Почему сальери подсыпал яд в бокал моцарта
Перейти к содержимому

Почему сальери подсыпал яд в бокал моцарта

  • автор:

Моцарт

Александра Дюк.

«Я опоздал родиться. Опоздал? Ну почему же я, несчастный Моцарт, страдать все время должен от того, что некто, именем Антонио Сальери, успел родиться раньше на шесть лет. Ведь он же пустоцвет, ведь он же бездарь?

«Волшебную» мне «флейту» освистали. Тупицы, бездари! Ну, а его пустые побрякушки успех имеют громкий. У кого? У публики тупой, что в музыке не смыслит ничего!

И все — ему. И деньги, и монарха благосклонность, и слава, слава. Директор оперного театра! Вот и капелла придворная его. А мне, что мне, свист публики — и только?!

Я опоздал. Но почему же опоздал? Ведь и отец мой, Леопольд, он сделал все, чтоб я сумел нагнать. Учил меня, страдал, ночей не спал. И выучил, сумел. Ведь в возрасте я шестилетнем давал концерты и в империи Австрийской, в Германских княжествах, во Франции, на Альбионе даже. Играл я, музыку писал, и дни и ночи я сидел за клавесином. И что ж? Каков мой титул? «Ученой обезьянкой», не больше и не меньше, назван был — и только. О почему, ну почему, никто не видит, что я гений?! Ну, разве просто так не видно сразу, что лучше музыки моей никто не сочинял еще? Что лучший я, что Богу равен?

Еще и в плагиате обвиняют. Смешно! Ведь я могу сыграть мелодию любую наизнанку, иль вывернуть симфонию любую хоть задом наперед. Да я вниз головой сыграю! Но — становлюсь я в их глазах презренным акробатом, не более. Как шулер, мол! Сжигаю свой талант. О, здесь-то мой талант все признают — мол, тратит он талант на развлеченья, пьет. И что забыл искусство ради дам. Все это ерунда!

А, может, впрямь всему виной Сальери? Ведь если бы не он, то мне б сейчас рукоплескали, мои лишь оперы звучали бы везде и всюду. Да что там говорить! Моей капелла б стала, и моим театр, и был бы я придворным музыкантом. И деньги, были б деньги у меня! И слава!! Женщины, в конце концов.

Но что же делать? Ведь Сальери, хоть старше он меня, здоров, как дуб и крепок. Не слишком много пьет вина, и с девками распутными гулять не любит. И проживет, видать, еще не мало. Вот кабы смерть его прибрала чуть пораньше. Но — как? Случайность? Нет, случайности бывают лишь типа одного — когда теряешь сам ты кошелек, или любимая тебя бросает. А этот будет жить! И жить богато. Мои деньжата получая, заняв то место, что моим должно бы быть. И тратя деньги те, что мне предназначались, обидно мне! Особенно!

Нет! Я сам, я сам, своею собственной рукою должен. Но что? Дуэль? Нет, стану я посмешищем, не боле! Тогда нанять убийцу? Так где же деньги взять, ведь душегубу надо заплатить? Так что же?! Сам.

Я сам. Но это — сказать лишь просто. Как? Удар из-за угла? Ну да. Ведь посильней меня, проклятый он, придворный капельмейстер. Опять же — драка и возня. Кровь. А потом убийцу сыщут! Нет, надо так, чтоб — наверняка, и риску не было б, и шума. Вот — заболел нежданно, да помер, и врачи бессильны были.

Так значит — яд. Ну, что ж, не первый я, и не последний, уж точно, кто к средству верному прибегнуть рискнул. И яд ведь есть, надежный яд, достался мне давненько, но — до сих пор силен. Он действует не сразу, мой милый яд, на ужин принятый, лишь к ночи к смерти он приводит. Без вкуса и без запаха, испил — и не заметил!

Что ж, решено? Что решено?! Убийцей стать? Позор? Но почему ж. Когда других путей Судьба мне не дала. Нет, нет, не так — я лишь Судьбы предначертанье. Но — страшно мне.

Страшно мне? Вот, вот! Доколе буду я лишь жалкой тварью, Судьбою понукаемой и битой? Да кто я, в самом деле? Игрушка ли Судьбы, или ее я Повелитель? Да, стану я Судьбой повелевать! И будет все у ног моих. А сделать-то всего — подсыпать яду другу. Другу? Да он не друг мне, нет, он враг, а враг достоин смерти! И только так. »

— Ведь мы с тобой друзья, Сальери?

— Конечно же, друзья!

— Ты — лучший друг мне, только ты, лишь музыку мою ты — понимаешь!

— Но, почему же, и другие, многие другие.

— Ты — мой учитель!

— Нет, послушай, — садится за клавесин, играет, — не будь тебя, не слыша оперы твоей, такого б я не написал!

— Ну, моего здесь — ничего, или почти что ничего!

— И все ж тебе я благодарен.

— А я тобою восхищен, ты гений, Моцарт! Как я горд, что ты мой друг!

— Да брось, смущаешь ты меня!

— Нет, правда, горд. И двери дома моего распахнуты тебе всегда, дружище!

— Послушай, раз уж мы друзья, пора нам выпить так, как пьют друзья.

— На брудершафт? Пожалуйста, я буду рад, сейчас нальем бокалы мальвазии сладчайшей. Вот этот — вот, тебе, а этот — мне!

— Постой, сыграй сейчас мою любимую, ну, знаешь сам.

«Так, Сальери за клавесин уселся, бездарь, он думает, что нравится его набор нот жалких мне? Ну что ж, момент удачный, и вот он яд, а вот бокал. Густое красное вино, насыпал — и не видно! Теперь не ошибиться бы, хотя — все просто. »

— Всегда я рад сыграть тебе, дружище Моцарт! Давай же выпьем! — пьют, перекрестив руки, — Вот так, как настоящие друзья. Ведь знаю Моцарт, вот — меня забудут, а оперы твои, симфонии да пьесы, их сотни лет еще везде играть все будут!

— Нет, я знаю! И «Реквием» — вершиной станет.

— Мой «Реквием»? Об этом рано говорить еще.
«Да, станет, станет, и как раз он вовремя готов к твоей кончине, счастливчик мой!».

«А все же хитро я придумал. Скрестили руки, и бокалы — тоже. И яд подсыпал я себе, как будто, но потом, поскольку пили мы на брудершафт — попал бокал тот с ядом в рот Сальери. Как хитро! Взял бокал, что рядом, с ядом, перекрестили руки. Но! Постой, постой, ведь я же сам и пил, а не его поил. Пил из того бокала, что сам держал рукой. И сам же взял. Где? Да с собою рядом. И он был с ядом. Нет, не может быть! Так. Нет, все точно! Я выпил яд. Сам выпил я свой яд. Но что же делать?

Доктора! Врача немедля!

Как не идет? Но почему? В долгах я, нечем мне платить? Скажите — умирает. Пусть врач придет. Какой-нибудь! И пусть меня спасает. Холера, вы скажите, у него, быть может. »

Моцарт скончался в холерном бараке. Жена отказалась забирать и хоронить его. Такое ее посмертное отношение к гениальному композитору можно было отчасти понять. Ведь после смерти в доме Моцарта было найдено всего. 5 монет. Конечно, продать бы сейчас те монеты коллекционерам — и вдове бы хватило на безбедную жизнь. Но тогда — это была мелочь из мелочей.

Моцарт, Вольфганг Амадей был похоронен в общей могиле. Рассказывали, что за его гробом шли пять человек, включая могильщиков. Слава пришла к нему позже. Громкая, всемирная слава, позволившая Амадею затмить всех остальных композиторов своего века, исключая, разве что, неожиданно открытого Мендельсоном в пыли архивов Иоганна Себастьяна.

А Сальери, Антонио прожил еще очень, очень долгую жизнь Его путь был прям и прост. Именно он стал первым директором основанной в Вене Консерватории. Писал музыку, оставив после себя свыше 40 опер, работал над теорией композиции, учил детишек этому искусству. И — выучил! Ведь в числе его учеников, а их насчитывалось более шестидесяти, по классу композиции мы видим Бетховена и Шуберта. И, даже совсем дряхлый, успел он Листа поучить. Вот так!

«Моцарт и Сальери»: краткое содержание пьесы Александра Пушкина

«Моцарт и Сальери»: краткое содержание пьесы Александра Пушкина

Одна из ярчайших иллюстраций того, как губительна человеческая зависть, – произведение «Моцарт и Сальери». Кратко пересказываем его сюжет.

Пьеса «Моцарт и Сальери» – часть цикла «Маленькие трагедии» Александра Пушкина. Она рассказывает о двух композиторах, чья дружба была загублена завистью.

Кое-что поясним, прежде чем пересказать сюжет пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» кратко. В пьесе изложена не реальная история смерти Моцарта, которая произошла в Вене 5 декабря 1791 года. Пушкин лишь взял одну из самых известных легенд о кончине прославленного композитора. По ней он был отравлен своим другом и соперником Сальери. Образы героев этой трагедии лишь условно совпадают с реальными прототипами.

Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» можно начать с описания Сальери. Антагонист Моцарта с ранних лет обожал музыку. Занятия ею мальчик предпочитал играм с другими детьми. Сочинять собственные произведения у него получалось с трудом. Только долгой и упорной работой Сальери смог стать музыкальным мастером. Это искусство было для него всем. Порой работа настолько поглощала одежимого музыкой композитора, что он мог позабыть про сон и еду.

Со временем упорство Сальери принесло плоды: он достиг некоторой славы. Признание сделало его счастливым. Увы, композитора крайне расстраивала одна вещь – успехи молодого и одарённого от природы друга Моцарта. Тот не мнил себя великим творцом. Большую часть времени он предавался развлечениям, а свои гениальные произведения писал быстро и легко. Сальери раздражало то, что Моцарт добился известности, не прилагая тех же усилий, что и он.

Сальери решил отравить друга за обедом. Он подсыпал Моцарту яд в бокал с вином. Выпив отравленное питьё, молодой композитор сыграл свой Requiem. Вскоре он почувствовал себя нехорошо и ушёл домой. Убийца Моцарта был потрясён сыгранной мелодией.

Сальери и Моцарт – противоположности в творческом подходе. Один считал, что только результат, достигнутый по науке и упорным трудом, достоин существования. Другой же просто творил по зову вдохновения. Подсыпав Моцарту яд, Сальери искренне верил, что им двигала не зависть, а желание спасти искусство от легкомысленного гения. На самом деле он таким образом хотел оправдать годы своих в основном бесплодных попыток создать шедевры.

Почему Пушкин вложил в уста Моцарта слова: «Гений и злодейство — две вещи несовместимые»

Кто читал Пушкин «Моцарт и Сальери»?
Помогите плиз, очень нужно.

Голосование за лучший ответ

Потому-что это так. Где, кроме фильмов вы видели «Злых гениев»?!

Источник: личный опыт

Пушкин был гением- поэтому и считал, что гений и злодейство — вещи несовместимые, но эти слова были сказаны Моцартом в отношении Бомарше, Моцарт Сальери считал гением, однако во время этого разговора Сальери и подсыпал яд в бокал Моцарта- хотя вроде бы последние исследования показывают, что Сальери в смерти Моцарта не виновен

Похожие вопросы

Почему Сальери плакал убив Моцарта?

Два композитора встречаются в трактире. Моцарт печален, встревожен, полон плохих предчувствий. Какой-то «чёрный человек»
заказал емуреквием, и композитор уверен, что этот реквием он пишет для себя. Во время беседы Моцарт упоминает, что «гений и
злодейство — две вещи несовместные» . Сальери находит случай подсыпать ему яд. Беседа продолжается. Моцарт играет
Сальери отрывки изсвоего реквиема, и тот плачет. Моцарт чувствует себя нездоровым и уходит. Сальери остаётся один — ему не
дают покоя слова Моцарта: неужели он прав, и Сальери — не гений.

Остальные ответы

Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы». http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00769071222169360776

Я думаю, что Сальери плачет слезами освобождения. Его терзала мысль о том, что нет правды на земле и правды нет и выше. Он убедил себя, что избран, чтоб остановить Моцарта. Убить человека всегда тяжело — для этого нужно переступить через себя, через свою совесть.. .Но не убить Моцарта для Сальери ещё тяжелее. И он бросает яд в стакан Моцарта.
А затем, слушая Реквием, плачет.
Как будто тяжкий долг свершил, как будто отсек страдавший член — напряжение, страх, боль, тяжесть спали — и Сальери плачет слезами облегчения!

А бедный наивный Моцарт думает, что Сальери плачет от эстетического наслаждения, от восторга по поводу его музыки, его Реквиема! «Когда бы все так чувствовали силу гармонии! » — восклицает Моцарт про Сальери!
Спектакль театра-студии «Гармония»

Источник: спектакль театра-студии «Гармония»

Доказано, что Моцарт умер не от отравления, но попытка убийства Моцарта со стороны Сальери действительно была.

Откуда вы знаете кто убил Моцарта? Сальерий? Где доказательства? Может он из за этого и плакал, что не он его убивал! А все остальные говорили и говорят что это Сальерий! Я думаю что это другой друг Моцарда, который дописал Реквием убил . Ну не знаю мне так кажется что он черный человек . Ну может простудился. Снег же до колен был! Ну не думаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *