Гагаузы что за нация где живут
Перейти к содержимому

Гагаузы что за нация где живут

  • автор:

ГАГАУ́ЗЫ

ГАГАУ́ЗЫ (самоназвание – gagauzlar), тюркоязычный народ в северо-западном Причерноморье. Живут в основном в исторической области Буджак на юге Молдавии (автономно-территориальное образование Гагаузия – Гагауз-Ери), а также в прилегающих районах Украины (Одесская и Запорожская области). Численность в Молдавии 151,6 тыс. чел. (2004, перепись), в том числе в Гагаузии – 128,6 тыс.чел., на Украине – 31,9 тыс. чел. (2001, перепись). Проживают также в Болгарии (области Варн и Добрич – 1,4 тыс. чел.), Румынии (43 чел. – 2002, перепись), Греции (40 тыс. чел.), Турции (14 тыс. чел.), России (13,7 тыс. чел. – 2010, перепись, в том числе компактная группа в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии), Казахстане, Узбекистане; в России и Средней Азии часто называют себя болгарами. Говорят на гагаузском языке; русским владеют свыше 90% гагаузов. Верующие – православные.

Гагаузы — таинственный народ, почитающий волка

Гагаузы — один из самых загадочных народов мира, поскольку вопрос его происхождения до сих пор остается открытым. В культуре гагаузов соединились христианские и языческие верования. Уходящий корнями в древность культ почитания волка сохраняется до сих пор: на флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова, символизирующая независимость, собственный путь и духовную связь с предками.

Название

Существует ряд версий, объясняющих происхождение названия народа. Достоверность того или иного варианта точно установить нельзя, поскольку каждый из них связан с историей происхождения народа, остающейся тайной до сих пор.

  1. Согласно популярной у гагаузов версии, этноним образовался от слияния слов «гага» — клюв или нос, и «уз» — прямой. Объяснение названия говорит, что сколько клюв не гни, он останется прямым, так же и гагаузы идут по своему пути.
  2. Второе распространенное предположения появления названия связано с версией происхождения гагаузов от племени огузов. Согласно этой теории, этноним произошел от тюркского выражения «гёк-огуз», что значит «синие, небесные огузы».

Где живут

Первые достоверные сведения свидетельствуют о расселении гагаузов на территории Балканского полуострова, на территории современных Румынии и Болгарии, в историческом регионе Добруджа. В конце XVIII — первой половине XIX веков, в связи с непрекращающейся войной между Османской и Российской империями на территории Балкан, а также царящей на Балканском полуострове анархией, начался процесс миграции гагаузов.

В этот период российские власти предложили жителям региона переселиться на необжитые территории Бессарабии: исторической области между реками Дунай, Днестр, Прут и Черным морем, располагавшейся на юго-востоке Европы. Сегодня территории разделены между двумя государствами:

  1. В Молдавии — город Бендеры и окрестности.
  2. На Украине — Черновицкая, Одесская области.

Историческая территория проживания гагаузов на Балканском полуострове разделена между Румынией и Болгарией. Оставшиеся в регионе представители народности довольно быстро ассимилировались, в большинстве утратив национальную самоидентификацию.

Численность

Численность гагаузов в мире составляет порядка 250 000 человек. Большая часть, согласно информации 2004 г., проживает в Молдавии — 147 500 человек. Среди них:

  • Гагаузия — 127 800 чел.;
  • Кишинев — 6 400 чел.;
  • Приднестровье — 4 100 чел.;
  • Кагульский р-он — 3 600 чел.;
  • Тараклийский р-он — 3 500 чел.;
  • Бессарабский р-он — 2 200 чел.

Значительное число гагаузов проживает на территориях других государств:

  • Украина — 31 900 чел., по информации переписи 2001 г. (из них 27 600 чел. — в Одесской обл.);
  • Россия — 13 700 чел., по данным переписи 2010 г. (Тюменская обл., ХМАО, ЯНАО, Московская обл., Москва);
  • Турция — 5 000-15 000 чел.;
  • Греция — 3 000 чел.;
  • Болгария — 540 чел., по информации переписи 2001 г., по неофициальным данным, до 10 000;
  • Румыния — 1 200-3 000 чел.;
  • Казахстан — 1 000 чел.;

Незначительные диаспоры и отдельные представители народности живут в Канаде, Бразилии, США, Грузии, Эстонии, Туркмении, Латвии, Белоруссии, Узбекистане.

Язык

Гагаузский язык относят к числу тюркских, причисляется к огузской группе. Гагаузский похож на турецкий язык, имеет сходство с крымско-татарским. Семантика, грамматика, лексика имеют значительные отличия. Важным выступает факт заимствования в гагаузском ряда элементов других тюркоязычных народов. Яркий пример сближения с тувинским языком — использование двойной гласной вместо типично турецкого звука ğ.

История

Тайна происхождения гагаузов до сегодняшнего дня продолжает волновать исследователей по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более двадцати версий. Наиболее популярными являются следующие:

  1. Гагаузы — коренное население Балкан, выделившееся в результате принятия христианства и заимствования тюркского языка от ассимилировавшего его в древности неизвестного кочевого племени.
  2. Гагаузы произошли от тюркоязычных булгар, мигрировавших на Балканы с Волги в VII столетии и три века спустя принявших христианство.
  3. Народ выделился в результате отуречивания болгар.
  4. Народ ведет историю с XIII столетия, когда в Добруджу переселились турки-сельджуки, основавшие Огузскую державу совместно с половцами.
  5. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.

Первые достоверные упоминания народности относятся к XIX столетию, когда по предложению Российской империи гагаузы переселились в Бессарабию. Миграционные процессы происходили на протяжении столетия, с 1812 г. по 1917 г. В связи с революционными движениями в России, в 1906 г. народ провозгласил независимую Комратскую республику. Центр находился в городе Комрат, нынешней столице Автономно-территориального объединения в составе Молдавии Гагау́зия, или Гагау́з Ери́. Восстание быстро подавили царские власти: продержалось объединение 5 дней.
После революции Бессарабию объединили с Румынией. В 1940-1941 гг. историческая область вновь отходит СССР на основании знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. Тогда же сформирована Молдавская ССР.
19 августа 1990 г. провозглашена независимая Гагаузская Республика в составе СССР. Молдавские власти направили в регион милицию и волонтеров с целью подавления инициативы. От гражданской войны население спасло появление советской армии, на протяжении следующих четырех лет Республика Гагаузия находилась в статусе непризнанного государства. В 1994-1995 гг. путем переговоров с властями Молдавии удалось добиться соглашения об интеграции территорий в состав Молдавии: регион приобрел статус автономного образования.

Внешность

Внешне гагаузы похожи на соседские народы: болгар, молдаван, румын, глобально относятся к европеоидной расе. Анализ особенностей внешности показывает, что гагаузы занимают срединное положение среди перечисленных народов, вобрав ряд отличительных характеристик каждого. В среде гагаузов встречаются разные типы внешности, сближающие представителей этноса с тюркскими или балканскими народами. Генетически гагаузы обнаруживают наибольшее сходство с болгарами, турками, македонцами и сербами.
К отличительным особенностям внешности относят:

  • рост средний, выше среднего;
  • широкое лицо средней высоты;
  • уплощенность верхней части лица;
  • серые, светло-карие глаза;
  • темные, русые волосы;
  • сильный рост волос на теле и лице;
  • профиль носа — прямой или выпуклый;
  • средней высоты, высокое переносье.

Одежда

Традиционный повседневный женский костюм — длиннополая просторная рубаха. Поверх надевали платье без рукавов летом, с рукавами зимой. Дополняли наряд передником, вокруг талии повязывали пояс красного цвета. Голову покрывали белым платком, поверх крепили платок большего размера черного цвета. Зимой носили платье с рукавами, поверх надевали кофту из сукна и безрукавку из овчины. Обязательный элемент любого наряда — лифт, нагрудное украшение из золотых монет. Чем богаче семья женщины, тем больше лифтов она носила.
Повседневный мужской наряд — просторные штаны и рубаха, подпоясанная красным кушаком. Летом в качестве головного убора служила короткополая шляпа из сукна, зимой — меховой колпак. Для тепла на выпасе скота надевали штаны из овчины мехом внутрь, укороченную куртку, украшенную строчкой черного или красного цвета.

Семейный уклад

Гагаузы жили патриархальной семьей, главой которой безоговорочно выступал мужчина. Женщины находились в зависимом положении, решающее слово мужчины имели не только в общественных, но и в домашних делах. Женщины должны были следовать во время прогулок в нескольких шагах позади мужа, уступать на улицах дорогу лицам мужского пола старше семи лет. Во время застолий мужчины и женщины сидели отдельно, женщинам запрещалось вмешиваться в общий разговор, давать мужу советы наедине и при гостях. Своеобразное почтение мужа к жене заключалось в том, что при ней ему запрещалось ругаться матом, отпускать скабрезные замечания.
Физическое насилие не только не запрещалось, но и поощрялось, если повода не было — били для порядка. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему.
Главой семьи выступал старший мужчина — дедушка, если он умирал, в права главного вступал старший сын. Свекровь, обладала властью над невестками. Бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков: ее слово было важнее родительского. Младший сын оставался жить в доме родителей, после их смерти наследуя его. Другие сыновья строили собственные дома или оставались жить большой семьей в отчем доме.
Наследовать за своими родителями девушки не могли, однако после смерти мужа получали в собственность одну четвертую имущества. Такую же долю получали все дети женского пола, остальное наследство распределялось между сыновьями. Вдова, вступившая в брак, имела в доме больше прав, чем девушка, вышедшая замуж впервые. Это объяснялось как раз тем, что у вдовы после смерти первого мужа была собственность. Разводы с первым мужем строго осуждались, от второго жена могла уйти по своей воле.

Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее. По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.
Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.

Религия

Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому. Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо.

Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного.

С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы:

  • Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов;
  • Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет;
  • Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами;
  • В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом.

Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.

Традиции

У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак:

  1. Сговором.
  2. Сбеганием.
  3. Похищением.

Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества.
Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.
Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст.

В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым.
В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне.
Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов.

Еда

Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо — лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки — начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант — гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель. Похожее блюдо — слоеный пирог с творогом кывырма.
Поскольку основным занятием гагаузов было скотоводство, особое разнообразие имеют блюда на основе молока. Внимания заслуживает йуурт — аутентичный кисломолочный продукт, похожий на натуральный йогурт без добавок. Для приготовления молоко кипятили, затем добавляли ложку сметаны, давали скиснуть и выносили на холод. Для обеззараживания в кувшин с заготовкой обязательно кидали серебряную монету.

Видео

Читайте также:

  • Латыши — простые и трудолюбивые
  • Как добраться до Абхазии
  • Персик — бархатный фрукт с нежным характером
  • ТОП 5 пятизвездочных отелей в Египте с хорошей анимацией
  • Ичмелер с собственным пляжем

Гагаузия: осколок русского мира на юге Молдавии

Гагаузия

Пока статус непризнанного Приднестровья продолжает оставаться темой политических переговоров, Гагаузия, также отколовшаяся от Молдавии после распада СССР, уже больше двух десятилетий существует как молдавская автономия. Счастливо ли?

Давно хотел посмотреть, что из себя представляет Гагаузия. Часто слышал от молдаван, что у них с гагаузами мало общего, и многие из них в Гагаузии даже и не были — знают только, что это где-то на юге Молдавии.

Три часа на автобусе из Кишинева, и ты в столице Гагаузии — Комрате. Первое, что бросается в глаза, — как много всего на русском. Словно попал в российскую провинцию. Русский соседствует на вывесках и знаках с гагаузским, который похож на турецкий.

  • Приднестровье: куда движется непризнанная республика
  • Коммуналка на колесах: как живут в поездах России
  • Фотоблог на bbcrussian.com

ГагаузияГагаузия

В 1990-м провозглашение Гагаузской республики, в отличие от Приднестровья, обошлось без крови, и в непризнанном статусе она просуществовала четыре года. В 1994-м Гагаузия мирно вошла в состав Молдавии в качестве автономно-территориального образования (АТО), и сейчас там живут более 165 тыс. человек.

Учитывая, что народ тюркский, логично было бы найти в городе мечети. Но в самом центре Комрата стоит красивый православный храм. Знакомлюсь с прихожанами. «Внешностью да языком на турок похожи, а менталитет больше русский», — говорят они о себе.

От гагаузов можно услышать, что они единственный тюркоязычный народ, который исповедует православие. Правда, есть ещё якуты, алтайцы, чуваши, хакасы.

Турция как лидер тюркского мира активно помогает Гагаузской автономии уже много лет. Но при этом гагаузы, будучи православными, очень тепло относятся к России, помощь от которой имеет здесь большое значение.

ГагаузияГагаузия

Территория АТО — небольшая, три города да села. Управляет всем этим башкан, по-нашему глава. Несмотря на то, что целью создания автономии, было сохранение гагаузских традиций и языка, язык здесь в ходу в основном русский. Хотя официальных аж три: молдавский, русский и гагаузский.

Довольно необычно выглядит: вроде ты в Молдавии, но все говорят на русском. Здесь смотрят российское телевидение, вывески на русском, образование на русском, пресса на русском, ругаются на русском.

По-молдавски же здесь многие говорят и понимают с трудом, отчего немало проблем. Скажем, с трудоустройством или образованием в Кишиневе.

ГагаузияГагаузияГагаузия

И в разговорах гагаузы дают понять, что чувствуют себя ближе к России, нежели к Молдавии.

С Россией, открывшей рынок местным экспортерам сельскохозяйственной продукции, у Гагаузии, в отличие от остальной Молдавии, и тесные экономические связи. В российских университетах есть квоты для студентов из Гагаузии.

ГагаузияГагаузия

Разумеется, можно услышать и гагаузскую речь, хотя в основном от стариков. Но сейчас по всей Гагаузии устанавливают дорожные знаки с названием городов и сел на гагаузском языке, и стали издаваться книги на гагаузском языке.

В 2016 году парламент Гагаузии, к резкой критике Кишинева, принял свой, отличный от общемолдавского Кодекс об образовании — в частности, теперь в местных школах на гагаузском языке преподают предмет «История и культура гагаузского народа».

Молдавия назвала решение незаконным, но в Гагаузии считают, что автономный статус позволяет его принять.

ГагаузияГагаузия

С работой в автономии беда. Народ занят в основном в виноделии и в сельском хозяйстве.

Если молдаване едут на заработки в Европу или в Россию, то гагаузы из-за схожести языков, устраиваются на работу также и в Турции.

ГагаузияГагаузияГагаузияline

Михаил Трибой — фотограф из Эстонии, его блог в ЖЖ — 3boi.livejournal.com

Гагаузы

Сами себя гагаузы называют Gagauzlar. По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы.

Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.

В Рос­сии и Средней Азии гагаузы также часто на­зы­ва­ют се­бя бол­га­ра­ми.

Внешность гагаузов

На вид гагаузы мало отличаются от болгар, молдаван, южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами.

Гагаузы — где живут и численность

Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.

2,5 тысячи гагаузов живут в Тюменской области (в том числе1,6 тысячи – в Ханты-Мансийском автономном округе и 0,8 тысячи – в Ямало-Ненецком).

В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве – 1,2 тысячи.

По данным Переписи населения 2020 года — 9272.

Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.

Исторически гагаузы живут в области Буд­жак на юге Мол­довы, где им предоставлена автономия в виде территориального образования Га­гау­зия – Га­га­уз-Ери со столицей в городе Комрат. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи – в Гагаузии.

На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Гагаузы живут также в Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, США, Канаде и Бразилии.

Язык гагаузов

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.

Самобытная форма гагаузского инфинитива с окончанием на -maa/mää вообще является феноменом в языках тюркской группы.

Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.

Религия гагаузов

Большая часть гагаузов исповедует православие.

Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами – то есть, обожествляли Тенгри – небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века.

Некоторая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют из себя особую этнорелигиозную группу, которая исповедует ислам суннитского толка.

Гагаузы — происхождение

Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше – 21.

В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами, которые говорят на турецком языке. В российской тюркологии преобладает гипотеза о происхождении гагаузов от обращённых в христианство тюр­ко­языч­ных ко­чев­ни­ков южно-русских сте­пей – булгар, печенегов, половцев, огузов и торков.

В Турции считается, что гагаузы произошли от тюрок-сельджуков, которые переселились на Балканы из Малой Азии в XIII веке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки – что от греков.

В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.

По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.

Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.

В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.

Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.

В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.

Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.

В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.

В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.

В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.

Традиции гагаузов

Ка­лен­дар­ная об­ряд­ность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Вол­чьи празд­ни­ки (Джа­на­вар Йор­ту­ла­ры), от­кры­ваю­щие зим­ний цикл обрядов (с се­ре­ди­ны но­яб­ря).

Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.

Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа.

Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.

В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.

В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.

В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.

В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.

На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.

На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.

У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.

Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.

Жилище и одежда гагаузов

Тра­диционное жи­ли­ще гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бю­юк», «евь») с за­ва­лин­кой («при­спа») и ве­ран­дой на де­ревянных или кир­пич­ных стол­бах вдоль сте­ны, которая обращена на улицу. К до­му обычно пристраивалась кух­ня и другие хо­зяйственные по­ме­ще­ния.

Ком­на­ты гагаузы укра­ша­ли ков­ра­ми с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёр­ном фо­не, тка­ны­ми по­ло­ви­ка­ми и вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми.

Гагаузские женщины носили ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху и без­ру­кав­ное пла­тье с ши­ро­ким шер­стя­ным крас­ным поя­сом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).

Зимой женщины надевали пла­тье с ру­ка­ва­ми, су­кон­ную коф­ту и ов­чин­ную без­ру­кав­ку («жу­грант­лы мин­тан­ка») с кожаной аппликацией.

Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.

Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и ши­ро­кие су­кон­ные шта­ны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («ме­шин»), без­ру­кав­ку-мин­тан­ку и ко­рот­кую курт­ку, украшенную цветной строч­кой («кюрк»).

Занятия и ремёсла, кухня гагаузов

К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.

Пи­ща гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).

Гагаузы пекут традиционные пресные лепёшки-питы, слоё­ные пи­ро­ги с тво­ро­гом и брын­зой («кыыр­ма»), а из квашеного теста — пирожки (karmyarik), в которые запекают брынзу, капусту и творог.

Они также готовят фар­ши­рованные ба­ра­ни­ной со спе­ция­ми же­луд­ки («ка­ур­ма»).

По празд­ни­кам на столе у гагаузов обязательно присутствует хо­ло­дец («пача»), а для жерт­во­при­но­ше­ний они варят «кур­бан» – пше­нич­ную ка­шу.

Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.

Главный напиток гагаузов – крас­ное ви­но.

Фольклор гагаузов

Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.

В гагаузском фольклоре много легенд о луш­ни­цах, которые предсказывают судь­бу ре­бён­ка, и вол­шеб­ных сказок, в которых живёт древний культ волка.

В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.

Во­каль­ная культура гагаузов представляет два стиля: «тур­ку» (ли­рические, эпические, сва­деб­ные, си­рот­ские песни, бал­ла­ды, пла­чи) и «маа­ни» (час­туш­ки).

Гагаузские танцы: «Аар ой­ун», «Фыр­ли кун­дак», «Ка­дын­жа». Об­ря­до­вые ме­ло­дии: «Пер­не­ля» (пас­ту­ше­ская), «Ге­лин ха­ва­сы» (ме­ло­дия не­вес­ты), «Ала­мак ава­сы» (плач).

Народные инструменты: сви­рель, ка­уш (3-струн­ный смыч­ко­вый наподобие болгарской га­дул­ки), коб­за, ка­вал, гай­да, скрип­ка, различные идиофоны.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *