Спасо евфимиев монастырь суздаль часы работы
Перейти к содержимому

Спасо евфимиев монастырь суздаль часы работы

  • автор:

Экспозиции музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря

Экспозиции музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале – это не только уникальный памятник истории и архитектуры XV-XVII вв., но и крупный музейный комплекс, находящийся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Практически во всех зданиях Спасо-Евфимиева монастыря размещены интереснейшие тематические экспозиции:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой России»;
  • «Книга шести столетий»;
  • «Русская икона XVIII-XX вв.»;
  • Фрески Гурия Никитина;
  • «История суздальских монастырей»;
  • «Живой» музей реставрации «Побеждая время»;
  • «Сплетение судеб. (Итальянская рапсодия)»;
  • «Золотая кладовая»;
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории»;
  • Музей наивного искусства России;
  • Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря;
  • «Суздаль в кино».

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й четверг месяца – санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00; в среду звоны воспроизводятся в записи

Спасо евфимиев монастырь суздаль часы работы

С 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
Суббота с 10:00 до 19:00 (кассы и вход до 18:00)
Санитарный день – второй четверг месяца закрыт с 14:00
Выходной день – понедельник

Стоимость билета

Стены Спасо-Преображенского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров. Художники работали под руководством прославленного Гурия Никитина – «живописца 1-й статьи», которого приглашали цари и патриархи, митрополиты и посадские люди украшать храмы Москвы, Ростова, Ярославля, Вологды.

В XIX веке росписи были поновлены. Последнее и одно из самых совершенных творений Гурия Никитина долгое время было скрыто под более поздними росписями. С начала 1970-х годов начались работы по раскрытию первоначальной живописи. И почти тридцать лет понадобилось реставраторам, работавшим под руководством лауреата Государственной премии России А.П. Некрасова, чтобы возродить «стенное письмо» великого русского живописца. В настоящее время большая часть фресок полностью раскрыта от поздних записей.

Стенопись Спасо-Преображенского собора по составу циклов близка росписи собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Главная тема росписей, размещенных в четыре яруса на стенах собора, – прославление Христа в его человеческом и божественном естестве. Большое место отведено чудесам, совершенным Христом, и притчам, в которых речь идет о милосердии и любви (притча о блудном сыне, о милосердном самарянине). В центральном куполе – традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». На столпах изображены святые, среди них фигуры русских царей – Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича. При входе в собор помещена композиция «Древо Иессеево», слева от портала – фигура суздальского святого Евфимия.

Выразительное колористическое звучание стенописи построено на сочетании бирюзовых, малиновых, золотистых тонов. Мастера создали живописный ансамбль, проникнутый цветовой гармонией, органично сочетающийся с архитектурными формами. В сложных многофигурных композициях, орнаментах одежд, обилии деталей отразился свойственный русскому искусству XVII в. вкус к декоративному «узорочью».

Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. Они показывают различные сцены жития святого, в том числе – выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

История Спасо-Евфимиевского монастыря, известного также как Ефимьевский или Ефимовский, началась с XIV столетия. В то время он был оборонительным сооружением. Его крепкими стенами туристы любуются до сих пор. Имя этот мужской монастырь получил от своего первого игумена Евфимия, причисленного к лику святых в начале XVI века. В этом же столетии на территории обители было построено несколько великолепных сооружений, ставших известными во всём мире достопримечательностями и памятниками архитектуры. Позже к ним добавились новые, не менее удивительные здания, которые привлекают туристов отовсюду. Известности Ефимиевскому монастырю придал и тот факт, что в нём был похоронен князь Пожарский. В 1933 году монастырь стал тюрьмой для политических заключённых, однако в 1965 году он стал частью Владимиро-Суздальского заповедника. Началась масштабная реставрация обители, которая продолжается до сих пор. Спасо-Евфимиев монастырь со всеми его памятниками и достопримечательностями находится Списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время территория обители является музейным комплексом. Режим работы: с понедельника по четверг и в воскресенье – с 10 до 18 часов; по пятницам и субботам — с 10 до 19 часов. Санитарный день – каждую третью среду месяца с 14 часов. Расписание экспозиций совпадает с режимом работы музея в целом. Цена единого билета — 450 рублей. Разрешены бесплатные панорамные фото объектов.

Спасо-Преображенский собор

Этот пятиглавый храм является своего рода визитной карточкой музейного комплекса. Он был построен в XVI веке. Снаружи его украшает аркатурно-колончатый пояс. В XVII веке появились знаменитые фрески в храме. Стены собора расписала костромская артель, которой руководил мастер Гурий Никитин. С 1970 по 2000 год продолжалась кропотливая работа по их восстановлению, и теперь они снова радуют посетителей своей изначальной красотой. Возраст примыкающего к собору Евфимиевского придела, возможно, на несколько десятков лет старше храма. Окончание его строительства датируется приблизительно 1507-1511 годами. Фактически, он является первой каменной церковью монастыря. Её воздвигли над местом, где был погребён святой Евфимий. Также в соборе находится усыпальница других исторических личностей – князей Пожарских. Как и сам собор, придел украшен фресками, созданными мастерами прошедших столетий.

Богородице-Рождественский собор

Храм является одним из наиболее древних сооружений на территории Спасо-Евфимиевского монастыря. Его белокаменная основа сохранилась с XIII века. Верхняя часть была заново отстроена из кирпича три столетия спустя.

Успенская трапезная церковь

  • время строительства церкви – последняя четверть XVI века. Является редким памятником русской церковной архитектуры. Уникальность ей придаёт трапезная палата возрастом около V столетий – в мире сохранилось лишь 20 таких. Трапезную палату венчает тесовая кровля, которую поддерживает сложная система сводов.

Сама по себе церковь является небольшим столпообразным храмом. Её украшают кокошники в два яруса, шатровый верх, мощная апсида со множеством килевидных арочек и керамических вставок. Не менее интересна архитектура примыкающего к церкви Диомидовского придела, особенно его грациозная главка.

В 2006 году, после того как в церкви были проведены реставрационные работы, в ней состоялось открытие Музея наивного искусства, где организуют свои выставки художники самоучки.

Архимандритский корпус

К Диомидовскому приделу примыкает здание Архимадридского корпуса, являющееся достопримечательностью гражданской архитектуры. Построено оно было в середине XVII столетия. Его широкая деревянная галерея установлена на каменных столбах и является великолепным образцом строительного искусства России допетровской эпохи. С XVIII века здание стало резиденцией монастырского архимандрита. На сегодняшний день в корпусе представлены две экспозиции: «Книга 6 столетий» и «Русская икона XVIII – начала ХХ веков».

Никольская церковь

Здание Никольской больничной церкви является редким памятником, относящимся к церковному и гражданскому зодчеству. Высота её увеличена благодаря оригинальному двойному своду, чем достигается экономия тепла при отоплении. Церковный фасад украшают кокошники и нарядные наличники. Зал примыкающей к церкви больничной палаты одностолпный и сводчатый. Интересным фактом является использование редкой для древнерусского зодчества внутренней лестницы. На территории церкви с 2006 года находятся экспонаты выставки «Золотая кладовая» с образцами драгоценных изделий российских мастеров.

Звонница

Речь идёт о целом архитектурном комплексе, в который входят несколько сооружений, построенных в XVI – XVII веках. Древнейшая её часть имеет вид девятигранника, палатка с колоколами была достроена в XVII столетии. Самый большой из колоколов, отлитый в 18 веке, весил более полутонны. В советское время колокола отправились на переплавку, однако в настоящее время их 17, и звонят они по 5 раз ежедневно. В 2008 году звонница была отреставрирована. Тогда же завершилось восстановление курантов.

Благовещенская надвратная церковь

Сооружение считается главными воротами обители. Построено оно на стыке XVI и XVII столетий. Когда вокруг монастыря была возведена каменная стена, ворота остались внутри обнесённого ею пространства. Храм известен своим необычным архитектурным решением – выступающей алтарной частью и сдвоенными окнами. Церковные стены расписаны художниками XIX века.

В храме располагается экспозиция, посвящённая национальному герою Дмитрию Пожарскому, включающую копию завещания князя, пожелавшего быть похороненным в Спасо-Евфимиевской обители.

Памятник-часовня на месте захоронения Д. М. Пожарского

Часовня стоит на том самом месте, где захоронен Дмитрий Пожарский – тот самый выдающийся государственный деятель, который возглавил народ в Смутное время. В конце XVII века усыпальницу забросили и сломали по причине ветхости. Надгробные плиты были сняты и использованы в церковном строительстве. Новый памятник-часовню поставили лишь в 1885 году. Автором проекта был архитектор А.М. Горностаев.

В 1933 году памятник вновь разрушили, однако после превращения обители в музей над могилой Пожарского поставили монумент, а в 2009 году восстановили и часовню.

Братский (келейный) корпус

Братским корпусом называют ещё одну достопримечательность монастыря. Он относится к допетровскому периоду истории России. Здесь находились монашеские кельи, рассчитанные на трёх-четырёх человек. Наиболее ранние из построек датируются началом XVII века. Художественное оформление оконных наличников и кокошников является гласным украшением корпуса. Его помещения служат великолепным образцом русской допетровской архитектуры. С 2003 года в келейном корпусе открыт первый в стране музей реставрации с его экспозицией «Побеждая время». Уникальность музея состоит в том, что туристы могут понаблюдать, как работают реставраторы. Там же, в корпусе, размещена другая экспозиция – «История суздальских монастырей».

Тюремный корпус

С XVIII века обитель стала не только местом, где жили и проводили церковные службы монахи, но и тюрьмой. Учреждение государственной тюрьмы-крепости состоялось в 1766 году по распоряжению Екатерины Второй. Сначала она предназначалась для лишившихся рассудка заключённых. Но, судя по сохранившимся документам, здесь содержались и люди в здравом рассудке, постепенно сходившие в длительном заключении с ума. 1889 год стал годом создания тюремной церкви при крепости, что несколько украсило постройку казарменного типа. В тюрьме в разное время содержались декабрист Шаховский, монах Авель и другие исторические личности.

Предназначение корпуса долго не менялось и в годы советской власти. До 1939 года в ней содержали политических заключённых, затем – военнослужащих РККА, которые проходили проверку после немецкого плена или окружения. С 1943 года здесь находились пленные военнослужащие германского вермахта, включая фельдмаршала Паулюса.

С 1946 по 1967 год в корпусе была организована колония для несовершеннолетних преступников.

Теперь здесь размещена экспозиция: «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Аптекарский огород

Аптекарский огород Спасо-Евфимиевского монастыря – своеобразная экспозиция под открытым небом. В монастырях России много веков выращивались лекарственные растения, поскольку монахи обеспечивали себя не только продовольствием, но и лекарствами. В обители знали толк в народной медицине. Аптекарский огород при монастыре существовал не одно столетие. Теперь его восстановили и поддерживают усилиями работников музея. Каждый год здесь выращивают около 60 видов целебных растений.

Киворий

Под стенами собора находится киворий – так называют церковную беседку. Она служила местом богослужения монахов на свежем воздухе. Доступ в церковную беседку разрешён, и живописный вид кивория привлекает множество туристов.

Экспозиции

  • «Музей наивного искусства»;
  • «Книга VI столетий»;
  • «Русская икона XVIII – начала ХХ веков»;
  • «Побеждая время»;
  • «История суздальских монастырей»;
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории»;
  • «Золотая кладовая»;
  • «Аптекарский огород».

Монастырский хор

Репертуар мужского хора Спасо-Евфимиевого монастыря исключительно разнообразен – от древних духовных песнопений до известных народных и популярных песен. Певцы хора – неоднократные лауреаты российских и зарубежных конкурсов, участники многочисленных культурных мероприятий.

Хор проводит сеансы духовных песнопений в стенах Спасо-Преображенского собора.

  • в 11-30, 13-30 и 15-30 – суббота;
  • в 11-30, 13-30 – воскресенье.

Отзывы

Иннокентий: «Понравились все экспозиции. Работа музея великолепно организована. Чувствуешь, что это место свято».

Ирина: «Сделала множество красивых фото. Замечательная архитектура, интересные экспозиции. При этом всё расположено довольно компактно – не устаёшь при осмотре».

Владислав: «Всё очень понравилось. Особенно хор и его духовная музыка».

Как добраться

Маршруты до Суздаля из Москвы можно найти на карте Google.

  • На автомобиле маршрут сперва пролегает по трассе М-7 во Владимир, затем сворачивает на объездную дорогу (указатели на Иваново, затем на Суздаль).
  • Существуют автобусные рейсы в Суздаль и Иваново от Щелковского автовокзала в Москве. Автобусы останавливаются в Суздале.
  • С Курского вокзала отходит поезд во Владимир, через который проходят многочисленные автобусные маршруты до Суздаля.

Спасо евфимиев монастырь суздаль часы работы

С 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
Суббота с 10:00 до 19:00 (кассы и вход до 18:00)
Санитарный день – второй четверг месяца закрыт с 14:00
Выходной день – понедельник

Билеты

Единый комплект билетов (Музей деревянного зодчества, МК «Кремль», МК «Спасо-Евфимиев монастырь» (без посещения звонницы) — 1000 р.
Льготный билет — 800 р.

Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря

Монастырь основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, принадлежавший к кругу духовных собеседников Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия (1549) монастырь стал известен как Спасо-Евфимиев. Покровительство суздальских и московских князей обеспечивало обители богатые земельные владения и многие привилегии. К концу XVII века монастырь стал одним из богатейших на Руси. Существующий каменный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках.

В 1766 году в монастыре открылась «тюрьма для безумствующих колодников», просуществовавшая до 1905 года. Был монастырь тюрьмой и в советское время. Закрытый в 1923 году, монастырь поступил в ведение ОГПУ и превратился в политизолятор. В 1940-1941 годах политизолятор сменил лагерь для военнопленных 1943-1946 годов. После войны в монастыре открылась детская колония — сначала мужская, затем женская.

В 1967 году начались крупные реставрационные работы, и уже через несколько лет здания обрели новую, музейную жизнь. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря являет собой редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря в 1992 году внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проездная башня и стены монастыря

Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. Деревянную ограду заменили каменной в 1664 году. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром около 1200 м. Новая каменная крепость построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.

Главная башня — прямоугольная — в отличие от прочих (гранёных и круглых) — высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументальность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей.

Благовещенская надвратная церковь

Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI века, до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота монастыря и его южная граница.

Здание XVII века представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX века.

Архимандритский корпус

Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

Первоначальное назначение корпуса: вверху — казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу — приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 годами сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI века) представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

К храму примыкает Диомидовский придел — миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата — двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху — для общей трапезы, внизу — для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка). Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей — «колпаком». Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI века.

Спасо-Преображенский собор

Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря — Спасо-Преображенский собор — построен в XVI веке в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия — с южной и святого Сергия Радонежского — с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII века.

Памятник-часовня на месте захоронения Д. М. Пожарского

Национальный герой России князь Дмитрий Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1642 году. В 1885 году над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А. М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен.

В 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня.

Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI — XVII веков. Древнейшая часть — столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI века. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII века верх был изменён на шатровый.

В конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке — 560 кг. В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».

Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Братский корпус

Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж был перестроен в XIX веке. Украшением здания являются наличники разного фасона, нарядные деревянные галереи-крыльца; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями — «колпаками». В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей. а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха».

Никольская больничная церковь

Построена в 1669 году «для больничной братии, тёплая, с больницами», с условием, чтобы верх был не шатровым. Представляет собой бесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах, выразительными порталами и нарядными наличниками окон. Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.

К церкви примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом внизу для больных монахов и нежилым верхом. С первого этажа наверх ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница.

Тюремный корпус

Здание построено первоначально (1730) как келейный корпус и это была последняя крупная постройка монастыря. В 1823 году перестроено специально под монастырскую тюрьму для лиц духовного звания (архитектор Е. Я. Петров). Тюремный корпус представляет собой протяжённое одноэтажное строение казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположено за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. Мрачный, однообразно-унылый облик тюрьмы согласован с внутренним расположением: длинный коридор и низкие, тёмные арестантские камеры.

Аптекарский огород

Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи-«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.

Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» — сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.

При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.

Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.

Силами сотрудников музея-заповедника этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3×3 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *