С чем ассоциируется ростовская область
Перейти к содержимому

С чем ассоциируется ростовская область

  • автор:

Чем удивляет гостей Ростовская область на Фестивале РГО

Донской регион впервые принимает участие в Фестивале Русского географического общества, но уже сумел удивить его гостей и запомниться им. Экспозиция Ростовской области не только официально признана самой большой на форуме географии в столичном парке «Зарядье», но также является одной из самых интересных и разнообразных площадок.

Казачьи песни и пляски, яркие народные костюмы, мастер-классы по росписи керамики — лишь малая часть того, с чем знакомит посетителей павильон Ростовского областного отделения РГО. Особый интерес гостей вызвала зона «Эпоха освоения». Здесь представлено воссозданное погребение скифского воина, обнаруженное археологами на территории региона.

На стенде гости могут увидеть настоящий меч с рукояткой в золотом окладе, наконечники пик и сосуд для эфирного масла. Все эти предметы положили в могилу древнего воителя около двух с половиной тысяч лет назад.

Любимейшим местом гостей стал сектор «Эпоха казачества». Здесь воссоздано подворье куреня хутора Старозолотовский. По двору важно ходят гвардейцы Платовской сотни, гостеприимные казачки угощают пышным караваем, мастера народных промыслов проводят мастер-классы по росписи в стиле Семикаракорской керамики. Организаторы увлекательно расскажут посетителям об истории и быте казачества, дадут возможность по-настоящему ощутить себя на Донской земле.

По-своему выделяется и третья зона экспозиции Ростовской области — «Современная эпоха». Здесь гостей ждёт рассказ о самых интересных туристических маршрутах, показ мини-фильмов о путешествиях по Донскому региону и знакомство с заповедником «Ростовский» — уникальным природным объектом европейской части России с редчайшей флорой и фауной.

Многообразие форм подачи информации модераторами стенда, казачьи песни и фильмы о природе Донского края — все эти составляющие экспозиции Ростовской области получили высокую оценку почётных гостей. Выставку уже посетили Первый Вице-президент РГО академик РАН Николай Касимов, Вице-президент РГО академик РАН Александр Чибилёв, Вице-президент РГО, Исполнительный директор Артём Манукян и депутат Государственной Думы Российской Федерации Николай Гончаров.

Познакомиться с культурой и историей Донского края, ощутить его самобытность и увидеть выставку своими глазами можно будет в парке «Зарядье» до 28 августа.

Символика Ростовской области: диалог между традицией и современностью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабайцев Андрей Владимирович

В статье выявляются традиционные и современные значения символов Ростовской области. Автор приходит к выводу, что герб , флаг и гимн области, обладая многоуровневой семантикой , способны объединять различные слои общества, продуцируя на символическом уровне идеи стабильности, устойчивости, развития, движения, свободы и независимости. Символика области также выражает исторические и социокультурные особенности казачьего субэтноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бабайцев Андрей Владимирович

Этнополитические процессы в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях: проблемы, противоречия, перспективы

Формирование современной региональной символики

Казачья эмиграция 1920-1930-х годов: символика историко-культурных традиций и особенности исторической памяти

Казачья эмиграция 1920-1930-х годов: символика историко-культурных традиций и особенности исторической памяти

Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbols of Rostov Region: Dialog between Traditional and Contemporary Characters

The article casts light upon traditional and contemporary characters embodied in symbols of Rostov region . The author makes a conclusion that the regional coat of arms, flag and anthem have multi-level semantics and are able to consolidate different tiers of society. They produce symbolic ideas of stability, steadiness, development, movement, liberty, and independency. Symbols of the region bear, as well, historic, social and cultural features of Cossack sub-ethnics.

Текст научной работы на тему «Символика Ростовской области: диалог между традицией и современностью»

К 75-ЛЕТИЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СИМВОЛИКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ДИАЛОГ МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ

Символы Ростовской области представляют собой «классическую» триаду — герб, флаг и гимн. Они были приняты одними из первых в период российского государственного символо-творчества 1990-х гг.

Любой символ, в том числе и государственный, обладает семантикой — способностью продуцировать различные значения, причем они являются и архаическими и современными. Символы регионов важны для официальной и неофициальной политической культуры России. Это связано с тем, что герб, флаг, гимн выступают не только как государственные идентификаторы, но и как особые семантические образования, не позволяющие распасться политическому полю на разрозненные, не связанные друг с другом части. Несмотря на актуальность данной темы, нет работ, посвященных семантическому анализу символов Ростовской области. В рамках данного исследования мы попытаемся выявить традиционную и современную семантику герба, флага и гимна Ростовской области.

Появившаяся в результате территориально-административных преобразований в 1937 г. Ростовская область сохранила в своем составе ядро казачьей общности. Казаков можно считать субэтносом и квазисословием [1]. Съезд общественно-патриотического Союза казаков Области Войска Донского (ОВД), который проходил в Ростове-на-Дону 17-18 ноября 1990 г., провозгласил возрождение традиционных герба, флага и гимна Войска Донского [2]. Практически в неизменном виде эти символы были утверждены в 1996 г. Законодательным Собранием Ростовской области.

Бабайцев Андрей Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры истории и культурологии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: we20041@yandex.ru, т. 8(863)2738328.

Герб представляет собой «геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого — серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя — выше; в оконечности — золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс. Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа — серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева — серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель — возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющий на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом — четыре сложенных накрест Флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями. Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина» [3].

Герб Ростовской области состоит из следующих элементов: щит (квадрат), трехбашен-ная крепость, золотой колос, река, пернач, насека, булава, бунчук, бобылев хвост, двуглавый орел, три короны, флаги Ростовской области, три вертикальные линии, три полосы, лента. Также имеют значения использованные при создании герба цвета — красный, белый, черный, золотой (желтый), голубой, синий, серый.

Щит семантически связан с квадратом -геометрической фигурой, которая диалектически уравновешивает противоположности,

Andrei Babaitsev — Ph.D. of Philosophy, associate professor of the History and Culturology Department at the Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: we20041@yandex.ru, ph. +7(863)2738328.

воплощая собой идею структуры, порядка, совершенства, целостности, пропорциональности, постоянства, безопасности. Эта графема также связана с такими понятиями, как абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля [4].

Трехбашенная крепость выражает идею защиты. Это символ военной доблести казачества, неоднократного взятия казаками турецкой крепости Азов (существовавшей с 1471 г. в устье Азовского моря), крупнейшей военной базы Османской империи в Северном Причерноморье и Приазовье [5]. Это и символ таможенной крепости: на Дону, выше места впадения в него реки Темерник, у урочища Богатый Колодезь по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт, а в 1761 г. для их защиты началось строительство крепости, названной именем Святого Дмитрия, митрополита Ростовского, причисленного в 1757 г. к лику святых. Крепость с тремя башнями также соотносится с идеей троичности, которая во многих культурах обладает особой семантикой. Она символизирует тройной состав Вселенной: Небо, Землю и Нижний (подземный мир) [6, с. 18—20]. Кроме того, этимология слов «три», «третий», отмечает В.Н. Топоров, во многих языках указывает на «преодоление», «достижение», «проникновение через/сквозь/за пределы» [6, с. 20].

Символический образ золотого колоса говорит о том, что основной сельскохозяйственной культурой области является пшеница. Так, например, в 2011 г. валовой сбор зерновых культур в Ростовской области составил 7872,7 тыс. тонн, в том числе озимой пшеницы 5851,4 тыс. тонн, яровой пшеницы 27,9 тыс. тонн. По сбору зерновых культур область занимает третье место в Российской Федерации*. Этот злак известен человечеству многие тысячи лет. Археологические находки говорят о том, что изделия из пшеницы -продукты самых ранних цивилизаций, умевших возделывать землю и культивировать хлебные злаки [7]. С древнейших времен пшеничные колосья, хлеб (как пресный, так и дрожжевой) и хлебобулочные изделия, а также каши из пшеничных зерен сравнивали с добром, благополучием, богатством,

* Письмо А.В. Бабайцеву из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области № 11.4.2.2-15/1344 от 11.12.2011.

силой, мощью, жизнью вообще. При восприятии колоса образуется семантическая цепь: колос — хлеб — еда (трапеза) — совместная трапеза — социальная группа. А из совместных трапез, говорит М. Вебер, возникает сообщество трапезы, которое является важным средством формирования различных социальных образований [8].

Синяя волнистая линия символизирует прежде всего реку Дон. Это «такая вода, которая динамикой своих разливов, своим течением определяет периоды времени, решающие для человеческого существования» [9]. Река также символизирует движение, плодородие, жизнь/смерть, границу, чистоту. Дон у казаков — богатырь, родитель, отец, батюшка. Он представлялся бородатым стариком с длинными волосами. Именно Дон мифологизируется у казаков в первую очередь. Это отразилось, например, в казачьих сказках: богатырь Тихий Дон помогает главным героям в борьбе с врагами [10]. Извилистая река символизирует и ум, смекалку, находчивость, а поток воды -символ необузданности, неукротимости. Река также является символом завершения подвига, обретения нового статуса, жизни [11]. Синяя волнистая полоса символизирует не только реку Дон, но и Азовское море, а также является проявлением архетипа [12].

В гербе области присутствуют символы атаманской власти, выделявшие его из среды казачества — пернач и насека, а также другие символы власти — бунчук, бобылев хвост, булава. В правой части расположены эмблемы, пожалованные Войску Донскому Петром I, а в левом — преподнесенные Императрицею Елизаветою Петровной [13].

Пернач — древнерусское холодное оружие, представляющее собой разновидность булавы. Она состоит из короткого древка, длиною около 80 см, и металлического навер-шия металлической формы, к головке которой приварено несколько (до двух десятков) металлических пластин, напоминающих перья. Большое распространение получила разновидность одноручного пернача с шестью перьями, называемая шестопером [14, с. 267].

Насека — первоначально прямая палка со стилизованным навершием, на которой делались насечки по числу лет атаманских служений с момента образования войска, а позже длинная деревянная трость (до 1,4 м) с вырезанными на ней узорами в виде ветвей, окрашенная под орех и снабженная серебря-

ной головкой или иным шаровидным (диаметром 6,7 см) навершием [14, с. 266—267].

Булава — холодное оружие (прообраз дубины и палицы) с деревянной или металлической рукояткой и шаровидной головкой на верхнем конце (так называемым яблоком) -ударной частью, нередко снабженной шипами. Длина оружия — около 0,5—0,8 м [15].

Бунчук — древко до 2,5 м. На верхнем конце помещалось острие, к которому привязывался хвост коня либо яка, здесь же были и две серебряные кисти. С XVIII в. бунчук вместе с другими регалиями (клейнодами) жаловался русским правительством казацким атаманам.

Бобылев хвост — частный вид бунчука. (Термин «бобылев» происходит от того, что «бобылем» называли коня чисто белой масти.) Древко наверху имело позолоченный шар, на котором прикреплялся парящий орел, а белые волосы (в золотой сетке) свешивались из шара. Этот знак донские казаки применяли наравне с бунчуком. Означал он волю.

Войсковые регалии выносили в центр Войскового круга, перед выходом атамана [16, с. 23]. Особо значимые символы власти — насека, булава, пернач (или шестопер) — выносились самим войсковым атаманом [16, с. 28].

Двуглавый орел соотносится с гербом Российской Федерации, выступая символом того, что Ростовская область является неотъемлемой частью России. Изображение двуглавого орла в гербе Ростовской области (как и в гербе России) является архетипом [17] и воплощает идею гармонии, равновесия, стабильности и совершенства. Существуют доказательства того, что дуализм — часть человеческой психофизиологии [18], именно поэтому в культурах различных народов возникают двухголовые химеры [19].

В гербе также помещены три короны. Корона — символ избранности, особого социального статуса, власти вообще, а также победы, солнца, света, связи с небом, духовности. Три короны, так же как и трехбашенная крепость, выражают идею троичности.

В навершии герба распложены флаги Ростовской области. Они стилистически соединяют герб с флагом области. Это порождает катоптрический эффект: в гербе два раза «отражается» флаг, что символизирует взаимодействие властей. Присутствует и семантика четверичности: флаг Ростовской области повторяется в гербе четыре раза.

Наиболее общими значениями четверичности являются «выдвижение вперед», «превосхож-дение», «применение силы с целью изменения данного состояния и достижения нового (высшего) состояния», «побеждать», «давать отпор», «защищать», «приводить в движение» [20, с. 119]. Данные лексической типологии свидетельствует в пользу того, что число 4 передается с помощью слов, обозначающих множество, обилие, силу, возрастание [20, с. 120]. Это число также соотносится с Вселенной, горизонтальной структурой, целостностью, идеальной устойчивостью [20, с. 122].

Три вертикальные линии и полосы содержат в себе символизм троичности. Они имеют и другую семантику: вертикали и собственно полосы. Вертикальная линия выступает символом движения вверх, мобильности, трансформации, устремленности, действия. Эта графема соотносится с такими понятиями, как дух, интуиция, образное мышление, совесть, мужское начало [21, с. 7]. Это символ связи между низшим и высшим мирами, он олицетворяет духовный уровень и творческую фантазию [22]. Полоски, как разновидности линий, сами по себе являются символом. М. Пастуро считает, что они выступают символами детства, игры, чистоты и здоровья, а также фильтра (или экрана), который защищает, но не запрещает полностью, останавливая вредное и пропуская полезное [23].

Лента ордена Ленина символизирует орден, которым Ростовская область была награждена 1 октября 1958 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в деле увеличения производства зерна и других продуктов сельского хозяйства [24]. В гербе присутствует символ, взятый из советского периода российской истории. Подобная эклектика связана с желанием авторов герба подчеркнуть преемственность двух эпох — советской и дореволюционной, выражая тем самым бинарность массового сознания, которое не хочет отказываться ни от каких традиций [25]. Лента имеет и другую семантику. Она соотносится с дорогой, символизируя путь, требующий самоотверженности и дисциплины.

Здесь есть и цвета из архетипической триады — красный, белый и черный. Красный символизирует жизнь, кровь, мужчину, связь матери и ребенка, а также добычу, животную пищу, войну, смерть. Этот цвет в высшей степени амбивалентен: он связан как с по-

ложительными эмоциями и смысловыми рядами, так и с отрицательными. Белый — цвет жизни, здоровья, лунного света, женщины, силы, чистоты, цвет семени — символ союза мужчины и женщины, материнского молока -связи матери и ребенка. Белый выступает символом социального единства, сплоченности, традиции. Черный — цвет зла, страдания, болезни, смерти, ночи, тьмы; цвет экскрементов и выделений — символ перехода из одного социального статуса в другой. В то же время черный — цвет дождевых туч, плодородной земли — является символом единства большой группы — общности, — которая функционирует на основе общих жизненных ценностей [26].

Красный, белый и черный имеют и иные символические значения. Красный является символом огня, энергии и мощи, «он пробуждает глубокую страсть — от любви до отвращения, раздражения и слепой ярости» [27]. Семантически красный связан с активностью, агрессией, движением. Белый — холодный, чистый, нейтральный цвет. В.В. Кандинский говорит о белом как о цвете великого молчания, которое недоступно нашему пониманию, молчанию не мертвому, но полному возможностями [28]. Символизм белого также связан со светом. Черный — символ воскрешения, осторожности, мудрости, постоянства [29]. Также этот цвет символизирует власть, силу [30] и будущее [31, с. 172—173].

Золотой (желтый) — веселый, праздничный цвет, создающий хорошее настроение, это цвет блеска и великолепия. Символизм желтого напрямую связан с солярными архаичными культами. Он подобен солнечному свету, а также золоту, поэтому является символом жизни, славы, величия, власти [32]. И.В. Гете говорит о том, что этот цвет отличается «ясностью, веселостью и мягкой прелестью» [33].

Серый — холодный, деловой, нейтральный цвет, он создает ощущение стабильности. Наиболее частые ассоциации — серьезность, скромность, функциональность, устойчивость, постоянство. Серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным, «он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции . это нейтралитет» [34].

Семантика голубого и синего практически одинакова. Символизм голубого в гербе напрямую связан с теми ассоциациями, которые он вызывает: чистая вода Тихого Дона, мирное небо. Синий является символом

вечности, бесконечности, так как он соотносится с небом, а также божественной истины, величия, славы [31, с. 244—255]. Этот цвет вызывает умиротворенность чувств, спокойствие. Синий — самый трансцендентный и мистический цвет [35].

В то же самое время красный, синий и желтый являются традиционными цветами донского казачества. Так, юноши и женатые мужчины сверху рубахи (как правило, белой с красной полосой по нижнему краю подола) надевали бешмет, стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета [36, 37]. Красный, синий и желтый присутствовали в единой казачьей форме, принятой в 1774 г. для Азовского, Таганрогского и Дмитрия Ростовского полков. Эта форма состояла из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом [14, с. 268].

Таким образом, герб Ростовской области — это особое семантическое образование, которое состоит из нескольких элементов, являющихся самостоятельными символами, имеющих свою «историю», свои значения и смыслы. Элементы, соединившись в единый символ, сохранили прежние значения и смыслы и приобрели современные. Особенность герба заключается в сочетании старых, казачьих символов с советским, что выражает неизменность, стабильность, традицию, преемственность.

Флаг Ростовской области представляет собой «прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — желтого и нижней -алого цвета. Вертикально вдоль древка расположена белая полоса, составляющая 1/5 часть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 2:3» [38].

Флаг включает в себя: три горизонтальные линии, три горизонтальные полосы, вертикальную линию, вертикальную полосу, а также белый, синий, желтый, красный цвета.

Горизонтальная линия ассоциируется с землей и водой. Прямые горизонтальные линии указывают на стабильность, неизменность, постоянство, устойчивость, утверждение. Это статичный, лишенный движения и динамизма символ.

Горизонталь соотносится с «горизонтальными» понятиями — материя, «здравый смысл», аналитическое мышление, проза, динамика, время, запад, женское начало, вода

[21, с. 7]. Горизонтальная линия, по мнению В.А. Фаворского, — это образ движения человека вокруг собственной вертикальной оси, при рассмотрении горизонта или движения вокруг чего-либо вертикально стоящего [39]. Горизонт — это также некий предел, граница, рубеж. О символизме горизонта говорит Ф. Ницше, который подчеркивает, что «все живое может стать здоровым, сильным и плодотворным только внутри известного горизонта» [40]. Поэтому правомерно утверждать, что полосы на флаге области символизируют исторический горизонт и традицию. Горизонтальные линии также соотносятся с понятием «земля», являющимся основным социокультурным архетипом (ментальностью). Он определяет отношение человека к традиции и обладает «колоссальным эмоциональным и энергетическим потенциалом» [41, с. 110].

Вертикальная линия и вертикальная полоса имеют те же символические значения, что и в гербе Ростовской области, усиливая их при помощи катоптрического эффекта. Белый, синий и красный по смыслу соотносятся с цветами герба, также «зеркально» дублируя основные символические значения. Желтый, в отличие от цвета в гербе области, символизирует калмыков — кочевое неказачье население из буддистов-ламаистов, по приговору Войскового круга и личному почину располагавшихся на свободных кочевьях в задонских степях Войска Донского, попав под казачий присуд Войскового круга и войскового атамана [16, с. 156—157; 42].

Таким образом, флаг области иллюстрирует архетипическую идею четверичности и земли, соотносясь с такими понятиями, как стабильность, неизменность, основательность. В то же время флаг представляет собой идеи устремленности, преумножения, роста, расширения, увеличения, действия.

Гимн Ростовской области был создан на основе песни Ф.И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» (была написана в 1853 г.). Он, являясь «символом сохранения традиций, единства Ростовской области» [43], представляет двойственный символ: музыку и поэтический текст.

Музыка гимна Ростовской области порождает состояние уверенности, внутренней сосредоточенности. В гимне используются следующие средства музыкальной выразительности: тональность f moll; гармония «мажо-

ро-минор»; плагальность; ритм, основанный на четвертных и восьмых долях; поступен-ность; унисонное звучание мужского хора, переходящее в терции в припеве.

Тональность f moll и отсутствие кварт придают мелодии гимна героико-эпический характер, символизируя раздолье, широту, простор. Гармония «мажоро-минор» (чередование грустных и веселых интонаций) наполняет это музыкальное произведение фольклорным элементом, перенося исполнителей и слушателей в народную эмоциональную сферу. Плагальность (преобладание субдоминантовой сферы) придает мелодии эпический характер. В ней отсутствуют «конфликты», она имеет ровные и спокойные гармонические обороты. Равномерное, строгое, скупое движение четвертных и восьмых длительностей почти без пунктирного ритма формируют величественную, эпически выразительную «широкую» мелодию. Она движется без скачков, распевно, что ассоциируется с энергией, мужеством, силой, уверенностью. Гимн связан с традиционным народным казачьим мелодизмом стременной (военной) походной песни [44]. Унисонное звучание мужского хора выступает символом героизма, доблести, воинских казачьих походов, а «расщепление» на терции в припеве подчеркивает народность этого музыкального произведения. В целом гимн активизирует эмоции, связанные со стремлением, размахом, раздольем, свободой, независимостью, волей.

При восприятии этого музыкального произведения вступают в действие два механизма. Во-первых, слушатель, распознавая эмоции, которые входят в структуру художественного содержания музыки, проникается ими, воспринимая их при этом не «со стороны», как чужие чувства, а как свои собственные переживания. Во-вторых, слушатель получает эстетическое наслаждение от восприятия гимна. Музыка гимна также выполняет воспитательную функцию, перестраивая систему ценностей тех, кто воспринимает это музыкальное произведение [45].

Гимн Ростовской области выражает архетип Старика — «статичность пространственно-временных отношений, уравновешенность процессов напряжения и торможения с некоторым акцентом на «своевременность» появления опор, регулярность, периодичность, симметричность» [46]. Этот архетип также воплощает идею стабильности, постоянства,

«накопления энергии», государственности и законности.

Состоит гимн из трех куплетов по четыре строфы (четверостишия). Первый посвящен сакральной связи Тихого Дона и казаков, второй — донской природе, а в третьем связываются прошлое, настоящее и будущее донской земли. Текст гимна пронизан темой свободы и независимости. Слова «свобода», «воля» присутствуют во всех трех куплетах: Тихий Дон послушно отзывается «на призыв свободы», среди зеленых донских степей и золотых нив «вольный слышится призыв», а «В час невзгоды — честь свободы / Отстоят твои сыны». Подчеркивается православность казаков: «Всколыхнулся, взволновался, / Православный Тихий Дон».

Текст гимна сохраняет традиции казацких исторических песен. В основе сюжета лежат типические ситуации, а не какие-то конкретные, отдельные события. Отсутствуют детали, характерные для точной передачи информации. Именно река (а не земля) выступает главным символом Родины: образ Тихого Дона есть в первом куплете. Употребляется эпитет «вольный». Особенно выделяется героизм казаков, их самоотверженная борьба с врагами. Используются повторы: во время исполнения гимна в первых двух строфах повторяются первые слова, две последние строфы воспроизводятся полностью [47].

Употребляется народная фразеология: «всколыхнулся», «послушно отозвался», «слух лаская», «твои сыны» и др. Эти слова и выражения отличаются образностью, позволяют детальнее и конкретнее выразить субъективное, личное отношение к символизируемому объекту — родной земле [48, с. 29]. Используются языковые образы-символы: «православный Тихий Дон», «призыв свободы», «волны нив» и др., которые имеют эмоционально-иносказательный смысл. Применяются конструкции «образного параллелизма», когда сопоставляются два явления посредством их параллельного изображения. Так, православный Тихий Дон «послушно» отзывается на «призыв свободы», в то время как степь донская зеленеет и «золотятся волны нив», с простора «вольный слышится призыв», он ласкает слух. Несмотря на это, отсутствуют казачьи диалектизмы. В тексте гимна есть сравнения: Дон — православный и Тихий, он «всколыхнулся» и «взволновался», как что-то живое, одушевленное, волны

нив соотносятся с золотом и др. Сравнения сопоставляют два или несколько предметов, явлений, качеств, имеющих близкие признаки, и в то же время сохраняется их самостоятельность. Этот прием используется потому, что ассоциации, которые возникают в этом случае, говорят значительно больше, чем простое, логически расчлененное описание [48, с. 56]. Употребляются и метафоры, через которые передается неповторимость и индивидуальность: Тихий Дон, послушно отзывающийся на призыв свободы, «волны нив», «вольная старина». Присутствует перифраза — «твои сыны». Используется и синоним главного для казаков понятия «свобода» -«воля». При помощи морфологических и синтаксических средств в гимне выражается идея свободного казачьего духа, воспринимающий текст все время «сталкивается» с символами свободы и воли: образы реки, которая тихо и плавно течет, бескрайних степей и нив, простора, вольной старины.

Имеет значение и фонетический символизм: во время исполнения гимна звучит протяжный звук [а] — «всколыхнулся», «взвал-навался», «православный», «атазвался», «сва^ боды» и т.д. Таких слов примерно половина. Протяжное [а] ассоциируется с волей, просторами, широтой. В данном случае в звучании присутствует не подражание звуку, связанному с изображаемыми предметом или явлением, а с его пространственным образом [49]. Имеется корреляция длительного [а] с семантикой понятия «большой» [50] и с красным цветом [51], который есть как в гербе, так и на флаге области. Ритмика, «мелодика» фраз, эмоционально-экспрессивная окраска, логические ударения, паузы составляют особую интонацию гимна: казачье-распевную, вольную.

В гимне также присутствует историческая стилизация: через языковые обороты передается образ времени (XVI—XVII вв.), когда казаки формировались и самоидентифицировались как особая субэтническая группа. Имитируется стиль речи, характерный для той эпохи, при этом язык воспроизводится не буквально, а создается образное представление о нем, что вызывает у исполнителей и слушателей ассоциации с историческим прошлым казаков, с традицией.

Гимн Ростовской области воплощает в себе архетипическую идею троичности (три куплета) и четверичности (четыре строфы). В музыке гимна символическими средства-

ми представлен основной архетип Старика, а текст способен вызвать у исполнителей и слушателей патриотические чувства, эмоционально связывая прошлое Донской земли с современностью. Абстрактное понятие «свобода», которое имеет основополагающее значение для всей казачьей культуры, выражено через «широкое» звучание гимна, семантику употребляемых звуков и слов.

Итак мы выяснили, что герб, флаг и гимн Ростовской области отсылают к традиционным символическим образам. Героика прошлого находит выражение в реконструкции символов дореволюционной России. В то же время в гербе используется советский символ — лента ордена Ленина, что позволяет сохранять единый семантический поток, связывая различные хронологические пласты. Флаг области, соотносясь с такими понятиями, как неизменность, расширение и действие, символизирует исторический горизонт и традицию. Гимн, помимо того что представляет основные архетипы (троичности, четверичности, Старика), «иллюстрирует» главную ценность для казаков — «свобода». Существующая символика способна объединить различные слои общества, продуцируя на символическом уровне идеи постоянства, стабильности, устойчивости, и в то же время развития и движения, а также независимости, что выражает исторические и социокультурные особенности казачьего субэтноса.

1. Скорик А.П. Донская казачья субкультура как историческое явление // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. С. 73-77.

2. Сергеев В.Н. Движение за возрождение казачества. Ростов н/Д: Б.и., 1993. 94 с.

3. О гербе Ростовской области // Законы Ростовской области (1994-1998): В 2 т. Т. 1 / Пред. ред-колл. Н.Ф. Беляев. Ростов н/Д: Ростиздат, 1997. 336 с. С. 50-52.

4. Топоров В.Н. Квадрат // Мифы народов мира: Энцикл.: В 2 т. Т. 1. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Большая Рос. энцикл., 2000. 672 с. С. 630.

5. Агафонов А.И. Донские казаки. Грудь в крестах . Из истории пожалований, наград и знаков отличия донского казачества. XVI — начало XX вв. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 552 с. С. 506.

6. Топоров В.Н. К семантике троичности (слав. *1т1хпа и др.) // Этимология. 1977. Отв. ред. О.Н. Трубачев. М.: Наука, 1979. 192 с.

7. Воронина Т.А. Традиции хлебопечения у разных народов мира // Хлеб в народной культуре:

Этнографич. очерки / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М.: Наука, 2004. 414 с. С. 12.

8. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с. С. 108.

9. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. И.С. Свенцицкой. М.: Республика, 1996. 336 с. С. 222.

10. См., напр.: Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов н/Д: Рост. кн. изд-во, 1969. 76 с. С. 35-48.

11. Топоров В.Н. Река // Мифы народов мира. Т. 2. 720 с. С. 376.

12. Кабо В.Р. Круг и крест: размышления этнолога о первобытной духовности. М.: Вост. лит., 2007. 328 с. С. 158.

13. Винклер В.В. фон Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Отв. за вып. Л.И. Арефьева, А.И. Мусатов. Репринт. воспроизв. изд. 1899. М.: Планета, 1991. 223 с. С. 196.

14. Водолацкий В.П., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры: учеб. пособие / Под ред. А.П. Скорика. Ростов н/Д: Терра, 2005. 448 с.

15. Энциклопедия казачества / Сост. Г.В. Губарев. М.: Вече, 2007. 538 с. С. 56.

16. См., напр.: Небратенко Г.Г. Обычаи вольного казачества (XVI — начало XVIII вв.). Ростов н/Д: Артель, 2010. 208 с.

17. См., напр.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 240 с. С. 187.

18. См., напр.: Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет: Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избр. тр. по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. М.: Яз. рус. культуры, 1999. 912 с. С. 505—540.

19. См., напр.: Березкин Ю.Е. Двуглавый ягуар и жезлы начальников (Символы власти и социальные функции в доколумбовой Америке) // Вестн. древней истории. 1983. № 1. С. 163-184.

20. Топоров В.Н. К семантике четверичности (анатолийское *теи- и др.) // Этимология. 1981. Отв. ред. О.Н. Трубачев. М.: Наука, 1983. 192 с.

21. Рылев К.Э. Философия Вертикали + Горизонтали: сб. эссе. М.: Крафт+, 2008. 432 с.

22. Гибсон К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре. М.: Эксмо, 2007. 160 с. С. 82.

23. Пастуро М. Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей: Пер. с фр. М.: Новое лит. обозр., 2008. 128 с. С. 76-86.

24. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Ростовской области орденом Ленина // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 26. С. 805.

25. Раскин Д.И. Новая российская государственность: символы и парадигмы // Геральдика сегодня. Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве [Электронный ресурс]. URL: http://sovet.geraldika.ru/article. php?coatid=6942.

26. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. В.А. Бей-лис. М.: Наука, 1983. 278 с. С. 81-103.

27. Рейд Л. Цвет: Пер. с англ. М.: ЗАО «БММ», 2008. 144 с. С. 20.

28. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. (Живопись.) // Избр. тр. по теории искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Гилея, 2001. 392 с. С. 130-131.

29. Жюльен Н. Словарь символов: Иллюстрир. справ. Челябинск: Урал LTD, 1999. 498 с. С. 457.

30. О’Коннел М., Эйри Р. Знаки и символы: Иллюстрир. энцикл. М.: Эксмо, 2008. 256 с. С. 115.

31. См.: Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. 672 с.

32. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. 3-е изд. Минск: Беларусь, 2005. 152 с. С. 71-75.

33. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета: сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1996. 352 с. С. 323.

34. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета // Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практ. пособие. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. 448 с. С. 160.

35. Балека Я. Синий — цвет жизни и смерти. Метафизика смерти. М.: Искусство — XXI век, 2008. 408 с. С. 109-328.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов н/Д: Гефест, 2010. 256 с. С. 91.

37. Казачья доблесть в картинах и образах / Сост. И.Н. Васильева, В.В. Гарнец и др. Ростов н/Д, 2010. 368 с. С. 21-37.

38. О флаге Ростовской области // Законы Ростовской области (1994-1996) / Пред. ред. Н.Ф. Беляева. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 448 с. С. 54-57.

39. Фаворский В.А. О графике, как об основе книжного искусства // Искусство книги / Сост.

и ред. Ю.А. Молок, В.Н. Ляхов. Вып. 2. М.: Искусство, 1961. 292 с. С. 58.

40. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ф. Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 1. Литературные памятники / Сост. К. А. Свасьян; пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 830 с. С. 163.

41. Фенько А.Б. «Земля» и «огонь» — архетипы российского сознания // Социол. исслед. 1996. № 10. С. 110-117.

42. См.: Булуктаева К.Ю. Конституционно-право -вой статус Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 277 с. С. 14-15.

43. О гимне Ростовской области // Законы Ростовской области (1994-1996). С. 51-53.

44. См. об этом: Гимн Войска Донского. Партитура для духового оркестра и хора с исторической хроникой инспекции хоров трубачей Войска Донского / Сост. С.В. Корсун. Ставрополь, 2000. 8 с.

45. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с. С. 120.

46. Торопова А.В. Музыка как опосредованное самопознание и «внутреннее делание» человека // Форум «Стратегии регионального развития». Пермский виртуальный педагогический совет [Электронный ресурс]. URL: http://gcon.pstu.ac.ru/ pedsovet/programm/ced1-13-7.htm.

47. Соколова В.К. О некоторых особенностях казачьих исторических песен // Народная устная поэзия Дона: Мат-лы науч. конф. по народно -му творчеству донского казачества, 18-23 дек. 1961 г. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1963. 434 с. С. 70-81.

48. Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. 120 с.

49. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М.: Академия, 2004. 432 с. С. 150.

50. Левицкий В.В. Семантика и фонетика. Черновцы: Изд-во Черновец. ун-та, 1973. 104 с. С. 42-43.

51. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 160 с. С. 51-53.

С чем ассоциируется ростовская область

Ростовскую область часто называют воротами Кавказа. Через регион проходят федеральная автомагистраль М4 «Дон» и железнодорожные маршруты, связывающие центр страны с Южным и Северным Кавказом, а также с морскими портами Черного, Азовского и Каспийского морей. Здесь одержал свои первые победы Петр I, здесь родились Антон Павлович Чехов и Михаил Александрович Шолохов, здесь же находятся винодельни, на которых делают знаменитые донские автохтонные вина. Если вы хотите посмотреть на южные степи, мустангов и археологические раскопки, пройтись по ракушечно-песчаной косе, уходящей на 2 километра в залив, – вам сюда.

Как лучше спланировать маршрут

Административный центр Ростовской области – город Ростов-на-Дону. Областной центр является крупнейшим транспортным узлом и связан с городами России авиа- и железнодорожным сообщением. В города и населенные пункты области можно доехать на автобусе с отправлением с Главного и Пригородного автовокзалов. Дорожная сеть в Ростовской области хорошего качества, поэтому добраться до любого места не составит труда.

У Ростовской области как туристического кластера есть одна особенность – основные тематические маршруты затрагивают сразу несколько мест, что дает возможность посмотреть большее количество объектов за одну поездку. Наиболее популярные у туристов направления – связанные с деятельностью Петра I, Шолоховские места, винодельни, история донского казачества. При этом на одну и ту же поездку можно затратить от 4 часов до 3 суток в зависимости от ваших пожеланий и возможностей. Многие туристы отмечают, что в Ростовской области многое предусмотрено и для самостоятельных путешествий – в любом населенном пункте вы всегда найдете, где переночевать и попробовать местную кухню. В регионе хорошо поставлено дело с информацией, поэтому всегда можно выбрать то, что более всего интересно именно вам.

Шолоховские места

Шолоховский район Ростовской области – родина Михаила Александровича Шолохова. За свой знаменитый роман-эпопею «Тихий Дон» писатель был удостоен Нобелевской премии. Наибольший интерес для туристов представляют станицы Вёшенская и Каргинская и хутор Кружилинский, так как здесь расположены основные достопримечательности, связанные с жизнью и творчеством великого писателя. Расстояние от Ростова-на-Дону до Вёшенской по трассе составляет 356 километров, рекомендуем ехать туда на 2 – 3 дня. Остановиться на ночлег можно в гостиницах «Дон» и «Солнечная», а также в санатории «Дон».

Зачем люди туда едут

В Шолоховский район едут для того, чтобы посмотреть на те места, где проходило действие романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина». В станицах сохранились уникальные объекты казачьего быта, благодаря которым можно легко воссоздать картины прошлого, а природные пейзажи вокруг Вёшенской, Каргинской и Кружилинского хутора по сей день привлекают внимание туристов своей красотой и величием.

Как добраться

Доехать можно на автомобиле или на рейсовом автобусе «Ростов-на-Дону – Вёшенская». Отправление с Главного автовокзала, время в пути от 5,5 до 7,5 часов в зависимости от марки автобуса. На автомобиле дорога займет чуть больше 4 часов.

Что делать на месте

В трех километрах от въезда в Вёшенскую установлен памятник «Орлиный взлет», одно из самых харизматичных мест области – отсюда открывается панорамный вид на степь. Сам памятник привлекает внимание монументальностью и мощным размахом крыльев. Знакомство со станицами начинают обычно с посещения мемориального дома-усадьбы М. А. Шолохова. Это большой и светлый дом, в котором полностью сохранена обстановка. В гараже можно посмотреть автомобили писателя, а на конюшне экскурсоводы расскажут о традициях коневодства у казаков.

На хуторе Кружилинском туристам предлагают осмотреть дом, в котором родился Шолохов – настоящий казачий курень, крытый камышом. Здесь же находятся погреб, амбар и фруктовый сад. В станице Каргинской находится еще один дом, который семья Шолоховых приобрела немного позже, в нем прошло детство и отрочество писателя.

Особый интерес у посетителей музея-заповедника вызывают скульптурные композиции «Григорий и Аксинья» и «Дед Щукарь», барельеф в память о встрече вёшенцев с Юрием Гагариным и монумент «Клятва», построенный в честь освобождения района в годы Великой Отечественной войны.

Наиболее известная из природных достопримечательностей – Лебяжий яр, где любил бывать сам Михаил Шолохов. Высота яра составляет 40 метров. Недалеко от него находится знаменитый вёшенский дуб-великан. Возраст дерева – 400 лет, а обхватить ствол целиком возможно только в том случае, если 4 человек возьмутся за руки.

Когда ехать

Лучше ехать в теплое время года, в период с апреля по октябрь. Можно приехать и зимой, но в этом случае природные ландшафты не будут столь привлекательны, как летом, особенно в период распутицы. Если поездка запланирована на фестиваль «Шолоховская весна» (он проходит в мае), то места в гостинице следует бронировать за 3 – 4 месяца. Еще одно знаковое мероприятие – литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки», который проводят каждый год в первое воскресенье сентября (толоки – это старый обычай помогать соседям в работе).

Есть ли на месте какая-то особенная кухня

В станицах и на хуторе туристам предлагают традиционную казачью еду – вареники с творогом, лапшу на бульоне из домашней (!) курицы, пироги с картошкой и сухофруктами, разносолы, взвар, пышки. Любители крепких напитков могут оценить качество самогона.

На территории музея работает сувенирная лавка, основной ассортимент которой составляют предметы казачьего обихода – донские нагайки, сувенирные шашки, папахи, кубанки, гимнастерки, рушники, коврики, керамика ручной работы. Особое внимание уделяется сувенирам, связанным с жизнью и творчеством Михаила Шолохова. К ним относятся письменный набор «Орелик», скульптура «Орел», платки «Сирень Шолохова» и «Донские просторы».

Винодельни Дона

Маршрут включает посещение 7 мест, связанных с виноделием. Туристов знакомят с особенностями выращивания виноградной лозы в регионе и с производством уникальных донских автохтонных вин. Кроме посещения виноделен, экскурсия предполагает заезд в Семикаракорск, известный своим белоснежным фаянсом, и хутор Старозолотовский, где находится музей под открытым небом «Тихий Дон». Для полноценного знакомства с винодельнями рекомендуем запланировать 2 – 3 дня, но на этот же маршрут можно потратить и 3,5 часа, если заказать экскурсию.

Зачем люди туда едут

Цель маршрута – знакомство с лучшими винодельнями области. Во время экскурсии можно получить представление о том, какие сорта винограда выращивают в Ростовской области и о том, какие вина здесь делают. В программу входит также дегустация некоторых сортов вин.

Как добраться

По маршруту можно проехать на автомобиле, это самый удобный способ, но можно воспользоваться и общественным транспортом, который здесь ходит регулярно. Населенные пункты следует посещать в таком порядке: Ростов-на-Дону – Манычская – Семикаракорск – Хутор Ведерников – Малая Мартыновка – Саркел – Цимлянск.

Что делать на месте, что самое важное

Программа разработана таким образом, чтобы получить максимально возможное количество уникальной информации о каждом винодельческом хозяйстве.

Станица Манычская. Здесь находится винодельня, выпускающая вина с защищенным наименованием места происхождения под брендом «Вина Арпачина». В производстве используют местные донские сорта винограда, которые выращивают здесь же, – кумшацкий, пухляковский, сибирьковый. Уникальный продукт – обезалкоголенное вино, которое производят по технологии владельца винодельни. На территории расположен отель, в котором можно поесть и переночевать.

Семикаракорск. Небольшое отклонение от программы – экскурсия по заводу «Семикаракорская керамика». Это единственное предприятие в Ростовской области, выпускающее изделия художественного промысла. Семикаракорский фаянс известен необычной белизной и особенной росписью в стиле русских лубочных картинок. В конце экскурсии гостям предлагают пройти небольшой мастер-класс – самостоятельно разрисовать одно из изделий и увезти его в качестве сувенира.

Хутор Ведерников. «Винодельня Ведерниковъ» специализируется на производстве тихих и игристых вин из автохтонных донских сортов винограда. Экстра-брюты, произведенные здесь, известны далеко за пределами региона, а эксклюзивное вино «Фантом» дегустаторы сравнивают с французским «Шато Марго». Гостей знакомят с технологиями производства, рассказывают об укрывном виноградарстве, а в конце экскурсии предлагают дегустацию от 7 образцов лучших вин. По желанию туристов, возможен сабраж казачьей шашкой.

Малая Мартыновка. Винодельня «Вилла Звезда» строилась при участии европейских экспертов и представляет собой новое поколение виноделен. На 100 гектарах выращивают виноград не только местных, но и классических сортов – мерло, рислинг, шардоне и другие. Особо интересно сюда приезжать на сбор винограда, здесь его осуществляют только вручную. Если у вас есть желание поучаствовать в этом увлекательном действии, рекомендуем выделить на пребывание в станице не менее одного дня.
Здесь же находится еще одна винодельня – «Вина Бани». Основатель – винодел в четвертом поколении Юрий Хомичев. Он сам проводит экскурсии и сопровождает туристов. Его рассказ о виноделии считается одним из самых интересных в крае. Эксклюзивным вином из его коллекции знатоки считают вино под названием «Отец».

Поселок Саркел. Винодельня «Усадьба Саркел» расположена на берегу Цимлянского водохранилища. Гостям расскажут об истории казачьего виноградарства, а в конце экскурсии предложат дегустацию вин и местных сыров. На территории винодельни имеется гостевой дом с детской площадкой.

Город Цимлянск. Здесь находится крупнейшее в России винодельческое предприятие полного цикла – завод «Цимлянские вина». Вина, производимые здесь, имеют защищенное географическое указание «Долина Дона». На заводе производят тихие и игристые вина. Экскурсии завершаются дегустацией. Если вам необходимо переночевать в городе, остановиться можно в отеле «Петровская застава», гостинице «Стародонье» и на базе отдыха «Алмаз Аква Плаза».

Когда ехать

Самое комфортное время для посещения виноделен – когда созревает виноград, это август-сентябрь. Экскурсия будет вполне комфортна и в период с апреля по октябрь, в это время в регионе тепло и солнечно. Зимой, если вы захотите познакомиться с винодельнями, более рациональным решением будет взять экскурсию на полдня, но особенной интересной по впечатлениям поездка будет в теплое время года.

Есть ли на месте какая-то особенная кухня

В кафе, расположенных по маршруту, предлагают традиционную южнороссийскую кухню – борщи, пироги, рыбу, вареники, взвары.

На винодельнях туристам в качестве сувениров предлагают вино собственного производства.

Волгодонск, Ростовская атомная электростанция

В 16 километрах от Волгодонска находится Ростовская атомная электростанция. В самом Волгодонске на улице Курчатова расположен информационный центр АЭС, куда можно попасть на экскурсию. Посещение информационного центра можно совместить с маршрутом по винодельням.

Зачем люди туда едут

Посещение информационного центра Ростовской АЭС – редкая возможность познакомиться со стандартами работы атомных электростанций.

Как добраться от Ростова-на-Дону до Волгодонска рейсовые автобусы ходят каждый час, отправление с Главного автовокзала. Время в пути чуть больше 4 часов.

Что делать на месте

Экскурсия будет интересна не только тем, кто интересуется промышленным туризмом. Сам факт того, что удалось побывать в столь необычном месте, уже говорит сам за себя. Экскурсоводы расскажут о возможностях мирного атома и о том, как соблюдаются нормы экологической безопасности. Записаться на посещение довольно просто, достаточно позвонить в информационный центр АЭС. Важно – понадобится паспорт.

Когда ехать

Эта экскурсия удобна тем, что в информационный центр Ростовской АЭС можно ехать в любое время года.

Есть ли на месте какая-то особенная кухня

В Волгодонске работают рестораны, специализирующиеся на донской кухне, – «Казачья пристань» и «Империал». Здесь можно попробовать икряники и борщ с раковыми шейками, пироги с рыбой, традиционные вареники.

Из мелких сувениров в Волгодонске можно купить магнитики с изображением Ростовской АЭС и Цимлянского водохранилища. Их же продают и в Ростове-на-Дону.

Новочеркасск

Административный центр Области Войска Донского с 1805 года. Основателем новой станицы стал граф-атаман Матвей Иванович Платов, сегодня в его честь назван ростовский аэропорт. Центральная часть города застраивалась по проектам архитекторов Москвы и Санкт-Петербурга.

Зачем люди туда едут

Новочеркасск интересен прежде всего тем, что это город с особенной, казачьей, атмосферой. Считается мировой столицей казачества.

Как добраться

Доехать из Ростова-на-Дону до Новочеркасска можно на поезде (из Анапы, Адлера, Симферополя, Новороссийска в северном направлении), электричке или автобусе. Транспорт в сторону Новочеркасска идет каждые несколько минут, время в пути составляет не более одного часа.

Что делать на месте

Сюда едут, чтобы познакомиться с историей и традициями казачества. Здесь находится главный храм донских казаков – Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор. В самом центре города, в Атаманском сквере, установлен памятник Матвею Платову. В городе регулярно проводят праздники и гулянья, связанные с донским казачеством. К обязательному посещению рекомендованы Музей истории донского казачества, Атаманский дворец, Триумфальная арка. Из современных объектов наибольший интерес вызывает посещение космоцентра «Астрон», где представлены аналоги тренажеров, на которых тренируются космонавты (только по предварительной записи).

Также в обязательную программу входит поездка в станицу Старочеркасскую, находящуюся в 34 километрах от Новочеркасска. Практически вся станица – это музей под открытым небом. Старочеркасская входит в Ассоциацию самых красивых деревень России. Здесь находятся Воскресенский войсковой собор, аутентичные казачьи усадьбы с подлинной обстановкой и предметами быта. Рядом со станицей расположен культурно-досуговый центр «Казачий Дон», в экспозиции которого также воссоздан образ казачьей станицы дореволюционных времен.

В этот же маршрут можно включить поездку на хутор Старозолотовский, где находится музей под открытым небом «Тихий Дон». Основу экспозиции музея составляют декорации, которые были использованы при съемках фильма «Тихий Дон» режиссером Сергеем Урсуляком. На въезде в хутор находится лавандовое поле, что тоже является одной из достопримечательностей этого места.

Когда ехать

В Новочеркасск можно ехать в любое время. Наиболее запоминающейся будет поездка в дни народных гуляний – на Новый год, Рождество, Масленицу, первомайские праздники. В городе регулярно проводятся праздничные ярмарки, приуроченные к конкретным датам. Отследить дату проведения мероприятий можно в группе «Афиша Новочеркасска» во ВКонтакте.

Есть ли на месте какая-то особенная кухня

В кафе и ресторанах города гостям предлагают донскую уху, фаршированного судака, блины, борщ, раков, шашлык.

В сувенирных магазинах и на ярмарках можно купить аутентичные казачьи сувениры – от художественных поделок до сувенирных шашек и кубанок.

Автор Елена Сакун

Билеты в Ростов-на-Дону

Билеты Москва — Ростов-на-Дону на поезд, самолёт, автобус.

Билеты Санкт-Петербург — Ростов-на-Дону на поезд, самолёт, автобус.

Билеты Сочи — Ростов-на-Дону на поезд, самолёт, автобус.

Билеты Краснодар — Ростов-на-Дону на поезд, самолёт, автобус.

Хотите дополнить путеводитель или нашли ошибку? Напишите в комментариях ниже, что стоило бы добавить, что уже поменялось в городе (например, закрылся ресторан или открылся новый музей), что ещё стоит увидеть и почему. Мы добавим это прямо в путеводитель с вашим именем.

С чем ассоциируется ростовская область

Ростов-на-Дону – административный центр Ростовской области и Южного федерального округа России с населением более 1 млн человек. Город расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 км от места ее впадения в Азовское море. Площадь города составляет 348,5 кв.км, расстояние до Москвы — 1076 км.

Крепость святого дмитрия ростовского.jpg

История

Датой основания Ростова-на-Дону считается 1749 год, когда российская императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении в устье реки Темерник государственной таможни. После этого здесь появляется порт, а в 1761 году — начинается строительство военной крепости Святого Димитрия Ростовского. Выгодное географическое положение способствовало экономическому развитию Ростова. К своему 100-летию город насчитывал около 15 тысяч жителей, а к XX веку в нем проживало уже свыше 110 тысяч человек. Основой экономики Ростова была торговля, а сам город называли купеческим. Тем не менее, к началу XX века в Ростове действовало уже более 100 предприятий, каждое третье из которых принадлежало иностранному капиталу. До 1917 года Ростов был третьим городом в России по величиневнешнеэкономического торгового товарооборота. К концу 30-х годов по численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших городов Советского Союза.

ec0f8685.jpg

В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление. Ростов-на-Дону в планах фашистского командования был стратегической целью – недаром Геббельс назвал его «Воротами Кавказа». Но, именно здесь, у «Ворот Кавказа» в ноябре 41-го Вермахт потерпел первое крупное поражение. В период оккупации города фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство. В развалины были превращены центральные районы города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, школ и больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть. Однако, благодаря самоотверженному труду ростовчан столица Дона была восстановлена из руин и стала еще более красивой.

В 1970 году Указом Верховного Совета СССР город Ростов-на-Дону был награжден орденом Ленина, в 1982 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Отечественной войны I степени. В преддверии празднования 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Ростову-на-Дону было присвоено почетное звание «Город воинской славы». Сегодня Ростов – это один из наиболее крупных мегаполисов современной России, политический, экономический, культурный и научный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.

Экономика

Позиционирование в качестве столицы Юга России и локализация в городе промышленных предприятий и структур южно-российского масштаба (штаб СКВО, управление СКЖД и др.) обусловливает дополнительную концентрацию в Ростове-на-Дону рабочих мест, обеспечивает повышенный уровень хозяйственной активности и инвестиционной привлекательности.

Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, является и его позиционирование в качестве «ядра» Ростовской агломерации с демографическим потенциалом до 2 млн человек, формирующего крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона.

f244bf32.jpg

Только в 2008 году общий объем инвестиций в экономику города составил порядка 65 млрд. рублей. Размер средней заработной платы в Ростове-на-Дону в течение 2008 года увеличился на 31,5%, составив 17,4 тыс. руб. Индекс физического объема производства по полному кругу предприятий составил 113,5%. Лидирующие позиции продолжают сохранять такие предприятия как «Роствертол», «Ростсельмаш», «Юг Руси», «Глория Джинс».

Экономический потенциал города неоднократно был отмечен на Всероссийском конкурсе «Золотой рубль», который проводится «Национальной корпорацией экономического развития» под патронатом Президента РФ и пропагандирует лучший опыт в области экономики, достигнутый регионами, городами и предприятиями России. По итогам 2008 года Ростов-на-Дону, согласно рейтингу Федерального делового журнала РБК, в котором учитывались показатели 64 из 75 городов России с населением от 250 тыс. человек, вошел в десятку самых привлекательных городов России для ведения бизнеса.

Социальная сфера

Для городских властей приоритетным направлением социальной политики является оказание адресной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным горожанам. Среди реализуемых мер социальной поддержки населения — предоставление бесплатного горячего питания и учебников в школах, льготы, субсидии, различные социальные выплаты. Начиная с 2002 года, органами соцзащиты населения города осуществляются функции предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг малоимущим семьям с использованием персонифицированных социальных счетов.

9b72db00.jpg

В 2008 году на реализацию социальной политики в Ростове-на-Дону из бюджетов разных уровней было направлено около 13 млрд. рублей. По итогам года 390 тыс. ростовчан получали помощь по 19 нормативным актам, включая 10 — федеральных, 7 – областных и 2 – городских. Одним из важнейших направлений адресной соцподдержки, на которую было направлено более 4 млрд. рублей стали жилищные субсидии, которые гарантируют доступность оплаты услуг ЖКХ гражданам с низкими доходами. В общей сложности компенсации за услуги ЖКХ в 2008 году получили около 210 тыс. ростовчан на сумму 866 млн рублей.

Адресный подход используется и в работе с ветеранами, которых в городе проживает более 20 тысяч. Им оказывается практическая помощь по ремонту жилья, приобретению бытовой техники и т.п. С целью улучшения жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны построен, не имеющий аналогов в России, комплекс специализированных домов для проживания 350 человек, в котором расположены помещения для общественного питания, бытового, медицинского, социально-консультативного, культурно-досугового обслуживания.

Достопримечательности

Ростов-на-Дону имеет особенный, неповторимый облик благодаря имеющемуся здесь богатому историко-культурному наследию. Вся его история, начиная со времен небольшого поселения у Темерницкой таможни и крепости св. Димитрия Ростовского, и до наших дней отражена в многочисленных памятниках архитектуры, археологии, монументального искусства и мемориальных комплексах воинской славы.

В Ростове-на-Дону сегодня насчитывается более 800 объектов культурного наследия, в том числе 470 памятников архитектуры, 55 памятников археологии, 106 памятников монументального искусства и воинской славы. Особенно насыщен зданиями-памятниками архитектуры исторический центр Ростова. Уникальным является здание, построенное по проекту академика архитектуры А.Н. Померанцева — «Городская Дума» (Б. Садовая, 47). К шедеврам архитектуры мирового значения относится здание театра драмы им. М. Горького архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, макет которого хранится в Британском музее Лондона.

7636e115.jpeg

Отдавая дань прошлому, город увековечил в камне и бронзе образы своих земляков и людей, внесших достойный вклад в историю Донской столицы: М. Горького, М. Шолохова, М. Сарьяна, Г. Седова.

На улицах города можно встреть множество городских скульптур. Это прогуливающийся «Горожанин», предлагающий товар «Купец», милая «Цветочница» с корзиной первых фиалок, и многие другие скульптуры малых форм, радующие ростовчан и привлекающие внимание гостей города.

Символом возрождения духовности стало для ростовчан открытие на Соборной площади памятника небесному покровителю города — Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому и восстановление колокольни при Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В Кировском сквере на своем историческом месте в 2007 году был возведен Покровский храм и установлен памятник основательнице Ростова – императрице Елизавете Петровне.

Культура

У донской культуры не только славное прошлое, но и не менее яркое настоящее. В Ростове действует 220 учреждений культуры и искусства, работают творческие союзы и национально-культурные общества.

В разное время в городе жили и работали такие выдающиеся писатели как А. Солженицын, М. Налбандян, М. Шагинян, В. Панова, А. Фадеев, художники М. Греков, М. Сарьян и В. Щебланов, композиторы и музыканты А. Артамонов и К. Назаретов, актеры Ю. Завадский и В. Марецкая. Ростов-на-Дону – Родина русской балерины О. Спесивцевой, выдающейся певицы ХХ века И. Юрьевой, народного артиста СССР Р. Плятта.

c3f624bf.jpg

Ростов-на-Дону является крупным образовательным и научным центром. По количеству вузов город занимает третье место в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга). Здесь действуют 50 учреждений высшего профессионального образования (13 государственных, 12 негосударственных вузов и 25 филиалов вузов, работающих в других городах), в которых учатся более 120 тыс. человек.

В Ростове работают 4 театра, два из которых академические, 4 музея, крупнейшая на юге страны — Донская государственная публичная библиотека, госцирк, областная филармония, Ростовская консерватория им. С.В. Рахманинова, Ростовский-на-Дону филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, училище искусств, училище культуры, выставочные залы художников.

В Ростове-на-Дону вот уже 80 лет функционирует один из крупнейших в Европе зоопарк. Этот уголок фауны площадью 90 гектаров населяют около 5 тыс. особей, в том числе 400 видов редких животных, птиц и рептилий, более 100 из которых занесены в Красную книгу. Одним из крупнейших садов России считается Ботанический сад Ростовского государственного университета, площадь которого составляет 161 гектар.

c3a838b9.jpeg--.jpg

Ростов-на-Дону – это еще и один из крупнейших джазовых центров страны. Именно здесь, как нигде в мире, сильна база эстрадно-джазового образования, которую еще в начале 80-х заложил первый в стране «профессор джаза» Ким Назаретов, открывший при Ростовской консерватории кафедру эстрадно-джазовой музыки. Доброй традицией стало проведение в Ростове-на-Дону фестивалей искусства «Донская весна», «Минифест», «Русская комедия», международных джазовых фестивалей, фестиваля юных композиторов памяти Ростовского композитора А.П. Артамонова, а также фестиваля народного творчества «Мой город – моя судьба».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *