Самый длинный туннель в метро
Перейти к содержимому

Самый длинный туннель в метро

  • автор:

Самые длинные тоннели Москвы: от прошлого к будущему

Тоннель — одно из старейших изобретений человечества: еще древние римляне и жители Вавилона пользовались подземными проходами, правда чаще всего в военных целях. Первый в мире автомобильный тоннель был построен американцами в 1927 году. А вот в Советском Союзе автомобильных тоннелей не существовало вплоть до конца 50-х годов 20 века, несмотря на то, что уже во всю шло строительство метро и были проложены сотни километров железнодорожных тоннелей.

Первый советский автотоннель был построен на главной правительственной дороге столицы, Кутузовском проспекте, в 1959 году. К тому времени машин в Москве стало так много, что возникла необходимость разграничить транспортные потоки. Трехполосный разноуровневый тоннель на Кутузовском долгое время оставался самым крупным подземным объектом автомобильной инфраструктуры в Москве, так как других просто не было.

В 2000 году Кутузовский тоннель пережил капитальную реконструкцию и превратился в пятиуровневую транспортную развязку с максимальной длинной в 500 м., распределяющую пересекающиеся потоки машин по разным направлениям. К настоящему времени тоннель утратил звание крупнейшего и даже не входит в десятку самых длинных тоннельных сооружений города.

Самый длинный тоннель Москвы — Лефортовский

Сегодня десятку длиннейших подземных путепроводов столицы возглавляет Лефортовский тоннель, имеющий протяженность 3246 м и проходящий под одноименным парком и рекой Яузой. Он также завоевал звание самого широкого автотоннеля в Европе. Но среди автомобилистов Лефортовский чаще называют «тоннелем смерти» из-за часто случающихся здесь ДТП.

Сооружение представляет собой сложную систему, включающую две семиполосные ветки для движения транспорта, одна из которых залегает на глубине 30 метров, а другая — частично выполнена в виде эстакады. Работу путепровода поддерживают системы вентиляции, отвода воды и пожарной защиты. Специальные датчики контролируют уровень загазованности, а за безопасностью следят камеры наблюдения. По ходу движения устроены эвакуационные выходы, ведущие в дополнительный аварийный тоннель, установлены таксофоны для связи и вызова аварийных служб. В подземном диспетчерском пункте сосредоточено управление всеми службами тоннеля.

Но, к сожалению, ни одна система безопасности не может защитить от банальной человеческой глупости, ведь большинство аварий в Лефортовском тоннеле случается из-за нарушения скоростного режима и несоблюдения ПДД.

Вторым по протяженности среди московских тоннелей считается Северо-Западный тоннель, длина которого — 3126 м. В пятерку крупнейших также вошли тоннели: Алабяно-Балтийский (1935 м), Волоколамский (1730 м) и Гагаринский (1100 м).

Грядет время новых рекордов

По всей видимости, Лефортовскому тоннелю недолго осталось нести пальму первенства в соревновании подземных путепроводов. Генеральный план развития Москвы до 2025 года предусматривает строительство еще трех гигантских тоннелей, два из которых превзойдут нынешнего чемпиона, а третий обгонит его по протяженности на пару сотен метров.

Первый из новых тоннелей будет проложен под музеем-заповедником «Коломенское», его длина предполагается 4 850 м., подземная трасса такой же протяженности свяжет улицу Борисовские Пруды с Варшавским и Каширским шоссе. Третий тоннель планируется построить под Семёновской и Преображенской площадями, он свяжет Краснобогатырскую улицу и проспект Будённого.

Почему в метро такие длинные перегоны между станциями

Большинство тоннелей между станциями поезда Московского метро преодолевают за 2-3 минуты. Ведь среднее расстояние между ними не такое уж и большое. Однако есть перегоны, в которых пассажиры успевают изрядно утомиться и даже поспать. Многие отмечают, что один и тот же маршрут под землей кажется даже длиннее, чем по автомобильным дорогам. Почему же так происходит? В этой статье расскажем про самые длинные тоннели Московской подземки.

Метро

Средняя дальность поездки в Московском метрополитене составляет 14,5 км, а средняя длина перегона между станциями — 1,77 км. Такие показатели мало кого удивляют, ведь давно установлено, что перегоны в российском метро всегда были длиннее, чем во всем остальном мире. Обусловлено это сразу несколькими факторами.

Во-первых, сам по себе любой метрополитен является магистральным транспортом, который в первую очередь ориентирован на подвоз к станциям. Власти столицы справедливо считают, что нет никакого смысла строить станции слишком близко друг к другу.

Следующая причина кроется в гидрогеологических особенностях при прокладке тоннелей. При строительстве столичной подземки в начале 30-х годов прошлого столетия пришлось преодолеть много трудностей из-за чрезвычайно сложных, неустойчивых и обводнен­ных московских грунтов. Некоторые тоннели приходилось прокладывать открытым котлованным способом.

Строительство первой линии московского метро.

Этот метод можно было использовать только в местах со свободной застройкой и под улицами, которые можно было надолго освободить от движения наземного транспорта. Получается, что проложить тоннель под зданием и тем самым сократить путь, часто было попросту невозможно.

Немаловажную роль в этом сыграла и плотная застройка исторического центра — в нем было достаточно сложно найти лакуны для сооружения стволов, наклонных ходов и стройплощадок станций.

Эти и некоторые другие факторы привели к тому, что в Московской подземке появились перегоны-рекордсмены, которые выделяются на фоне остальных необычайно длинным расстоянием между смежными станциями. Вот топ-5 самых длинных перегонов столичного метро.

5 место. Парк Победы — Киевская

Метро

Длина перегона между станциями Парк Победы и Киевская составляет 3196 метров, что ставит ее на пятую строчку нашего списка. Поезда проходят этот участок на Арбатско-Покровской линии примерно за 3 минуты 15 секунд, что по меркам Московского метро очень много.

В первую очередь столь большое расстояние между станциями объясняется дублированием Филевской линии, которая расположена практически параллельно, только на поверхности. Радиально-кольцевая структура Московского метрополитена очень часто воспроизводит исторически сложившуюся планировку Москвы, и это как раз тот случай.

Вторая причина кроется в большой глубине залегания обеих станций. Согласно данным с официального сайта комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, станция Киевская залегает на глубине 48 метров, а станция Парк Победы — на глубине 73 метра, что и вовсе является рекордом для столичного метро. Строительство промежуточных станций на такой глубине было бы неоправданно дорогим.

4 место. Новогиреево — Новокосино

Метро

Находясь на стыке двух регионов (город Реутов Московской области и район Москвы Новокосино), этот перегон на Калининской линии стал удобным хабом для тысяч пассажиров. Однако расстояние, которое необходимо преодолеть без остановок, значительно превышает средний показатель. В пути пассажирам приходится скучать целых 4 минуты, преодолевая 3197 метров.

Столь длинный перегон на Калининской линии появился возле метродепо, гаражно-складских комплексов, а также непосредственно самого МКАД на пути следования поезда.

3 место. Славянский бульвар — Парк Победы

Метро

Этот перегон расположился на почетном третьем месте в нашем хит-параде.

Расстояние, которое поезда преодолевают от станции Славянский бульвар до Парка Победы, составляет 3293 метра. Столь длинный путь, главным образом, обусловлен большим перепадом высот между этими двумя станциями.

Станция Парк Победы находится на глубине 73 метра, а глубина залегания Славянского бульвара — всего 10 метров. При движении от центра поезд преодолевает затяжной подъем, из-за этого общая длина его пути становится даже больше, чем расстояние между станциями по прямой на поверхности.

2 место. Волгоградский проспект — Текстильщики

Метро

На поверхности параллельно этому перегону простирается малолюдная промышленная зона, поэтому необходимости в промежуточных станциях здесь просто нет. Отсюда и столь длинное расстояние, которое поездам приходится преодолевать без остановок — 3413 метров.

1 место. Строгино — Крылатское

Метро

Перегону Строгино — Крылатское на Арбатско-Покровской линии принадлежит наша пальма первенства. Открытый в 2008 году, ежедневно этот участок отнимает у пассажиров Московской подземки целых 7 минут жизни. За это время поезд преодолевает 6473 метра. Поездка в вагоне вдоль темного тоннеля метро выходит утомительной. Однако на это также есть свои причины.

Интересный факт: Московский метрополитен посчитал длину самого длинного перегона в попугаях, как в известном советском мультфильме «38 попугаев». Цифра получилась внушительная — 33 125 попугаев.

Дело в том, что перегон Строгино-Крылатское по большей части проходит в северо-западном тоннеле под Серебряноборским заповедником, а также под сохранившейся в черте Москвы деревней Троице-Лыково. И там, и там из-за потенциально низкого пассажиропотока оборудовать промежуточную станцию метро было бы нецелесообразно. Однако задел на будущее все же есть.

Близ деревни Троице-Лыково в подземном тоннеле расположена одноименная платформа. Она является служебной, и появилась исключительно ради соблюдения норм безопасности при перевозке пассажиров подземки. Однако в будущем, в случае активной застройки деревни, ее можно будет перестроить в полноценную станцию метро.

В тоннеле между Строгино и Крылатским существует и второй аварийный выход — так называемое притоннельное сооружение Д (она же станция Тоннельная). Она расположена у южного портала Северо-Западного тоннеля. В отличие от Троице-Лыково, перестроить «Д» в полноценную пассажирскую станцию невозможно. Сделать это не позволяют профиль и кривизна пути на данном участке.

Это тоже интересно:

  • Что делать, если упал на рельсы метро
  • Для чего на станциях метро нужны эти загадочные бочки
  • Почему у современных истребителей желтые стекла
  • Что за странные вышки установлены вдоль российских морских берегов

«Алеся» закончила рыть самый длинный тоннель минского метро — видео

Станция, тоннель которой закончил рыть механизированный комплекс, уже готова на 40%, в октябре этого года метростроевцы планируют ее сдать.

Проходческий щит «Алеся» закончил в пятницу прокладку правого перегонного тоннеля между будущими станциями третьей линии метро «Аэродромная» и «Неморшанский сад», рассказали в пресс-службе Мингорисполкома.

Сегодня 150-тонный механизированный комплекс прорезал крайние сваи тоннеля. Это самый длинный подземный путь из тех, что бурила «Алеся», — 1830 метров. До ноября 2021 года в планах метростроевцев прорыть еще один тоннель между станциями.

«Аэродромная» и «Неморшанский сад» будут расположены в районе новой жилой застройки «Минск-Мир». Напомним, 6 ноября 2020 года в Минске открыли четыре станции третьей, Зеленолужской, линии метро — «Ковальскую Слободу», «Вокзальную», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейную площадь».

Как заявлял ранее заместитель председателя Мингорисполкома Дмитрий Микуленок, новые станции — «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец» — будут открыты к середине 2023 года.

Строители обещают в марте приступить к строительству «Слуцкого гостинца», к маю 2021 года забетонировать «Аэродромную» и начать отделочные работы, к октябрю планируют завершить строительство «Неморшанского сада».

Читайте также:

  • Названа самая загруженная станция метро. И это не «Октябрьская»
  • Пожарная сигнализация сработала на одной из станций минского метро
  • Лукашенко предложил продлить линию метро до одного из пригородов столицы

Самые длинные железнодорожные тоннели мира

Долгое время горы и водные объекты были непреодолимыми препятствиями для наземного транспорта. Инженеры «золотого века» железных дорог (вторая половина XIX — начало ХХ) вынуждены были проектировать обходные маршруты. Именно по этому многие жд линии имеют множество кривых малого радиуса и большие уклоны.

Ограничения приводили к необходимости использования большего количества локомотивов, повышенных затрат энергоресурсов на тягу поездов, длительного времени в пути из-за невозможности достижения высоких скоростей.

Ситуация изменилась с появлением механизированных туннельных комплексов большой производительности. Первые подобные машины были разработаны в США в 1950-х годах. Хотя принцип работы и сам туннельный щит изобрел более века тому английский ученый Марк Изамбард Брюннель, испытав конструкцию в действии при строительстве подземного перехода под рекой Темза.

Туннелепроходческие комплексы позволили развить подземное строительство в невиданных масштабах.

Покоренный перевал Готтард

На сегодня самым длинным сооружением, выполненным с их помощью, является Готтардский базовый тоннель (Gotthard Base Tunnel). Он расположен в швейцарских Альпах. Данный тоннель не только самый длинный — более 57 км, — но и глубокий — 2,4 км. Глубина тоннеля больше, чем наиболее углубленная шахта Украины «Шахтерская-Глубокая» (1,5 км), расположенная в городе Шахтерск Донецкой области.

Внутри самого длинного жд туннеля в мире

Работы по сооружению первого практически ровного тоннеля под Альпами стартовали в 1999 году, а завершились в 2016 году. Тоннель электрифицирован переменным током с напряжением 15 кВ. Поезда по нему могут передвигаться со скоростью до 250 км / ч. Максимальный уклон не превышает 6,76 ‰. Это позволило сократить время движения скоростных пассажирских поездов Цюрих — Милан и увеличить пропускную способность грузовых составов по транспортному коридору Роттердам — Базель — Генуя.

Тоннель Готтард на карте

Тоннель заменил извилистый горный маршрут через массив Готтард, открытый еще в 1882 году. Нынешний путь на скоростном поезде занимает около 20 минут. Внутри сооружения предусмотрена мощная вентиляция. Без нее температура из-за глубины достигала бы +46 ° C.

На поверхность в ходе строительных работ были вывезены более 31 млн т породы. Несмотря на все меры предосторожности не обошлось без жертв — погибли 8 рабочих.

Укрытие от шторма

На втором месте — самый длинный в мире тоннель с подводным сегментом — Сэйкан. Он соединяет два японских острова — Хонсю и Хоккайдо — и служит для проезда сверхскоростных поездов Синкансэн. Общая длина сооружения не намного уступает Готтардскому тоннелю — 53,85 км. Подводная часть составляет 23,3 км. Тоннель опускается на глубину около 240 м (на 100 м ниже, чем дно моря).

Сверхскоростной поезд Синсансен преодолевает морской пролив через туннель Сэйкан

Толчком к постройке такого масштабного объекта стала морская катастрофа, которая произошла в 1954 году. Во время тайфуна в проливе Сангар затонули сразу 5 паромов с 1,5 тыс. пассажирами на борту. Тоннель проектировался 9 лет, а строился 24 года — с 1964 по 1988-й. Обошелся он в сумму, эквивалентную 3,6 млрд долларов.

Сейкан на карте

Между Евросоюзом и Великобританией

И, наконец, самым длинным подводным сегментом может похвастаться Евротоннель, расположенный под проливом Ла-Манш. Он соединяет Францию и Великобританию. Длина — около 51 км, из которых 39 км проходят под морским дном.

Евротоннель - крупнейшее подводное сооружение

Строительство началось в 1987 году, а открытие объекта состоялось в 1994 году. Таким образом, проект был завершен всего за 7 лет силами 13 тыс. рабочих и инженеров.

Геологический разрез тоннеля между Францией и Великобританией

Благодаря ему стало возможным попасть в Лондон из Парижа всего за 2:00 15 минут. В самом тоннеле поездка длится от 20 до 35 минут.

Николай Копылов

По теме:

Узнавайте первыми самые свежие новости железнодорожной отрасли в Украине и мире на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, читайте журнал Railway Supply онлайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *