Что такое взаиморасположение объектов в географии
Перейти к содержимому

Что такое взаиморасположение объектов в географии

  • автор:

Помогите по географии пожалуйста

Можете помочь?
Определить расстояние на плане и карте с помощью масштаба.
Определить взаиморасположение объектов на плане и карте.
Определить географические точки на карте.

Голосование за лучший ответ

Ну и чем тут помогать, там в учебнике все подробно разжевано

Арсений БелыйУченик (106) 4 года назад

Я вообще не шарю.

Вася-валидол Валидолов Просветленный (38856) А зачем ты в школу ходишь, если ты элементарного понять не можешь. Для определения направления на заданный предмет необходимо использовать азимут. Азимут — угол между направлением на север и направлением на заданный предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера вправо, по ходу часовой стрелки. Чтобы определить расстояние от одного объекта до другого, необходимо знать масштаб плана. Масштаб — это дробь, в числителе которой единица, а знаменатель, число, показывающее во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности. Чем больше число в знаменателе дроби, тем больше уменьшение, тем мельче масштаб. Запись «в 1 см. — 50 км.» называют именованным масштабом. Линейный масштаб — прямая линия, разделенная на равные части (обычно сантиметры). Расс

Похожие вопросы

«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Как карты передают географическую информацию

Фундаментальные концепции ГИС тесно связаны с картами и их содержанием.

Концепция карты формирует основу более полного понимания ГИС. Данная тема рассматривает некоторые фундаментальные концепции ГИС и описывает, как их можно применять и использовать в ГИС.

Карты

Обычно у всех карт имеется набор тематических слоёв, где представлены объекты реального мира.

Карта — это представление пространственной или географической информации в виде серии тематических слоёв для интересующей территории. Бумажная карта также содержит дополнительные элементы, организованные на странице. В собственно теле карты предоставлен географический вид информации; прочие элементы — легенда, масштабная линейка, стрелка севера, описательный текст и заголовок — расположены вокруг карты и помогают понять, прочитать и интерпретировать содержание карты.

Элементы карты

Люди работают также с компьютерными картами — интерактивными изображениями на компьютерных мониторах, которые позволяют делать запросы и взаимодействовать с представленной на карте географической информацией.

Обычно у всех карт имеется набор тематических слоёв, где представлены объекты реального мира.

Слои

Географические элементы представляются в качестве серий слоев карт для заданных экстентов — например, можно просматривать слои дорог, рек, населенных пунктов, строений, политических границ, рельефа и спутниковых изображений.

Слои карты

На каждой карте набор слоёв отображается в определённом порядке прорисовки.

Географические элементы изображаются на картах в этих сериях слоёв.

Слои карты — это тематические представления такой географической информации, как транспортная сеть, водные объекты и рельеф. В пределах каждого слоя для показа важной информации, описывающей отдельные географические элементы, используются символы, цвета и текст. Слои помогают понять информацию с помощью следующего:

  • дискретных пространственных объектов в виде наборов точек, линий и полигонов;
  • символов, цветов и надписей на карте, помогающих описать объекты карты;
  • аэрофотоснимков или спутниковых изображений, покрывающих экстент карты;
  • Непрерывные поверхности, например, рельеф, который можно представить разными способами, — например, в виде набора контурных линий и точек с высотами или как рельеф с отмывкой.

Компоновка карты и композиция

Вместе с телом карты, карта представляет собой единую серию элементов карты, размещенных и организованных на странице. Обычно элементы карты — это стрелка севера, масштабная линейка, легенда и прочие графические элементы. Эти элементы служат для чтения и интерпретации карты.

Эта информация помогает сообщить с помощью карты гораздо больше, показывая огромное количество информации в систематизированном, интуитивно понятном виде. Это, в свою очередь, помогает читателю карты визуализировать и понять интересные факты, очень важные для работы.

Пространственные отношения на карте

Карты помогают передать географические отношения, которые читатели карты могут интерпретировать и анализировать. Отношения, построенные на взаиморасположении на территории, называются пространственными отношениями. Примеры:

  • Какие географические объекты соединены с другими (например, Проспект Мира соединен с Ярославским шоссе).
  • Какие географические объекты примыкают (например, городской парк примыкает к университету).
  • Какие географические объекты содержатся внутри территории (например, контуры зданий находятся внутри границ земельных участков).
  • Какие географические объекты накладываются (например, железная дорога пересекает автостраду).
  • Какие географические объекты находятся рядом (анализ близости) друг с другом (например, Малый театр находится рядом с Большим театром).
  • Геометрия каких пространственных объектов совпадает (например, городской парк совпадает с памятником природы).
  • Различия в высоте географических объектов (например, здание МГУ находится выше уровня реки).
  • Объект идет вдоль другого пространственного объекта (например, маршрут автобуса идет вдоль уличной сети).

На карте такие отношения не всегда ясно представлены. Но, будучи читателем карты, вы интерпретируете такие пространственные отношения и получаете производную информацию на основании относительного положения и очертаний таких элементов карты, как улицы, границы, здания, озёра, железные дороги и прочие пространственные объекты. В ГИС такие отношения можно моделировать, используя различные типы и поведение данных (например, топологии и сети) и применяя обширный набор пространственных операций для географических объектов (например, создание буферных зон и наложение полигонов).

Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Карасева, М. В. Работа с контурными картами на уроках географии как инструмент развития пространственной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109727/ (дата обращения: 02.04.2024).

Навык сформированности пространственной ориентации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья развивается с опозданием от среднестатистической нормы. Проанализировав труды выдающихся педагогов и психологов, можно сделать вывод, что основными причинами этого является бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений и ориентировки у детей с ОВЗ нарушается по всем направлениям. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.

Вследствие слабости интегрирующей деятельности мозга у детей с ОВЗ затруднено полноценное развитие пространственных представлений, практической и мысленной пространственной ориентировки, что приводит к существенным затруднениям при решении различных задач в процессе обучения географии.

Сформированность пространственных представлений у обучающихся с ОВЗ является одним из важных требований его социального развития, необходимым условием успешного познания и активной трансформации действительности.

Если пространственные представления недостаточно сформированы у обучающихся с ОВЗ, то можно наблюдать многочисленные ошибки, трудности в процессе обучения и овладение необходимыми компетенциями при изучении географии.

Проблема формирования пространственных представлений у учащихся с ОВЗ является сложной и разносторонней, что приводит к ее актуализации на современном этапе развития школьного образования.

В большой психологической энциклопедии дается такое определение: пространственные представления (англ. space representations) — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. 1 Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности.

Для развития пространственной ориентации и пространственных представлений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выступает такой инструмент как контурная карта.

Контурная карта — особый вид учебных бланковых немых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку. [2]

Процесс выполнения заданий на контурных картах у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывает затруднения, так как обучающиеся с ОВЗ с трудом усваивают такие ориентиры как вверху, внизу, слева, справа. Но при работе с контурной картой не используют ориентировку как вверху или внизу, слева или справа, а используют ориентировку по сторонам горизонта север, юг, запад, восток. Определение сторон горизонта на контурной карте вызывает большое затруднение у обучающихся. Для запоминания сторон горизонта на контурной карте использую ориентировку по рукам. Географические объекты, находящиеся по левую руку, всегда находятся на востоке, а по правую — на западе. Если посмотреть на верхнюю сторону контурной карты, там будет север, а если опустить глаза, то будет юг. Такая привязка к рукам ускоряет процесс развития пространственной ориентировки.

Использование контурных карт на уроках географии позволяет формировать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии контурных карт способствует запоминанию картографического содержания и формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте.

В процессе работы с контурной картой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья развивают пространственную ориентацию, так как обучающиеся выполняют различные задания на всех этапах урока: при изложении нового материала, при закреплении и проверке изученного.

При составлении заданий на контурной карте учитываю важное требование дидактики — постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному. В своей работе использую различные задания на контурных картах, руководствуясь данным требованием:

  1. Заполненные карты — данные карты использую на начальном этапе обучения географии в 6 классе. Обучающиеся находят географические объекты на заполненной контурной карте, а затем на своей «пустой» контурной карте определяют данные объекты и соотносят примерное географическое положение объекта и подписывают его.
  2. «Полунемые» — на данных контурных картах подписываю только первые буквы географического объекта, а обучающиеся определяют по физической карте, где находится объект по отношению к другим объектам и его название, тем самым определяет его географическое положение. Обучающиеся запоминаю, где расположен тот или иной географический объект и при показе на настенной карте у доски вспоминают, представляют, как наносили его на контурную карту, тем самым контурная карта способствует развитию пространственной ориентации и память.
  3. «Путешествие по контурной карте». Обучающие наносят на контурную карту маршрут путешествия от одного географического объекты к другому. Обучающимся необходимо образно представлять географические объекты на географической карте, их расположение по отношению друг к другу и нанести их на контурную карту. Наносить необходимо все географические объекты, соблюдая их правильное расположение в пространстве.
  4. «Раскрашивание определенной территории». Данное задание применяю при изучение природных зон как России, так и каждого из материков, за исключением Антарктиды. Контурная карта закрашена частично, пропущенная какая-то из природных зон. Обучающимся необходимо определить какая зона пропущена и раскрасить ее. Данные задания направлено так же на развитие пространственной ориентации, так как обучающимся необходимо представить, как расположены природные зоны.

Контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи между собой. Все географические объекты, нанесённые на карту, помогают запоминать их, способствуют пониманию символики карты, её содержанию.

Работа на контурных картах должна быть систематической. Если выполнять задания в системе, то обучающиеся выполняют задания осознано, ориентируются как на географических картах, так и на контурных.

  1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. — Москва: Эксмо, 2007. — 542, [1] с.: портр.; 26 см.; ISBN 978–5-699–20617–9 (В пер.)
  2. Контурная карта // География. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с. — (Современная иллюстрированная энциклопедия).

Основные термины (генерируются автоматически): контурная карта, обучающийся, пространственная ориентация, ограниченная возможность здоровья, представление, географическая основа, данные, задание, сторона горизонта, урок географии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *