Сколько всего стран в мире на 2023
Перейти к содержимому

Сколько всего стран в мире на 2023

  • автор:

Глобальный инновационный индекс 2023 года: глобальный инновационный рейтинг возглавляют Швейцария, Швеция и США; отмечаются высокие показатели инновационной деятельности и растущая неопределенность в отношении финансирования стартапов

Согласно подготовленному ВОИС Глобальному инновационному индексу (ГИИ) 2023 года самыми передовыми с точки зрения инноваций экономиками мира в 2023 году стали Швейцария, Швеция, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство и Сингапур, в то время как группа стран со средним уровнем дохода быстрее других смогла улучшить свои позиции в рейтинге за последнее десятилетие.

Материалы для журналистов

В целях отслеживания глобальных тенденций в области инноваций в более чем 130 экономиках мира при составлении ГИИ-2023 было использовано 80 различных показателей, результаты доклада призваны служить руководством для лиц, ответственных за разработку политики, и бизнес-лидеров в деле стимулирования изобретательской активности. В этом году презентация ГИИ пройдет на фоне медленного восстановления экономики после пандемии COVID-19, высоких процентных ставок и геополитических конфликтов.

В издании 2023 года отмечается, что перспективы в области венчурных инвестиций, которые помогают реализовать человеческую изобретательность в виде новых продуктов и услуг, становятся все более неопределенными: так, общемировой объем венчурного капитала в прошлом году значительно снизился.

В ежегодном рейтинге Китай — единственная страна со средним уровнем дохода в топ-30 экономик мира — занял 12-ю позицию, за ним на 13-м месте следует Япония. В список 15 ведущих стран вновь вошел Израиль (14-е место), поднявшись на две ступени рейтинга. Тенденция к росту наблюдается со стороны Финляндии (6-е место), а также Дании (9-е место), Швеции (2-е место) и стран Балтии (Эстония на 16-м, Литва на 34-м, а Латвия на 37-м месте).

За последние десять лет в группе экономик со средним уровнем дохода, которые быстрее других смогли занять более высокие строчки рейтинга ГИИ, к Китаю, Турции (39-е место), Индии (40-е место), Вьетнаму (46-е место), Филиппинам (56-е место) и Исламской Республике Иран (62-е место) присоединилась Индонезия (61-е место). За последние четыре года, а также с момента начала пандемии, больше других свои позиции в рейтинге улучшили (в порядке роста позиций) Маврикий (57-е место), Индонезия, Саудовская Аравия, Бразилия и Пакистан.

В общей сложности показатели инновационной деятельности, опережающие уровень развития, демонстрирует 21 страна, большинство расположены в Африке к югу от Сахары, а также в Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Океании. Индия, Республика Молдова и Вьетнам сохраняют статус экономик, развивающих инновации опережающими темпами, вот уже на протяжении 13 лет подряд. Индонезия, Пакистан и Узбекистан продолжают демонстрировать опережающие показатели инновационной деятельности второй год подряд, а Бразилия — третий.

Группа стран с переходной экономикой последовательно достигает все более высоких позиций в рейтинге ГИИ, это демонстрация того, как сфокусированность на экосистеме инноваций может изменить положение дел к лучшему. В глобальном масштабе, несмотря на спад в области венчурных инвестиций, результаты ГИИ-2023 подкрепляют уверенность в том, что в настоящее время по-прежнему наблюдаются высокие показатели инновационной деятельности, однако следует продолжать работу по обеспечению перехода от количества к качеству.

Благодаря ГИИ лица, ответственные за формирование политики, по всему миру сохраняют возможность доступа к богатому и надежному источнику данных и информации для разработки благоприятной для инновацинной деятельности политики с целью раскрытия потенциала своих сограждан в области инноваций.

Генеральный директор ВОИС Дарен Танг

Согласно специальному разделу ГИИ пять крупнейших научно-технологических кластеров (НТК) мира на сегодняшний день расположены в Восточной Азии, причем страной с наибольшим числом кластеров стал Китай, а самым большим НТК признан Токио – Иокогама.

Global Innovation Index 2023

Одни из основных выводов ГИИ:

  • В отношении научных публикаций, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (НИОКР), сделок с венчурным капиталом (их числа, но не стоимости) и патентов по-прежнему отмечается рост показателей, которые достигли небывалого уровня. Однако темпы роста были не такими исключительно высокими, как в 2021 году.
  • В 2022 году инвестиции в НИОКР корпораций с наибольшими расходами на данный вид деятельности достигли исторического максимума — 1,1 трлн долларов США. Они в 2022 году увеличили расходы на НИОКР примерно на 7,4% (тогда как в 2021 году был отмечен 15-процентный прирост).
  • Отражая недавний скачек в развитии искусственного интеллекта, в секторе аппаратного обеспечения ИКТ наибольший рост инвестиций в НИОКР в 2022 году был отмечен среди производителей графических карт и микросхем. Другие отрасли, сократившие расходы на НИОКР во время пандемии, такие как автомобилестроение, туризм и досуг, в 2022 году вновь активно инвестировали свои средства в данное направление деятельности.
  • По предварительным данным, расходы стран мира на НИОКР в 2022 году в реальном выражении вырастут. Значительное увеличение бюджета, выделяемого на данный вид деятельности, уже произошло в Японии и Республике Корея, а также, в меньшей степени, в Германии, что компенсировало сокращение ассигнований в других странах.
  • Зеркально отражая ухудшение климата для финансирования рисков, совокупный стоимостный объем венчурных инвестиций в 2022 году резко снизился практически на 40%, хотя стоит отметить, что в 2021 году данный показатель был необычно высок. Единственным регионом, в котором не наблюдалось сокращения объема инвестиций в 2022 году, стала Африка.
  • Перспективы венчурных инвестиций на 2023 и 2024 годы являются неопределенными, поскольку высокие процентные ставки, вероятно, продолжат оказывать влияние на финансирование инновационной деятельности.
  • Показатели в области информационных технологий, здравоохранения и энергетики продолжают расти — в полной мере сказываются инновационные волны, обусловленные эрой цифровых технологий и «глубинной наукой» , которые были описаны в ГИИ-2022.
  • В целом, внедрение технологий растет несмотря на тот факт, что охват некоторых из них, например в области электромобилей и лечения рака, остается низким.

Глобальный рейтинг Полный рейтинг 2023 года

  1. Швейцария (1-е место в 2022 году)
  2. Швеция (3-е место)
  3. Соединенные Штаты Америки (2-е место)
  4. Соединенное Королевство (4-е место)
  5. Сингапур (7-е место)
  6. Финляндия (9-е место)
  7. Нидерланды (5-е место)
  8. Германия (8-е место)
  9. Дания (10-е место)
  10. Республика Корея (6-е место)
  1. Франция (12-е место)
  2. Китай (11-е место)
  3. Япония (13-е место)
  4. Израиль (16-е место)
  5. Канада (15-е место)
  6. Эстония (18-е место)
  7. Гонконг, Китай (14-е место)
  8. Австрия (17-е место)
  9. Норвегия (22-е место)
  10. Исландия (20-е место)

Соавторы ГИИ об инновациях

  • Photo of Soumitra Dutta

«Мы наблюдаем экспоненциальный прогресс в области цифровых технологий и многих сферах „глубинной науки”. Это является стимулирующим фактором для инноваций в различных отраслях и позволяет надеяться на решение некоторых сложных мировых проблем в области климата, продовольствия, здравоохранения и связанных с ними задач», — соредактор ГИИ и декан Школы бизнеса им. Саида Оксфордского университета Сумитра Дутта.

Photo of Bruno Lanvin

«В то время как правительства многих стран все еще пытаются справиться с огромными объемами государственного долга, накопленного в период пандемии COVID-19, деловой сектор продолжает повышать уровень своей инновационной деятельности. Однако за этой тенденцией может скрываться рост неравенства, поскольку некоторые сектора привлекают значительные инвестиции (как правило, сфера технологий искусственного интеллекта), в то время как в цепочке финансирования, особенно в области венчурного капитала для малого и нового бизнеса, стали появляться пробелы. На фоне усиления напряженности в торговле и снижения уровня международного сотрудничества такие тенденции могут помешать компаниям-новаторам внести полноценный вклад в возобновление устойчивого роста», — заслуженный научный сотрудник INSEAD и соавтор ГИИ Бруно Ланвен.

Глобальные лидеры в области инноваций в 2023 году — разбивка по регионам

Северная Америка

Соединенные Штаты Америки (3-е место) лидируют в рейтинговой таблице по 13 из 80 показателям инновационной деятельности ГИИ-2023. США находятся на первой позиции в ряде крайне важных категорий, включая «Глобальные корпоративные инвесторы в НИОКР», «Полученные венчурные инвестиции», «Качество университетов», «Совокупная стоимость компаний-„единорогов“», а также «Интенсивность использования корпоративных нематериальных активов».

Канада (15-е место) продолжает с уверенностью входить в число 15 ведущих мировых новаторов. Страна лидирует по таким показателям, как, например, «Получатели венчурного капитала» (1-е место), «Влияние научных публикаций (H‑индекс) (4-е место) и «Расходы на ПО» (5-е место).

Европа

В Европе насчитывается максимальное число лидеров в области инноваций — 16 из 25 ведущих экономик, что на одну больше, чем в 2022 году. В этом году из 39 рассматриваемых экономик Европы 19 (на семь больше, чем годом ранее) смогли улучшить свои позиции в рейтинге, а именно: Швеция (2-е место), Финляндия (6-е место), Дания (9-е место), Франция (11-е место), Эстония (16-е место), Норвегия (19-е место), Ирландия (22-е место), Бельгия (23-е место), Италия (26-е место), Португалия (30-е место), Литва (34-е место), Латвия (37-е место), Греция (42-е место), Словакия (45-е место), Румыния (47-е место), Сербия (53-е место), Северная Македония (54-е место), Украина (55-е место), Албания (83-е место).

Среди стран, улучшивших свои показатели, Франция лидирует по таким позициям, как «Нематериальные активы» (3-е место), «Глобальные бренды» (4-е место), «Промышленные образцы» (8-е место) и ««Глобальные корпоративные инвесторы в НИОКР» (9-е место). Бельгия демонстрирует высокие результаты в категориях «Расходы на НИОКР» (6-е место), «Доля исследователей» (8-е место) и «Сотрудничество в области НИОКР между университетами и предприятиями» (9-е место).

Сербия приближается к топ-50 благодаря успехам в категориях «Приток ПИИ» (11-е место) и «Рост производительности труда» (14-е место).

Юго-Восточная Азия, Восточная Азия и Океания

Шесть экономик Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Океании (SEAO) являются мировыми лидерами в области инноваций: Сингапур (5-е место), Республика Корея (10-е место), Китай (12-е место), Япония (13-е место), Гонконг, Китай (17-е место) и Австралия (24-е место).

Восемь стран региона SEAO в этом году улучшили свои позиции в рейтинге, причем наибольшего прогресса достигла Индонезия, переместившись с 75-го на 61-е место. Индонезия добилась значительного успеха с точки зрения показателей, связанных с ИКТ, и входит в число десяти ведущих экономик мира по позициям «Сотрудничество в области НИОКР между университетами и предприятиями» (5-е место), «Уровень развития кластеров» (5-е место), «Политика в области предпринимательства и его культура» (5-е место) и «Финансирование стартапов и масштабирования» (8-е место). Индонезия продемонстрировала заметный прогресс в инновационной деятельности, особенно в таких категориях, как «Создание знаний» и «Творческая деятельность в Интернете».

Также поднялись в рейтинге Монголия (68-е место), Бруней-Даруссалам (87-е место) и Лаосская Народно-Демократическая Республика (110-е место).

Центральная и Южная Азия

В Центральной и Южной Азии лидером инновационной деятельности является Индия (40-е место). Далее следует Исламская Республика Иран (62-е место), а Казахстан (81-е место, впервые вошел в тройку ведущих стран своего региона) и Узбекистан (82-е место) приблизились к топ-80.

Индия сохраняет за собой 40-е место в общем рейтинге и возглавляет группу стран с уровнем дохода ниже среднего. Она является обладателем рекорда, сохраняя статус страны, которая развивает инновации темпами, опережающими экономический уровень страны, уже 13 лет подряд. Индия находится в числе лидеров по ключевым показателям, включая «Экспорт услуг ИКТ» (5-е место), «Полученные венчурные инвестиции» (6-е место), «Выпускники в области естественно-научных и инженерных наук» (11-е место) и «Глобальные корпоративные инвесторы в НИОКР» (13-е место).

Второе место в регионе занимает Исламская Республика Иран. В глобальном масштабе Иран лидирует по позиции «Товарные знаки» (1-е место), демонстрирует высокий уровень инновационной деятельности в категории «Нематериальные активы» (13-е место) и входит в число 15 ведущих экономик в мире по показателям «Выпускники в области естественно-научных и инженерных наук» (3-е место), «Рыночная капитализация» (5-е место) и «Промышленные образцы» (11-е место).

Впервые в региональной тройке лидеров — Казахстан, причем эта страна стала одной из лишь двух экономик, наряду с Непалом (108-е место), которые смогли улучшить свои позиции в рейтинге по региону. Пакистан и Узбекистан второй год подряд демонстрируют более высокие результаты в области инноваций, чем можно было бы ожидать с учетом уровня их экономического развития; кроме того, Пакистан также входит в число экономик, которые добились наиболее значительного прогресса в рамках рейтинга ГИИ за последние четыре года.

Северная Африка и Западная Азия

В рейтинге инноваций данного региона лидируют Израиль (14-е место), Кипр (28-е место), Объединенные Арабские Эмираты (32-е место) и Турция.

Израиль поднялся на две строчки. Страна лидирует в мире по девяти показателям инновационной деятельности, включая «Расходы на НИОКР», «Сотрудничество в области НИОКР между университетами и предприятиями», «Совокупная стоимость компаний-„единорогов“», а также число патентных заявок по процедуре Договора ВОИС о патентной кооперации и объем экспорта услуг ИКТ.

Положение Объединенных Арабских Эмиратов в рейтинге стабилизировалось, страна вплотную приблизилась к топ-30 и входит в пятерку ведущих экономик по позициям «Политика в области предпринимательства и его культура»,
и «Политика в области ведения бизнеса», а также по показателям числа исследователей на предприятиях и объему НИОКР, финансируемых частным сектором. Турция с уверенностью сохраняет свое положение в группе стран со средним уровнем дохода среди 65 ведущих экономик ГИИ, быстрее всех улучшив свои позиции в рейтинге за последние десять лет. Турция входит в пятерку лидеров по показателю диверсификации промышленности и демонстрирует особенно высокие результаты в категориях «Нематериальные активы», «Промышленные образцы» и «Товарные знаки».

В число 50 ведущих экономик вошла Саудовская Аравия (48-е место) и Катар (50-е место). Саудовская Аравия демонстрирует хорошие результаты по показателям «Доступ к ИКТ» (7-е место), «Использование ИКТ» (10-е место) и «Политика в области ведения бизнеса» (16-е место). Кроме того, страна добилась значительного успеха в категориях «Глобальные корпоративные инвесторы в НИОКР» (16-е место) и «Стоимость мировых брендов» (18-е место).

Также серьезно улучшили свои позиции в рейтинге инновационной деятельности Бахрейн (67-е место), Оман (69-е место), Иордания (71-е место) и Египет (86-е место). Бахрейн и Оман вошли в топ-70, причем Оман стал одной из десяти ведущих экономик в мире по показателям «Выпускники в области естественно-научных и инженерных наук» (2-е место) и «Государственное финансирование в расчете на ученика» (9-е место).

Заметного прогресса также добились Грузия (65-е место) и Армения (72-е место).

Латинская Америка и Карибский бассейн

В Латинской Америке и странах Карибского бассейна Бразилия вошла в число 50 ведущих экономик в 2023 году. Благодаря устойчивому росту в последние годы Бразилия смогла впервые обойти Чили (52-е место), став самой инновационной экономикой региона. Далее, на третьей позиции регионального рейтинга, следует Мексика (58-е место).

В этом году Бразилия поднялась на пять строчек, прочно заняв свое место в группе экономик, которые продемонстрировали наибольший прогресс в рамках рейтинга ГИИ за последние четыре года. Бразилия добилась значительных успехов в таких категориях, как «Государственные онлайновые услуги» (14-е место) и «Интернет-участие» (11-е место), войдя в топ-15 в мировом масштабе; страна заняла 22-е место по показателю совокупной стоимости своих 16 компаний-«единорогов», которая достигла 1,9% ВВП в 2023 году; высокая активность инновационной деятельности отмечается по позиции «Нематериальные активы» (31-е место), а также, на глобальном уровне, в списках «Товарные знаки» (13-е место) и «Стоимость мировых брендов» (39-е место).

Более высокие результаты в области инноваций, чем можно было бы ожидать с учетом уровня экономического развития страны, также демонстрирует Ямайка (78-е место).

Помимо Бразилии, только две другие страны региона смогли улучшить свои позиции в рейтинге этого года — Уругвай (63-е место) и Сальвадор (95-е место). Уругвай вошел в первую десятку стран по показателям «Политика в области ведения бизнеса» (4-е место), «Импорт услуг ИКТ» (5-е место) и «Экспорт услуг ИКТ» (7-е место), а также «Оперативная стабильность для бизнеса» (10-е место). Сальвадор отличился значительными результатами в категориях «Фирмы, организующие формальное обучение» (15-е место) и «Товарные знаки» (20-е место).

Африка к югу от Сахары

В Африке к югу от Сахары лидирует Маврикий (57-е место), за ним следует Южная Африка (59-е место), вошедшая в топ-60. Далее в рейтинге расположились Ботсвана (85-е место), Кабо-Верде (91-е место) и Сенегал (93-е место). В рамках ГИИ девять экономик региона улучшили свои позиции. Наиболее значимого прогресса добились Южная Африка, Сенегал, Руанда (103-е место, лидер группы стран с низким уровнем дохода), Нигерия (109-е место), Того (114-е место) и Мавритания (127-е место).

Маврикий — мировой лидер по объему относительных венчурных инвестиций (1-е место), страна также входит в топ-5 с точки зрения полученных венчурных инвестиций (5-е место). Южная Африка возглавляет регион по позиции «Результаты в области знаний и технологий» благодаря хорошим результатам по показателям «Расходы на ПО» (28-е место), «Число патентов по происхождению» (34-е место), «Патенты по процедуре PCT» (40-е место) и «Совокупная стоимость компаний-„единорогов“» (37-е место). Ботсвана лидирует в категории «Уровень развития бизнеса» и демонстрирует высокую активность по показателю «Займы в микрофинансовых учреждениях» (12-е место).

Сенегал вышел на первое место в такой области, как оценка компаний-«единорогов», и демонстрирует хорошие показатели в категориях «Валовое накопление капитала» (8-е место), «Займы в микрофинансовых учреждениях» (10-е место), «Приток ПИИ» (13-е место) и «Полученные венчурные инвестиции» (19-е место).

Руанда, Мадагаскар (107-е место), Южная Африка, Сенегал и Бурунди (130-е место) выделяются среди других стран тем, что демонстрируют более высокие результаты в области инноваций, чем можно было бы ожидать с учетом уровня их экономического развития, причем Руанда поддерживает такую высокую активность уже 11 лет.

О Глобальном инновационном индексе

В 2023 году Глобальный инновационный индекс (ГИИ) публикуется уже в 16-й раз; данный доклад является результатом совместного труда ВОИС и Института «Портулан» и готовится при поддержке партнеров по Корпоративной и Академической сетям. Консультативный совет ГИИ осуществляет важную руководящую функцию.

С момента первой публикации ГИИ в 2007 году доклад начал формировать повестку дня в области отслеживания инноваций и превратился в одну из основ экономической политики, так как все больше правительств стали систематически анализировать свои ежегодные результаты в докладе о ГИИ и разрабатывать программные меры в целях улучшения своих показателей.

ГИИ публикуется ежегодно, и его ядром являются показатели эффективности, при помощи которых составляется рейтинг инновационных экосистем более 130 экономик. В основе Индекса лежит богатая база данных, которая включает информацию по 80 показателям из международных публичных и частных источников, что позволяет выходить за рамки традиционных способов измерения инновационной деятельности, поскольку определение инноваций расширилось.

Рейтинг ГИИ 2023 года представляет собой среднее двух субиндексов. Субиндекс вклада в инновации позволяет оценивать элементы экономики, которые способствуют инновационной деятельности, они сгруппированы по пяти позициям: (1) институты, (2) человеческий капитал и исследования, (3) инфраструктура, (4) уровень развития рынка и (5) уровень развития бизнеса (см. Структура). Субиндекс результатов инноваций отражает фактические результаты такой деятельности в разбивке по двум позициям: (6) результаты в области знаний и технологий и (7) результаты творческой деятельности.

По каждой экономике доступна справка по инновационной деятельности, содержащая ее результаты по всем показателям. В этих справках, которые теперь представлены и в интерактивном формате в режиме онлайн, отражены относительные сильные и слабые стороны экономики в области инноваций.

ГИИ представляется в Экспертно-консультационный центр по композитным индикаторам и системам оценки (COIN) при Совместном исследовательском центре Европейской комиссии для проведения независимой статистической проверки.

Ссылки по теме

О ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это учреждение Организации Объединенных Наций, которое служит интересам новаторов и авторов во всем мире, обеспечивая беспрепятственное продвижение их идей на рынок и улучшение качества жизни людей, где бы они ни находились.

Для этого мы оказываем услуги, которые позволяют авторам, новаторам и предпринимателям получать охрану и распространять свою интеллектуальную собственность (ИС) за пределами родной страны, и выступаем в качестве форума для решения самых актуальных вопросов в области ИС. Предоставляемые нами данные и информация в области ИС служат ориентиром для лиц, принимающих решения, во всем мире. А наши проекты, ориентированные на достижение конкретных результатов, и техническая помощь гарантируют, что ИС приносит пользу всем людям, где бы они ни находились.

  • тел. (+41 22) 338 81 61 / 338 72 24
  • электронная почта

Петербургский международный экономический форум

«Сегодня у России насыщенная и весьма амбициозная экономическая повестка. Трудности, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, – это стимул для всех нас, стимул наращивать темпы и качество преобразований, добиваться большего в повышении качества жизни, благосостояния и благополучия наших граждан»

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИР ПУТИН

5–8 июня
2024

XXVII ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ

ПМЭФ – одно из самых масштабных и значимых деловых событий в мире. За 27 лет Форум завоевал статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики и обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями в целях обеспечения устойчивого развития. ПМЭФ проходит ежегодно, начиная с 1997 года. С 2006 года Форум проводится под патронатом и при участии Президента Российской Федерации. В 2021 году ПМЭФ стал первым и самым масштабным в мире деловым событием очного формата после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. ПМЭФ – это пространство для диалога и развития деловых связей, не имеющее аналогов. Это возможность найти партнеров для развития бизнеса в России и за ее пределами, расширить круг заказчиков и поставщиков, выйти на контакт с лицами, напрямую принимающими решения, привлечь внимание потенциальных инвесторов и ведущих СМИ. В ПМЭФ-2023 в реальном и виртуальном форматах приняли участие более 17 000 участников из 130 стран мира. На площадке Форума было подписано более 900 соглашений на общую сумму 3 трлн 860 млрд рублей.

СТАТЬ ПАРТНЕРОМ

Партнер Форума – это престижный статус, который предоставляется успешным компаниям, признанным участникам бизнес-сообщества. Статус партнера открывает самые эффективные возможности по продвижению бизнеса на площадке Петербургского международного экономического форума. Узнать подробнее

SPIEF INVESTMENT & BUSINESS EXPO

В рамках Петербургского международного экономического форума проходит выставка SPIEF Investment & Business Expo – уникальное пространство для построения конструктивного диалога, поиска решений, консолидации усилий и обмена опытом между участниками Форума. Выставка работает в дни проведения Форума и открыта для всех участников. Узнать подробнее

Мероприятия фонда Росконгресс

+7 (812) 680 0000 info@forumspb.com
© 2007–2024 Фонд Росконгресс

Учредитель сетевого издания forumspb – Фонд «Росконгресс» (ранее – Фонд «Петербургский международный экономический форум»). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-62977 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 04.09.2015 г. Главный редактор: Реут Андрей Леонидович
Тел.: +7 (495) 640 4440
Email: info@forumspb.com

Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или соответствующего правообладателя. Запрещается автоматизированное извлечение размещенной информации любыми сервисами без официального разрешения Фонда Росконгресс. С правилами использования материалов сайта можно ознакомиться здесь. Политика обработки и защиты персональных данных

  • Организационный комитет
  • О форуме
    • Русский
    • English
    • Français
    • Español
    • Deutsch
    • Português
    • Italiano
    • Türkçe
    • العربية
    • 中国
    • 日本語
    • 한국어
    • हिंदी
    • Площадка Форума
    • Единый личный кабинет
    • Условия участия
    • Оплата участия
    • Визовая поддержка
    • Прибытие в Санкт-Петербург
    • Аккредитация личного автомобиля
    • ПМЭФ для МСП
    • Буклет о ПМЭФ
    • Стать партнером
    • Аккредитация партнеров
    • Аккредитация подрядчиков партнеров
    • Титульные партнёры
    • Генеральные партнеры
    • Партнеры
    • Партнеры зоны делового общения
    • Партнеры деловой программы
    • Партнеры Территорий инноваций
    • Партнеры гостиной губернаторов
    • Дегустационный партнер площадки «ВиноГрад»
    • Партнеры культурной программы
    • Партнеры спортивно-зрелищной программы
    • Территория инноваций
    • «ВиноГрад»
    • Гостиная губернаторов
    • «Социальная платформа»
    • Пространство «Здоровое общество»
    • Roscongress Club
    • ПМЭФ Юниор
    • О выставке
    • Участники выставки 2023
    • Справочник экспонента
    • Аккредитация на выставку
    • Выставка Форума «Здоровое общество»
    • Интерактивная карта регионов России
    • Информация о порядке аккредитации
    • Техническая документация
    • Аккредитация СМИ
    • Правила аккредитации
    • Политика упоминаний
    • Фотобанк РИА
    • Фотобанк Росконгресс
    • Контактная информация
    • Выпуски журнала
    • Медиа кит
    • Технические требования для рекламных макетов журнала ПМЭФ
    • Информационное и PR-сопровождение
    • Бронирование отелей
    • Кооперация МСП
    • Онлайн-сервисы
    • Заказ фото- и видеосъемки
    • Переговорные комнаты
    • Заказ услуг индивидуального переводчика
    • Аренда транспорта
    • Интересные факты
    • Историческая справка
    • Достопримечательности
    • Информационный портал для туристов
    • Рестораны Санкт-Петербурга
    • Продвижение бизнес-проектов
    • Архив 2023
    • Архив 2022
    • Архив 2021
    • Архив 2020
    • Архив 2019
    • Архив 2018
    • Архив 2017
    • Архив 2016
    • Архив 2015
    • Архив 2014
    • Архив 2013
    • Архив 2012
    • Архив 2011

    «Цифровая экономика — это основа, которая задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества».

    Участникам, организаторам и гостям ХХVI Петербургского международного экономического форума

    Приветствую вас на XXVI Петербургском международном экономическом форуме.

    По традиции в его насыщенной, содержательной повестке – широкий круг актуальных и значимых тем. Ученые и предприниматели, политики и общественные деятели обсудят ключевые тенденции и перспективы российской и глобальной экономики, те глубокие, системные изменения, которые сегодня набирают силу.

    В немалой степени они обусловлены процессом формирования многополярного мироустройства и стремлением большинства стран обеспечить как политическую, так и экономическую независимость. И в этой связи считаю девиз нынешнего Форума – «Суверенное развитие – основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений» – крайне важным и своевременным.

    Отмечу, что российское бизнес-сообщество активно действует в современных экономических реалиях, и хотел бы еще раз поблагодарить руководителей и коллективы компаний и организаций, которые многое сделали для преодоления тяжелых последствий нелегитимных санкций.

    По оценкам экспертов, в 2023 году мировая экономика продолжит замедляться, а ВВП России может вырасти на 1–2 процента. При этом важно максимально использовать открывающиеся возможности и сосредоточиться на достижении технологического и финансового суверенитета, выстраивании оптимальной кооперации и логистики, совершенствовании инфраструктуры, снижении неравенства и бедности.

    В числе приоритетов и стимулирование рынка труда. Здесь необходимо тесное, партнерское взаимодействие государства и деловых кругов по внедрению технологий «бережливого производства», модернизации предприятий. И конечно, потребуется донастройка системы подготовки и переподготовки кадров, совершенствование общенациональной службы занятости.

    Уверен, что Форум будет и впредь вносить вклад в решение глобальных экономических задач, служить примером конструктивного плодотворного диалога.

    Желаю вам успехов и всего самого доброго.

    Ранжирование силы глобального паспорта 2024

    Мировые паспорта ранжированы по общему баллу мобильности.

    • Исторический Рейтинг Силы Паспорта
    • 2024 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2023 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2022 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2021 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2020 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2020 Мировой Рейтинг Силы Паспорта Коронавирус
    • 2019 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2018 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2017 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2016 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • 2015 Мировой Рейтинг Силы Паспорта
    • Удалить сортировку
    • Отрасль
    • Гражданство через инвестиции
    • Вид на жительство через инвестиции
    • Континенты
    • Африка
    • Америка
    • Азия
    • Европа
    • Объединения
    • Африканский Союз
    • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АSEАN)
    • БРИК
    • Карибское сообщество (CARICOM)
    • Содружество наций
    • Европейский Союз
    • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
    • МЕРКОСУР
    • Шенгенская зона
    • Регионы
    • Балканы
    • Карибы
    • Латинская Америка
    • МЕНА
    • Ближний Восток
    • Северная Америка
    • Океания
    • Южная Америка
    • Тип паспорта
    • Биометрический
    • Цвет паспорта
    • Чёрный
    • Синий
    • Зелёный
    • Красный

    1 Рейтинг Силы Паспорта

    • Удалить сортировку
    • Отрасль
    • Гражданство через инвестиции
    • Вид на жительство через инвестиции
    • Континенты
    • Африка
    • Америка
    • Азия
    • Европа
    • Объединения
    • Африканский Союз
    • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АSEАN)
    • БРИК
    • Карибское сообщество (CARICOM)
    • Содружество наций
    • Европейский Союз
    • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
    • МЕРКОСУР
    • Шенгенская зона
    • Регионы
    • Балканы
    • Карибы
    • Латинская Америка
    • МЕНА
    • Ближний Восток
    • Северная Америка
    • Океания
    • Южная Америка
    • Тип паспорта
    • Биометрический
    • Цвет паспорта
    • Чёрный
    • Синий
    • Зелёный
    • Красный

    Государства-члены НАТО

    В настоящее время в состав НАТО входят 32 страны. Эти страны, называемые союзниками по НАТО, являются суверенными государствами, которые объединяются в рамках НАТО для обсуждения политических вопросов и вопросов безопасности и принятия коллективных решений на основе консенсуса.

    32 flags at NATO headquarters in Brussels

    • НАТО была создана 12 странами Европы и Северной Америки 4 апреля 1949 года.
    • С тех пор еще 20 стран вступили в НАТО в ходе деcяти раундов расширения (в 1952, 1955, 1982, 1999, 2004, 2009, 2017, 2020, 2023 и 2024 годах).
    • Статья 10 Североатлантического договора определяет, каким образом страны могут присоединиться к Североатлантическому союзу. Она гласит, что членство может быть предложено «любому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона».
    • Любое решение о приглашении какой-либо страны присоединиться к Североатлантическому союзу принимается Североатлантическим советом – главным политическим руководящим органом – на основе консенсуса среди всех государств-членов.

    Перечень государств-членов НАТО в алфавитном порядке

    2009
    Албания

    1949
    Бельгия

    2004
    Болгария

    1999
    Венгрия

    1955
    Германия

    1952
    Греция

    1949
    Дания

    1949
    Исландия

    1982
    Испания

    1949
    Италия

    1949
    Канада

    2004
    Латвия

    2004
    Литва

    1949
    Люксембург

    1949
    Нидерланды

    1949
    Норвегия

    1999
    Польша

    1949
    Португалия

    2004
    Румыния

    2020
    Северная Македония

    2004
    Словакия

    2004
    Словения

    1949
    Соединенное Королевство

    1949
    США

    1952
    Турция

    2023
    Финляндия

    1949
    Франция

    2009
    Хорватия

    2017
    Черногория

    1999
    Чехия

    2024
    Швеция

    2004
    Эстония

    Как каждая страна стала членом НАТО

    • 1949: 12 государств-учредителей
    • 1952: вступление Греции и Турции
    • 1955: вступление Германии
    • 1982: вступление Испании
    • 1999: первый раунд расширения после холодной войны
    • 2004: второй раунд расширения после холодной войны
    • 2009: вступление Албании и Хорватии
    • 2017: вступление Черногории
    • 2020: вступление Северной Македонии
    • 2023: вступление Финляндии
    • 2024: вступление Швеции

    1949: 12 государств-учредителей

    Двенадцать стран Европы и Северной Америки подписали Североатлантический договор 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне, округ Колумбия.

    4 апреля 1949 года министры иностранных дел 12 стран подписали в Вашингтоне, округ Колумбия, Североатлантический договор (известный также как Вашингтонский договор).

    Государствами-учредителями НАТО стали: Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.

    В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами всех 12 стран, закрепив их членство.

    Двенадцать лиц, подписавших договор

    Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах своей карьеры:

    • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак занимал пост Генерального секретаря НАТО с 1957 по 1961 г.;
    • Дания: г-н Густав Расмуссен;
    • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
    • Италия: граф Карло Сфорца;
    • Канада: г-н Лестер Пирсон участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших доклад о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 г. после Суэцкого кризиса;
    • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
    • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер занимал пост Генерального секретаря НАТО с 1961 по 1964 г.);
    • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге был одним из «трех мудрецов», составивших доклад о невоенном сотрудничестве в НАТО;
    • Португалия: д-р Жозе Каэйру да Матта;
    • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин был одним из основных инициаторов создания НАТО и в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 г. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета;
    • Соединенные Штаты: г-н Дин Эйксон участвовал в заседаниях Североатлантического совета и председательствовал на них, что было особенно важно до создания должности Генерального секретаря НАТО в 1952 году.
    • Франция: г-н Роберт Шуман был одним из главных архитекторов европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

    Гибкий подход к членству в НАТО

    Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

    Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

    В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

    В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему в полной мере участвовала в работе политических структур организации, она больше не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на размещение иностранных вооружений на территории Франции, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

    Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

    С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года, например она участвует во встречах министров обороны с 1994 года (в Севилье), а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО 1 .

    1. Однако Франция решила не входить в число членов Группы ядерного планирования НАТО.

    1952: вступление Греции и Турции

    Флаги Греции и Турции поднимают вместе с флагами других союзников по НАТО на министерской встрече в Лиссабоне, Португалия, в феврале 1952 г.

    18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой южный фланг.

    В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (например, советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

    1955: вступление Германии

    В октябре 1954 г. союзники подписывают Протокол о присоединении Германии в штаб-квартире НАТО, которая ранее располагалась в Париже. Германия присоединилась к Североатлантическому союзу в мае следующего года.

    Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Это стало результатом нескольких лет переговоров между западными лидерами и Германией, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

    После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Федеративной Республики Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза); а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

    Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

    После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

    1982: вступление Испании

    Испанский флаг развевается рядом с флагами других союзников в штаб-квартире НАТО в Брюсселе вскоре после вступления Испании в Североатлантический союз в 1982 году.

    Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП, ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО) заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

    Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

    Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

    1999: первый раунд расширения после холодной войны

    Военный оркестр выступает на церемонии поднятия флагов Венгрии, Польши и Чехии в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в марте 1999 г.

    Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания холодной войны открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

    В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием холодной войны представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

    На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чехии было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

    Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

    2004: второй раунд расширения после холодной войны

    Флаги всех союзников по НАТО перед штаб-квартирой НАТО в Брюсселе в апреле 2004 г. во время церемонии поднятия флагов, посвященной вступлению Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии.

    На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

    До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

    2009: вступление Албании и Хорватии

    Военнослужащие стран НАТО несут свои национальные флаги во время церемонии поднятия флагов Албании и Хорватии в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в апреле 2009 г.

    Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

    Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

    2017: вступление Черногории

    Черногорский почетный караул поднимает флаги НАТО и Черногории в Подгорице, Черногория, в ознаменование вступления страны в НАТО в июне 2017 г. © Reuters/Stevo Vasiljevic

    Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория также сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов.

    Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.

    2020: вступление Северной Македонии

    Офицеры из Северной Македонии поднимают свой национальный флаг в штаб-квартире НАТО в Брюсселе после вступления страны в Североатлантический союз в марте 2020 г.

    Северная Македония обрела независимость в 1991 году и присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) в 1995 году и Плану действий по подготовке к членству в 1999 году. В течение короткого периода времени с 2001 по 2003 год по просьбе Скопье НАТО провела в стране три операции по поддержанию мира. Прежде чем стать членом Североатлантического союза, Северная Македония сотрудничала с НАТО в таких ключевых областях, как демократические и институциональные реформы, реформы сектора безопасности и обороны. Она также укрепила свой потенциал гражданской готовности на основе практического сотрудничества с НАТО и активно поддерживала проводившуюся под руководством НАТО операцию в Афганистане.

    Главным препятствием на пути к членству в Североатлантическом союзе был вопрос о названии страны. В 2018 году между Афинами и Скопье было заключено историческое соглашение, которое позволило решить этот вопрос. Преспанское соглашение позволило НАТО предложить Скопье начать переговоры о вступлении в организацию, одновременно призывая правительство продолжать осуществление реформ. 15 февраля 2019 года страна, ранее известная как бывшая югославская Республика Македония, была официально признана Республикой Северная Македония. 27 марта 2020 года она стала 30-м членом НАТО.

    2023: вступление Финляндии

    Финские офицеры поднимают флаг Финляндии в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в апреле 2023 г. © Reuters/Johanna Geron/Pool

    Сотрудничество НАТО с Финляндией началось, когда страна присоединилась к программе «Партнерство во имя мира» (ПРМ) в 1994 году. В последующие десятилетия Финляндия стала одним из наиболее активных партнеров НАТО и вносила ценный вклад в деятельность Североатлантического союза, в том числе в операции и миссии под руководством НАТО на Балканах, в Афганистане и Ираке.

    Сотрудничество Финляндии с НАТО исторически основывалось на ее политике военного неприсоединения и твердом национальном политическом консенсусе. Ситуация изменилась в 2022 году, после полномасштабного вторжения России в Украину.

    18 мая 2022 года Финляндия подала официальную заявку на вступление в НАТО наряду со Швецией. На встрече НАТО в верхах, которая состоялась 29 июня 2022 года в Мадриде, лидеры государств-членов приняли решение пригласить обе страны стать членами НАТО. 4 июля в штаб-квартире НАТО в Брюсселе Финляндия, вместе со Швецией, завершила переговоры о присоединении, подтвердив свою готовность и способность выполнять политические, правовые и военные обязанности и обязательства, связанные с членством в НАТО. 5 июля страны НАТО подписали Протоколы о присоединении для обеих стран, которые затем стали официальными приглашенными странами, участвующими в заседаниях НАТО в этом качестве.

    В течение следующих месяцев все страны НАТО ратифицировали Протокол о присоединении Финляндии в соответствии со своими национальными процедурами. Финляндия сдала на хранение свой документ о присоединении к Североатлантическому договору 4 апреля 2023 года, став 31-м государством-членом НАТО.

    2024 — Вступление Швеции

    Шведские офицеры поднимают флаг Швеции в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в марте 2024 года.

    Швеция прошла тот же путь к членству в НАТО, что и Финляндия: присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в 1994 году, в течение почти трех десятилетий в качестве близкого партнера вносила значительный вклад в деятельность НАТО и отказалась от политики военного неприсоединения после полномасштабного вторжения России на Украину в 2022 году.

    Наряду с Финляндией, Швеция подала официальную заявку на вступление 18 мая 2022 года; получила приглашение стать членом НАТО от лидеров стран-членов на встрече в верхах в Мадриде 29 июня; завершила переговоры о присоединении 4 июля; и стала официальной приглашенной страной 5 июля, когда союзники подписали Протоколы о присоединении обеих стран.

    В течение последующих месяцев все союзники по НАТО ратифицировали Протокол о присоединении Швеции в соответствии со своими национальными процедурами. Швеция сдала на хранение свой документ о присоединении к Североатлантическому договору 7 марта 2024 года, став 32-м государством-членом НАТО.

    Темы

    • Consensus decision-making at NATO
    • Enlargement
    • National delegations to NATO
    • Североатлантический совет
    • Учредительный договор
    • Цель НАТО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *