Местоположение персии история 5 класс
Перейти к содержимому

Местоположение персии история 5 класс

  • автор:

Персидская держава

В древности Персидская держава, простиравшаяся от Египта до реки Инд, была одной из самых мощных и влиятельных империй своего времени. Она объединила в себе некогда великие царства: Нововавилонское, Лидийское, Мидийское. В его состав вошел и покоренный Египет, большое количество народов и племен.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Образование персидской державы

После крупного восстания в 612 году до н. э. Ассирийская держава распалась, и на ее территории было образовано три крупных государства:

  • Нововавилонское царство, объединившее в себе Палестину, Сирию и Финикию. Его столицей был город Вавилон.
  • Лидийское царство – так называемая «золотая земля» между Эгейским, Средиземным и Черным морями. Столица – город Сарды.
  • Мидийское царство, располагавшееся на высоком Иранском нагорье в восточной части Междуречья. Столицей Мидии был город Эктобаны.

Природно-климатические условия этого региона были весьма суровыми, поскольку большая часть нагорья находилась под властью знойных пустынь и степей. В состав Мидии входили различные иранские племена, которые постоянно сражались за свою независимость. Наиболее активными среди них были племена персов, живших на побережье Персидского залива.

Образование великого Персидского государства берет свое начало в 550 году до н. э., когда персидский правитель Кир II объединил племена персов и поднял их на восстание против мидян. Противостояние, длившееся три года, закончилось падением Мидийского царства. Покорив древнее государство, Кир II провозгласил себя царем Персидской державы.

Правители Лидии и Вавилона не смогли объединиться против персов, и также оказались побежденными.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Кир II

Никому прежде не удавалось одержать так много громких побед. Кир Великий стал правителем столь обширного государства, каким никто и никогда ранее не обладал. Его империя занимала огромную территорию, от границ с Индией на востоке и до Средиземного моря на западных окраинах. Столицей Персидской державы стал город Персеполь.

Мощь Персидского царства еще больше укрепилась, когда в 525 году до н. э. сын Кира II Камбиз возглавил военные походы и захватил Египет.

Таблица “Персидская держава”

Важные события

Восстание персов против мидийского царя и захват Мидии

Поражение лидийского царя Креза и завоевание персами Лидии

Захват Вавилона и порабощение Нововавилонского царства

Персидская держава царя царей

В конце царствования Камбиза в Персии началось смутное время, когда знать начала активную борьбу за власть в великой империи. В результате правителем Персии стал Дарий I, чье имя вошло в историю как «Царь царей».

Дарий I

Дарию I удалось еще больше расширить границы Персидского царства, объединив множество народов и стран. Кроме того, ему удалось внести следующие реформы во времена своего правления:

  • Разделение державы на военно-административные округа – сатрапии.
  • Упорядочение системы сбора налогов.
  • Строительство новых торговых путей.
  • Соединение Египта с Персией морским путем через Красное море.
  • Чеканка единой золотой монеты под названием «дарики».
  • Обязательное участие мужского населения покоренных стран в завоевательных походах.
  • Жестокая расправа с изменниками и недовольными.

Персидская империя в период правления Дария была настолько велика, что количество ее подданных составляло, предположительно, 50 миллионов человек. В те времена эта цифра соответствовала половине всего населения Земли.

Персидская держава

Во времена царствования Дария I Персия достигла своего наивысшего рассвета. Однако это не уберегло страну от постоянных заговоров и переворотов. Особенно сильно ослабило Персидское государство противостояние с греками, которые на протяжении многих лет вели борьбу за независимость.

Великое государство было разрушено спустя полтора столетия, когда пришел черед покорять мир Александру Македонскому.

Что мы узнали?

При изучении темы «Персидская держава» по программе 5 класса истории Древнего мира мы узнали, как была образована великая Персидская империя, какие предпосылки послужили для ее формирования. Мы выяснили, кто был основателем Персидской державы, и при каком правителе она достигла наивысшего своего расцвета.

§ 21. Древняя Персия — «страна стран»

В чём отличие державы персов от других стран древности?

1. Возвышение Персии. Страна персов долгое время была отдалённой провинцией Ассирии. Она находилась на месте современного Ирана, занимая территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. В середине 6 века до н. э. начался стремительный подъём Персидского государства. В 558 году до н. э. царём Персии стал Кир II Великий. Он захватил соседнюю Мйдию, затем разгромил Креза — правителя богатейшего царства Лидия, расположенного на восточном побережье Средиземного моря.

Историки предполагают, что первые в мире монеты из серебра и золота стали чеканить в Лидии в 7 веке до н. э. Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку. «Богат, как Крез» — так говорили и до сих пор говорят об очень богатом человеке. Перед началом войны с Персией Крез обратился к предсказателям, желая получить ответ об исходе войны. Те дали двусмысленный ответ: «Перейдя реку, ты погубишь великое царство». Так и случилось. Крез решил, что речь идёт о Персидском царстве, но погубил своё царство, потерпев сокрушительное поражение от Кира.

При царе Кире в состав Персидской державы вошли все земли, некогда принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. В 539 году до н. э. под натиском персов пал Вавилон. В результате завоеваний Кира и его сына владения Персии простирались от Египта до Индии. Персидская держава по территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего мира и стала империей. Завоёвывая страну, Кир не покушался на обычаи и религию её народов. К титулу персидского царя он присоединял титул правителя покорённой страны. В древности многие считали царя Кира Великого образцом правителя. От своих предков Кир унаследовал мудрость, твёрдость и умение властвовать над народами.

Персидская держава в 6 веке до н. э.

Рассмотрите данную карту и карту на с. 92. Сопоставьте территории, завоёванные Персией и Ассирией. Какая из этих стран достигла наибольшего могущества и почему?

2. Гибель Кира Великого. К северо-востоку от Персидского царства простирались земли, на которых обитали воинственные кочевые племена массагетов.

Древнеперсидский золотой кубок

Боевая колесница древних персов

Ими правила царица Томйрис.

Персидский царь двинул свою многотысячную армию в сторону реки Сырдарьи, что в Центральной Азии. В первой битве массагетам сопутствовал успех, но потом персы хитростью одолели часть массагетского войска.

Среди погибших был и сын царицы. Тогда царица дала клятву напоить ненавистного завоевателя кровью. Лёгкая конница массагетов своими внезапными и стремительными нападениями измотала армию персов. В одном из сражений был убит и сам Кир. Томирис приказала наполнить кожаный мех кровью и засунуть в него голову погибшего врага. Так бесславно закончилось почти 30-летнее царствование казавшегося столь могущественным Кира Великого.

3. Величайшая восточная деспотия. В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута. В результате борьбы за власть правителем Персидского государства стал Дарий I, дальний родственник Кира.

Воин из гвардии «бессмертных». Древнее изображение

О событиях, последовавших после смерти Кира Великого, и о первых годах правления Дария известно из Бехистунской надписи. Она была выбита на скале во времена правления Дария I. Высота надписи 7,8 м. Она сделана на трех языках — древнеперсидском, эламском и аккадском. Надпись обнаружил в 1835 году английский офицер Г. Роулинсон. Она позволила расшифровать персидскую, а затем и аккадскую клинопись.

При Дарии Персидская империя ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли «страна стран», а её правителя — «царь царей». Ему беспрекословно подчинялись все подданные. Персидская империя была настоящей восточной деспотией.

Данники Персии. Деталь рельефа из Персеполя

Скульптурное изображение персидского вельможи

4. Управление Персидской империей. Территорию своей огромной империи Дарий разделил на 20 сатрапий. Сатрапия — это провинция, во главе которой стоял назначенный царём управляющий — сатрап. Поскольку эти управляющие часто злоупотребляли своей властью, слово «сатрап» впоследствии приобрело отрицательное значение. Оно стало обозначать чиновника, управляющего по произволу, правителя-самодура.

По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся от уплаты налогов ждала суровая кара.

Дороги не только были проложены между крупными городами, но и достигали самых удалённых уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надёжнее доходили до провинции, Дарий учредил государственную почту. «Царская» дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. Здесь находились гонцы, готовые в любой момент на быстроногих лошадях отправиться в путь и доставить послание царя в любую точку империи.

При Дарии стали чеканить золотые монеты, которые назывались «дарики». В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремёсла.

Главная столица персов Персеполь была построена на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия «бессмертных». Так называлось отборное царское войско, насчитывающее 10 тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. «Бессмертные» были вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжёлыми щитами. Древняя надпись свидетельствовала, что Персеполь строила вся Азия.

Фигурка скачущего всадника из Древней Персии

«Ворота всех народов» в Персеполе

На стенах Персеполя увековечено «шествие народов», входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки — золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот.

5. Религия персов. В глубокой древности персы поклонялись разным богам.

Их жрецов называли магами. В конце первой половины 1-го тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороастр (Заратустра) преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма — «Авеста».

Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахура-Мазда.

Его враг — дух зла и тьмы Ангра-Манью. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей.

Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышениях или на холмах и на них совершали жертвоприношения. Учение Зороастра о борьбе света и тьмы в мире оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох.

Древнегреческий историк Геродот о персах

Главная доблесть персов — мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей.

Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Детей с пяти- до двадцатилетнего возраста они (персы) обучают только трём вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости.

Нет у них ничего более позорного, чем лгать. Позорно также делать долги, в особенности потому, что должник неизбежно должен лгать. В реку они не плюют, рук не моют в реке сами и никому другому не позволяют этого делать, относясь к рекам с глубоким благоговением.

Что можно позаимствовать у древних персов нашим современникам?

1. Какие древние страны вошли в состав Персидской державы? 2. Чем поучительна история жизни царя Кира? 3. Как удавалось персидским царям удерживать огромную покорённую территорию? 4. Выделите признаки понятия «деспотия» и проиллюстрируйте их конкретными примерами. 5. В чём заключались особенности зороастризма?

1. Что из опыта управления Персидской державой применяется во всём мире и в наши дни? 2. Рассмотрите рисунки к параграфу и определите, что было главным в развитии страны. Обоснуйте своё мнение. 3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, составьте рассказ об армии персов.

Мы запомнили, что:

• Персидская империя была самым большим и могущественным государством Древнего Востока;

• персы построили царскую дорогу;

• создали первую государственную почту;

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1. Назовите причины появления империй в древности. Почему это не было повсеместным явлением? 2. Укажите последствия имперских завоеваний для покорённых народов. 3. Почему Персию называли «страна стран»? 4. Сопоставьте положение правителя в Египте, Ассирии, Нововавилонском царстве, Древней Персии.

5. Сравните представления о богах и человеке, характерные для египтян, подданных Нововавилонского царства, персов.

ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Персия – древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название «Персия» все еще употребляется, когда речь заходит об Иране.

Также по теме:

В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р.Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии.

С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

География империи.

Также по теме:

Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. В глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м. На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана. От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Также по теме:

Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, родина самых древних мировых цивилизаций. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.

Персия лежит на путях самых ранних переселений из Центральной Азии. Медленно продвигаясь на запад, переселенцы огибали северную оконечность Гиндукуша в Афганистане и поворачивали на юг и запад, где через более доступные районы Хорасана, к юго-востоку от Каспийского моря, попадали на Иранское нагорье к югу от гор Эльбурса. Веками позже параллельно раннему маршруту пролегла главная торговая артерия, связывавшая Дальний Восток со Средиземноморьем и обеспечивавшая управление империей и переброску войск. На западной оконечности нагорья она спускалась на равнины Месопотамии. Другие важные пути связывали юго-восточные равнины через сильно пересеченные горы с собственно нагорьем.

В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии. См. также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

ИСТОРИЯ

Древний Иран.

Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э.

Ученые предложили назвать коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья. «Каспийский» тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди кочевых племен луров в современном Иране.

Для археологии Среднего Востока центральным вопросом является датировка появления здесь сельскохозяйственных поселений. Памятники материальной культуры и другие свидетельства, найденные в каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V тыс. до н.э. занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству, которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее всего – в V тыс. до н.э. К главнейшим поселениям можно отнести Сиалк, Гёй-Тепе, Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие впоследствии столицей персидского государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились друг к другу глинобитные хижины. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на кладбище в скрюченном («утробном») положении. Реконструкция жизни древних обитателей нагорья производилась на основании изучения утвари, орудий труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы снабдить усопшего всем необходимым для загробной жизни.

Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини-матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном.

Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200–800 до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной – красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана – в Китае.

Ранняя история.

Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Бóльшая часть сведений о потомках древних племен, живших на восточных границах Месопотамии, в горах Загроса, почерпнута из месопотамских летописей. (О племенах, населявших центральные и восточные районы Иранского нагорья, в летописях никаких сведений нет, потому что они не имели связей с месопотамскими царствами.) Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться ок. 3000 до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину.

Нашествие ариев и Мидийское царство.

Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшимися праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии. Они же дали Ирану его имя («родина ариев»). Первая волна завоевателей нахлынула ок. 1500 до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа – на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию.

В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен – согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы – сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами.

Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. В 612 до н.э. мидийский царь Киаксар (правил с 625 по 585 до н.э.) вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу. Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р.Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.

Персидское государство Ахеменидов.

Могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений. Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах стала господствовать в Парсе. В 553 до н.э. Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксара, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава угрожала всему Среднему Востоку. В 546 до н.э. царь Лидии Крез возглавил направленную против царя Кира коалицию, в которую помимо лидийцев вошли вавилоняне, египтяне и спартанцы. Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства. Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое именно государство имелось в виду. Война закончилась победой Кира, который преследовал Крёза до самой Лидии и там захватил его в плен. В 539 до н.э. Кир занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья, сделав столицей Пасаргады, город на юго-западе Ирана.

Камбис, сын Кира, захватил Египет и провозгласил себя фараоном. Умер он в 522 до н.э. Некоторые источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством. После его смерти персидским троном завладел мидийский маг, но несколько месяцев спустя он был свергнут Дарием, представителем более молодой ветви династии Ахеменидов. Дарий (правил с 522 по 485 до н.э.) – величайший из персидских царей, в нем сочетались таланты правителя, строителя и полководца. При нем под власть Персии перешла северо-западная часть Индии вплоть до р.Инд и Армения до гор Кавказа. Дарий даже организовал поход во Фракию (современная территория Турции и Болгарии), но скифы отбросили его от Дуная.

В годы правления Дария греки-ионийцы в западной части Малой Азии подняли восстание. Поддержанное греками в самой Греции, оно положило начало борьбе против персидского господства, которая закончилась только через полтора столетия из-за падения Персидского царства под ударами Александра Македонского. Дарий подавил ионийцев и начал поход против Греции. Однако буря разметала его флот у мыса Афон (Халкидонский п-ов). Через два года он предпринял второй поход против Греции, но греки разгромили огромную армию персов в битве при Марафоне, недалеко от Афин (490 до н.э.).

Сын Дария Ксеркс (правил с 485 по 465 до н.э.) возобновил войну с Грецией. Он захватил и сжег Афины, но после разгрома персидского флота при Саламине в 480 до н.э. был вынужден вернуться в Малую Азию. Оставшиеся годы своего правления Ксеркс провел в роскоши и забавах. В 485 до н.э. он пал от руки одного из своих придворных. В долгие годы царствования его сына Артаксеркса I (правил с 465 по 424 до н.э.) в государстве воцарился мир и процветание. В 449 до н.э. он заключил мир с Афинами.

После Артаксеркса власть персидских монархов над их обширными владениями стала заметно ослабевать. В 404 до н.э. отпал Египет, одно за другим восставали горные племена, началась борьба за трон. Самым значительным в этой борьбе был мятеж, поднятый Киром Младшим против Артаксеркса II и завершившийся поражением Кира в 401 до н.э. в сражении при Кунаксе, недалеко от Евфрата. Большая армия Кира, состоявшая из греческих наемников, с боями пробилась через разваливавшуюся империю к себе на родину, в Грецию. Греческий полководец и историк Ксенофонт описал это отступление в своем произведении Анабасис, ставшем классикой военно-художественной литературы. Артаксеркс III (правил с 358/359 по 338 до н.э.) с помощью греческих наемников ненадолго восстановил империю в ее прежних границах, но уже вскоре после его смерти Александр Македонский уничтожил былую мощь Персидского государства. См. также ДАРИЙ; АРТАКСЕРКС.

Организация государства Ахеменидов.

Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан.

Главным городом государства были Сузы. Вавилон и Экбатана считались административными центрами, а Персеполь – центром ритуальной и духовной жизни. Государство было разделено на двадцать сатрапий, или провинций, во главе которых стояли сатрапы. Сатрапами становились представители персидской знати, а сама должность передавалась по наследству. Такое сочетание власти абсолютного монарха и полунезависимых наместников составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков.

Все провинции соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, «царская дорога» длиной 2400 км, пролегала от Суз до средиземноморского побережья. Несмотря на то, что по всей империи были введены единая административная система, единая денежная единица и единый официальный язык, многие подвластные народы сохраняли свои обычаи, религию и местных правителей. Период правления Ахеменидов отличался терпимостью. Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского хозяйства. Иран переживал свой Золотой век.

Персидская армия по составу и тактике отличалась от прежних армий, для которых были типичны колесницы и пехота. Главной ударной силой персидских войск стали конные лучники, засыпавшие противника тучей стрел, не вступая при этом с ним в прямое соприкосновение. Армия состояла из шести корпусов по 60 000 воинов в каждом и элитных соединений численностью 10 000 человек, отобранных из членов знатнейших семейств и называвшихся «бессмертными»; они же составляли личную охрану царя. Однако во время походов в Грецию, а также во время правления последнего царя из династии Ахеменидов Дария III в бой шла огромная, плохо управляемая масса конников, колесниц и пехотинцев, не способная маневрировать на небольших пространствах и зачастую значительно уступавшая дисциплинированной пехоте греков.

Ахемениды очень гордились своим происхождением. Бехистунская надпись, выбитая на скале по приказу Дария I, гласит: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, населенных всеми народами, давно уже царь этой великой земли, простирающейся еще дальше, сын Гистаспа, Ахеменид, перс, сын перса, арий, и предки мои были ариями». Однако цивилизация Ахеменидов представляла собой конгломерат обычаев, культуры, общественных институтов и идей, существовавших во всех частях Древнего Мира. В то время Восток и Запад впервые вступили в непосредственный контакт, и возникший в результате обмен идеями никогда после этого не прерывался.

Эллинское владычество.

Ослабленное нескончаемыми мятежами, восстаниями и междоусобицей, государство Ахеменидов не устояло перед армиями Александра Великого. Македонцы высадились на азиатском континенте в 334 до н.э., нанесли поражение персидским войскам на р.Граник и дважды разгромили огромные армии под командованием бездарного Дария III – в битве при Иссе (333 до н.э.) на юго-западе Малой Азии и при Гавгамелах (331 до н.э.) в Месопотамии. Овладев Вавилоном и Сузами, Александр направился к Персеполю и предал его огню, очевидно, в отместку за сожженные персами Афины. Продолжая двигаться на восток, он нашел тело Дария III, убитого его собственными воинами. Более четырех лет Александр провел на востоке Иранского нагорья, основывая многочисленные греческие колонии. Затем он повернул на юг и завоевал персидские провинции на территории, которая в настоящее время является Западным Пакистаном. После этого он отправился в поход в долину Инда. Вернувшись в 325 до н.э. в Сузы, Александр стал активно поощрять своих солдат брать себе в жены персиянок, лелея идею о едином государстве македонцев и персов. В 323 до н.э. Александр в возрасте 33 лет умер от лихорадки в Вавилоне. Завоеванная им огромная территория была тут же поделена между его военачальниками, соперничавшими между собой. И хотя замысел Александра Македонского слить воедино греческую и персидскую культуру так и не был осуществлен, многочисленные колонии, основанные им и его преемниками, в течение веков сохраняли своеобразие своей культуры и оказывали значительное влияние на местные народы и их искусство.

После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев. Вскоре местная знать начала борьбу за независимость. В сатрапии Парфия, расположенной к юго-востоку от Каспийского моря в местности, известной под названием Хорасан, восстало кочевое племя парнов, изгнавшее наместника Селевкидов. Первым правителем Парфянского государства стал Аршак I (правил с 250 по 248/247 до н.э.).

Парфянское государство Аршакидов.

Период, последовавший за восстанием Аршака I против Селевкидов, называют либо периодом Аршакидов, либо парфянским периодом. Между парфянами и Селевкидами велись постоянные войны, закончившиеся в 141 до н.э., когда парфяне под предводительством Митридата I взяли Селевкию, столицу Селевкидов на реке Тигр. На противоположном берегу реки Митридат основал новую столицу Ктесифон и распространил свое владычество на бóльшую часть Иранского нагорья. Митридат II (правил с 123 по 87/88 до н.э.) еще больше расширил пределы государства и, приняв титул «царь царей» (шахиншах), стал властителем обширной территорией от Индии до Месопотамии, а на востоке до Китайского Туркестана.

Парфяне считали себя прямыми наследниками государства Ахеменидов, и их сравнительно бедная культура восполнялась влиянием эллинистической культуры и традициями, привнесенными ранее Александром Македонским и Селевкидами. Как и раньше в государстве Селевкидов, политический центр переместился к западу от нагорья, а именно в Ктесифон, поэтому в Иране в хорошем состоянии сохранилось немного памятников, свидетельствующих о том времени.

В годы царствования Фраата III (правил с 70 по 58/57 до н.э.) Парфия вступила в период практически непрерывных войн с Римской империей, который длился почти 300 лет. Противоборствующие армии сражались на обширной территории. Парфяне разгромили армию под командованием Марка Лициния Красса при Каррах в Месопотамии, после чего граница между двумя империями пролегла по Евфрату. В 115 н.э. римский император Траян взял Селевкию. Несмотря на это, парфянская держава устояла, а в 161 Вологес III опустошил римскую провинцию Сирию. Однако долгие годы войны обескровили парфян, а попытки одолеть римлян на западных границах ослабили их власть над Иранским нагорьем. В ряде районов вспыхнули мятежи. Сатрап Фарса (или Парсы) Ардашир, сын религиозного лидера, объявил себя правителем как прямой потомок Ахеменидов. Разбив несколько парфянских армий и убив в битве последнего парфянского царя Артабана V, он взял Ктесифон и нанес сокрушительное поражение коалиции, пытавшейся восстановить власть Аршакидов. См. также АРШАКИДЫ.

Государство Сасанидов.

Ардашир (правил с 224 по 241) основал новую персидскую империю, известную как государство Сасанидов (от древнеперсидского титула «сасан», или «командир»). Его сын Шапур I (правил с 241 по 272) сохранил элементы прежней феодальной системы, но создал в высшей степени централизованное государство. Армии Шапура сначала двинулись на восток и заняли все Иранское нагорье до р. Инд, а затем повернули на запад против римлян. В битве при Эдессе (близ современной Урфы, Турция) Шапур захватил в плен римского императора Валериана вместе с его 70-тысячной армией. Пленных, среди которых были архитекторы и инженеры, заставили работать на строительстве дорог, мостов и ирригационных систем в Иране.

На протяжении нескольких веков в династии Сасанидов сменилось около 30 правителей; часто преемников назначали высшее духовенство и феодальная знать. Династия вела непрерывные войны с Римом. Шапур II, вступивший на трон в 309, за 70 лет своего правления трижды воевал с Римом. Величайшим из Сасанидов признается Хосров I (правил с 531 по 579), которого называли Справедливым или Ануширван («Бессмертная душа»).

При Сасанидах была установлена четырехступенчатая система административного деления, введена фиксированная ставка поземельного налога и осуществлялись многочисленные проекты искусственного орошения. На юго-западе Ирана до сих пор сохранились следы этих ирригационных сооружений. Общество делилось на четыре сословия: воинов, жрецов, писцов и простолюдинов. К последним относились крестьяне, торговцы и ремесленники. Первые три сословия пользовались особыми привилегиями и, в свою очередь, имели несколько градаций. Из высшей градации сословия, сардаров, назначались наместники провинций. Столицей государства был Бишапур, важнейшими городами – Ктесифон и Гундешапур (последний славился как центр медицинского образования).

После падения Рима место традиционного врага Сасанидов заняла Византия. Нарушив договор о вечном мире, Хосров I вторгся в Малую Азию и в 611 захватил и сжег Антиохию. Его внук Хосров II (правил с 590 по 628), прозванный Парвиз («Победоносный»), ненадолго вернул персам былую славу времен Ахеменидов. В ходе нескольких походов он фактически разгромил Византийскую империю, но византийский император Ираклий совершил смелый бросок по персидским тылам. В 627 армия Хосрова II потерпела сокрушительное поражение при Ниневии в Месопотамии, Хосров был низложен и зарезан собственным сыном Кавадом II, умершим несколько месяцев спустя.

Могущественное государство Сасанидов оказалось без правителя, с разрушенной социальной структурой, истощенным в результате долгих войн с Византией на западе и с центральноазиатскими тюрками на востоке. В течение пяти лет сменилось двенадцать полупризрачных правителей, безуспешно пытавшихся навести порядок. В 632 Йездегерд III на несколько лет восстановил центральную власть, но этого оказалось недостаточно. Истощенная империя не могла противостоять натиску воинов ислама, неудержимо рвавшихся на север с Аравийского п-ова. Первый сокрушительный удар они нанесли в 637 в битве при Кадиспи, вследствие чего пал Ктесифон. Окончательное поражение Сасаниды потерпели в 642 в битве при Нехавенде в центральной части нагорья. Йездегерд III бежал как затравленный зверь, его убийство в 651 ознаменовало конец эпохи Сасанидов.

КУЛЬТУРА

Технология.

Ирригация.

Вся экономика древней Персии основывалась на сельском хозяйстве. Количество осадков на Иранском нагорье недостаточно для ведения экстенсивного сельского хозяйства, поэтому персам приходилось полагаться на ирригацию. Немногочисленные и неполноводные реки нагорья не обеспечивали арыки достаточным количеством воды, и летом они пересыхали. Поэтому персы разработали уникальную систему подземных каналов-канатов. У подножия горных хребтов вырывались глубокие колодцы, проходившие сквозь твердые, но пористые слои гравия до подстилающих их водонепроницаемых глин, которые образуют нижнюю границу водоносного горизонта. В колодцах собирались талые воды с горных вершин, покрывающихся зимой толстым слоем снега. От этих колодцев прорывались подземные водоводы высотой в рост человека с расположенными через равные промежутки вертикальными шахтами, через которые поступали свет и воздух для рабочих. Водоводы выходили на поверхность и круглый год служили источниками воды.

Искусственное орошение с помощью дамб и каналов, зародившееся и широко использовавшееся на равнинах Месопотамии, распространилось и на сходную по природным условиям территорию Элама, по которой протекает несколько рек. Эта область, известная ныне как Хузистан, густо изрезана сотнями древних каналов. Ирригационные системы достигли своего наивысшего развития в Сасанидский период. В наши дни еще сохранились многочисленные остатки дамб, мостов и акведуков, возведенных при Сасанидах. Поскольку они были спроектированы захваченными в плен римскими инженерами, то как две капли воды напоминают подобные сооружения, встречавшиеся по всей Римской империи.

Транспорт.

Реки Ирана несудоходны, но в других частях империи Ахеменидов водный транспорт был хорошо развит. Так, в 520 до н.э. Дарий I Великий реконструировал канал между Нилом и Красным морем. В Ахеменидский период велось широкое строительство сухопутных дорог, однако мощеные дороги сооружались в основном в болотистых и горных районах. Значительные участки узких, вымощенных камнем дорог, построенных при Сасанидах, встречаются на западе и юге Ирана. Необычным для того времени был выбор места сооружения дорог. Они прокладывались не по долинам, вдоль берегов рек, а по гребням гор. В долины дороги спускались только для того, чтобы дать возможность перейти на другой берег в стратегически важных местах, для чего возводились массивные мосты.

Вдоль дорог на расстоянии дневного пути одна от другой были построены почтовые станции, где меняли лошадей. Действовала очень эффективная почтовая служба, причем почтовые курьеры покрывали до 145 км в день. Центром разведения лошадей с незапамятных времен была плодородная область в горах Загроса, расположенная по соседству с трансазиатским торговым путем. Иранцы с древности начали использовать верблюдов в качестве вьючных животных; в Месопотамию этот «вид транспорта» попал из Мидии ок. 1100 до н.э.

Экономика.

Основой экономики Древней Персии было сельскохозяйственное производство. Процветала и торговля. Все многочисленные столицы древних иранских царств располагались вдоль важнейшего торгового пути между Средиземноморьем и Дальним Востоком или на его ответвлении в сторону Персидского залива. Во все периоды иранцы играли роль промежуточного звена – они охраняли этот путь и оставляли у себя часть перевозимых по нему товаров. При раскопках в Сузах и Персеполе найдены прекрасные изделия из Египта. На рельефах Персеполя изображены представители всех сатрапий государства Ахеменидов, подносящие дары великим властелинам. Со времени Ахеменидов Иран экспортировал мрамор, алебастр, свинец, бирюзу, ляпис-лазурь (лазурит) и ковры. Ахемениды создали сказочные запасы золотых монет, отчеканенных в разных сатрапиях. В отличие от них Александр Македонский ввел единую серебряную монету для всей империи. Парфяне вернулись к золотой денежной единице, а во времена Сасанидов в хождении преобладали серебряные и медные монеты.

Система больших феодальных поместий, сложившаяся при Ахеменидах, дожила до периода Селевкидов, но цари в этой династии существенно облегчили положение крестьян. Затем, в парфянский период, огромные феодальные поместья были восстановлены, и при Сасанидах эта система не изменилась. Все государства стремились получить максимальные доходы и устанавливали налоги на крестьянские хозяйства, скот, землю, вводили подушные подати, производили сборы за проезд по дорогам. Все эти налоги и сборы взимались либо имперской монетой, либо натурой. К концу Сасанидского периода число и величина поборов превратились в невыносимое бремя для населения, и этот налоговый пресс сыграл решающую роль в распаде социальной структуры государства.

Политическая и социальная организация.

Все персидские правители являлись абсолютными монархами, управлявшими подданными по воле богов. Но абсолютной эта власть была лишь теоретически, на деле же она ограничивалась влиянием наследственных крупных феодалов. Правители старались добиться стабильности с помощью браков с родственниками, а также беря в жены дочерей потенциальных или действительных врагов – как внутренних, так и иноземных. Тем не менее правлению монархов и преемственности их власти угрожали не только внешние враги, но и члены их собственных семейств.

Мидийский период отличался весьма примитивной политической организацией, что весьма типично для народов, переходящих к оседлому образу жизни. Уже у Ахеменидов появляется концепция унитарного государства. В государстве Ахеменидов сатрапы несли полную ответственность за положение дел в своих провинциях, но могли подвергнуться неожиданной проверке инспекторами, которых называли глазами и ушами царя. Царский суд постоянно подчеркивал важность отправления правосудия и поэтому непрерывно переезжал из одной сатрапии в другую.

Александр Македонский женился на дочери Дария III, сохранил сатрапии и обычай простираться ниц перед царем. Селевкиды переняли от Александра идею слияния рас и культур на гигантских просторах от Средиземного моря до р. Инд. В этот период происходило быстрое развитие городов, сопровождавшееся эллинизацией иранцев и иранизацией греков. Однако среди правителей не было иранцев, и их всегда считали чужаками. Иранские традиции сохранялись в районе Персеполя, где строились храмы в стиле эпохи Ахеменидов.

Парфяне попытались объединить древние сатрапии. Они сыграли также важную роль в борьбе с наступавшими с востока на запад кочевниками из Центральной Азии. Как и раньше, во главе сатрапий стояли наследственные наместники, новым же фактором стало отсутствие естественной преемственности царской власти. Легитимность парфянской монархии перестала быть неоспоримой. Преемник выбирался советом, составленным из знати, что неизбежно приводило к нескончаемой борьбе между соперничавшими группировками.

Сасанидские цари предприняли серьезную попытку возродить дух и первоначальную структуру государства Ахеменидов, отчасти воспроизведя его жесткую социальную организацию. В нисходящем порядке располагались вассальные князья, наследственные аристократы, знать и рыцари, жрецы, крестьяне, рабы. Государственным административным аппаратом руководил первый министр, которому подчинялось несколько министерств, в том числе военное, юстиции и финансов, каждое из которых имело свой штат умелых чиновников. Верховным судьей был сам царь, правосудие же отправлялось жрецами.

Религия.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств – богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак.

Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода – металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., – содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Ахурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Майню), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Майню могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Ахурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам, а начиная с правления Артаксеркса II древний иранский бог Солнца Митра и богиня плодородия Анахита получили официальное признание.

Парфяне в поисках собственной официальной религии обратились к иранскому прошлому и остановились на маздаизме. Традиции были кодифицированы, а маги вновь обрели прежнюю власть. Официальным признанием, а также популярностью в народе продолжал пользоваться культ Анахиты, а культ Митры перешагнул западные границы царства и распространился на большей части Римской империи. На западе Парфянского царства терпимо относились к христианству, получившему здесь широкое распространение. В то же время в восточных областях империи греческие, индийские и иранские божества соединились в едином греко-бактрийском пантеоне.

При Сасанидах преемственность была сохранена, но при этом произошли и некоторые важные изменения в религиозных традициях. Маздаизм пережил большинство ранних реформ Заратуштры и оказался связанным с культом Анахиты. Чтобы соперничать на равных с христианством и иудаизмом, была создана священная книга зороастрийцев Авеста, сборник древних стихов и гимнов. Маги по-прежнему стояли во главе жрецов и были хранителями трех великих национальных огней, а также святых огней во всех важных поселениях. Христиане к тому времени уже давно подвергались преследованиям, их считали врагами государства, поскольку отождествляли с Римом и Византией, но к концу правления Сасанидов отношение к ним стало более терпимым и в стране процветали общины несториан.

В Сасанидский период возникли также и другие религии. В середине 3 в. проповедовал пророк Мани, который развивал идею объединения маздаизма, буддизма и христианства и особенно подчеркивал необходимость освобождения духа от тела. Манихейство требовало от жрецов безбрачия, а от верующих добродетельности. Последователи манихейства должны были соблюдать посты и возносить молитвы, но не поклоняться изображениям и не совершать жертвоприношений. Шапур I благосклонно относился к манихейству и, возможно, намеревался сделать его государственной религией, но этому резко воспротивились все еще могущественные жрецы маздаизма и в 276 Мани был казнен. Тем не менее манихейство еще на протяжении нескольких столетий сохранялось в Центральной Азии, Сирии и Египте. См. также МАНИХЕЙСТВО.

В конце 5 в. проповедовал еще один религиозный реформатор – уроженец Ирана Маздак. Его этическая доктрина соединяла как элементы маздаизма, так и практические представления о ненасилии, вегетарианстве и общинной жизни. Кавад I поначалу поддержал секту маздакийцев, но и на этот раз официальное жречество оказалось сильнее и в 528 пророк и его последователи были казнены. Появление ислама положило конец национальным религиозным традициям Персии, но группа зороастрийцев бежала в Индию. Их потомки, парсы, все еще исповедуют религию Заратуштры. См. также ЗОРОАСТРИЗМ.

Архитектура и искусство.

Ранние изделия из металла.

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего – касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9–7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Ахеменидский период.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Парфянский период.

Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних – эллинистические, в других – буддистские, в третьих – греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

Сасанидский период.

Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий – царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Письменность и наука.

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком.

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка – древнеперсидский, арамейский и эламский.

Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили около 30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Особое внимание уделялось мореходству и установлению морского сообщения. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом – вначале на зенде, а потом – на авестском языке.

В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов, Книга чинов, Страны Ирана и Книга Царей. Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

История 5 класс 27 урок: Персидская держава.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по всеобщей истории для 5 классов (Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свиницкая. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»)

Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций ( Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения данного материала является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по во­просу расширения территории державы.

Систематизировать учебную инфор­мацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

Кратко рассказывать легенды о пер­сидских царях

Скачать:

Вложение Размер
Office presentation iconurok_27_persidskaya_derzhava.ppt 796.5 КБ
Microsoft Office document iconkartochka_persiya.doc 413 КБ
Microsoft Office document iconurok_27_persiya.doc 61.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Персидская держава « царя царей» Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

Цель урока: 1.Способствовать формированию понятия «империя, развитию умения выделять характерные черты Персии как самой большой и державы Древнего Востока; 2.Создать условия для рассмотрения процесса складывания Персидской державы, выделения факторов, способствующих возвышению и расцвету Персидской державы, эффективному управлению огромным государствам ;

План урока: Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидская держава при Дарии Первом.

1. Три великих царства в Западной Азии После гибели ассирийской державы все Двуречье покорилось вавилонскому царю. Ассирия- покорилась вавилонскому царю, который становится самым большим и знаменитым городом в Западной Азии. Город Вавилон

1. Три великих царства в Западной Азии Ассирия- покорилась вавилонскому царю, который становится самым большим и знаменитым городом в Западной Азии. Город Вавилон

1. Три великих царства в Западной Азии Купцы привозили сюда товар. Обнесённый мощными стенами, он казался неприступной крепостью Город Вавилон

1. Три великих царства в Западной Азии Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия. .

1. Три великих царства в Западной Азии В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство . На берегах рек Азии можно было найти крупицы золота . Именно в Лидии в VII веке до н.э начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром.

1. Три великих царства в Западной Азии Богатство лидийского царя Креза вошло в поговорку. Он был самым богатым царём того времени. Царь Крез

1. Три великих царства в Западной Азии К востоку от Лидии находилось третье царство – Мидия . Ее территория была обширна, но жившие здесь население не всегда подчинялись мадийскому царю .

2. Завоевания персов Стр. 92

Кир – первый персидский царь 550 г. до н. э. – восстание персов против мидийкого царя и завоевание Мидии. 547 г. до н. э. – поражение лидийского царя Креза и завоевание персами Лидии. 538 г. до н. э. – захват Вавилона персами. 525 г. до н. э. – захвати Египта персами Дарий первый – царь Персии Персеполь – столица Персидской державы. 2. Завоевания персов

Самым могущественным правителем Персии был Дарий Первый . Окруживший себя тайными осведомителями, которые назывались «глаза и уши царя». Статуя Дария I. 3. Персидская держава при Дарии Первом.

Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которой называли царской На ней каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь . 3. Персидская держава при Дарии Первом.

Население завоеванных стран платило налоги. Египет и Вавилония должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Огромные средства уходили на строительство дворцов в Персеполе и в других городах 3. Персидская держава при Дарии Первом.

§19 , записи в тетради Домашнее задание:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Урок 27. Персидская держава

-Способствовать формированию понятия «империя, развитию умения выделять характерные черты Персии как самой большой и державы Древнего Востока;

-Создать условия для рассмотрения процесса складывания Персидской державы, выделения факторов, способствующих возвышению и расцвету Персидской державы, эффективному управлению огромным государствам;

-содействовать развитию умения работать с картой

Тип и вид урока

Изучение нового материала. Урок – путешествия

Планируемые результаты (предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и знания событий и явлений прошлого и современности

Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопомощи

Владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации.

Основные содержания темы, понятия, термины

Местоположение страны персов. Возвышение Персии при Кире и Дарии. Система управления персидской державой: сатрапии, сбор налогов, государственная почта, гвардия «бессмертных». Военные походы, управление подвластными территориями. Взятие Вавилона персами (538 г. до н.э). Захват Египта персами ( 525 г до н .э) . Начало чеканки первой монеты (7-ой век до н.э) Расцвет державы при Дарии. Персы, «царь царей», сатрапии

Учебник. Учебная карта «Персидская держава в 6 веке до н .э»

1.Три великих царства в Западной Азии

3.Персидская держава при Дарии Первом

Организационная структура урока

Формы, методы и методические приемы

Характеристика основных видов деятельности

Фронтальный, словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Фронтальная, индивидуальная, беседа. Словесный

Сообщение учителя, беседа

Проверяет домашнее задание

Рассказывают о Ассирийской державе

Познавательные : воспроизводят по памяти информацию

3.Постановка учебной задачи

Сообщает тему урока. Предлагает сформулировать учебную задачу.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение новых знаний и способов действия.

Рассказ учителя о Трех великих царствах в Западной Азии .

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа

Рассказывает о великих царствах Западной Азии, организует работу с картой

Слушаю учителя. Узнают о царствах Западной Азии

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа с картой

Работа с учебником и документом (стр.91-92) Завоевания персов

Словесный практический. Работа с текстом, документом, картой и картиной

Предлагает прочитать п.2 параграфа 19, рассмотреть картинки и ответить на вопросы

Приводит к выводу, что в 538 г до н.э был захвачен Вавилон персами и в 525 г до н.э был захвачен Египет персами

Находят на карте территории, на которых возникло Персидское государство

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; высказывают свое мнение

Работа с картой, беседа по вопросам

Рассказ учителя. Персидская держава при Дарии Первом

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой

Рассказывает о Персидской державе при Дарии Первом, предлагает посмотреть на карту и найти территории Персидской державы при Дарии

Слушаю учителя. Узнают о Персидской державе при правлении Дария Первом , работа с картой

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа с картой

5.Закрепление знаний и способов действия

Беседа, рассказ, работа с картой

Предлагает ответить на вопросы учебника на стр.94, показать на карте территории Персидской державы при Дарии Первом

Ответить на поставленные вопросы в учебнике

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество уровень усвоения

Беседа по вопросам, работа с картой

+На уроке я работал…

+Своей работой на уроке я…

+Урок для меня показал

+Материал на уроке мне был…

Заканчиваю предложения: активно/пассивно доволен/недоволен коротким/длинным не устал/устал понятен/непонятен полезен/неполезен интересен/скучен легким/трудным интересно/ неинтересно

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способами саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

7.Инормация о домашнем задании

Фронтальная, словесный, сообщение учителя

Комментирует задание: параграф 19 и объяснить значение слов на стр.90

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Ресурсный материал к уроку

«Три великих царства в Западной Азии»

После гибели ассирийской державы все Двуречье покорилось вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Купцы привозили сюда товар со всех концов света. Обнесенный мощными стенами, он казался неприступной крепостью. Вавилонские войска захватили финикийские города, Сирию, Палестину и Иерусалим., разрушен был и храм, построенный при Саломоне., а население было взято в плен.

Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия.

В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство . На берегах рек Азии можно было найти крупицы золота. Именно в Лидии в 7 веке до н.э начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром.

К востоку от Лидии находилось третье царство – Мидия. Ее территория была обширна, но жившие здесь население не всегда подчинялись мадийскому царю.

Работа с учебником на стр.91-92 «Завоевание персов» и документом

«Персидская держава при Дарии первом»

Самым могущественным правителем Персии был Дарий Первый, чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей. которые назывались «глаза и уши царя».

Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которой называли царской . на ней каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь.

Население завоеванных стран платило налоги. Египет и Вавилония должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Огромные средства уходили на строительство дворцов в Персеполе и в других городах.

В Персеполь прибывали посланцы из всех частей обширной державы. Они приносили царю дары от самых далеких стран. Одни вели верблюдов, другие – коней, третьи – баранов. Вавилоняне несли драгоценные кубки, золотые браслеты и вазы. Как писал Геродот: «Все, что произрастает в Персидской державе, и все, что изготавливается ремесленниками, доставляется царю». Только персы ничего не платили, т.к были народом господ.

В личной охране царя было 10 тыс. «бессмертных» воинов, прекрасно обученных и вооруженных.

Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь. Не зря она именовалась «царство стран», а ее властитель носил титул «великий царь, уарь царей».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок «Персидская держава»

сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.

Конспект урока «Персидская держава царя царей»

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: «Персидская держава царя царей».

Конспект урока «Персидская держава»

Конспект урока «Персидская держава» история 5 класс.

Разработка урока «Персидская держава «царя царей» 5 класс

Цель урока: углубление знаний по теме «Древний Восток»Обучающие: изучение восточной персидской державыРазвивающие: совершенствование умений и навыков работы с картой у доски.

Конспект урока «Персидская держава»

Образование персидской державы.

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Персидская держава царя царей».

Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных.

Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»

Цели: — углубление знаний по теме «Древний Восток» — познакомить учащихся с новой страной и её особенностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *