Месопотамия и вавилон это одно и тоже
Перейти к содержимому

Месопотамия и вавилон это одно и тоже

  • автор:

Месопотамия И Вавилон — это одно и тоже или нет

Вавилония — древневосточная страна, с центром — Вавилоном . к предыдущему комментатору.

Если более подробно, то есть тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилон . Говорится, что Вавилон — 1 из городов Месопотамии. Хотя вряд ли Вы это не узнали за те 6 лет, что прошли после этого вопроса)))

Похожие вопросы
Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Месопотамия и Вавилон – это одно и то же?

На уроках всемирной истории ученики часто узнают, что человеческая цивилизация возникла в Месопотамии – так называемом «Плодородном полумесяце» – и в то же время многие учителя погружаются в историю Вавилона. Но являются ли Месопотамия и Вавилон одним и тем же?

Ответ – нет, это не одно и то же; если коротко, то Месопотамия – это регион, а Вавилон был древним городом (а позже центром империи) в пределах этого региона.

Слово Месопотамия – это древнегреческое название, которое часто переводят как «земля между двумя реками» – реками Евфратом и Тигром, которые берут начало в восточной Турции и текут на юг к Персидскому заливу.

«Согласно ранним греческим источникам, термин Месопотамия «использовался для сирийской Джазиры [часть северо-восточной Сирии], а позже для земли между Тигром и Евфратом», – сказал Лоренцо Вердераме, доцент ассириологии в Римском университете Сапиенца.

Сегодня Месопотамия включает в себя несколько стран: Ирак, восточная Сирия, юго-восточная Турция, часть западного Ирана и Кувейт. Самые первые земледельцы человечества обосновались в Месопотамии, потому что реки Евфрат и Тигр часто разливались, оставляя после себя богатую питательными веществами почву, что способствовало процветанию сельскохозяйственных культур. А несколько тысячелетий назад в Месопотамии возникли самые ранние из известных городов и империй.

Примерно в 4000 году до н.э. шумеры стали первой известной цивилизацией, возникшей в регионе, и названы в честь древнего города Шумер, который находился в нескольких милях к югу от современного города Кут в восточном Ираке. Шумеры строили возвышающиеся храмы, известные как зиккураты, имели письменность, ирригацию и сложный пантеон божеств, сообщает Live Science. Когда шумерская цивилизация пришла в упадок, Вавилон стал влиятельным городом у реки Евфрат, который просуществовал примерно с 2000 года до нашей эры по 540 год до нашей эры.

Вавилоняне совершили замечательные свершения, включая публикацию свода законов Хаммурапи и создание потрясающих (если истории правдивы) Висячих садов Вавилона. Древние жители Вавилона также разработали тригонометрию и отслеживали движение Юпитера с помощью математических моделей.

Временами Вавилон был центром большой империи. Наибольшего размаха эта империя достигла во времена правления царя Навуходоносора II (годы правления с 605 до н.э. по 562 до н.э.), когда она простиралась от Персидского залива до границ современного Египта. Иногда термин «Вавилония» используется для обозначения более обширной территории, которую контролировал или на которую имел влияние Вавилон.

Однако в древнем месопотамском мире поднимались и падали и другие империи. Ассирийская империя, чьи известные города включали Ниневию, Ашшур и Нимруд, процветала примерно с 2000 года до н.э. по 600 год до н.э., и конфликтовала с вавилонянами в XIII веке до н.э. и в VII веке до н.э. Многие другие империи владели большими территориями в Месопотамии, включая Персидскую империю (с 550 года до н.э. по 330 год до н.э.), Парфянскую империю (247 год до н.э. – 224 год н.э.), недолговечную империю Александра Македонского в IV веке до н.э. и империю Селевкидов (312 год до н.э. – 63 год до н.э.).

Итак, если Вавилон и Месопотамия – это не одно и то же, почему существует это заблуждение? Возможно, потому что древний Египет вызывает больший интерес у современной публики, чем другие древние места на Ближнем Востоке, общие знания людей о Месопотамии и Вавилоне привлекают мало внимания, сказал Фредерик Борер, профессор искусства в колледже Худ в Мэриленде. Борер изучал, как люди в Европе XIX века представляли себе Месопотамию.

«Египет доминирует в воображении многих, и для остального Древнего Ближнего Востока остается мало места», – говорит Борер. Кроме того, некоторым людям не хватает географических и исторических знаний об этом регионе, говорит Борер.

Для некоторых людей Вавилон может быть единственным местом в Месопотамии, о котором они слышали.

«Для тех, кто не знаком с регионом, Вавилон может быть единственным географическим словом, которое они знают, и они предполагают, что оно относится к области, большей, чем город», – сказала Аньес Гарсия Вентура, научный сотрудник кафедры античности и средних веков Автономного университета Барселоны. Вентура также отметила, что люди могут путать термин «Вавилония» и думать, что под ним подразумевается Месопотамия.

В великом городе Баб-или

«Вавилон устроен так прекрасно, как ни один известный нам город!» — восклицал Геродот.

Его высокие кирпичные стены были видны всем путешествующим издалека. Тем, кто попадал в Вавилон, город казался пестрым смешением народов. Среди его обитателей были потомки исконного населения, жившего здесь уже много поколений, а также множество паломников, торговцев, приезжих из разных стран.

Вавилон был основан шумерами еще в III тысячелетии до нашей эры. Тогда это был небольшой городок, не игравший сколько-нибудь заметной роли в жизни страны, хотя он и получил от своих основателей гордое имя Кадингирра, что по-шумерски означает «Врата Бога».

В 1894 году до нашей эры Вавилон захватил аморейский вождь Суму-абум, первый его царь и основатель I Вавилонской династии. Едва начав царствовать, он возвел вокруг Вавилона стены. К этому времени населяли город в основном семиты, а не шумеры. Его древнее название было переведено на аккадский язык и стало звучать Баб-или, Вавилон.

При Хаммурапи Вавилон превратился в главный город страны. С этого времени на протяжении 15 веков он оставался экономическим/политическим, культурным и духовным центром Древнего Востока. «Память о нем жила постоянно, даже тогда, когда его руины покрылись землей и превратились в холмы Бабиль, Каср, Амран ибн Али, Меркес, Хомера и другие» (В. А. Белявский).

Развалины Вавилона привлекли внимание археологов в середине XIX века. Систематические раскопки города проводил в 1899—1917 годах немецкий археолог Роберт Кольдевей. Так был открыт Вавилон времен Навуходоносора II и Геродота — времен его наивысшего могущества и великолепия. В отдельных местах были обнаружены слои, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры, но вообще о периоде Хаммурапи можно было судить лишь на основании случайных находок.

Кольдевей весьма выразительно описывал трудности, с какими он столкнулся при раскопках: «Если многие античные руины завалены кучами обломков и мусора, достигающими высоты от 2 до 6 метров, то здесь приходится часто преодолевать груды щебня высотой 12, а то и 24 метра; масштабы развалин вполне соответствуют огромным размерам этой некогда обитаемой территории».

В разгар Первой мировой войны раскопки пришлось прервать из-за наступления английской армии. Огромная площадь города к тому времени была исследована только в важнейших местах. Но и после Второй мировой войны в Вавилоне проводились лишь отдельные раскопки.

Вавилон представлял собой почти правильный четырехугольник, стороны которого были сориентированы по четырем странам света (у вавилонян они не совпадали с нашими). По данным А. Л. Оппенхейма, площадь Вавилона в VII — VI веках до нашей эры составляла 10,1 квадратного километра. В городе проживало не менее полумиллиона человек.

Аристотель в «Политике» приводит рассказ о поразительных размерах этой «столицы Востока»: «. уже три дня прошло, как Вавилон был взят, а часть жителей города ничего еще об этом не знала».

Вавилон и по современным меркам был бы большим городом, а в древности выглядел настоящим гигантом. В то время, если не считать некоторых городов Индии и Китая, с ним могли поспорить лишь Ниневия, Карфаген, Александрия и Рим, причем в VI — IV веках до нашей эры Вавилон вообще не имел соперников — Ниневия была разрушена, а время других мегаполисов еще не пришло. Не случайно, и Геродоту, и сподвижникам Александра Македонского он казался каким-то фантастическим городом, подобного которому не увидать. Даже в Средние века с Вавилоном могли соперничать только византийский Константинополь и мавританская Кордова.

Река Евфрат, протекая с севера на юг, делила Вавилон на две неравные части: на левом берегу находился Старый город, а на правом — меньший по размерам Новый город. Вокруг Вавилона располагались финиковые и фруктовые сады, виллы богатых горожан, поселки и хутора, где жили земледельцы и садоводы.

На северо-западе Старого города высился царский дворец. Его окружали мощные стены протяженностью 900 метров. Дворец казался настоящей крепостью внутри города. Для защиты его со стороны реки прямо посреди Евфрата был возведен бастион, вплотную примыкавший к дворцу. Воды Евфрата, огибая бастион, не могли подмывать стены царских покоев.

Место для дворца было выбрано отменно: близость реки приносила прохладу, а росшие на берегу пальмовые рощи — тень и свежесть. Сюда не доносился городской шум; территория, прилегавшая к дворцу, была почти не заселена.

Дворец состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, окруженный различными постройками. Центральную часть дворца занимал самый большой третий двор (60 х 55 метров). Здесь находилась официальная царская резиденция и громадный тронный зал длиной 52 метра и шириной 17 метров. В этом зале царь устраивал приемы, сюда являлись иноземные послы и вассалы, приносившие дань. Как отмечает А. Л. Оппенхейм, этот зал «соответствовал целле храма, где восседало божество».

Уже сам вид зала изумлял гостей, ибо вся его наружная стена была покрыта рельефами из цветного кирпича, напоминавшими рельефы, что украшали Дорогу процессий. В надписи, оставленной Навуходоносором II, говорится: «Серебро, золото, драгоценные камни, все, что великолепно и прекрасно, все добро и имущество, украшение величия собрал я в нем, я сделал его гигантским вместилищем царских сокровищ». В комнатах позади тронного зала находились фонтаны, изливавшие особенно чистую воду. В царском дворце размещались также различные канцелярии. Сюда стекались донесения со всех концов страны, отсюда осуществлялось руководство хозяйством, здесь контролировалось поступление налогов.

Дворцовый комплекс включал еще одно, единственное в своем роде сооружение — знаменитые Висячие сады, одно из семи чудес света. Вавилонский историк Берос, писавший в начале III века до нашей эры, рассказывает: «При своем дворце царь (Навуходоносор И. — А. В.) велел соорудить каменные возвышения, совершенно похожие с виду на горы, обсадил их всевозможными деревьями и устроил так называемый висячий сад из-за желания своей жены, происходившей из Мидии, иметь такую вещь, к которой она привыкла у себя на родине» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности»).

Как показали раскопки, Висячие сады занимали территорию площадью около 1000 квадратных метров. Они представляли собой искусственные террасы на широких каменных столбах, возвышавшиеся одна над другой на высоту до 25 метров. Террасы были сооружены из асфальта и кирпича. На каждую насыпали слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы на нем росли деревья. По преданию, Навуходоносор II собрал в этих садах уникальные растения со всех концов ойкумены. На самом верху этого сооружения был построен павильон, где царица могла отдыхать и любоваться окружающим пейзажем. Под террасами помещались беседки, гроты и даже кладовые. В их основании были спрятаны насосы, подававшие воду из реки. Принято считать, что царь велел построить эти сады в угоду супруге, которая была родом из горной местности.

Еще одной достопримечательностью Вавилона были его стены, сложенные из кирпича-сырца и облицованные обожженным кирпичом. Между слоями кладки иногда настилали циновки, сплетенные из стеблей камыша, что повышало водонепроницаемость стен.

Внутренняя стена — ее называли «Великой» — достигала в ширину 6,5 метра, а внешняя стена — 3,72 метра. Через каждые 20 метров на ней высились башни. Высота стен была не менее 25 метров. Вокруг города был прорыт глубокий ров, залитый водой. Проникнуть в Вавилон можно было, лишь прибегнув к хитрости.

Навуходоносор II в одной из надписей торжественно возвестил о постройке стен: «Я воздвигнул мощную стену, я выкопал ров, я скрепил его с помощью асфальта и кирпича. На краю рва я построил мощную стену, высотой подобную горе, я соорудил в ней широкие ворота. Дабы враг, замысливший злое, не смог достигнуть стен Вавилона, я окружил его водами, могучими, как морские валы».

В вавилонских стенах имелось восемь ворот, и все они были наделены священной символикой. От каждых ворот внутрь Вавилона был проложен прямой и широкий проспект; он вел к одному из храмов. От этих же ворот начиналась дорога в тот город, где чтился бог, чье имя носили ворота.

Главными воротами Вавилона считались Ворота Иштар, облицованные глазурованным кирпичом и покрытые рельефами: на синем фоне красовались изображения могучих быков и драконов. Мостовая Дороги процессий (Айбур-Шаба), пролегавшей через Ворота Иш-тар, была выложена розовыми плитами, а обочины — плитами белого ливанского известняка.

Перед Воротами Иштар находился главный дворец, по преданию, построенный Навуходоносором II за 15 дней (специалисты, скорее, склонны говорить о 15 годах). Сооружая этот дворец, он хотел превзойти все, что было до него, по роскоши и богатству. Здесь разместилась его резиденция, а прежний дворец был полностью отдан под канцелярии.

В новом дворце был также создан царский музей, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями. Здесь можно было встретить, например, статуи, изображавшие правителей города Мари, разрушенного еще Хаммурапи, и надписи ассирийских царей, ну а самый древний хранившийся здесь памятник принадлежал шумерскому правителю Шульги.

Как следует из надписей, большинство вавилонских царей проявляли интерес к археологии, В случае, когда они строили новый храм на том месте, где раньше стоял старый, они приказывали тщательно искать положенный в основание его камень — так называемый закладной дар. Делали они это из религиозных побуждений: они желали соблюсти высеченные на камнях предписания.

Главным храмом Вавилона и всей страны была Эсагила (по-шумерски «Дом, в котором поднимают голову»), жилище бога Мардука. При храме имелась башня-зиккурат — это упомянутая в Библии знаменитая Вавилонская башня, Этеменанки (по-шумерски «Дом основания небес и земли»).

Эсагила находилась в самом центре Вавилона. Территория, отведенная под храм, представляла собой прямоугольник длиной около 650 метров и шириной 450 метров. На западе она была ограничена набережной Евфрата, а на востоке — главным городским проспектом. Высокая стена ограждала ее от посторонних. Только во время молений и священнодействий в храм разрешалось входить тем, кто не принадлежал к числу жрецов.

Здесь же, на территории храма, возвышалась знаменитая Вавилонская башня, в основании представлявшая собой квадрат, каждая сторона которого равнялась примерно 90 метрам. Ступенчатая храмовая башня-зиккурат

являлась непременным атрибутом любого города Месопотамии. По поверьям, подобная башня соединяла землю и небеса. Форма зиккурата восходит еще к шумерским временам. Как писала Эвелин Кленгель-Брандт, «Вавилонскую башню можно рассматривать как кульминацию всего месопотамского башенного строительства, нашедшего в ней и высшую точку своего развития и свой конец».

Высота Вавилонской башни, состоявшей из нескольких ярусов, достигала 90 метров. Она намного превосходила все прочие зиккураты. Каждый ярус был выкрашен в особый цвет и являлся храмом, посвященным отдельному божеству. Седьмой ярус считался жилищем бога Мардука. Он представлял собой храм длиной 24 метра, шириной 21 метр и высотой 15 метров. Этот храм был украшен голубым эмалированным кирпичом. Внутри располагались ложе и стол из золота, предназначенные для Мардука. Лишь немногим жрецам было дозволено вступать на верхний ярус зиккурата.

Геродот так описывал Вавилонскую башню: «Посреди храма стоит массивная башня. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол. Никакой статуи, однако, в храме нет. Провести ночь в храме никому не дозволяется. Жрецы этого божества. говорят, чему я, однако, не верю, будто божество само посещает храм и отдыхает в постели».

К середине IV века до нашей эры Эсагила обветшала, и Александр Македонский, избравший Вавилон своей столицей, задумал восстановить эту святыню. Лишь неожиданная кончина царя помешала ему исполнить задуманное. Впоследствии, в 275 году до нашей эры царь Антиох I Сотир восстановил Эсагилу, но зиккурат Этеменанки так и не был построен заново.

В Вавилоне было сравнительно легко ориентироваться. Длинные прямые улицы делили город на прямоугольные кварталы. Планировка Вавилона вызывала изумление иноземцев, привыкших к узким и кривым улочкам своих городов. Именно вавилоняне и ассирийцы первыми стали строить города с прямыми улицами, пересекавшимися под прямым утлом, а уж затем — римляне и греки. В Средние века этот принцип градостроительства был забыт. Заново к нему вернулись лишь в XVIII — XIX веках.

Остов Вавилона составляли восемь проспектов. К ним примыкали узкие улицы, переулки и тупики, застроенные частными жилыми домами. «Сам город, — писал Геродот, — полон трех- и четырехэтажных домов и пересекается прямыми улицами, параллельными реке, и поперечными, ведущими к реке». Улицы не были мощеными; их покрывал толстый слой битого кирпича, золы, мусора, осколков посуды. Весь этот хлам выбрасывали прямо на улицу, поэтому уровень улиц постепенно повышался.

Дома выходили на улицу глухими стенами, без окон и украшений. Стены домов смыкались вплотную, ведь городская земля стоила очень дорого. Двери выкрашивали в красный цвет для защиты от злых духов. Все двери открывались во внутренний двор. У богатых семей во дворе росли деревья и имелись водоемы с фонтанами.

В жаркое время года пищу готовили прямо во дворе. Там стояла печь, в которой женщины пекли хлеб. Двор был обычно выложен обожженным кирпичом и имел посредине водосток. Система труб и дренажных колодцев, которая вела из дома на улицу, помогала отвести дождевую воду и нечистоты.

Дома возводились из кирпича-сырца или тростника. Бедняки туго связывали пучки тростника и использовали их вместо столбов; проемы завешивали циновками. Вся постройка обмазывалась глиной. Деревянные балки — стволы пальм — использовали для междуэтажных перекрытий. Дерево было дорогим, и деревянные двери считались движимым имуществом: арендатор, снимая дом, привозил их с собой. Пол в домах был глиняным. Подобные постройки приходилось постоянно ремонтировать: починять кровлю, заделывать щели, белить стены.

Комнаты хозяев обычно располагались на нижних этажах; их двери выходили на прохладную северную сторону. Прислуга и квартиранты жили на верхних этажах. В богатых домах имелись комнаты для гостей.

Основными предметами мебели были стол, стул, ложе, скамеечка для ног. Во время трапезы обычно сидели на стульях, в отличие от римлян и греков, возлежавших на подушках. «Стулом» называлась всякая мебель для сидения. Самой простой была связка тростника, а самой распространенной — табуретка, покрытая войлоком или тканью, а то и с плетеным сиденьем. Хозяева могли сидеть в кресле с подлокотниками и скамеечкой-подножкой. Вместо массивных столов пользовались столами-подставками для сосудов и складными столиками, которые легко было убрать. Посуду и пищу держали в руках.

Повседневная столовая посуда была изготовлена обычно из неглазурованной и даже нелощеной глины. Это были простые глиняные тарелки, кубки и неглубокие миски для похлебки или каши — без всяких украшений, не всегда даже сделанные на гончарном круге. Из медной посуды пользовались опять же тарелками, мисками и еще плоскодонными кубками; очевидно, такой же была и серебряная посуда.

В комнатах имелось много плетеных матов и циновок; их вешали на стены и клали на пол. Ковры считались роскошью. На циновках часто и сидели, скрестив ноги.

Шкафы, комоды, буфеты были неизвестны вавилонянам. Продукты, напитки, корм для животных хранили в глиняных сосудах, наполовину врытых в землю; одежду и украшения — в ларцах и корзинах, стоявших вдоль стен или в углах комнат.

Ложе было деревянным, с металлическими, костяными или другими украшениями; высокие ножки иногда имели форму звериных лап. Спать ложились на закате, и светильниками пользовались редко. По-видимому, супруги спали обнаженными, без матраца и покрывала; лишь в холодную погоду укрывались шерстяным покрывалом

или плащом. Постель нередко посыпали душистыми травами — это помогало также отгонять насекомых. Остальные домочадцы спали на полу, подстилая либо циновки, либо солому. Грудные дети, вероятно, лежали на одном ложе с матерью и отцом.

Летом спали под открытым небом на плоской крыше, потому что в комнатах было очень душно. Крыша сооружалась из тростника и пальмовых листьев, обмазанных глиной; их клали на перекрытия из стволов пальм. После дождей крышу приходилось чинить.

Питались вавилоняне три раза в день. Завтрак был обильным, в обед же ели мало — из-за жары ни у кого не было аппетита. Днем часто спали по нескольку часов. Ужин был также обильным; ели обычно руками.

В основном питались растительной пищей: овощами и фруктами. Из бобов, чечевицы, пшена, ячменя готовили кашу. Главным продуктом питания был хлеб, который хозяйки или их рабыни пекли сами. По праздникам выпекали пироги с финиками, инжиром и орехами. Любили молочные продукты, особенно сыр и простоквашу. Мясная пища нечасто попадала на стол. Овец и коз, а тем более коров забивали редко, их берегли для больших праздников. Мясо вавилонянам заменяла рыба. Ее ели жареной, вареной, соленой и сушеной. Иногда готовили домашнюю птицу. На охоте добывали газелей, зайцев, антилоп, диких ослов. Воду из реки не пили, боясь заразы, а еду запивали сикерой — алкогольным напитком вроде пива.

В Вавилоне дома сдавались внаем. Имелись крупные домовладельцы, собственники десятков домов, занимавших подчас целые кварталы,- Они предпочитали иметь дело с солидными клиентами, способными дважды в год вносить квартирную плату и, сверх того, три раза в год «угощать» хозяина. Беднякам же приходилось ютиться в лачугах, развалившихся домишках, комнатах многоэтажных домов и пользоваться водой из рек и каналов.

Река Евфрат, разделявшая Вавилон на две части, издавна доставляла жителям неудобства. Ширина ее в центре города достигала 150 метров. При царях Навуходоносоре II, Нергал-шарру-уцуре и Набониде были, наконец, сооружены набережные и мост через Евфрат. Их постройку традиция приписывала Нитокрис, супруге Навуходоносора И.

По словам Геродота, «Нитокрис возвела вдоль обоих берегов реки набережные, достойные внимания по величине и высоте. Значительно выше Вавилона она велела выкопать бассейн для озера очень близко к реке, углубленный до уровня воды и имеющий в окружности 420 стадий (около 78 километров. — А. В.). Из этой земли, которую вынимали из котлована, она велела соорудить набережные.

Так как город состоял из двух частей, между которыми находилась река, то при прежних царях всякий желавший перейти из одной части в другую должен был переправляться через реку на лодке, а это, как я полагаю, было затруднительно. Нитокрис позаботилась и об этом. Приблизительно посреди города она велела построить мост из кусков тесаного камня, скрепив их железом и свинцом. На этом мосту по ее распоряжению в начале дня клали настил из деревянных брусьев, по которому и переходили вавилоняне. На ночь настил снимался, чтобы они не переходили через реку и не обворовывали друг друга».

Это был первый прочный каменный мост через реку. Общая его длина достигала 115 метров, а ширина проезжей части — 6 метров. Восемь столбов из кирпича, скрепленного асфальтом, служили мосту опорой, каждый столб имел в ширину 9 метров. По ночам часть настила убиралась, чтобы;., пропустить парусные суда с высокими мачтами. Однако россказни о воровстве вавилонян были не досужим вымыслом.

В древности- вавилонские воры славились не меньше, чем багдадские воры времен халифа Харун ар-Ра-шида. Ночью ходить по Вавилону в одиночку не рекомендовалось. «Священный Вавилон был в то же время проклятым Вавилоном, вместилищем всех пороков, какие только существовали на Земле» — под этой фразой подписался бы не только религиозный подвижник, но и историк.

Древний город Вавилон

Древний мир

Автор Нурсат Галиев На чтение 14 мин Просмотров 602 Опубликовано 10.11.2017

Babylon

Вавилон

В годы своего расцвета Вавилон являлся одним из крупнейших и важнейших городов древнего мира. Располагался он в центральной Месопотамии недалеко от места, где реки Евфрат и Тигр максимально приближаются друг к другу. На протяжении веков в этой области были расположены многие столицы: Киш, Аккаде, Селевкия, а также Багдад.

Древнее название города, Бабиль, может происходить из неизвестного языка, который предшествовал шумерскому и аккадскому. С аккадского языка название города (Баб-Или) можно перевести как «ворота бога», такое же самое значение имеет его название и на написанном шумерском – Ка-Дингир-Ра. Вавилон – это уже греческий вариант названия города. Сегодня южную часть древней Месопотамии – область, простирающуюся вокруг Вавилона вплоть до Персидского залива – мы называем Вавилонией, но в древние времена эта земля называлась Шумер и Аккад.

Чем известен Вавилон?

Город Вавилон был хорошо известен греческим и римским историкам. Геродот – древнегреческий историк, посетивший, возможно, город в V веке до нашей эры (или основываясь на рассказах очевидцев), писал, что «город этот превосходит в своем блеске все известные города мира». Классические авторы также приписывали Вавилону одно из чудес древнего мира: Висячие сады Семирамиды.

Упоминание в Библии

Вавилон упоминается часто и в Библии. Как полагают, именно там велось строительство Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение). Вавилон был тем местом, куда Навуходоносор II (правил 605–562 до н.э.) сослал евреев после завоевания Иудеи. И именно этот город указывается как родина пророка Даниила.

Поэтому, в отличие от большинства других городов региона, о Вавилоне не забыли после его упадка. Сколько прошло времени после того, как здания разрушились, а северный холм этой местности даже сохранил имя Тель-Бабель. Но, что было забыто, — Вавилон имеет богатую историю и до периода Навуходоносора.

К сожалению, за многие века уровень грунтовых вод в Вавилоне очень вырос, а поэтому, даже археологи могут трактовать раннюю историю этого чудесного города. Исторические уровни города третьего и второго веков до нашей эры оказались слишком заболочены.

Вполне возможно, что, как и Ассирийский город Ниневия, поселение на месте Вавилона возникло задолго до первого письменного упоминания, но сейчас узнать это просто невозможно. Все, что мы знаем об истории Вавилона до первого тысячелетия до н.э. пришло к нам из текстовых записей из других древних городов.

Древний Рим: от республики к империи
Все началось с Римской республики, основанной в 501 году до н.э.. Спустя столетия как на модель правления на нее ориентировались зарождающиеся Соединенные Штаты и европейские страны. Сдерживание и…

Самое раннее из известных упоминаний о городе Вавилоне восходит ко времени Шаркалишарри (правил 2217–2193 до н.э.), царя Аккада и потомка строителя империи Саргона (правил в 2334–2279 до н.э.). Надпись упоминает о двух храмах в городе, но кроме этого другой информации о становлении и раннем развитии Вавилона нет.

Первая династия Вавилона

В начале XIX века до н.э. история Вавилона попадает под боле пристальное внимание. Приблизительно в 2000 году до н.э. коренные народы Междуречья (шумеры и аккады) подверглись нападению аморреев, (западные люди), которые поселились в долине реки и в значительной степени переняли местные обычаи. Аморрейский язык, как и аккадский, принадлежал к семитскому языку, но его носители не имели письменности. Для письма они продолжили использовать аккадский и шумерский языки.

Древний Вавилон. Реконструкция

Аморрейские цари взяли под свой контроль несколько городов Месопотамии, среди которых был и Вавилон. На протяжении следующего столетия, аморрейская династия Вавилона, основанная Суму-абумом (правил 1894-1880 до н.э.), укрепила свой контроль над окружающими землями. В начале XVIII века до н.э., десяток царств, включая Вавилон, доминировали в Месопотамии и Сирии, некоторые были связаны друг с другом союзами, другие находились в состоянии войны.

Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) считается величайшим из царей первой династии Вавилона (также называемой старовавилонским периодом). С самого начала своего правления он дал понять, что он царь, который заботится о правосудии.

Было традиционно для того времени обозначать года именами, а не цифрами, и имя второго года царя Хаммурапи показывает его заботу о справедливости: «Год, когда царь Хаммурапи установил справедливость и свободу в своей земле».

Амазонки: женщины-воины или древний миф?
Amazons: Warrior Women or Ancient Myth? Действительно ли женщины-воины, Амазонки Антиопа и Ипполита, принадлежали к вымершему матриархальному обществу? Либо они просто вымышленные персонажи,…

Но только в конце своего правления Хаммурапи издал свод законов, благодаря которому он и стал известным прежде всего. К этому времени он взял под свою власть большую часть Месопотамии, от Мари в Сирии (к северу от современной границы с Ираком) до Персидского залива.

Хотя Хаммурапи был не первым законодателем (написанные законы уже существовали в Месопотамии в течение более двух столетий), его законы произвели сильное впечатление на последующие поколения месопотамских писцов, которые копировали и изучали их на протяжении веков. Его законы также имели влияние на окружающие народы, такие как хетты и хананеи, и в конечном итоге на израильтян, а следовательно и на Библейский закон.

Древний Вавилон. Реконструкция

Хаммурапи почитал многих богов, восстанавливая их храмы и преподнося им дары, но свои успехи он приписывает главным образом богу города Вавилона Мардуку. Статуя бога была размещена в большом храме в центре города. С этого времени культ Мардука стал основной частью месопотамской религии.

Хетты и касситы

Около 1595 г. до н.э., хетты (народ из нынешней Турции и северной Сирии), похоже, разграбили Вавилон и многих вавилонян взяли в плен. Они также захватили статуи Мардука и его жены Царпаниты и взяли их в свою землю, где статуи оставались на протяжении десятилетий. К сожалению, это событие еще плохо изучено. Об этом почти не говорится в вавилонских книгах и лишь кратко упоминается в хеттских записях. Нет археологических доказательств из-за проблем с раскопками ранних уровней в Вавилоне. Но ясно, что хетты не остались в Вавилоне и не пытались им управлять.

Столетие после завоевания Вавилона остается загадкой из-за почти полного отсутствия письменных источников и малого количества археологических свидетельств. Но к 1500 г. до н.э. новая чужеземная династия взяла под свою власть Вавилон: касситы. Их происхождение неясно, об их языке известно только по данным их личных имен. Как и амореи, они переняли вавилонские обычаи и оказались искусными правителями.

Древний Вавилон. Реконструкция

Месопотамия была единой и относительно мирной на протяжении столетий правления касситов. Касситские цари Вавилона регулярно сообщались с хеттскими царями в Анатолии, сирийскими царями в Митанни, и с фараонами Нового Египетского царства. Их переписки, найденные в Египте и Анатолии, показывают, что вавилонские цари посылали египетским царям в подарок лошадей и ляпис-лазурь (лазурит), в обмен на которые они всегда хотели золото. Также они пространно писали о брачных союзах, которые были установлены между ними. Несколько вавилонских принцесс стали египетскими царицами.

Вавилон и Ассирия

К тринадцатому веку до нашей эры, на север от Вавилона начала заявлять о себе новая держава: Ассирия. С этого времени Вавилон и Ассирия стали главными силами и конкурентами в Месопотамии. Хотя Вавилон испытал упадок в XII и XI веках до нашей эры, во время которого рухнула династия касститов, разделение территории на две половины продолжалось.

Птолемей XV Цезарион. Последний фараон Египта
Птолемей Цезарь «Теос Филопатор Филометор» – «Птолемей Цезарь, Бог, любящий своих отца и мать» стал царем Египта в нежном трехлетнем возрасте. Его предполагаемый отец, Юлий Цезарь, был убит…

Вавилон в Ассирийской империи

Во время упадка, который и положил конец периоду правления касситов, другой народ с запада, арамеи, в огромном количестве появились в Вавилонии, иногда как иммигранты, иногда как завоеватели. Но в то время как языки аммореев и касситов с течением времени забывались, семитский язык новоприбывших, – арамейский, начал активно заменять древний аккадский и становиться основным разговорным языком народов Месопотамии.

Арамейский язык очень широко применялся как в Вавилонии, так и в Ассирии, хотя на протяжении многих веков аккадский оставался стандартным письменный языком. Арамейский язык был доминирующим языком в регионе вплоть до распространения арабского 1500 лет спустя, в VII веке нашей эры.

В период с конца династии касситов и восьмым веком до н. э., шесть местных династий правили Вавилоном, ни одна из которых не смогла достигнуть того могущества, которое было характерно для династии Хаммурапи или для касситских царей. Иногда они были в хороших отношениях с ассирийцами, иногда враждовали, особенно когда Ассирия становилась все более и более могущественной.

Ассирийцы, кажется, всегда уважали вавилонскую культуру и почитали вавилонских богов. Их могущественные императоры обычно относились к вавилонянам с гораздо большим великодушием, чем к другим соседям. Тем не менее, войны часто вспыхивали между этими двумя сторонами, с несколькими новоассирийскими царями, претендовавшими на прямой контроль над Вавилонией или садивших на ее трон марионеточных царей.

Шумеры – первая цивилизация на Земле
В истории можно обнаружить присутствие многих цивилизаций, которые возникали из ниоткуда, оставили свои следы на Земле, а вместе с ними и множество загадок, а затем исчезали навсегда. Такова история…

В VIII веке до н. э. четвертая крупная группа поселенцев и оккупантов появились в Вавилоне. Это были халдеи, которые прибыли из болот на юге страны. Хотя они, кажется, говорили на том же самом арамейском языке, как и местные вавилоняне, они считались врагами вавилонян на протяжении многих лет. В конце концов, халдеи, как до них касситы и амореи, стали правителями Вавилона.

Нововавилонский период

Второй большой вавилонский период – нововавилонский период, наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. Вавилоняне в содружестве с Мидией низвергли Ассирийскую империю в 612 г. до н.э. и взяли под свой контроль большую часть региона. Доминирующей фигурой с этого времени стал халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был и завоевателем и плодовитым строителем.

Иерусалимский храм
Стена Плача (на иврите Котель Маарави), – это все, что осталось от легендарного Иерусалимского Храма. Для иудеев эти древние руины не только скорбный символ утраты, но и самое святое место…

Вавилон под его правлением нам известен лучше всего – город беспрецедентных размеров и величия. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован. Огромные городские стены были длиной 18 километров, по крайней мере с восемью монументальными воротами, они окружали площадь в 850 гектаров.

Внутри города был построен зиккурат (ступенчатая башня), посвященный Мардуку храм – Эсагила, большой высоты, видимый отовсюду. Считается, что он послужил вдохновением для библейской истории о Вавилонской башне. К сожалению, он был полностью разрушен в древние времена, так что никто не может достоверно определить, какой высоты была башня на самом деле.

Вавилонская башня

Все строительство в городе велось из обожженного кирпича, а не из обычных высушенных на солнце кирпичей, которые преобладали в месопотамской архитектуре на протяжении тысячелетий. Целые районы города, такие как Дорога Процессий, ведущая к воротам Иштар, были облицованы глазурованным кирпичом ярко-синего цвета, украшены изображениями львов и драконов, сделанными в виде барельефов и глазурованными в ярких оттенках желтого, черного и белого цветов.

Археологи не обнаружили точных свидетельств о существовании известных Висячих Садов (Симирамиды), описанных в классических источниках как сады в виде террасы на искусственном сооружении – «чудо» из-за технологии, потребовавшейся для выращивания деревьев на верху здания. Никакой современный тому периоду источник не упоминает сады. Даже Геродот не упоминает о них в своем подробном описании Вавилона.

Рыцарские турниры средневековья
Средневековый турнир по поединкам начинался как ценный инструмент обучения рыцарей, но вскоре превратился в публичное мероприятие для демонстрации богатства и развлечения масс. Эволюция рыцарских…

Недавно было предположено, что эти сады находились не в Вавилоне, а в Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб (правил 704–681 до н.э.) хвастался о создании именно такого сада в виде террас, орошаемого при помощи акведука, в его столице Ниневии.

Нововавилонский период оказался недолгим и продлился меньше чем столететие. Последний из вавилонских царей был пожилой, эксцентричный человек по имени Набонид (правил 555–539 до н.э.), который пренебрегал ежегодным праздником в честь Мардука и был глубоко предан богу луны. Вавилонское население, кажется, не любило его настолько, что не оказало большого сопротивления персидскому царю Киру II (около 585–529 г. до н.э.), когда тот вторгся в Вавилон в 539 г. до нашей эры.

Персидский и эллинистический периоды

Первоначально, при Кире и его преемниках на троне Персии, жизнь в Вавилоне существенно не изменилась. Клинописных документы, в которых записаны сделки вавилонских купцов и предпринимателей, показывают, что Вавилон был все еще богатым городом. Цари Персии проводили в Вавилоне зиму, и, кажется, были хорошо к нему расположены. Это было так, по крайней мере до царствования Ксеркса I (правил 486–465 до н.э.).

Мурад I. Султан Османской империи
В начале XIV века Малая Азия была страной, раздираемой конфликтами. Местные турецкие государства боролись между собой за главенство. Разваливающаяся Византийская империя теряла свои последние оплоты…

Ксеркс был взбешен восстанием, поднятым вавилонянами, и выплеснул свой гнев на красивые постройки Навуходоносора, разрушив даже храм Мардука. Неясно, был ли храм когда-нибудь после того времени должным образом восстановлен. Ксеркс наложил на вавилонян непосильные налоги, как только подавил восстание.

Когда Александр Македонский (336–323 до н.э.) в 330 году до н.э. покорил Персидскую империю, он, кажется, попал под чары Вавилона. Он предполагал, что это будет одна из его столиц и строил грандиозные планы по восстановлению зиккурата храма Мардука. Его рабочие действительно преуспели в демонтаже руин раннего зиккурата, но новый вероятно так и не был построен до смерти Александра. Македонский царь умер в Вавилоне 13 июня 323 г. до н.э., возможно от малярии или алкогольного отравления.

Преемник Александра в Месопотамии, диодох (генерал Александра) Селевк (царствовал в Вавилоне 312–281 до н.э.), меньше любил Вавилон. Всего в 90 километрах к северу от Вавилона он построил город-конкурент и назвал его Селевкия, ставший царским городом в 275 г. до н. э.. Постепенно торговля и деловая активность начали перемещаться в Селевкию, делая Вавилон менее актуальным для местной или имперской экономики.

Указ, изданный Антиохом I (281-261 до н.э.) требовал от всех вавилонских жителей переселиться в Селевкию. Ясно, однако, что не все этому подчинились, потому что Вавилон продолжал жить, хотя теперь он стал гораздо менее важным, чем было до этого. К первому веку до нашей эры в Вавилоне оставалось всего несколько зданий, окруженных все еще впечатляющей городской стеной. Широкие улицы, бывшие некогда между высокими зданиями, исчезли, превратившись в пастбища для коз и овец.

Где сейчас находится Вавилон?

Вавилону, древнему городу на территории современного Ирака, уже более 4 000 лет, и он по-прежнему восхищает.

Он настолько великолепен, что мы не знаем другого города, который мог бы сравниться с ним». Так описывал Вавилон греческий историк Геродот.

Как и многие другие археологические открытия, сделанные в колониальный период, древнее место Вавилона было впервые исследовано в 19 веке. Однако только в начале 19 века немецкими археологами были проведены первые раскопки. Археологическая зона, сосредоточенная на площади 10 квадратных километра, сегодня выглядит как поле руин.

Пережив великолепие висячих садов, а затем ужасы войны в начале 2000-х годов, Вавилон, или, по крайней мере, то, что от него осталось, с 2019 года включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Торговля в Древней Месопотамии

Месопотамия и Вавилон — это одно и то же?

Самый первый фараон Древнего Египта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *