Центры познавательного туризма на карте
Перейти к содержимому

Центры познавательного туризма на карте

  • автор:

Разработка карт познавательного туризма для маршрута «четыре скандинавские столицы» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Примаченко Елена Ивановна, Фадейкина Анастасия Викторовна

В данной статье рассматриваются особенности создания карт познавательного туризма , основной целью которого является изучение культурного наследия страны. Разработанные буклеты являются эффективным способом представления и изучения объектов познавательного туризма , отображают основные достопримечательности городов Хельсинки, Осло, Стокгольма и Копенгагена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Примаченко Елена Ивановна, Фадейкина Анастасия Викторовна

Картографирование аэропортов как элементов туристской инфраструктуры
Картографическое обеспечение маршрутов конного туризма в России
Использование современных методов картографического дизайна при создании туристских карт

Отбор и характеристика объектов для разработки и картографирования туристического велосипедного маршрута по монастырям Мордовии

Современные картографические модели и особенности их использования в туризме
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MAPS FOR CULTURAL TOURISM: A STUDY OF THE ROUTE «FOUR SCANDINAVIAN CAPITALS»

This article considers the features of creating maps for cultural tourism , the main purpose of which is to explore the cultural heritage of a country. The booklets designed by the authors is an effective way of presenting and exploring the objects of cultural tourism . The booklets present the most visited cultural and historical sites, monuments and religious buildings of the cities of Helsinki, Oslo, Stockholm and Copenhagen.

Текст научной работы на тему «Разработка карт познавательного туризма для маршрута «четыре скандинавские столицы»»

ФАДЕЙКИНА А. В., ПРИМАЧЕНКО Е. И.

РАЗРАБОТКА КАРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МАРШРУТА «ЧЕТЫРЕ СКАНДИНАВСКИЕ СТОЛИЦЫ»

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности создания карт познавательного туризма, основной целью которого является изучение культурного наследия страны. Разработанные буклеты являются эффективным способом представления и изучения объектов познавательного туризма, отображают основные достопримечательности городов Хельсинки, Осло, Стокгольма и Копенгагена.

Ключевые слова: туризм, познавательный туризм, туристский маршрут, карты, буклет, значки.

FADEYKINA A. V., PRIMACHENKO E. I.

DEVELOPMENT OF MAPS FOR CULTURAL TOURISM: A STUDY OF THE ROUTE «FOUR SCANDINAVIAN CAPITALS» Abstract. This article considers the features of creating maps for cultural tourism, the main purpose of which is to explore the cultural heritage of a country. The booklets designed by the authors is an effective way of presenting and exploring the objects of cultural tourism. The booklets present the most visited cultural and historical sites, monuments and religious buildings of the cities of Helsinki, Oslo, Stockholm and Copenhagen.

Keywords: tourism, cultural tourism, tourist route, maps, booklet, map symbols.

Познавательный туризм сегодня занимает первые места в статистике мировых туристических агентств. Развитие этого сегмента туризма является приоритетным направлением туристической отрасли. Основой познавательного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Данный вид подразумевает под собой туристские поездки, путешествия, походы для ознакомления с природными объектами и историческими памятниками, знакомства с культурой и достижениями науки и искусства. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить: 1) памятники археологии; 2) культовую и гражданскую архитектуру; 3) памятники ландшафтной архитектуры; 4) малые и большие исторические города; 5) сельские поселения; 6) музеи, театры, выставочные залы и др.; 7) социокультурную инфраструктуру; 8) объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; 9) технические

комплексы и сооружения.

Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) приводит своё определение, которое гласит: «Познавательный туризм — это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей» [7].

Планирование и организация путешествий в познавательных, оздоровительных, спортивных и иных целях требует современного информационного обеспечения [2]. Картографические произведения (карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.) являются наиболее наглядным, емким и концентрированным носителем пространственно-организованной информации. Карты, атласы, планы городов и отдельных местностей, различные комбинации карт и фото- и аэрокосмических снимков пользуются популярностью у туристов на разных этапах подготовки и осуществления путешествий, служат эффективным и наглядным средством привлечения потенциальных туристов [9; 10].

Соответственно, на картах познавательного туризма показывают наиболее посещаемые объекты культурно-познавательного туризма, необычные памятники и скульптуры, расположен^ религиозных сооружений.

На картах, предназначенных для туристов, достаточно подробно должна быть разработана общегеографическая основа, точно локализованы природные объекты (озера, водопады, пещеры и др.). Наглядное изображение рельефа имеет большое значение не только для горных местностей, но и для общего ознакомления с любой территорией, для оценки сложности маршрутов. Наличие рельефа повышает наглядность и привлекательность изображения, значительно облегчает восприятие карты [8].

Одним из основных способов изображения на картах туризма остается значковый способ. Для показа исторических, архитектурных, археологических достопримечательностей, а также мест и объектов, которые заслуживают внимания туристов и экскурсантов, разрабатываются самые разнообразные по виду значки — геометрические, буквенные, наглядные. Помимо значкового способа используются и линейные знаки (преимущественно для обозначения водных, велосипедных, пешеходных и прочих маршрутов), ареалы (места разрешенной охоты, обитания животных, сбора грибов и ягод, границы парков и заповедников), картодиаграммы (размещение иностранных туристов), картограммы (количество мест в гостиницах и мотелях на 100 туристов), знаки движения. Возможности улучшения и обогащение содержания карт — в разработке и усовершенствовании условных знаков и способов изображения, в использовании материалов дистанционного зондирования [1, с.6].

Таким образом, подобные карты показывают точную локализацию природных и культурно-исторических объектов, имеющуюся туристскую инфраструктуру, оптимальные маршруты; сопровождаются справочной информацией и иллюстративным материалом. Это позволяет туристу ориентироваться на местности при изучении культуры того или иного региона, страны. Познавательный туризм имеет достаточно широкий спектр. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное. Потому, чаще всего, познавательный туризм подразумевает под собой маршрутные туры посещения нескольких городов и центров достопримечательностей. Для начала изучаются планируемые города и страны с точки зрения туризма и, на основе этого, разрабатывается туристский маршрут.

В качестве примере рассмотрим разработку маршрута для тура «Четыре Скандинавские столицы» — Хельсинки, Стокгольм, Осло, Копенгаген. Программа тура включает:

• 1 день. Санкт-Петербург — Хельсинки.

В первой половине дня трансфер на автобусе в Хельсинки, во второй половине — осмотр города, посещение культурных достопримечательностей. Выезд в Турку. Вечером отправление на пароме в Стокгольм. Ночь на пароме.

• 2 день. Стокгольм.

Рано утром прибытие в столицу Швеции. Осмотр города, посещение музеев, главных достопримечательностей. Во второй половине дня выезд в Осло, размещение в отеле.

Завтрак в отеле. Осмотр города, посещение памятников архитектуры, достопримечательностей. Во второй половине дня отправление на пароме из Осло в Копенгаген. Ночь на пароме.

• 4 день. Копенгаген.

Прибытие. Осмотр города в первой половине дня, посещение уникальных достопримечательностей. Вечером выезд в Хельсингер. Переправа из Хельсингера (Дания) в Хельсинборг (Швеция). Ночь на пароме.

В первой половине дня прибытие в Турку, трансфер на автобусе в Санкт-Петербург.

Работа по созданию карт строилась на системном подходе и осуществлялась с помощью геоинформационных технологий, поскольку геоинформационное картографирование характеризуется высокой степенью оперативности и автоматизации, многовариантностью создания карт, системным подходом к отображению и анализу [3-5].

Для проектирования базы пространственных данных карт познавательного туризма использовались ГИС-пакеты MapInfo Professional 12.0, ArcGIS 10, а также дополнительно использовался многофункциональный графический редактор CorelDraw X7. Для создания основы карт использовалась программа MapInfo Professional 12.0.

Особое внимание уделялось выбору источников, необходимых для получения информации о картографируемой территории. На основе изучения данных об исторических и культурных местах крупных городов стран Северной Европы были выбраны объекты, позволяющие туристу удовлетворить одну из наиболее сильных своих потребностей -потребности в познании. Например, для Хельсинки были отобраны такие достопримечательности, как Сенат, Университет-библиотека, Кафедральный собор (Собор Святого Николая), памятник финскому композитору Яну Сибелиусу; для Стокгольма -Королевский дворец, Музей Ваcа; для Осло — средневековая крепость Акерсхус, городская ратуша, где ежегодно проходит вручение почетной Нобелевской премии; для Копенгагена -круглая башня Рундеторн, знаменитая скульптура Русалочки и другие.

На первом этапе создания карт были выбраны элементы математической и географической основ. После определения объектов тематического содержания для них были разработаны условные обозначения, которые далее наносились на подготовленные основы карт. Карты-схемы создавались на разные территории, поэтому для каждой была подготовлена индивидуальная географическая основа. Источниками для создания основ послужили: набор векторных данных NaturalEarthData, снимки навигационной программы SAS.Planet. NaturalEarthData — это набор доступных геоданных, в масштабах 1:10 000 000, 1:50 000 000, 1:110 000 000 и географической системе координат WGS84. Благодаря тесной интеграции векторных и растровых данных в ГИС, на основе NaturalEarth, можно создавать различные карты. В данной работе использовались следующие векторные слои: «admin countries» (полигональный слой стран), «admin boundary lines» (линейный слой границ), «coastline» (береговая линия), «populated» (населённые пункты), «rivers» (реки), «lakes» (озёра, водоёмы), «roads» (автомобильные дороги), «railroads» (железные дороги).

Для изображения рельефа на карте была использована растровая цифровая модель рельефа HYP_HR_SR_W. Для отображения объектов познавательного туризма применялись наглядные натуралистические значки. Они характеризуются тем, что напоминают изображаемый объект. Маршрут тура по Северной Европе показан линиями разного цвета: красным цветом показан маршрут, проходящий по территории суши, синяя пунктирная линия означает то, что маршрут проходит по воде. Специальными условными знаками показаны средства передвижения, достопримечательности. Значки разрабатывались в графическом редакторе CorelDraw. Основой для их создания послужили фотографии и картинки из

интернет-ресурсов. Из множества предлагаемых изображений отбирались самые яркие, четкие и понятные. Созданные таким образом условные обозначения представлены на рисунке 1.

Рис.1. Условные обозначения для карт-схем на примере г. Хельсинки

В связи с большим количеством достопримечательностей, возникла проблема наложения условных знаков, поэтому наглядными натуралистическими значками были показаны наиболее значимые и интересные места, а для остальных использовались комбинированные значки, состоящие из геометрической фигуры и цифры (см. рис. 2).

О Троицкая цсркош,

О Церковь Темппелиаукио О Ботанический музей О £ врейское кладбище

Рис. 2. Условные обозначения для карт-схем на примере г. Хельсинки

Созданные условные обозначения имеют преимущества, заключающиеся в наглядности, позволяющей туристу ориентироваться при изучении культурных достопримечательностей того или иного города (см. рис.3).

Для удобства пользования созданной картографической информацией целесообразно было представить её в виде буклетов. Буклет представляет собой непериодическое листовое издание, напечатанное с двух сторон. Одно из главных достоинств — удобство восприятия содержания. По функциональному назначению буклеты могут быть: рекламные, имиджевые, информационные, почтовые. Разработанные буклеты являются информационными. Они содержат информацию об объектах познавательного туризма крупных городов стран Северной Европы. Основной целью является получение новых знаний о культурных и исторических местах того или иного города.

Рис. 3. Фрагмент карты г. Хельсинки

При разработке и оформлении картографических буклетов существуют свои особенности: 1) проектирование формата; 2) разработка художественной композиции внутренней и внешней сторон буклета; 3) выбор шрифтового оформления основного текста и заголовков; 4) выбор иллюстраций, их количество, порядок следования и способ связи с текстом; 5) печать буклета и фальцовка.

Важнейшим моментом является выбор формата. Его устанавливают в зависимости от масштаба основных карт и занимаемой площади на листе. Формат данных буклетов — A4 (210 х 297 мм). Основным отличием буклетов от иной полиграфический продукции является фальцовка, т.е. складывание листа. Существуют различные виды фальцевания буклетов: книжка, евро, улитка, гармошка, окошко и др. В данном случае, для буклета тура по Северной Европе применяется фальцовка «окошко», а для буклетов карт-схем крупных городов стран Северной Европы — перпендикулярная» фальцовка. «Перпендикулярная» или комбинированная фальцовка, чаще всего, применяется для карт-схем и путеводителей. Удобство заключается в том, что из одного большого листа бумаги можно получить издание компактного формата, которое легко и удобно разворачивать и сворачивать. Фальцовка «окошко» — не менее интересный вид фальцевания, который обычно применяют для рекламных материалов, может быть выполнен в два или три фальца. На внутренней и внешней сторонах буклетов присутствуют текстовая и графическая информация. Все надписи выполнены шрифтом Franklin Gothic Heavy; начертание присутствует как обычное, так и курсив; способ заливки — сплошной (белый и черный цвета); размер шрифтов от 8 до 24. В качестве фона используется рисунок старинной карты мира. Таким образом, буклеты не

перегружены лишней информацией, всё компактно и лаконично. Надписи, фотографии, рисунки и карты легко читаются, подобранные цвета хорошо сочетаются друг с другом.

Стремительное развитие туризма сопровождается разработкой и созданием огромного числа карт туристско-рекреационной тематики, которые могут использоваться в путешествии для ознакомления с территорией, изучения наиболее интересных мест. Разработанные карты познавательного туризма позволяют ориентироваться в программе путешествия, поскольку содержат информацию о маршруте и описание каждого дня пребывания в том или ином городе; узнать о размещении многочисленных исторических и культурных объектов, памятников архитектуры.

Созданные картографические произведения могут использоваться в качестве наглядного и информационного материала, а также применяться в различных сферах туризма.

1. Белова А. Ю., Калашникова Л. Г. Создание туристских карт на территорию Германии и разработка натуралистических условных знаков // Картография и геодезия в современном мире: сб. матер. второй Всеросс. научно-практ. конф., Саранск, 8 апр. 2014 г. / редкол.:В. Ф. Манухов (отв. ред.) [и др.]. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014.- С. 99-106.

2. Жулина М. А., Карасев А, С., Манухов В. Ф. Использование информационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта // Геодезия и картография. — 2013. — № 2. — С. 32-36.

3. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О построении картографических изображений средствами ГИС-пакетов // Педагогическая информатика. — 2015. — № 1. — С. 55-63.

4. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. К вопросу построения картографических изображений на основе визуализации атрибутивных данных в ГИС // Геодезия и картография. — 2015. — № 2. — С. 31-38.

5. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф., Примаченко Е. И. О разработке картографо-информационного обеспечения массового спортивного мероприятия // Геодезия и картография. — 2018. — Т. 79. — № 10. — С. 32-36.

6. Калашникова Л. Г., Тесленок С. А. Создание краеведческих карт и атласов регионального уровня // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика: Межвузовский сборник научных трудов. — Саранск, 2018. — С. 99-104.

7. Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест»

(ИКОМОС) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://icomos.org.ru/index.php/ru/ (дата обращения 19.07.2019).

8. Примаченко Е. И. Использование современных методов картографического дизайна при создании туристских карт // Вестник Мордовского ун-та. — 2008. — № 1.-С. 108-111.

9. Примаченко Е. И. Разработка картографических произведений нового типа для туристской индустрии // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2010. — Вып. 9. — С.49-54.

10. Примаченко Е. И., Ивлиева Н. Г., Калашникова Л. Г., Манухов В. Ф. Разработка содержания и оформления «Карты достопримечательных мест Республики Мордовия» // Картография-туризму: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 2008. — С. 128-132.

Культурно-познавательный туризм

Культурно-познавательный туризм (cultural tourism) — вид туризма, представляющий собой путешествия с целью посещения и ознакомления с объектами материального и нематериального культурного наследия, а также объектами современной культуры и событиями культурной жизни разных народов; вид культурно-массовых и развлекательных мероприятий. Культурно-познавательный туризм является одним из самых популярных и массовых видов современного туризма [1] .

История развития культурно-познавательного туризма в России

Период становления российского культурно-познавательного туризма с 1880-х по 1920-е годы

Туризм в России начал развиваться несколько позже, чем в Западной Европе, благодаря людям, которые самостоятельно путешествовали как по своей стране, так и за её пределами [2] .

Особую роль в развитии культурно-познавательного туризма сыграли паломнические и лечебно-оздоровительные путешествия, так как параллельно знакомили туристов с выдающимися памятниками культуры и искусства.

Храм Василия Блаженного в Москве

Со временем стали расти численность и разнообразие музеев по всей территории России. В 1860—1880-е годы активно формировалась сеть музеев местного края, исторических, этнографических, художественных, литературных, церковно-археологических и педагогических музеев [2] .

В конце XIX — начале XX века с расширением и углублением знания в области отечественного культурного наследия, стало очевидно, что наша страна обладает культурными сокровищами, которые по своей ценности ничуть не уступают аналогичным культурным объектам западной Европы. В связи с этим стало больше уделяться внимания популяризации культурного наследия через публикацию журналов, путеводителей знакомивших с российскими достопримечательностями.

В развитие культурно-познавательного туризма внесли свою лепту и общественные организации. В их числе — московское Общество любителей природоведения, уделявшее немало внимания организации экскурсий по географической, геологической, ботанической и этнографической тематике.

Стоит отметить вклад Русского туринг-клуба (1895 год), члены которого стали активно использовать в качестве средства передвижения велосипеды. Велосипед позволил существенно расширить круг туристских объектов, среди которых на пороге XX века было немало историко-культурных объектов (памятников гражданской и церковной архитектуры, монастырей, музеев).

В начале ХХ столетия получило развитие туристская инфраструктура. По все России строились курорты, санатории, гостиницы, кафе и другие объекты.

На Северном Кавказе члены Кавказского горного общества устраивали общедоступные экскурсии по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, содействовали туристам и учащимся в возможности принять участие в путешествиях по Кавказу [3] .

Культурно-познавательный туризм активно развивался преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, то есть там, где были сосредоточены наиболее известные для своего времени историко-культурные объекты [2] .

В русской провинции в этот период постепенно зарождается интерес к такому самобытному явлению отечественной культуры, как русская дворянская усадьба (городская и сельская).

Стоит отметить, что в конце XIX века путешествия были доступны только узкой прослойке русского общества, поэтому поездки для изучения объектов историко-культурного наследия носили преимущественно элитарный характер.

Развитие культурно-познавательного туризма в советский период

Организацией поездок для рабочих в 20-е годы XX века занимались профсоюзы, а для учащихся и красноармейцев — Наркомпрос. Первая советская туристская организация создана в 1918 году, которая называлась «Бюро школьных экскурсий Наркомпроса».

В середине 20-х годов, изменив устав, возобновило свою деятельность Российское общество туристов. В 1928 году было создано акционерное общество «Советский турист», в 1929 году — акционерное общество «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, пришедшее на смену РОТ). В 1930 году постановлением СНК СССР на базе «Советского туриста» и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), в 1932 году — Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. В 1930 году насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 году их было уже 937 тысяч, действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 миллион. человек. В 1936 году постановлением ЦИК СССР руководство работой в области местных и дальних путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС, в составе которого образовано туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), заменившее ОПТЭ. К 1940 году профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз и лагерей [4] .

Скульптура «Рабочий и колхозница»

В период Великой Отечественной войны многие туристские базы были разрушены. В апреле 1945 года советские профсоюзы приняли решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС. В 1945 году туристско-экскурсионные управления были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, Грузинской ССР; в 50—60-е годы — во всех союзных республиках, в 33 краях и областях РСФСР, в 144 городах — клубы туристов. В 1962 году туристско-экскурсионные управления профсоюзов реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслуживании туристов. К 1965 году советы по туризму работали практически во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах — экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн туристов и свыше 8 млн экскурсантов [4] .

В 1969 году ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. Центральный совет по туризму преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

В 1971—1975 года получила дальнейшее развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), работой которых руководит Центральная детская экскурсионно-туристская станция министерства просвещения СССР (основан в 1970 году). В 1975 году было около 200 детских экскурсионно-туристских станций, свыше 300 детских туристских баз при них; на базах отдыхало около 1 миллиона, в экскурсиях участвовало около 8 миллион, в самодеятельных походах — свыше 8 миллион школьников.

С конца 50-х годов в условиях ослабления международной напряжённости и развития культурно-экономических контактов между странами резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» (1958 год), в Центральном совете по туризму образован отдел по международному туризму (1958 год), в 1964 году учреждено Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, которое в 1969 году преобразовано в Главное управление по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е годы укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100 городах страны, «Спутник» имеет 19 международных молодёжных лагерей. Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными туристскими организациями. Число иностранных туристов в СССР возросло с 2 миллионов человек в 1970 году до 3,7 миллионов в 1975 году, более 2 миллионов советских граждан в 1975 году выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10 ведущих туристских фирм мира. «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная туристская организация [4] . Файл:Стратегия развития туризма в России до 2035 года.pdf

Культурно-познавательный туризм в постсоветское время

В начале 1990-х годов резко упал туристический имидж России. Напряженная обстановка в стране, обветшание материально-технической базы туризма, всё это повлекло уменьшение въездного потока туристов в Россию [5] .

Упадок в туризме продлился не долго. Огромные пространства России с её разнообразной и уникальной природой, с её древней историей и великой культурой, всегда будут привлекать большое количество туристов. Уже в 1997 году в Россию приехало 17,5 миллионов человек, что в 2,5 раза больше, чем в 1991 году.

Такой невероятный «всплеск» в количестве прибытий специалисты связывают, прежде всего, с инвестициями, которые впервые за постсоветское время стали поступать в отрасль, а также с развитием законодательства в сфере туризма и рекламной деятельностью.

Экономический кризис в стране в 1999 году снова привел в упадок туризм.

К 2001 году кризис в отрасли был преодолён, что связано с активной государственной поддержкой индустрии туризма. Но всё же набольшую роль в росте показателей въездного туризма, вероятно, сыграла общая стабилизация социально-экономической и политической ситуации в стране [5] .

Росту популярности России способствовало включение в 2001 году в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО ряда территорий России. К объектам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО целиком отнесены всего 4 города в мире и в их числе — Санкт-Петербург (остальные три — Рим, Венеция, Флоренция).

В 2006 году турпоток в Россию вырос на 10,5 % и составил 24330 тысяч человек.

Сегодня туризм активно развивается, появляются новые туристские объекты, туристская инфраструктура и улучшается сфера услуг.

Классификация культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм включает в себя различные виды путешествий, удовлетворяющие потребности людей в познании. Базой для развития данного вида туризма служат культурные и исторические ресурсы, расположенные в различных регионах и пользующиеся повышенным интересом туристов.

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге

Среди основных направлений культурно-познавательного туризма выделяют.

  1. Туризм наследия — наиболее популярный вид культурно-познавательного туризма в рядах любителей истории. Основной формой организации поездки является обзорно-ознакомительная экскурсия. Задача туризма наследия состоит в реализации интереса к памятникам истории.
  2. Арт-туризм — вид туризма, направленный на объекты современного искусства, такие как выставки, спектакли, концерты, фестивали и прочие.
  3. Туризм впечатлений — вид туризма, предполагающий всецело окунуться в событие и прочувствовать его. Примером туризма впечатлений может послужить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе.
  4. Креативный туризм — вид туризма, в котором изучение местной культуры проходит через обучение или освоение навыков, типичных для региона посещения. Основная задача креативного туризма заключается в полном изменении среды и погружении в неизвестный мир.
  5. Эко-культурный туризм — вид туризма, позволяющий путешественнику не только увидеть новую страну и её достопримечательности глазами туриста, но и пожить вместе с местной семьей [6] .

Сегодня существует две разновидности культурно-познавательных туров: стационарные — пребывание туристов в одном городе и маршрутные — посещение нескольких городов.

Алтайский заповедник. Вывеска на подъезде к селу Яйлю

По цели путешествия культурно-познавательный туризм подразделяется на следующие подвиды:

  • культурно-событийный туризм — поездки на культурные мероприятия, фестивали;
  • культурно-религиозный туризм — путешествие по святым местам (культовым религиозным сооружениям, местам паломничества, тематическим лекциям по религии или религиям региона);
  • культурно-этнографический туризм — знакомит путешественников с культурой, обычаями и нравами местных народов;
  • культурно-антропологический туризм — предполагает изучение культур исчезнувших этнических общностей, посещение страны их прежнего проживания с целью знакомства с современной культурой; а также посещение мест компактного проживания народов, находящихся под угрозой исчезновения, и малочисленных народов;
  • культурно-исторический туризм — посещение местности, связанной с историей и историческим наследием;
  • культурно-археологический туризм — путешествие, направленное на ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями, архитектурными памятниками, геологическими памятниками природы, музеями, местами раскопок;
  • культурно-экологический туризм — поездки к природно-культурным ансамблям, участие в культурно-экологических программах, связанных с взаимодействием природы и культуры [6] .

Особенности культурно-познавательного туризма

Функции культурно-познавательного туризма:

  • познавательная функция заключается в получении туристом знаний о культурных достопримечательностях, традициях, особенностях;
  • образовательная функция предполагает посещение лекций, семинаров и других образовательных мероприятий;
  • паломническая функция выступает способом удовлетворения духовных потребностей через поклонение святым местам;
  • эмоциональная функция заключается в получении позитивных эмоций и впечатлений от поездки [7] .

Музей-заповедник Лудорвай, Республика Удмуртия

Всемирной миссией культурно-познавательного туризма является:

  1. познание культуры и культурного наследия;
  2. охрана и возрождение культуры;
  3. диалог культур [8] .

К объектам культурно-исторического наследия относятся:

  • памятники археологии;
  • театры, музеи, выставки;
  • исторические города;
  • сельские поселения;
  • культовую и гражданскую архитектуру;
  • объекты этнографии;
  • социальную инфраструктуру;
  • технические комплексы и сооружения и другие [9] .

Центры и объекты культурно-познавательного туризма в России

Город Достопримечательности
Москва Комплекс Московского Кремля, собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской, Свято-Данилов монастыри, дворцово-парковые ансамбли Коломенское, Кусково, Останкино. Большой театр, Третьяковская картинная галерея и Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подмосковные города Сергиев Посад, Звенигород, Серпухов, Коломна, Ново-Иерусалимского, Иосифо-Валоколамского монастырей, Архангельское, Марфино, Абрамцево, Суханово, Мелихово.
Санкт-Петербург Зимний дворец, шпиль Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы, Медный всадник, каналы и разведенные по ночам мосты Невы, Эрмитаж и Русский музей, Мариинский театр, Царское Село, Петергоф.
«Золотое кольцо России»
Москва — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль — Углич — Кострома — Суздаль — Владимир ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, ростовская финифть, расписные подносы из Жостово, лаковые шкатулки Палеха, произведения стеклодувов Гусь-Хрустального. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, дом-музей художника Левитана в Плесе, музей «Библиотека русской водки» в Угличе.
«Малое Золотое кольцо»
Владимир — Суздаль — Муром — Гусь-Хрустальный — Александров — Юрьев-Польский — Боголюбово храм Покрова на Нерли
Вологда, Архангельск и Каргополь Соловецкие острова, Спасо-Преображенский монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь
Казань Казанский Кремль
Самара, Саратов, Ульяновск (бывшый Симбирск) Старинные волжские купеческие города
Волгоград, Астрахань Мамаев Курган
Красноярский край Красноярский краеведческий музей, музей вечной мерзлоты
Тува Саянское высокогорье, буддистский храм, Национальным музеем Тувы
Байкал Крупнейшее пресноводное и самое глубокое озеро мира знаменито своими природными красотами.
Иркутск Музеи-усадьбы декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого.
Бурятия Ламаистский монастырь (дацан)

Примечания

  1. Житенёв С.Ю.Российский энциклопедический словарь «ТУРИЗМ». — Москва, 2018. — С. 187.
  2. ↑ 2,02,12,2Современное состояние и перспективы развития культурно-познавательного туризма в районе Кавказских Минеральных вод(неопр.) . Дата обращения: 30 мая 2023.
  3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб. : Издательство «Невский фонд», 2011. — С. 54.
  4. ↑ 4,04,14,2Статья Туризм(неопр.) . БСЭ. Дата обращения: 6 июня 2023.
  5. ↑ 5,05,1Статья о развитии въездного туризма в России(неопр.) . Дата обращения: 6 июня 2023.
  6. ↑ 6,06,1Стахова Л.В.Основы туризма: учебник для вузов. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с.
  7. Конюшенко Д.С.Сущность и специфика культурно-познавательного туризма // Актуальные исследования. — 2022. — № 33 .
  8. ↑Культурно-познавательный туризм: его виды и специфика(неопр.) . ALLTURIZM.RU. Дата обращения: 6 июня 2023.
  9. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме.. — М. , 2006.

Ссылки

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Туризм
  • Виды туризма
  • Культурно-познавательный туризм
  • Знание.Вики:Готовые статьи по географии
  • Знание.Вики:Социально-экономическая география
  • Все статьи

(Решено) Подпишите на карте по два-три города – центра познавательного туризма, центра лечебно-оздоровительного туризма, пляжного отдыха в России….

Подпишите на карте по два-три города – центра познавательного туризма, центра лечебно-оздоровительного туризма, пляжного отдыха в России.

Ваш вопрос в очереди на обработку, пожалуйста подождите.

Не закрывайте страницу. Нейросеть пишет ответ. Он появится тут.
Этот ответ написан нейросетью.

Внимание! Ответы искусственного интеллекта могут быть неточными. Не полагайтесь на них в медицине, юриспруденции, финансах и вопросах безопасности. При принятии важных решений всегда консультируйтесь с профильными специалистами.
Администрация сайта не несет ответственности за любой автоматически созданный контент. Если вы обнаружили ошибки, пожалуйста, сообщите об этом через кнопку «репорт» внизу ответа и мы примем соответствующие меры. Спасибо за вашу помощь в улучшении качества нашего сервиса.

Ответ нейросети:

Центром познавательного туризма в России является, безусловно, Москва — столица и крупнейший город страны. Москва предлагает богатые возможности для путешественников, желающих познать историю и культуру России. В городе расположено множество музеев, включая Заповедник Коломенское, Пушкинский музей, Музей истории Москвы и многие другие. В центре Москвы находятся исторические памятники, такие как Красная площадь с Храмом Василия Блаженного и Кремлем, которые являются важными символами России. Кроме того, Москва предлагает возможности для изучения современного искусства, театра и музыки, с посещением Третьяковской галереи, Большого театра и Крокус-Сити Холла.

Центром лечебно-оздоровительного туризма в России является город Сочи. Он расположен на побережье Черного моря и известен своим благоприятным климатом и высококлассными курортами. Сочи предлагает широкий спектр возможностей для оздоровления и релаксации, включая грязелечение, горячие источники и спа-процедуры. Кроме того, Сочи является одним из самых популярных российских горнолыжных курортов, с множеством горнолыжных склонов и трасс для любителей зимнего спорта.

Один из лучших пляжных отдыхов в России предлагает город Анапа, расположенный также на побережье Черного моря. Анапа известна своими прекрасными песчаными пляжами, чистым морем и комфортным климатом. Город предлагает разнообразные варианты развлечений на пляже, такие как водные виды спорта, а также возможности для спокойного семейного отдыха. Анапа также является старинным городом с богатым историческим наследием, таким как древнегреческие развалины и феодальный дворец. Город также славится своими винодельнями и возможностью попробовать местные вина и продукты.

Таким образом, Москва, Сочи и Анапа являются важными центрами туризма в России, предлагая путешественникам разнообразные возможности для познания культурного наследия, оздоровления и отдыха на пляже.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Задай любой вопрос нейросети!

она справится с любой поставленной задачей быстрее чем поиск в Яндекс.

Для того, чтобы задать вопрос нейросети, необходимо войти на сайт.

Последние вопросы

Последние вопросы:

(c) ChatGPT по русски 2023. Все права защищены. При обнаружении неправомерного контента пишите на [email protected]

Хотите задать любой вопрос нейросети?

Нажимая «Регистрация» или «Войти через Google», вы соглашаетесь с Публичной офертой, даете Согласие на обработку персональных данных, а также подтверждаете что вам есть 18 лет»

Форма репорта неправомерного контента.
Обратная связь с администрацией проекта

только по почте. у нас поломалась отправка писем, пожалуйста пишите по адресам ниже

Уведомление об использовании cookie файлов

Наш сайт, как и большинство других, использует файлы cookie и другие похожие технологии (пиксельные тэги и т. п.), чтобы предоставлять услуги, наиболее отвечающие Вашим интересам и потребностям, а также собирать статистическую и маркетинговую информацию для анализа и совершенствования наших услуг и сайтов.

При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie и других похожих технологий в соответствии с настоящим Уведомлением.

Если Вы не согласны, чтобы мы использовали данный тип файлов, Вы должны соответствующим образом установить настройки Вашего браузера или не использовать наш сайт.

Обращаем Ваше внимание на то, что при блокировании или удалении cookie файлов, мы не можем гарантировать корректную работу нашего сайта в Вашем браузере.

Cookie файлы, которые сохраняются через веб-сайт, не содержат сведений, на основании которых можно Вас идентифицировать.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Функциональные файлы cookie запоминают пользователей, которые уже заходили на наш сайт, их индивидуальные параметры (такие как язык и регион, например) и предпочтения, и помогают индивидуализировать содержание сайта.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Кнопки доступа к социальным сетям. Они используются для того, чтобы пользователи могли поделиться ссылкой на страницу в социальных сетях или сделать электронную закладку. Данные кнопки являются ссылками на веб-сайты социальных сетей, принадлежащих третьим лицам, которые, в свою, очередь могут фиксировать информацию о вашей активности в интернете, в том числе на нашем сайте. Пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующими условиями использования и политикой конфиденциальности таких сайтов для понимания того, как они используют ваши данные, и того, как можно отказаться от использования ими ваших данных или удалить их.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Как управлять файлами cookie?

Большинство интернет-браузеров изначально настроены на автоматический прием файлов cookie.

В любое время Вы можете изменить настройки вашего браузера таким образом, чтобы блокировать файлы cookie или предупреждать вас о том, когда они будут отправляться к вам на устройство (обратитесь к руководству использования конкретного браузера). Отключение файлов cookie может повлиять на Вашу работу в интернете.

Если вы используете несколько устройств и (или) браузеров для доступа в интернет, соответствующие настройки должны быть изменены в каждом из них.

Заключительные положения

По собственному усмотрению мы можем периодически изменять настоящее Уведомление.

По возникающим вопросам с нами можно связаться, используя контакты, размещенные на нашем сайте.

Культурно-познавательные маршруты

Развитие познавательного туризма имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Сегодня детский туризм является одним из приоритетных направлений деятельности в области дополнительного образования детей. Путешествия способствуют развитию интереса детей к историческому, культурному и природному наследию Омской области, укреплению чувства сопричастности родной истории и культуре.

С 2019 года в Омской области начата работа по созданию культурно-познавательных маршрутов для обучающихся, перечень которых ежегодно пополняется. Маршруты призваны познакомить школьников с природой региона, культурными традициями народов, населяющих территорию Омской области, историческими объектами, событиями, а также с людьми, внесшими весомый вклад в его развитие.

Во исполнение Перечня поручений от 24 сентября 2021 года № Пр-1806 по итогам встречи Президента Российской Федерации со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года разработаны культурно-познавательные маршруты Омской области.

Данные культурно-познавательные маршруты рекомендованы для включения в образовательные мероприятия, реализуемые организациями отдыха детей и их оздоровления, рабочие программы воспитания и планы внеурочной деятельности образовательных организаций, а также рекомендованы для самостоятельного посещения с родителями или малыми группами.

Маршрут № 1 . «Старина Большерецкая»

Маршрут «Старина Большерецкая» представляет собой пешеходную экскурсию общей продолжительностью 2 дня.

В 1 день запланировано посещение культурного комплекса «Старина Сибирская». После экскурсии участники могут посетить Большереченский парк культуры и отдыха.

2 день начинается с посещения Большереченского зоопарка, затем участники идут на экскурсию в картинную галерею и напоследок заглядывают в историко-этнографический музей.

Маршрут № 2 . «Город на Иртыше»

Маршрут «Город на Иртыше» предназначен для учащихся 6-10 классов.

Он представляет собой сплав на катамаранах от АО «Омский Речной Порт (г. Омск, ул. 9-я Ленинская, д. 55) до МП «Парк культуры и отдыха «Зеленый остров». В рамках маршрута предполагается перекус, приготовленный на костре, экскурсия по историко-культурному комплексу «Старая крепость».

Маршрут № 3. «Омск на слиянии 2 рек»

Маршрут «Омск на слиянии 2 рек» — это обзорная экскурсия по городу, подойдёт для учащихся 5-8 классов. Она дает возможность обучающимся расширить знания не только по истории родного края, но и познакомит со знаковыми людьми того времени.

Маршрут № 4. «Дорогой дружбы»

Познавательный маршрут «Дорогой дружбы» является велосипедным маршрутом продолжительностью 3 дня и протяженностью 50 км.

Маршрут № 5. «Сибирский путь Ф.М. Достоевского»

Маршрут «Сибирский путь Ф.М. Достоевского» является квест-экскурсией, предназначен для учащихся 9-11 классов. Маршрут гармонично дополняет материалы учебной программы по истории и литературе, знакомит со знаковыми людьми того времени.

Маршрут № 6. «К Кучум-горе»

Маршрут «К Кучум горе» может быть лыжным или пешим походом с элементами экскурсии продолжительностью 4 дня. Маршрут гармонично дополняет материалы учебной программы по ОБЖ, истории и географии.

Маршрут № 7. «Навстречу соснам»

Маршрут познавательного школьного туризма «Навстречу соснам» является пешеходной экскурсией и подойдет для учащихся 6-10 классов.

Маршрут № 8. «Омск купеческий»

Маршрут «Омск купеческий» проходит по городу Омску и разработан для учащихся 5 -8 классов. Дает возможность обучающимся расширить знания не только по истории и географии, но и знакомит со знаковыми архитектурными произведениями конца XIX — начала XX веков.

Маршрут № 9. «Пойма Любинская»

Маршрут «Пойма Любинская» — это активный познавательный маршрут с элементами пешеходного и водного туризма продолжительностью 2 суток. Маршрут протекает по левобережной пойме реки Иртыш, в границах озера Старица.

Маршрут № 10. «Путь по легендарным озерам»

Маршрут представлен пешим походом с элементами экскурсии и исследовательской деятельности.

Маршрут № 11. «Ачаир»

Маршрут представляет собой пешеходную экскурсию протяженностью 1,5 км.

Маршрут № 12. «Дорогой памяти»

Маршрут представляет собой пешеходную экскурсию протяженностью 1 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *