Когда мастером кристофори была создана механика современного фортепиано
Перейти к содержимому

Когда мастером кристофори была создана механика современного фортепиано

  • автор:

История изобретения фортепиано

Все музыкальные инструменты могут быть разделены на три группы в зависимости от способа звукоизвлечения. Это струнные инструменты, духовые инструменты и ударные инструменты. Предшественниками фортепиано могут считаться такие инструменты, как клавикорд, клавесин и дульцимер.Но если мы посмотрим ещё дальше, то становится ясно, что фортепиано – потомок монохорда. Другими словами, основываясь на истории происхождения фортепиано, его можно отнести к группе струнных инструментов.

Происхождение фортепиано

Origins of the piano

Механизм фортепиано такой же, как и у дульцимера

The dulcimer

Фортепиано можно отнести к группе струнных инструментов, основываясь на том, что звук появляется из-за вибрации струн. Но его также можно отнести и к ударным инструментам, потому как звук появляется из-за удара молоточков по струнам. Это роднит фортепиано с дульцимером.

Дульцимер появился на Ближнем Востоке и получил распространение в Европе в XI веке.Он представляет собой корпус с натянутыми сверху струнами. Как и в фортепиано, небольшой молоточек ударяет по струнам. Вот почему дульцимер считается прямым предшественником фортепиано.

Клавикорд – большой шаг к фортепиано

The clavichord

Фортепиано также относится к семейству клавишных инструментов.Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Они происходят от органа, на котором для образования звука воздух посылается через определённые трубки. Мастера усовершенствовали орган и разработали инструмент, который стал на шаг ближе к фортепиано, – клавикорд.

Впервые клавикорд появился в XIV веке и обрёл популярность в Эпоху Возрождения.При нажатии клавиши металлический штифт с плоской головкой – тангент – ударяет по струне, вызывая вибрацию. Таким образом, можно извлечь звук в диапазоне от четырёх до пяти октав.

Схожесть фортепиано с клавесином

The harpsichord

Клавесин был создан в Италии около 1500 года и позже получил распространение во Франции, Германии, Фландрии и Великобритании. При нажатии клавиши специальный стержень (шпиллер) поднимался к струне, толкая медиатор, который приводил струны в движение.

Система струн и деки, а также общая структура этого инструмента напоминает устройство современного фортепиано.

Кристофори, создатель первого фортепиано

Фортепиано изобрёл Бартоломео Кристофори (1655—1731) в Италии.

В клавесине Кристофори не устраивало то, что музыканты мало могут повлиять на громкость звука. В 1709 году он заменил щипковый механизм на молоточковый и создал современное фортепиано.

Инструмент сначала был назван «clavicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком). Позже, это название в европейских языках сократили до принятого в наши дни «piano». В русском же языке сохранилось более близкое к оригиналу название – фортепиано.

История фортепиано

Основной деятельностью итальянца Бартоломео Кристофори было создание клавесинов. Но в 1709 году он объявил о том, что создал инструмент с молоточковой механикой, представлявшей собой устройство, в котором при ударе по клавише выскакивал особый молоточек и бил по струне, что позволяло менять громкость инструмента.

Кристофори назвал инструмент «Клавесином, играющим пьяно (тихо) и фоте (громко)». Впоследствии детище итальянца стали называть «пианофорте» или «фортепьяно».

Первоначально фортепьяно было невероятно примитивно, в нем не угадывалось ничего от нынешнего инструмента. Однако после того как в XVIII веке оно получило широкое распространение в европейских странах и началось его производство, фортепиано постепенно усовершенствовалось.

В чем отличие фортепиано Кристофори от современного?

Диапазон первых фортепиано составлял пять октав (61 клавиша), позже он был расширен до 6,5 октав (78 клавиш). Во времена Бетховена – 5-7 октав. К началу XIX века внутренне устройство инструмента было значительно усовершенствовано, оно было уже практически таким, каким мы знаем его сейчас.

Кстати, клавиши фортепиано имели и, нередко, до сих пор имеют накладки из слоновой кости (в более дешевых моделях из пластика). При замене накладок клавиатуры фортепиано мы учитываем все эти особенности.

Первоначально струны натягивали параллельно друг другу. В 1802 году Томас Лауд обнаружил, что в случае если их перекрестить друг с другом, то длинные струны можно будет натянуть на небольшую площадь, что даст более эффективное равновесие звука путем определенного размещения штегов. В 1845 году Чиккалинг перекрестил струны в двух плоскостях. В те времена струны изготавливались из железной проволоки, басовые –из меди. Сталь стали применяться лишь в 30-50-х годах XIX века.

До сих пор, когда делаем замену дискантовых струн для клиентов, мы учитываем это расположение и оно имеет свои особенности, отличается от замены медных басовых струн.

Как развивалось фортепиано

Увеличение числа струн приводило к большей их силе натяжения. Постепенно деревянной раме фортепиано потребовались специальные металлические распорки. Кроме того оказалось, что сохранить высоту звука можно с помощью металлической рамы. В 1851 г. Чеккалинг представил на суд фортепиано с литой металлической рамой, а через несколько лент Стейнуэй предложил двухслойную намотку струн. Все это стало огромным шагом на пути к созданию современного фортепиано.

Юлиус Блютнер придумал собственное устройство аликвот: на каждую из трех струн среднего и верхнего регистра он добавил дополнительную. Хотя по ним молоточки и не били, но при ударе по игровым струнам они резонировали и звучали с основными вместе. Собственно, в этом и заключался смысл «резонансных» струн.

До появления педалей в инструментах использовался специальный рычаг, сдвигавший механизм вправо. Педали были изобретены лишь в 1780-х годах. А в 1862 году была изобретена средняя (задерживающая) педаль.

Механика в истории фортепиано

Механика фортепиано, также как и оно само, усовершенствовалось на протяжении многих десятилетий. Одним из самых значительных изменений в ее работе можно назвать создание в 1821 году репетиционного устройства.

Начало истории пианино

1709 год – год, от которого берет свое начало история фортепиано. Пианино появилось двумя веками позже.

День рождения пианино

Пианино в его современном виде появилось в 1826 году. Именно тогда Роберт Уорнум создал механизм, с помощью которого можно было извлекать звук из вертикально натянутых струн.Достигалось это с помощью специальных ленточек (бентиков), оттягивающих молотки.

Конечно, попытки создать подобный механизм предпринимались и раньше. Первые вертикальные фортепиано были достаточно своеобразны: имели пирамидальные и даже жирафовые формы, были громоздки и чрезвычайно неуклюжи. Конструкция молоточков не давала ощущения легкости игры. Перед роялями такие инструменты не выдерживали никакой критики.

Истории пианино по странам

is2

Первоначально основное производство пианино было сконцентрировано в Англии, но уже начиная с 1835 года создание пианино развернулось в Германии, затем в Северной Америке, позже во Франции.

Когда в практику создания роялей ввели чугунные рамы и перекрестнострунные конструкции, появилась идея использоват данное нововведение и в пианино.

В последующие века конструкция пианино только усовершенствовалась.

Как работает пианино

is1

Механизм пианино улучшил английский фабрикант и фортепианный мастер Джон Бринсмид, который укрепил у основания шпиллера пружинку, своим свободным концом отходящую наверх, сделал на этой пружинке крючок, соединив его с помощью шнурочной петли с шультером молотка. В результате новый механизм приобрел большую чувствительность и легкость действия. В дальнейшем эта система была усовершенствована Лангером.

Фабрикант из Лейпига Юлий Фейрих ввел в механизм инструмента репетиционное устройство, которое имело дополнительную пружинку, укрепленную на контерфенгере молотка. Эта пружина поддерживала молоток в промежуточном состоянии между ударами, опираясь при этом на верхушку слегка отклонившегося шпиллера.

Дека пианино

В связи с применением в создании пианино более толстых и сильнее натягиваемых струн, его дека, по примеру роялей, также подверглась утолщению и укреплению. В 1911 году была предложена овальная форма деки со сводчатым профилем, что сделало звук более красочным. На протяжении всего XIX века звуковой объем инструмента расширялся от 5 – 5 ½ октав до 7 – 71/3октав.

Наш салон осуществляет профессиональный ремонт деки пианино в короткие сроки.

Так-же рекомендуем:

Bechstein

  • Bechstein Марка:
  • Темно-коричневый Цвет:
  • Высокий Класс:
  • А Состояние:
  • 2 Педали:
  • 290 260 тыс. руб. Цена:

Rosler

  • Rosler Марка:
  • Темный орех Цвет:
  • Средний Класс:
  • АА Состояние:
  • 2 Педали:
  • 104 80 тыс. руб. Цена:

Samick

  • Samick Марка:
  • Темный орех Цвет:
  • Высокий Класс:
  • АА Состояние:
  • 3 Педали:
  • 440 340 тыс. руб. Цена:

Bechstein

  • Bechstein Марка:
  • Темно-коричневый Цвет:
  • Высокий Класс:
  • А Состояние:
  • 2 Педали:
  • 290 260 тыс. руб. Цена:

Rosler

  • Rosler Марка:
  • Темный орех Цвет:
  • Средний Класс:
  • АА Состояние:
  • 2 Педали:
  • 104 80 тыс. руб. Цена:

Samick

  • Samick Марка:
  • Темный орех Цвет:
  • Высокий Класс:
  • АА Состояние:
  • 3 Педали:
  • 440 340 тыс. руб. Цена:

Похожие материалы История фортепиано

  • Пианино и рояль: в чем отличие?
  • Количество клавиш у пианино
  • Фортепиано или фортепьяно: как правильно?
  • Колки и вирбели
  • Чем отличается фортепиано от пианино?
  • Сколько весит пианино
  • Педали фортепиано

История фортепиано. Интересные факты

Энциклопедия АртГранд - Клара Шуман

Хотите стать учеником Музыкальной школы АртГранд?

Чтобы начать обучение в Музыкальной школе АртГранд, пожалуйста, заполните форму обратной связи:

Выбираете подарок для близкого человека?

Подарочный сертификат на обучение в ArtGrand Music School – это подарок, который точно не залежится на полке: в частной музыкальной школе Артема Шаплыко ученики учатся с удовольствием и получают качественное музыкальное образование!

Ждем Вас по адресу: Минск, Немига, ул. Раковская, 16А, Революционная 8

Учреждение дополнительного образования детей и молодежи «Музыкальная школа Артёма Шаплыко»

Режим работы: с 9.00 до 21.00, ежедневно — учебные классы. С 9:00 до 18:00 (обед с 13 до 14), будние дни — администратор.

Фортепиано (фортепьяно)

Фортепиано – класс музыкальных инструментов, представленный пианино и роялем. В основе их конструкции лежат, корпус, дека, клавиши и струны. Название класса музыкальных инструментов произошло от итальянских слов «громко» и «тихо» (forte и piano).

Предшественником современного фортепиано были клавесин и клавикорд. Молоточковое фортепиано, по сути, стало логическим «продолжением» клавикорда, но клавесин из-за своего звучания был более популярным музыкальным инструментом, хоть и не имел перспектив дальнейшего развития. Молоточковый способ извлечения звуков из струн давал гораздо больше возможностей.

Каталог инструментов:

История фортепиано началась в семнадцатом веке в Европе. Прорыв в создании конструкции, которая легла в основу молоточкового фортепиано, совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори. Ориентировочно в 1698 году Кристофори изобрел фортепианную механику. Молоточковое фортепиано Бартоломео Кристофори стало не только первым, но и впоследствии долгие годы являлось лучшим. Механика, созданная в 1698 году, была усовершенствована лишь во второй половине 18-го столетия.

Сразу после изобретения фортепиано Кристофори Бартоломео музыкальный инструмент по достоинству оценили композиторы и музыканты. В восемнадцатом столетии многие европейские мастера стали работать над усовершенствованием фортепиано. Над музыкальным инструментом работали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие выдающиеся мастера. Результаты активной работы над фортепиано определили развитие конструкции и механизма музыкального инструмента на долгие годы вперед. Ну а ближе к девятнадцатому веку возникает целая индустрия производства фортепиано.

Вся история фортепиано неразрывно связана с регулярным совершенствованием конструкции музыкального инструмента посредством внесения в его конструкцию существенных изменений. К примеру, в 1808 году Себастьян Эрар изобретает механизм двойной репетиции (однако он был запатентован лишь в 1822 году). Суть данной технологии заключалась в том, что стало возможным более быстрое повторение звука, что способствовало повышению динамичности игры и придавало мощь и силу звучанию музыкального инструмента. Кроме того, данная технология позволила извлекать звуки при непрерывно поднятом резонансном демпфере – это давало эффект, схожий с игрой на грифе струнного музыкального инструмента.

В конце восемнадцатого века в США и Англии началось производство фортепиано, оснащенного металлической рамой. Она выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков мастер из Филадельфии Джон Айзек Хокинс изобретает пианино современного типа. В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, патентует цельную литую металлическую раму. Одно из наиболее «свежих» крупных нововведений стало использование рамы из чугуна, что позволило увеличить натяжение струн, повысив их толщину, и получить более сильный и полный тон. Несколько позже для того, чтобы достичь равномерного натяжения по поверхности рамы, струны стали располагать крест-накрест друг над другом.

Фортепиано подразделяется на пианино и рояль. Пианино используется для учебных занятий и любительского музицирования. Главное отличие в конструкции заключается в вертикальном расположении струн, механики и деки. Со временем появляются различные виды пианино, к примеру, компактное пианино черного цвета является не только музыкальным инструментом, но и полноценным предметом интерьера.

В двадцатом веке ввиду стремительного технического прогресса в конструкции пианино находят отражение различные новшества. Так, в первой трети века особой популярностью пользовалось механическое пианино – инструмент, способный автоматически воспроизводить музыку, записанную на перфорированной ленте из бумаги. На сегодняшний день существует компьютеризированный аналог такой самоиграющей системы. Также для покупки доступны электронные клавишные инструменты.

В настоящее время производство роялей и пианино осуществляется рядом крупных концернов и компаний, в том числе фирмами Bechstein, Blüthner, Bösendorfer, Fazioli, August Förster, Kawai, Petrof, Steinway & Sons, Yamaha.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *