Что стало с вавилонской башней
Перейти к содержимому

Что стало с вавилонской башней

  • автор:

Что стало с вавилонской башней

ГРЕХ СТРОИТЕЛЕЙ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

Ицхак Стрешинский

Падение Вавилонской башни. Корнелис Антонис Теуниссен. 1547 год. Частное собрание

В Торе рассказывается о попытке людей построить город с башней до небес и о том, как Всевышний смешал их речь и рассеял их по земле. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем именно заключался грех строителей Вавилонской башни.

Писание сообщает о строительстве: «На всей земле был один язык, одно наречие. Когда [люди] двигались с востока, они нашли в земле Шинар долину и поселились там. “Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в огне”, — сказали они друг другу. Кирпичи у них были вместо камня, а асфальт — вместо глины. “Давайте выстроим себе город с башней до небес, — сказали они. — Так мы прославим себя, чтобы не рассеяться нам по всей земле”. Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди. И сказал Г-сподь: “Один народ, и один язык у всех, а это только начало их деяний! Теперь не будет им преград ни в чем, что бы они ни задумали совершить! Давайте же сойдем и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать речь друг друга”. Г-сподь рассеял их оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех [жителей] земли — и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).

Мудрецы Талмуда обвиняли строителей города и башни в гордыне и идолопоклонстве. В мидраше «Берешит раба» (38:6) они приводят такие слова от имени строителей: «Давайте построим нам башню, сделаем на ее вершине идола, дадим ему в руки меч, и это будет выглядеть [символом], как будто он воюет со Всевышним». Таким образом, основным грехом послепотопного поколения была попытка противопоставить себя Творцу мира. Еврейская традиция сохранила много преданий, иллюстрирующих целеустремленность и одержимость этой идеей, которую и сделало невозможной смешение языков.

Однако значительно менее известно, что некоторые средневековые комментаторы Писания видели в действиях этих людей в первую очередь нарушение повеления Всевышнего «Плодитесь, размножайтесь и заполняйте землю!» (см. Берешит, 1:28; 9:1). Впрочем, из комментария рабби Авраама Ибн-Эзры (1089–1164) можно понять, что он считал, что речь идет не столько о грехе и наказании, хотя он и не спорил с мнением мудрецов, сколько об ошибке строителей. По его мнению, люди решили, что им будет полезней и целесообразней жить в одном месте, не считаясь с тем, что это не соответствует планам Творца. И когда Он рассеял их по всей земле, это было в первую очередь для их же блага. Рабби Давид Кимхи (Радак; ок. 1160 – ок. 1235) принимал идею Ибн-Эзры о том, что действия людей противоречили указанию Всевышнего о заселении всей земли, но подчеркивал, что речь идет не об ошибке, а о преднамеренном нарушении указания Свыше: «…Ведь Он хотел заселения земли от востока до запада, а они думали заселить только одно место на земле и упразднить желание Б-га».

Но вернемся к мнению мудрецов Талмуда, считавших, что главный грех строителей Вавилонской башни заключался не в том, что они хотели жить все вместе и не рассеиваться по миру, а в гордыне и идолопоклонстве. Следует обратить внимание на исторический и географический фон рассказа о Вавилонской башне. Как мы помним, в тексте Торы сообщается о конкретной местности — долине в земле Шинар и о том, что город был назван Вавилоном. Исследователь Танаха рав Эльханан Самет отмечает, что мудрецы Талмуда жили в то время, когда в самом Вавилоне еще можно было увидеть развалины башен храмовых комплексов и самого города. Подтверждение этому можно найти, например, в таких высказываниях мудрецов: «Сказал рабби Хия бар Аба: “Та башня, которую построили: треть ее сгорела, треть — погрузилась под землю, а треть — существует. И если ты скажешь, что [эта оставшаяся треть] небольшая, сказал рав Гуна от имени рава Иди: „Каждый, кто поднимается на ее вершину, видит перед собой пальмы, как будто они саранча“”» (Берешит раба, 38:8). Наглядность руин грандиозных строений язычников лишь добавляла остроты в отношении мудрецов к библейскому рассказу. Мидраши свидетельствуют о том, что развалины воспринимались как наглядная его иллюстрация.

Таким образом, слова мудрецов о том, что грехом строителей Вавилонской башни была попытка противопоставить себя Творцу мира, основаны, среди прочего, на понимании исторического и географического фона событий, описанных в Торе. Идеи мудрецов получили развитие в следующих поколениях благодаря результатам археологических раскопок. Ниже мы приведем мнения некоторых близких нам по времени исследователей, которые также считали, что грехом строителей Вавилонской башни были гордыня и идолопоклонство, и Тора высмеивает этих строителей-идолопоклонников, противопоставляя им праотцев еврейского народа.

Обнаруженные месопотамские рассказы о сотворении мира и потопе дают нам возможность узнать, что рассказывали об этих событиях древние народы. Некоторые еврейские комментаторы — в первую очередь профессор р. Моше-Давид Кассуто (1883–1951) — обратили внимание на глубокие различия между преданиями тех народов и словами Торы. Те, кто читает о Сотворении мира и начале человечества в Торе, не только получают достоверную информацию об этих событиях, отличную от мифологии окружающих народов, но и учатся вере в Единого Б-га и моральным принципам. Кассуто приводил примеры того, как в истории о Вавилонской башне высмеиваются идолопоклонники. Сказано: «Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди» (Берешит, 11:5). Строители башни думали, что башня достигнет небес, но, с точки зрения Всевышнего, это строение было очень низким во всех смыслах, и поэтому используются слова «сошел посмотреть». А слова «который построили люди» подчеркивают, что отнюдь не «боги», как в вавилонской мифологии, а обычные люди строили и город, и башню.

Происхождение самого названия «Вавилон» (на иврите Бавель) в истории о Вавилонской башне объясняется так: «Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал [балал] речь всех [жителей] земли». Здесь вновь можно увидеть скрытую насмешку над месопотамскими идолопоклонниками, которые считали, что название города происходит от аккадского Bâb-ili («Врата бога»).

Профессор Йеуда Элицур (1911–1997) проводил параллель меду идеями, которые можно выучить из истории о Вавилонской башне, и идеями, выраженными в историях о праотцах еврейского народа. Строители города и башни хотели прославить себя, но в следующей главе книги Берешит Всевышний сообщает о том, кто на самом деле прославится, обращаясь к праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твое имя, и ты станешь благословением» (Берешит, 12:2). Строители города и башни волевым решением выбрали местом своего жительства долину в земле Шинар, тогда как только Всевышний решает, какая страна является избранной, и говорит Аврааму, находящемуся в Месопотамии: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе» (там же, 12:1).

О праотце Яакове рассказывается, что по пути из Беэр-Шевы в Харан он остановился в некоем месте и заночевал там: «И увидел он во сне: лестница стоит на земле, а ее вершина достигает небес, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней. И вот, Г-сподь стоит над ним и говорит: “Я Г-сподь, Б-г Авраама, твоего праотца, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. Твои потомки будут [многочисленны], как прах земной, и ты раздвинешь [свои пределы] на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твое потомство станете благословением всем племенам земли. Я — с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню [все], что обещал тебе”. Яаков пробудился от сна и сказал: “Воистину, Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал!” Ужаснулся он и добавил: “Как страшно это место! Это и есть Дом Б-га, это — врата небес!”» (там же, 28:12-17).

Строители Вавилонской башни хотели построить город с башней до небес, но в результате остались на земле и были рассеяны по ней. Праотец Яаков был тем, кому было дано увидеть лестницу, чья вершина достигает небес, В отличие от Вавилонской башни, уходящей в пустоту, по этой лестнице поднимались и спускались ангелы Б-га, и над ним стоял Всевышний. Настоящие врата небес — это не Вавилон, а место в Стране Израиля, где Всевышний открылся Яакову, а увиденная им лестница символизирует постоянную связь между Всевышним и страной, избранной Им.

ЛЕХАИМ — ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Почему на самом деле рухнула Вавилонская башня после строительства и что осталось сейчас?

Вавилонская башня, согласно легендам, была одним из самых высоких объектов древности. Но в какой-то момент огромное для того времени строение рухнуло. Почему так случилось? И где сейчас Вавилонская башня?

Никита Шевцев
Wikimedia Commons

У мифической Вавилонской башни был реальный протоитип — зиккурат Этеменанки. Его постигла та же участь, что и легендарный храм. Но разрушилось сооружение отнюдь не по воле Бога, а из-за хрупкого конструкционного материала

Что мы знаем о Вавилоне сегодня? Только то, что там строили башню? И как выглядит Вавилонская башня сейчас? Обо всем по порядку. Давайте освежим память и отправимся на машине времени примерно на 5 тысяч лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Древнего Вавилона

Что ж, сначала вспомним, как вообще появился такой «мощный» город, как Древний Вавилон. История уходит корнями далеко в прошлое — давайте переместимся на восток и представим себе реки Евфрат и Тигр.

Со школьной скамьи мы знаем, что крупные города чаще всего возникают на пересечениях торговых путей, а водоемы необходимы людям для жизни. Ну тут уж все знаки сошлись — и реки под боком, и торговля относительно налажена — почему бы не основать город?

А Вавилон просто так не появился. Его основали на месте другого города — Кадингир. С шумерского языка это название переводится как «Врата бога». Символ красивый. Как корабль назовешь, так он и поплывет?

Ну, отшвартовывание и первые километры морских просторов для корабля под названием «Вавилон» прошли несладко: постоянные войны не могли объединить живущие там народы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Древнего Вавилона условно делится на 3 периода: старовавилонский, средневавилонский и нововавилонский.

Слышали про царя Хаммурапи? Именно это имя несет династия правителей Вавилона в его ранний период. Этот царь первым объединил земли Месопотамии в единое государство и правил Вавилонским царством с 1793 по 1750 г. до н. э. Еще тысячу лет город Вавилон пробыл политическим центром этой территории. Город процветал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так выглядит стоб, на котором высечены законы Хаммурапи. Для тех времен это были весьма передовые идеи, по которым сегодня мы можем опознать Вавилон как развитое государство

Так выглядит стоб, на котором высечены законы Хаммурапи. Для тех времен это были весьма передовые идеи, по которым сегодня мы можем опознать Вавилон как развитое государство

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А потом на него начали нападать соседи. Так стартовал второй этап существования Древнего Вавилона. Его отсчет начинается с захвата великого царства касситами — это выходцы из гор, что располагаются на территории современного Ирана. С правления Агума ll появляется третья династия правителей Вавилона. Вавилон то рос и развивался, то попадал под гнет правителей-деспотов. Первые столетия l тысячелетия до н. э. вообще считают периодом, когда царство претерпевало максимальный упадок. Этим ознаменовалось начало нововавилонского периода, и связан он с правлением ассирийских царей.

Настала наша эра. Александр Македонский занял Вавилон и сделал его столицей. Новый правитель начал реставрировать храмы, и город пережил последний свой подъем. Когда Македонский умер, великий город захватили парфяне. Вавилон забросили, потому что отныне в тех местах были новые столицы — Селевкия и Ктесифон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Библейское предание о Вавилонской башне

Согласно Библии (11 глава книги Бытие), Вавилонская башня разрушилась после того, как Бог разгневался на людей, вознамерившихся подняться до небес и сравняться с ним. Увидев, что башню строят не для прославления Бога, а для прославления самих себя, Бог сотворил множество языков и некогда единый народ Вавилона начал говорить на разных наречиях и перестал понимать друг друга. До этого люди говорили на одном языке. Согласно Ветхому Завету, Вавилонскую башню строили под предводительством потомка Хама (от этого имени, кстати, произошло слово «хамство») Нимрода. Конечно, это всего лишь легенды, не подтвержденные никакими фактами. Но несмотря на это, у Вавилонской башни есть реальный прототип.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зиккурат Этеменанки — прототип Вавилонской башни или нет?

Вавилон всегда был объектом интереса ученых, и, пока одни относятся к библейской легенде о Вавилонской башне скептически, другие исследователи утверждают, что мы склонны приуменьшать заслуги вавилонян. И большинство историков сегодня склоняются к единой версии: Вавилонская башня действительно существовала.

«Ее начали строить несколько тысяч лет назад. Но примерно в эпоху царя Хаммурапи (1700-е годы до нашей эры) работы внезапно приостановили»

Том Мейер Американский ученый

Некоторые исследователи считают, что прототипом Вавилонской башни является зиккурат Этеменанки. Правда, в отличие от своего библейского аналога, реальная башня перестраивалась несколько раз и существовала в завершенном состоянии в течение длительного периода времени. Точная дата ее строительства неизвестна, но предполагают, что построено сооружение высотой с 25-этажный дом было еще в XIX веке до нашей эры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приблизительно так выглядела Вавилонская башня на самом деле. Сильно отличается от картины Брейгеля, не так ли? Здесь уж точно не идет речи о строителях, разговаривающих на разных языках: постройка из 7 ярусов выглядит понадежнее современных небоскребов

Приблизительно так выглядела Вавилонская башня на самом деле. Сильно отличается от картины Брейгеля, не так ли? Здесь уж точно не идет речи о строителях, разговаривающих на разных языках: постройка из 7 ярусов выглядит понадежнее современных небоскребов

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как строили Вавилонскую башню

В 689 году до нашей эры Вавилон вместе с рекордно высоким зиккуратом Этеменанки был разрушен ассирийским царем. После этого башню реконструировали и вновь возвели. Так храм несколько раз подвергался разрушению, но затем возводился снова. Самая последняя реконструкция была самой масштабной — в результате нее Этеменанки достиг высоты в 90 метров при такой же ширине основания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 331 году до нашей эры царь Македонии Александр Великий приказал разобрать зиккурат и реконструировать его, но в процессе этого великий храм был разрушен. Произойти это могло по нескольким причинам. Одна из главных — довольно хрупкий конструкционный материал, из которого было создано сооружение. Тогда зиккураты строили из обожженного на солнце кирпича — самана.

Саман делали из глины и соломы, но из-за того, что блоки не обжигали в печи, они оставались достаточно хрупкими. Поэтому при сооружении зданий высотой более трех этажей вероятность их обрушения возрастала. Спасти от этого могло более широкое основание, но и оно оказалось недостаточно крепкой опорой, чтобы удерживать вес Этеменанки высотой 90 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зиккураты, впрочем, как и остальные постройки Древнего Вавилона, строили из вот таких кирпичей. Дело в том, что камня у вавилонян было очень мало: именно поэтому в нашем воображении древняя цивилизация предстает в песочном цвете

Зиккураты, впрочем, как и остальные постройки Древнего Вавилона, строили из вот таких кирпичей. Дело в том, что камня у вавилонян было очень мало: именно поэтому в нашем воображении древняя цивилизация предстает в песочном цвете

Согласно современным исследованиям, зиккурат Этеменанки с семью террасами, просто нельзя было сделать из необожженного кирпича. Максимально возможная высота сооружения была около 66 метров, и тогда оно имело бы шесть террас и верхний ярус высотой 12 метров. Историки допускают такое положение дел, учитывая древность сооружения и точность, с которой люди того времени могли оценивать высоту зданий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О строительстве Вавилонской башни в Библии говорится так:«Кирпичи у них [людей] были вместо камня и смола вместо известкового раствора. Потом они сказали: «Давайте построим себе город с башней до небес, чтобы прославить свое имя и не рассеяться по всей земле.»»

Почему рухнула Вавилонская башня

Согласно легенде, в те времена был большой потоп: жилища людей заполнялись водой, и спастись от нее было невозможно. Тогда они решили построить Вавилонскую башню. Не столько, чтобы спастись от напасти, сколько для того, чтобы приблизиться к Богу и задать ему вопрос: «А почему ты, Бог, нас топишь?» Бог понял, что ему собираются дерзить, и поэтому сделал так, чтобы люди говорили на разных языках. Потому на картине Брейгеля мы можем видеть, что здание несимметрично, каждый строитель делал по-своему. А мы знаем, что в этом деле важна точность. Именно из-за несоблюдения правил (ведь договориться друг с другом было уже невозможно) Вавилонская башня и разрушилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту картину нидерландский художник Питер Брейгель написал в 1563 году. Обратите внимание на детали: каждая часть Вавилонской башни отличается от остальных. Все потому, что жители этого царства говорили на разных языках и не могли направить работу в единое русло

Эту картину нидерландский художник Питер Брейгель написал в 1563 году. Обратите внимание на детали: каждая часть Вавилонской башни отличается от остальных. Все потому, что жители этого царства говорили на разных языках и не могли направить работу в единое русло

Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Историки говорят несколько о другом обстоятельстве дел. Так как прототипом считается зиккурат Этеменанки, речь пойдет о нем. Изначально он был построен в честь бога Мардука. Многочисленные перипетии, через которые проходило становление Древнего Вавилона, стали причинами, почему святилище то разрушалось, то вновь возводилось. Лишь в период Нововавилонского царства зиккурат Этеменанки был самым высоким зданием территории Междуречья. В 4 веке до нашей эры Александр Македонский решил в очередной раз реконструировать зиккурат. Поэтому он приказал его разобрать. А уже обратно его просто не собрали — царь умер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А уже «добило» легендарную постройку суеверие правителя эллинистического государства Антиоха I. Однажды он случайно споткнулся во время жертвоприношения и понял: Этеменанки — зло, его надо уничтожить. Так «по кирпичикам» и разобрали прототип Вавилонской башни.

Где могла находиться Вавилонская башня: что думают ученые сейчас

В Древней Месопотамии зиккураты были «в моде». А потому их было несколько. Например, зиккурат в Уре сохранился очень хорошо: посмотрев на него, можно понять, как приблизительно выглядел и зиккурат Этеменанки. Кстати, название последнего упомянутого строения переводится как «дом, где сходятся небеса с землею». Да и само слово «зиккурат» означает «строить высоко». Уж есть основания для подозрений, что это должна была быть «многоэтажка»!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, вероятнее всего, такое серьезное здание должно было находиться в центре Вавилона. Там и проводились раскопки на рубеже XIX-XX веков. На то время Вавилон представлял из себя несколько холмов, под которыми были «погребены» обломки некогда великого царства. В частности, зиккурат Этеменанки, посвященный богу Мардуку, располагался в центре священного участка Вавилона — Эсагилы, у юго-западного угла главного двора. Современные археологи утверждают, что зиккурат находился в Дур-Куригалзу – столице Касситского государства.

Что осталось от Вавилонской башни сейчас

Только правитель Вавилона Александр в 331 году до н. э. решил разобрать зиккурат Этеменанки для того, чтобы реконструировать его, как скончался, и дело было не завершено. Мало того, прототип Вавилонской башни из библейской легенды вообще не был достроен. Верхнюю часть постройки переместили в округ Новый город. Но она не осталась бесполезной: из обломков построили греческий театр. Можно сказать, из ребра Вавилонской башни. На самом деле, именно поэтому века спустя раскопки не приводили ни к чему: исследователи не знали, что часть зиккурата превратилась в театр. Ну а что сейчас? Может ли турист, заинтересованный в истории Месопотамии и первого в мире мегаполиса, купить билет и воочию увидеть настоящие руины Вавилонской башни?

Была ли на самом деле Вавилонская башня и где она находится?

Одним из главных сюжетов Книги Бытия, несомненно, является предание о Вавилонской башне. В нём рассказывается о временах после Всемирного потопа, когда все люди общались между собой на одном языке. На земле Сеннаар в низовьях Тигра и Евфрата они решили построить город, названный Вавилоном, и башню во свою славу.

Но Богу идея небоскрёба не очень понравилась, и он заставил людей говорить на разных языках, чтобы те перестали понимать друг друга. Строительство остановилось, и разные народы начали расселяться по миру.

Попробуем выяснить, что могло стать прообразом Вавилонской башни в священных текстах и искусстве.

Зиккурат в Уре

Предание о Вавилонской башне, конечно же, возникло на на пустом месте. Некоторые учёные-библеисты прослеживает связь легенды с традицией строительства в Древней Месопотамии высоких башен-храмов, которые называются зиккуратами. Некоторые из них, такие как зиккурат в Уре, дожили и до наших дней.

Его внешняя часть была восстановлена в 1970-х годах при Саддаме Хусейне. Моделирование позволяет понять, как выглядел зиккурат в Уре в его лучшие дни.

Зиккурат в Вавилоне

Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Его высота составляла 91 метр. Зиккурат состоял из одной прямоугольной ступени и семи спиральных.

Именно такой башню и изобразил художник Питер Брейгель в 1563 году.

На его картине семь этажей башни уже построены, возводится восьмой этаж.

До того, как приступить к картине, в 1553 году Питер Брейгель побывал в Риме, где увидел Колизей. Именно поэтому его архитектурные особенности так легко читаются в «Вавилонской башне».

Минарет Мальвия в Самарре

Одними из тех, кто был вдохновлён спиральной конструкцией Вавилонского зиккурата, были и строители минарета Мальвия в иракском городе Самарра. Он была построена в 852 году из песчаника. Возможно, что халифу, при котором была построена Мальвия, приглянулась шумерско-ассирийско-вавилонская традиция многоступенчатого культового сооружения. В том варианте, когда корпус башни обвивался поднимающейся вверх непрерывной винтовой лестницей.

На вершине минарета находится небольшая цилиндрическая комната радиусом в шесть метров — можно предположить, что это отсылка к храму на вершине зиккурата.

Зиккурат Набу в Борсиппе

Прообразом Вавилонской башни по другой версии считается ещё один зиккурат, частично доживший до наших дней. Находился он в Борсиппе — важном городе Древней Месопотамии, в 20 км юго-западнее Вавилона. В Новый год из Борсиппы в Вавилон по каналу Нар-Борсиппа доставляли истукан бога Набу, главного бога Борсиппы.

Грандиозные руины зиккурата Набу, покрытые холмом Бирс-Нимруд, долгое время и принимали за развалины Вавилонской башни. Одним из признаков того, что это всё-таки она, называли обожжённые и оплавленные камни на вершине холма, которые якобы возникли из-за ударов молнии, посланной Богом для разрушения башни.

На самом деле следы термического воздействия могли образоваться из-за жертвенного огня, который регулярно разжигали в храме на зиккурате.

Неверная ассоциация зиккурата Набу с Вавилонской башней возникла из-за ошибочных указаний Геродота. Настоящую же Вавилонскую башню разобрали ещё в глубокой древности.

Судьба Вавилонской башни

В 689 г. до нашей эры ассирийский царь Синаххериб захватил и разрушил Вавилон, не пожалев и самый высокий зиккурат Месопотамии Этеменанки. Позже он он был восстановлен царём Навуходоносором II. Те евреи, которые были насильно приведены при нём в «вавилонский плен», видели зиккураты. Они могли принять восстанавливаемый храм за строящуюся башню, что и послужило появлению легенд в священных текстах.

В 331 году до нашей эры Александр Македонский, сделавший Вавилон столицей своей Империи, решил полностью разобрать зиккурат и восстановить его более основательно. Но не успел этого сделать по причине своей смерти. Из кирпичей Этеменанки построили греческий театр неподалёку.

От Вавилонской башни не осталось и следа.

Вавилонская башня: история, почему построили и в чем была ошибка.

Главная страница » Энциклопедия Иудаизма » Еврейская история » Вавилонская башня: история, почему построили и в чем была ошибка.

�� Слушать в аудио

История Вавилонской башни

После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар. Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»). Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.

Толкования этой истории

В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования: В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.) Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом. Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве. Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть. Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз. Маараль объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением. Рабби Овадия Сфорно (15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром. Рабейну Бахья (13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше. Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.) Нацив (Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы. Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений. В чем они ошибались? Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью. Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *