Маршрут восточного экспресса в прошлом веке на карте
Перейти к содержимому

Маршрут восточного экспресса в прошлом веке на карте

  • автор:

Поезд «Восточный экспресс»: маршрут и стоимость билетов из Праги

«Восточный экспресс» — это роскошный поезд, курсирующий по Европе с 19 века. Каков его внешний вид сегодня и по каким маршрутам он ездит? Также в статье вы узнаете, где и за сколько приобрести билеты в путешествие мечты.

Поделиться
Ссылка скопирована

Поезд

Поезд «Восточный экспресс» и его история

Во время своего визита в США в 1870-х годах бельгиец Жорж Нагельмакерс был вдохновлён комфортабельными поездами Джорджа Мортимера Пулмана и, таким образом, основал Compagnie Internationale des Wagons-Lits, под управлением которой также курсировал знаменитый «Восточный экспресс».

Роскошный поезд соединяет Западную Европу и Балканы с 19 века, но его отдельные остановки и станции менялись на протяжении всего этого времени.

5 октября 1883 года первый поезд класса «люкс» гостиничного типа отправился из Парижа в румынский город Джурджу, конечную остановку для роскошного состава. Пассажиры могли продолжить путь на пароме, потом на обычном поезде до Варны, Болгария, а затем на пароме до Константинополя (нынешний Стамбул). Поезд получил официальное название «Восточный экспресс» только в 1891 году.

Маршруты «Восточного экспресса» в прошлом и сейчас

После Второй мировой войны «Восточный экспресс» соединил Париж и Стамбул через Штутгарт, Мюнхен и Вену. В 1961 году, после появления «железного занавеса», линия заканчивалась в Вене. Однако в 1964 году она была расширена до Будапешта, а затем до Бухареста.

Balt-Orient-Express был поездом, который соединял Берлин, Прагу, Будапешт и Бухарест и ездил за «железным занавесом».

В 1980-х «Восточный экспресс» становится ночным поездом, не имеющим ничего общего с роскошью былой эпохи. Поезд курсировал между Будапештом и Парижем, а спустя 10 лет снова заканчивал свой маршрут в Вене.

В 2009 году поезд класса «люкс» «Восточный экспресс» прекратил свою деятельность. В настоящее время аналог можно найти в комфортабельных поездах Venice Simplon-Orient-Express.

«Восточный экспресс»: цена, маршрут, билеты

Поездами класса «люкс» Venice-Simplon-Orient-Express, соединяющими 13 различных европейских городов, включая Стамбул и Париж, управляет компания Belmond.

Желающие могут отправиться по разным маршрутам в пределах этих следующих городов: Амстердам, Брюссель, Будапешт, Флоренция, Женева, Стамбул, Лондон, Париж, Прага, Рим, Венеция, Верона и Вена.

Belmond предлагает путешествия исключительно на поездах класса «люкс», чему соответствуют дорогие билеты. Купить их можно на сайте компании. Выберите пункт назначения и просмотрите предложения билетов. Поезд ходит с весны по осень.

«Восточный экспресс» из Праги в Париж или Лондон

Отправьтесь в приключение на стильном поезде Venice-Simplon-Orient-Express прямо из Праги. Можно выбрать одно из двух направлений: в Париж или в Лондон.

В 2022 году поезд отправляется только 8 октября из Праги в Париж, а также в Лондон. Стоимость проезда на одного пассажира в оба города начинается от 3 353 фунтов стерлингов (примерно 98 802 чешских крон).

Один билет включает в себя роскошное проживание на одну ночь, ужин из четырёх блюд, обед из трех блюд, вкусный поздний завтрак и континентальный завтрак, а также услуги проводника для исполнения любого вашего желания. Заказать билеты можно на сайте компании.

Старый добрый экспресс

Знаменитый поезд Orient Express сильно изменился со времен одноименной книги Агаты Кристи. В этом убедилась корреспондент журнала «Саквояж» ДАРЬЯ ЧУРИКОВА.

Поезд-легенда

Начиная с викторианских времен поезд Orient Express соединял Лондон и Константинополь (позже переименованный в Стамбул), проходя через всю Европу. И не было средства передвижения на этом маршруте лучше и престижнее.

В конце XIX века роскошью считались такие характеристики поезда, как наличие электричества, спальные места и вагон-ресторан. Все это было в Восточном экспрессе, впервые отправившемся в путь 4 октября 1883 года.

Благодаря построенному в 1906 году туннелю «Симплон» резко сократилось время в пути между Парижем и Венецией, что прибавило популярности поезду.

Золотой эпохой поезда Orient Express были 20-е и 30-е годы XX века. Способные удовлетворить запросы любого гурмана блюда, изысканные вина, интереснейшие попутчики — все это было гарантировано на борту экспресса. В нем кипела светская жизнь, заключались крупные сделки, решались вопросы государственной важности. Неудивительно, что именно этот поезд был избран Агатой Кристи в качестве места действия одного из ее лучших детективов — «Убийство в Восточном экспрессе».

Все поменялось после второй мировой. Были изобретены реактивные самолеты и поезда Intercity, прорыт туннель под Ла-Маншем, неоднократно перекроена карта Европы. Восточный экспресс долго боролся за жизнь, но в 1977 году поезд был окончательно отправлен на запасной путь.

Лишь для того, чтобы возродиться вновь — правда, в несколько другом облике. В 1982 году в путь отправился поезд Venice Simplon-Orient-Express, в состав которого вошли два вагона из того самого легендарного поезда, а также другие вагоны золотой эпохи железнодорожных странствий, заботливо отреставрированные и в меру (чтобы не нарушать исторической достоверности) модернизированные.

Современный Восточный экспресс, вопреки названию, не совсем уж и восточный и совсем не экспресс. Раз в год по большому обещанию он достигает Стамбула (да и то отправляясь из Парижа). Обычно же его рейс из Лондона заканчивается объявлением, которое можно вольно перевести привычной формулой: «Венеция. Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны». Впрочем, романтическая Венеция ничуть не худшая конечная станция для поезда-легенды, чем цветастый Стамбул. Но факт остается фактом: Восточный экспресс ныне является чисто западным развлечением для богатых и очень богатых.

Перегон первый: Лондон—Париж

Старый и старомодный, полностью соответствующий своему названию лондонский вокзал Виктория (Victoria station) идеально подходит для отправления поезда British Pullman. Именно в него садятся будущие пассажиры Восточного экспресса в начале путешествия. British Pullman доставляет пассажиров к проливу Ла-Манш, по пересечении которого путешественники и попадают в собственно Orient Express.

Каждое отправление напоминает спуск корабля на воду. Проводники и работники вокзала преисполнены гордости и сознания важности своей миссии, будто за ними наблюдает лично ее величество королева.

Впрочем, и к обычным пассажирам поезда здесь относятся как к особам монаршего ранга. Проводники, или стюарды, как их здесь называют, каждому помогают подняться в вагон, провожают до купе, следят за багажом. Правда, следует заметить, что и выражение «обычный пассажир» путешествующим на поезде люкс-класса не очень подходит.

Строго по расписанию в 11.15 British Pullman отходит от перрона. Целый день за окном мелькают пейзажи графства Кент, поля и дубовые рощи. На берегу канала пересаживаемся в автобусы для поездки под Ла-Маншем (по туннелю). Это нововведение последнего времени — прежде вагоны везли на пароме.

Французская сторона пролива. К новым пейзажам не успеваешь привыкнуть — и вот он, Париж. Для многих пассажиров, особенно пассажирок, эта станция — привычное место шопинга и лирических прогулок. Однако в полчаса, отведенных на стоянку, шопинг никак не укладывается. Душевные раны можно залечить в вагоне-бутике, предусмотрительно включенном в состав поезда.

Перегон второй: Париж—Венеция

Темно-синие вагоны поезда Venice Simplon-Orient-Express со сверкающими медными поручнями и гербами на бортах ожидают путешественников у дальней платформы парижского Gar de l`Est, Восточного, то есть, вокзала. Вместо номеров на вагонах большие латинские литеры. На ступеньке тамбура элегантный стюард в голубой форме приветливо подает руку в белой перчатке и провожает до дверей купе. И рядом с дверью купе нет номера, зато есть табличка с фамилией пассажира. Багаж, конечно, уже погружен. И остается только любоваться окружающей красотой.

Массивного красного дерева двери и стены купе прекрасно сочетаются с бледно-розовыми занавесками и шелковым абажуром светильника, кремовые диваны — со стенами и потолком. Видно, что над каждой мелочью поработал дизайнер, и даже не дизайнер, а по-старомодному — декоратор. Будто время не просто остановилось, а пошло в обратную сторону, будто те, кто сидит в этих купе, живут совсем в другом столетии, чем те, кто деловито проходит по перрону за окнами из толстого зеркального стекла.

Под потолком плафоны-ландыши, настольная лампа освещает лежащие на столике свежий выпуск The Times и персональный ключ от купе. В ванной все как в любом пятизвездном отеле. Но нет ощущения, что ты во дворце — просто временное жилье для тех, кто привык к комфорту. Интерьеры купе наводят на мысль об английской практичности, о торжестве порядка над беспорядком, гармонии над хаосом.

Купе в поезде трех типов — двухместное с диваном-кроватью, двухместное с кроватями на двух уровнях и сьют со спальней и гостиной. Каждое такое обиталище обслуживает закрепленный стюард. Заказывают чай, начинают распаковывать чемоданы. А поезд тем временем трогается в путь.

Кушать подано!

Через несколько часов после отправления из Парижа в вагонах-ресторанах — а их в поезде три — начинается ужин. К нему все пассажиры, как положено в приличном обществе, переодеваются, в вечерние костюмы — мужчины и в соответствующие платья — дамы. Официально в Восточном экспрессе джинсы запрещены. Так что место им — на всякий случай — на дне чемодана. Вековые традиции стиля требуют жертв.

С виду вагон-ресторан Восточного экспресса вполне обычный: белые скатерти, столики, кресла — ничего особенного. Но стоит посмотреть на стены — да вы в музее! Десятки картин всемирно известных художников — и, конечно, это подлинники. Акварели Делакруа в поезде — сон!

Меню: овощной жульен с ветчиной, жареная говядина с томатным соусом и брокколи, яблоко в карамели. И подается безукоризненно. Возможно, поэтому блюда кажутся намного вкуснее, чем они есть на самом деле: кухня в поезде уж слишком консервативная.

За время ужина просторный диван в купе превратился в застеленную кровать, рядом с которой приготовлены халат и бархатные ночные тапочки. Уют обстановки и легкая усталость заставляют отключиться. В этом единственное сходство с любым поездом: постоянно хочется спать, одолевает лень.

И еще раз — никаких джинсов

На следующий день пассажиры встречаются в салоне-вагоне. Кресла, столики, библиотека и рояль, от которого не отходит пианист вполне концертного класса, не только для красоты, но и для музыки. Никому из пассажиров не приходит в голову вздремнуть здесь часок-другой под вальсы и прелюдии: в Восточном экспрессе это не принято, как и многое другое.

Пребывание в поезде сводится к соблюдению целого ряда правил, которым следует каждый пассажир, причем с удовольствием. Главное — полный отказ от одежды casual-стиля. Все женщины не только вечером, но и в течение дня ходят в платьях, а мужчины — днем в пиджаках и галстуках, вечером в смокингах или темных костюмах. Традиции эти сложились за более чем вековую историю, и никто не желает ими пренебрегать.

Легенды и быль

Как и десятилетия тому назад, в Восточном экспрессе ездят все мировые знаменитости. В списке экс-пассажиров можно обнаружить следующие имена: Лайза Минелли, Дэвид Фрост, Вупи Голдберг, Фрэнсис Форд Коппола, Роман Поланский, Тони Блэр, Нельсон Мандела, Шер, Фил Коллинз, Питер Гэбриел, Род Стюарт.

Время ланча. Пассажиров приглашают в ресторан в стиле Людовика XV. Подавая блюда, стюарды успевают рассказать немало историй о Восточном экспрессе. Оказывается, например, поначалу пассажирам-мужчинам, собиравшимся в путешествие на этом поезде, рекомендовали брать в дорогу оружие. Нападения на поезда в то время не были редкостью. Болгарский царь Фердинанд, большой поклонник железнодорожного транспорта, не раз путешествовал Восточным экспрессом. Более того, когда поезд проходил по территории его страны, он самолично управлял составом. Только после вмешательства руководства Международной компании спальных вагонов монарху пришлось отказаться от этой милой забавы. А вот другой, драматический рассказ: один армянский богач спасался на Восточном экспрессе от турецкого паши. В пути он прятал своего сына в свернутом персидском ковре, который нашелся в вагоне. Не раз украшала своим присутствием салоны Восточного экспресса танцовщица-шпионка Мата Хари. Здесь она завоевывала сердца нужных ей людей, чтобы выведать у них военные и государственные секреты. А однажды поезд на десять дней попал в снежный плен. Пассажирам тогда пришлось питаться мясом волков, подстреленных возле состава.

Под эти рассказы за бессчетными чашками английского чая пассажиры доезжают до Венеции. Поезд подходит к перрону медленно, будто нехотя, продлевая удовольствие путешественников. Ведь поездка в Восточном экспрессе производит впечатление даже на самого искушенного пассажира.

  • «Туризм». Приложение №189 от 16.10.2007, стр. 28

Маршрут восточного экспресса в прошлом веке на карте

Восточный экспресс — история в картинках

09.03.2016 7821 просмотров

Восточный экспресс — роскошный поезд, курсировавший между Парижем и Константинополем, — был олицетворением так называемой Belle Époque и важной частью истории XX века. Самый знаменитый поезд в мире окружен волнующей и таинственной аурой, частично благодаря популярным книгам и фильмам. Однако доля правды в книгах есть: Восточным экспрессом действительно часто пользовались известные актеры и шпионы, и в нем действительно произошло несколько убийств.

Самый первый Восточный экспресс отбыл из Парижа 4 октября 1883 года. На торжественное отправление было приглашено 30 человек: чиновники, дипломаты, журналисты и директора железных дорог. Организатором был Джордж Нагельмакерс, основатель компании Wagons-Lits. Сын бельгийского банкира, в 1868 году он путешествовал по США в спальном пульмановском вагоне, и понял, что ничего подобного в Европе нет.
В 1883 году Нагельмакерс не без трудностей достиг соглашения с восемью железнодорожными компаниями — от Франции до Румынии. Эти компании предоставляли пути и локомотивы, а Wagons-Lits — спальные вагоны и вагоны-рестораны.

Первый плакат, посвященный Восточному экспрессу, 1888 год

“Белоснежные скатерти и салфетки, кокетливо и артистически сложенные официантами-сомелье, блестящие бокалы, рубиново-красное и золотисто-белое вина, графины с кристально чистой водой и серебряные капсулы бутылок шампанского — все это ослепляло своим блеском публику”, — писал об одном из ресторанов в поезде гость, приглашенный на открытие, — журналист Генри Оппер де Бловиц.
Родившийся в Богемии, де Бловиц много путешествовал, говорил на нескольких языках и лично знал немало влиятельных людей. Публикации, в которых он раскрывал заговоры и военные планы, несколько раз существенно повлияли на ход европейской истории. Де Бловиц писал не только об интересных разговорах, которые он вел со своими попутчиками, но и об изысканной кухне “на борту” Восточного экспресса: “Надо сказать, что весь путь от Парижа до Бухареста обеды и ужины соревновались друг с другом как в выборе блюд, так и в их изысканности — и это несмотря на то, что они готовились на крошечной кухне в конце вагона-ресторана”.
Восточный экспресс был запущен с некоторым опережением — перегон между Сербией и Болгарией еще не был закончен. Строительство отложили из-за непростой ситуации на Балканах и упадка Оттоманской империи . Последняя часть пути — в Константинополь — должна была проходить по Черному морю на борту парохода. Восток и Запад окончательно соединились в 1888 году: 3000 км поезд преодолевал всего за 68 часов.

Вот как выглядел первый Восточный экспресс. Журнал L

Золотой век
Открытие нового вокзала в Константинополе ознаменовало начало Золотого века Восточного экспресса. Прямой поезд между Парижем и Константинополем был отличной альтернативой более медленному плаванию по морю — но только для тех, кто мог себе это позволить.
В пересчете на сегодняшние деньги билет стоил около 1750 евро — четверть годового дохода среднестатистического француза.
Несмотря на упадок, который переживала Оттоманская империя, Константинополь в конце XIX и начале XX веков оставался процветающим экономическим центром, настоящим “муравейником”. Здесь вместе жили турки, греки, армяне и евреи. А на новом поезде сюда приезжали западные дипломаты, инвесторы и артисты.
Именно Константинополь в силу своей экзотичности притягивал наибольшее внимание. Однако сам Восточный экспресс был, прежде всего, связующим звеном между крупными городами Европы. Роскошные поезда ежедневно отправлялись из Парижа в Мюнхен, Вену и Будапешт. В Константинополь же ходило всего два рейса в неделю.

Восточный экспресс проезжает мимо Айя-Софии в Константинополе, 1895 год.

Симплонский Восточный экспресс
Первая мировая война резко покончила с эпохой экономического, космополитического и культурного процветания. День, когда Австрия объявила войну Сербии, стал днем, когда Восточный экспресс практически перестал работать. Во время боевых действий Германия и ее союзники запустили собственный роскошный состав в Константинополь.
В результате войны железнодорожная карта Европы сильно изменилась. Классический Восточный экспресс теперь стал ходить только до Будапешта, а победители запустили новый поезд в обход Германии: Симплонский Восточный экспресс. После пересечения Швейцарских Альп через Симплонский тоннель он шел через Италию, Югославию, Болгарию, Грецию и Турцию.

Карта Симплонского Восточного экспресса, 1932 год

Версальский договор обеспечил Симплонскому экспрессу 10-летнюю монополию на перевозки между Парижем и Константинополем. С появлением новых цельнометаллических вагонов с интерьером в стиле ар-деко поезд стал особенно популярным среди дипломатов, актеров и писателей.
В 1929 году Симплонский Восточный экспресс завалило снегом на небольшой станции в Турции, что вынудило его простоять там в течение 5 дней. Этот случай вдохновил Агату Кристи в 1934 году на написание ее знаменитой книги “Убийство в Восточном экспрессе”, хотя она перенесла действие в Югославию. Кстати говоря, первое известное убийство в этом поезде произошло через год после появления романа.

Вагон-ресторан в разрезе, 1896 год

В 1935 году богатая румынка была ограблена своим попутчиком и выкинута из окна Восточного экспресса. Мария Фаркасану, директор бухарестской школы моды, ехала к своему мужу, румынскому военному атташе в Париже. Ее тело нашли возле путей где-то в Центральной Австрии. Рядом были ее вещи — за исключением дорогой накидки из черно-бурой лисицы.
Чуть позже швейцарский полицейский случайно увидел этот шарф на одной женщине. Выяснилось, что она получила его в подарок от 23-летнего студента Карла Штрассера. Он был приговорен к смерти, однако его довольно неожиданно помиловали.

Рекламный плакат Симплонского Восточного экспресса

Ближний Восток
Конечной остановкой Восточного экспресса всегда был Константинополь, который после прихода к власти Ататюрка был переименован в Стамбул. Однако в 1930 году появился Экспресс “Тавры” как продолжение Восточного. Пассажиры должны были сначала пересечь Босфор в Стамбуле. Со станции Хайдарпаша можно было уехать в Сирию, Ирак, Палестину и Египет, однако обычно с несколькими пересадками, включая поездки на автобусе и такси. Но реклама гордо сообщала, что Симплонский Восточный экспресс связывает между собой три континента.
Агата Кристи, муж которой работал в Сирии археологом, так описывает контраст между роскошью экспресса “Тавры” и жизнью в пустыне:
“Поезд трогается! Я иду за проводником вдоль коридора. Он резко открывает дверь в мое купе. Кровать застелена. Здесь — настоящая цивилизация. Лагерная жизнь позади. Проводник берет мой паспорт, приносит бутылку минеральной воды и говорит: “Мы прибываем в Алеппо в 6 часов утра. Доброй ночи, мадам”.

Восточный экспресс в Турции, 1970 год

Холодная война
Восточный экспресс с трудом пережил Вторую мировую войну. Многие вагоны компании Wagons-Lits были уничтожены, как и большая часть инфраструктуры, включая вокзалы и железнодорожные пути. Ее восстановление происходило частично благодаря Плану Маршалла (американскому плану по восстановлению Европы).
Во время Холодной войны Восточный экспресс стал одной из связующих линий между Восточной и Западной Европой. Жители Восточного блока не могли свободно путешествовать, но и пассажиры, следующие в Восточную Европу, также сталкивались с жестким пограничным контролем. Пассажирами поезда, таким образом, в большинстве своем были дипломатические работники. Время от времени, с Востока на Запад приезжали политические эмигранты.

Обложка первого издания книги Агаты Кристи

Одной из первых американских жертв Холодной войны стал Юджин Саймон Карпе, который в 1950 году при подозрительных обстоятельствах выпал из поезда в тоннеле около австрийского Зальцбурга. Капитан Карпе был американским военным атташе в румынском Бухаресте и вез с собой важные документы о шпионской сети в Восточной Европе.
Было ли его падение случайным или умышленным? Допросы пассажиров и вскрытие трупа не дали ответа на этот вопрос. Случай, смахивающий на захватывающий шпионский боевик, привлек повышенное внимание западной прессы. В 1952 году один румынский студент был обвинен в участии в этом преступлении по заказу “иностранной организации”, однако связь доказать не удалось. Ничего не принесло и расследование американскими спецслужбами, длившееся целых десять лет.

Конечная остановка Восточного экспресса в Стамбуле

Визовые проблемы
Главной проблемой для пассажиров Восточного экспресса, следующих в Турцию, была строгая визовая политика Болгарии. Пассажиров из стран Запада обычно можно было пересчитать по пальцам одной руки — это были американские и английские дипломаты и разведчики.
Одним из них был бывший сотрудник военно-морской разведки Ян Флеминг. Его триллер “Из России с любовью”, вышедший в 1957 году в рамках знаменитой “Бондианы”, был частично основан на истории Юджина Карпе.
С 1951 по 1953 годы из-за конфликтов с соседними странами Болгария полностью закрыла движение Симплонского экспресса по своей территории. Когда оно было снова восстановлено, власти страны привлекли студентов-художников, чтобы те разукрасили окрестности вокруг железнодорожных путей, дабы произвести выгодное впечатление на пассажиров из стран Запада.

Восточный экспресс на пограничной станции между Лихтенштейном и Швейцарией

Закат
Начиная с 1960-х годов Восточный экспресс начал постепенно терять свой блеск. В 1977 году, почти через 100 лет после открытия Восточного экспресса, последний поезд отправился из Парижа в Стамбул.
Это был уже далеко не тот роскошный состав. Теперь он назывался Direct-Orient и вез в основном хиппи и мигрантов. Здесь уже не было вагона-ресторана, и пассажирам нужно было брать еду на несколько дней с собой.
“Восточный экспресс сам стал убийцей”, — писал Пол Теру, американский автор путевых очерков, имея в виду спартанские условия в поезде. Трудно представить больший контраст по отношению к тому, что из себя представлял в 1930-х годах изощренный Симплонский Восточный экспресс.
Однако внимание, которое привлек последний рейс, привело к некоторого рода возрождению: американо-британский предприниматель запустил поезд под названием «Восточный экспресс Венеция- Симплон» (VSOE). С 1982 года этот роскошный “железнодорожный круиз” курсировал между Лондоном, Парижем и Венецией: он состоял из реставрированных вагонов Wagons-Lits.

Багажная бирка Восточного экспресса

Последний пережиток
Многие вспоминали о Восточном экспрессе с ностальгией, но его последние годы прошли практически в забвении. Наследником великого экспресса стал ничем не примечательный ночной поезд, курсировавший между Парижем, Веной и Будапештом. Затем его урезали до Восточного экспресса EuroNight, ходившего из Страсбурга в Вену. В 2009 году и он прекратил свое существование. Так, через 126 лет авиация и скоростные поезда положили конец классическому Восточному экспрессу.
Британский журналист Робин МакКи засвидетельствовал один из самых последних рейсов этого поезда в Вену: “Небольшая группа мрачных скитальцев высыпала из Восточного экспресса и растворилась в серых утренних сумерках; они были совершенно равнодушны к судьбе исторического поезда, на котором только что приехали”.

© PORTULAN.RU, Atlas Obscura

Добавить комментарий

Рубрики

  • Анатомия карт
  • Война и мир
  • Игра в карты
  • Карты Австралии и Океании
  • Карты Азии
  • Карты Азии
  • Карты Америки
  • Карты Америки
  • Карты Арктики и Антарктики
  • Карты Архангельской губернии (области)
  • Карты Астраханской губернии (области)
  • Карты Атлантического океана
  • Карты Африки
  • Карты Белорусских губерний
  • Карты Бельгии и Голландии
  • Карты Великобритании
  • Карты Владимирской губернии (области)
  • Карты Вологодской губернии (области)
  • Карты Воронежской губернии
  • Карты Восточной Европы
  • Карты Вятской губернии (Кировской области)
  • Карты Германии, Австрии, Швейцарии
  • Карты городов
  • Карты городов Азии
  • Карты городов Америки
  • Карты городов Африки
  • Карты городов Европы
  • Карты городов России
  • Карты Дальнего Востока и Камчатки
  • Карты Европы
  • Карты Европы
  • Карты Индии
  • Карты Иркутской губернии (области)
  • Карты Испании и Португалии
  • Карты Италии
  • Карты Кавказа, Ближнего Востока, Центральной Азии
  • Карты Кавказской губернии (карты Кавказских республик)
  • Карты Казанской губернии (карты Татарстана)
  • Карты Калужской губернии (области)
  • Карты Карелии
  • Карты Китая
  • Карты Костромской губернии (области)
  • Карты Крыма
  • Карты Курской губернии (области)
  • Карты мира
  • Карты морей и океанов
  • Карты Московской губернии (карты Московской области)
  • Карты Нижегородской губернии (области)
  • Карты Новгородской губернии (области)
  • Карты Оренбургской губернии (области)
  • Карты Орловской губернии (области)
  • Карты Пензенской губернии (области)
  • Карты Пермской губернии (края)
  • Карты Петербургской губернии (карты Ленинградской области)
  • Карты Польских губерний в составе России
  • Карты Прибалтийских губерний
  • Карты Псковской губернии (области)
  • Карты России
  • Карты России
  • Карты Ростовской области (Земли войска Донского)
  • Карты Рязанской губернии (области)
  • Карты Самарской губернии (области)
  • Карты Саратовской губернии (области)
  • Карты Северной и Центральной Америки
  • Карты Сибирских губерний (карты Сибири)
  • Карты Симбирской губернии (Ульяновской области)
  • Карты Скандинавии
  • Карты Смоленской губернии (области)
  • Карты Средней Азии в составе России (карты Туркестана)
  • Карты Тамбовской губернии (области)
  • Карты Тверской губернии (области)
  • Карты Тихого океана
  • Карты Тобольской губернии
  • Карты Томской губернии
  • Карты Тульской губернии (области)
  • Карты Турции
  • Карты Украинских губерний
  • Карты Уфимской губернии (карты Башкирии)
  • Карты Финляндии в составе России
  • Карты Франции
  • Карты Черного моря
  • Карты Юго-Восточной Азии
  • Карты Южной Америки
  • Карты южной Европы и малых стран
  • Карты Якутии
  • Карты Японии и Кореи
  • Карты Ярославской губернии (области)
  • Координаты приключений
  • Новости ресурса / Техническая информация
  • Печать карт на виниле
  • Печать карт на дереве
  • Печать карт на плотной бумаге
  • Печать карт на холсте
  • Печать старинных карт
  • С миру по карте
  • Символы эпох
  • Топоэволюция
  • Удивительная история карт

Архивы

Метки

Популярное

  • Ламантины или русалки
  • Забытое открытие Шпицбергена
  • О проекте

О проекте

Проект «Portulan» — это попытка показать историю человечества с помощью карт, а также рассказать об истории создания карт от древних наскальных рисунков до Google, от гравюры до 3D-модели. Добро пожаловать в мир, пахнущий океаном неизвестности! Давайте вместе испытаем жажду новых открытий, окунувшись в дела давно минувших дней…

Архивы

Рубрики

  • Анатомия карт
  • Война и мир
  • Игра в карты
  • Карты Австралии и Океании
  • Карты Азии
  • Карты Азии
  • Карты Америки
  • Карты Америки
  • Карты Арктики и Антарктики
  • Карты Архангельской губернии (области)
  • Карты Астраханской губернии (области)
  • Карты Атлантического океана
  • Карты Африки
  • Карты Белорусских губерний
  • Карты Бельгии и Голландии
  • Карты Великобритании
  • Карты Владимирской губернии (области)
  • Карты Вологодской губернии (области)
  • Карты Воронежской губернии
  • Карты Восточной Европы
  • Карты Вятской губернии (Кировской области)
  • Карты Германии, Австрии, Швейцарии
  • Карты городов
  • Карты городов Азии
  • Карты городов Америки
  • Карты городов Африки
  • Карты городов Европы
  • Карты городов России
  • Карты Дальнего Востока и Камчатки
  • Карты Европы
  • Карты Европы
  • Карты Индии
  • Карты Иркутской губернии (области)
  • Карты Испании и Португалии
  • Карты Италии
  • Карты Кавказа, Ближнего Востока, Центральной Азии
  • Карты Кавказской губернии (карты Кавказских республик)
  • Карты Казанской губернии (карты Татарстана)
  • Карты Калужской губернии (области)
  • Карты Карелии
  • Карты Китая
  • Карты Костромской губернии (области)
  • Карты Крыма
  • Карты Курской губернии (области)
  • Карты мира
  • Карты морей и океанов
  • Карты Московской губернии (карты Московской области)
  • Карты Нижегородской губернии (области)
  • Карты Новгородской губернии (области)
  • Карты Оренбургской губернии (области)
  • Карты Орловской губернии (области)
  • Карты Пензенской губернии (области)
  • Карты Пермской губернии (края)
  • Карты Петербургской губернии (карты Ленинградской области)
  • Карты Польских губерний в составе России
  • Карты Прибалтийских губерний
  • Карты Псковской губернии (области)
  • Карты России
  • Карты России
  • Карты Ростовской области (Земли войска Донского)
  • Карты Рязанской губернии (области)
  • Карты Самарской губернии (области)
  • Карты Саратовской губернии (области)
  • Карты Северной и Центральной Америки
  • Карты Сибирских губерний (карты Сибири)
  • Карты Симбирской губернии (Ульяновской области)
  • Карты Скандинавии
  • Карты Смоленской губернии (области)
  • Карты Средней Азии в составе России (карты Туркестана)
  • Карты Тамбовской губернии (области)
  • Карты Тверской губернии (области)
  • Карты Тихого океана
  • Карты Тобольской губернии
  • Карты Томской губернии
  • Карты Тульской губернии (области)
  • Карты Турции
  • Карты Украинских губерний
  • Карты Уфимской губернии (карты Башкирии)
  • Карты Финляндии в составе России
  • Карты Франции
  • Карты Черного моря
  • Карты Юго-Восточной Азии
  • Карты Южной Америки
  • Карты южной Европы и малых стран
  • Карты Якутии
  • Карты Японии и Кореи
  • Карты Ярославской губернии (области)
  • Координаты приключений
  • Новости ресурса / Техническая информация
  • Печать карт на виниле
  • Печать карт на дереве
  • Печать карт на плотной бумаге
  • Печать карт на холсте
  • Печать старинных карт
  • С миру по карте
  • Символы эпох
  • Топоэволюция
  • Удивительная история карт

(C)2024 | adaptapion by WebCreativeBureau.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

«Orient express» впервые прибыл на Сиркеджи в 1889 году, собственно говоря, по этому поводу вокзал и был построен. Здание Сиркеджи обязано своим выдающимся обликом проекту немецкого архитектора Ясмунда, которому удалось объять необъятное: в облике вокзала мирно соседствуют византийская кладка, сельджукский портал и оконные арки, характерные для мусульманской архитектуры. Сиркеджи идеально подходил для приема аристократов из «Восточного экспресса», которые прибывали в Стамбул.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

Восточный экспресс покрывал почти три тысячи километров за три дня, и справедливо почитался самым люксовым поездом в мире. «Поезд королей и король поездов» отправлялся из Парижа в Стамбул. Или из Лондона в Венецию… Или еще куда-нибудь. Это не ошибка, ведь рассуждая о Восточном экспрессе, мы имеем в виду совершенно разные поезда, у которых были различные маршруты. Гораздо важнее, что само название «Orient express» вызывает в памяти нечто вроде романтического железнодорожного флера, окутавшего Европу в позапрошлом и прошлом столетиях.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

И как в знаменитом романе Агаты Кристи, так и в не менее известной книге Грэма Грина «Стамбульский экспресс», речь идет о разных поездах… Действие детектива Кристи происходит в Симплонском восточном экспрессе, который соединял Париж со Стамбулом, делая остановки в Милане, Венеции, Белграде и Софии. А в романе Грина декорацией выбран восточный экспресс «Остенде-Вена». Разновидностей маршрутов, как и самих поездов, хватало, некоторые делали остановки в Загребе и Триесте, другие — в Лозанне и Бухаресте. Имелся восточный экспресс, стартующий в Лондоне и пересекающий канал. В Стамбуле можно было продолжить путешествие до Багдада. Общими оставалась внушительная цена за проезд и прямо-таки королевские условия для пассажиров.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

Презентуя новую возможность для богатых путешественников, компания Wagon-List подчеркивала повышенную комфортность восточных экспрессов. Купе вагонов первого класса были отделаны красным деревом, роскошь подчеркивали хрустальные бра и дорогие ковры. Кафель в ванных комнатах был, якобы, расписан по эскизам самого Альфонса Мухи, а кухней в вагоне-ресторане заправлял шеф-повар из парижского «Ritz». О наличии сигарного вагона мы уж и не говорим… За годы пробега с Восточного вокзала Парижа до стамбульского Сиркеджи «Восточный экспресс» сумел вдохновить немало писателей и сценаристов: о знаменитом поезде написано 19 книг, здесь происходило действие как минимум шести фильмов (первым приходит в голову лента о Бонде. Джеймсе Бонде). Пассажирами Orient Express в разное время бывали Бальзак, Флобер, Мюссе, Теофиль Готье, а также Марлен Дитрих, Мата Хари, Жан Марэ, королева Елизавета II, Грейс Келли, Шарль де Голль, Хрущев…

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

В начале прошлого века за каждым «звездным» составом пассажиров пристально наблюдали газетчики, это и вправду был поезд принцев, президентов и аристократов. Понятно, что в Стамбуле пассажиров встречали с распростертыми объятьями и… с портшезом наготове. Увидеть знаменитый портшез, в котором клиенты восточного экспресса передвигались по Стамбулу, можно и сейчас, он гордо выставлен на обозрение в отеле «Pera Palace». Этот четырехзвездочный отель — еще одна стамбульская достопримечательность, построенная во славу Восточного экспресса.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

«Pera Palace» был возведен в 1892 году, в рафинированном районе Бейоглу. Фасад он имеет весьма скромный, все красоты — внутри, не ленитесь открыть тяжелую дверь… Здесь останавливались Сара Бернар, Грета Гарбо, Жаклин Кеннеди, и, разумеется, Агата Кристи. «Кровавая старушка» снимала комнату за номером 411, и теперь сюда устраивают отдельную экскурсию.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

Внутренние интерьеры отеля украшены старинными рекламами Восточного экспресса, и, если закрыть глаза… покажется, будто на дворе — двадцатые годы, а в дверях вот-вот появится какой-нибудь Эркюль Пуаро. Да и стамбульский вокзал Сиркеджи тоже почти не изменился с давних пор, только прибывают сюда теперь, в основном, местные электрички. И еще на перроне выставлен памятник Ататюрку, отцу турецкой нации. При нем сильные мира сего путешествовали восточным экспрессом, прибывавшем в Стамбул дважды в неделю — так было принято, так было приятно…Буквально до 1977 года. Потом пышный способ передвижения перестал быть модным — самолеты изменили психологию даже самых богатых путешественников.

Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto Восточный экспресс: Стамбул, конечная_foto

Впрочем, если вам захочется попутешествовать восточным экспрессом — никаких проблем. Надо всего лишь приобрести билет на так называемый Ностальгический «orient express», который отправляется разными маршрутами.

Автор: Анна Матвеева

Подписаться на рассылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *