Марийцы это что за нация
Перейти к содержимому

Марийцы это что за нация

  • автор:

Марийцы (мари, черемисы) — хранители священных рощ

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия — 8 тыс. чел.
  • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан — 4 тыс. чел.
  • Украина — 4 тыс. чел.
  • Узбекистан — 3 тыс. чел.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.

Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.

Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.

Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.

Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Видео

Читайте также:

  • Старинные города Италии
  • Булонский лес
  • Театр Алевтины Буханченко
  • ТОП пять отелей в Египте с красивым и хорошим коралловым рифом
  • Марса Алам всё включено на 1 линии

Кто такие марийцы?

Марийцы в национальных одеждах

Дом Дружбы народов

Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.

История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

Фото марийцы мужчины играют на гармошке

Марийские земли вошли в состав Российского государства только во второй половине XVI века

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.

Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

Фото марийских женщин в традиционных народных костюмах

Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.

Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Традиционная марийская религия

Верховным из 40 божеств языческого пантеона марийцы провозглашают Ош Поро Кугу Юмо — Белого Большого Бога. Народ мари считает его богом-творцом и обращается к нему с главными молитвами

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.

Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.

К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

Фото марийских мужчин, проводящих моление на национальном празднике «семык»

Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.

Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

Ни одно моление не происходит без даров богам: пресного хлеба, варёного гуся и коман-мелна — трехслойных блинов

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

Для марийцев лес — неприкосновенный храм, где нельзя мусорить, собирать грибы и ломать ветки

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

На праздниках эта цепочка может достигать километра

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

Фото женщин в традиционных марийских костюмах

Заключение

Рядом с нами живёт загадочный и самобытный народ мари, который смог пронести свои традиции и культурные особенности через много сотен лет. А многие из древних традиций стали частью современной национальной марийской культуры.

Марийцы

Марийцы (самоназвание – мари, устаревшее русское название — черемисы) – финно-угорский народ. Большая часть проживает на территории Республики Марий Эл и в северном Башкортостане. В небольших количествах живут во многих регионах России и за рубежом.

Происхождение народа марийцы

Самоназвание народа – «мари» – происходит от слова «мар» — «человек». Иногда оно звучит как «мер», что вызывает ассоциации с соседним народом «меря». Долгое время считалось, что летописная «меря» и жители междуречья Вятки и Велуги – это один и тот же народ. Впервые это отметил в 1845 г. известный финский языковед М. Кастрен. До середины XX века эта теория была самой популярной.

Уже советские ученые выяснили, что меря и марийцы – родственные народы, но не один этнос. В 1949 году археолог А. П. Смирнов заявил, что мари гораздо ближе к мордве и так называемой городецкой культуре. А в конце 50-х начала работать регулярная Марийская археологическая экспедиция. Ее участники выяснили, что марийцы сформировались на стыке городецкой (волжской) и азелинской (пермской) культур. Как стало ясно позже, участие в этногенезе принимала также «дьяковская» культура.

В первом тысячелетии нашей эры предки марийцев под давлением славянских племен начали заселять территории между реками Ока и Сура (некоторые этнологи уверяют, что марийцы еще более древний народ и их предки пришли с территорий нынешнего Ирана). Здесь они и познакомились с представителями всех вышеописанных культур. Особенно тесными были контакты с южными пермяками — в марийском языке есть целый пласт заимствованных слов из пермского. В это же время, скорее всего, народ начал делиться на горняков – кырык мары – и жителей равнин – олык марий. Первые живут в Горномарийском районе национальной республики, вторые – на левобережье Волги.

В VIII-XI веках мари снова мигрировали на восток. Так они и оказались в Вятко-Велужском междуречье, где в большинстве своем проживают до сих пор.

Численность и место жительства марийцев

По данным переписи населения 2010 года, в России живет 547 605 представителей народа. Марийцы являются титульной национальностью Республики Марий Эл (290 863 человек), большое их количество живет в северном Башкортостане (103 658). В этих двух субъектах проживает 72% всего народа. По данным Переписи населения 2020 года — 423 803.

Народ этот неоднороден и делится на четыре группы:

  1. Луговые. Самая многочисленная группа. По некоторым данным, насчитывает до 400 тысяч представителей. Проживают в Марий Эл и Кировской области.
  2. Горные. Начали обосабливаться еще в IX веке, но, несмотря на ярко выраженное самосознание, считаются представителями едиными со своими луговыми родственниками. Сейчас живут в Горномарийском районе и в соседних Нижегородской и Кировской областях. По разным данным, насчитывают от 50 до 135 тысяч человек.
  3. Северо-западные. Проживают преимущественно в Кировской и Нижегородской областях. В свое время подверглись христианизации и русификации. Возможно, как раз и являются той самой летописной «мерей». Сегодня насчитывают примерно 15 000 человек.
  4. Восточные. Потомки луговых, переселившихся на территорию нынешнего Башкортостана. Некоторые исследователи даже говорят о единой лугово-восточной общности. Во время переписи 2002 года стало ясно, что едиными себя чувствуют и многие представители этих групп. Поэтому посчитать их точное количество сложно.

Помимо России довольно крупные диаспоры живут на Украине (4 130 по данным 2001 года) и в Казахстане (4 416 по данным 2009 года). Некоторое количество живет в Беларуси (416), Эстонии (241) и Латвии (230).

История народа марийцы

В VII-VIII века в Среднее Поволжье начинают проникать булгары. Вятско-Волжское междуречье, скорее всего, в состав их государства не входило. Тем не менее, племена марийцев поддерживали с тюркскими соседями тесные связи. Булгары открывали на их землях торговые фактории (Мари-Луговское селище), а в некоторых регионах даже собирали дань. Сначала для хазарских каганов, потом – для своих правителей. Вплоть до XIII века местные жители платили булгарам харадж (десятинную подать) и джизью (налог с немусульманского населения).

К 1127 году относится упоминание о первой русской крепости у границ марийских земель – Городец Радилов. В будущем основную часть населения города составят потомки обрусевших местных жителей.

Каких-то упоминаний о серьезных военных столкновениях местных жителей с монголами пока не найдено. Известно лишь, что с XIII века их земли входили в состав Золотой Орды. Как и другие покоренные народы, они должны были платить ясак (в основном, пушнина, мед и воск) и нести различные повинности (в основном воинскую). Особенно сильно было давление Орды на горных жителей, которые проживали на стратегически привлекательном междуречье.

На них же все большее и большее влияние продолжали оказывать русские. Черемисы даже во времена ига сохранили тесные контакты с князьями, те часто звали их в совместные походы, просили о помощи во время междоусобиц и заключали с родовой знатью политические браки. Особенно сильное влияние оказывало Нижегородско-Суздальское княжество. В 1372 году князь Борис Константинович подчинил себе горных черемисов на левом берегу Суры, основав там крепость Курмыш. В XIV-XV веках во владения князей и монастырей вошло и правобережье.

После распада Орды большая часть региона вошла в состав Казанского ханства. Хоть местные жители и оказались втянуты в строительство Татарского государства, они сохраняли свою религию и социальную иерархию. Обычные общинники считались зависимым населением, но были лично свободными, хоть и военнообязанными. Родоплеменная знать никак не была связана с казанской аристократией, однако, оставалась мелким служилым феодальным сословием. При этом мари оставались серьезной военной силой, с которой считались и в Казани, и в Москве.

Первыми российское подданство в 1551 году приняли кырык мары, за что Иван Грозный даже на три года освободил их от дани и «дал им грамоту со златою печятью». Вместе с ними к Московскому царству присоединились все соседние народы – чуваши, татары, мордва. В 1552 году пало Казанское ханство, и на верность царю присягнули и олык марий.

Но далеко не всех обрадовало присоединение к России. Так называемые черемисские войны шли до 1585 года. Местные жители привлекали к своим походам как другие племена, так и другие государства. Так, вторая война шла параллельно с походом крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Стараясь укрепить свою власть над регионом, цари строили здесь крепости – Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевококшайск, Царёвосанчурск и другие. Правда, последнее – третье – восстание удалось подавить не столько оружием, сколько подарками. Борис Годунов пообещал прощение всем, присягнувшим ему. Но и это не остудило черемисов, которые активно принимали участие в волнениях «Бунташного века», а также поддержали походы Разина и Пугачева. Закончилось тем, что Екатерина Великая запретила им заниматься кузнечным делом и селиться рядом с реками.

Положение мари в Российском государстве усложнилось при Петре I. Резко увеличилисьналоги (например, с 1724 года жители Среднего Поволжья были обложены подушной податью). Все крестьяне-ясачники были включены в список государственных и были обязаны исполнять рекрутскую повинность. Часть приняла христианство, обрусела и вошла в состав служилого сословия. Другая часть бежала на территорию современного Башкортостана (та самая восточная группа) и северного Казахстана. Еще сильнее миграцию подстегнула принудительная христианизация 30-40-х. Те же, кто остался, часто крестился формально, на деле оставаясь язычником.

Крепости, которые нужны были последним Рюриковичам и первым Романовым для удержания контроля на территории, превратились в промышленные города. Местные мануфактуры выпускали стекло, купорос, кожи и ткани, стремительно развивалась лесная промышленность. Открывались школы и училища, а в 1775 году даже вышла первая марийская грамматика. После губернской реформы Екатерины II регион поделили шесть губерний – Казанская, Вятская, Нижегородская, Костромская, Пермская и Оренбургская. Весь XIX век этот край оставался сырьевым придатком России, живя на сельском хозяйстве и легкой промышленности. Любые земельные реформы (киселевская, столыпинская и даже отмена крепостного права) вызывали в регионе нехватку земель и крестьянские бунты.

Тем не менее, именно отмена крепостного права дала черемисам толчок к разрушению старого патриархального строя и росту национального самосознания. Вступив в капиталистические отношения, мари начали открывать магазины, аптеки, больницы, развивались промыслы и культура земледелия. Открывались библиотеки и учебные заведения, на марийском языке начала печататься переводная литература. Проводились научные краеведческие исследования. К началу XX века национализм вырос в освободительное движение. Во время первой русской революции начались выступления крестьян и распространение листовок на черемисском языке.

На Октябрьский переворот местные жители возлагали большие надежды. И коммунисты, борясь за поддержку национальных меньшинств, постарались их не разочаровать. В 1920 году между Вяткой и Велугой наконец-то появилась автономия. Причем не черемисская, а Марийская, чье название было образовано от самоназвания народа. Марийцы получили самоуправление. Их язык преподавали в учебных заведениях, он широко использовался в делопроизводстве. Национальная литература и театр получили государственную поддержку. В 1936 году была провозглашена Марийская АССР.

Радость от достижений коммунизма серьезно подпортил голод в Поволжье 1921-1922 годов, от которого пострадали 466 486 человек. А в 30-е гг, как и во всей стране, в регионе начались репрессии. Направлены они были в основном на местную интеллигенцию с целью слегка «притормозить» национальное возрождение. Тех, кто успел получить образование и поработать еще в царское время, обвиняли в национализме, контрреволюционной деятельности и даже сотрудничестве с разведками Финляндии и Эстонии. Под раздачу попали и те, кто имел смелость критиковать партийную политику в регионе (например, за чрезмерную вырубку местных лесов). Все они получили тюремные сроки, после чего были высланы.

Во время Великой Отечественной войны на фронт отправились 130 тысяч человек, из которых вернулись лишь чуть более 56 тысяч. В республике разместили производства, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов.

После распада СССР республика получила современное название – Марий Эл.

Язык марийцев

Марийский язык так же неоднороден, как и его носители. Ученые выделяют три основных диалекта: луговой (в его состав еще входят восточные говоры), горный и северо-западный. Первые два, наряду с русским являются официальными языками Республики Марий Эл.

Самый распространенный – луговой язык. По данным переписи 2010 года, его знают 365 316 человек. Его же (скорее всего) и начали первым записывать. Датой появления марийской письменности считается 1775-й, когда митрополит Казанский В. Пуцек-Григорович опубликовал «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». В нем было несколько горных слов, но основу сочинения составлял луговой язык. Для его записи автор использовал буквы тогдашнего русского алфавита с добавлением пары других, нужных для выражения звуков, которых нет в русском языке.

Первой книгой на луговом стал «Катехизис» 1804 года, ни одного тома которого не сохранилось. В 1821 году первой книгой обзавелся и горный язык. Ей стало Евангелие. При этом ни у одного из языков все еще не было букваря. Он появился лишь в 70-е годы, благодаря деятельности «Братства святого Гурия», которое занималось переводом церковных книг на языки народов России. К концу века на марийских языках начинают выпускать периодику и художественную литературу.

Первый букварь вышел лишь в 1995-м. Одна из его букв — «ӱ̊» — на тот момент вообще отсутствовала в Юникоде и не встречалась ни в одном из алфавитов мира. Сейчас вместо нее стараются использовать более «популярную» букву «ӫ».

Религия и обычаи марийцев

В 2007 году республиканский министр культуры заявил, что доля христиан среди жителей региона составляет 67,3%. Но сказать, насколько точны эти данные, сложно. Помимо православной веры у современных жителей республики есть еще и вера предков, древнее марийское язычество – чимарий.

Эта религия сложилась естественным, историческим путем во время разложения родоплеменного строя. Она включает в себя поклонение одушевленным силам природы и деление мира на реальный и потусторонний. Верховный бог неба – Юмо. Ежегодно черемисы жертвовали ему коней и скот, чтобы у верховного небожителя всегда был свой скакун и не иссякали его небесные стада. У неба также было женское божество – мать Юмынава, – но она не имела специальных святилищ. Среди «матерей» наибольшей любовью пользовалась богиня всего сущего – Шочынава. Она считалась покровительницей всех живых существ и каждого из них по отдельности.

Отношения с РПЦ у марийцев всегда были сложными. Их массовая миграция в Башкортостан как раз была вызвана насильственной христианизацией. В 1830 году министр внутренних дел даже приказал взорвать молельный камень в местечке Чумбылат курык. Правда, священники и чиновники не учли, что поклонялись местные жители не камню, а жившему в этом месте божеству. Гонения продолжались и в советское время. Но мари пронесли сквозь века свою веру и обряды, чего, к сожалению, нельзя сказать о мифологии — сохранились всего несколько преданий.

В 90-е начался религиозный бум, затронувший и Марий Эл. Когда в 1991 году в должность вступил первый президент республики – Владислав Зотин – вместе с православным священником его благословил марийский жрец. А за полгода до этого Верховный Совет Марийской АССР принял Закон «Об охране и рациональном использовании окружающей среды», в котором говорилось об охране священных рощ. Правда, уже следующий президент отменил этот указ.

Культура марийцев

Традиционные занятия черемисов накладывали серьезный отпечаток на их верования. Например, одним из важнейших промыслов было бортничество. У него было сразу несколько богов-покровителей. А вот у хлеба и овощей боги появились гораздо позже, хотя местные жители освоили подсечное сельское хозяйство и почти все культуры Восточной Европы уже к XI веку. Важным занятием была охота. Со временем добыча пушного зверя превратилась в настоящий промысел. Не менее важна была рыбалка – племена жили в окружении рек в труднопроходимой болотистой местности. А потому и передвигались в основном по воде. Недаром Екатерина Великая после восстания Пугачева запретила им селиться у рек.

Было у мари и свое кузнечное дело. Но сами материал они не добывали, в основном, покупали у соседних народов. Любопытно, что цветной металлургией и ювелирным искусством занимались преимущественно женщины. Отсюда и интересные особенности женского костюма марийцев. В частности, преобладание различных украшений.

Что касалось самой одежды, то она традиционно состояла из рубахи тувыр, штанов йолаш и кафтана шовыр. Мужчины носили шапку с широкими полями, иногда с сеткой от комаров. У русских позаимствовали валенки. Женские головные уборы отличались от местности к местности, даже были попытки систематизировать народ по типу женских шапок. Это могла быть позаимствованная у русских сорока, у удмуртов шурка или конусовидный колпак с затылочной лопастью.

Жилище марийцев

Жилище людей в междуречье Вятки и Велуги напоминало жилища многих других народов Восточной Европы. Начавшись как полуземлянка, оно развилось в сруб с сенями – «пöрт». Вплоть до середины XIX века избы топили по-черному. Дым от очага уходил в дымоход из полого ствола дерева, вделанного в потолок. На улицу вели низкая дверь и пара небольших окон.

Быт марийцев был простым. Вдоль стен располагались неподвижные лавки для сна и крючья для одежды и вещей. Иногда вместо лавок висели нары. Стол окружали лавки и срубы, служившие стульями. После христианизации над столом стали организовывать красный угол. Различали два типа внутреннего устройства избы: южнорусский (свойственный горным мари) и северно-среднерусский (луговые и северо-западные). Отличались они друг от друга местом печи и стола в доме. В домах луговых мари печь клали в ближнем от входа углу, а стол ставили наискосок от двери. Горные же делали наоборот.

Мари относятся к древней уральской общности, как и все финно-угры. При этом, мари принадлежат к субуральскому антропологическому типу и сохраняют большое число монголоидных черт. Для внешности марийцев, например, характерны темные волосы, более темная, чем у европейцев, кожа, средний рост и миндалевидные глаза.

Известные марийцы

Среди марийцев особенно выделяется писатель Сергей Григорьевич Чавайн. Его считают одним из основоположников литературы на национальном языке. В частности, его стихотворение «Роща» стало первым рукописным поэтическим марийским произведением. Многое он сделал и для развития национального театра. В частности, написал пьесы «Автономия» и «Солнце восходит, чёрные тучи рассеиваются» для Марийского государственного театра. К сожалению, как и многие представители местной интеллигенции, подвергся репрессиям. В 1937 году его обвинили в национализме и подготовке террористических актов и расстреляли. В 1956 писателя посмертно реабилитировали.

Еще один известный человек с марийскими корнями – спортсмен и актер Олег Николаевич Тактаров. Как борец особенно прославился после победы на шестом турнире «Ultimate Fighting Championship» в 1995 году. Став известным спортсменом, Тактаров смог исполнить давнюю мечту о съемках в Голливуде. Он исполнил роли в фильмах «Самолет президента», «15 минут славы», «Роллербол» и «Хищники». В последнем фильме он играл русского спецназовца по фамилии Саров. Символично, что такое же имя носит родной для актера город в Мордовии.

  1. http://aboutmari.com/wiki/Main_Page;
  2. https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/mariycy;
  3. https://www.idelreal.org/a/mariy-el-cheremisy-1918-god/28997506.html;
  4. http://finno-ugry.ru/finnougricworld/mari;
  5. http://www.elupuu.org/index.php?id=332;
  6. https://clck.ru/gfbUi;
  7. https://www.ng.ru/ng_religii/2010-10-20/6_mari_el.html;

Марийцы

Общая численность марийцев в РФ 423 803 человека (2020).

Компактно проживают в Марий Эл, в Нижегородской, Свердовской, Пермской областях, в Башкортостане и Удмуртской Республике.

В Республике Татарстан численность марийцев составляет 15 666 человек (2020), в основном в Агрызском, Актанышском, Елабужском, Кукморском, Менделеевском, Мензелинском, Муслюмовском районах.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Этнические группы

Делятся на 3 этнографические группы: большая часть горных марийцев проживает на правобережье Волги и в Приветлужье, луговые марийцы населяют остальную часть Ветлужско-Вятского междуречья, восточные марийцы – территорию к востоку от р. Вятка, Прикамье и Приуралье, куда переселились в XVI–XVIII вв.

Язык

Язык марийцев – марийский, письменность на основе русского алфавита.

Религия

Верующие марийцы в основном православные (массовая христианизация осуществлялась в XVIII–XIX вв.). Есть также приверженцы «марийской веры» («марла вера»), сочетающей христианство с традиционными верованиями.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

История

Ядром древне-марийского этноса, формировавшегося в 1-м тысячелетии нашей эры, были финно-угорские племена.

Большую роль в становлении и развитии марийцев сыграли этнокультурные контакты с булгарами, затем с татарами (наибольшее влияние тюркские соседи оказали на восточные группы луговых марийцев; часть из них приняла ислам), в новейшее время – с русскими (наиболее заметно проявляется у северо-западных и горных марийцев). Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами (в первую очередь это относится к горным марийцам и южным группам луговых марийцев).

В прошлом марийцы, за небольшим исключением, проживали в сельских поселениях, в настоящее время свыше 60% марийцев также ведут сельский образ жизни. Общинное землевладение и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялось вплоть до 1930-х гг.; преобладали сложные общины (см. Община).

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Занятия

Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).

Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.

У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.

Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.

Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.

Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.

Поселения, жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Во 2-й половине XIX в. разбросанная планировка селений начала сменяться уличной; стал преобладать северо-великорусский тип планировки.

Жилище – срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени), трёхраздельная (изба-сени-изба и заимствованный русский вариант изба-сени-клеть).

На севере и западе Марийского края под влиянием русских традиций преобладали избы с кухонной перегородкой, русской печью и полатями.

На востоке, особенно в Предкамье, внутренняя обстановка марийской избы напоминала татарский интерьер – печь с вмазанным котлом, широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и т. д.

В состав традиционных дворовых построек входили: амбар или клеть, часто в виде двухэтажной кладовой с галереей на втором этаже, погреб, хлев, сарай, в зажиточных усадьбах имелось гумно с овином.

Архаичной постройкой являлось летнее жилище-кухня (кудо) – лёгкое срубное строение с земляным полом, без потолка; крышу крыли, оставляя щели для выхода дыма из открытого очага с подвесным котлом. В прошлом кудо являлось также местом проведения семейно-родовых молений и обрядов.

Баня обычно ставилась на задворках, ближе к источнику воды.

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Традиционная одежда

Самобытность традиционной одежды марийцев, её локальные варианты ярче демонстрирует женский костюм, основные элементами которого в XIX – начале ХХ вв. являлись: рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан (шовыр), передник (ончылсакыш), поясное полотенце (солык), пояс (юштэ).

У восточных мариек получила распространение пестрядинная рубаха тюркского образца – с широким сборчатым подолом, которую, как было принято у татарок и башкирок, носили без пояса.

Тканые, вышитые, аппликативные узоры украшали и повседневный костюм, но декор праздничных и свадебных нарядов был особенно богат. В дополнение к ним существовало множество ювелирных украшений – поясных, нагрудных, шейных, ушных – из бисера, раковин каури, блёсток, монет, а также разнообразные серебряные браслеты и кольца.

Бытовало 3 вида головных уборов замужних женщин: конусовидный колпак с затылочной лопастью (шымакш), головное полотенце (шарпан), заимствованный у русских венец с жёстким прямоугольным верхом (сорока).

Шурка – старинный высокий убор на берестяном каркасе, аналогичный убору мордовок и удмурток, вышел из употребления к концу XIX в.

Верхней одеждой служили прямые и отрезные на сборке кафтаны (мыжер) из белого или чёрного сукна, нагольные и крытые крашеным холстом или фабричной тканью шубы (ужга).

Обувь – лапти (йындал), кожаные сапоги (кем), валенки (межгем).

У мариек долгое время бытовал обычай обёртывать голени ног чёрными суконными онучами, поэтому соседствующие с ними татары и дали им прозвище «кара аяклар» («чёрные ноги»).

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Традиционная пища

Традиционная пища марийцев – суп с клёцками (лашка), вареники с мясной или творожной начинкой (подкогыльо), варёная колбаса из мяса, сала или крови с крупой (сокта), вяленая конская колбаса (каж), слоёные блины (команмелна), лепёшки (эгерче), пресный овсяный хлеб (шергинде).

Специфическими являются блюда, приготовленные из мяса белки, ежа, ужа, гадюки, из рыбьей муки, конопляного семени.

Особые кушанья готовили из мяса дикой птицы – ястреба, филина, но в то же время охота на диких гусей, журавлей, лебедей и голубей была под запретом.

Популярные напитки – пиво (пура), крепкий медовый напиток (пуро), пахта (эран).

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Фольклор

Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.

Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).

Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.

Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.

Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:

  • новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
  • аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
  • летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
  • осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.

Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.

У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.

В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Марийцы в ХХ веке

До Октябрьской революции Марийский край относился к числу отсталых по уровню развития народного образования, здесь не было научных учреждений. Первое периодическое издание на марийском языке – ежегодник «Марла календарь» («Марийский календарь») – вышло лишь в 1907, первая марийская газета начала издаваться только в 1915 г.

В конце XIX в. немногочисленная национальная интеллигенция состояла в основном из учителей. Их просветительская деятельность и первые краеведческие исследования – сбор и публикация материалов по истории, этнографии, языку и фольклору своего народа – сыграли большую роль в развитии марийского этноса.

Решающее значение для подъёма экономики и культуры марийцев, формирования кадров национального рабочего класса, интеллигенции, колхозного крестьянство имели преобразования периода советской власти.

В настоящее время развитию национального самосознания и политической активности марийцев способствуют Всемарийский Совет (Марий Мер Канаш, с 1992), Марийская национальная общественная организация «Марий Ушем» (в 1917–1918, с 1990 г.).

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Марийцы в Татарстане

Крупным центром изучения марийского этноса, подготовки марийских специалистов в разных областях науки и техники остаётся Казань с её многочисленными вузами, первым в Поволжье университетом, богатыми фондами музеев и библиотек.

Ныне в Казани при Доме дружбы народов действует секция, на которую возложены функции координатора по проблемам сохранения и возрождения культурных традиций марийского населения РТ.

В 2011 г. в Казани прошел Первый съезд марийцев Республики Татарстан.

В Татарстане также проводится марийский национальный праздник Семык.

Литература

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.

Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10.

Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.

Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956.

Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.

Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985.

Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994.

Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.

Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Автор – Ф.Ф. Гулова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *