Санаксарский монастырь где находится
Перейти к содержимому

Санаксарский монастырь где находится

  • автор:

Санаксарский Богородицкий монастырь – родники, святыни, история появления, чудеса святых мест

4,89 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды 5 звезд

Санаксарский Богородицкий монастырь — красивый православный комплекс, находящийся на изгибе реки Мокша, недалеко от города Темникова республики Мордовии. О происхождении названия нет точной информации. «Синаксарь» на Руси переводилось, как краткое житие святых. Но вероятно обитель называется и в честь озера, расположенного неподалеку. В любом случае это место является уникальным, история, архитектура не имеет аналогов.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует экскурсии по монастырям

Большинство предпочитает добираться на поезде. Он идет до самого города Темникова. Затем потребуется пересесть на автобус. Также из Москвы курсируют прямые автобусные рейсы. Расписание автобусов и электричек необходимо уточнять заранее. Движение осуществляется по автомобильной трассе М-5. По дороге вы увидите указатели. Они помогут не сбиться с пути. При желании можно заказать паломнический тур.

История строительства

Имеется информация о том, что история места тесно связана с фамилией Ушаковых. В 18 веке в обитель пришел преподобный Федор со своими учениками. Это был дядя знаменитого адмирала. Федор Федорович Ушаков являлся примером для флотской доблести. В честь героя была названа советская флотская награда (ордер) времен Великой Отечественной Войны. Это была великая личность. Его знают многие поколения.

Уникальную обитель основали еще в 17 веке. Это был период царствования Алексея Михайловича. На его земли по приглашению прибыл старец Феодосий. Он славился высокой духовной жизнью. Священнослужитель был восхищен красотой и величием здешних окрестностей. Поэтому, он пришел к выводу, что здесь нужно остаться навсегда. В 1659 году на земле воздвигли часовню. Иноки стали осваиваться на новой территории. Вскоре святейшему патриарху пришло письмо с просьбой о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской». Основателем обители стал Феодосий. Для процветания обители он приложил немало стараний. Усердия священнослужителя были оценены по достоинству.

В дальнейшем к строительному процессу были подключены Зосима, Трифон и Дорофей. Из-за ветхости решили разобрать старую Владимирскую церковь. На месте возвели новую обитель. Она тоже являлась деревянной. Вскоре при монастыре появился строительФилагрий.

В 1752 году последовал указ Суздальской духовной консистории. Согласно нему, в качестве нового строителя пустыри выступал Порфирий. Но зодчий не смог продержаться и года. Затем обитель перешла под управление и усмотрение Саровской пустыни.

В 1759 году здешние земли посещает монах Федор Ушаков. Благодаря его стараниям, при монастыре появился первый храм, возведенный из камня. Враги монаха сделали так, чтобы его в 1774 году сослали в Соловецкий монастырь. Однако, начало все же было уже положено. Комплекс стал активно развиваться. В 1776 году осветили теплую соборную церковь. Немного позднее возвели каменную колокольню, построили въездные ворота. На угловых зонах стен построили башни – северную и южную. Реализация объектов осуществлялась по задумке иеродиакона Филарета. Контроль над работой осуществлял Вениамин. В 1777 году начался этап строительства трапезного корпуса. Через два года объект был готов к эксплуатации.

Главная церковь Рождества Богородицы была освещена в 1780 году. Она также реализовывалась по проекту живописца иеродиакона Филарета. Затем на территории появился братский корпус, еще один двухэтажный корпус, мастерские портных и сапожников. Конец 18 века – это период грандиозного строительства. К тому моменту послушников насчитывалось около 100 человек. Начали работать больница, аптека, гостиница.

1810 год – это дата освещения храма при кладбище в честь Воскресения Христова. Также в этот год недалеко от святыни поселился адмирал Ушаков. Вождь флота много времени проводил в стенах монастыря. А во время Великого поста он переезжал в обитель и здесь жил. Ушаков верил в Бога и являлся благотворителем монастыря.

Чем знаменит монастырь?

Через несколько лет монашеская жизнь подверглась закрытию. Такая участь настигла многих православных святынь. Новая жизнь монастырского комплекса началась в 1991 году. Святыня начала постепенно восстанавливаться, приобретая потерянную красоту и величественность. Строение у Мокши находилось в живописной местности. С севера и запада находятся сосновые боры, рощи, озера, пойменные луга. А неподалеку проходит тропа к источнику преподобного Федора. Храмовый комплекс славится мощами воина Ушакова, исповедника Александра, Феодора.

Архитектурный ансамбль поражает своей оригинальностью. Интересно, что все объекты были возведены в максимально сжатые сроки. Они воплощают в себе один единственный стиль — барокко. Других направлений вы не обнаружите. Вычурный барочный стиль при этом эффектно дополняет окружающие пейзажи. Он динамичен и создает картину энергичного стремления человека к высокому, духовному и прекрасному. Любоваться на пейзаж реки Мокша хочется бесконечно долго. Церковь прославляет труды великого адмирала. Подвиг воина до сих пор живет в сердцах верующих людей. Память о нем воспевается в храмах, и всегда будет вспоминаться народом.

Монастырь сегодня

Сегодня в обители открыты для посещения несколько храмов. В их числе находятся собор Рождества пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы, церковь Воскресения Христова и другие. Почитаемыми иконами являются — образы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра и Феодора, Пресвятой Богородицы.

Многие туристы приезжают сюда для того чтобы посетить источник. Самый главный ключ находится в лесной зоне. Он находится прямо возле дороги. Тропинка от него тянется в обитель. Из родника можно набрать святой воды. Она является прохладной. Также вы можете воспользоваться купелями для омовений. Спуск в них является достаточно удобным, так как они оснащены поручнями. Даже немощные и пожилые люди смогут окунуться в резервуар.

Церковная лавка работает каждый день. Ассортимент отличается широким разнообразием выбора. Есть свечи, крестики, лампады, различные сувениры и многое другое. Предметы православной тематики пользуются повышенным спросом.

Санаксарские чудеса

Со дня своего появления монастырь характеризовался строгой системой управления. Святыня была известна во всей Руси. Сюда приезжали монахи из самых различных краев. Всем известный игумен иеромонах Феодор являлся примером для подражания. Сегодня старых традиций до сих пор придерживаются. Пожалуй, самой главной святыней выступают две могилы у церкви Рождества Христова. Здесь похоронены Ушаковы — игумен монастыря и его племянник.

Адмирал Ушаков отличался благочестием и был сильно похож на своего дядю. Его корабль всегда славился монастырским порядком. Судна нередко назывались в честь святых или праздников. Сам адмирал верил в Бога. Его любили моряки, так как никогда не бросал их в трудную минуту. Удивительно, но за все годы военной карьеры у адмирала не было, ни одного поражения.

Но это не самое удивительное. В 1949 году осуществлялось вскрытие могил старца и адмирала. Одеяние, костиадмирала оказались нетленными. Священнослужители говорят, что так Бог отметил немалые заслуги данных личностей перед Родиной. Мощи иеромонаха Феодора Ушакова оставались нетленными, что свидетельствует о большой святости.

Кроме того, у могил Ушаковых нередко случались чудесные исцеления. Болеющие люди, прикладываясь, избавлялись от различных заболеваний. Паломники рассказывали, что к этому месту их приводила самаЦарица Небесная. Многие приезжают сюда для того чтобы попросить об исцелении близких людей, молитвы на здешних землях имеют большую силу.

Интересно, что чудеса не прекращают происходить и сегодня. В 1991 году первые насельники были поражены необычным явлением. Они увидели, как из храма шел на встречу седой монах. Старец направлялся в сторону Темникова. Он дошел до стены и потом исчез. О поразительном явлении они рассказали людям.

Изображения иеромонаха Феодора прекрасно сохранились до нашего времени. Очевидцы утверждают, что старец с седыми волосами встречал насельников на пороге обители, которую снова восстановили. Иеромонах являлся заступником и молитвенником монастыря.

За дивным чудом наблюдали на протяжении трех лет. Произошло обновление старинной иконы Богоматери Феодоровской. Сегодня она установлена на алтаре храма. Также знаменит образ богоматери Казанской. Прикладываясь к ней, многие люди получают оздоровление. Феодором в прошлом был лично выкопан родник. Вокруг него также постоянно случатся чудеса. Все, приходящие с верой, находят исцеление.

Монастырь является местом паломничества верующих из различных российских городов. Кроме того, бывает немало гостей из Казахстана, Молдавии, Белоруссии, Украины. Сегодня в обители проживают еще два старца — схиигумен Иероним и схиархимандрит Питирим. Они оказывают помощь всем тем, кто страдает от серьезных заболеваний. Их духовные советы многих наставляют на путь истинный. Сюда приезжают за благословением, ответами на многие жизненны вопросы.

На здешних землях чувствуется большая благодать. Обратите внимание на тот факт, что святыня расположилась от Дивеева. Здесь находится Четвертый предел Божие матери. Побережье реки Мокша отличаются живописностью. Здесь уютно в любое время года. Душа многих верующих тянется на здешние земли.

Благодать здешних мест постоянно подтверждается различными случаями. Как-то раз, одна из паломниц, которую звали Лидия, уснула под самое утро. Ей привиделось необычное явление. Санаксарский монастырь, как бы парил в воздухе. Он был при этом окружен желтым ореолом, который сиял. В верхней точке он имел соединение с с небесной Церковью ослепительного свечения. Внизу можно было увидеть большое скопление людей, которое протягивала к монастырю свои руки.

Второй случай знаменателен тем, что благодать святыни показывается самим Богом. Одна из паломниц, Софья Мурадова, сделала фотографию монастыря во время вечернего богослужения. Но на фото были отражены только облака. После проявления пленки, на снимке удалось рассмотреть огненный крест, излучающий божественный свет. На утро монахи над монастырем смогли рассмотреть такой же крест. С левой и правой стороны от него был огненный столп. Такой крест явился еще один раз — в 1998 году.

Полезная информация для туристов

Местность может похвастаться достаточно благоприятными климатическими условиями. Они являются умеренно-континентальными. Погода близка к центральным российским регионам. Летом температура может достигать + 30 градусов. Зимой редко опускается отметки -10 градусов. На территории монастыря есть гостевые домики, в которых можно остановиться. Но срок пребывания в них ограничен. Он не должен превышать трех суток. О наличии свободных мест необходимо узнавать заранее. Для гостей организуется бесплатное проживание и питание.

Возле ворот находится лавка, которая реализует вкусную выпечку монастырского приготовления. При посещении обители необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего, они касаются внешнего вида. Перед вратами необходимо совершить трехместное знамение. На территории нельзя громко говорить и кричать. Необходимо следовать внутреннему распорядку. Желательно, чтобы одежда имела длинный рукав и выглядела опрятно.

История монастырского комплекса насчитывает 359 лет. На протяжении этого времени были, как взлеты, так и падения. Паломнический тур в Темниково дарит спокойствие и умиротворение. Иконы и мощи обладают исцеляющей силой. Осуществление паломничества доступно круглый год. Монастырь имеет официальный сайт.

Санаксарский монастырь

Рождество-Богородичный Санакса́рский монастырь — православный мужской монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви (Республика Мордовия, город Темников до 1918 года входил в Тамбовскую епархию) [1] [2] .

История

История возникновения

Санаксарский монастырь в Мордовии был учрежден в 1659 году во время правления монарха Алексея Михайловича. Обитель находится в прекрасной локации, на истоках реки Мокша, всего в трёх километрах от населённого пункта Темникова. Он окружён лесами и болотами с севера и запада, а на юге и востоке простираются болотистые поляны с разнообразной флорой и множеством водоёмов. От названия озера Санаксар придумано название монастыря, который находится рядом. На протяжении более трёх с половиной десятилетий истории монастырь превратился в значимый центр духовной и культурной жизни округа.

В 1659 году Лука Евсюков, постоялец города Темникова и служащий дворянин, обнаружил локацию на берегу Мокши, которая была идеальной для создания уединённого монастыря. Обладая привязанностью и преданностью к монашескому образу существования, он принял решение учредить монашество. Для оказания помощи в этом деле Лука запросил из Старо-Кадомского монастыря отца Феодосия, который принял решение остаться и учредить новое убежище. Совместными усилиями Луки Евсюкова, братьев из Старо-Кадомской обители и других присоединившихся к пустыни, игумен Феодосий сначала построил храм для проведения богослужений, а затем начали очищать лес и подготавливать место для строительства монастыря, включая необходимые жилища для монахов [2] .

Маленькое братство, собравшееся вокруг игумена Феодосия, жило просто и бедно, служа Богу. В 1669 году народ Темникова и настоятель Феодосий обратились к Высочайшему патриарху Иоасафу II с просьбой разрешить им воздвигнуть храм в Санаксарской пустыне в честь Пресвятейшей Матери Божией. Монах Феодосий пробыл в пустыни до 1681 года, после него настоятелями стали Зосима, Трифон и Дорофей. Неясно, сколько лет каждый из них управлял безлюдной местностью. В управлении Санаксарской пустошью было два архитектора культовых сооружений. Монашеский брат Петр, конструктор Владимирской Сретенской святыни, получил одобрение на возведение второй святыни, посвящённой Отсечению главы преподобного Иоанна Предтечи. Работой по возведению этого храма занимался Филагрий [1] .

История монастыря в XVIII веке

Санаксарский мужской монастырь

Тем не менее, управление храмом было трудным во всех аспектах. Святилища и монастыри были построены из леса и не впечатляли ни оформлением, ни размерами. В хранилище также ощущался крайне недостаток ресурсов. В 1776 году были посвящены две святыни в монастыре: Кафедральный храм Отсечения главы святого Иоанна Предтечи, расположенный на подземном уровне, и храм Преображения Господа.

В том же году была закончена постройкой звонницы высотой примерно двадцать шесть саженей. Вдоль обеих её сторон была возведена каменная фасадная стена, протяжённостью тридцать три сажени, высотой восемь аршин. В этой стене были построены проходные ворота, размещённые справа от входа в монастырь. На перекрёстках стены были созданы две крепости. В одной из них, на северном краю, возле реки Мокши, находится маленькая церковь, а в другой, на южном краю, расположены две маленькие комнаты. Обе башни имеют высоту 10 саженей и были построены по проекту художника иеродиакона Филарета при участии священника Вениамина.

В 1777 году стартовало возведение двухэтажного пищеблока из камня на северной стороне, вдоль реки Мокши. Строение протяжённостью 14 саженей, было окончено через пару лет. На втором этаже можно питаться и готовить пищу, а на первом этаже находятся пекарня и помещения для хранения муки и прочих товаров для хозяйства.

16 августа в 1780 году освятили главную церковь, посвящённую Рождению Пресвятой Девы Марии [3] . Строительство медицинского Владимирского храма, также согласно плану живописца диакона Филарета, производилось в 1780 году и 1781 году, а освящение состоялось 6 июня 1782 года. В 1781 году на южной стороне монастыря был построено двухэтажное здание для жизни монахов, которое протягивается на 14 саженей.

Двухэтажный келейный корпус. Санаксарский мужской монастырь

Здание было размещено параллельно и симметрично столовой, которая располагалась на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне, однако через небольшой промежуток времени, было построено ещё одно двухэтажное здание, которое простиралось на 22 сажени. На нижнем уровне данного здания находилась общая каморка-ателье для монастырских швей и сапожников. Между этими сооружениями была создана каменная ограда, на которой поставлена маленькая вышка со штырём. В подножии оградной стены находились доступные склады для сохранения дерева и прочих хозяйственных предметов.

В 1783 году и 1784 году на северной стороне монастыря было построено здание, строительство которого в точности повторяло дизайн имеющейся башни. В высших секциях здания располагались помещения для настоятеля, хранителя и общины, а в нижней части — склад, комната для вещей и кельи для нескольких общин.

В 1784 году и 1785 году была построена каменная ограда вокруг обители, которая укрепила стены зданий и окружала всю возвышенную площадь монастыря с трёх сторон. Вокруг жилых построений монастыря была возведена ограда с маленьким промежутком, состоящая из высоких сводов. Она служила не только для защиты, но также применялась для проведения религиозных паломничеств во время Святой Пасхи и иных богослужений. В эти годы были построены ещё два небольших здания для осуществления работ по изготовлению хлеба и изделий из дерева, а также подвалы, пивоварня и вышка с камерами.

Общее количество обитателей обители, включая монахов различных званий и послушников, достигало ста человек или даже больше. В Санаксарском монастыре было установлено священное правило, согласно которому все прибывающие и приходящие, независимо от их социального положения, должны быть приняты и утешены во всех отношениях. В дополнение, малоимущим путешественникам и бездомным была предоставлена поддержка. Возле госпитальных камер находилась устроенная небольшая лекарственная аптека с необходимыми препаратами для больных священнослужителей и для некоторых из местных пациентов, которые обращались за поддержкой.

В 1786 году и 1787 году возведено двухэтажное каменное здание с удобными комнатами для верующих из высокого сословия, расположенное за монастырём, в 15 саженях от священных ворот. В нижнем этаже находится столовая и рядом с ней — кухня. В 1793 году построено каменное двухэтажное здание между гостиничным зданием и конюшней, предназначенное для простых верующих [1] .

Во времена революции 1918 года

Последний игумен до революции, благочестивый проповедник Александр (Уродов), стремился восстановить жёсткие правила обители, установленные святым Феодором Санаксарским. В 1918 году, в период бунтовых революционных настроений, некоторые монашеские лица, поддерживаемые большевиками, осуществили восстание и выгнали настоятеля.

В 1920-е годы монастырь был закрыт, его жители подверглись репрессиям, а святыни были оскорблены и уничтожены. Тем не менее, в лето 1991 года монастырь начал свое оживление. Реставрация монастыря сопровождалась также реставрацией реликвий [1] [3] .

Святыни и источники

Главная святыня монастыря — могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Среди святынь также Казанский образ Пресвятой Богородицы. Целительную силу имеет святой источник отца Феодора, находящийся рядом с обителью [1] .

На территории Санаксарского монастыря расположен один из самых посещаемых родников Мордовии, освящённый в честь преподобного Феодора Санаксарского. Родник находится на дне большого оврага, к нему ведёт крытая деревянная лестница. Территория вокруг святыни прекрасно обустроена. Над источником красуется бревенчатая часовня с иконой преподобного Феодора, в стороне построены купели для мужчин и женщин, в честь преподобного Феодора (Ушакова) (1764 год — 1774 год) [4] .

Достопримечательности

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы , двухэтажная , о пяти главах, вызолоченных с крестом червонным золотом, покрыта железом, окрашенным медянкою. В верхнем этаже её один в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящённый 16 августа 1780 году Преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским. В нижнем этаже в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освящена в 1776 году настоятелем иеромонахом Иоилем.Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Фасады церкви украшены многоцветной росписью,что является редкостью для русской архитектуры Нового времени.Храм построен при Феодоре Санаксарском с 1759 года. Храм назвали в честь святой — храм Владимирской иконы Божьей Матери. Стройка остановилась, когда отправили в Соловецкий монастырь преподобного Феодора иеромонахом Иоилем (в миру Илия Фомич Тишков) [5] .

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Строительство церкви Владимирской иконы Божией Матери началось в 1780 году. По плану живописца иеродиакона Филарета. Церковь снабжена утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви. Освящена церковь была 6 июня 1782 году настоятелем иеромонахом Венедиктом по грамоте Преосвященного Иеронима [5] [6] .

Храм Преображения Господня

Преподобный Феодор был настоятелем Санаксарского монастыря до 1774 года. После его ссылки в Соловецкий монастырь, настоятелем был избран иеромонах Иоиль (в миру Илия Фомич Тишков), согласованный в должности 8 августа 1774 года [5] . По сказанию летописи монастырской, «Иоиль был муж благоговейный и человеколюбивый, во всяком благом деле благоуспешный и сладкоглаголивый, тихий, ласковый и предобрый старец». Преподобный Феодор руководил монастырём четыре года. При нём, по приказу из консистории Преосвященного Иеронима Владимирского, храм был освящён в 1776 году над святыми вратами под колокольнею — церковь во имя Преображения Господня.

Церковь Воскресения Христова

Строительство храма началось 23 мая 1805 года. А в 1810 году была освящена новая кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова. В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем .

В 1805 году настоятель иеромонах Филарет рапортом своим к Преосвященному епископу Тамбовскому Феофилу выразил, что с самого начала Санаксарского монастыря умершие братия хоронили внутри ограды, так что трудно указать место для новой могилы, а потому просил дозволить кладбище вне монастыря. Настоятель согласовал строительство храма Воскресения Христова на кладбище в память доб умерших братьев. 23 мая 1805 года начато строительство каменного храма [5] .

Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима

Схиигумен Иероним (Верендякин), который был духовником обители и у которого было много духовных чад по всей стране. Он часто совершал молебны о болящих и по его молитвам совершались чудеса исцелений от душевных и телесных недугов. Скончался он в 2001 году и похоронен на монастырском кладбище, где над его могилой впоследствии была построена часовня. Строительство часовни-усыпальницы схиигумена Иеронима началось в 2001 году. Санаксарский духовник был служащим и духовным отцом [6] .

Памятник адмиралу Фёдору Ушакову

Неподалёку от гостиничного корпуса в честь Святого праведного воина Фёдора Ушакова установлен памятник. Который поставили в честь событий 11 августа 1787 года, когда Турция объявила войну России. Турецкий флот был укомплектован семнадцатью линейными кораблями и восемью фрегатами, в русской эскадре, авангардом которой руководил капитан бригадирского ранга Феодор Ушаков, было всего два линейных корабля и десять фрегатов [5] .

Другие достопримечательности

На территории монастыря имеются иконы: икона Чудотворной Казанской Божьей Матери, икона Феодора Санаксарского, икона Александра Исповедника, икона Пресвятой Богородицы

На территории монастыря также сохранились храмы:

  • Воскресенская, кладбищенский храм за стенами монастыря
  • Преображения Господня, храм во втором ярусе колокольни
  • Рождества Богородицы, собор
  • Сретения Владимирской иконы Божией Матери, храм

Настоятели

  • Иоиль (Тишков) (8 августа1774 год — 1778 год)
  • Венедикт (Селиванов) (1778 год — 27 декабря1788 год)
  • Вениамин (Андреев) (14 февраля1789 год — 13 февраля1803 год)
  • Филарет (Былинин) (28 февраля1803 год — 1817 год)
  • Феодор (Ушаков) (1764—1774 год)
  • Нафанаил (4 апреля1817 год — 12 сентября1832 год)
  • Димитрий (12 сентября1832 год — 5 сентября1848 год)
  • Иоасаф (27 сентября1848 год — 23 сентября1857 год)
  • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября1857 год — 7 сентября1863 год)
  • Иларий (Иванов) (1863 год — июнь 1879 год)
  • Тихон (Ципляковский) (15 сентября1879 год — декабрь 1884 год)
  • Амвросий (Ворогушев) (1885 год — 1893 год)
  • Феодосий (Мясников) (1893 год — декабрь 1895 год)
  • Августин (Кривоногов) (1895 год — 1915 год)
  • Присп. Александр (Уродов) (20 июля1915 год — 1918 год) [1]

Примечания

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,5Санаксарский монастырь(неопр.) . drevo-info.ru (30.09.2020). Дата обращения: 28 октября 2023.
  2. ↑ 2,02,1Краснослободская и Темниковская епархия(неопр.) . krasnoslobodsk-eparhia.ru. Дата обращения: 27 октября 2023.
  3. ↑ 3,03,1История обители(неопр.) . Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Официальный сайт. Дата обращения: 29 октября 2023.
  4. ↑Топ -10 природных источников Мордовии(неопр.) . izvmor.ru. Дата обращения: 28 октября 2023.
  5. ↑ 5,05,15,25,35,4Санаксарский Богородицкий монастырь — православная жемчужина Мордовии(неопр.) . goodtourist.ru. Дата обращения: 29 октября 2023.
  6. ↑ 6,06,1Достопримечательности Санаксарского мужского монастыря(неопр.) . marieltour.ru. Дата обращения: 29 октября 2023.

Ссылки

  • Официальный сайт монастыря
  • Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Статьи с шаблонами-карточками без имени
  • Страницы с неизвестными параметрами шаблона Достопримечательность
  • Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
  • Все статьи
  • Монастыри
  • Религия
  • Православие

САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей — богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.

В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.

12 марта 1730 года при строителе иеросхимонахе Петре на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток.

24 февраля 1752 года, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, — он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной.

Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.

В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею — церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

Санаксарский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2008 год. Фото Юрия Булкина
Санаксарский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2008 год. Фото Юрия Булкина

16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.

В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу — с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней.

В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, — проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами — для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже — особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот.

«Словарь географический Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».

28 августа 1810 года настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, построенного в 1805-1810 годах.

С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).

Последний игумен предреволюционного периода, преподобноисповедник Александр (Уродов), старался вернуть монастырь к строгому уставу времен преподобного Феодора Санаксарского. Это восстановило против него часть братии. На гребне бунтарских революционных настроений в 1918 году часть монастырской братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт и изгнали настоятеля. Вскоре после этого в 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.

Летом 1991 года обитель начала возрождаться. В монастыре было налажено хозяйство.

Статистика

  • 2000-е — более 80 насельников [1].

Храмы

На территории монастыря сохранились:

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича недалеко от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши.

Место под будущую обитель передал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем преподобного Феодора, настоятельствовавшего в 1764—1774 годы.

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

«Словарь географический Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой общежительной жизни монашествующих, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался духовник обители старец схиигумен Иероним (Верендякин).
Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *