Что представлял собой знаменитый лабиринт
Перейти к содержимому

Что представлял собой знаменитый лабиринт

  • автор:

критский лабиринт

Самый древний известный лабиринт — Критский лабиринт. Семь колец путей легко создать, нарисовав крест и четыре точки, а затем, объединить их, чтобы сформировались восемь кругов с одним и тем же центром, в результате чего между ними образуются семь пустых колец. Это захватывающая фигура, которая впечатляет уже всё человечество 5000 лет и оставила в истории цивилизации.

Особое значение Лабиринта на Крите возникает от легендарного греческого мифа Тесея и Минотавра. Минотавр родился наполовину человек,а наполовину бык, и оставался в заключении в лабиринте,который был разработан Дедалом для критского царя Миноса. Афины проиграли войну с Критом и в качестве дани были вынуждены отправить семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру. Тесей, сын афинского царя, вызвался быть одним из команды, чтобы убить Минотавра и освободить Афины от господства Крита. Дочь царя Миноса ,Ариадна дала ему клубок ниток, чтобы он распутывал его во время прохождения через лабиринт,таким образом, давая ему возможность запомнить путь и после совершенного действия найти обратный путь назад. Тесей вошел в лабиринт, убил Минотавра и бежал из Крита, взяв с собой Ариадну.

Это один из наиболее важных греческих мифов. Он был поддержан историей на протяжении веков среди многих лабиринтов по всему миру.В третьем тысячелетии до нашей эры мы находим изображение лабиринта на обломках керамики и выгравированное на скалах. Шестнадцать веков спустя лабиринт остаётся главным в культуре Крита — появляется на критских монетах вплоть до первого века до н.э. Затем следуют мозаичные иконы во времена Римской империи. Во время распространения христианства, церковь приняла изображение лабиринта как символику, ритуал и покаяние. Существуют тысячи каменных лабиринтов средневековых времен,которые разбросаны на Балтийском побережье и во многих других европейских странах. Иллюстрация лабиринта появляется на гравюрах и картах Крита с 15-го до 19-го века, когда Крит был крупным туристическим центром благодаря мифу о лабиринте. В эпоху Возрождения и Викторианской эпохи, появилось много лабиринтов из густого заросшего кустарника. До 1917 года банки Крита печатали бумажные деньги с символом лабиринта!

Существуют два вида лабиринта. Сложная форма лабиринта, которая состоит из множества пересекающихся тропинок,целого пазла с разветвлениями с выбором пути и направления (Maze) и Критский лабиринт, где есть только одна дорога без пересечений, которая постоянно меняет направление. Состоит из нескольких косых тропинок, и центр его окружен семь раз, так что посетитель неоднократно проходит место назначения. Дорога ведет обязательно к центру, откуда посетитель должен отправиться по тому же маршруту назад к выходу. Этот лабиринт ассоциируется с Лабиринтом Миноса — хотя и логика, и литературные описания дают понять, что Минотавр был пойман в ловушку в сложном лабиринте с разветвлениями.

Сегодня, Критский лабиринт -это соединение мифа, символа и аллегории

Семь кругов соответствуют семи сферам священных планет, семи принципам человека и Вселенной, семи дням недели, семи разам и другим подобным понятиям. Замысловатый узор также представляет собой циркуляцию жизненной энергии в нашем теле, указывает на извилины мозга и кишечника-два полюса нашего тела, которые соответствуют нашему сознанию и нашему физическому состоянию.

Проход через центр лабиринта и возвращение назад представляют собой путешествие в центр нашего собственного бытия, метафору жизненного пути и ,в конечном итоге, понимание того, кто мы есть.

Что представлял собой знаменитый лабиринт

21 октября в мире празднуется День лабиринта. Понятие «лабиринт» пришло в нашу культуру из Древней Греции. Во времена античности здания со сложными многочисленными переходами пользовались популярностью, их можно было встретить у различных культур и цивилизаций.

Зачастую хождение по лабиринту трактовалось как хождение по духовному пути или как переход из одного состояния в другое.

Большое Радио решило в честь праздника составить для вас ТОП самых знаменитых лабиринтов в литературе и кинематографе.

Даже если вы не фанат мифов о Древней Греции, то вы все равно слышали про лабиринт Минотавра, потому что только ленивый не знает это словосочетание. Вообще лабиринт Минотавра носит название Кносский лабиринт, так как расположен он в одноименном дворце на острове Крит. Долгое время инженерное чудо Дедала считалось выдумкой, однако в 1878 году купец и археолог-любитель Минос Калокеринос при раскопках наткнулся на западное крыло дворца, а именно вестибюль у тронного зала.

Лабиринт, в который заключили страшное чудовище – Минотавра, будоражил умы и вдохновлял на создание кинолент: «Геракл в пещере Минотавра», 1994; «Минотавр», 2006; «Синдбад и Минотавр», 2011; «Визит к Минотавру», 1974, 1987, 2016; «Тесей против Минотавра», 1960 и др.

Интерпретации же образа Минотавра можно найти в произведениях таких известных авторов, как Хорхе Луис Борхес, Умберто Эко, Александр Волков, Дениэл Киз, Кэтрин Фишер и многих других.

  • Лабиринт Турнира Трех волшебников

Занял почетную вторую строчку, так как фильмы и книги о мальчике, который выжил, имеют огромную армию поклонников от мала до велика.

Лабиринт из четвертой части саги «Кубок огня» был построен на поле для квиддича специально для финального задания турнира.

В книжном лабиринте героев поджидали боггарт, взрывной скревт, сфинкс и акромантул. В киноверсии сам по себе лабиринт был живым, готовым «заглотить» того, кто долго стоит на одном месте. «В лабиринте нет ни драконов, ни подводных тварей. Вместо этого вы встретитесь с чем-то более страшным. Видите ли, в лабиринте люди сильно меняются. Найдите кубок, если сможете, но будьте осторожны – на пути к нему вы можете потерять самих себя», — сказал профессор Дамблдор перед тем, как чемпионы вошли в лабиринт.

  • Заснеженный лабиринт из кинофильма «Сияние», 1980

В череде всех неприятностей, выпавших на долю семьи Джека Торренса в зловещем отеле «Оверлук», лабиринт стал последним испытанием. В книге Стивена Кинга никакого лабиринта не было, его заменяли гигантские звери, выстриженные из декоративных кустов, которые передвигались, когда на них никто не смотрит. Стэнли Кубрик решил, что в кино такая задумка будет малоосуществима и заменил кусты на лабиринт, для чего на близлежащем к студии аэродроме были выстроены огромные декорации.

Кстати, отсылка к этому лабиринту встречается в «Королевах крика», 2015, а к самой киноленте Кубрика обращаются в фильме «Первому игроку приготовится», 2018.

Как минимум с XVI века в Европе появляются первые настоящие лабиринты, но не каменные, а садовые — по сути, живая изгородь особой формы. Поначалу эти конструкции были предназначены для молчаливого созерцания и уединения и не подразумевали блуждания — в них была лишь одна круговая дорожка. Но затем, в XVII веке, лабиринты превратились в настоящие головоломки с тупиками и высокими стенами, мешающими подсмотреть, куда идти. Там назначали тайные свидания, встречались любовники, играли в прятки.

Именно в таком лабиринте Жан-Батист Гренуй, главный герой фильма и романа «Парфюмер, история одного убийцы» похитил одну из своих жертв – красавицу Лауру. В роли лабиринта выступил парк усадьбы маркиза Жоана Антоани Десвалльса и д’Ардена, разбитый ещё в XVIII веке!

Кстати, роман Патрика Зюскинда, основанный на реальных событиях, впервые вышел в Швейцарии в 1985 году и имел большой успех, он переведен на 47 языков и входит в первую десятку бестселлеров.

В романе Джеймс Дашнера «Mazerunner» лабиринт представляет собой гигантских размеров сооружение, окружающее Глейд – место, где живет группа подростков. За стенами находящегося в движении лабиринта находятся жуткие монстры. Задача героев найти выход, понять, где путь к спасению и главное — причины их нахождения здесь. Лабиринт в данном произведении олицетворяет Эксперимент, одну из фаз Испытаний, созданную учеными для решения глейдерами. Также лабиринт — это особый код, узнав который можно будет обнаружить выход.

По роману уже снята довольно успешная кинематографическая трилогия.

Легендарный лабиринт Египта: что известно о потерянном чуде света

Затерянный лабиринт Египта

В 2008 году группа ученых из Бельгии и Египта под руководством Луи де Кориа провела исследования недалеко от Фаюмского оазиса. В итоге международная команда, называвшаяся «экспедицией Матаха», заявила, что обнаружила под землей огромную структуру, которая может оказаться знаменитым потерянным лабиринтом, упоминаемом древними историками Геродотом, Страбоном и другими.

Египетский лабиринт представлял собой погребальный храм, который выстроил величайший из фараонов XII династии Аменемхет III (он правил с 1842 по 1797 годы до н. э.) к югу от своей пирамиды недалеко от Эль-Фаюма.

Колосс занимал пространство общей площадью в 70 тысяч квадратных метров. Он использовался в качестве гробницы для фараонов и крокодилов, которые здесь считались такими же священными, как и правители.

Многие были уверены, что от затерянного памятника ничего не осталось. Однако Луи де Кориа сообщил, что эксперты смогли различить признаки наличия комнат, туннелей, массивных стен, а также двух огромных камер.

И, возможно, это и есть свидетельство древней высокоразвитой цивилизации, существовавшей в далекие времена. Выгодные билеты на самолет до Египта ищите на Aviata.kz.

Результаты экспедиции опубликовали в научном журнале Национального исследовательского института астрономии и геофизики (NRIAG).

Но ход археологическим работам, которые могли бы стать мировой сенсацией, так и не был дан. Причиной стал запрет министерства древностей Египта на проведение раскопок на данном участке. По крайней мере, для иностранных исследователей.

Что же нашла «экспедиция Матаха»? Известно, что ученые обнаружили следы массивных стен и больших помещений на глубине от 8 до 12 метров на двух участках напротив пирамиды Аменемхета III.

Пирамида Аменемхета III

Древние историки отмечали, что сооружение имело несколько уровней, уходящих вниз, а доступ гостям был открыт только на самый верхний. Прошедшие же тысячелетия наверняка дополнительно укрыли подземные руины слоем песка и грунта.

Предполагается, что здесь могли уцелеть артефакты, а также сохраниться всевозможные иероглифы, которыми были украшены стены.

Сложность исследования заключается еще и в большом количестве грунтовых вод. Учитывая, что в Фаюмском оазисе они сильно соленые, то древнее строение может разрушиться полностью в ближайшее время. О чем группа Луи де Кориа поспешила известить министерство древностей Египта.

Они уведомили, что от одного из претендентов на рукотворное чудо древнего мира в обозримом будущем может вовсе ничего не остаться.

Однако иностранных ученых не услышали. Что стало причиной запрета доступа со стороны властей, сказать сложно. Есть лишь несколько версий.

Среди них конспирологическая. Предполагается, что на самом деле в Египте знают о существовании уникального наследия, но пока сами не проверят, не хотят заявлять об этом.

Еще возможна внутренняя бюрократия, потому что очередь на археологические раскопки в стране очень большая.

Также может стоять вопрос финансирования. Ведь для осушения значительной территории в Фаюмском оазисе нужны колоссальные средства. Ну и нежелание предоставлять иностранцам значимые места раскопок.

Когда международные исследования продолжатся, пока неизвестно. Ясно одно, что на территории Египта скрыто еще множество тайн. Уже сейчас эта страна поражает своими памятниками и древними достопримечательностями.

Планируя путешествие в Египет или любую другую страну мира, помните, что недорогие билеты на самолет вы всегда сможете купить на сайте или в приложении Aviata.kz. Поиск займет всего 2 минуты. Покупая билеты в приложении, вы копите бонусы.

ЛАБИРИНТ

— дворец, из которого невозможно найти выход. Построен искусным мастером Дедалом на Крите по образцу аналогичного египетского дворца. Царь Миносприказал построить этот дворец, чтобы спрятать от людских глаз Минотавра — человеко-быка, рожденного от преступной связи царицы Пасифаи с быком. // Хорхе Луис БОРХЕС: В лабиринте // Хорхе Луис БОРХЕС: Лабиринт // Валерий БРЮСОВ: Женщины Лабиринта

Синонимы слова «ЛАБИРИНТ»:
Смотреть что такое ЛАБИРИНТ в других словарях:

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ, -а, м. 1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг сдругом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание сосложно расположенными переходами]. 2. перен. Сложное, запутанноерасположение, сочетание чего-н. Л. улиц. Л. мыслей. 3. Внутреннее ухо(спец.). II прил. лабиринтный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и лабиринтовый, -ая,-ое (к 1 и 3 знач.; спец.). смотреть

ЛАБИРИНТ

лабиринт м. (в разн. знач.)labyrinth, maze

ЛАБИРИНТ

лабиринт путаница, ухо Словарь русских синонимов. лабиринт сущ., кол-во синонимов: 3 • игра (318) • путаница (53) • ухо (10) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: игра, путаница, ухо. смотреть

ЛАБИРИНТ

— образ-метафора постмодернизма- один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: «Сад расходящихся тропок», 1944, «Дом Астерия», 1949, «Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте», 1949 и др.) и Эко (см.: «Имя розы», 1980, «Заметки на полях «Имени розы», 1983, «Путешествия в гиперреальности», 1987, «Пределы Интерпретации», 1990, «Остров прежнего дня», 1994, «Поиск совершенного языка», 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая «все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) — или все, что поддается выражению — на всех языках». Согласно Борхесу, такое «книгохранилище» — это Л., или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами — законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: «Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком»). Восприняв борхесовскую идею Л. как образно-знаковую модель Универсума, Эко («Имя розы») выстраивает своеобразную «двойную метафору — метафору метафоры», акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л., непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко — своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, «библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара». Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко — это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко («Заметки на полях «Имени розы»), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем — это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л. [Таковыми Л. в истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично — с помощью нити Ариадны или без оной к неизбежной развязке — встрече с Минотавром); б) «маньеристический», по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков — выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок]. Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей — можно проникнуть в тайну самих Л.: герои романа Эко разгадали загадку Л. «извне», а не «изнутри». (Ср. у Батая: «По ту сторону себя, как я есмь, я встречаю вдруг существо, которое вызывает у меня смех, поскольку оно без головы, которое переполняет меня тоской, поскольку составлено оно из невинности и преступления: в левой руке его — кинжал, в правой — пылающее сердце бытия. Его фигура вздымается в едином порыве рождения и смерти. Это не человек. Но это и не Бог. Это не я, но это больше, чем я: в чреве его лабиринт, в котором он теряет себя, теряет меня, в котором, наконец, я нахожу себя, став им, т.е. чудовищем».) Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: «Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу». Согласно Эко, подлинная схема Л. мироздания — это «ризома», устроенная так, что в ней «каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична». Путешествие в таком Л. — являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л. куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: «Пространство догадки — пространство ризомы» (Эко). Сопряжение «ризомы» и «структуры», с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо — это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л. мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении («принцип всеобщего подобия»), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как «сети переплетающихся подобий и космических симпатий». Семиозис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует «герметический дрейф» — «интерпретативный обычай, преобладавший в ренессанс-ном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии». Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход «от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи»: знак, тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем «нечто иное» (ср.: посредством познания знака мы постигаем «нечто большее», по Пирсу). Историческим коррелятом «герметического дрейфа» в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение «процессу свободного лингвистического творения» или «экстатической каббале» (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед «теософической каббалой» (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст). Пророча наступление Эона Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома? Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков? Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого? Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. пространства ризомы, Эко пришел к выводу («Маятник Фуко», «Остров накануне»): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. «Рамки» гипер-пространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов: только «о-смысленный», по Эко, семиозис — нить из бес-смысленного ризоматического Л.: «рождение Читателя оплачено смертью Автора» (Р.Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л. — есть неизбывная проблема цены этого. (См. Борхес, Эко, Ризома, «Смерть субъекта».) A.A. Грицанов. смотреть

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ(греческ. Labyrinthos). 1) здания в древнем Египте и Крите, имевшие массу комнат над землею и под землею, которые были так устроены, что, попав. смотреть

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ — образ-метафора постмодернизма — один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: «Сад расходящихс. смотреть

ЛАБИРИНТ

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. Лабиринты бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта). В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему. Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир — царство Великой Матери в ее пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. Лабиринт охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой Лабиринта, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте.Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить — это веревка, ведущая к небу, которой связано все и которая пронизывает все в этом мире. Лабиринт разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса. Лабиринт, будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы. Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением. Лабиринт разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя. Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом внутренностей земли. Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины. Лабиринт в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой. Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов. Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр — это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с Танцем Журавля, в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти — возродиться. Кельты считают, что названия трои и Троя могут быть дериватами от кельтского тро, означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт). В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда дорогой Иерусалима. Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням. У египтян возможна параллель с Аменти — извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотей нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, ее испарения и миазмы. У народов Океании лабиринт олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых. У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений. В шумеро-семитской мифологии лабиринт — искусственное подражание миру низшему (из надписи на глиняной табличке, посвященной инициации жреца).
Синонимы:

. смотреть

ЛАБИРИНТ

— образ-метафора постмодернизма — один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: «Сад расходящихся тропок», 1944; «Дом Астерия», 1949; «Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте», 1949 и др.) и Эко (см.: «Имя розы», 1980; «Заметки на полях «Имени розы», 1983; «Путешествия в гиперреальности», 1987; «Пределы Интерпретации», 1990; «Остров прежнего дня», 1994; «Поиск совершенного языка», 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая «все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) — или все, что поддается выражению — на всех языках». Согласно Борхесу, такое «книгохранилище» — это Л. или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами — законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: «Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком»). Восприняв борхесовскую идею Л. как образно-знаковую модель Универсума, Эко («Имя розы») выстраивает своеобразную «двойную метафору — метафору метафоры», акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л., непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко — своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, «библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара». Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко — это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко («Заметки на полях «Имени розы»), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем — это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л. (Таковыми Л. в истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично — с помощью нити Ариадны или без оной — к неизбежной развязке — встрече с Минотавром); б) «маньеристический», по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков — выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок). Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей — можно проникнуть в тайну самих Л.: герои романа Эко разгадали загадку Л. «извне», а не «изнутри». Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: «Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу». Согласно Эко, подлинная схема Л. мироздания — это «ризома», устроенная так, что в ней «каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична». Путешествие в таком Л. — являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л. куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: «Пространство догадки — пространство ризомы» (Эко). Сопряжение «ризомы» и «структуры», с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо — это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л. мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении («принцип всеобщего подобия»), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как «сети переплетающихся подобий и космических симпатий». Семи-озис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует «герметический дрейф» — «интерпретативный обычай, преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии». Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход «от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи»: знак, тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем «нечто иное» (ср.: посредством познания знака мы постигаем «нечто большее», по Пирсу). Историческим коррелятом «герметического дрейфа» в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение «процессу свободного лингвистического творения» или «экстатической каббале» (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед «теософической каббалой» (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст). Пророча наступление Зона (см. Зон) Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. пространства ризомы, Эко пришел к выводу («Маятник Фуко», «Остров прежнего дня»): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. «Рамки» гиперпространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов: только «о-смысленный», по Эко, семиозис — нить из бес-смысленного ризоматического Л. «Рождение Читателя оплачено смертью Автора» (Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л. — есть неизбывная проблема цены этого. (См.: Борхес, Эко, Ризома, Смерть субъекта). А. А.Грицинов. смотреть

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИ́НТ (лави-, ѵ- 1731, -нѳ), а, м.1.Древнее сооружение со множеством помещений, сложных и запутанных переходов, из которых трудно выйти.А лавиринѳ. смотреть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *