Строительство высотки на котельнической набережной фото
Перейти к содержимому

Строительство высотки на котельнической набережной фото

  • автор:

«Город в городе»: знаменитая высотка на Котельнической набережной

Даже те гости столицы, которые не знакомы с историей этого здания, наверняка обратят внимание на высотный дом на Котельнической набережной. Он дошел до потомков как один из легендарных московских «сталинских высоток». Владеть квартирой в любом из этих домов в советские времена было огромной роскошью, почти недоступной для простого обывателя. Спустя годы здание поражает своим величием, монолитностью конструкции и особой атмосферой, ведь когда-то в этом месте творилась сама история…

Немного истории

Высотка на Котельнической набережной стала одним из восьми зданий, которые решили построить в Москве в 1947 году. Последней должна была стать высотка в Зарядье, но строительные работы так и не были завершены. Здание на Котельнической набережной ближе всего расположено к Кремлю.

Есть немало версий, почему Сталин принял решение строить в послевоенной России такие здания. Некоторые историки предполагают, что вождь любил здания в готическом стиле, а такие высотные строения чем-то похожи на соборы. Кто-то считает, что преследовалась цель обойти США, ведь американские власти начали воздвигать небоскребы еще в конце 19-го столетия, когда Москва еще была малоэтажным городом. Следует признать, что практически у каждой высотки имеется свой аналог в Америке. Но сходство можно уловить только с определенного ракурса.

Мифы о количестве квартир

Строительство здания длилось несколько лет. Работы начались в 1938 году, а завершились лишь к 1952-м. Дом имеет 26 этажей, что является небывалой высотой по тем меркам. О числе квартир слагаются легенды. Сведения в различных официальных документах отличаются друг от друга, и даже представители домоуправления сомневаются в том, сколько же в высотке отдельных помещений. Упоминаются разнообразные цифры: и 540, и 450, и 700… Не исключено, что такая путаница возникла из-за частых перепланировок, которыми азартно занимаются новые владельцы квартир.

«Отчечулили Москву»

Автором проекта стал архитектор Д.Н. Чечулин. Впоследствии, в 1960-е – 70-е годы он снискал славу в качестве строителя функциональных «коробок», удобных для жизни и практичных для властей. В частности, именно Чечулин является автором гостиницы «Россия», или расположенной прямо напротив Библиотеки иностранной литературы. Сред москвичей даже появилась шутливая крылатая фразочка «отчечулить Москву».

Немного о культуре

В разные годы в этом доме нашли свое пристанище многие великие деятели искусства, среди которых постановщик Иван Пырьев, актрисы Нонна Мордюкова и Фаина Раневская, литератор Константин Паустовский, композитор Никита Богословский, танцовщица Галина Уланова, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский.

Также знаменитый дом нередко оказывался на страницах литературных произведений или попадал в кадр. В романе «Москва Ква-Ква» 2006 года Василия Аксенова юная девушка Глика Новотканная живет с родными в доме на Котельнической набережной. Здесь же, по идее писателя, располагается тайное убежище, где заканчивает свои дни выдающийся вождь Иосиф Сталин.

Рок-певец Гарик Сукачев упомянул здание в песне «Ночной полет». Что уж говорить о бессчетном количестве кинокартин, где так или иначе фигурирует известная высотка. В их числе — советская лента «Москва слезам не верит», «Любовь» (1991), культовый шлягер «Брат-2», многосерийные проекты «Бригада» и «Красная королева».

Наши дни

Когда-то дом представлял собой обособленный «город в миниатюре»: здесь работали магазины, прачечная, почта, салон красоты, пошивочная, кинотеатр «Иллюзион». В холодное время можно было прокатиться на санях и лыжах на крыше, во дворе для жильцов заливали персональный каток.

Сегодня прекрасный «осколок прошлого» дряхлеет, ветшает и рушится. Правда, в конце 2016 года его отреставрировали в первый раз после строительства. Однако квартиры здесь давно перестали считать элитными, состоятельные москвичи в наши дни предпочитают покупать жилье, которое больше отвечает современным требованиям о комфорте. А старинный великан, словно слуга в отставке, переживший былого правителя, гордо коротает свой век, не теряя достоинства и величия.

Как добраться

Адрес: Котельническая набережная, 1/15.

Общественный транспорт ходит мимо бокового корпуса на Подгорской набережной. Вам нужно сесть на автобусы № 156 или № 255 и выйти на остановке «Котельническая набережная».

Жилой дом на Котельнической набережной

Это первая высотка из «семи сестер». Дом окутан легендами. Он часто попадал в кинематограф. А квартира там долго была пределом мечтаний москвичей.

Жилой дом на Котельнической набережной, фото 2015 года

Жилой дом на Котельнической набережной строили в две очереди: корпус А в 1938-1940 годах (сдали только в 1947 году, когда силами военнопленных завершили отделочные работы), корпус Б — в 1948-1952 годах.

Авторы проекта — Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инженер Л.М. Гохман. Курировал строительство и настоял на выборе места для дома Лаврентий Берия.

Строительство высоток в Москве началось из-за стилистического разнобоя в городе: церковные купола еще в конце XIX века утратили функцию зрительной доминанты, и поэтому нужны были новые архитектурные формы. Тогда по указанию Сталина взяли курс на так называемый «сталинский ампир».

Московские высотки сочетают конструкторские достижения американских небоскребов с лучшими традициями русской архитектуры. Раньше отечественные архитекторы не строили домов выше 7-8 этажей. Но зодчие и инженеры справились с поставленной задачей и даже обосновали необходимость устройства лестничных клеток не по одной оси, а с постепенным сдвигом к центру — чтобы не давать раздолья сквозным ветрам.

Строительство дома на Котельнической набережной

Высота жилого дома на Котельнической набережной — 176 метров. Там 700 квартир, магазины, почта, химчистка, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой.

Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.

Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах. Передвигать или менять их жильцам запрещали. А местоположение элементов интерьера определялось не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

В 700 квартирах этого дома без труда разместится население небольшого районного города. Здание рассчитано на 5 тысяч жильцов. В нем 32 этажа, несколько лифтов. Его пределы можно и не покидать. В доме-гиганте разместятся магазины, швейное ателье, детский сад, кинотеатр, бюро заказов и обслуживания…
Вот трехкомнатная квартира, уже обставленная мебелью: ковры, диваны, столы, мягкие кресла, стулья, картины, книжный шкаф, горки для чайной посуды. Просторная передняя. Рядом — гардеробная. Дальше — кабинет, столовая, спальня. Везде огромные окна. Уютные комнаты залиты солнечным светом. Повсюду телефонные штепсели (аппарат можно переносить в любую комнату), антенны для ламповых радиоприемников и телевизоров… В ванной плитка до самого потолка отливает перламутром. У стены — полотенцесушитель. Диван. Бра по бокам высокого зеркала. Непромокаемая занавеска загораживает ванну. Немного в стороне — кухня. Тут газовая плита, моечная раковина, холодильники: зимний и летний. И еще голубая замаскированная дверка мусоропровода.

Дом этот считался символом роскоши, и получить там квартиру было непросто. Вероятно, поэтому он вошел в кинематограф как признак достатка («Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги»).

Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Чечулин. Он жил там до самой смерти. Архитектору посчастливилось не видеть, как его творение медленно ветшает и теряет былой лоск.

А в конце 2016 года жилой дом на Котельнической набережной отреставрировали впервые после строительства.

Жилой дом на Котельнической набережной

Говорят, что. . у «семи сестер» есть старшие братья-двойники в США. Прототипом дома на Котельнической набережной стал Wrigley Building .

. в этом доме была лучшая в округе булочная. И в холл корпуса Б каждый день приходила булочница с корзиной и продавала хлеб .

Жилой дом на Котельнической набережной

. дом строили силами заключенных, которые оставляли метки «строили зэки» на стеклах окон. Пытаясь сбежать, они прыгали на листах фанеры с высотки. Они же позировали для статуй, украсивших здание. Кстати, неизвестно каким образом прошла цензуру главная скульптурная группа комсомольца и комсомолки с оголенной грудью .

. на строительстве высотки работал зверь-прораб: рабочих по его приказу замуровывали в стенах за малейшую провинность. Но есть версия, что замуровали самого прораба .

. об архитекторе жилого дома на Котельнической набережной Дмитрие Чечулине после строительства гостиницы «Россия» и Библиотеки иностранной литературы говорили, что он «отчечулил Москву» .

. Твардовский и Раневская познакомились в этом доме. Однажды Твардовский забыл ключи, когда его семья была на даче, и ему захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После этого они проговорили несколько часов.
Раневская при прощании сказала: «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!».
А располагалась квартира актрисы на втором этаже над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Об этом она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами».
Получила Раневская эту квартиру тоже весьма своеобразно. Как-то раз к ней обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать. В ответ он услышал от Фаины Георгиевны, что она готова сотрудничать, но живет в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной .

. Никита Богословский придумал шутку-загадку про высотку на Котельнической набережной: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Все терялись в догадках. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственных премий .

. настоящим бедствием для жителей высотки были тараканы, так как здание построили на месте старых мучных складов .

Тараканы в высотном доме —
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике —
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода —
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиши вспрыгнул скользкий
рыжий черт…

Высотка на Котельнической набережной на фотографиях разных лет:
  • Высотка на Котельнической набережной (Вид из Зарядья)
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Вид на Котельническую набережную
  • Вид со Вшивой горки
  • Вестибюль дома на Котельнической набережной
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Вид на Котельническую набережную

А что об этом жилом доме знаете вы?

Московский дом: высотка на Котельнической набережной

Идея небоскребостроительства в СССР имела глубокий идеологический смысл. О высотке на Котельнической набережной рассказываем в рамках проекта «Московский дом».

Надменный нью-йоркский гигант Empire State Building более сорока лет считался самым высоким зданием мира. Советские инженеры Воронков и Балашов подвергли это и ему подобные сооружения гневной критике: «История современного строительства за рубежом знает не один случай возведения больших зданий. Но как отличаются от наших сооружений не только сами эти здания, но и их “окружение”! Словно в ущельях, стоят в Нью-Йорке и Чикаго небоскребы. Вокруг них грязь и плесень, самый воздух как бы пропитан миазмами.

Узкая утилитарность, стремление выжать из каждого доллара, вложенного в постройку, максимальный барыш, наибольшую выгоду — вот что движет владельцами строительных компаний Америки. Пусть вокруг небоскребов стоят грязнейшие лачуги, пусть их окружает захламленная, покрытая грязью территория — все это мало тревожит бизнесменов. Они не потратят и цента на то, что не принесет им дивидендов!»

Никак нельзя было отставать Советской стране. Началось все с проектирования Дворца Советов, храма новой религии и «памятника великому гению человечества — В. И. Ленину». Но, как известно, колосс построен не был и обернулся впадиной бассейна «Москва».

Первоначальный глобальный проект распался на кольцо высотных зданий, ступенчатых, точно так же устремленных ввысь, как и их несостоявшийся образец.

Архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин (1901–1981), баловень судьбы, продукт советского времени с правильным происхождением, сын рабочего из Сумской области и портнихи, после войны занял пост главного архитектора столицы. В 1923 году в длинной шинели, буденовке, с этюдником и мандолиной прибыл он в Москву и поступил во ВХУТЕМАС. Ученик Алексея Щусева, в 1933 году пригласившего дебютанта к себе в проектную мастерскую №2, через пять лет Чечулин эту мастерскую возглавил. Первую известность молодому зодчему принесла премия Всесоюзного конкурса на проект Дворца Советов.

Звездный час тогда уже главного архитектора Москвы настал, когда он возглавил проектирование высотных зданий и занялся формированием авторских групп.

Градостроительный план расположения высоток Чечулин разработал в 1947 году: на излучинах рек решено было возвести гостиницу «Украина» и жилой дом на Котельнической набережной; на Смоленской площади — здание МИДа, жилые дома у Красных Ворот и на площади Восстания; близ площади трех вокзалов — гостиницу «Ленинградская». Московский Университет возводился на Воробьевых горах. В Зарядье планировалась еще и восьмая высотка, но она так и не была построена.

Проект жилого высотного здания на Котельнической набережной Чечулин оставил за собой. Сооружение венчают шпиль и герб, вознесшийся на высоту 176 м. И это 32 этажа считая технические. Взятый за основу ступенчатый силуэт всех семи московских высоток намекал на сходство с древнерусскими шатровыми храмами

Центральный корпус Б здания на Котельнической из трех имеющихся в плане представлял собой трехлучевую звезду. У входа был разбит сквер и установлен фонтан. Обширный цоколь облицован розовым гранитом, фасад — керамическими блоками. Зубчатые башни и скульптуры довершают декоративное убранство, в роскоши ему не уступают вестибюли и входные зоны, украшенные лепными барельефами, драгоценным мрамором и цветными металлами, плафонными росписями, как было заведено в ренессансных палаццо.

Всего в высотке было предусмотрено 540 квартир — четырех-, трех-, двух — и однокомнатных. Здесь поселились видные сотрудники НКВД, поэты, режиссеры, музыканты, актеры и писатели.

Высотка на Котельнической набережной из всех семи считается самой киногеничной. Дом снимали в лентах «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Стиляги».

Карьера же архитектора Чечулина, лауреата трех Сталинских и одной Ленинской премий, получила логичный финал в здании, ставшем символом российской государственности, Доме Советов РСФСР (называемом Белым домом) на Краснопресненской набережной.

Построить маршрут до высотки на Котельнической и узнать об интересных местах поблизости поможет турсервис RUSSPASS.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Высотка на Котельнической набережной

Из семи построенных сталинских высоток только две были чисто жилыми, одна учебно-жилая и одна административно-жилая. К жилым относится здание на Котельнической набережной. По высоте (176 метров) оно уступает только МГУ и гостинице Украина. Здание стоит у впадения Яузы в Москву-реку так, что одно боковое крыло стоит вдоль Котельнической набережной Москвы-реки, а второе вдоль Подгорской набережной Яузы.

2. Здание можно частично считать старейшей из семи высоток, хоть формально все они были заложены 7 сентября 1947-го года, в день празднования 800-летия Москвы.

3. Дело в том, что «москворецкое крыло, как самостоятельное здание, было построено ещё в 1940-м году. Если бы не начавшаяся война, здание на Котельнической стало бы действительно первой высоткой. Но тогда в центральной части было бы только 24 этажа. Именно столько предусматривал проект Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского.

4. Что интересно, не всё оно было надстроено башенками.

5. В итоге получилось как бы три здания: «старое» — корпус А, центральное высотное — корпус Б и расположенное вдоль Яузы — корпус В. Сам Чечулин поселился в корпусе Б, правда квартиру ему выделили на 1-м этаже..

6. В окончательном плане здание вместе с боковыми корпусами, двором и гаражом заняло площадь, где прежде существовали целых четыре переулка: Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные. Хотя расположенные здесь строения не представляли культурной ценности, высотное здание закрыло вид со стороны реки на историческую застройку Вшивой горки.

7. Проблем при строительстве возникало множество: от слабых московских грунтов, из-за которых приходилось строить мощные громоздкие дорогие фундаменты, до отсутствия опыта проведения строительных работ на зданиях такой высоты. Конструкторы разработали специальные башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Машина поднимала сама себя с этажа на этаж по мере роста здания

Как и на многих других масштабных стройках того времени, здесь широко использовался труд заключённых и «спецконтингента» — пленных немцев, работавших до 1951-го года. Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке. «Лагерное отделение № 4» по адресу Котельническая набережная, 1/15, было создан приказом от 22 июня 1948 года. В лагере содержались мужчины и женщины. Они жили в бараках и палатках. Согласно заявлению начальника лагеря, сделанному в начале 1949-го, запланированная вместимость — 2200 человек, а фактическое среднее значение — 1602 человека. Для обеспечения охраны лагерь и строительную площадку огораживал забор высотой до 3 метров, поверх которого было натянуто пять линий колючей проволоки. Перед забором существовала полутораметровая предупредительная зона, где было запрещено находиться любому человеку. Параллельно с 4-м отделением с того же года действовал лагерь заключённых на Лихоборском строительном заводе, где производились стройматериалы для высотного здания. Естественно, было немало легенд, связанных со строительством таким способом — от замурованных в стены трупов до попытки побега с использованием фанерных крыльев.
Старый корпус (А) был заселён в основном сотрудниками НКВД, а новые корпуса начали заселяться в 1953-м. Хотя в хрущёвское время здание и архитекторов подвергли критике за архитектурные излишества, государство прикармливало творческую элиту, выделяло квартиры известным деятелям искусства и науки, что подчёркивало элитарный статус высотки. В разное время в доме проживали актрисы Фаина Раневская (в довольно скромной квартире), Клара Лучко, Нонна Мордюкова, актёры Михаил Жаров и Александр Ширвиндт, певица Людмила Зыкина, балерина Галина Уланова, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, писатели Василий Аксёнов и Константин Паустовский и композитор Никита Богословский. Не забыли и про учёных. В частности, в корпусах Б и В заселили физиков-ядерщиков, которые работали под начальством бывшего наркома внутренних дел Лаврентия Берии. Мемориальных досок на здании полно.

8. Высотная часть в плане имеет форму трёхлучевой звезды, один из лучей которой ориентирована на север.

9.

10. Судя по всему высотная часть была построена в 1952-м году.

11. А последним был построен корпус В.

12. В жилом доме был создан уникальный для советского времени уровень обслуживания. Непосредственно в здании действовали бюро заказов и бытового обслуживания проживающих, а также четыре магазина. В центральном корпусе было помещение для хранения колясок и велосипедов. Под внутренним двором находится подземная парковка на 212 машиномест.

13.

Как и в других высотках, в доме были реализованы передовые инженерные сети. В доме функционировала и обычная вентиляция, и централизованная система кондиционирования. Воздух с улицы поступал в квартиры круглый год, проходил специальные фильтры, нагревался или охлаждался до нужной температуры. В стены была вмонтирована централизованная система пылеудаления: пыль собиралась с помощью шлангов и попадала в фильтрующие станции, откуда её сбрасывали в канализацию, а очищенный воздух попадал на улицу. А для отопления в подвальных помещениях были установлены бойлеры.
Во всех квартирах на кухнях были установлены электрические холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов. Непосредственно на кухнях были установлены люки мусоропровода. Из квартир имелся выход на чёрную лестницу.

14. С середины 1950-х в здании действовал кинотеатр, первоначально носивший имя «Знамя». В 1966-м его переименовали в «Иллюзион», тогда же и адаптировали под показ фильмов из Госфильмофонда. В репертуаре кинотеатра были фестивальные зарубежные фильмы, фактически, избежавшие цензуры. Считалось, что раз в здании проживают политически благонадёжные люди, такие фильмы показывать им можно. Поскольку в студенческие годы моя подруга жила в здании на Котельнической набережной (не в этом), в кинотеатр мы периодически захаживали.

15. Здание и сейчас считается элитным, об этом можно судить по припаркованным во дворе машинам, однако попадаются и такие.

16. А кто-то умудрился припарковать там же и свою яхту.

17. Нам осталось только полюбоваться архитектурными деталями.

18. Традиционный шпиль со звездой. В 2014-м её раскрасили в цвета украинского флага, было уголовное дело.

19.

20. Википедия пишет » На одном монументе скульптор по неизвестной причине изобразил комсомолку в разорванном платье, где видно пышную грудь». Но я что-то не разглядел. Старею.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27. И даже пинакли есть.

28. Старые элементы нового стиля.

29. Интерьеры холла корпуса Б.

30. А Дмитрий Чечулин, раскаявшись в совершённых ошибках и приняв политику партии и правительства в области архитектуры, построил поблизости здание библиотеки иностранной литературы уже совершенно в другом стиле.

Метки: #тосамоелето, Таганский район, велопрогулки, сталинские высотки

Этот пост написан специально для творческого марафона #тосамоелето. Нажмите на кнопку, чтобы узнать подробнее о творческом марафоне. Посмотреть другие посты марафонцев можно по хештегу #тосамоелето.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *