Что такое священные сооружения
Перейти к содержимому

Что такое священные сооружения

  • автор:

Священные сооружения как отражение религиозного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Область наук

Ключевые слова

СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кошелева Д. А., Погорелова К. А.

Священные сооружения как отражение религиозного мировоззрения /Кошелева Д.А., Погорелова К.А./ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РоссииКафедра философии, гуманитарных наук и психологииВ далёкой древности люди стали собираться в специальных сооружениях, чтобы поклониться богам. Привязанность человека к священным сооружениям привела к тому, что эти места в качестве важнейшей составляющей общественной архитектуры присвоили себе особый статус в жизни человека. Они могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуальных действиях.Цель работы: заключается в изучении понятия «священные сооружения» и их назначении в мировых религиях.Задача: проанализировать особенности устройства и предназначения главных священных сооружениях мировых религий.Буддизм – практическая религия, скорее даже руководство или способ видения мира, в центре которой стоит человек, достигший Просветления – Будда Гаутама Шакьямуни. Их мировоззрение рационально и рассудочно. Вектор сознания направлен внутрь человека, что отражает архитектура – буддистская ступа. Внутри нее – нет пустого пространства, только место для маленькой коробочки с пеплом или иной реликвии. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению.В основе христианской религии лежит тайна и иррациональность. Священным сооружением является храм. Здание строится либо в форме креста, что является символом Христа, либо в виде круга как символ вечности или же в форме восьмиугольника символа путеводной Вифлеемской звезды. Завершается храм куполом, на котором ставят главу с крестом. Трехчастное деление храма на алтарь, собственно храм и трапезу, знаменует собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, храм – область ангельского мира и трапеза – область земного бытия, в совокупности обозначает образ всего мироздания во главе с его Творцом.Мировоззрение ислама предполагает детерминизм, а любовь возможна только к единоверцу. Мечеть место сбора мусульман и центр их единения в совершении обрядов поклонения, решении социальных, политических, культурных вопросов. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает общим или раздельным, готовясь к намазу верующие совершают омовение и располагаются рядами за имамом предстоятелем на молитве.Направление молитвы определяет михраб специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.Тем самым, религиозная архитектура является отражением религиозного сознания, которое исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной высший, сверхъестественный, священный мир, что позволяет предположить, несмотря на внешнее разнообразие культов, обрядов, догматов религиозных систем общие мировоззренческие представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кошелева Д. А., Погорелова К. А.

Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани

Религиозная архитектура: визуально-семиотические аспекты

Богословие Церкви в аллегорическом толковании архитектуры и устройства латинского храма по Rationale Divinorum Officiorum Гильома Дюрана

Картина религиозного мироустройства и ее модели пространства поклонения

Архитектура мечети как объект интерпретации

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Священные сооружения религий мира

Цель урока: познакомиться со священными сооружениями и их предназначением.

  • познакомиться с общими чертами и особенностями священных сооружений;
  • формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;
  • отрабатывать умения работать с различными источниками информации;
  • способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию.

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, заполнение маршрутного листа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка экскурсии для членов семьи, участие в учебном диалоге.

Тип урока: технология образовательного путешествия.

  • Церковь. Алтарь. Иконостас. Колокольня.
  • Синагога. Тора. Скиния. Менора.
  • Мечеть. Минарет. Михраб. Хауз. Пагода. Ступа.

Дидактическое пространство урока: презентация “Священные сооружения”, учебник Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.“Основы мировых религиозных культур” — М.: “Просвещение”, 2011, маршрутные листы для заполнения во время экскурсии.

1. Актуализация знаний

Доброе утро, ребята!

Мы живем в городе, где есть люди разных национальностей и разных религиозных культур.

Только в нашей школе обучаются дети более 40 национальностей.

— Подумайте, что объединяет людей различных религиозных культур?

Людей различных религиозных культур объединяет вера в то, что человек не одинок в этом мире. В своих мыслях и чувствах он может обращаться к Богу.

Для обращения к Богу люди собираются в различных местах, которые считаются священными. — Какие священные сооружения Вы знаете?

— Кто из вас посещал такие сооружения?

— Как вы думаете, почему верующие люди с особой заботой и любовью относятся к священным сооружениям?

Целью нашего урока будет знакомство со священными сооружениями людей разных религиозных культур. Наша задача, выяснить, что особенное характерно для этих сооружений и что общего в них. Для этого мы с вами совершим заочное путешествие. А чтобы мы не затерялись в пути, каждый из вас получает маршрутный лист, который нужно будет заполнить в течение урока. Напишите свою фамилию и имя.

Итак, отправляемся в путь!

Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Учитель: — Что вы знаете о священных сооружениях?

— Что бы вы хотели узнать о них?

Планирование деятельности.

На основании предположений учащихся составляется план:

— особенности строения (внутренние и внешние);

— особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях

Что называют священным сооружением? (работа с ключевым словом на стр. 30).

Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению. Выполните в маршрутном листе задание №1. (Приложение №1).

Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуальных действиях.

Рассказ учителя и беседа с учащимися по вопросам.

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки или шатра. Скиния — переносный храм в шатре, который был у древних евреев. Либо были сделаны святилища из камня, такие как Стоухендж в Англии.

— Почему считают, что Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение?

— Почему именно у еврейского народа для молитвы использовался шатер или палатка?

(Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света.

Так как единственный храм евреев Храм Единого Бога в Иерусалиме был разрушен, а евреи расселились по разным странам, то они использовали для совместных молитв и чтения священного писания синагоги).

Слово синагога означает “дом собраний”. Синагоги являеются священными сооружениями для иудеев. Но главным священным местом для них является Стена Плача, единственная стена, оставшаяся от древнего храма. Синагога строится так, что её фасад всегда обращён к Израилю, к городу Иерусалиму, где стоял Храм (то есть на восток). Стена, у которой стоит шкаф со свитками Торы, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. Синагога обычно имеет прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Внешне синагоги выглядят как обычный дом. Внутри они тоже выглядят очень скромно. Евреи считают, что, красивое убранство отвлекает и мешает сконцентрироваться на молитве. В синагоге всегда есть хорошая библиотека.

Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство синагоги.

— Что означает слово синагога?

— Какие священные предметы находятся в синагоге?

— Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?

— Почему в синагогах практически нет никаких украшений?

— Почему синагога не считается у иудеев храмом?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям иудейской культуры.

Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам. Во всех древних государствах существовали такие храмы. Как правило, их посвящали отдельным богам. С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.

Знаете ли вы, что первые христиане не имели храмов и молились в подземных гробницах – катакомбах? Как вы помните, первых христиане подвергались преследованиям, так как в Римской империи, эта вера была запрещена. Только позднее, когда христианство стало государственной религией, было разрешено строить храмы и церкви. Христианские храмы очень красивые и очень разные, но есть общие правила для всех. Храм должен быть расположен так, чтобы алтарь находился на востоке. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он имеет форму креста или прямоугольника. Храм обязательно имеет купол или купола и колокольню. Кровлю христианского храма венчает крест. Внутри христианских храмов много икон, изображающих лики святых. Они располагаются везде. Но особенно украшена иконами та часть, которая отделяет среднюю часть храма и алтарь, куда могут заходить только священнослужители. Эта стена называется иконостас. В центре храма находится амвон – специальное возвышение. (Аналой – это подставка с пологой доской для удобства чтения возложенного на него Евангелия). У входа в храм располагается притвор. В притворе, как правило, находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.

Внутреннее строение храма показано в учебнике.

Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство православного храма.

— Как называется место в храме, предназначенное для чтения Священного Писания?

— Какое место в христианском храме считается самым священным?

— Почему некоторые верующие стоят в притворе храма?

— Как нужно вести себя в храме?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям христианской культуры.

Продолжаем наше путешествие.

Первые мечети, молитвенные здания мусульман, появились уже после смерти пророка Мухаммада. Мечети, так же как и христианские храмы могут иметь различный внешний вид. Но есть общие правила построения. Обязательно рядом с мечетью строится башня — минарет один или несколько, с которого мулла призывает всех верующих совершить молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша – михраб, обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Молитвой в мечети руководит имам. В мечетях нет изображений живых существ. Они украшаются орнаментом или надписями из Корана на арабском языке. Обязательно в мечети или перед ней есть источник – хауз – где верующие могут совершить омовение.

Поведение в мечети описано в учебнике.

Работа с учебником с.32. Как нужно вести себя в мечети.

— Для чего рядом с мечетью обязательно есть минарет?

— С какой целью в мечетях находится ниша, обращенная в сторону Мекки?

— Почему в мечетях не изображаются живые существа?

— Знаете ли вы, как нужно вести себя в мечети?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям исламской культуры.

Наше путешествие продолжается.

Буддийские храмы называются пагоды – высокие многоярусные строения с поднятыми вверх краями крыш. Но начали их строить не сразу. Первоначально местом поклонения буддистов были ступы. Ступы — это специальные сооружения, в которых хранится прах Будды. Сначала ступ было восемь. Но затем появлялись все новые и новые сооружения, в которых хранятся священные продметы. Считается, что если ты просунешь палец в отверстие ступы и загадаешь желание, то оно обязательно исполнится. В буддистских храмах и около них много украшений. Особенно много изображений Будды и священных животных. Внутри и снаружи храмы украшены цветами, лентами, флажками, фонариками. Внутри храма находится алтарь, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Заходя в буддийский храм, люди снимают головной убор. Во время молитвы они могут сидеть или ходить, но обязательно по ходу солнца, а не наоборот. В буддистских храмах могут находиться школы, где ведется обучение послушников. Некоторые храмы превращаются в учебные заведения. Например, Иволгинский дацан в Бурятии. (Дацан – монастырская школа).

Работа с учебником с.33. Как нужно вести себя в буддистском храме.

— Как вы думаете, почему крыши буддистских пагод поднимаются вверх?

— С какой целью люди просовывают пвлец в отверстие ступы?

— Почему в буддийских храмах всегда присутствуют 12 животных?

— Как нужно вести себя в буддистском храме?

Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям буддистской культуры.

Первичное закрепление знаний.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В каких священных сооружениях мы с вами побывали? Отметьте в маршрутном листе, выполнив задание №3. (Приложение№1)

Предлагаю проверить задание №2 Таблицу “Священные сооружения религий мира”.

Христианство Иудаизм Ислам Буддизм
1. 5. 6. 9.16. 2. 4. 13. 15. 16 7. 8. 11.14.16. 3. 5. 10.12. 16

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб

9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.

— Что общего у священных сооружений религий мира?

(- Это особо святые места, в которых люди общаются с Богом

— Чем они отличаются друг от друга?

(- Правилами построения, убранства и поведении. Они традиционны для каждой религии)

Для того, чтобы проверить, как вы запомнили новые слова, встречающиеся сегодня на уроке, решите филворд в маршрутном листе. Проверьте, привильно ли вы заполнили филворд

  • Охарактеризуйте священные сооружния при помощи прилагательных.
  • Как нужно относиться к таким сооружениям? Почему?
  • Можем ли мы в одном городе увидеть разные священные сооружения?
  • В каких случаях это может быть?

Вывод: В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.

Разные народы могут взаимно обогащаться, изучая обычаи и традиции друг друга.

Учитель. Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обрядам той религии, которую исповедует и которой интересуется. Тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, а так же уважает и сохраняет традиции других народов.

Домашнее задание. В вашем маршрутном листе 5 заданий. Мы выполнили 4 из них. Пятое задание вы выполните дома. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению. План экскурсии – у Вас на маршрутном листе.

Всем спасибо за урок. До свидания!

    Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Также издано Электроное приложение к учебному пособию “Основы православной культуры, 4-5 классы” (CD). — М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7.
  2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1. Маршрутный лист для путешествия учени ____ 4 класса

Фамилия Имя Отчество _____________________.

Тема: Священные сооружения. Урок 12-13. с.30 – 33.

Задание №1. Объясни значение слова.

Священные сооружения -_________________________________________.

Задание №2. Заполните таблицу “Священные сооружения религий мира”.

Христианство Иудаизм Ислам Буддизм

1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.

Задание №3. Ответь на вопрос.

Как называют священные сооружения?

Иудеи ________________. Христиане ___________________.

Мусульмане ______________. Буддисты ___________________.

Задание №4. Филворд. Найдите слова, которые вы узнали на уроке и выделите их.

1 У И М Е Ч Е Т Ь Ж Е Г М
2 П Ц Е Р К О В Ь С О О Д
3 Ф Ц Я Ь С И Н А Г О Г А
4 П А Г О Д А З Б У Д Д А
5 Ё С Ъ М Х Б А Л Т А Р Ь
6 Р Ю М Е Н О Р А Э Ж Ч И
7 М И Н А Р Е Т С Т О Р А
8 Ц В З И К О Н О С Т А С
9 Л Х К О Л О К О Л Ь Н Я
10 Ж А Р О С К И Н И Я Д Б
11 Ё С Т У П А Б Х А У З Т
12 К Р М И Х Р А Б Э Я О В

Задание №5. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению.

  1. Название священного сооружения.
  2. Внешний вид священного сооружения.
  3. Внутреннее устройство священного сооружения.
  4. Правила поведения при посещении священного сооружения.

Священные сооружения в мировых религиях.
учебно-методический материал (орксэ, 4 класс) по теме

Священные сооружения в христианстве, мусульманстве, буддизме.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconsvyashchennye_sooruzheniya.doc 109 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Основы мировых религий.

Священные сооружения в мировых религиях.

Выполнил: Брянская Е. И.

учитель начальных классов

Людей разных религиозных культур объединяет обращение к Богу через молитву. Для обращения к Богу люди собираются в разных местах. Эти места называют священными.

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворенность души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия.

Благослови, Господь, мою молитву

И помоги предстать перед Тобой

Мне без рассеянья: и телом, и душой

Почувствовать себя с Тобою слитно.

Ты утверди меня в священной вере.

Даруй любовь чистейшую к Тебе,

Молиться научи. В моей судьбе

В приобретенье каждом и потере

Дай распознать Твою святую волю,

Мои дела и мысли освети,

Пошли мне силы всё перенести:

Успех и радость, скорбь и боли.

Замкни уста мои для слова злого,

Избавь от прихотей нечистых плоть,

Десницу удержи мою, Господь,

От всякого деяния дурного.

Для каждого, с кем повстречаюсь ныне

Источником добра лишь дай мне быть

И научи, как душу сохранить

От лени, осужденья и гордыни.

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки, шатра. Скиния ( ·греч. skene — шатер) по библейскому сказанию — переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Либо были сделаны из камня, уже позднее появились храмы.

Самое древнее и загадочное религиозное сооружение находится в Англии и называется Стоунхендж . Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор учёные не смогли объяснить, как люди без помощи машин смогли сотворить такие сооружения.

Позднее люди стали строить храмы (Др. Греция, Др. Египет). Эти храмы были посвящены отдельным богам.

Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

В иудаизме может быть только один храм Иерусалимский Храм на всей планете. Сегодня официально храма нет, а синагога в иудаизме храмом не является, и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней.

Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер.

В дни гонений христиане сходились для молитвы и Литургии в частных домах или в подземных усыпальницах — катакомбах.

Продолговатый стол, за которым верующие тех времен возлежали за братской трапезой, постепенно был заменен гробницей мученика. Саркофаг с горящими на нем свечами стал прообразом алтаря западно-христианского стиля.

Дохристианские храмы считались обиталищем божеств. Обычно люди молились и приносили жертвы во дворе, перед входными вратами. Внутрь же допускались только служители. Это правило было соблюдено и в ветхозаветном Иерусалимском храме.

Первые христианские храмы строились по образцу римских общественных зданий — базилик. Они представляли собой прямоугольные постройки с рядами колонн, разделяющих помещение на «нефы,» или «корабли.» Все здание должно было символизировать корабль града Божия, плывущий по волнам истории. Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри ее украшали мрамором и мозаикой.

Эту же черту — художественное богатство интерьера при весьма скромном, даже суровом внешнем виде храма — сохранило и византийское искусство. Но в Византии идея «корабля», «дома собрания» дополнилась идеей космоса, которая присутствовала еще в убранстве ветхозаветного Храма. Он предназначен для народа и одновременно является своего рода «космическим ковчегом» для пребывающего в нем Творца. Купол, означающий «твердь небесную», образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты — все это соединялось в единую симфонию: Бог, царства Неба и земли, Священная история.

В Византии сложилось искусство иконописи, целого мира образов, подчиненного собственным законам

Из Византии иконопись пришла в Болгарию, Румынию, Сербию, но высочайшего расцвета достигла на Руси. Правда, с 17го века это поразительное искусство пришло в упадок, и только наше столетие как бы заново открыло его художественную и духовную ценность.

Космическая символика храма получила свое развитие и на Западе — в романском и особенно готическом искусстве. Готика одела храмы в каменные кружева, в которые вплетено все многообразие творений: люди и духи, растения и драконы, аллегория страстей и добродетелей; витражи наполняли храм радугой цветов, а устремленные ввысь линии окон, порталов и башен словно возносили всю эту мощную симфонию к небу.

Если киевская София была еще вполне «греческой,» то с 12 века церкви Руси приобретают самобытный характер.

Сравнительно небольшой одноглавый древнерусский храм 12-15 веков отличался изяществом и строгостью внешнего облика. Возвышаясь среди деревянных домов, словно конный витязь среди пеших дружинников, он невольно напоминал, что каждый христианин — воин духа.

Внутри такого храма, как и в Византии, изображали все бытие, Вселенную, человека и историю его спасения. Так же глядел с вышины строгий лик Вседержителя, так же предстояли Ему сонмы святых и бесплотных сил. На четырех сторонах центрального свода писали четырех евангелистов. По стенам разворачивались картины библейских и церковных событий, а на западной стене в огромной многоплановой композиции нередко находилась фреска Страшного суда. Свою включенность в Церковь, видимую и невидимую, молящийся ощущал, едва переступив порог храм.

По-другому выглядели многоглавые соборы 16-17 веков с их галереями, приделами, нарядной изукрашенностью. Здесь, как и в готике, идея соборности, единства мироздания была воплощена в праздничной декоративности, вынесенной наружу.

Все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и «горнее место» для епископа, на сам храм, или место для молящихся, и притвор, где в древности стояли неофиты (оглашенные), ожидавшие крещения. По образцу синагог храм имеет амвон.

В алтаре престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ «вселенскости»). Позади него находится семисвечник. Многие века алтарное пространство оставалось открытым (как и теперь на Западе). Его отделяла лишь низкая каменная ограда. В период между 4 и 7 веками на этой ограде начали сооружать колонны, к ним крепилась «завеса,» которую после службы задергивали. В эпоху победы над иконоборцами вверху и между колоннами стали помещать иконы Христа и Богоматери. Постепенно к ним прибавились другие. В древней Руси возник второй ряд икон, а с 14-15 веков появилось еще несколько рядов. Таким образом, образовалась стена, именуемая иконостасом и доходящая почти до потолка. Подобные иконостасы в известной степени повторяли роспись алтарной апсиды, скрытой от молящихся.

Царские врата, расположенные перед алтарем, первоначально представляли собой низкие створки, которые не загораживали престол и священника. Позднее они превратились в настоящие «ворота.» Во многих храмах они наглухо изолируют алтарь от молящихся. Справа и слева от царских врат находятся северные и южные двери.

Амвон, то есть возвышение для чтеца, предстоятеля, проповедника, был известен еще в синагогах. В христианских храмах он находился посредине.

Средняя часть храма предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас. Именно средняя часть носит название собственно храма. В церкви принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы, а женщины покрывают головы. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю

К церкви часто пристраивается колокольня или звонница, на которых находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

Обыкновение называть церковь в честь какого-нибудь святого ведет свое начало с эпохи гонений, когда под алтарем находился саркофаг мученика. Позднее храмы строились не только во имя святого, но и во имя Христа Спасителя или в воспоминание праздников (Рождества, Воскресения, Покрова и т. д.).

Войдя в любую церковь, легко узнать, кому она посвящена, поскольку «храмовая» икона обычно помещается в особом киоте справа.

Когда в церкви пристраивали («приделывали») дополнительное помещение с алтарем, его называли приделом. Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну Литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды.

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение,и где хранятся Святые Дары. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.
Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).
Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются.
При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.
Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.
В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося.

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй. Это происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Мечеть – молитвенное, но не святое здание у мусульман. Это не храм в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — «запретная мечеть», (Мекка, Саудовская Аравия). В центре Масджид аль-харам стоит Кааба — главная святыня мусульман.
В исламе огромное значение придается понятиям «джамал», «джалал» и «сыфат». Первое из них означает совершенную, божественную красоту, оно находило воплощение в куполе мечети. Джалал по-арабски значит божественное величие, возвышенное начало бытия. Оно олицетворяется в минаретах. Наконец, сыфат — божественное имя, божественное слово — выражают письмена, надписи на стенах мечети, прежде всего рядом с михрабной нишей или внутри нее.

Почти сомкнутый полумесяц стал применяться в архитектуре мечетей около 665 лет назад. Значительную лепту в утверждение полумесяца как символа ислама внесло руководство османского халифата, бывшего влиятельной мировой державой на протяжении более пяти веков. Религиозное подтверждение необходимости использования полумесяца на куполах мечетей отсутствует. Знак полумесяца использовался разными народами и цивилизациями. Его считали признаком возвышенности и превосходства. Одной из предположительных причин появления именно полумесяца на зданиях мечетей является то, что мусульманское летоисчисление происходит по лунному календарю.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.
Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар — трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами.

Буддизм – одна из самых практичных религий, это, по сути и не религия, а инструкция, руководство или самоучитель видения мира. Бога – нет, церкви и храма как таковых – нет. Если и религия — то очень гуманная, человеческая такая, религия, в центре которой стоит человек – Будда Гаутама Шакьямуни, которому удалось достичь Просветления.

Неукоснительное соблюдение всех предписанных учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий. Таким образом, вектор сознания в буддизме направлен внутрь человека, соответственно, внешний мир – и пространство как таковое – умозрительно. Это хорошо отражает и архитектура – буддистская ступа.

Там иногда только маленькая коробочка для пепла или еще какой-нибудь реликвии, но в подавляющем большинстве случаев – там вообще нет ничего, даже и пустоты – только камни или земля – просто могильный холм со значением места преобразования смерти в новую жизнь, места зарождения, потенциальных возможностей, Космоса и множества миров…

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Кирпичный ствол её отожествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру. На дне ствола, в центре ступы, в небольшом реликварии, часто вырезанном из хрусталя, хранятся останки Будды или других буддийских святых. Купол отожествляется со сводом воздушного пространства. Реликварий вместе с куполом называется дагоба, что к востоку от Индии произносится как пагода.

Существует предание: Будда Шакьямуни, объясняя, как нужно строить ступу, расстелил на земле свой плащ – квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния), а сверху укрепил свой зонтик.

Большая ступа в Санчи была перестроена во II веке до н. э. и расширена за счет возведения новой ограды. Была добавлена терраса, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода в буддизме). В ступе заложена космическая символика буддизма: высокий круглый цоколь представляет собой землю, куполообразное тело ступы – небо; четырехугольная хармика – гору Меру в центре Земли; а центральный шпиль символизирует небесный мир – царство абсолютной Истины в Буддизме. На шпиле три зонта, это атрибуты царских церемоний, обозначающие три драгоценности буддизма – Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Как космическая гора, ось Вселенной, ступа символизирует в буддизме совокупность бытия, персонифицированного в Будде. На рельефах ограды и ворот Большой ступы в Санчи — различные эпизоды юности Просветленного. Мастера, украшавшие ступы Бхархута и Санчи, отвергали изображение Будды в человеческом облике. На этих рельефах Просветленный всегда представлен символами и никогда антропоморфно. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот. Великая Проповедь символизируется Колесом Закона, а Паринирвана – ступой. Ступы и каменные ограды украшались рельефом и скульптурой. Так, один из крупнейших рельефов каменной ограды ступы в Бхархуте рассказывает о чудесном происхождении Будды. Сцены, в которых участвует царица Махамайя и её служанки, решены в реалистическом ключе живо и естественно. Ступа в Амаравати украшена каменной резьбой на два яруса самого купола. В камне передана история того, как принц Гаутама становится Буддой.

Особенно интересны композиции четырёх встреч принца и его странствий по свету. Здесь же, в Амаравати, есть изображения последователей Будды – монахов, одетых в одинаковую оранжевую одежду. Один из них, любимый ученик Ананд, по завещанию учителя разделил его прах и передал его людям.

На фоне яркой тропической зелени или сухих древесных ветвей белокаменная ступа была ярким, впечатляющим символом ухода великого учителя в нирвану.

Ступы и изображения ступ или «дерева просветления» (около которого на принца Гаутаму снизошло озарение) служат объектами поклонения верующих.

Образы Будды, иногда гигантских размеров, расставленные по миру — создают чувство присутствия самого учителя, что в свою очередь, вдохновляет верующих следовать его примеру. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению. Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, концентрировать внимание верующих на учении. Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: «Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня».

Раннебуддийское искусство лицо самого Будды обычно не изображало. Он вышел за пределы жизни и оставил в ней только свой след. А чтобы подпитаться его энергией, достаточно созерцать ступу.

И только с начала нашей эры начали изображать Будду – в камне, в живописи – особенно в северных районах Индии, в Средней и Центральной Азии. Именно там, на северо-западе Индостана, в Гандхаре, сложился изобразительный канон Будды. Сложился он на основе народного искусства и, несомненно, под влиянием скульптуры греческих мастеров, пришедшей в Азию во времена Александра Македонского.

Выработались три канонических изображения Будды – сидящего, стоящего и лежащего на смертном одре. Сидящий Будда символизирует достижение бодхисатвой состояния «просветления». Руки его, ладони и пальцы сложены в одном из ритуальных жестов.

Стоящий и идущий Будда несёт своё учение людям. Он обязательно обращён лицом к смотрящим на него, одет в одежды с вертикальными складками. Фигура обычно плотная, коренастая, вполне земная. И – одухотворённое, красивое и отстранённое лицо.

На рельефах часто изображали умирающего Будду. Он лежит на правом боку, опираясь на руку. Выглядит он не умершим, а словно спящим, умиротворённым. Вокруг него маленькие фигурки людей – монахов и мирян.

Кроме изображений Будды много скульптур бодхисатв, т.е. тех, кто в будущем, возможно, тоже может стать Буддой; посредников между богом и людьми.

Это всё про классический буддизм, «по Гаутаме», требующий для Просветления как минимум – монашества. Но перемешиваясь, больше всего, конечно, с индийским язычеством, возникло множество течений, заметно облегчающих и украшающих жизнь простых мирян. Пространство современного буддизма, таким образом – уже почти языческое: вот интересно это наблюдать на «эволюции» ступы.

  1. Лайне С. В. Основные религии России.
  2. Интернет ресурсы Википедия
  3. Селим Гаибов. Мечеть – главный религиозный атрибут мусульман.
  4. Православная энциклопедия, Бондаренко-Варфоломей
  5. Искусство средневекового Востока, Каптерева Т.П., Виноградова Н.А

«Священные сооружения»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ(модуль «Основы мировых религиозных культур) учителя ГБОУ НАО «СШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» Солдаткиной Е.Н.

Тема: «Священные сооружения»

Цель урока: Формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

  • Познакомить детей с такими священными сооружениями как храм, мечеть, синагога, дацан. Пробудить познавательный интерес к этим культовым постройкам, к культуре народов мира.
  • Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей; способности к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения;
  • Содействовать воспитанию уважительного отношения к священным религиозным сооружениям.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа с текстом.

Основные термины и понятия: православный храм, мечеть, синагога, дацан.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» А.А.Беглов, Е.В.Саплина и др., мультимедийный проектор, презентация, карточки с таблицей, карточки с текстом.

II.Проверка домашнего задания .(Беседа.)
-На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий?
-Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения?
-Вспомните, кто считается основателями мировых религий?
-Что такое молитва ? Молитва бывает трех видов: молитва славословие, молитва просьба и молитва покаяние.
-Какие таинства существуют?
-Что объединяет людей всех религиозных культур?
-Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?
III. Актуализация знаний .

— Как вы считаете, что такое священные сооружения? Могут ли люди обойтись без них? (Сооружения, где происходят совместные ритуальные действия, там люди молятся Богу, без них обойтись нельзя.)

Давайте вместе попробуем дать определение слову «священные сооружения».У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему.
Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий.
— Эти сооружения могут быть совершенно разными по-своему внутреннему и внешнему виду, но назначение у них одно – совместное участие в ритуалах. Я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.
Демонстрация фотографий священных сооружений.(Слайд 2)
— Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. ( Ответы-предположения детей ). Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам найти верный ответ.
— В древние времена люди собирались вместе, молились и приносили жертвы своим богам. Так у древних евреев для этих целей был переносной шатёр, который назывался скиния. Другие племена поклонялись камням или деревянным идолам, обожествляли природу.

— В дальнейшем в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвящённые своим богам.

— Как вы думаете, почему люди стали строить огромные каменные сооружения? С чем это было связано?

Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Они еще не умели строить дома, поэтому иногда для этих целей им служил переносной шатер (например, у древних евреев он назывался скинией).(Слайд 3)

Это после столетий изготовления кирпичей в Египте иногда собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж («стоун» – по-английски означает камень).(Слайд 4-6)

— Прочитайте слова на слайде(синагога, храм, мечеть, дацан). (Слайд 7)

— Предположите, как связаны эти слова с нашим уроком.

— О чём узнаем на уроке?

— Мы продолжаем знакомство со священными сооружениями религий мира.

V. Изучение нового материала

1) Священные здания иудаизма.(Рассказ о синагоге).

— В царствование царя Соломона в Иерусалиме был построен Храм Единого Бога (Слайд 8). Но завоеватели разрушили этот Храм. Иудеи восприняли это как страшную трагедию. Всё же их совместные молитвы не прекратились. Ещё раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» — синагоги.

В середине 10 века до н.э. был построен знаменитый Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня. (Слайд 9-11)

Архитектура синагог очень разнообразна, что же касается внутреннего убранства, то оно всегда подчинено определённым правилам.(Слайд 12-13)

У восточной стены зала для молитвы стоит специальный шкаф – арон-ха-кодеш, в котором хранятся пергаментные свитки Торы. Свитки должны быть рукописными. Переписыванием Торы занимается софер (писец). Он не должен допускать ошибок, потому что их наличие делает текст непригодным для богослужения.(Слайд 14)

В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Внутри молельного дома часто располагается светильник — менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.

Здесь же помещается каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Каждая еврейская семья стремится в своём доме воссоздать элементы храма, который был разрушен.

2 ) Сейчас поговорим о священных зданиях христианства(православных храмах).

Что такое храм?(Слайд 17)

(Слайды 18–23 ) Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи.
Символично количество куполов :
* один куползнаменуетединство Бога , совершенство творения;
* два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения;
* три куполазнаменуют Святую Троицу ;
* четыре купола — Четвероевангелие , четыре стороны света ; * пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов ; * семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

(Храм – Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окружённый ангелами и святыми). Давайте подумаем, есть ли связь между словом храм и хоромы. Действительно, хоромы – это богатые красивые строения на Руси. Храмы – Дома Божьи, построенные с любовью и красиво украшенные.

Перед вами три иллюстрации. (На доске иллюстрации с изображением дворца, высотного здания, храма)

Какое из них храм? Чем внешне оно отличается от остальных? (На храмах купола с православными крестами)

Все храмы построены по канонам. Канон – образец, твёрдо установленные правила. Поэтому в строении храма нет ничего случайного. Всё имеет свой символический смысл.

Что напоминает такая форма куполов? (Шлем богатыря)

Действительно, шлемовидные купола делают храмы похожими на русских богатырей – защитников. Такие купола символизируют духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла.

— Что мы видим над куполом храма? (Крест)

Крест главный символ христианства. Крест – соединение земли и неба, призвание к духовной высоте.

— Куда устремлён храм? (Вверх)Куда он указывает путь? (В небо)

— Какой должна быть цель жизни человека? (Возвышение души, совершенствование)

— Посмотрим внутреннее устройство православного храма.

(Слайд 24-25). Храм имеет притвор, среднюю часть, где стоят люди и молятся и самое священное место в храме – это алтарь. Алтарь обращён всегда на восток, там был Эдем, место рая на земле.

(Слайд 26-29). Перед алтарём иконостас, где расположены иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых.

(слайд 30-31). К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Звонница может стоять и отдельно. Она не является священным сооружением. Колокольный звон призывает людей на молитву, на встречу с Богом .(Прослушивание колокольного звона-звукозапись)

3) Рассказ о мечети.

(Слайд 33).Мечеть – это молитвенное здание в исламе. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минарет также не является священным сооружением, но он часто входит в комплекс религиозных построек. Его строят высоким, как маяк, чтобы все люди видели и слышали призывной голос муэдзина.

(Слайд 34).В каждой мечети есть ниша (михраб), всегда обращённая в сторону Мекки, священного города для мусульман. Становясь на молитву, мусульманин снимает обувь и обращается лицом в сторону Мекки. Молитва должна совершаться в чистоте помыслов и тела, одежды и места. Поэтому перед молитвой мусульманин должен совершить омовение. Для этого в мечети есть оборудованное место. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать всё их тело, кроме лица и кистей рук.

Соборные молитвы у мусульман проходят по пятницам. Мечеть занимает особое место в жизни верующих. Это не только молитвенное, но и общественное здание с самыми разнообразными функциями.

(Слайд 35).В исламе не принято изображать Аллаха, поэтому мечеть внутри украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

5) Работа с текстом. (Учащимся предлагается карточка, на котором написан текст о буддийском монастыре).

Главные центры религиозной жизни буддистов – это монастыри, у бурятов они называются дацаны. Буддийский монастырь всегда выглядит как величественный комплекс с белокаменными стенами и четырёхскатными крышами с загнутыми вверх краями.

Главный храм обязательно обнесён оградой. По углам ограды на высоких шестах развеваются разноцветные лоскуты материи с написанными на них текстами. Они называются дарцоки и призваны отгонять злые силы от монастыря. По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые насажены на вертикальную ось. В них находятся молитвенные тексты. Прежде чем зайти в монастырь, верующие обходят ограду и вращают эти цилиндры. Считается, что один поворот цилиндра равнозначен прочтению всех заложенных в него молитв.

Центральный вход расположен посредине южной стены. Ворота обычно раскрашены в красный цвет и расписаны изображениями драконов. В центре находится курильница, откуда струится ароматный дым. Напротив курильницы располагается помост. На него поднимаются ламы, и трубят в горн, изготовленный из морской раковины.

Внутри у северной стены буддийского храма устанавливают застеклённые шкафы, заполненные скульптурами божеств и самого Будды. Они могут быть из золота, серебра, меди, дерева, камня. Сверху и по стенам висят живописные изображения. Они называются танка.
Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. В буддийском храме ламы читают молитвы, сидя на специальных подушках (олбоках). Во время молебна мелодично звучат колокольчики, медные тарелочки, дробные звуки барабанов.

Вопросы для обсуждения:

— Что такое дацан? (буддийский монастырь) (Слайд 36)

— Как отделён главный храм от остальных построек? (оградой)(Слайд 37)

— Что такое дарцоки и для чего они предназначены? (лоскуты материи с текстами молитвы, они охраняют монастырь от злых духов)

— Предположите, что можно положить в курильницу, чтобы возжечь её и наполнить воздух ароматом (благовония, ароматные палочки (слайд 16)

VI. Обобщение изученного материала

1)- Давайте обобщим изученное сегодня. Я предлагаю вам поработать в паре с соседом и заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *