Красный зал в большом театре
Перейти к содержимому

Красный зал в большом театре

  • автор:

tushinetc

Малое императорское фойе
IMG_1381.JPG

02. Восстановленные, когда то уничтоженные большевиками инициалы Николая II с короной
IMG_1377.JPG

IMG_1373.JPG

03. В этом небольшом зале хорошая акустика

IMG_1391.JPG

09. Большой императорский зал до реконструкции театра назывался Бетховенским, а сейчас ему вернули настоящее имя. А вот за той дверью в конце, находится вход в Императорскую ложу

IMG_1398.JPG

10. Гобелены в ней цвета «шардон»

IMG_1408.JPG

11. В советское время царскую символику на них по просту вырезали и заменили советскими серпом и молотом. Во время реконструкции царские медальоны вернули на место. А сами гобелены в течении пяти лет чистились особыми кисточками

Спасибо atlanta_s и сообществу moscultura за приглашение на экскурсию

Подписывайтесь на самое культурное сообщество Москвы moscultura и вы будете в курсе всех новостей культурной жизни Москвы и сможете записываться и ходить на самые интересные мероприятия в столице

Начало экскурсии по закулисью Большого театра:

Большой театр изнутри

А вы знали, что в Большом театре над сценой есть собственная звонница из 20 колоколов?
А вы знали, что в Большом театре после капитального ремонта стало 12 этажей — 7 надземных и 5 подземных?
А вы знали, что сцена Большого театра не плоская, у неё есть уклон в 7 градусов?
А вы знали, что оркестровая яма Большого — самая большая в Европе?
А вы знали, что во время реконструкции Большого театра, которая шла 6 лет, убрали исторические гримерные Улановой и Плисецкой, заново создали «световую партитуру», провели современные отопление и вентиляцию, расширили оркестровую яму, увеличили этажность подсобных помещений и сделали поворотный механизм сцены?

Диаметр трехъярусной люстры зрительного зала составляет 6,5 метра, высота — 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами превышает 1860 кг.

Большой театр в Москве открылся 18 января 1825 года.
За время его существования реконструкций было немало, Большой спасали и в царские времена, и во время Великой Отечественной, когда в вестибюль попала бомба. Театр — одна из визитных карточек страны.

28 сентября 1995 года началась масштабная реконструкция и реставрация ГАБТ. Построена Новая сцена (открылась в ноябре 2002 года), возведен административный корпус с репетиционными залами и костюмерными.

2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. Долгих 6 лет велась сложная работа по перестройке, улучшению технических возможностей сцены, реставрации исторических деталей здания Большого театра. Открылся Большой театр 28 октября 2011 года.

На сцене — декорация к премьерному спектаклю «Бал-маскарад». Опера Джузеппе Верди поставлена иностранцами — сценографом Давиде Леверморе и дирижером-постановщиком Джакомо Сагрпанти. В этом спектакле используется возможность обновленной сцены — поворотный механизм.
2

Сцена поворачивается, на ней появляется здание. Мы слышим итальянский язык и переводчика — оперу ставят итальянцы.
3

4

5

6

За время реконструкции Большого театра изменений было очень много. Обновили позолоту по дереву, советские символы заменили исторической геральдикой, покрыли сусальным золотом знаменитую люстру, которая прежде была бронзовой. Кстати, во время реконструкции пропала почти половина из 24 тысяч французских хрустальных деталей, более 13 с половиной тысяч деталей пришлось изготовить новые на Дядьковском заводе. Постоянные зрители Большого театра люстру не узнали, ведь она посветлела за счет позолоты — реставраторы покрыли бронзовую основу сусальным золотом, чтобы люстра была под стать золоченому окружению лож.
7

8

9

В антракте зрители тоже могут погулять по историческим помещениям Большого театра на уровне бельэтажа.
10. Роскошное Белое фойе с историческим роялем.

Белый рояль, очевидно, был специально заказан для Большого театра.
11

12

13

14

15

Из белого фойе вы сможете в антракте попасть в Красный круглый акустический зал, в которой удивительная акустика: стоя в самом центре под люстрой и разговаривая, можно услышать свой голос, отраженный от стен. Император становился в центральный круг, произносил речь, которую слышно было во всех уголках зала.
16

17

18

19

20

21

Большое императорское фойе (бывший Бетховенский зал) с двумя золочеными зеркалами и пурпурными штофными обоями использовалось для коронации Николая II.
22

23

24

25

26

Стоячие места по 100 рублей для студентов на 4 ярусе. Практически не видно сцены оттуда. Для опер нормально, а для балеты — не знаю.
27

Правда, на стенах 4 яруса висят телевизоры, так что трансляцию можно смотреть на экране.
28

29

30

Оркестровую яму расширили за счет снятия первых рядов: мест в зале стало меньше, зато оркестрантам стало свободнее.
31

32. В Бетховенском зале, который находится под площадью перед Большим театром, проходят симфонические концерты, а так же используют как банкетный зал. Для банкета все кресла убирают, поднимают пол до уровня верхних окон, получается помещение большой площади. Когда его построили, выяснилось, что в зал проникает шум от проходящих рядом поездов метро, после чего зеленую ветку перекрывали на выходные, чтобы подложить гасящие звук материалы под рельсы. После чего Бетховенский зал стало возможным использовать даже как студию звукозаписи, для чего сделали дополнительные шумозащитные экраны.

Вид из окон:
34

35

Репетиционный зал. Репетировали солисты балета, но нас попросили их не снимать.
36

Пошивочные мастерские.
37

38

39

40

41. Буфет на 4 этаже, большой, просторный. Подняться сюда зрители могут на лифтах особой формы либо по винтовым лестницам.

Туалеты находятся в подземных этажах.

Кстати, в Большом театре работает магазинчик, в который можно зайти с улицы.

Экскурсию для нас провела научный сотрудник Музея Большого театра Чернова Оксана.

Информацию о том, как попасть на экскурсию можно прочитать тут.
Мы же попали на такую экскурсию без очереди и браслетов от охраны благодаря сообществу
МосКультУра и лично Ане atlanta_s , блогеру и балерине Большого театра, которая дополняла рассказы Оксаны живыми деталями. В частности, рассказала, что пуанты для балерин заказывают в Америке по 9 тысяч рублей, в то время как мастера Большого театра, которые делали прекрасные пуанты по 2,5 тысячи, остались без работы.
Афиша Большого театра

Красный зал в большом театре

Театральная площадь, 1

Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.

Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.

Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.

Зрительный зал после реконструкции.

Фото Дамира Юсупова

2 июля Историческое здание было закрыто на реконструкцию

В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.

80000 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ

Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.

В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.

Квадрига Аполлона

Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Павла Рычкова.

Фронтон и квадрига.

Фото Дамира Юсупова.

Скульптура Эрато – музы лирической поэзии.

Фото Дамира Юсупова.

Детали фасада.

Фото Дамира Юсупова.

Скульптура Эрато.

Фото Дамира Юсупова.

Колоннада и фонарь.

Фото Дамира Юсупова.

Фойе и зрительный зал

Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.

Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.

В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.

Главное фойе после реконструкции.

Фото Дамира Юсупова.

Императорские фойе

Круглый зал (Малое императорское фойе) получил своё название благодаря потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола.

В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.

К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.

Экспозиционный и Хоровой залы

Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.

Главное фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Круглый зал.

Фото Дамира Юсупова.

Люстра и лепной потолок Большого Императорского фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Большое Императорское фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Большое Императорское фойе.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Экспозиционный зал.

Фото Дамира Юсупова.

Хоровой зал.

Фото Дамира Юсупова.

Хоровой зал.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Зрительный зал

Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.

4,5 КИЛОГРАММОВ

Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.

Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.

Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.

Вид из центральной ложи на зал и сцену.

Фото Дамира Юсупова.

24 ТЫСЯЧИ ЭЛЕМЕНТОВ

Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.

Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.

Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы.

Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.

Фото Дамира Юсупова.

Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).

Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.

Сценическая часть

Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.

14 мая состоялся концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»

Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.

В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).

Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме.

28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

Фото Дамира Юсупова.

Вид на зрительный зал из центральной ложи.

Фото Дамира Юсупова.

Атлант центральной ложи.

Фото Дамира Юсупова.

Центральная ложа.

Фото Дамира Юсупова.

Плафон и люстра.

Фото Павла Рычкова.

Вид на ярусы.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Фото Дамира Юсупова.

Система освещения.

Фото Дамира Юсупова.

Бетховенский зал

Театральная площадь, 1, 13 подъезд

Одним из самых интересных и неожиданных решений в проекте реконструкции стало сооружение подземного концертно-репетиционного зала, унаследовавшего имя Бетховенского от Большого императорского фойе, которое в 1920 году получило это имя в честь 150-летия со дня рождения композитора, почитаемого советской властью, и на протяжении всей советской эпохи служившего помещением для проведения камерных концертов.

Зал, рассчитанный на триста тридцать зрителей, располагается под вестибюлем театра и представляет собой многофункциональное пространство со специальным механическим оборудованием. Он может принимать различные конфигурации и использоваться в разных целях. Пространство подземного концертного зала создается с помощью пяти основных и трех вспомогательных платформ (массой свыше двадцати тонн). Центральная платформа есть собственно сцена; две платформы, расположенные слева и справа от нее, по мере необходимости могут либо увеличивать саму сцену, либо становятся частью зрительской зоны. Две оставшиеся платформы формируют основное пространство зрительного зала. Все платформы могут быть разом подняты вверх, до уровня фойе, чтобы создать пространство для торжественных приемов. Установка зрительских кресел занимает считанные минуты. Кресла «собраны» в шестнадцать специальных капсул массой около тонны, которые нажатием кнопки превращаются в несколько рядов кресел.

При разработке дизайна зала архитекторы стремились добиться стилистического единства с историческими помещениями Большого театра. Наборный паркет зала повторяет рисунок мраморного пола в фойе, стены и потолок декорированы в стиле верхних залов театра. Элементы отделки зала имитируют состаренный мрамор и стилем намекают на античность.

Бетховенский зал – вторая сцена Большого в его историческом здании – уже прочно утвердился в концертной жизни Москвы. Его интересный, насыщенный репертуар, как и мастерство музыкантов оркестра театра неизменно вызывают горячий отклик у публики, среди которой уже есть и завсегдатаи именно этого зала.

Подземные ходы в Большом театре: отрывок из книги «Мистическая Москва»

Подземные ходы в Большом театре: отрывок из книги «Мистическая Москва»

В Большом театре сменился генеральный директор. На смену Владимиру Урину пришел Валерий Гергиев. По этому случаю публикуем отрывок из книги Агнессы Невской «Мистическая Москва. Самые загадочные места и легенды столицы, от которых захватывает дух» про тайные ходы Большого театра. Вышла в издательстве «Бомбора».

Подземный Большой театр

Для чего построили подземный ход между театрами? Труппа тогда была единой, и часто одни и те же актеры участвовали в нескольких постановках. Туннель сделали так, чтобы, перебегая из одного здания в другое, не попадать под снег и дождь.

Многие, приезжая в Москву, стараются непременно побывать в Большом театре — как-никак он один из самых известных и признанных в мире! Не последнюю роль играет и роскошная обстановка — руководители и сотрудники театра чтут классические традиции. Конечно, часто задают вопрос, а правда ли, что под зданием Большого театра множество подземных ходов и различных помещений? Правда!

Во-первых, ранее подземным переходом были соединены расположенные неподалеку друг от друга Большой и Малый театры, хотя здания тогда были другими. Подземный ход в итоге замуровали, но попытки отыскать и посетить его в среде романтически настроенных москвичей не прекращаются. А еще при реконструкции Большого театра его площадь расширили за счет вынесения под землю новых помещений: репетиционных, складов и некоторых других.

Театральный призрак

В здании, где сейчас располагается Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, раньше был Камерный театр, который в 1914 году открыл режиссер Александр Таиров. В 1949 году театр закрыли. Таиров умер спустя год (многие писали, что от горя), а его жена, актриса Алиса Коонен, прожила еще долгую жизнь, причем в квартире, расположенной в здании их бывшего театра. Затем Камерный был преобразован в Пушкинский и в разных закоулках театра начали встречать призрак актрисы. Труппа обвиняла его во всех своих неудачах. Якобы он прячет реквизит, пачкает костюмы, отвлекает актеров во время спектакля, напоминая о преданном забвению Камерном театре, требуя справедливости. После того как в память о театре Таирова была учреждена особая награда для актеров, призрак исчез.

Огненное проклятие

И еще одна история о Большом театре. Некоторые работники театра утверждали, что перед пожаром в дальних уголках театра всегда видели фигуру человека в черном плаще. Якобы это тот самый «лекарь» готовился к поджогу.

Это здание неоднократно горело. Объяснение нашли такое: когда никакого театра не было в помине, а на месте нынешней Театральной площади было болото, во время очередной чумной эпидемии в дома под видом врача проникал некий злоумышленник. Он давал людям выпить какое-то «чудодейственное лекарство», которое на самом деле было ядом. Отравив всех, кто был в доме, бандит забирал все ценное. В итоге его поймали и утопили в болоте. И с тех пор его злобный дух никак не может успокоиться.

А потом пожары прекратились. То ли проклятие утратило силу, то ли просто керосиновые лампы перестали использовать.

Мистическая Третьяковка

Государственная Третьяковская галерея, основанная в середине XIX века купцом Павлом Третьяковым, сейчас является одним из самых известных музеев мира. Многие истории, связанные с находящимися там шедеврами, уже давно стали достоянием общественности: например, что художник Александр Иванов 20 лет писал картину «Явление Христа народу» или что мишек на картине «Утро в сосновом лесу» изобразил не Иван Шишкин, а его соавтор Константин Савицкий. Но все это, так сказать, сухие факты. А ведь есть еще и легенды о мистических событиях, связанных с коллекциями Третьяковки!

Некоторым картинам приписывают негативную, тяжелую энергетику. Чаще всего подобное говорят о портрете Марии Лопухиной работы Владимира Боровиковского. На первый взгляд — типичный для конца XVIII столетия портрет молодой женщины. Но уже через несколько лет после его создания ходили слухи, что картина приносит несчастье. Дело в том, что Мария умерла в возрасте 24 лет от чахотки. «Душа Лопухиной поселилась в портрете! — зловеще предупреждали любители мистики. — Теперь он сам лишает жизни молодых девиц, стоит им только на него посмотреть!»

Проверял ли кто-нибудь информацию о негативном воздействии портрета Марии Лопухиной? Исследований не проводили, но ни одного случая внезапной смерти среди посмотревших на портрет юных девиц не зафиксировано!

Не менее жуткие вещи рассказывают и о картине «Иван Грозный и сын его Иван»: сам ее автор, Илья Ефимович Репин, признавался, что по окончании работы чувствовал себя больным. Писатель Всеволод Гаршин, который позировал Репину для фигуры царевича, через несколько лет заболел психическим расстройством и покончил с собой. Да и находясь в экспозиции музея, картина неоднократно притягивала к себе не совсем адекватных посетителей: в 1913 году ее изрезали ножом, в 2018-м — повредили металлической стойкой ограждения. Многие видят причину этого в чрезмерном натурализме изображенной сцены.

ГИМ: История в тереме

Государственный исторический музей стал своеобразным зеркалом всех происходивших в России событий и архитектурным символом рубежа XIX–XX веков. Стимулом к его созданию стала московская Политехническая выставка 1872 года, на которой в числе прочего были представлены разнообразные археологические находки. Эти экспонаты и легли в основу музея.

На архитекторов Владимира Шервуда и Анатолия Семенова возлагалась почетная и сложная миссия: здание для музейных экспозиций должно было, во-первых, воплощать идею русского духа и государственного величия, во-вторых — сочетаться со зданиями на Красной площади, а в-третьих — выражать готовность к развитию и прогрессу! Итогом стало появление огромного здания из красного кирпича в неорусском стиле. Правда, некоторые ругали постройку за чрезмерно лубочный вид и слишком явный, как сейчас бы сказали, закос под старину.

Внутреннее убранство здания поражало многоцветьем интерьеров в стиле русского терема. Каждой эпохе, каждому историческому периоду соответствовал один зал. Предметы были представлены самые разные — от живописных полотен до орудий труда первобытного человека.

В здании был смонтирован один из первых в Москве лифтов. Ранее он предназначался для членов императорской семьи, сейчас его услугами пользуются маломобильные посетители.

После революции 1917 года музей не однажды оказывался под угрозой уничтожения. Несколько раз в него врывалась агрессивно настроенная толпа, пытавшаяся выбросить «никому не нужные черепки». Для спасения музея понадобилось вмешательство членов Совета народных комиссаров. В 1937 году было принято решение уничтожить потолочные росписи с изображениями членов правящей династии, но их спасли маляры, закрывшие холсты толстым слоем побелки.

  • Прочитайте отрывок из книги «Москва монументальная» — о том, как в городе строили первые высотки
  • Почему мы стали чаще гуглить и меньше запоминать? Прочитайте отрывок об этом
  • Прочитайте отрывок из книги «Внутренняя опора» — о том, как научиться делать то, что хочется

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *