Почему евреи едут в умань
Перейти к содержимому

Почему евреи едут в умань

  • автор:

Как хасиды праздновали Рош ха-Шана в Умани

Более 35 тысяч хасидов приехали в Умань, чтобы встретить иудейский Новый год. Это рекордное количество паломников с начала пандемии коронавируса.

https://p.dw.com/p/4WR91

Каждую осень один из кварталов города Умань в Черкасской области превращается в маленький Израиль. Повсюду — вывески на иврите, израильские шекели. На улицах — тысячи хасидов — представителей консервативного течения иудаизма, возникшего в 18 веке в Украине. Они приезжают на могилу своего праведника — цадика рабби Нахмана, чтобы отметить Рош ха-Шана — Новый год по еврейскому календарю.

Почему хасиды едут в Умань, несмотря на войну?

«Без рабби Нахмана мы не можем начать новый год. Он наш покровитель на небе», — объясняет Эран, паломник из Израиля. Мужчина провел в пути три дня: ехал в Умань через Молдову, оттуда — добирался на автобусе. Но долгая дорога его не расстроила. «Боже, благослови Украину», — восклицает Эран, поднимая руки к небу.

Паломник Амир из Израиля на вопрос, страшно ли ему было ехать в Украину во время войны, отвечает: «Мне было страшно не приехать сюда». Хасиды полностью полагаются на Бога и верят, что он защитит их от всех опасностей. Поэтому, когда у могилы Раби Нахмана звучит воздушная тревога, в укрытие паломники не торопятся.

До наступления шаббата вечером в пятницу хасиды активно общаются с журналистами. Как только видят камеру — норовят сфотографироваться с друзьями или прокричать «Слава Украине».

Как хасиды празднуют Новый год?

Улица Туристов (бывшая Пушкина) в Умани — центральная в квартале паломников. Здесь хасиды танцуют, поют, едят, общаются, молятся, делают «новогоднюю» стрижку в уличном «барбершопе». Многие ходят на пляж к местному карьеру. Паломники купаются там в любую погоду, часто — голые, и считают, что таким образом смывают свои грехи.

Кульминация празднования наступает вечером пятницы, когда с закатом начинается шаббат. Верующие надевают чистую белую одежду, молятся в синагогах, затем — на улице. Они радуются наступлению Нового года: смеются, обнимаются, сбиваются в толпу, кружатся в хороводах, поднимают над толпой детей, поют песни и танцуют.

Нарушение комендантского часа

Празднование не прекращается даже в комендантский час, который в квартале хасидов действует с полуночи до четырех утра. В это время на улице Туристов по-прежнему гуляют толпы народу. На машины полиции с сиренами и «мигалками», а также на уговоры полицейских «мистер, go sleep» большинство не реагирует.

Украинцы и хасиды

«Я уже привыкла, они мне не мешают», — так на следующее утро комментирует празднование хасидов пожилая женщина во дворе многоквартирного дома. Она говорит, что прожила на улице Туристов 50 лет. «У них же праздник. Так же, как у нас Новый год», — объясняют пенсионерки во дворе соседнего дома и добавляют: «Хасиды остерегаются только израильской полиции, которая также дежурит в квартале паломников». Ведь у израильских полицейских есть право депортировать грубых нарушителей порядка из Украины и запретить въезд в будущем.

Большинство паломников, с которыми общалась DW, приехали именно из Израиля. Также встречались верующие из США, Франции, Бразилии. Виталий Камозин, представитель Объединенной еврейской общины объясняет: хотя хасидизм и появился в Украине, его представители живут преимущественно за границей: «Украинская еврейская община в большинстве своем — потомки тех, кто жил в Советском Союзе. И поскольку была антисемитская политика, религиозных людей в еврейской общине Украины очень мало. Культура была потеряна».

Где живут хасиды?

Чем ближе к центру паломнического квартала, тем реже можно встретить украинцев. Местные жители говорят, что большинство квартир у могилы цадика Раби Нахмана выкупили хасиды, которые потом сдают апартаменты своим единоверцам. Чем ближе к святыне, тем престижнее и дороже жилье. В некоторых окнах панельных многоэтажек видны двухъярусные кровати — паломники иногда селятся по 10-20 человек в одной квартире.

Как рассказывают местные, обычно хасиды приезжают на семь-десять дней, так что платят именно за такой период, даже если по факту проживают меньше. «Место переночевать стоит от двухсот долларов (в неделю — Ред.). Если ночуешь в отеле — от одной до двух тысяч долларов», — говорит Рой из Израиля.

Михаэль из Южной Африки рассказывает, что за неделю проживания в комнате обычной многоэтажки отдал 2400 шекелей (более 61 тысячи рублей). Парень живет вместе с четырьмя друзьями, поэтому сумму делят на пятерых. «Люди приезжают со всего мира, живут в маленьких комнатах и платят много денег, чтобы провести время у могилы святого человека», -объясняет Михаэль.

Рядом с панельными домами стоят несколько палаток. Трава вокруг застелена ковром, на импровизированном мангале тушится мясо с овощами. В этих условиях проживает большая семья хасидов с детьми. Несколько парней на ломаном русском объясняют, что это место — рядом с могилой цадика рабби Нахмана, поэтому они довольны своим жильем.

Как хасиды относятся к женщинам

Во время трехдневного празднования Рош ха-Шана на улицах квартала паломников не видно женщин. Хотя некоторые хасиды приезжают с женами, те в большинстве своем не появляются на улице. «Мужчинам запрещено видеть женщин во время празднования, потому что они будут отвлекаться от связи с Богом», — объясняет исполнительный директор благотворительного фонда «Историко-культурный центр города Умани» Ирина Рыбницкая. Она уже много лет сотрудничает с хасидами, помогает организовывать паломничество и уверяет, что ни разу не сталкивалась с негативным отношением к себе: «Они очень уважительно относятся к тому, кто является профессионалом своего дела».

Продавщица из магазина на входе в квартал хасидов — тоже Ирина — имеет иной опыт: «Они не считают нас людьми, сильно хамят. Если мы приходим к ним работать, то мы — их рабсила».

Ирина семь лет во время Рош ха-Шана работала на хасидской кухне. Готовить там могут только мужчины, женщины помогают, убирают, чистят и нарезают продукты. За час такой работы Ирина получала 50-70 гривен (130-180 рублей). Иногда приходилось работать по 20 часов в сутки. Сейчас женщина торгует в магазине, потому что владелица попросила ее о помощи. В следующем году женщина готова вернуться на кухню — говорит, научилась вести себя с хасидами: «Я сразу объясняю, что могу «двинуть». Если ты показываешь, что на голову тебе не сесть, они к тебе относятся с уважением. Украинок они боятся».

Рекордное количество паломников

По данным Министерства внутренних дел Украины, в Умань на празднование Рош ха-Шана прибыли более 35 тысяч хасидов. Это самое большое количество паломников с начала пандемии коронавируса. Как и в прошлом году, доступ в квартал хасидов разрешен только паломникам, местным жителям и журналистам в сопровождении полиции. Продажа алкоголя и пиротехники запрещена, добавляет Зоя Вовк, представительница главного управления Нацполиции в Черкасской области. По ее словам, нарушителей порядка крайне мало, а с хасидами регулярно проводят разъяснительную работу по поводу комендантского часа и опасности во время воздушной тревоги.

Виталий Камозин, представитель Объединенной еврейской общины, которая мониторит случаи антисемитизма в Украине, отмечает: накануне празднования Рош ха-Шана зафиксировали лишь один такой случай в соцсетях. «Полиция оперативно отреагировала. Я помню, что в 2020 году были побои и драки с ножами. В этом году все очень спокойно», — рассказывает Камозин.

Мусор на улицах Умани

В то же время для жителей хасидского квартала Умани традиционной проблемой остается мусор, остающийся после празднования Рош ха-Шана. Обертки, салфетки, бумажные стаканы, коробки из-под пиццы хасиды часто оставляют прямо на обочине. Мусоровозы несколько раз в день вывозят содержание четырех контейнеров в центре квартала паломников, но через несколько часов они снова обрастают грудами мусорных пакетов.

«Это ужас. А что делать? Приходится собирать, подметать», — вздыхает дворник Нина, собирая вместе разбросанные мусорные пакеты. Проходящий мимо хасид говорит Нине: «thank you». Женщина улыбается и машет рукой: «Я уже привыкла».

Празднование иудейского нового года заканчивается с закатом солнца в воскресенье, 17 сентября. Некоторые паломники уезжают домой еще до официального завершения, другие остаются еще на несколько дней. Чтобы получить благословение и заряд энергии, многие хасиды намерены вернуться к могиле рабби Нахмана и в следующем году — несмотря ни на что.

Почему паломники-хасиды не боятся войны в Украине

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Что евреи забыли в Умани? Рассказываем, почему каждый год тысячи паломников едут в украинский городок

Каждую осень тысячи людей в кипах и с пейсами приезжают в украинский город Умань, чтобы молиться и веселиться. В этом году, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией, там снова оказалось более 20 тысяч паломников. Зачем они это делают и как проводят эти дни, разобралась автор «Цимеса» Настя Венчикова

В 80-тысячную Умань на период осенних праздников ежегодно приезжают 40-50 тысяч евреев, привозя с собой свои порядки и обычаи — например, кошерную еду. Город совершенно меняется на неделю-две, а с отъездом паломников всё возвращается на свои места, чтобы повториться следующей осенью.

Приезжают евреи самых разных течений, но особенно в Умань стремятся последователи одного из религиозных направлений в иудаизме — брацлавские хасиды. Дело в том, что именно там похоронен основатель этой ветви хасидизма, раби Нахман из Брацлава. Среди его последователей считается благом и праведным поступком встретить Рош а-Шана, еврейский Новый год, возле могилы раби. Многие брацлавские хасиды стараются попасть в Умань каждый год; могила раби Нахмана — третье по популярности место паломничества хасидов, после горы Мерон в Израиле и могилы Любавического ребе в Нью-Йорке.

С чего всё началось?

Раби Нахман родился в Брацлаве в 1772 году, спустя четыре года после гайдамацкого восстания, во время которого Умань была взята в осаду и погибло, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч жителей города и его окрестностей, в основном евреев и поляков. В еврейскую историю это событие вошло под названием «Резня» (или «Уманская резня»). В 1810 году Нахман из Брацлава — правнук основателя хасидизма Бааль Шем-Това — начинает скитания по местечкам Украины. Оказавшись в Умани, он просит похоронить его там, говоря: «Души умерших за веру ждут меня».

Согласно иудаизму, невинно убитые за веру автоматически приравниваются к праведникам — это называется «кидуш Ашем» (освящение имени Вс-вышнего). Считается, что в месте упокоения праведников находится особый канал связи со Вс-вышним.

Как получилось, что тысячи евреев ежегодно едут в Умань?

Через своего ученика, раби Натана Штернгарца, Нахман передал последователям завещание, где сообщил, что каждый, кто приедет к нему в канун Рош а-Шана, помолится, прочитает псалмы и даст деньги на цдаку (благотворительность), будет освобождён от грехов.

После смерти раби Нахмана в 1810 году раби Натан начинает продвигать учение брацлавского цадика (праведника) и организовывает первые поездки на его могилу.

Фото сверху: Брацлавские хасиды на могиле рабби Нахмана в советское время (60-70 е гг.). Могила рабби Нахмана в наши дни. Фото снизу: Брацлавские хасиды на могиле рабби Нахмана накануне Рош а-Шана (открытка начала ХХ века)

К 1930-м годам паломничество практически прекращается — большевики закрывают границы и запрещают религиозные практики. После введения визового режима, который позволял иностранцам посещать только определённые города СССР, паломникам приходилось добывать визу в Киев и, рискуя жизнью и свободой, искать людей, готовых отвезти их в Умань. Удавалось это немногим.

Что случилось с могилой раби в Советском Союзе?

Во время Второй мировой войны еврейское кладбище Умани было разрушено нацистами. На его месте решили построить новый жилой район, и могила цадика оказалась под угрозой. Хасиды рассказывают, что ситуацию спас некий гер (нееврей, перешедший в иудаизм. — Прим. «Цимеса») — власти не заподозрили его в связи с евреями, так что он выкупил участок земли, где находилось захоронение, и построил там дом, но так, чтобы могила прилегала к стене жилища.

Уже после распада СССР, в 1994 году, президент Украины издал указ о создании на месте захоронения раби Нахмана Историко-культурного центра. Новых владельцев дома переселили, а на участке со временем воссоздали оэль — ритуальную постройку на могиле цадика.

Что делают хасиды в Умани и как общаются с местными жителями?

Чаще всего люди едут на несколько дней во время Рош а-Шана, иногда, если могут себе это позволить, остаются на неделю или дольше, вплоть до Йом-кипура. В обычные дни на оэль есть отдельный вход для женщин и мужчин, но в силу трактовок учений раби Нахмана принято считать, что Рош а-Шана — наиболее «мужской» праздник. Женщины чаще приезжают на Хануку.

Фото: serhiinikolaienko / 123rf.com

Цель всегда религиозные практики и обряды, но не все горожане хорошо к этому относятся — согласно исследованию проекта ReHerit, вышедшему в ноябре 2018 года, самые распространённые утверждения жителей города о паломниках таковы: «паломники создают хаос вокруг себя» и «они приезжают развлекаться и не уважают местных жителей Умани». Часто говорят, что Умань живёт за счёт паломничества, но местные жители считают иначе: по их мнению, доходы от приезда хасидов не попадают к простым горожанам и не тратятся на обеспечение нужд города.

Что с Уманью в этом году?

Важно понимать, что ядро брацлавцев — довольно нонконформистская группа. Для них, согласно учению раби Нахмана, преодоление препятствий по дороге к цадику является благом.

Чем больше препятствий ты преодолеваешь, тем больше святости в твоём визите. Так что проблемы «корона»-ограничений лишь раззадорили хасидов — они умудрялись прорваться к могиле цадика даже во время локдаунов в прошлом году.

В нынешнем сезоне ограничений на въезд в Украину нет, хотя в плане пандемии и эту страну, и Израиль благополучными не назовёшь. Несколько тысяч паломников побывали на оэле раби Нахмана заранее, в июле — августе, но, по данным Украинской национальной полиции, в период осенних праздников ожидается порядка 50 тысяч визитёров.

Как попасть в Умань?

Прилететь в Киев, а оттуда добраться до Умани на автобусе (5 долларов) или такси (100 долларов). Ехать по времени одинаково — примерно три-четыре часа.

Приезжать в Умань можно круглый год, вход к цадику свободный.

Остановиться можно в городской гостинице или снять квартиру. Цены на жильё меняются каждый год и зависят от близости к оэлю и условий проживания. Примерный диапазон — от 100 до 1000 долларов (за ночь во время праздников).

Фото: serhiinikolaienko / 123rf.com

Ещё есть гостиницы, построенные паломниками, выкупленные ими квартиры в домах рядом с местом захоронения, шалаши для самых малообеспеченных и другие варианты, но субсидированного жилья не хватает на всех желающих.

Алла Марченко

Варшава — Иерусалим
Пишет диссертацию о влиянии паломничества хасидов на рамки локальной памяти в городах Украины и Польши, в частности в Умани

— Умань — мой родной город, я родилась там и жила до 1999 года. Уже тогда паломничество было заметным явлением, но не так, как сейчас. Я видела город перед Рош а-Шана 30, 20, 5 лет назад и сегодня, и этот опыт отличается: не только потому что количество паломников растёт, но и потому что сейчас приезжие живут не только в так называемом «квартале паломничества», но и в других районах.

Фото: wladyslawmus / 123rf.com

Накануне Рош а-Шана и в сами дни праздника в «кварталах паломничества» много полиции, патрулей и блокпостов, за порядком и соблюдением правил местные власти следят довольно серьёзно. В микрорайон, где находится могила раби Нахмана, во время праздников имеют доступ лишь люди с пропиской в этом квартале, лицензированные журналисты или паломники.

Фото: nikonowv / 123rf.com

Было весело. Благодаря отсутствию толп хватало времени, чтобы прочувствовать место: в Рош а-Шана там давка, суматоха, шум; наверное, тысяч сорок людей.

Что я чувствовал? Умиротворение, спокойствие, отчасти ностальгию; как на кладбище. Хотя вся Восточная Европа, по сути, и есть одно большое еврейское кладбище. Эти чувства были немного странными, но мысль о связи с предками шла красной нитью через всю поездку.

В учении раби Нахмана есть понятие «некудот товот»: когда человек чувствует духовный спад, он должен находить светлые точки, искры, которые в нём есть. Оставаясь наедине с самим собой, человек осознаёт количество собственных прегрешений, впадает в уныние и отчаяние. Это очень опасная вещь, потому что самое страшное последствие греха — оставить свою связь со Вс-вышним. Раби Нахман говорит: «В такие моменты нельзя отчаиваться, ты должен находить в себе светлые точки». Замечать и подмечать, в чём ты молодец и что тебе удалось (конечно, не переходя к чувству собственного величия).

Я думаю, что сегодня поездки в Умань, особенно на Рош а-Шана, — это не нормальная ситуация, а распиаренный бизнес.

Раньше люди ехали туда осознанно, понимали, кто они, куда и зачем приехали. Теперь же — куда все, туда и я.

Основной вопрос Дней трепета, от Рош а-Шана до Йом-кипура, — сколько искренних усилий ты прикладываешь, чтобы дать себе отчёт о содеянном, раскаяться и измениться? Также не вполне ясно, зачем ехать в Умань из Израиля, как можно покинуть Святую Землю в один из важнейших праздников еврейской жизни.

Фото: wladyslawmus / 123rf.com

Кроме того, когда ты молишься непосредственно человеку, его костям и мощам — это большая проблема в иудаизме. Но практика молиться на месте упокоения праведника не запрещена, ведь ты просишь в первую очередь у Вс-вышнего. Я же думаю, что могилы праведников — это не плохо, но наша цель — Храм, и надо стремиться его отстроить не на словах, а на деле.

«Цимес» благодарит Аллу Марченко, докторантку Польской академии наук, за помощь в подготовке материала.

Читайте также:

  • �� �� Рош а-Шана 101: всё, что нужно знать про еврейский Новый год
  • Зачем вы суёте мне эту рыбью голову: к чему нужно быть готовым, если ни разу не праздновал Рош а-Шана
  • «Быть сегодня лучше, чем вчера»: к чему стремиться в новом году

«Идет бой за какие-то территории». Хасиды в Умани рассказали, почему не боятся обстрелов

Хасиды на празднование Рош га-Шана в Умани в 2022 году (фото: РБК-Украина / Виталий Носач)

Ежегодно в город Умань в Черкасской области приезжают десятки тысяч хасидов для того, чтобы отпраздновать иудейский Новый год — Рош га-Шана. Уже второй год он приходится на период полномасштабной войны России против Украины.

Журналисты «Радио Свобода» расспросили хасидов, не боятся ли они ракетных ударов и что думают о событиях в Украине.

«Идет бой за какие-то территории»

Паломник Ронен рассказал корреспонденту, что ему не было страшно ехать в Украину даже во время войны, ведь в самой Умани нет ни какой военной техники.

«Мы же не видим здесь ни самолетов, ни танков, никакой войны. Я знаю, что идет бой за какие-то территории. Я ничего не снимаю, мы нейтральные. Но мы любим Украину. Хотим мира между Украиной и Россией», — сказал мужчина.

Отметим, что хасидов не пугает не только война, но и долгий путь. Например, Ронен добирался сначала самолетом в Молдову, а затем несколько суток автобусом в Умань.

А студент Натан посещает Умань вместе с родителями уже 20 лет и каждый раз жалуется на стоимость арендованного жилья во время праздников.

«Мы знаем, что сейчас происходит в Украине, но мы приехали сюда ради великого раввина. Его захоронение в трех минутах от места, где мы стоим. Мой друг меня спрашивает: «А зачем ты едешь сюда и платишь 3 000 долларов с человека за жилье?» А я говорю: «Приедь и почувствуй», — рассказал Натан.

Парень добавляет, что не чувствует себя безопасно в Украине, потому что полиция никого не проверяет на наличие оружия или взрывчатки.

Что известно о празднике Рош га-Шана

Рош га-Шана — это один из самых главных праздников у исповедующих иудаизм. Другими словами, это еврейский Новый год, который отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. Фиксированной даты этого праздника нет, но обычно он выпадает на сентябрь-октябрь.

Согласно вере иудеев, считается, что в Рош га-Шана Бог делает запись в «Книгу судеб», решая кому жить дальше, а кому умирать, чье состояние умножится в следующем году, а кто будет бедствовать.

Иудеи убеждены, что молитва в праздничные дни может повлиять на решение Господа о том, какую запись в «Книге судеб» он сделает.

В Умань хасиды съезжаются, чтобы встретить Новый год у могилы учителя Рабби Нахмана. Считается, что новогодняя молитва у могилы праведника обладает особой силой, а его душа станет заступницей перед Богом за молящегося.

В этом году на празднование Рош га-Шана в Умань прибыло более 32 000 хасидов.

Ранее мы рассказывали, какие ограничения будут действовать в Умани во время иудейских праздников.

Читайте также о традициях и верованиях евреев в этот великий праздник.

Как хасиды строят свой маленький Израиль в Умани, и почему местные жители недовольны

В начале прошлого века в Умани Черкасской области Украины жили в основном евреи, но после Второй мировой войны они остались в меньшинстве. В наше время после захоронения здесь пророка цадика Нахмана ситуация поменялась. Сегодня это место известно как город паломников, которые раз в год съезжаются к могиле их святого пророка.

Но евреи не просто приезжают молиться. Некоторые перебираются в Умань на постоянное место жительства и получают гражданство Украины. Большинство новых украинцев становятся бизнесменами, но отношения с местными жителями складываются не всегда.

Построить быстро свой маленький украинский Израиль в Умани у хасидов никак не получается, а виной всему, как они уверяют, коррупция невероятных масштабов.

У местных чиновников свои претензии к переселенцам: «Они не могут нормально жить там, в Израиле, почему они будут жить в законе здесь?» – спрашивают они.

Бывший паломник Хайм Хазин, приехавший сюда, чтобы обрести «адвоката перед Богом» в лице раби Нахмана, стал адвокатом для всей Уманской еврейской общины. Многодетная семья израильского историка переехала в Умань из Израиля более трех лет назад. И чтобы показать всю серьезность намерений, члены семьи сразу оформили украинское гражданство.

Жену Хайма сильно беспокоил вопрос медицинского обслуживания в Украине, из-за чего она была против переезда к святым местам в Умань. И действительно, столкнувшись с украинской медициной, Хайм понял, что нужно делать альтернативную. После нескольких печальных историй с местными «неотложками» хасиды попросили передать в Умань автомобиль скорой помощи. Молодежь прошла курсы парамедиков, и теперь в районе появилась своя медицина.

Вторым пунктом после медицины стала еда. Все продукты должны быть на 100 процентов кошерными, то есть полностью соответствовать законам святого писания – Торы.

Когда 17 лет назад раввин Яков Джан поселился в Умани, еды для хасидов здесь не было вообще. Ее завозили из Израиля, что противозаконно. Тогда и началась его большая работа: на украинских предприятиях постепенно стали появляться небольшие линии по производству кошерной продукции.

Евреев-хасидов на улице Пушкина становится все больше. Уже более полусотни многодетных семей из Израиля переехали на постоянное место жительства в Умань.

Сейчас в Умани постоянно живут 52 семьи, и все они работают в туристической сфере.

Раввин Перец Кронн живет здесь уже 5 лет. Заведует образованием молодого поколения общины. Три с половиной года назад открыли начальную школу, где сегодня учатся около сотни детей. Школы две: мальчики и девочки учатся раздельно, как это принято у хасидов. Обучение ведется в основном на иврите. Но поскольку половина детей здесь из смешанных семей, изучают и украинский язык. Вместе с наукой им преподают молитвы.

Болевая точка в образовании – оформление официального разрешения на работу для персонала школы, ведь многие – не граждане Украины. Раввин Перец Кронн утверждает, что в получении документов мешает местная бюрократия. Кроме того, по его словам, за вид на жительство нужно заплатить немалую сумму денег.

Корреспондент Радио Свобода встретился с мэром Умани Александром Цебрием, который сразу заявил, что хасиды в Умани ведут не такой уж праведный образ жизни. Говоря это, он опирается на информацию правоохранительных органов. Так, по его словам, некоторые евреи, приезжающие на постоянное место жительства в Украину, связаны с криминалом, скрываются от полиции Израиля или израильской армии.

Местные же жители жалуются на то, что хасиды вынуждают их продавать за бесценок свое жилье, а также на поведение еврейской молодежи, на то, что детские площадки и другие территории захватывают под коммерческие нужды.

Уманчан, недовольных нарушениями хасидов, нашлось немало. Корреспондент Радио Свобода встретился с представителями нескольких городских общественных организаций. Именно они выявляют, как они сами говорят, «нечистых на руку бизнесменов-хасидов», что и приводит к конфликтам, которые иной раз принимают острые формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *