Троицкий собор в сергиевом посаде история
Перейти к содержимому

Троицкий собор в сергиевом посаде история

  • автор:

Свято-Троице-Сергиева лавра

Свято-Троице-Сергиева лавра

Групповые туры в Узбекистан в 2024-2025

Сергиева Лавра — это самый большой монастырь в России. Сейчас здесь проживает 300 служителей церкви. Он считается символом русского православия. Сейчас монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. Они были созданы в период XV-XIX вв. и представляют собой различные эпохи и стили древнерусского зодчества. Главным в этом комплексе является Троицкий собор с золотыми куполами. Он был построен в 1422 г. на месте деревянного одноименного храма и стал усыпальницей Сергия Радонежского. Троицкий собор является шедевром белокаменного русского зодчества XV века. Именно вокруг собора начинает складываться нынешний облик обители. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица», которая сегодня находится в Третьяковской галерее. Кстати, иконостас собора из 40 икон полностью сохранился. А вот замечательные фрески собора были заменены на новые в XVII веке. Главная святыня монастыря также находится здесь — это мощи Сергия Радонежского, которые расположены в юго-восточной части собора.

Второй по возрасту постройкой монастыря считается Свято-Духовская церковь. Она также сложена из белоснежного камня и венчается небольшой изящной колокольней, которую в свою очередь завершает синий купол. Рядом находится Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (кон. XVII в.)

Самая крупная постройка монастыря – Успенский собор. Собор был построен в 1559 году по указанию Ивана Грозного в честь присоединения Казанского и Астраханского ханств к русским землям. Этот величавый собор очень похож по формам на Успенский собор Московского Кремля. Его белокаменные фасады гармонично контрастируют четырьмя с ярко-синими куполами, на которых сверкают золотые звезды. Пятый купол Успенского собора – позолоченный. С северо-запада к собору примыкает небольшая палатка-усыпальница Годуновых. В ней находятся останки царя Бориса, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении.

Самое высоко сооружение лавры — колокольня (1741-1769 гг.). Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Впрочем, она не только очень высокая, но и необычайно красивая. Она построена в стиле барокко и имеет многоярусное строение. Венчает здание необычное завершение в форме раковины. Колокольня богато украшена лепкой, карнизами, арочками и прочими элементами декора.

Главные ворота лавры — Святые с надвратной церковью Иоанна Предтечи – возводилась в два этапа (1513 г., 1693-1699 гг.).

Кроме того, на территории монастыря находится множество других замечательных строений. К примеру, церковь соловецких Зосимы и Савватия. Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи (XVII в.). Изначально пятиглавая, ныне она украшает монастырь своим единственным сохранившимcя куполом. Церковь Сергия Радонежского (1686-1692 гг.) в южной части лавры.

Ряд прекрасных сооружений создан на территории лавры и в XVIII в. Это небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии c четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и красивыми каменными балюстрадами); трёхэтажные Митрополичьи покои (XVI-XVII вв., полностью перестроены в 1778г.).

Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV в. Собору свойственны все важнейшие особенности этого архитектурного стиля, выросшего из зодчества

Близкий к кубу четверик Троицкого собора с тремя высокими равными высоте четверика алтарными апсидами утвержден на мощном белокаменном цоколе и, подобно древним храмам Владимира и Суздаля, целиком сложен из белого камня. Блоки обработаны и подогнаны друг к другу столь тщательно, что швы между ними едва различимы. Стены сложены с заметным наклоном внутрь, что придает собору пирамидальную форму, дополнительно подчеркнутую соответствующей формой оконных откосов и порталов. Эта особенность добавляет облику собора мощь и высоту. Плоскости фасадов с трехчастным членением широкими плоскими лопатками, — особенность раннемосковской архитектуры. Фасады по традиции завершены закомарами, но с московской особенностью, — вертикальным зубцом над каждой. Это так называемые «килевидные закомары». Очертания закомар повторяются в завершениях перспективных порталов, колонки которых в средней части украшены «дыньками» или «бусинками», что также характерно для раннемосковского зодчества. Над четвериком Троицкого собора возвышается высокий световой барабан, несущий шлемовидную главу и крест. При внешней ясности, простоте форм и декора Троицкий собор — сложнейшее архитектурное сооружение. Если снаружи наклон его стен начинается от цоколя, то внутри — только от арок порталов, благодаря чему наклон, оставаясь незаметным, облегчает обзор фресковой живописи. Сложна и искусно выполнена кладка арок и сводов, имеющих необычные параболические очертания. Четыре подпружные арки, соединяющие опорные столпы и несущие световой барабан и главу, подняты заметно выше сводов; так зодчие увеличили высоту подкупольного пространства собора, высота которого от пола до купола не так уж и велика — 23 метра.

Еще одна особенность внутреннего устройства Троицкого собора — несоответствие положения лопаток расчленяющих фасады его стен расположению внутренних опорных столпов. Столпы, а вместе с ними и глава, смещены к алтарным апсидам и придвинуты к северному и южному фасадам четверика. За счет такого смелого решения, не знакомого древнему зодчеству, удалось выполнить, по крайней мере, три сложнейших задачи. , смещение светового барабана позволило уравновесить силуэт собора с южной и северной сторон. , смещенный к апсидам и прорезанный десятью очень высокими окнами, световой барабан поставлен над иконостасом, что обеспечивает достаточное его освещение. , благодаря смещению опорных столпов к стенам, удалось расширить площадь собора, сделать его более вместительным и улучшить обзор иконостаса. Не случайно предположение, что наряду с зодчими участие в замысле архитектуры Троицкого собора Лавры принимал величайший художник Древней Руси Андрей Рублев, украсивший его фресками и иконами.

Троицкий собор не только первый каменный храм Лавры и уникальный памятник архитектуры. Подобно тому, как Преподобный Сергий Радонежский есть начало и духовная опора Лавры, Троицкий собор — «похвала» Преподобному — есть исходная точка архитектурного ансамбля Сергиевой Лавры. Достаточно присмотреться к издавна сложившейся планировке Лавры. В плане ее территория близка к прямоугольнику, площадь которого пересекают две главные дороги. Обе начинаются от Троицкого собора. Одна, начинаясь от храма Преподобного Сергия, приводит к Святым вратам на западной стороне Лавры. Другая дорога от Троицкого собора ведет к Каличьим воротам на северной стороне обители. Расходясь от Троицкого собора почти под прямым углом, названные дороги определяют и прямоугольную планировку территории Лавры, и место расположения ее основных зданий.

Троицкий собор — мерило архитектурного ансамбля Лавры. Впервые это отметил , автор и исполнитель первой комплексной программы реставрации Лавры (1938 г.). Он нашел, что соотношение объемов и высот основных зданий Лавры построено на гармонических пропорциях так называемого «золотого сечения». Расстояния между зданиями Лавры также определяются высотой Троицкого собора. Так, например, церковь Св. Духа удалена от Троицкого собора приблизительно на две его высоты, а Успенский собор — на три.

Почитание Преподобного Сергия находило выражение в особом отношении к Троицкому собору: поколения насельников и богомольцев Лавры, стремились украсить собор, выделить его в ряду других храмов Лавры и тем выразить любовь и уважение игумену Земли Русской. В 1510 г., возвратившись из успешного похода на Новгород и Псков, великий князь Василий III приказал обить главу Троицкого собора железом. В тот же год, на праздник Св. Троицы, он прибыл в монастырь и «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В мае 1556 г. великий князь Иван IV (Грозный) посетил Лавру перед походом на крымских татар. Быть может, именно тогда, накануне вероятного сражения с опасным врагом, он вспомнил пожертвование своего отца и «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Наконец, около 1720 г. была позолочена и вся кровля Троицкого собора. Золоченые глава и кровля Троицкого собора еще более выделяли его среди окружающих зданий Лавры, многие из которых вплоть до второй половины XVIII столетия покрывались тесом.

Подобно тому, как многочисленные ученики вскоре окружили Преподобного Сергия, Троицкий собор через некоторое время со всех четырех сторон окружили разнообразные пристройки. В результате Троицкий собор превратился в самостоятельный и, , очень живописный архитектурный ансамбль внутри общего ансамбля зданий Лавры. Тем не менее, нельзя не признать, что позднейшие разностильные пристройки, утрата позакомарной кровли, раскраска стен в значительной степени умалили то изначальное впечатление мощи и суровой величавости, которого добивались мудрые строители Троицкого собора. Положение исправили реставрационные работы, проводившиеся с перерывами в годах XX в., и, прежде всего, удаление северной паперти, очистка фасадов от раскрасок и, наконец, восстановление позакомарного покрытия собора. На рубеже XX — XXI вв. Троицкий собор вновь стал объектом приложения труда реставраторов. Специалисты созданного в стенах Лавры Патриаршего центра благоустроили территорию вокруг собора и замостили ее булыжником, что избавило цоколь древнего храма от переувлажнения, побелили фасады, отремонтировали кровлю четверика и алтарных апсид, возобновили позолоту. Обновленный Троицкий собор — «похвала» Преподобному Сергию, как и прежде, притягивает к себе взоры, умы и сердца гостей Сергиевой Лавры.

Троицкий собор (1422-23 гг.)

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение
заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией
начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие,
строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу.
И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями,
и наполнил украшениями.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.

Вид на Троицкий собор с северной стороны

Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

М.Гадалов. Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.

Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века

Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).

Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца

Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.

Рака преподобного Сергия Радонежского

В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.

Прп. Сергий с житием. Конец XV в.
Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».

Новопостриженные монахи обители прп. Сергия в Троицком Соборе Лавры

В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал. в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.).

Рака преподобного Сергия Радонежского

До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.

Паникадило. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).

Архиерейское к ресло в алтаре Троицкого собора

В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

Захоронение князя Андрея Владимировича, сына князя Владимира Храброго
— героя Куликовской битвы. Южная стена Троицкого собора

В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.

Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с юго-восточной стороны

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Знаменный хор Троицкого собора Лавры

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

— в будние дни:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского — в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия — начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери — по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами — с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

— в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию — с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию — по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Свято Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра — самый крупный в стране православный мужской монастырь, который подчиняется непосредственно Патриарху. Обитель расположилась в Сергиевом Посаде и комплекс ее храмов вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры.

Историческая справка

Прославленную обитель Троице-Сергиеву Лавру основал преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых на Руси в 1337 году. С самого дня основания и по настоящее время это самая почитаемая святыня. Сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Петр Первый и Елизавета Петровна и сам Дмитрий Донской, которого Сергий Радонежский вдохновил на бой.

Троице-Сергиева Лавра была отстроена на подобие крепости, она была окружена белой стеной. Сам Сергий Радонежский не пропускал ни одного богослужения, изготавливал свечи и кутью.

Во все времена в Лавре собрались уникальные издания рукописных и старопечатных книг, ее библиотека обширна.

В 1608-1610 гг. Лавра с тремя тысячами человек выдержала осаду польско-литовского войска, которое претендовало на Московский трон. Осада продлилась 16 месяцев. И только в 1744 году монастырь получит наименование Лавры, которое является очень почетным.

В XVIII-XIX веках в окрестностях монастыря начал располагаться комплекс монастырей — Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры начала работать Московская духовная академия — один из старейших ВУЗов России, до пожара 1812 году находившийся в московском Заиконоспасском монастыре. В семинарии детям прививали духовное воспитание. Так, обитель мирно существовала с академией вплоть до XX века. После революции семинария закрылась.

В 1920 году лавру закрыли противники религии и в зданиях монастыря расположился Историко-художественный музей и различные государственные учреждения, монахов выселили из обители. Часть строений переоборудовали под жилье служащих, а жителей храма переселили.

Возрождение монастыря пришлось на послевоенные годы, вновь открыла свои двери для паломников он в 1946 году после окончания Великой Отечественной войны.

В Троице-Сергиевой Лавры были захоронены многие известные личности: семья Бориса Годунова, князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов и многие другие. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский).

Святыни монастыря

Святые мощи преподобного Сергия в Троицком соборе.

Останки настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата в Серапионовой палате.

“Моленные” иконы преподобного Сергия — Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.

Храмовая икона мученика Димитрия Солунского в полный рост.

Святой воды можно набрать в Надкладезной часовне и под сенью из креста на Соборной площади, на источниках преподобного Саввы Сторожевского за северной стеной монастыря и святителя Николая Чудотворца за Келарскими прудами.

На территории Свято Троицкой Лавры также находятся мощи многих святых: первомученика Стефана, Никона Радонежского, Максима Грека и других.

Храмы и часовни

Троицкий собор — главный соборный храм, древнейшее сохранившееся сооружение (было построено в 1422 году). Составляет первое здание Лавры.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов — находится восточнее от Троицкого собора, замыкает угол соборной площади. Здание было возведено в 1476 году.

Успенский собор — возведенный в 1585 году Успенский собор был построен по велению Царя Ивана Грозного в самом центре Лавры.

Успенский кладезь с часовней, возведенный в 1644 году возвели над открывшимся источником целебной воды. Часовня появилась позже.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского, возведенная в 1546 году располагается южнее от Троицкого собора. Храм возвели над гробом ученика Сергия Радонежского — Никона Радонежского, умершего здесь в 1428 году.

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких расположена в северо-западном углу монастыря. Это единственная церковь, стройка которой осуществлялась одновременно со строительством окружающих каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи расположен на восточной части монастыря.

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой расположен на южной стороне монастырского комплекса. Соорудили храм по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686 году.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии расположена напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и замыкает угол соборной площади.

Михеевская церковь — Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому, воздвигнута в 1734 году над гробом ученика Сергия Радонежского — Михея. Расположен недалеко от северо-западного входа в Трапезный храм.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой в 88 метров замыкает северную сторону соборной площади.

Скиты Троицкой Лавры

Гефсиманский Черниговский скит — обладает статусом подворья Троице-Сергиевой Лавры, богослужения в его храмах проходят ежедневно.

Покровский скит — в воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная Литургия.

Свято-Успенский женский скит-подворье (Епифань) — живет своей монашеской жизнью, сейчас в скиту 20 насельниц, которые трудятся здесь во славу Божию и молятся за нас.

Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры (Скит преподобного Сергия Радонежского) — первый скит, появившийся на территории обители Троице-Сергиевой Лавры.

Скит Параклит — находится вблизи Гефсиманского Черниговского скита, название его означает “Дух-утешитель”

Деятельность монастыря

Помимо богослужений на территории Свято Троицкого Монастыря течет жизнь и создаются уникальные изделия. Так, на территории обители работают Витражная мастерская, Золотошвейная мастерская, Лазерная мастерская, Белокаменная мастерская, Печатная мастерская, Мозаичная мастерская, Столярная и Пошивочная мастерская. А также звукозаписывающая студия, свечной цех, издательство и благотворительная организация — социальная служба Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В Троицком соборе проводят утренние молитвы и Литургию в будние и воскресные дни. Расписание служений можно уточнить на официальном сайте лавры.

Праздники обители

На территории обители проводят и престольные праздники:

18 июля — Обретение честных мощей

8 октября — Преставление

50-й день после Пасхи — День Святой Троицы

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Информация для туристов

Свято-Троице Сергиева Лавра — действующий комплекс монастырей, поэтому прежде чем планировать поездку позаботьтесь о внешнем виде. Девушкам необходимо приготовить закрытую одежду и косынку на голову.

На территории Лавры можно заказать экскурсию, чтобы не осматривать все достопримечательности самостоятельно. Но осмотр всех храмов и скитов вам скорее всего не хватит одного дня, заранее подумайте о том, где переночевать. В этом вам поможет гостиница Альпина Вилла, которая окружена не только живописной природой, но и всеми достопримечательностями, интересными туристу.

Как добраться?

На автомобиле можно добраться по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада.

На автобусе из Москвы можно добраться с 6:50 до 22:40 от метро ВДНХ на маршруте № 388 (экспресс).

Пригородным поездом можно добраться от Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад и дойти до Лавры пешком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *