные историки традиционно рассматривают их как ездящую верхом пехоту, для которой лошадь сменила колесницу в качестве транспортного средства. Как и гомеровские герои, они обычно прибывали на поле боя верхом, демонстрируя тем самым свой высокий социальный статус и богатство. Сражались же они пешими, оставив лошадь позади себя на попечительство сопровождавшего их, также верхом, оруженосца. Последний зачастую являлся не просто конюхом, но и представителем младшего поколения знатного рода, который только готовился стать полноправным воином. Очевидно, именно модель колесничного экипажа повлияла на возникновение таких пар воинов, которых греки называли гамиппами.

​Всадники и их оруженосцы на полихромной вазе VI века до н.э. Музей Ватикана. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Верхом и в пешем строю

Картину действий этих всадников на поле боя представил Дионисий Галикарнасский. Хотя он и рассказывал о телохранителях царя Ромула, так называемых целерах, но прямо проводил параллель между римскими и современными им греческими военными учреждениями:

«По городу Ромула сопровождали копьеносцы и выполняли его приказания, а в походе они были передовыми бойцами и помощниками. Многое в сражениях зависело от них, так как они первыми начинали битву и последними отступали. Они сражались на лошадях там, где была удобная равнина для конного боя, и пешими в неровных местах, непригодных для конницы. Мне кажется, этот обычай был заимствован у лакедемонян, у которых он предписывал, как и у римлян, наиболее родовитым из юношей числом триста составлять стражу царей, и те использовали их во время войн в качестве помощников и всадниками, и пехотинцами».

​Терракотовая статуэтка VI века до н.э., изображающая пару всадников. Один из них является воином, а другой — его оруженосцем. Национальный музей археологии, Фессалоники. Источник: Grammenos, D.V. The Archaeological Museum of Thessaloniki / D.V. Grammenos. — Thessaloniki, 1996. — Fig. 248 - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Судя по имеющимся у нас данным, эти всадники могли атаковать врага не только в пешем строю, но и верхом, наподобие настоящей кавалерии. Плутарх оставил описание яростной атаки фессалийских всадников, решившей исход Лелантинской войны в пользу халкидян:

«В разгар войны между халкидианцами и эретрийцами на помощь халкидянам пришёл Клеомах с фессалийцами; халкидяне были сильны пехотой, но их всадникам было трудно отражать врага; халкидяне попросили Клеомаха, бывшего храбрым мужем, атаковать первым всадников (…) Клеомах, собрав около себя лучших фессалийцев, ворвался в самую гущу вражеских всадников и обратил их в бегство; увидев это, пехота также сбежала, и халкидяне одержали полную победу. Сам Клеомах, однако, оказался в числе погибших».

В ходе «гоплитской революции» VII–VI веков до н.э. в большинстве греческих полисов аристократы сперва превратились из колесничих в ездящих верхом гоплитов, а затем вместе с другими пехотинцами влились в ряды гоплитской фаланги. Фессалийцы же избрали иной путь развития. Здешняя аристократия продолжала прочно удерживать бразды правления в своих руках. Алев Рыжий, основатель Фессалийского союза и прародитель правящей династии Алевадов, разделил всю страну на равные участки-клеры. С каждого из них владельцы должны были выставлять 40 всадников и 80 пехотинцев. На принадлежавших фессалийской знати обширных пастбищах выращивались многочисленные табуны. Фессалийская конница столетиями считалась лучшей в Греции. В противоположность громкой славе конницы местная пехота имела сугубо вспомогательное значение.

​Греческий килик VI века до н.э. из Вульчи (Италия) с изображением спешившегося всадника. Музей Ватикана. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

«Джентльменская» война

Эпоха господства аристократии знаменовала расцвет культуры «джентльменской» войны. Особое значение в конфликтах такого рода придавалось правилам, накладывавшим ограничение на насилие и жестокость в отношении противника. Образцом для подражания в данном случае служила героическая этика, ярко описанная в поэмах Гомера. В самой «Илиаде» война подаётся без особых прикрас, а в тексте поэмы мы в изобилии находим примеры хитрости, коварства или даже неприкрытого вероломства. Однако интерпретация гомеровского наследия создаёт представление о войне как о разновидности спортивного состязания, в котором победа и последующая слава приобретались исключительно путём напряжения мускулов и волевых усилий бойцов. Для героев, например, считалось недопустимым пользоваться метательным оружием и одерживать победу благодаря коварным уловкам. Наиболее известной иллюстрацией такого рода культуры является рассказ Страбона о старинной надписи на стеле из Амаринфского храма на Эвбее, содержавшей договор между халкидянами и эретрийцами, который запрещал пользоваться в сражении дальнобойным метательным оружием.

​Батальная сцена на рельефной амфоре VII века до н.э. Археологический музей, Спарта. labyrinthos.ru - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Современные историки по-прежнему спорят об историчности этого документа. В его пользу свидетельствуют ямбы Архилоха, современника событий Лелантинской войны, в которых автор хвалит мужество эвбейских бойцов, привыкших сражаться друг с другом в рукопашной схватке:

«То не пращи засвистят, и не с луков бесчисленных стрелы

Вдаль понесутся, когда бой на равнине зачнёт

Арес могучий: мечей многостонная грянет работа.

В бое подобном они опытны боле всего —

Мужи-владыки Эвбеи, копейщики славные».

Сложившийся в этих рамках комплекс отношений предполагал, что формально объявленная война будет вестись с соблюдением принятых для такого рода случаев ритуальных норм. Театром военных действий становилась равнинная территория, а не горы и чащи. Военные действия происходили весной или летом, днём, а не ночью. Само столкновение являлось состязанием воли и мускулов, в котором победу одерживала сильнейшая сторона. Существовало ограничение на преследование и убийство противника. Обратившимся в бегство позволялось убежать. Пленные могли заплатить за себя выкуп. Над погибшими противниками не глумились, а мёртвые тела победители выдавали по первому требованию. Религиозные святилища получали статус убежища: считалось недопустимым преследовать противника, обратившегося к богам за защитой.

​Бронзовая статуэтка всадника, VI века до н.э. Пергамон музей, Берлин. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Битва трёхсот чемпионов

Эти компоненты аристократической культуры достаточно долго сохранялись в военном деле греков. Одним из примеров традиции является сражение между аргосцами и спартанцами, оспаривавшими друг у друга владение Кинурией в 546 году до н. э. В истории оно известно как битва трёхсот чемпионов.

Геродот рассказывал, что обе стороны договорились решить исход войны путём сражения трёхсот лучших бойцов с каждой стороны. Битва должна была длиться до полного уничтожения противника. Раненых с поля боя ни той, ни другой стороне выносить не разрешалось. Бой продолжался весь день. К вечеру в живых остались двое аргосцев и израненный спартанец по имени Орфиад. Аргосцы, полагая, что они одержали победу, ушли ночевать в свой лагерь. Ночью Орфиад пришёл в себя, сумел поставить трофей из снятых с тел погибших аргосцев доспехов и продолжал оставаться под копьём до самого рассвета. Когда утром обе армии прибыли к месту сражения, каждая из них могла претендовать на победу. Аргосских воинов в живых осталось больше, чем их врагов, однако именно спартанец Орфиад воздвигнул победный трофей на поле боя. После горячего спора сражение возобновилось. Победу в нём одержали спартанцы.

​Схватка гоплитов. Фрагмент рельефа бронзовой гидрии, VI век до н.э. Музей Оливериано, Пезаро. Источник: L’Histoire du Monde. L’Antiqite. — Larousse, 1993 — Р. 267 - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Память об этом эпизоде сохранялась столетиями. Во время очередного аргосско-спартанского конфликта, вспыхнувшего в 420 году до н. э., Аргос предложил Спарте повторить битву трёхсот чемпионов. На этот раз спартанцы отказались.

Словари

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Недавно искали

аристократия

Толковый словарь

Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

1. Высший слой привилегированной родовой знати в рабовладельческом и феодальном государстве, находящийся у власти; родовая знать.

2. Обобщающее название представителей господствующих классов и слоёв, а также духовной элиты современного общества.

Толковый словарь Ушакова

АРИСТОКРА́ТИЯ (аристократия устар.), аристократии, мн. нет, жен. (греч. aristokratia — господство лучших).

1. Государственное устройство, при котором власть принадлежит богатым и знатным (ист. полит.).

2. собир. Высший слой дворянства, родовитая знать.

|| Совокупность высших лиц какой-нибудь общественной группы, занимающих высшее, исключительное положение в своей среде. Купеческая аристократия. Служебная аристократия. Рабочая аристократия (в капиталистических государствах — высокооплачиваемые категории рабочих, оторвавшиеся от масс и находящиеся под влиянием буржуазной идеологии).

• Аристократия ума, таланта (книжн.) — наиболее умные, талантливые люди.

Толковый словарь Ожегова

АРИСТОКРА́ТИЯ, -и, жен.

1. Высший родовитый слой дворянства.

2. перен. Привилегированная часть класса или какой-н. общественной группы. Финансовая а. (верхушка финансовых кругов).

| прил. аристократический, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

АРИСТОКРАТИЯ — жен., греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина;

| само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать;

| дворянство вообще или дворянство титулованное (князья, графы) и знатнейшие столбовые роды. Аристократия богатства, А. денежная, именитое купечество; А. ума, учености, цвет ученых, умных людей, образованности и пр. Аристократическое правление; — убеждения, понятия; аристократичный взгляд. Аристократ муж. аристократка жен. вельможа, знатный боярин, не столько по сану, как по роду;

| приверженец, защитник аристократического правления. Ему хочется попасть в аристократы, он лезет в знать. Во всяком сословии и звании могут быть своего рода аристократы, считающие себя, от природы и без заслуг, выше других.

Словарь существительных

АРИСТОКРА́ТИЯ, -и, ж

Высшее сословие, привилегированный слой господствующего класса (обычно родовитое дворянство или крупная буржуазия);

А! — вскрикнул князь, увидав московского полковника, стоявшего около, и, поклонившись госпоже Шталь, отошел с дочерью и с присоединившимся к ним московским полковником. — Это наша аристократия, князь! — с желанием быть насмешливым сказал московский полковник (Л. Т.).

Энциклопедический словарь

АРИСТОКРА́ТИЯ -и; ж. [от греч. aristos — лучший и kratos — власть].

1. Высшее сословие, привилегированный слой господствующего класса (обычно родовое дворянство или крупная буржуазия). // Привилегированная часть какого-л. класса или общественной группы; тот, кто занимает привилегированное положение где-л., в чём-л. Финансовая а. Военная а. Рабочая а. (о квалифицированных высокооплачиваемых рабочих).

2. Ист. Форма государственного правления, при которой власть находится в руках немногочисленного привилегированного класса, родовой знати.

аристокра́тия (от греч. áristos — лучший и . кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) Родовая знать.

АРИСТОКРАТИЯ — АРИСТОКРА́ТИЯ (от греч. aristos — лучший),

1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

Большой энциклопедический словарь

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos — лучший и . кратия) -..1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати

2)] В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

Академический словарь

1. В классовом обществе: высшее сословие, привилегированный слой господствующего класса, родовая знать.

В ложах и переднем ряду была даже аристократия, но в особенности преобладало купечество. Скиталец, Несчастье.

Привилегированная часть какого-л. класса или какой-л. общественной группы.

Форма государственного правления, при которой власть находится в руках немногочисленного привилегированного класса, родовой знати.

Гуманитарный словарь

АРИСТОКРА́ТИЯ (от древнегреч. αριστενζ — лучший и κρατοζ — власть; букв. власть лучших) — в совр. словоупотреблении может означать: 1) людей, принадлежащих к правящей элите об-ва; 2) потомков традиционно вошедших в историю родов А., даже независимо от их отношения к власти; 3) людей, исповедующих высокие моральные принципы и кодекс поведения А. («аристократы духа»).

Древнегреч. полит. теория выделяла три возможные формы правления: монархию (единоличную впасть), демократию (правление народа) и А. (власть лучших и избранных). В теории А. мыслилась как господство людей, превосходящих других по своим физич., умств. и нравств. качествам. Доп. компонентом считалось знатное происхождение, реально ставшее главным критерием принадлежности к А. Греч. полит. мыслители (Платон, Аристотель) отличали А. от олигархии, обозначающей власть наиболее богатых или наиболее влиятельных и политически активных людей. На практике грань между А. и олигархией часто стиралась. Постепенно осн. смыслом слова А. стало обозначение не формы правления, а правящей элиты об-ва. Как социальный слой А. играла большую роль в об-вах Др. Востока и античности, практически господствовала в ср.-вековой Европе, была весьма значима в Рус. гос-ве. Принадлежность к А. определялась происхождением или социальным положением. А. вырабатывает определенную этику и кодекс поведения. Как правило, А. составляет элиту воен. организации об-ва. Крушение господства А. начинается во время бурж. рев-ций.

В Зап. Европе к А. относились герцоги, графы, бароны, виконты и др. В рус. истории можно выделить боярскую и дворянскую А.

В истории России роль А. была существенно ограничена: сначала — властью самодержавия (террор Ивана Грозного в 16 в.), затем — быстрым развитием значит. бюрократич. слоя и гос-ва, служилым значением дворянства, доступ в к-рое был достаточно открытым для выходцев из низших слоев, согл. их социальным заслугам. Все это вело к нсторич. ослаблению рус. А., преобладанию бюрократич. элементов в управлении гос-вом, церковью, об-вом, отчуждению нар. масс от верховной власти и, наконец, к росту народнич. демократизма (с присущим ему культом прямолинейного соц. равенства) в сознании интеллигенции. Тем не менее вплоть до Февральской рев-ции рос. гос-венность ориентировалась в осн. на дворянство, хотя после 1861 оно не могло уже быть реальной соц. опорой верховной власти. В этом обстоятельстве заключалась одна из причин политич. неустойчивости и стремительного падения рус. монархии.

Лит.: Коркунов М. Рус. гос. право. 2-е изд. СПб., 1893. Т. 1; Тихомиров Л. Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Его же. Монархическая государственность: В 4 ч. Ч. 3. Рус. гос-во. М., 1896; Ильин А. И. Наши задачи // Юность. 1990. № 8.

Евразийская мудрость от А до Я.

(греч.-власть наилучших): 1) знать, высшее по праву рождения, вельможное сословие; 2) державная власть данного сословия и соответствующая ей форма общественного устройства (противоположная демократии); 3) элита, избранное меньшинство в составе сословий и братств, ответственное за их культурный потенциал и нравственное достоинство.

Словарь народов и культуры

(aristocracy, греч. — власть лучших, знатнейших), первоначально форма правления, позже, как правило, наследственная элита. Со времен Платона и Аристотеля считалось общепризнанным, что полит, власть должна находиться в руках тех, кто своим образованием, проф. деят-тью или положением в об-ве доказал способность ею распоряжаться. Данное положение было поставлено под сомнение демокр. идеями Американской и Французской революций (1776 и 1789); последняя вызвала появление на свет неск. откровенных оправданий А., таких, как Размышления о революции во Франции Эдмунда Берка (1790) и Теория политической и религиозной власти Луи де Бональда (1796). В наст, время под термином А. подразумевается наследственный социальный класс, как правило, зем. собственников.

Сборник слов и иносказаний

аристократия (иноск.) — все отличающееся превосходством, высшее в своем роде (намек на высшее привилегированное сословие)

Ср. Аристократия ума.

Ср. Она (гора) помещена в аристократию гор не за высоту, а за свое вино.

Гончаров. Фрегат Паллада.

Ср. Помещикам мало верили, зная их плохую расплату; говорили: «он аристократ — дай ему да ори сто крат». Такова была их репутация!

Лесков. Овцебык. 9.

Поговорки

Аристократия духа. Книжн. Ирон. О людях, считающих, что по своему культурному уровню они стоят выше всех. БМС 1998, 32.

Кто такие аристократы

Каждый слышал фразы «аристократы духа», «голубая кровь» или «истинный аристократ». Почему же это произносят с таким апломбом? Или, наоборот, с презрением? Давайте разберемся, кто такие аристократы, откуда пришло это слово и что означает. Существует ли сегодня черная аристократия, и как менялось это понятие вместе с образом жизни европейской знати с XIX века до наших дней.

Фреска «Афинская школа»

Этимология слова «аристократия»

В переводе с греческого aristokratia означает «господство лучших». Это понятие ввели Платон и его ученик Аристотель. Aristos переводится как знатный, благородный, лучший, kratia — как власть. Есть два основных значения термина:

  • высшее привилегированное сословие при рабовладельческом или феодальном строе;
  • форма правления, при которой власть принадлежит родовой знати, высшему слою дворянства.

В понимании античных философов такой принцип управления государством был приемлем. Однако Аристотель считал аристократию (власть лучших) намного хуже «политии» (власти средних). Олигархию (власть богатых) он видел искаженным, уродливым вариантом аристократии, когда правящий класс состоит из эксплуататоров, занятых собственной выгодой, а не благополучием страны.

Возникает закономерный вопрос о критериях определения лучших людей. В разных культурах и эпохах на него отвечали по-разному. Иногда главным показателем считались личные добродетели, знатное происхождение или воинские заслуги, иногда — религия, интеллектуальное превосходство или размер состояния. История не нашла универсального алгоритма выявления «лучших». Однако эта форма правления характерна для ряда античных и средневековых городов-государств.
Второе значение слова «аристократия» гораздо ближе и привычнее любому обывателю. Юлий Цезарь, князь Владимир, Людовик IV, Калигула и королева Виктория — все они аристократы, каждый в своей культурной среде, стране и эпохе. В традиционном значении аристократ — это дворянин, представитель высшего сословия. Титул аристократа определяет его положение внутри класса, их количество огромно: от шаха, конунга и эсквайра до князя, маркиза и императора.

Елизавета II

Современное значение

Постепенно с образом аристократа стали прочно ассоциироваться достаток, воспитание, манеры, утонченность и приятный облик. Блага, доступные состоятельным людям с положением обществе, элегантным, образованным и здоровым, привлекали взгляды всех остальных. Идея «выйти замуж за принца» не нова. Представители низших сословий в любой части света в каждый исторический период смотрели на аристократию с завистью и обожанием.
Отсюда все современные значения слова. Например, аристократизм как изящество внешности или поведения человека. «Аристократствовать» в значении «задирать нос». Ироничное «аристократ», когда подчеркивают намеренную отстраненность или фанфаронство. «Аристократами духа» называют интеллигентов и высоконравственных людях.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Европейские аристократы издавна гордились белым оттенком кожи. От Англии до Южной Европы знатные девушки и даже юноши старались защитить от загара открытые участки тела. Сквозь белоснежную кожу просвечивали голубоватые вены, которые были не так заметны у представителей иных сословий. Крестьяне и рабочий класс не могли позволить себе излишнюю заботу о внешнем виде. Считается, что именно так появилось выражение «голубая кровь» в отношении знати.
Нетрудно провести логическую цепочку к финансовой, рабочей, служебной аристократии (группа людей с привилегиями и преимуществами в какой-либо сфере) или к аристократии ума (талантливые люди). Сегодня это слово многозначно. Давайте вернемся на его родину, в Древнюю Грецию и узнаем, что представляла из себя местная аристократия.

Храм Артемиды в Эфесе

Аристократы в Древней Греции

На высшей социальной ступени каждого полиса находились представители древних родов, старинной земельной аристократии. Они управляли жизнью городов-государств, возглавляли военные кампании, ведали государственными делами, проводили религиозные обряды и пользовались безусловным авторитетом. Крупные земельные владения и добыча в военных походах обеспечивали их экономическое благополучие. Наличие денег и свободного времени позволяло получить хорошее образование, поэтому аристократия была еще и интеллектуальной элитой общества.
В таких условиях поворот к демократии и первые робкие голоса граждан полисов о равенстве воспринимались знатью негативно. Однако к концу периода архаики началась борьба за социальное и политическое равноправие.

Афины

Несмотря на власть и богатство аристократов Древней Греции, их образ жизни отличался известной скромностью. Быт, пища, одежда среднего класса и правящей верхушки не слишком разнились. Эллины ценили науку и образование, литературу и искусство, красоту, гармонию духовного и физического начала. Чревоугодие, невоздержанность, кричащая роскошь порицались. В то же время в Древней Греции с большим вниманием относились к организации своего досуга. Проходили пышные пиры по случаю религиозных праздников. Знаменитые греческие термы были скорее местом светского общения, нежели исключительно банями. Внутренне убранство в особняках знати могло сочетать простоту обстановки с драгоценными украшениями интерьера, которые подчеркивали статус семьи.
Разумеется, все это касалось только мужчин. При патриархальном строе социальный статус женщины определялся общественным положением ее мужа или отца.

Аристократия Древнего Рима

Господствующим классом в Древнем Риме были патриции — родовая земельная аристократия, выходцы из трехсот старинных знатных родов с исключительным правом владения общественными землями.
По сравнению с образом жизни эллинов патриции были настоящими сибаритами. Они любили комфорт и роскошь, уделяли большое внимание внешности, жили в грандиозных дворцах.

Одежда римлян напрямую зависела от их статуса. Например, белые шерстяные тоги носили женатые мужчины, обладающие политическими правами. Облачение сенаторов представляло собой тогу с алой каймой. Прославленные победами полководцы носили красную тогу, что впоследствии стало привилегией императоров.

Посмотрите короткий видеоматериал об образе жизни разных сословий Древнего Рима.

Римляне любили спортивные игры и состязания, музыку и искусство, философские диспуты и богатые пиры. Хотя обычно рацион патрициев почти не отличался от рациона бедняков: сыр, хлеб, оливки, рыба, фрукты и овощи. В этом смысле римляне походили на греков.
Как и эллинская аристократия, патриции могли провести целый день в термах. Там были бассейны, бани, помещения для отдыха и проведения досуга, спортивные залы, сады и беседки. В термах велись переговоры, обсуждалась политика, кипели жаркие споры. Порой знать проводила там весь день. Сохранившиеся постройки римских терм до сих пор привлекают туристов со всего света.

Термы Каракаллы

Черная аристократия

Черной знатью или черной аристократией называют несколько древних итальянских родов, вставших на сторону Пия IX во время Римского вопроса (противостояние Королевства Италия и папской власти в 1861–1929 гг.).
Суть конфликта заключалась в претензии обеих сторон на светскую власть в государстве и имущество католической церкви. Армия приватизировала Папскую область и Папский дворец, Пий IX провозгласил себя затворником Ватикана и отказался покидать его территорию в знак протеста. Он не признавал законность притязаний Итальянского королевства, не собирался уступать власть, и следующие 59 лет статус Святого престола оставался открытым вопросом.
Знатные семьи Италии, связанные в Папой Римским родственными и деловыми отношениями, поддержали его добровольное заключение в Ватикане символическим актом закрытых дверей. Из-за этого демонстративного траура их стали называть черной знатью. Среди сторонников Пия IX были семьи Борджиа, Орсини, Боргезе, Колонна, Массимо и многие другие.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Люди, не знакомые с историй Римского вопроса, наделили выражение «черная аристократия» совершенно другим смыслом. Эту фразу можно услышать в контексте негативных оценок поведения современных наследников дворянских фамилий Европы. В лице черных копателей (нелегальная археология) или черного пиара (неблаговидные методы рекламы) черную знать обвиняют в уклонении от налогов, баснословном богатстве и высокомерии.

Подписание Латеранских соглашений

Римский вопрос был урегулирован в 1929 г., когда Папа Пий XI заключил с Б. Муссолини Латеранские соглашения. Ватикан стал городом-государством, а представители черной знати получили двойное гражданство.

Читайте также:

  • На каком языке говорят в Мексике
  • Самые красивые города Мексики
  • Где сейчас можно отдохнуть за границей
  • ТОП 5 хороших отелей в Хургаде с питанием ультра все включено
  • Тюрклер 5 звезд на 1 линии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *