Проливы которые соединяют с другими океанами индийский океан
Перейти к содержимому

Проливы которые соединяют с другими океанами индийский океан

  • автор:

Как называются проливы соединяющие индийский океан с другими океанами?

Индийский океан соединяется с Тихим и Атлантическими океанами, но крупных проливов у него нет.

Между Африкой и Антарктидой нет пролива — там просто очень широкое водное пространство, аналогично нет пролива между Австралией и Тихим океаном.

Красное море сообщается с Атлантическим океаном через Суэцкий канал, который нельзя считать проливом.

Поэтому нам остаются только проливы между островами Индонезии и между Австралией и Тасманией.

Последний пролив носит название Бассов.

Самый крупный пролив между Австралией и Новой Гвинеей носит название пролив Торреса.

А мелких проливов здесь очень много: Малаккский, Бали, Зондский, Ломбокский, Сумба и другие.

Топ-5 морских коридоров: история и перспективы

Мировая торговля напрямую зависит от эффективности работы транспортной отрасли. И не последним условием для этого является оптимальный маршрут доставки грузов. Какие морские коридоры сегодня играют ключевую роль в логистических цепочках мира.

Малаккский пролив Малаккский пролив является одним из самых стратегически важных водных коридоров в мире, поскольку пропускает через себя немалую часть торговых потоков между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Количество проводок насчитывает порядка 50 тыс. судов в год. Через эти ворота проходит 30% товаров в мире, а также 80% импорта нефтепродуктов Японии, Южной Кореи и Тайваня. Это основной путь из Тихого в Индийский океан, ближайшей альтернативой которому является Зондский пролив в Индонезии.

Протяженность коридора составляет около 800 км, а ширина колеблется от 320 км до 2,5 км в самой узкой точке. Минимальная глубина — 23 м. Это самый длинный канал, который используется в мировом судоходстве. Время прохода — около 20 часов. В разные времена он контролировался яванцами и малайзийцами. С XIV века регион попал в ведение арабских купцов, которые построили несколько фортифицированных торговых городков. В 1511 году пролив оказался под контролем испанцев, с чего начался период европейской экспансии в регионе. В 1867 году коридор достался Англии вместе с Сингапуром как основным торговым портом и другими важными объектами. Господство британцев продолжалось до Второй мировой войны и обретения Малайзией независимости в 1957 году. В послевоенные годы объемы торговли в Тихоокеанском регионе значительно выросли, и, конечно же, повысилось значение Малаккского пролива и Сингапура.

Одной из проблем коридора является необходимость провести дноуглубительные работы на некоторых его участках. Но, поскольку объект расположен на территории Малайзии, Индонезии и Сингапура, то государствам сложно договориться о том, как распределить между собой затраты на эти работы, а также плату за пользование впоследствии. Кроме того, опасения вызывают политическая нестабильность и пиратство.

Одна из проблем этого коридора — необходимость провести дноуглубительные работы

Суэцкий канал Этот рукотворный водный коридор протяженностью около 190 км в северо-восточной части Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря — самый длинный в мире канал без шлюзов, поскольку уровень воды в Средиземном море и Суэцком заливе одинаковый. Он помогает сократить путь судам, курсирующим между европейскими и американскими портами, а также гаванями в южной Азии, восточной Африке и Океании. До его появления морской путь из Европы в Индийский и Тихий океаны пролегал вокруг Мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента.

Первый канал между дельтой Нила и Красным морем был прорыт еще в XIII веке до нашей эры с целью расширить торговые связи между Средиземноморским регионом и Ближним Востоком. Однако позже коридору перестали уделять должное внимание, хотя власти Египа и Рима периодически возвращались к этому вопросу. Попытки возродить коридор прекратились в VIII веке нашей эры после краха Римской империи и упадка торговли в Средиземноморье. Транспортировка товаров через перешеек считалась более выгодной, чем поддержание канала в должном состоянии.

Такая ситуация сохранялась до XIX века, когда интересы судоходства возродили потребность в связке между Средиземным и Красным морями. Суэцкий канал был построен в течение 1859 и 1869 годами инвесторами из Франции и Египта. В ворота было вложено порядка 100 млн долл. Путь из Европы в Азию сократился приблизительно на 6,5 тыс. км. В 1874 году Великобритания приобрела акции компании «Суэцкий канал» и стала его единоличным владельцем. В соответствии с Константинопольской конвенцией, подписанной в 1888 году, канал был открыт для судов из любых государств, как в мирное время, так и военное. Однако Великобритания все же старалась контролировать территорию для удержания своего морского могущества и колониальных интересов, в основном на юге Азии. В 1936 году стана получила право держать вдоль канала войска, которые впоследствии сыграли стратегически важную роль в период Второй мировой войны.

Через Суэц проходит 15% объемов мировой морской торговли.

Вторая половина прошлого века была отмечена геополитической нестабильностью, концом колониализма и ростом ближневосточного национализма. В 1954 году Египет и Великобритания подписали соглашение, которое нивелировало документ от 1936 года и обеспечивало уход всех британских войск из региона. В июне 1956 года все они покинули территорию ближневосточного государства, а канал был национализирован. Это породило проблемы с Израилем, так как его судам запрещалось пересекать канал. Угроза также распространилась на Францию и Британию, которые владели каналом ранее, поскольку они отказались участвовать в финансировании Асуанского гидроузла, хотя и планировали это изначально. Затем в регионе начались боевые действия с участием Франции, Британии и Израиля против Египта. Египтяне в ответ затопили суда в канале, что позволило перекрыть его до 1957 года, пока воюющие стороны не договорились.

Позже Шестидневная война и завоевание Синайского полуострова привели к закрытию Суэцкого канала на период с 1967 по 1975 год. Это событие дестабилизировало отрасль международных морских перевозок и привело к повышению спроса на танкеры большего размера для использования на менее удобном дальнем маршруте. Коридор снова заработал в 1975 году, когда Египет разрешил проходить через него израильским судам.

В 1976-1980 годах были сделаны выполнены работы по расширению канала, дабы повысить допустимые габариты курсирующих через него судов. Минимальная ширина канала составила 60 м, а максимальная осадка – 16 м. Это означало, что большие танкеры грузоподъемностью до 300 тыс. тонн не могли проходить канал с полной загрузкой. Как правило, часть сырья выгружалась в средиземноморских портах и транспортируется с помощью нефтепровода Сумед.

Дополнительные работы по дноуглублению и расширению довели допустимую осадку до 22,5 м в 2001 году. Канал может пропускать около 25 тыс. судов в год или примерно 78 в день, однако пока что проводить порядка 20 тыс. в год или 55 в день, что грубо соответствует 15% объемов мировой морской торговли. Поскольку канал может обслуживать только однонаправленные потоки, то проводки осуществляются только караванами из 10-15 судов. В сутки проводятся три каравана: два в направлении юга и один – севера. Время прохождения – около 10 часов в направлении севера и 12 часов – на юг. Опоздания приводят к столь существенным задержкам, что многие судоходные компании предпочитают отменять заходы в порты для того, чтобы успеть прибыть к каналу вовремя и пройти вместе с определенным караваном. Параллельно этому коридору также проходит транзитная железнодорожная линия. Тарифы за пользование коридором устанавливает администрация Суэцкого канала. В 2008 году она заработала порядка 5 млрд долл. за транзит судов и стала третьим по величине источником доходов Египетского бюджета. В 2013 году канал обслужил 16,596 тыс. судов дедвейтом почти 916 млн тонн.

На долю контейнеровозов приходится примерно половина потока и доходов. В начале 2009 года некоторые судовладельцы начали бойкотировать Суэцкий канал из-за повышения платы за его пользование.

Панамский канал Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океан через Панамский перешеек. Его длина составляет 82 км, глубина — 12,5 м, ширина — 32 м. Строительство этого коридора избавило моряков от необходимости делать большой крюк вокруг Южной Америки и оптимизировало карту мировых торговых потоков. Панамский канал имеет стратегическое значение для США, так как обеспечивает более удобное сообщение между восточным и западным побережьем, сокращая путь примерно на 13 тыс. км. Со стороны Атлантического океана трёхкамерный шлюз Gatun соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун. Со стороны Тихого океана двухкамерный шлюз Miraflores и однокамерный шлюз Pedro Miguel соединяют Панамскую бухту с руслом канала.

Коридор имеет свою скандальную историю. Идея создания короткого пути из Атлантического в Тихий океан появилась в XVI веке, с освоением Центральной Америки. В 1534 году испанцы исследовали Панамский регион на предмет строительства канала, однако их проект так и не воплотился в жизнь из-за технических ограничений. Вместо этого использовались сухопутные переходы. В 1855 году строительство Панамской железной дороги обеспечило более быстрый и эффективный способ доставки. США заинтересовались строительством канала, когда в 1848 году в Калифорнии было открыто золото. Изучался также вариант пути через Никарагуа.

Пропускная способность Панамского канала позволяет осуществлять около 50 проводок в сутки.

Однако в 1878 году Французское географическое общество заключило договор с Колумбией на строительство канала. В 1879-1899 годах Панамская компания под руководством Фердинанда Лессепса занималась строительством после получения 1 млрд франков за счет продажи облигаций 800 тыс. инвесторам. Но проект провалился в связи с финансовым проблемами, тропическими болезнями, которые убили примерно 25 тыс. работников, и техническими сложностями. Крах компании считался самой крупной аферой XIX века. Испанско-американская война 1898 года также дала имульс строительству канала из-за длительного перебазирования американских кораблей между Атлантическим и Тихим океаном. Проект удалось реализовать лишь в ХХ веке. Под руководством колумбийцев дело не ладилось, однако в 1903 году Панама в результате революции обрела независимость и подписала договор с США, согласно которому американцы гарантировали Панаме суверенитет и получили в постоянное пользование полосу в 16 км для канала. Взамен они разово выплатили Панаме 10 млн долл, а также ежегодно перечисляли за пользование оговоренную сумму, проиндексированную на уровень инфляции. Канал был построен в 1904-1914 годах и обошелся создателям в 387 млн долл.

С этого момента более 1,04 млн судов 11,17 млрд тонн грузов на борту прошли через канал. В год этот коридор пропускает 13 тыс. судов, в день — порядка 35. Пропускная способность позволяет осуществлять около 50 проводок в сутки. В среднем суда преодолевают этот водный коридор за 16,5 часов, если проводка была зарезервирована заранее. В противном случае время увеличивается до 35 часов, так как приходится ждать. В грузопотоке преобладают зерновые и нефтепродукты.

Именно от Панамского канала и получил свое название класс судов «панамакс». Этот стандарт предполагает дедвейт 65 тыс. тонн, осадку 12 м и вместимость порядка 4,5 тыс. TEU. Загруженные суда платят в среднем 2,57 долл. за тонну, в среднем же проводка обходится судовладельцу примерно в 45 тыс. долл. Плата за прохождение контейнеровоза оценивается в 74 долл. за TEU при заполненных контейнерах и 65,6 долл. — при порожних.

Ограничения не позволяют каналу обрабатывать габаритные контейнеровозы под названием «пост-панамакс». Другие водные коридоры создают серьезную конкуренцию Панамскому каналу. В 2006 году власти Панамы решили расширить его. Проект предполагает американские инвестиции в размере 5,25 млрд долл. в строительство новых шлюзов, как со стороны Атлантического, так и Тихого океана, которые дадут возможность проводить суда вместимостью до 12 тыс. TEU. Ожидается, что новая инфраструктура заработает в 2016 году.

За деньги США власти Панамы к 2016 году планируют увеличить мощность канала

Ормузский пролив Ормузский пролив формирует стратегическую связку между нефтяными месторождениями Персидского залива, Оманским заливом и Индийским океаном. Его ширина колеблется от 48 до 80 км, однако навигация ограничивается двумя каналами трехкилометровой ширины. Соответственно, вход и выход из Персидского залива ограничен, поскольку габариты танкеров и контейнеровозов на узких неудобных участках затрудняет навигацию.

Кроме того, за контроль над островами борются Иран и ОАЭ. Поэтому безопасность судоходства вызывала множество вопросов. В 1984-1987 годах во время войны между Ираном и Ираком танкеры подвергались обстрелам. Количество судозаходов в Персидском заливе сократилось на 25%, что привело к интервенции США, заинтересованных в защите нефтяных потоков.

Около 88% углеводоров, экспортируемых из Персидского залива, поставляются через Ормузский пролив в Азию, Западную Европу и Соединенные Штаты. Его значение для рынка нефти трудно переоценить. Например, 75% импорта этого вида сырья в Японию идет через Ормузский пролив. Кроме того, коридор играет важную роль на рынке контейнерных перевозок. В частности, одним из крупнейших портов в мире явлется Дубай, добраться к которому можно только через Ормузский пролив.

Ормузскому проливу большое внимание уделяет флот США

Босфор Этот пролив имеет протяженность 30 км и ширину только 1 км. Он является самым узким коридором, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Вопрос доступа к этому проливу был причной двух конфликтов: Крымcкой войны1854 года и битвы при Дарданеллы (операция в Галлиполи, в 1915). Турции укрепила свои позиции после Конвенции Монтре в 1936 году, которая признала за этой страной право полного контроля над Босфором, но предоставила свободный проход коммерческим судам без осмотра в мирное время.

Сегодня Босфор играет важную роль в доставке каспийской нефти на внешние рынки. Несмотря на наличие альтернативы в виде трубопроводов, грузовладельцы предпочитают морской путь из-за разницы в тарифах.

Прокачка одного барреля из Баку в Джейхан обходится в 1-2 долл., а доставка по воде — в 20 центов за баррель. Около 50 тыс. судов проходят через Стамбул каждый год, что постепенно приближает пролив к полной загрузке.

Dr. Jean-Paul Rodrigue and Dr. Theo Notteboom, The geography of transport systems

Перевод портала ЦТС

Балкер на подходе к мосту через Босфор
Facebook 45 Twitter

Підписуйтесь на канал ЦТС в Telegram, читайте нас у Facebook и Twitter, щоб першими дізнаватися про нові матеріали та ключові події дня.

Как называются проливы соединяющие индийский океан с другими океанами?

Индийский океан соединяется с Тихим и Атлантическими океанами, но крупных проливов у него нет.Между Африкой и Антарктидой нет пролива — там просто очень широкое водное пространство, аналогично нет пролива между Австралией и Тихим океаном.Красное море сообщается с Атлантическим океаном через Суэцкий канал, который нельзя считать проливом.Поэтому нам остаются только проливы между островами Индонезии и между Австралией и Тасманией.Последний пролив носит название Бассов.Самый крупный пролив между Австралией и Новой Гвинеей носит название пролив Торреса.А мелких проливов здесь очень много: Малаккский, Бали, Зондский, Ломбокский, Сумба и другие.

Соединяют следующие проливы:1) Бассов пролив соединяет с Тихим океаном;2) Гибралтарский и Баб-эль-мандебский пролив соединяет с Атлантическим Океаном.3) Северный Ледовитом океаном соединения у Индийского океана нет.

Краеведческий музей Сокольского округа

162130, Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная Свободы, д. 50, тел. 8(81733) 2-10-59 Бюджетное учреждение культуры Сокольского муниципального округа «Краеведческий музей Сокольского округа» (БУК СМО «Сокольский музей»)

50 самых интересных и удивительных фактов об океанах.

Всемирный день океанов (World Oceans Day) ежегодно отмечается во всем мире 8 июня. Идея его проведения была впервые предложена в 1992 году на встрече на высшем уровне «Планета Земля» в Рио-де-Жанейро, как способ подчеркнуть общую причастность и неразрывную связь с океаном всего человечества, а также использовать этот день для повышения осведомленности о решающей роли океана в нашей жизни и важной деятельности человечества в его защиту.

5 декабря 2008 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея постановила объявить 8 июня Всемирным днем океанов.

Сегодня мы предлагаем вам расширить свой кругозор и узнать 50 интересных фактов об океанах.

1.Океаны занимают около 72 % поверхности планеты Земля и содержат 97 % всей воды. Они являются главными источниками соленой воды и основными компонентами гидросферы. Всего существует 5 океанов: Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и Южный.

2. Внутри мирового океана содержится порядка 99% всех живых организмов, которых науке еще предстоит открыть и изучить.

3.Поверхность Марса исследована гораздо лучше, чем дно мирового океана.

4. За последнее столетие уровень воды океанов поднялся на 25 сантиметров. Ученые всего мира ожидают ускорение этого процесса даже в том случае, если температура на планете прекратит повышение и климат немного стабилизируется. Оказывается, что океаны медленно реагируют на климатические изменения.

5. В океанах на огромных глубинах иногда возникают подводные волны высотой в сотню метров, но на поверхности они не заметны.

6. Северный ледовитый океан считается самым неизученным из всех океанов. Он имеет множество ледников и айсбергов.

7.Данный океан обладает самой не соленой водой в сравнении с другими океанами. В течение года соленость этого океана меняется.

8. Средняя глубина Северного ледовитого океана 3400 метров. Самым глубоким местом этого океана является впадина в Гренландском море. Ее глубина составляет 5527 метров. В 2007 году впервые было достигнуто дно Северного ледовитого океана.

9. Данный океан обладает большим количеством полезных ископаемых. Четвертая часть всей нефти на планете хранится в глубинах Северного ледовитого океана.

10.Если все ледники Северного ледовитого океана растают, то уровень мирового океана поднимется на 10 метров.

11. Тихий океан, самый большой в мире, он занимает одну треть поверхности Земли. В Тихом океане находится приблизительно 25 000 островов (больше, чем общее количество в объединенных океанах остальной части мира), почти все из которых расположены к югу от экватора. Тихий океан имеет площадь около 180 миллионов кв. км.

12. Испанский моряк Васко Нуньес де Бальбоа является первооткрывателем Тихого океана, и это открытие произошло в 1513 году.

13.Средняя глубина этого океана достигает 4000 метров. Скорость тихоокеанского цунами превышает 750 километров в час.

14.Тихий океан предоставляет миру половину всех употребляемых морепродуктов.

15.Самое глубокое место не только в данном океане, а и в мире – это Марианская впадина. Ее глубина насчитывает около 11 километров. Дно Марианской впадины покрыто вязкой слизью, а не песком.

16. Атлантический океан занимает второе место по площади после Тихого океана. По глубине Атлантический океан также занимает второе место.

17.Атлантический океан обладает самой соленой водой из всех океанов.

18.Самый большой остров в мире Гренландия находится в Атлантическом океане. Самый далекий остров в мире Буве также находится в Атлантическом океане.

19.Площадь данного океана проходит через все климатические пояса мира. В воды Атлантического океана впадает самое большое количество рек.

20.На водах Атлантического океана находится множество нефтедобывающих платформ.

21. По занимаемой площади Индийский океан занимает третье место, вслед за Тихим и Атлантическим. Средняя глубина Индийского океана равняется 3890 метров.

22.Заплывы по Индийскому океану совершали еще в пятом тысячелетии до нашей эры.

23.Недра данного океана имеют огромные запасы нефти и природного газа. На территории Индийского океана добывают жемчуг и перламутр.

24.Индийский океан обладает таким феноменальным явлением как «светящиеся круги», появление которых даже ученые не в силах объяснить.

25.Именно Индийский океан связывает все самые значимые порта на планете.

26. У берегов Северного ледовитого океана обитают самые большие тюлени.

27. На дне морей и океанов есть горячие гейзеры, нагревающие воду до 400°C. Вода там не закипает лишь по причине огромного давления.

28. Раньше Атлантический океан называли «Западный океан».

29. Древнейшую рыбу, которая жила в эпоху динозавров, нашли в Индийском океане в 1939 году.

30. Средняя глубина океанов около 4 километров, а средняя высота суши – 840 метров.

31. На территории Тихого океана чаще, чем в любом другом месте планеты, происходят извержение вулканов и землетрясения.

32. Магелланов пролив, пролив Дрейка и Панамский канал соединяет между собой Тихий и Атлантический.

33. В литре океанской воды содержится где-то 35 грамм различных веществ, в основном поваренной соли, сернокислого и хлористого магния, сернокислого кальция.

34. Недавно в Атлантическом океане обнаружили течение на глубине в 1,3 километра, которое находится под всемирно известным течением Гольфстрим. Оно движется в противоположном направлении и более медленное, чем его «сосед».

35. Волны океана способны перемещать камни весом в несколько сотен тонн.

36. Тихий и Северный Ледовитый океаны связаны между собой через Берингов пролив.

37. Дно океанов хранит неисчислимое количество сокровищ в виде солей, которые осаждаются из воды. Эти наросты, которые покрывают 100 миллионов квадратных километров дна океана, содержат более 15% железа, около 50% магния, медь, кобальт, никель.

38. В древности Индийский океан имел название «Восточный океан».

39. В Антарктиде столько же льда, как и в Атлантическом океане воды.

40. По подсчетам ученых в морской воде находится приблизительно 20 миллионов тонн растворенного в ней золота.

41.Большой барьерный риф – самое большое скопление кораллов, которое находится в Тихом океане. Большой Барьерный Риф, который протянулся почти на 2500 км и занимающий большую площадь, чем страна Великобритания, является самой населенной территорией мира. Он является домом для 2000 видов рыб, около 4000 видов моллюсков и немереного количества беспозвоночных.

42. В водах Индийского океана обитает огромное количество существ, смертельно опасных для человека.

43. Вода океанов содержит около тридцати миллиардов тонн серебра, а это в 45 тысяч раз больше, чем его добыли с 1492 года люди во всем мире.

44. Сколько соли содержится в воде мирового океана? Если бы всю ее можно было извлечь, то этой солью удалось бы покрыть всю сушу многометровым слоем.

45. В Тихом океане обитает самая ядовитая медуза в мире.

46. Количество вылавливаемой рыбы из Атлантического океана не меньше, чем у Тихого, невзирая на разные величины.

47. Тихий океан считается самым древнейшим в мире. В древние времена Тихий океан называли «Великим».

48. Индийский океан считается самым молодым и самым теплым в мире.

49. Первым европейцем, который увидел Тихий океан, стал исследователь из Испании Васко Нуньез де Бальбoа. Однако он вовсе не подозревал, что пред ним предстал океан, поэтому он назвал его Южное море. Привычное для нас название дал ему Магеллан, который приплыл к Тихому океану во время своего путешествия и, на его удивление, не встретил ни одной бури. Хотя на самом-то деле Тихий океан часто является источником штормов и цунами, которые разрушают города и уносят жизни многих людей.

50. Одной из главных причин загрязнения океанских вод является загрязнение воздуха. Около 33% всех вредных токсичных веществ в воду попали именно из воздушного пространства, а 44% попадают из рек и морей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *