Почему над антарктидой не летают самолеты
Перейти к содержимому

Почему над антарктидой не летают самолеты

  • автор:

Почему самолеты не летают над Южным полюсом, хотя летают над Северным

В интернете можно найти много материалов, где утверждается, что гражданская авиация не летает над Антарктидой. Встречаются и более категоричные заголовки, из которых следует, что полеты невозможны над обоими географическими полюсами Земли, и в публикациях даже приводятся некоторые обоснования.

Строго говоря, современные самолеты могут летать над обоими полюсами — никаких юридических запретов или непреодолимых технических ограничений для этого нет. При наличии N-ой суммы лишних денег можно облетать оба полюса вдоль и поперек. В конце концов, не первый год существуют частные компании, предлагающие соответствующие экскурсионные программы.

Однако регулярные коммерческие рейсы воздушное пространство Антарктиды не пересекают, хотя при этом не брезгуют летать над Северным Ледовитым океаном. В этом можно убедиться, если воспользоваться одним из сервисов по отслеживанию самолетов:

Воздушное пространство Арктики на такого рода сервисах выглядит несколько пустынным, но его нельзя назвать абсолютно заброшенным. К примеру, через Арктику авиакомпания Emirates совершает регулярные рейсы из Дубая в Лос-Анджелес и Сиэтл. Кстати, несколько месяцев назад перелет из Москвы в Лос-Анджелес также включал в себя путешествие через Арктику. Air India пересекает Арктику на маршрутах из Нью-Дели в Сан-Франциско и Вашингтон, а некоторые китайские авиакомпании — на рейсах из Гуанчжоу или Шанхая в Торонто.

Во всех вышеперечисленных случаях авиакомпании прибегают к трансарктическим маршрутам с целью экономии — так перелеты из Евразии в Северную Америку зачастую получаются более короткими, быстрыми, а значит и дешевыми. Почему же подобное не практикуется в районе Южного полюса?

Причины довольно банальны. Исходя из географии Южного полушария, существует не так уж много возможных маршрутов, для следования по которым было бы необходимо пересекать Антарктику. Это связано с тем, что площадь суши в Южном полушарии примерно вдвое меньше, чем в Северном.

По большому счету, таких маршрутов всего два:

  1. С юго-восточного побережья Южной Америки в сравнительно малонаселенную юго-западную часть Австралии;
  2. Из Южной Африки в Новую Зеландию.

К сожалению, ни на одном из этих путей не набирается достаточного пассажиропотока, чтобы коммерческие рейсы на регулярной основе были оправданы.

Ближе всех к осуществлению регулярных коммерческих полетов над Антарктикой оказалась авиакомпания Aerolineas Argentinas. В 2012 году она организовала рейс AR1180 из Буэнос-Айрес (Аргентина) в Сидней (Австралия), который называли «трансполярным», хотя авиалайнер пролетал в нескольких сотнях километров от побережья Антарктиды. За 16 часов 45 минут самолет Airbus A340 преодолевал расстояние в ~ 12 тыс. км. Компания отказалась от выполнения полетов по данному маршруту в 2014 году, объяснив это их убыточностью.

Почему запрещено летать над Антарктидой

Антарктида – самый холодный и самый загадочный материк нашей планеты. Но самолетам гражданской авиации приходится его облетать. Хотя такие полеты, например, из Австралии в Южную Америку позволили бы сэкономить огромное количество топлива. Но пока это нереально для гражданской авиации. Почему запрещено летать над Антарктидой?

— Во первых, самый холодный материк со всех сторон окружен океанами: Индийским, Атлантическим и Тихим, теперь отдельно выделили еще Южный океан. И в случае какой-нибудь непредвиденной ситуации, приземлиться в Антарктиде просто некуда. Ведь на материке нет подходящих взлетно-посадочных полос.

— Но даже, если бы они и были, выжить обычным пассажирам в таком холоде шансов мало. Это сейчас в Антарктиде весна, и на станции «Восток» «всего лишь» -28, но это максимальная температура днем! Ночью стабильные -50 и ниже.

— Есть еще такое опасное явление – морозный туман, при котором видимость практически нулевая.

Несколько частных компаний пытались начать проект по постройке взлетно-посадочной полосы для гражданской авиации, но дальше расчетов дело не пошло. Ведь даже в случае постройки, эту полосу надо будет обслуживать в экстремальных условиях, а вот это уже очень затратно.

— Еще одна проблема — в том, как будет работать сложная техника в полете над самой холодной точкой планеты. Противообледенительная жидкость, которой обрабатывают перед полетом самолет, замерзает при -60 градусах. Температура воздуха над Антарктидой часто бывает и ниже.

— К тому же, Антарктида — место электромагнитных аномалий: у полярников спутниковые системы связи, навигаторы и другая электроника часто выходит из строя, без средств связи пилоты могут просто-напросто заблудиться.

— Кроме того, ориентироваться по наземным объектам тоже невозможно, даже если позволяет видимость, ведь вокруг сплошное белое пространство.

  • Погода на картеКарта осадковКарта давления
  • Спутниковые снимки
    Реклама
  • Наша компания
  • Ведущие
  • Контактная информацияУсловия использования материалов

2024 Прогностический центр Метео

СМИ сетевое издание «Прогностический центр Метео» — Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ФС 77-78399 от 08.06.2020, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Вся информация, размещенная на веб-сайте meteo-tv.ru, включая статьи, тексты, фотоизображения, иллюстрации, дизайн сайта, является объектом авторских прав и охраняется в соответствии с законодательством РФ о защите авторских прав. При использовании материалов ссылка обязательна (в интернете — гипертекстовая). Учредитель СМИ: ООО «АВМ Брэнд», Главный редактор СМИ – Митрошенков А.В., email: info@meteo-tv.ru, Телефон редакции: +7 (968) 993-17-11

О прогнозе

На нашем сайте всегда самая точная погода в различных уголках нашей планеты (более 13 000 населенных пунктов). Прогноз основывается на результатах численных расчетов с использованием гидродинамических моделей и интерполяционных методов, разработанных метеорологами нашей компании. Данные прогноза погоды носят ознакомительный характер и не могут быть использованы в коммерческих целях. Вероятность точного прогноза на первые сутки составляет более 95%, оправдываемость прогноза на большие периоды несколько ниже. Мы представляем прогноз погоды с заблаговременностью до 2 недель. Обновление прогностических данных на сайте происходит 4 раза в сутки. Новости о погоде и погодная аналитика обновляются по мере поступления информации. Нашими информационными партнерами являются Гидрометцентр России, НИЦ «Планета», Мосэкомониторинг, Центральная аэрологическая обсерватория, Институт земного магнетизма РАН, информационное агентство APTN и другие. Также на нашем сайте представлена телевизионная продукция компании «ТМК-Система», информация о наших ведущих, контактная информация.

Почему над Антарктидой запрещено летать

В небе Антарктиды самолеты не летают. Во-первых, законы не позволяют, а во-вторых природа будто сама запрещает технику над бескрайней ледяной пустыней.

Поначалу запрет на перелеты обосновывался тем, что самолет гражданской авиации просто не сможет совершить посадку на территории Антарктиды. Затем вспомнили и о снежных бурях — вероятность попасть в буран с нулевой видимостью очень высока.

Ученые тоже свою лепту в запреты внесли. Северный полюс Земли обладает сильнейшим магнитным полем. Его направление постоянно меняется, что тоже вносит определенные сложности для пилота.

И последними в игру вступили уже государства. Антарктида, как и воздушное пространство над континентом, считается территорией нейтральной. Запрет на полеты пока носит политический характер.

ПОПУЛЯРНОЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

Ученые показали, за сколько лет пропадут следы цивилизации, если человечество исчезнет

Ученые выяснили, сколько часов сидячей работы в день смертельно опасно

10 недорогих часов, за которые не будет стыдно

Книги обязательные к прочтению

Журнал Newsweek назвал список 100 самых лучших книг всех времен и народов.

Официантка из Минска 13 лет назад вышла замуж за шейха. Смотрим, как она живет сегодня

Trendy Men – журнал о трендах: образ жизни, стиль, автомобили, техника, знаменитости.
© Все права защищены. Категория информационной продукции 18+ . Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36932 от 21 июля 2009 года.
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее

Почему самолеты не летают над Тибетом и Антарктидой

Если посмотреть на карту полетов воздушных судов в режиме реального времени, вроде Flightradar24, можно заметить одну интересную особенность. Среди обилия желтых фигурок на карте вы найдете несколько территорий, над которыми не будет практически ни одного воздушного судна. Особенно пустынными среди них будут выглядеть Тибет и Антарктида. Почему современные авиалайнеры избегают этих мест, как про́клятых, расскажем в этой статье.

Тибет

Как известно, современная авиация практически не знает географических границ. Однако есть территории, которые пилоты все же предпочитают облетать стороной. И одно из таких мест — это Тибет. Этот район, расположенный в Центральной Азии, представляет собой самое высокое нагорье в мире, основная территория которого возвышается над уровнем моря минимум на 4 км.

Подавляющая часть Тибетского нагорья усеяна горными цепями и системами. Например, его северный край огибает горная цепь Куньлуня, чуть южнее возвышается Хребет Тангла, который как бы разделяет Тибет на две половины, и наконец, с юга по дуге Тибет огибают Гималаи — высочайшая горная система в мире. Девять из четырнадцати самых высоких гор на планете находятся в Гималаях и именно эта особенность делает воздушное пространство Тибета труднодоступным для пролета основной массы гражданских судов.

Топографическая карта Гималаев / Wikimedia

Формально, летать над Гималаями не запрещено. Для полета авиакомпаниям достаточно получить специальное разрешение от властей Китая. Однако сделать это не так просто, так как для этого необходимо вносить изменения в конструкцию воздушного судна, а именно модернизировать кислородные установки, находящиеся на его борту. Но зачем этого требуют власти Китая?

Безопасность превыше всего

Все дело в обеспечении безопасности пассажиров. Как известно, современные лайнеры летают на высоте 10−12 км и поднимаются они сюда отнюдь не ради прекрасных пейзажей. На этой высоте сопротивление воздуха существенно ниже, что позволяет самолету быстрее набрать свою крейсерскую скорость.

Однако вместе с сопротивлением воздуха на такой высоте падает и его плотность, что в свою очередь приводит к снижению концентрации кислорода. Она становится настолько низкая, что, окажись вы так высоко за пределами обшивки самолета, вам хватило бы и 15 секунд, чтобы потерять сознание от кислородного голодания.

Кислородная маска в самолете / Wikimedia, DemonDays64, CC BY 4.0

Именно для этого на каждом борту предусмотрены специальные кислородные маски, которые в случае разгерметизации салона помогают пассажирам дышать. По требованиям авиационной безопасности, кислорода в масках должно хватать примерно на 20 минут. Считается, что именно этого времени достаточно, чтобы пилоты успели опустить самолет на безопасную высоту 2−3 км, где маски уже будут не нужны.

В случае возникновения аварийной ситуации на горной местностью Тибета, снизиться до этой высоты самолет попросту не сможет. Пилотам придется пролететь не менее 500 км, прежде чем они смогут приступить к снижению. И, конечно, в этих обстоятельствах ни о каких 20 минутах уже не может быть и речи. Отсюда и столь категоричные требования китайских властей.

Авиакомпаниям же проще слегка изменить свой маршрут и облететь Тибет стороной, чем доукомплектовывать свои воздушные судна дорогостоящим оборудованием и возиться с разрешениями. Собственно, так все и поступают.

Помимо этого, есть и еще одна техническая причина: из-за малой разницы высот между вершинами гор и эшелонами трасс, на которых летает основная часть пассажирских воздушных судов над Тибетом, у самолётов больше шансов попасть в зону турбулентности. И хотя турбулентность, как явление, не представляет серьезной угрозы для безопасности современных лайнеров, сильная тряска в полете еще никому не приносила большого удовольствия.

Антарктида

Другая территория, над которой практически нельзя встретить пассажирские лайнеры — это территория Антарктики. Причин для облета южного полюса земли также хватает.

Во-первых на Антарктиде мало аэродромов. На всем континенте построено всего три взлетно-посадочные полосы, которые предназначены исключительно для доставки ученых и участников исследовательских экспедиций. Работают они нерегулярно и ориентируются в основном по фактической погоде. Само собой, в таких условиях летать над Антарктидой на постоянной основе попросту небезопасно.

Возможные маршруты пролета вблизи Южного Полюса

Но главная причина даже не в этом. На самом деле полеты через Антарктиду просто не являются коммерчески-привлекательными. Исходя из географии Южного полушария, можно составить не так много маршрутов, для следования по которым следовало бы пересекать Южный полюс.

Даже если попытаться соединить прямой линией самую южную точку Южной Америки с Австралией и Новой Зеландией, маршрут все равно будет проходить севернее южного материка. Получается, что лететь через Антарктиду — только искусственно удлинять свой путь, что просто экономически нецелесообразно.

Это тоже интересно

  • Ваш роутер стоит не там. Переставьте его — интернет станет быстрее
  • Как получить интернет из розетки
  • Как узнать, кто без спроса пользуется вашим Wi-Fi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *