Сфинксы на университетской набережной константин андреевич тон
Перейти к содержимому

Сфинксы на университетской набережной константин андреевич тон

  • автор:

Как на набережной Санкт-Петербурга появились сфинксы

Любой, кто побывал в Санкт-Петербурге, не может не впечатлиться общей атмосферой культурной столицы, которая складывается в том числе и за счет уникальных образцов скульптуры и архитектуры, украшающих улицы города. Причем порой можно встретить далеко не самые тривиальные для наших просторов решения.

Ярким примером именно такой тенденции и стали египетские сфинксы, которые находятся на набережной Невы.

История появления этих сфинксов на Университетской набережной Санкт-Петербурга — это, по сути, стечение ряда благоприятных этому случайностей. А дело было так: молодой российский офицер Андрей Николаевич Муравьев, который совсем недавно только вышел с поля боя русско-турецкой войны 1828-1829 годов, совершенно случайно оказался в Египте — после трудностей военной жизни он решил отправиться в путешествие на Восток, и свой путь туда он начал именно со страны древних фараонов и пирамидами. Побывав в Александрии, Муравьев увидел там сфинкса, который впечатлил его настолько, что он очень захотел привезти такую красоту на Родину.

К слову, тот факт, что именно эти сфинксы были там во время приезда Андрея Николаевича, тоже любопытное стечение обстоятельств. Эти скульптуры обнаружили во время раскопок древнеегипетского города Фивы, а сделаны они были по заказу фараона Аменхотепа III и считаются одними из лучших и детальных портретов правителя. Сфинксами первоначально хотели пополнить коллекцию Лувра, но процесс продажи затянулся. Поэтому одного из них и отправили в Александрию, чтобы ускорить куплю обоих. Там его и увидел Муравьев.

У самого русского офицера не было средств на покупку такой роскоши, однако желание привезти скульптуры в Россию были сильнее — он написал о них русскому послу в Константинополе, а последний, приложив к письму изображение сфинксов, отправил все это лично императору российскому Николаю I.

Государь, посоветовавшись с Академией художеств, одобрил покупку. Более того, как раз в это время напротив здания Академии было решено установить гранитную пристань, которую и украсят новоприбывшие сфинксы. Хотя первоначально автор проект Константин Андреевич Тон планировал установить там лошадей.

В те времена переписки между странами шли очень долго, поэтому сфинксов русские едва не проворонили: оказалось, что пока императорское согласие дошло до Александрии, скульптуры уже решили продать правительству Франции для украшения одной из площадей Парижа. Однако и здесь вмешался случай: в 1830 году во Франции разразилась революция, и правительство отменило сделку по купле скульптур. Зато русские приобрели сфинксов почти мгновенно: тому же Муравьеву было доверено заплатить за них 64 000 рублей ассигнациями.

Доставка скульптур в Россию оказалась делом очень сложным: даже погрузка их на судно 29 мая 1831 года закончилась тем, что один из сфинксов оказался поврежден. А везли покупку в Санкт-Петербург целый год — лишь летом 1832 года она прибыла в Академию художеств. Но и там они пробыли в здании около двух лет, и только потом их все-таки установили на Университетской набережной, где они стоят и сегодня.

Египет в северной столице: как на набережной Санкт-Петербурга появились сфинксы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Любой, кто побывал в Санкт-Петербурге, не может не впечатлиться общей атмосферой культурной столицы, которая складывается в том числе и за счет уникальных образцов скульптуры и архитектуры, украшающих улицы города. Причем порой можно встретить далеко не самые тривиальные для наших просторов решения. Ярким примером именно такой тенденции и стали египетские сфинксы, которые находятся на набережной Невы.

Панорама набережной со сфинксами. /Фото: wikipedia.org

Панорама набережной со сфинксами. /Фото: wikipedia.org

История появления этих сфинксов на Университетской набережной Санкт-Петербурга — это, по сути, стечение ряда благоприятных этому случайностей. А дело было так: молодой российский офицер Андрей Николаевич Муравьев, который совсем недавно только вышел с поля боя русско-турецкой войны 1828-1829 годов, совершенно случайно оказался в Египте — после трудностей военной жизни он решил отправиться в путешествие на Восток, и свой путь туда он начал именно со страны древних фараонов и пирамидами. Побывав в Александрии, Муравьев увидел там сфинкса, который впечатлил его настолько, что он очень захотел привезти такую красоту на Родину.

Андрей Николаевич Муравьев. /Фото: culture.ru

Андрей Николаевич Муравьев. /Фото: culture.ru

К слову, тот факт, что именно эти сфинксы были там во время приезда Андрея Николаевича, тоже любопытное стечение обстоятельств. Эти скульптуры обнаружили во время раскопок древнеегипетского города Фивы, а сделаны они были по заказу фараона Аменхотепа III и считаются одними из лучших и детальных портретов правителя. Сфинксами первоначально хотели пополнить коллекцию Лувра, но процесс продажи затянулся. Поэтому одного из них и отправили в Александрию, чтобы ускорить куплю обоих. Там его и увидел Муравьев.

Рисунок одного из сфинксов во время раскопок. /Фото: livejournal.com

Рисунок одного из сфинксов во время раскопок. /Фото: livejournal.com

У самого русского офицера не было средств на покупку такой роскоши, однако желание привезти скульптуры в Россию были сильнее — он написал о них русскому послу в Константинополе, а последний, приложив к письму изображение сфинксов, отправил все это лично императору российскому Николаю I.

Академия художеств и пристань со сфинксами. /Фото: wikipedia.org

Академия художеств и пристань со сфинксами. /Фото: wikipedia.org

Государь, посоветовавшись с Академией художеств, одобрил покупку. Более того, как раз в это время напротив здания Академии было решено установить гранитную пристань, которую и украсят новоприбывшие сфинксы. Хотя первоначально автор проект Константин Андреевич Тон планировал установить там лошадей.

Первоначальный проект пристани. /Фото: topwar.ru

Первоначальный проект пристани. /Фото: topwar.ru

В те времена переписки между странами шли очень долго, поэтому сфинксов русские едва не проворонили: оказалось, что пока императорское согласие дошло до Александрии, скульптуры уже решили продать правительству Франции для украшения одной из площадей Парижа. Однако и здесь вмешался случай: в 1830 году во Франции разразилась революция, и правительство отменило сделку по купле скульптур. Зато русские приобрели сфинксов почти мгновенно: тому же Муравьеву было доверено заплатить за них 64 000 рублей ассигнациями.

Один из сфинксов сегодня. /Фото: gorbilet.com

Один из сфинксов сегодня. /Фото: gorbilet.com

Доставка скульптур в Россию оказалась делом очень сложным: даже погрузка их на судно 29 мая 1831 года закончилась тем, что один из сфинксов оказался поврежден. А везли покупку в Санкт-Петербург целый год — лишь летом 1832 года она прибыла в Академию художеств. Но и там они пробыли в здании около двух лет, и только потом их все-таки установили на Университетской набережной, где они стоят и сегодня.

Хочешь узнать больше а самом известном «льве с человеческим лицом»? Тогда читай: Чем изначально был Сфинкс и что случилось с его пропорциями

Сфинксы . Гранитная пристань

фото

Древнеегипетские сфинксы украшают гранитную пристань перед фасадом Академии художеств.

Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.

Пристань занимает 42 м берега. К Неве ведут 14 ступеней, разделенных площадкой, по краям которой устроены полукруглые скамьи. По краям лестницы установлены сфинксы на мощных гранитных постаментах. В композицию включены бронзовые светильники (жирандоли). Торцы скамей завершают Грифоны. Гранитная пристань дополняет композицию фасада АХ.

Пристань на Неве у здания Академии художеств занимает видное место среди немногих сохранившихся работ арх. Константина Анреевича Тона.

Сооружение пристани входило в комплекс работ по благоустройству невских берегов. В 1830 г. был создан проект продолжения гранитной стенки берега ВО западнее Исаакиевского наплавного моста (инженер Е. А. Адам). По этому проекту пристань у АХ предполагалось устроить подобно спуску у Кунсткамеры.

В то же время Президент Академии художеств А. Н. Оленин видел неотъемлемой частью своей строительной программы по устройству АХ сооружение «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К. А. Тону.

Проект гранитной пристани Тон разработал в 1831 г. (утвержден 4 октября 1831). Сначала предполагалось сделать пристань выступающей по отношению к набережной, но работы в русле Невы были технически трудны. И после консультации с инж.-мостостроителем П. П. Базеном Тон врезал пристань в массив набережной.

Согласно первоначальному проекту широкий лестничный спуск к Неве украшали скульптурные группы «Укротители коней» (по образцу групп на Елисейских полях в Париже) — два бронзовых коня со всадниками и два античных фонаря. Модели поручено было выполнить ск. П. Клодту, но сумма в 425 тыс. руб., запрошенная за бронзолитейные работы, была не по средствам Академии.

В это же время в Петербург пришло известие о том, что за границей заключено соглашение о продаже России двух гранитных сфинксов, найденных при раскопках вблизи древнеегипетской столицы — города Фивы. Возникла мысль украсить этими изваяниями пристань. В декабре 1831 г. К. А. Тон делает новый вариант проекта пристани, включив в композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к механической замене скульптур. Тон изменил пропорции пристани, уменьшил просвет спуска. Для размещения скульптур предусмсотрел два высоких мощных пьедестала.

Фигуры в июле 1832 г. доставлены в Кронштадт. Затем поставлены во дворе Академии художеств. А в 1834 г. сфинксы заняли свои места на пристани у Невы.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

1 * — Бунатян Г. Г. «. Оград узор чугунный». Альбом. Лениздат, 1990

Для египтян Сфинкс был символом силы и разума, они верили, что эти каменные стражи обладают таинственной силой и могут защитить гробницу фараона или храм от враждебных сил. Сфинксам приписывали могущество богов, а затем, когда цари Египта, обрели невиданную власть, их начали изображать с головой фараона, с атрибутами его царской власти: немисом (головной платок), уреем (священной золотой коброй) и ожерельем.

Скульптуры, включеные К. А. Тоном в гранитиную набережную, — подлинные древнеегипетские изваяния, созданные в 1455-1414 гг. до н. э., представляют собой львиные тела с головой фараона Аменхотепа III.

Сфинксы высечены из очень плотного красного гранита (сиенита?) (который добывался в Асуанских каменоломнях на юге Египта). Каждая фигура имеет 5,24 м в длину и 4,5 м в высоту, вес — 23 тонны.
Лица сфинксов донесли до нас через тысячелетия облик фараона Аменхотепа III. Головы сфинксов украшены двойными коронами Верхнего и Нижнего Египта. Короны были вырублены отдельно и затем укреплены на головах статуй. На лбах статуй — урей — украшения в виде кобры, покровительницы и защитницы фараонов. На шее сфинкса – широкое ожерелье из шести рядов бус. Плечи сфинксов и часть передних лап покрывает полосатая ткань. Посередине груди выбит в виде медальона картуш — царская табличка с иероглифическим отображением имени фараона. Подбородки и покрывающие их бороды не сохранились. След от сбитой бородки на лице сфинкса — не результат повреждений. Бородка была отбита после смерти Аменхотепа III по распоряжению нового правителя Древнего Египта. Лицо одного из сфинксов повреждено во время доставки в Петербург. (?) Туловище сфинксов изваяно обобщённо, без детализации.

На груди, между лапами сфинкса и вокруг плинта высечены иероглифиченские надписи. Надписи на постаментах представляют собой титулы и восхваления фараона Аменхотепа III. Надписи были расшифрованы в 1912 г. молодым египтологом В. В. Струве, кроме расположенных со стороны Невы. Их изучили позднее, сначала известный советский египтолог Ю. Я. Перепелкин, а затем его ученик, ныне профессор СПбГУ — А. Л. Вассоевич.

Восточный сфинкс
Надпись со стороны набережной: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор Золотой, бык царей, повергающий Девять луков, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, подобие Ра перед Обеими землями, Хор благой, владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, могущество, здоровье; [радуется сердце его подобно Ра, в вечности]».
Надпись со стороны Невы: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, царь, великий творениями, владыка чудесного, никогда не делалось подобного предками, открытого лишь отцу его, Амону, Владыке престолов Обеих земель, поместивший в сердце знание, подобно Тоту, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Неб [маатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, которому дана жизнь подобно Ра в вечности]».
Надпись на груди и меж лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».
Надпись перед лапами сфинкса: «Да живет Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».
Западный сфинкс
Надпись со стороны набережной: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, великий ужасом в стране всякой чужеземной, Хор золотой, поправший нубийцев, захвативший землю их, царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, воздающий жертвы творениями, поднимающимися до небес, подобно четырем небесным опорам, владыка Обеих земель, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, именем мощный, которому дана жизнь в вечности, подобно Ра».
Надпись со стороны Невы: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, низвергнувший азиатов, поправший ливийцев, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Небмаатра, Избранный Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, блистательный творениями, первыми в бесконечности, ликует сердце его вместе с Ка его на престоле, подобно Амону-Ра в вечности».
Надпись на груди и меж лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель».
Надпись перед лапами сфинкса: «[Да живет] Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Амен[хотеп], властитель Фив, [возлюбленный] Амоном-Ра».
(Девять луков — метафора, обозначавшая окружавшие Египет и подвластные ему племена. Небмаатра — тронное имя фараона. Аменхотеп (Аменофис) III — родовое имя фараона.)

В 1843 г. монументальный мастер С. Л. Анисимов вырезан на каждом постаменте надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святаго Петра в 1832 году».

Две широкие ступени, поднимающиеся прямо из воды, ведут на обширную площадку с симметрично расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями. 4 бронзовых грифона стоят попарно по сторонам скамей. Туловище грифона как бы утоплено в гранитной плите.

Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической формы бронзовые светильники (жирандоли) (по рис. арх. К. А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезаны листья и стебли растений. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильник античного типа. Светильники отлиты на Колпинском заводе мастером П. П. Геде.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

* Сажин Михаил Макарович (1818 — 1887). Пристань у Академии художеств в лунную ночь, Конец 1830-1840-х.

Холст, масло 26 х 31,2 см Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Когда-то сфинксы охраняли гробницу Аменхотепа III.

Аменхотеп III (эллин. Аменофис III; древнеегип. Аману-хотеп; перевод «Амон доволен») — девятый фараон XVIII-й Династии. Правил Египтом в 1386-1349 (1388-1351) ? гг. до н.э. Огромный заупокойный храм Аменхотепа III на берегу Нила был одним из крупнейших религиозных комплексов в Фивах. Фивы с XXI в. до н. э. были столицей Древнего Египта в эпоху Среднего и Нового царств. Близко расположенный к пойме Нила, менее чем через 200 лет, храм уже стоял в руинах. Сфинксы вместе с храмом были погребены под многовековым слоем песка. Единственными уцелевшими до настоящего времени элементами храма являются «Колоссы Мемнона» — две массивные каменные статуи высотой 18 м, некогда стоявшие при входе в погребальный комплекс.

В 1820-х гг. в районе древних Фив начались археологические раскопки. Сфинксы были найдены греческим египтологом Янисом Атоназисом, который представлял интересы британского генерального консула Генри Солта. Изыскания Атоназиса проходили почти в одно время со знаменитой экспедицией Жана-Франсуа Шампольона в Египет, пополнившей египетскую коллекцию Лувра. Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов. Одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж.

Именно там сфинксов увидел русский офицер и литератор Андрей Муравьев, который путешествовал по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев срочно написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским имп. Николаем I. Монарх отослал прошение в Академию художеств. С одобрения АХ было решено приобрести сфинксов для украшения города. Однако Николай I отправился в Европу, не успев подписать решение академического Совета. За это время сфинксов купило французское правительство. Однако революционные события во Франции 1830 г. заставили чиновников отказаться от покупки, после чего Росиия приобрела скульптуры за 64 тыс. руб. ассигнациями.

На специально зафрактованном итальянский корабль «Буэна Сперанца» («Добрая надежда») сфинксы были доставлены в Петербург. Путешествие из Александрии длилось целый год. Затем еще 2 года сфинксы дожидались окончания соороужения пристани. В апреле 1834 г. заняли свои места на гранитных пъедесталах.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

И через кровли низких зданий,
Все озирая пред собой,
Ты видишь в сумрачном тумане
Двух древних сфинксов над Невой.

Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.

Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой взнесенный к небу крест.

И видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как, — давно, —
В песках, над павшим обелиском,
Горело золотом оно.
Валерий Брюсов
Образы изменчивых фантазий,
Бегущие как в небе облака,
Окаменев, живут потом века.
Валерий Брюсов

Во время блокады Ленинграда сфинксы были защищены бревенчатыми коробами от взрывов.

В 1959 г. проведена реставрация пристани — ликвидированы разрушения, причиненные временем и войной и восстановлены бронзовые грифоны, утраченные в начале ХХ в.

В 1958 г. арх.-реставратор И. Н. Бенуа на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составил проект восстановления утраченных грифонов. Модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку произвели на литейном заводе мастерской Академии художеств.

В 2002 г. был осуществлен научный проект по реставрации и консервации сфинксов. Работы проводились коллективом Центра реставрации экологии и культуры СПб под руководством Станислава Борисовича Щигорца и Альбины Аркадьевны Доос. В экспертную комиссию по анализу состояния памятника вошли профессора СПбГУ — А. Булах, Д. Власов, А. Золотарев, О. Франк-Каменецкая, а также специалист-реставратор А. Доос. Проект был осуществлен под египтологической эгидой Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» под руководством Виктора Солкина. В результате реставрации удалось очистить памятники, получить объективную информацию об их состоянии, предотвратить неизбежные процессы разрушения гранита из-за вредного для древних памятников климата России. Под пленкой, как выяснилось, скрывалась прекрасная полировка, практически не пострадавшая от времени. Оказалось, что и сохранность памятников разная: вследствие более хрупкой структуры материала западный сфинкс был в худшем состоянии. Во время реставрационных работ наиболее сложной оказался процесс спасения короны восточного сфинкса, разбитой, видимо, еще в древности и скрепленной в XIX в. металлическими скобами.

Есть поверье, что выражения лиц сфинксов меняются в течение дня.
С годами укреплалсь репутация гранитного спуска к Неве у Академии художеств, как «нехорошего места».

([ 241 ]. С. 66-67.) ([ 131 ]. С. 50.)
([**] — Лисаевич И., И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. изд. Искусство. Л. 1985. М. С. 101-104.)
([***] — Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Лениградское отделение. 1991.)
([****] — Славина Т. А. Константин Тон. Ленинград. Стройиздат. Ленигр.отделение. 1989. С. 55-62.)
([*****] — Раков Юрий. Скульптурный Олимп Петербурга. Санкт-Петербург. Искусство-СПб. С. 154-156. 168. 178)
(Славина Т. А. Константин Тон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1982. С. 53-57.)
(Достопримечательности Ленинграда. Лениздат. 1961.)

(Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы (под ред. Солкина В.В.) СПб., 2005.)

Блог Виктора Солкина
(Нестеров В. В. Львы стерегут город. СПб. 2001. С. 254)
(Рыков Ю. А. Эмблемы и символы Петербурга. СПб., 2003. С.87)
(Крюковский А. П. Скульптура Санкт-Петербурга. Л., 2004. С.191)

Федеральный памятник Ансамбль: Набережная Университетская. Наименование объекта: Пристань со сфинксами фараона Аменхотепа 3

Датировка: 1455-1419 до н.э.; 1832-1834. Авторы: арх. Тон К.А.

Санкт-Петербург, участок набережной реки Невы ‘Дворцовый мост — Благовещенский мост’, литера А Категория охраны: Ф

Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

С фотоаппаратом по Питеру

Уверен, что самые известные сфинксы в нашем городе находятся на Васильевском острове, украшая пристань на Университетской набережной напротив Академии художеств. Здание Академии художеств, великолепная гранитная лестница, ведущая к Неве, украшенная поверху мощными изваяниями сфинксов, а ближе к воде — небольшими фигурами грифонов — всё это создают неповторимый архитектурный ансамбль. Красота этого уголка Васильевского острова вдохновляет художников, фотографов, да и просто прохожих вот уже многие годы.

Так выглядела пристань у Академии художеств в 1835 году глазами художника М.К. Воробьёва всего лишь год спустя после завершения работ по установке сфинксов.

А это иллюстрация картины А.Э. Гефтлера, написанной в 1894 году. Картина интересна ещё и с познавательной точки зрения. Пристань, сфинксы, Академия художеств, даже мост слева на заднем плане — тогда он назывался Николаевским (сейчас — Благовещенский) — как были, так и есть в настоящее время. Но — на быке у разводного пролёта моста видна часовня в честь св. Николая Чудотворца, построенная посередине проезжей части моста по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Вот её то, к сожалению, в настоящее время нет и напоминают о ней только картины старых художников и работы фотографов.

Вид с Благовещенского моста в настоящее время.
История появления сфинксов у Академии художеств очень интересна. Найдены они были в 1820 году во время археологических раскопок в Фивах в Египете. Фивы много веков были столицей Древнего Египта. Один из сфинсов был отправлен в Александрию для продажи, где его увидел русский офицер Андрей Муравьев, путешествующий по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Поражённый величием сфинкса, он обратился в письме к русскому послу в Константинополе с предложением возможной покупки. Пока шла переписка, сфинксов купила Франция. Но тут случилась очередная французская революция, Франции стало не до древних сфинксов. Короче, сфинксов удалось перекупить за 62000 рублей.
В 1832 на специально зафрактованном — вес каждого сфинкса составлял 23 тонны — итальянском корабле «Буэна Сперанца» («Добрая надежда»), сфинксы прибыли в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Два года они находились во дворе Академии художеств — всё это время заняло строительство пристани напротив неё по проекту русского архитектора Константина Андреевича Тона. После окончания строительства в 1834 году сфинксы заняли своё место на мощных гранитных блоках по сторонам лестницы, ведущей к Неве. Где неизменно и находятся до сего времени. Около сфинксов установили бронзовые светильники античного вида. На обоих гранитных постаментах в 1843 году была высечена одинаковая надпись: «СФИНКСЪ ИЗЪ ДРЕВНИХ ФИВЪ ВЪ ЕГИПТЕ. ПЕРЕВЕЗЕНЪ ВЪ ГРАДЪ СВЯТАГО ПЕТРА ВЪ 1832 ГОДУ».
Сфинксы эти — самые древние памятники в Санкт-Петербурге (а может быть, и во всей России), им около 3500 лет. Высеченные из редко встречающегося в настоящее время сиенита (греческий гранит), прекрасно обработанные, сфинксы и сейчас производят неизгладимое впечатление.

Иерографы на груди сфинксов и на пьедесталах свидетельствуют о том, что они представляют фараона Аменхотепа III. Можно считать, что именно его черты неизвестный древний скульптор отразил в этих сфинксах. Двухярусные тиары на головах свидетельствуют о том, что Аменхотеп III был правителем Верхнего и Нижнего Египта. Лоб и плечи покрывает древнейший головной убор фараонов — клафт. На шее видны бусы в шесть рядов. Время правления Аменхотепа III (1388 — 1351 годы до н.э.) было временем расцвета Египта.
После его смерти власть унаследовал его сын, правящий под именем Аменхотепа IV. Его женой была легендарная красавица Нефертити. Стараясь вытравить из памяти всё, что было связано с именем предыдущего правителя, Аменхотеп IV приказал сбить на обоих сфинксах подбородки вместе со священными накладными бородами — символами власти фараонов.

Надписи иерографами на пьедесталах сфинксов расшифровал в 1912 году академик В.В. Струве. Разумеется, и после него эти надписи изучались разными египтологами. Вкратце, в надписях отображено полное имя фараона Аменхотепа III, воплощённого бога на земле.

По бокам гранитной лестницы, ведущей к Неве, устроены каменные скамейки, украшенные небольшими бронзовыми крылатыми львами — грифонами.

В конце XIX века они бесследно исчезли — кстати, обратите внимание, их не видно и на картине художника А.Э. Гефтлера 1894 года. И только в 1958 году по старым иллюстрациям и архивным документам был усуществлён проект по восстановлению утраченных скульптур. Их отливку произвели в литейной мастерской Академии художеств.

А к пристани в летнее время, вот уже более полутора веков, всё так же подплывают прогулочные и туристические речные суда…

Адрес: Российская академия художеств, Университетская набережная ВО, 17.
Ближайшая станция метро: Василеостровская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *