Сколько цыган в молдавии
Перейти к содержимому

Сколько цыган в молдавии

  • автор:

В Молдавии цыгане — самая уязвимая часть населения перед Covid-19

В Молдавии одной из самых уязвимых перед коронавирусной инфекцией этнических групп населения оказались цыгане, которые, по статистике, являются наиболее бедными. В исследовании Всемирного банка говорится, что «38% ромов (лица цыганской национальности) Молдавии живут в условиях бедности в то время как уровень бедности остального населения составляет 7%».

Правозащитница Наталья Думиника отмечает, что у этой части граждан нет денег даже на продукты первой необходимости и элементарные средства защиты от Covid-19, что, несомненно, увеличивает риск их заражения.

«Одно из правил предотвращения вируса — это ношение масок и перчаток. В последнее время цены на них выросли втрое. Соответственно, большая часть ромов не могут позволить себе эту роскошь», — говорит Думиника.

Она отметила, что примерно 90% молдавских цыган не имеют постоянной работы, многие рассчитывают на сезонные заработки в сельском хозяйстве. Для многих детей из цыганских семей детсад и школа были единственным местом, где они могли питаться. В условиях карантина они оказались лишены этой возможности. Также, не имея компьютера и телефонов с доступом в интернет, они не могут продолжать образование дистанционно. При том, что только половина детей ходит в школу, эти факторы в целом отрицательно скажутся на общей грамотности ромов.

Другой проблемой, подчеркивает Думиника, является личная гигиена. В местах компактного проживания цыган в Молдавии зачастую отсутствует вода в целом и питьевая в частности. В итоге растет число заболевших, однако точного количества инфицированных из этой среды определить сложно, так как при отсутствии медицинских полисов цыгане крайне редко обращаются за помощью в медицинские учреждения.

Наталья Думиника убеждена, что властям Молдавии необходимо уделить особое внимание поддержке ромов в период пандемии коронавируса и после нее. Иначе, по ее словам, молдавские цыгане будут еще более маргинализированы.

«Вместе с UN Women (структура ООН, занимающаяся вопросами гендерного равенства) мы проведем исследование в восьми населенных пунктах Молдавии, чтобы выявить потребности ромского населения и понять, чем мы можем помочь в сложившейся ситуации», — заключила Наталья Думиника.

Накануне в городе Сорока, где проживает наибольшая часть цыган в Молдавии, были усилены меры карантина. Город является вторым населенным пунктом в республики по количеству зарегистрированных случаев заражения. Для поддержания общественного порядка в него введены усиленные подразделения полиции и национальной армии.

На брифинге 16 апреля министр внутренних дел Павел Войку рассказал, что пришлось даже ужесточить правила передвижения, а «полиции применять силу».

«Благодаря сотрудничеству с местными властями и особенно баронам ромов некоторых людей убедили воздержаться от поездок и неоправданного нахождения на улице. Последние три дня там нет нарушений», — констатировал глава МВД Молдавии.

Зачем европейские цыгане едут в Молдавию

В Молдавию едут цыгане из Европы. Как граждане ЕС они попадают в страну без виз. Отдельные политики утверждают, что цыган используют для дестабилизации обстановки в стране. Сами цыгане говорят, что пытаются найти работу.

https://p.dw.com/p/12yG7

В последнее время в приграничных районах Молдавии наблюдается настоящий цыганский бум. Цыгане въезжают в страну с территории Румынии и «растворяются» в маленьких городках и селах. Только в румынском городе Галац ежедневно получают временные паспорта около двух десятков человек. Этот документ позволяет устроиться на работу в приграничных населенных пунктах Молдавии. Работники паспортного стола в Галаце говорят, что раньше подобного не наблюдалось.

Гостям не очень рады

Точного количества цыган, переехавших за последний месяц из Румынии в Молдавию, не может назвать никто: граждане Евросоюза имеют право на безвизовый въезд в страну вне зависимости от их этнической принадлежности. Увеличение числа представителей «синти и рома» (именно так в рамках требований политкорректности называют цыган в Западной Европе) наблюдается в ряде приграничных районов Молдавии и, конечно, в «цыганской столице» страны — городке Сороки.

По словам мэра Сорок Елены Бондаренко, цыгане нашли работу в одном из близлежащих сел: красят крыши частных домов. Правда, как отметила глава города в интервью Deutsche Welle, жители села уже жаловались и в полицию, и ей самой на то, что европейские гастарбайтеры не в меру выпивают и порой ведут себя слишком громко. Бондаренко считает, что и местные цыгане не очень рады европейским гостям, хотя вслух об этом не говорят. Приезжие занимают рабочие места и нарушают установившиеся традиции.

Политик говорит о «цыганской диверсии»

По мнению Елены Бондаренко, европейские цыгане едут в Молдавию потому, что здесь к ним относятся более лояльно, чем в других странах ЕС. А вот лидер молдавских социал-демократов Виктор Шелин считает, что речь идет о «ползучем унионизме», цель которого — увеличить число граждан Румынии в стране.

Недавно Шелин публично заявил, что «сотрудникам государственных служб, регулирующим иммиграцию цыган из Румынии в Молдавию, были даны указания не препятствовать их въезду», а также «под угрозой освобождения от должностей запрещено предпринимать какие-либо действия и разглашать информацию о массовости этой диверсии». В распространенной декларации социал-демократов говорится, что переселенных цыган будут использовать для «дестабилизации ситуации в стране», что в свою очередь нужно действующей власти, чтобы получить особые полномочия.

Официальные структуры в Молдавии пока никак не отреагировали на эти заявления. В МВД и пограничной службе давать комментарии отказываются.

Есть дискриминация по этническому признаку

Между тем председатель Национального центра ромов (НЦР) Николай Рэдицэ в интервью Deutsche Welle расценил заявление социал-демократов как ксенофобское, направленное исключительно на получение политических дивидендов от игры на чувствах граждан. «Цыгане — кочевой народ, и нет ничего из ряда вон выходящего в том, что, покинув страны Запада, они пытаются найти новый дом в Молдавии, — отметил он. — Более того, цыгане приезжают сюда в поисках работы». Многие, по словам Рэдицэ, собираются заняться литьем металлической посуды.

Председатель НРЦ говорит, что и в Молдавии представители цыганского населения нередко подвергаются дискриминации. Например, при приеме на работу первым делом интересуются их национальностью и лишь затем спрашивают, что они умеют делать. Николай Рэдицэ привел пример одного из подопечных центра, который, освободившись из заключения, обращался в поисках работы в десятки мест, и везде ему было отказано.

Учиться толерантности

Вопросы этнической толерантности обсуждали в Кишиневе 20-21 октября участники конференции, посвященной Холокосту цыганского населения. В рамках форума было объявлено, что со следующего учебного года в школах страны вводится новый предмет — история, культура и традиции цыган.

Эта информация вызвала жаркие дискуссии в интернете. Многие пользователи молдавских сайтов увязывают это с «геополитическим проектом по заселению страны цыганами».

Автор: Юлия Семенова, Кишинев
Редактор: Юлия Сеткова

Молдавия: цыганские бароны ушли, дворцы остались

На улице в городе Сороки

«Цыганский холм» в городе Сороки на севере Молдавии известен благодаря имениям богатых семей рома. Но теперь этот район опустел, а дворцы оказались заброшены.

Один из районов в городе Сороки на Севере Молдавии называют «Цыганским холмом» — благодаря необычным имениям богатых представителей общины рома. Некоторые дома построены по образу известных памятников, — например, Большого театра в Москве или Капитолия в Вашингтоне.

Это место ещё недавно ассоциировалось с богатством и кичем, но теперь многие владельцы дворцов здесь больше не живут. Представитель общины Артур Церари, называющий себя сыном цыганского барона, рассказал AFP, что богатые семьи эмигрировали — в другие страны, в частности, в Россию. Сейчас, по его словам, строить и поддерживать такие дворцы в Молдавии невозможно:

«Чтобы построить такой дом как минимум 400-500 тысяч евро уйдёт только на коробку. А ещё его отделать внутри, мебель, туда-сюда, — то есть до ключа уйдёт такой домик где за миллион-полтора (миллиона) евро. А где заработать такие деньги? На сегодняшний день попробуйте заработать хотя бы 50 евро в день — это очень тяжело в Молдавии».

Строительство дворцов на «Цыганском холме» в Сороках началось ещё в 1980-е. В интервью Франс-Пресс румынский архитектор Рудольф Граф рассказал, что это было состязание: владельцы имений хотели показать свой престиж и подчеркнуть свою успешность, заказывая всё более и более пышные проекты.

Многие такие постройки последних лет так и не были закончены из-за нехватки денег и эмиграции. В общине Рома надеются, что богатые семьи ещё вернутся в Сороки и «Цыганский холм» снова оживёт.

Сколько цыган в молдавии

Предполагается, что ромы пришли в Европу из северо-западной части Индии, после того, как туда начали проникать мусульмане. Согласно этой теории, ромы попали в Европу уже как рабы. Но такой статус они сохранили только в дунайских княжествах — Цара Ромыняскэ и Цара Молдовей.

Теория вторая

Вторую теорию предложил историк Николае Йорга. По его мнению, ромы пришли в Дунайские княжества вместе с татарами. У последних на территории Молдовы даже город был: поселение Золотой Орды располагалось в нынешнем комплексе Старый Орхей. Как отмечает Ион Думиника, у появления здесь ромов вместе с татарами нет документальных или других научных подтверждений. Однако кажется отчасти логичным: сюда татары прибывали с рабами, а рабами могли быть именно ромы.

Первое упоминание

Первое косвенное документальное подтверждение того, что ромы жили на территории нынешней Молдовы, относится к началу XV века. В дарственной от 2 августа 1414 года господарь Александру чел Бун передавал некому пан Тоадеру Питику «за верную службу» три села. Одно из них — у реки Жерэвэц, где жили «князья Лие и Цыгэнешть».

Дарственная Александру чел Буна от 8 июля 1428 года стала уже прямым документальным подтверждением того, что ромы жили на этой земле. Причем как рабы. В ней он передавал монастырю Бистрица 31 «челядь цыган» (то есть 31 семью).

Все ромы — одинаковые?

Автор иллюстрации: Charles Upson Clark

Вопреки стереотипам, ромы — далеко не монолитная общность. В состав этноса входит множество подгрупп, которые отличаются языком и традициями. Как утверждает Ион Думиника, «ни в одной стране мира нет столько разных этнических групп ромов, как в Молдове».

На территории Молдовы издавна жили и кочевые, и оседлые ромы, практиковавшие самые разные ремесла, и активно участвовавшие в жизни края. Выделяют, по крайней мере, десять подгрупп, которые жили и продолжают жить на территории Молдовы.

CIOCĂNARI

— чокэнары (от рум. «молоток»)

Кочевые ромы-кузнецы. Останавливались у сел вблизи рек, лесов и лугов, на которых можно было пасти коней. Как только они появлялись и звучали первые удары молотка, к ним приходили сельчане: поточить топоры, ножи и тяпки, что-то починить или изготовить.

В советское время после приказа о запрете бродяжничества осели преимущественно в городах.

Сегодня их потомки живут в основном на севере Молдовы — в Сороках, Атаках, Рышканах, Единцах.

— лэутары (от названия музыкального инструмента «лэута»)

Ромы-музыканты, жившие в основном при дворах. Считались самой интеллектуальной группой ромов: они должны были не только уметь играть на инструментах, но и поддерживать разговор. Играли и на крестьянских, и на боярских праздниках.

Классический ромский оркестр — тараф — состоял из скрипок, тобы, цымбала и флуера.

Сегодня у них нет определенного места компактного проживания.

— лингурары (от рум. «ложка»)

Эти ромы-ремесленники в основном были оседлыми и жили при монастырях. Они занимались деревообработкой и изготавливали разную домашнюю утварь, включая ложки, от которых и получили свое название.

Сегодня они до сих пор живут вблизи лесов — в селах Парканы и Скиноаса Каларашского района.

— дворовые ромы (от рум. «двор»)

Оседлые ромы, жившие при боярских дворах. Делали все по хозяйству. Мужчины были извозчиками и сапожниками, женщины занимались готовкой, стиркой и уборкой в домах.

— чорь (от рум. «воры»)

Кочевые ромы, в основном промышлявшие кражей коней. Они или оставляли животных себе и ухаживали за ними, или перепродавали. Воровать лошадей считалось особым навыком, который не всякий мог освоить.

Сегодня потомки этой подгруппы ромов живут в Бельцах и Кишиневе.

— решетники (от рум. «решето» )

Оседлые ромы, занимавшиеся изготовлением сит — от домашних до промышленных.

Сегодня в основном живут в Дрокиевском районе, занимаются земледелием.

— медвежатники, урсары (от рум. «медведь»)

Кочевые ромы, приручавшие медведей. С животными они ходили по деревням и господским дворам, и развлекали народ. Позже, уже в начале XX века, им начали запрещать представления: жаловались в румынскую жандармерию, что они «издеваются» над животными.

Впоследствии женщины начали обрабатывать землю, а мужчины, среди прочего, делали специальные расчески для вычесывания вшей. Их делали из рогов домашнего скота.

Компактно жили рядом с селом Шмидта (сейчас называется Буда) в Каларашском районе. Сегодня урсары живут в Вулканештах Ниспоренского района, Урсарь Каларашского района, Суручень Яловенского района и в Оргееве.

— кэтунары (от рум. «шалаш», «шатер»)

Кочевые ромы, которые отождествляли себя, прежде всего, именно с шатрами. Табор, как правило, состоял из пяти-шести шатров/семей.

Особенность кэтунаров: по их традиции, основной заработок приносят в семью женщины, а у мужчин нет стабильного источника дохода и занятия.

Сегодня живут в основном в Хынчештах.

— брыздяне (от рум. «борозда»)

Эта подгруппа ромов раньше принадлежала к числу кочевых и не имела четких занятий. В межвоенное время в XX веке осела, получив землю. После этого стали землепашцами и занялись сельским хозяйством.

Сегодня живут в селе Кания Кантемировского района.

— лэеши (от рум. «шумная толпа»)

Кочевые ромы. Определенного занятия у них не было: иногда они воровали, иногда пели, иногда занимались кузнечным ремеслом. Основной доход в дом приносили женщины, зарабатывавшие гаданиями. Особого значения прибыли не придавали, поэтому их опасались: с ними было тяжело договориться.

Сегодня ведут оседлый образ жизни и живут в селах Минджир и Карпинены Хынчештского района.

— медвежатники, урсары (от рум. «медведь»)

Кочевые ромы, приручавшие медведей. С животными они ходили по деревням и господским дворам, и развлекали народ. Позже, уже в начале XX века, им начали запрещать представления: жаловались в румынскую жандармерию, что они «издеваются» над животными.

Впоследствии женщины начали обрабатывать землю, а мужчины, среди прочего, делали специальные расчески для вычесывания вшей. Их делали из рогов домашнего скота.

Компактно жили рядом с селом Шмидта (сейчас называется Буда) в Каларашском районе. Сегодня урсары живут в Вулканештах Ниспоренского района, Урсарь Каларашского района, Суручень Яловенского района и в Оргееве.

— кэтунары (от рум. «шалаш», «шатер»)

Кочевые ромы, которые отождествляли себя, прежде всего, именно с шатрами. Табор, как правило, состоял из пяти-шести шатров/семей.

Особенность кэтунаров: по их традиции, основной заработок приносят в семью женщины, а у мужчин нет стабильного источника дохода и занятия.

Сегодня живут в основном в Хынчештах.

— брыздяне (от рум. «борозда»)

Эта подгруппа ромов раньше принадлежала к числу кочевых и не имела четких занятий. В межвоенное время в XX веке осела, получив землю. После этого стали землепашцами и занялись сельским хозяйством.

Сегодня живут в селе Кания Кантемировского района.

— лэеши (от рум. «шумная толпа»)

Кочевые ромы. Определенного занятия у них не было: иногда они воровали, иногда пели, иногда занимались кузнечным ремеслом. Основной доход в дом приносили женщины, зарабатывавшие гаданиями. Особого значения прибыли не придавали, поэтому их опасались: с ними было тяжело договориться.

Сегодня ведут оседлый образ жизни и живут в селах Минджир и Карпинены Хынчештского района.

Исторические этапы жизни ромов
на территории Молдовы

Нач. 1400-х годов — 1812 год
Рабство в Цара Молдовей
1812 — 1918 год
Крепостничество и освобождение в Бессарабии
1918 — 1941 год
«Вразумление» и интеграция в Великую Румынию
1942 — 1943 год
Холокост в Великой Румынии
1945 — 1991 год
Переход к оседлости и интеграция в СССР
1991 год — наст. время
Дискриминация и интеграция в Республике Молдова
Исторические этапы жизни ромов на территории Молдовы
Нач. 1400-х годов — 1812 год
Рабство в Цара Молдовей
1812 — 1918 год
Крепостничество и освобождение в Бессарабии
1918 — 1941 год
«Вразумление» и интеграция в Великую Румынию
1942 — 1943 год
Холокост в Великой Румынии
1945 — 1991 год
Переход к оседлости и интеграция в СССР
1991 год — наст. время
Дискриминация и интеграция в Республике Молдова
Рабство
в Молдавском княжестве

Эксперты Совета Европы считают, что положение ромов в то время сравнимо с рабством темнокожих в Америке.

В Молдавском княжестве (Цара Молдовей), в которое к XV веку входила территория нынешней Молдовы, ромы были рабами точно так же, как и в соседних дунайских княжествах. Эксперты Совета Европы считают, что положение ромов в то время сравнимо с рабством темнокожих в Америке.

Большинство румынских историков: Николай Йорга, Михай Колгыничану и другие — были уверены, что рабство как институт досталось румынским княжествам «по наследству» от татар. Они считали, что сначала ромы были рабами у них, и достались дунайским княжествам уже в таком качестве. Косвенным доказательством этой теории служат и местные легенды, и то, что в некоторых странах: Дании, Швеции, Финляндии — ромов до сих пор называют «татарами». Хотя сохранились свидетельства того, что и сами татары до ромов были рабами на территории дунайских княжеств. То есть институт рабства был не нов для этих земель.

Известно, что в начале XIV века весь Балканский полуостров стал полем сражений. Ромы были вынуждены мигрировать оттуда в Румынское княжество. Оттуда, уже будучи военной добычей, они попали в Молдавское княжество: их дарили или покупали. Встречались при этом и случаи добровольной миграции.

Пребывание ромов на этой территории и их куплю-продажу подтверждают материалы хроник.

В марте, 7 числа 6979 [1471] года, в четверг, попал воевода Штефан в Мунтению, и в этот же день у него была большая битва с воеводой Раду, в поле. [. ] Там он убил множество врагов и взял с собой 17 тыс. цыган в рабство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *