Кто учился в царскосельском лицее
Перейти к содержимому

Кто учился в царскосельском лицее

  • автор:

Кто учился в лицее с Пушкиным: полный список

В первый учебный поток Царскосельского лицея поступило 30 человек, включая Александра Сергеевича Пушкина:

Выпускник
1 Горчаков Александр Михайлович
2 Маслов Дмитрий Николаевич
3 Кюхельбекер Вильгельм Карлович
4 Ломоносов Сергей Григорьевич
5 Корсаков Николай Александрович
6 Корф Модест Андреевич
7 Стевен Фёдор Христианович
8 Комовский Сергей Дмитриевич
9 Гревениц Павел Федорович
10 Матюшкин Фёдор Фёдорович
11 Илличевский Алексей Демьянович
12 Яковлев Михаил Лукьянович
13 Юдин Павел Михайлович
14 Пушкин Александр Сергеевич
15 Дельвиг Антон Антонович
16 Костенский Константин Дмитриевич
17 Мартынов Аркадий Иванович
18 Вольховский Владимир Дмитриевич
19 Есаков Семён Семёнович
20 Пущин Иван Иванович
21 Саврасов Пётр Фёдорович
22 Корнилов Александр Алексеевич
23 Бакунин Александр Павлович
24 Малиновский Иван Васильевич
25 Данзас Константин Карлович
26 Ржевский Николай Григорьевич
27 Мясоедов Павел Николаевич
28 Тырков Александр Дмитриевич
29 Броглио Сильверий Францевич
30 Гурьев Константин Васильевич (был отчислен в 1813 году)

Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.

Лицейские годы Пушкина:

  • Кратко
    • Хронология по годам
    • Доклад
    • Поступление
    • Экзамен с Державиным
    • Первая дуэль
    • Важные события
    • Дата окончания лицея
    • Выпускной
    • Дата основания
    • Кто основал
    • Цель создания
    • Местоположение
    • Правила
    • Распорядок дня
    • Наказания
    • Питание
    • Форма
    • Девиз
    • Гимн
    • Во сколько лет поступил
    • Номер в лицее
    • Комната
    • Характер
    • Прозвища поэта
    • Чувства в лицее
    • Отношение к лицею
    • Нравилось ли там
    • Описание лицея
    • Значение лицея
    • Первая любовь
    • За кем ухаживал
    • Сколько лет учился
    • Чин
    • Все лицеисты
    • Близкие друзья
    • Лучшие друзья
    • Прозвища
    • Дельвиг
    • Кюхельбекер
    • Пущин
    • Чаадаев
    • Матюшкин
    • Учителя
    • Директора
    • Клятва друзей
    • Последний живой лицеист
    • Предметы
    • Оценки поэта
    • Успеваемость
    • Нелюбимые предметы
    • Любимые предметы
    • Рисование
    • Спорт
    • Основные увлечения
    • Лицейская лирика
    • Характерные черты лирики
    • Черты лирики (таблица)
    • Влияние лицея
    • Жанры лицейских произведений
    • Первый стих
    • Первая публикация
    • Все стихи в лицее
    • О друзьях
    • Эпиграммы Пушкина на лицеистов
    • Про лицей
    • Про комнату
    • О садах
    • О любви
    • Короткие
    • Цитаты из стихов
    • Интересные факты
    • Шалости
    • Книги о лицейской жизни поэта

    Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
    Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2024 г. ХРОНИКА

    Как и каким возродится пушкинский Лицей

    Образование, которое получили в Царскосельском лицее Пушкин сотоварищи и многие последующие поколения выпускников, было по-своему уникальным. Здесь учились под лицейским девизом: «Для общей пользы!». 19 октября 1811 года, согласно указу императора Александра I, невиданный прежде Лицей открылся во флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе (позже его разместили в Петербурге, на Каменноостровском проспекте). Как написал друзьям Александр Сергеевич: «Куда бы нас ни бросила судьбина, / И счастие куда б ни повело, / Всё те же мы: нам целый мир чужбина; / Отечество нам Царское Село».

    Но в 1918 году Лицей был закрыт — сама идея учебного заведения «для избранных» противоречила идее новой власти. Как и почему теперь возникла идея возрождения Царскосельского лицея? И в самом деле — будет ли он открыт для всех или станет местом, куда смогут пристраивать своих детей элиты, сливки общества?

    Вопрос не праздный. «РГ» обратилась с ним накануне 19 октября, Всероссийского дня лицеиста, к ректору Российской государственной академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Алексею Комиссарову и директору Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергею Некрасову. Каким вернется к нам новый, возрожденный Лицей?

    На линогравюре Анатолия Иткина 1965 года — юный Пушкин в Царскосельском лицее. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина

    Компетентно

    Алексей Комиссаров: В лицей будут принимать самых активных и одаренных школьников

    Идея возродить Царскосельский лицей, где, кстати, рождался гений не только Александра Пушкина, но и многих государственных деятелей — министров, губернаторов того времени, — прозвучала на встрече президента РФ Владимира Путина с ректором РАНХиГС Алексеем Комиссаровым. Президент идею поддержал. Так каким сегодня видится Лицей?

    — У Президентской академии — огромный опыт обучения управленцев всех уровней: уже более века вуз успешно готовит специалистов, которые работают в органах государственной власти, становятся лидерами бизнеса. Прийти к нам учиться можно уже в 14 лет, а верхняя планка — не ограничена, — рассказал «РГ» Алексей Комиссаров. — Очень важна для нас работа со школами. Дни открытых дверей, экскурсии, лекции и мастер-классы для ребят мы проводим регулярно. А наш филиал в Санкт-Петербурге активно сотрудничает более чем с 70 школами и гимназиями, где проходят научные конкурсы и олимпиады.

    По словам Комиссарова, именно такая работа позволила понять, что управленческие таланты, способность мыслить стратегически возникают уже к середине школьного обучения. А это как раз тот возраст, в котором раньше принимали в Императорский Царскосельский лицей.

    Речь не идет, конечно, о школе «для избранных» по социальному статусу родителей и глубине их карманов. «Избранники» определятся по умению учиться и ясности их жизненных целей.

    Алексей Комиссаров: Мы уже прорабатываем возможные места размещения Лицея. Процесс его создания уже начался. Фото: Александр Корольков/ РГ

    — Идея воссоздания Царскосельского лицея предполагает формат общеобразовательного учреждения, куда будут принимать самых активных и особенно отличившихся школьников. Новый лицей будет сочетать в себе сильные стороны своего предшественника — одного из самых удачных образовательных проектов в российской истории и современные достижения в образовании.

    Реализацией проекта будет заниматься специально созданная правительством рабочая группа. В нее войдут представители различных ведомств, а также специалисты Президентской академии.

    — Сейчас формирование рабочей группы уже завершается, прорабатываем возможные варианты размещения Лицея, — добавил ректор РАНХиГС. — Можно сказать, что процесс создания Лицея уже начался. Он будет не быстрым, но точно, очень интересным.

    Прямая речь

    Сергей Некрасов: Что означает «лицейское пространство»?

    Сергей Михайлович, многие тут же представили себе современных школьников, которые побегут по историческому зданию.

    Сергей Некрасов: Нет, разумеется. Возможно, новое учебное заведение и разместится в каком-то историческом здании, неподалеку от мемориального Музея-лицея. Наш союз будет заключаться в другом. И в принципе, первый шаг к этому сближению был сделан еще 12 лет назад, когда мы с РАНХиГС подписали договор о сотрудничестве. Но теперь, надеюсь, наш союз обретет еще более глубокое качество.

    Это очень интересная и важная идея. В Уставе Императорского царскосельского лицея записано, что «учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Конечно, важно, чтобы во главе страны, губерний, во главе крупных государственных структур были бы люди, обладающие энциклопедическим образованием, способные критически мыслить и анализировать происходящее вокруг, а не доверять информации, полученной из интернета.

    Мне кажется, что с созданием этого лицея мы многое приобретем в развитии нашего государства. Вспомним, что из стен Царскосельского лицея вышло несколько премьер-министров, десятки министров, губернаторы. И, конечно, наш музей со своей стороны будет оказывать всяческое содействие в этом благородном деле.

    Как вы думаете интегрировать Музей-лицей в эту концепцию?

    Сергей Некрасов: Я недавно встречался в Москве с ректором РАНХиГС Алексеем Геннадиевичем Комиссаровым. И очень приятно, что у нас полное взаимопонимание.

    Вы знаете, я часто говорю о «лицейском пространстве». И оно больше, чем формальное пространство в Царском Селе — а прежде лицею принадлежал целый квартал вокруг сада, где сегодня стоит памятник Пушкину. Это еще и те учебные заведения, которые называют себя последователями Императорского царскосельского лицея. Я имею в виду лицей при Бауманском институте в Москве, ряд учебных заведений в Подмосковье, в других городах и даже странах. На протяжении полутора десятилетий у нас была очень мощная дружба с русским лицеем в Таллине. И нынешние лицеисты приезжали к нам каждый год — не только посмотреть музей, но и дать своим воспитанникам как-то прикоснуться к лицейской жизни.

    Памятник поэту А.С.Пушкину в Царском селе. Фото: Вадим Жернов/ РИА Новости

    В историческом зале лицея, где Александр I объявил о создании нового учебного учреждения, проходили торжественные церемонии посвящения в лицеисты, здесь вручались медали, дипломы. И в том числе тем, кто получил образование в Академии народного хозяйства с государственной службы. Конечно, эту прекрасную традицию мы хотели бы сохранить. Мне кажется, союз такого учебного заведения — с одной стороны живущего по заветам Царскосельского лицея, и музея, который может рассказать о первоисточнике, — очень перспективен.

    Но все-таки прошло больше двух веков с того дня, когда император Александр I учредил лицей с «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Каким же образом, на ваш взгляд, опыт лицея применим к сегодняшним реалиям?

    Сергей Некрасов: Понятно, что повторить один к одному невозможно, да и не нужно. Но речь идет о тех лицейских традициях, которые могут быть актуальны и сегодня. Еще хотелось бы возродить традицию «лицейского братства», того, о котором писал Пушкин «друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен».

    Одним из важных лицейских посылов было внимание к ученику, к выявлению его индивидуальных способностей. И это продолжалось у лицеистов, когда они, завершив образование, стали служить. Они старались увидеть в тех людях, которых встречали на своем пути, увидеть вот это — интерес к делу, готовность ему служить. Поэтому, я думаю, если такое воспитание начнется со школьного возраста — это будет очень перспективно для нашего государства.

    Сегодня для большинства лицей — это пушкинский выпуск. Но это учебное учреждение существовало больше века, найдя новый дом уже в Петербурге, на Каменноостровском проспекте.

    Директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов на фоне лицея в Царском Селе. Фото: Предоставлено Всероссийским Пушкинским Музеем

    Сергей Некрасов: Да, например, мало кто знает, что лицей закончил Салтыков-Щедрин, который, кстати, тоже писал стихи, правда, довольно скромные по сравнению с его прозой. Из лицея вышли выдающиеся экономисты. Такие как, например, граф Коковцов, товарищ министра финансов Витте, который в правительстве Столыпина и сам стал министром финансов. Уникальных людей из стен лицея вышло и в самом деле много. Например, полярный исследователь Федор Матюшкин, чьим именем назван мыс на побережье Северного Ледовитого океана. Кстати, удивительная история — тогда будущий адмирал в Иркутске встретился с генерал-губернатором, а в то время это был Михаил Сперанский. Тот самый Сперанский, который как раз и поднес Александру I проект нового учебного заведения, который должен был воспитывать чиновничью элиту.

    И этот реформатор, правая рука императора Александра был сослан в далекий край.

    Сергей Некрасов: Да, в самом начале существования лицея, в марте 1812 года. Так уж случилось — дворцовые интриги. И поэтому он не понимал: идея его состоялась или провалилась. И вдруг перед ним молодой офицер, выпускник лицея. Матюшкин просто покорил Сперанского — Михаил Михайлович все всматривался в него, расспрашивал, для него Матюшкин был живым ответом на свой вопрос, реализацией его мечты — вот таких государственных деятелей он себе представлял. Таких как Александр Горчаков, вошедший в историю как один из самых влиятельных дипломатов в отечественной истории. Таких как тот чиновник, о котором писали как о человеке, обладающем удивительными качествами, в частности, он не участвует в коррупции. Я видел это письмо, и знаете каков был ответ? «Ну, это понятно, он же лицеист». Мне кажется, этим все сказано.

    Фото: Алексей Даничев/ РИА Новости

    Так в чем же уникальность, инновационность лицейского образования?

    Сергей Некрасов: Выпускник Императорского лицея всегда отличался энциклопедичностью знаний. Лицеисты всегда отличались более широким кругозором, могли анализировать вещи, связанные с мировым развитием, и понимали Россию в контексте всего мира. И, кстати, пожалуй, именно в лицее впервые стали подробно изучать страны Дальнего и Ближнего Востока, которые всегда были на периферии европоцентричного образования.

    Другая уникальность образования лицея в том, что каждый преподаватель пытался определить склонности того или иного студента, избегая всяческого давления на лицеиста, если у него не было к какому-то предмету призвания. Известен эпизод, когда профессор математики Карцов вызвал Пушкина к доске решить какое-то уравнение: «Пушкин, чему равен «икс»?» Юный Саша ответил: «Нулю!» На что профессор сказал: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Идите и пишите стихи».

    Но более того, в зависимости от склонности студента, шло дополнительное образование. Для тех, кто, например, был склонен к военному делу, как тот же Матюшкин или будущий генерал Вольховский, из Петербурга приглашали военных, которые вели занятия по профильным дисциплинам. Когда замечали, что кто-то интересуется дипломатией, из Коллегии иностранных дел присылали документы из действующей политики.

    То, что на своем курсе не один Пушкин увлекался стихами — факт общеизвестный. Но ведь и дальше эта традиция развивалась?

    Сергей Некрасов: А как же, она продолжалась целых 150 лет. Надо сказать, что в лицее вообще была особая культура письма, даже дипломатические бумаги, написанные бывшими лицеистами, отличались особым изяществом стиля.

    Вы сказали про 150 лет. Но лицей просуществовал 117 лет.

    Сергей Некрасов: Да, но даже в эмиграции лицеисты собирались 19 октября и обязательно писали стихи, посвященные этому дню. Все это закончилось в 1970 году, когда ушел из жизни последний лицейский поэт Владимир Ильяшенко. Кстати, в одном его стихотворении есть строка, определяющая роль Императорского лицея в истории России: «Лицей — это в капле былая Россия». И хочется надеяться, что теперь — в этой капле Россия не только «былая».

    Самые известные выпускники Царскосельского лицея

    Июнь – пора выпускных и экзаменов. Сейчас еще вчерашние школьники бегают в поисках учебных заведений. Выпускники бывают разные, а какими они были раньше, в золотом веке? Политика, экономика, фехтование, чистописание, танцы – все это дисциплины Императорского Царскосельского лицея. С той поры образование сильно изменилось, но воспоминания об учениках живут и поныне. «Твоя параллель» составила Топ знаменитых выпускников одного из самых привилегированных учебных заведений 19 века.

    Владимир Дмитриевич Вольховский

    Вольховский

    Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский лицей, где получил прозвище «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов». Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей группы декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества.

    Александр Михайлович Горчаков

    Горчаков

    Последнего канцлера Российской империи с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. Уже будучи учеником Горчаков знал, чего он хочет и уверенно метил в дипломатическую службу. Он был прекрасно образован, отличался великолепным знанием нескольких языков, остроумием и широтой кругозора. Кроме того, юный Горчаков был чрезвычайно честолюбив. Про себя молодого он вспоминал с иронией и утверждал, что был настолько честолюбив, что носил яд в кармане, если его обойдут местом.

    Иван Иванович Пущин

    Пущин

    Декабрист Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в 14 лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно», который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность. Среди лицеистов он пользовался общей любовью, принадлежа к числу тех юношей, которые, по словам лицеиста графа Модеста Корфа, «наиболее любимы товарищами, — с светлым умом, с чистою душой».

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

    Салтыков-Щедрин

    «Сумрачный лицеист» — эти слова точно отражают состояние души Салтыкова в годы учения в Царском Селе. Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

    И если для Пушкина воспоминания о Лицее — это прежде всего теплые воспоминания о друзьях и преподавателях («…И вижу вновь семью друзей»), то в памяти Салтыкова Лицей остался казенным учебным заведением, в котором он не нашел ни одного близкого друга, где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном», где он терпел «всевозможные преследования» и проходил испытания карцером. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках. В Лицее он начал свой путь в литературе, здесь развилось его увлечение поэтическим творчеством.

    Александр Сергеевич Пушкин

    Пушкин

    Ну и конечно, на первом месте самый известный и почитаемый выпускник, лицо Императорского Царскосельского лицея — Александр Сергеевич Пушкин. Еще при жизни поэта называли гением и негласно короновали. Сергей Львович, узнав об открытии Александром I учебного заведения в Царском селе, принял решение, что его сын должен поступать именно туда. Бесплатное обучение, покровительство царя и блестящая карьера в будущем – все это привлекло отца Пушкина. Но была проблема, в Лицей принимали всего тридцать воспитанников, а претендентов из детей родовитых дворян было много. Тут то отец начал хлопотать и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен. Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав испытания, был принят. Про то, каким учеником был Александр Сергеевич, вспоминали его друзья и преподаватели. Они подмечали, что Пушкин был рассеян, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры и примеры. Но даже несмотря на это, он отлично знал иностранные языки, любил историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии.

    Лера Марухно

    Родные пенаты. 10 самых известных воспитанников Царскосельского Лицея

    И. Е. Репин. «Лицейский экзамен». 1911 год.

    День Царскосельского Лицея отмечают в России 19 октября. Учебное заведение, созданное в начале XIX века, стало «альма матер» для многих талантливых людей.

    SPB.AIF.RU вспомнил, какие известные личности учились в Царскосельском лицее, а заодно, какими они были в молодые годы, постигая премудрости науки.

    Александр Пушкин (1799 — 1837)

    Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».

    Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.

    По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников. Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.

    Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят. По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным — будущим декабристом. Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике — поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры. Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже — Гавриил Державин.

    Александр Горчаков (1798 — 1883)

    Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.

    «Желал бы я служить под его начальством», — говорил Горчаков.

    Статья по теме

    В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», — писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин. Предсказание поэта сбылось — Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.

    Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть „горчаковской“ дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».

    Иван Пущин (1798-1859 )

    Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в четырнадцать лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно, который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность.

    Став взрослее, Пущин примкнул к «Священной артели», стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов. Позже он был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой. В 1856 году, в возрасте 58 лет, он был возвращен из ссылки. Через год он женился на вдове декабриста Михаила Фонвизина — Наталье Апухтиной. Но брак продлился недолго: 3 апреля 1859 года Иван Пущин скончался в имении Марьино.

    Модест Корф (1800 —1876)

    «Дьячок Мордан» — так прозвали в Лицее сына барона Корфа.

    Директор Императорского Царскосельского Лицея Василий Малиновский отзывался о 12-летнем воспитаннике в самых лестных выражениях, отмечая прилежность и опрятность юноши. Лишь среди качеств, которые могли мешать юному Корфу, он указывал «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным».

    Однако эти качества не помешали Модесту Андреевичу сделать блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки. К его заслугам можно причислить то, что он основал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, продвинул составление каталогов, а также смог привлечь частные пожертвования к финансированию учреждения.

    Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

    Когда будущий писатель обучался в Лицее, он был примечателен, прежде всего, своим мрачным видом.

    Портрет Салтыкова-Щедрина работы Ивана Крамского.

    Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Он приходил к нему по утрам по праздникам. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

    Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга и где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном». Впрочем, писатель был прав в своём недовольстве: система обучения в Лицее изменилась с пушкинских времён.

    «Своеобразное аристократическое приволье и комфорт сменились серым, нивелированным и достаточно суровым режимом полувоенного интерната». В Лицее той поры систематически наказывали воспитанников: заставляли стоять в углу и заключали в карцер. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках.

    Лев Мей (1822 — 1862)

    За прилежание и успехи будущего русского поэта перевели из Московского дворянского института в Царскосельский лицей, несмотря на то, что он был недворянского происхождения и семья жила в большой нужде.

    Моментом взлёта его творческой карьеры стоит считать день и час, когда он близко сошёлся с издателем учёно-литературного журнала «Москвитянин» Погодиным, а позже и с самим драматургом Островским. Произведения Мэя, которые сначала не принимались обществом и клеймились как несовременные и камерные, впоследствии стали широко известны, а сюжеты драм в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» и «Сервилия» легли в основу оперы композитора Римского-Корсакова.

    Фёдор Матюшкин (1799 — 1872)

    Будущий полярный исследователь и адмирал Фёдор Матюшкин закончил Лицей в один год с Александром Пушкиным. Добродушного мальчика, обладающего мягким характером, но твёрдой волей, сразу же полюбили как сокурсники, так и преподаватели. Буквально в первые месяцы обучения он проявил недюжинные способности к географии и истории. Невзирая на то, что он обладал живым характером, всегда оставался скромным, в табеле, в котором писали характеристики по каждому из выпускников, было указано: «Весьма благонравен, при всей пылкости вежлив, искренен, добродушен, чувствителен; иногда гневен, но без грубости».

    Сразу же после окончания курса отправился в кругосветное плавание, а ещё позже участвовал в экспедиции Врангеля. Эти путешествия стали грёзами наяву, которые преследовали его во время учёбы в лицее и которые «подпитывал» Пушкин, рисуя перед воображением Фёдора с помощью своей живой речи и поэзии невиданные и чарующие дальние страны. Любопытно, но своей семьи Матюшкин не имел и, встав на последний якорь в Петербурге, он поселился у лицейского товарища Яковлева. Позже он переехал в гостиницу, где прожил больше 15 лет. Только в последние годы жизни он построил дачу неподалёку от Бологого. Пережил Матюшкин почти всех своих однокурсников.

    Михаил Петрашевский (1821 — 1866)

    Царскосельский университет закончил и русский революционер Михаил Петрашевский — организатор собраний «петрашевцев», которых в 1849 году осудили за эти самые сборища, невзирая на то, что хоть и были все члены его в каком-то роде «вольнодумцами», но были неоднородны по своим взглядам и лишь единицы имели замысли революционного характера.

    В свои молодые годы на собрания также приходил Фёдор Достоевский. Именно тогда произошёл скандальный случай, получивший название «инсценировка казни», когда на осуждённых оказали психологическое давление, привезя их на эшафот, и держали до последней минуты, ожидали, что кто-то из них выболтает нужные сведения. На тот момент «осуждённые» уже были помилованы. Это была милая «шутка» от Александра II.

    Сам же Петрашевский, который держал дома литературу по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии, а также выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, был сослан на вечное поселение в Сибирь.

    Владимир Вольховский (1798 — 1841)

    Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе, был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский Лицей, где получил прозвища «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов».

    Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей сборища декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Позже был отмечен в сражениях русско-турецкой войны и даже был консулом в Египте.

    Николай Данилевский (1822 — 1885)

    Русский социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории, закончил Царскосельский Лицей в 1843 году, выдержал магистерский экзамен, а уже в 1849 был арестован по делу всё того же Петрашевского. Оправдательная записка спасла его от суда, но не от ссылки. Данилевский был определен в канцелярию вологодского, а затем — самарского губернатора.

    Николай Данилевский

    Нужно сказать, что основания для подозрений в политической неблагонадёжности у власти были: Данилевский увлекался, как и все «петрашевцы», утопической социалистической системой Фурье. Однако судьба сложилась иначе: Данилевский не сложил голову на плахе, а отправился исследовать рыболовство по Волге и Каспийскому морю, а после прославился, написав историко-философский труд «Россия и Европа».

    Данилевский одним из первых уделил внимание признакам упадка и прогресса цивилизации, и собрав обширный фактологический материал, доказал неминуемую повторяемость социальных порядков. Эдакая идея вечного возвращения по Ницше, но в зачаточном состоянии. Наряду со Шпенглером, Данилевский считается основателем цивилизационного подхода к истории.

    Статья впервые была опубликована 17 октября 2014 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *