Спас купалище монастырь официальный сайт
Перейти к содержимому

Спас купалище монастырь официальный сайт

  • автор:

Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище

Построение церкви в урочище Спас-Купалище связано с историческим событием произошедшим с царем Иоанном Грозным который во время своего Казанского похода, плывя по реке, едва здесь не утонул. Вскоре по царскому повелению выстроили деревянный сруб храма в честь Преображения Господня и отслужили литургию с благодарственным молебном. Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский.

К юго-востоку от алтаря Спаса-Преображенского храма находятся фамильные захоронения его ктиторов и прихожан- семьи Николая Ильича Грузинского(внука последнего царя Грузии Георгия XII) проживавших в соседнем селе Михайловское (Шорыгино -Грузинское). В 1869-1881гг. на их средства в с. Спаса — Купалище был выстроен новый каменный храм, а в 1885-1888гг.- колокольня. Храм на погосте в Спас — Купалище действовал и послереволюционные годы, закрыт был уже в начале 1950-х гг. Был разграблен, и постепенно разрушался. Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский, и псаломщик Петр Михайлов в1930-е годы были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову.

1 ноября 2001 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) благословил открыть подворье Свято — Боголюбского монастыря в урочище Спас – Купалище Судогодского района. А 4 ноября 2001 года, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в село Спас-Купалище выехали насельницы Боголюбского монастыря: монахиня Соломония (Лукович), которая была назначена старшей подворья, и с ней еще четыре сестры.

Все строительные и реставрационные работы проводились под руководством архимандрита Петра Кучера, настоятеля храмов и духовника Свято – Боголюбского женского монастыря. 5 мая 2002 г. в ночь на Светлое Христово Воскресение, в Троицком приделе храма была совершена первая Божественная литургия.

За последние годы силами Свято – Боголюбского монастыря Преображенский храм полностью восстановлен, для него сестрами обители написан иконостас. Также на подворье были выстроены новые корпуса, хозяйственные помещения, заведено подсобное хозяйство, проложены километры асфальтовых дорог по вековому бездорожью облагорожено старинное кладбище. На целебном источнике мученика Вонифатия, недалеко от подворья в лесу, выстроена часовня с купелью.

6 апреля 2013 года на настоятельницу подворья монахиню Соломонию был возложен наперсный крест, и подворье получило статус Архиерейского. В 2016 г настоятельницей подворья храма Преображения Господня была назначена монахиня Руфина (Солоницкая).

20 ноября 2021 года Священный Синод принял решение открыть Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище Судогодского района Владимирской области и назначить на должность игумении этого монастыря игумению Антонию (Шаховцеву).

В храме совершаются богослужения, читается Неусыпаемая псалтирь.

Спасо-Преображенский монастырь в Спас-Купалище

Спасо-Преображенский женский монастырь разместился в удивительно красивом месте Судогодского района – Спас-Купалище, где сливаются реки Клязьма и Судогда, соединяются пойменные луга и лесные чащи. С древних времен людей привлекала необычность и великолепие здешней природы. О поселениях в этих местах говорят найденные археологами многочисленные курганы-захоронения, предположительно XI-XIII вв.

По преданию, здесь любил охотиться владимирский князь Андрей Боголюбский. В память о своем отце Юрии Долгоруком, умершем в 1157 г., князь Андрей построил ряд церквей и обителей вниз от Боголюбова по течению реки Клязьмы, на ее правом берегу. Считается, что первая церковь, во имя Спаса, как раз и была возведена в Купалищах.

С поселением в Спас-Купалище и его храмом связано немало легенд, объясняющих, кроме прочего, само название места. Например, якобы здесь останавливался на пути в Москву после взятия Казани царь Иван IV Грозный. Во время купания он начал тонуть, и был чудесным образом спасен, в честь чего выстроил здесь деревянный храм Преображения Господня.

Первые письменные сведения о погосте на этом месте и храме при нем относятся к 1628 г. О строительстве нового деревянного храма на Купалищском погосте говорится в писцовых книгах 1663 г. Церковь Преображения Господня была перестроена в 1763 г. Это был одноглавый храм с крытой галереей вокруг. Он без изменений просуществовал более ста лет, но в 1869 г. был разобран.

Каменную церковь на месте деревянной начали строить в 1869 г., и лишь в 1881 г. новый Преображенский храм был освящен. Объемный пятиглавый храм с трапезной был выполнен в неорусском стиле и обильно декорирован кокошниками, в духе русского узорочья. К 1888 г. была перестроена и каменная колокольня. К началу XX в. численность прихожан храма доходила до 4500 человек.

В советские годы Преображенская церковь в Спас-Купалище испытала и репрессии против священников, и закрытие после Великой Отечественной войны, хотя до этого продолжала действовать. Она стояла долгое время заброшенной, разрушаясь и ветшая. Местные жители, которые все же приходили помолиться или просто постоять в безжизненном храме, рассказывали, что слышали тихое пение под опустевшими сводами. Вместе с храмом постепенно затихала жизнь и в селе Спас-Купалище, в котором к концу XX в. почти не осталось постоянных жителей.

Второе рождение Спасо-Преображенский храм, а вместе с ним и село, получил в 2001 г., когда при нем был создан скит Боголюбского монастыря, направившего сюда первых насельниц для восстановления святыни. В течение нескольких лет здесь был создан целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками. Недалеко от монастыря обустроен источник с надкладезной часовней святого Вонифатия Милостивого и пристроенной купелью. Считается, что чудотворная вода источника помогает избавиться от греховных страстей – пьянства и распутства. Почти за десять лет был восстановлен Спасо-Преображенский храм, в котором возобновлены богослужения.

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу – Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалище.

Спас-Купалище. Подворье Боголюбского женского монастыря.

Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах

Спас-Купалище. Подворье Боголюбского женского монастыря

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания: Между 1881 и 2005.
Ссылки:
Адрес: Владимирская область, Судогодский район, с. Спас-Купалище
Координаты: 56.14787, 40.82018
Проезд: три варианта проезда: от южной объездной трассы г.Владимира 1) через Даниловку, 2) через Мичурино и 3) с федеральной трассы М7 от д. Пенкино на юг. Несколько менее изнурительный заезд от Даниловки. Ориентиры при движении от Москвы километровый столб «42», при движении к Москве, соответственно «12». Свернуть на грунтовый проселок к березовой роще, далее вглубь 4км полями и лесом к Спас-Купалищам.

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Вид с северо-запада
Олег Щёлоков
14 июня 2020

Подворье Боголюбского женского монастыря, , Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область

Геннадий.
12 июня 2017

Подворье Боголюбского женского монастыря, , Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область

Алексей Трифонов
30 июля 2012

Подворье Боголюбского женского монастыря, , Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область

Геннадий.
29 июля 2012

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Главные ворота, на заднем плане корпус монастырских келий. Надпись на воротах: ПРIИДИТЕ КО МНЕ ВСЕ ТРУЖДАЮЩIИСЯ — И ОБРЕМЕНЕННIИ И АЗЪ УПОКОЮ ВЫ (МАТФН20)
Олег Щёлоков
1 июля 2007

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
За пару секунд до дождя.
Santino
5 июня 2015

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Спасо-Преображенская церковь 1881г.
Олег Щёлоков
1 июля 2007

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Юго-западная башня ограды (наклонена)
Олег Щёлоков
14 июня 2020

Подворье Боголюбского женского монастыря, , Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область

Алексей Трифонов
30 июля 2012

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Восточное прясло ограды
Олег Щёлоков
1 июля 2007

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Южные ворота ограды
Олег Щёлоков
1 июля 2007

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
святой источник с надкладезной часовней св. Вонфиатия и пристроенной купелью
Олег Щёлоков
1 июля 2007

, Спас-Купалище, Судогодский район, Владимирская область’>
Панорама окрестностей на расстоянии 6км
Олег Щёлоков
17 июля 2005

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Бойко Наталья

Бойко Наталья 21 августа 2014

Спас-Купалище расположено возле впадения реки Судогды в реку Клязьму (Судогодский район). Тут проходил путь из Владимира в Муром. По преданию там тонул во время купания царь Иоанн Грозный, возвращавшийся после взятия Казани в Москву. Он был чудесным образом спасен, и выстроил по обету деревянный храм в честь Преображения Господня. Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего И. Христа на погосте на Купалищах. Храм закрыли после Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг.

Датой второго рождения Преображенского храма принято считать 4 ноября 2001 года — день прибытия первых насельниц — монахини Соломонии (Лукович) и с ней еще нескольких сестер, которые и принялись за восстановление святыни. В июне 2002 года Владыка Евлогий дал благословение на создание здесь подворья Свято-Боголюбского женского монастыря. В июне 2002 года силами и средствами Свято Боголюбского монастыря, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный святой источник с надкладезной часовней святого Вонифатия (Святой Вонифатий помогает избавиться от греховных страстей — пьянства и распутства) и пристроенной купелью (2006 — 2007 гг.). Закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу — Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии.

Алексей Кротов

Алексей Кротов 3 октября 2023

Погост Спас-Купалище расположен при впадении реки Судогды в Клязьму и находится в 22 км к северу от Судогды и в 27 км от Владимира. Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Но о построении храма в этих местах, летописи умалчивают. Есть сведения, что первая деревянная церковь на погосте, по преданию, появилась лишь во времена царя Иоанна Грозного (1560-е годы), когда грозный правитель возвращался с дружиной из третьего казанского похода, плывя на стругах по тогда ещё полноводной реке Клязьме. Как говорит предание, царь на месте своего отдыха и купания в реке Клязьме отдал распоряжение заложить деревянную церковь, в столь красивом месте. Во время купания он начал тонуть, и был чудесным образом спасён, в честь чего и был выстроен деревянный храм.

Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: «церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа на погосте на Купалищах». В 1663 году на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1711 году была построена ещё одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Храм Преображения Господня был перестроен в конце ХVIII века и без изменений просуществовал до 1869 года, до того года, когда его разобрали. В мастерской И. Голышева в Мстёре была изготовлена литография этого последнего деревянного храма. Храм имел одну главу и крытую галерею. В 1800 году было начато строительство тёплого каменного храма, который и был освящён в 1805 году. В 1836 году храм был расширен, а в 1852 году был разобран и построен вновь в более обширном виде. В 1869 году вместе с тёплой трапезной была начата постройка холодного каменного храма. До 1881 года продолжались работы по возведению святыни и внутренней отделки сооружения. После всех работ церковь Спаса Преображения была освящена. В 1885-1888 годах была построена каменная колокольня.

Это был обширный двусветный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной и трёхъярусной колокольней под каркасным шатром. Храм был выстроен в неорусском стиле. В церкви было пять престолов: в холодном основном объёме — в честь Преображения Господня, во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. В тёплой трапезной — во имя святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Из предметов древности в церкви было напрестольное Евангелие печати 1628 года и служебник издания 1668 года. В конце ХIХ века приход состоял из: погоста Спас-Купалищи, сельца Михайловское, деревень: Кисельницы, Трофимовка. Краснораменье, Мичурино, Маслово, Богданцево, Трухачево, Глебово, Исаково, Даниловка, Нагорная, Мызино и Дорофеево (деревня Дорофеево до 1812 года принадлежала Петру Алексеевичу Хоненеву, которую он продал подпоручику Александру Ивановичу Татаринову). Во всех этих поселениях проживало 1773 человек мужского и 2045 женского пола. В д. Даниловке и д. Смыково, по рассказам старожил, были часовни.

К юго-востоку от алтаря Спаса-Преображенского храма находятся фамильные захоронения его ктиторов и прихожан — семьи Николая Ильича Грузинского(внука последнего царя Грузии Георгия XII) проживавших в соседнем селе Михайловское (Шорыгино-Грузинское). К нач. ХХ века численность прихожан в приходе доходила до 4500 человек. Храм на погосте в Спас-Купалище действовал и в послереволюционные годы, а закрыт был в 1946 году. Святыня была разграблена местными богоборцами, осквернёна, брошена на произвол судьбы, в результате чего стала постепенно разрушатся. Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский, и псаломщик Петр Михайлов в 1937 году были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову.

Местные жители из окрестных деревень часто приходили помолиться или просто постоять в заброшенном храме. Некоторые люди рассказывали, что слышали тихое пение под опустевшими давно церковными сводами. Вместе с храмом постепенно затихла и жизнь в селе Спас-Купалище, в котором к концу ХХ века почти не осталось постоянных жителей. Кладбище, находившееся рядом с заброшенной церковью, использовалось по назначению. В советские времена недалеко от заброшенного в то время храма располагался пионерлагерь «Солнечная поляна». Мальчишки и девчонки с риском для жизни исследовали колокольню и подвалы, подземный ход, уходящий от храма к ограде кладбища. После отбоя вожатые пугали ребят страшной историей о девочке-утопленнице Синегубке, чей плач был слышен по ночам из разрушенной церкви.

1 ноября 2001 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) благословил открыть подворье Свято-Боголюбского монастыря, что в селе Боголюбово Суздальского района в урочище Спас–Купалище Судогодского района. А 4 ноября 2001 года, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в Спас-Купалище выехали насельницы Боголюбского монастыря: монахиня Соломония (Лукович), которая была назначена старшей подворья, и с ней еще четыре сестры. Все строительные и реставрационные работы проводились под руководством архимандрита Петра Кучера, настоятеля храмов и духовника Свято–Боголюбского женского монастыря.

5 мая 2002 г. в ночь на Светлое Христово Воскресение, в Троицком приделе храма была совершена первая Божественная литургия. За последние годы силами Свято–Боголюбского монастыря Преображенский храм полностью восстановлен, для него сестрами обители написан иконостас. Также на подворье были выстроены новые корпуса, хозяйственные помещения, заведено подсобное хозяйство, проложена дорога по бездорожью от окружной трассы г. Владимира к святой обители, а также облагорожено старинное кладбище. На целебном источнике мученика Вонифатия, недалеко от подворья, в лесу, выстроена часовня с купелью. 6 апреля 2013 года на настоятельницу подворья монахиню Соломонию был возложен наперсный крест, и подворье получило статус Архиерейского. В 2016 г настоятельницей подворья храма Преображения Господня была назначена монахиня Руфина (Солоницкая).

20 ноября 2021 года Священный Синод принял решение открыть Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище Судогодского района Владимирской области и назначить на должность игумении этого монастыря игумению Антонию (Шаховцеву). В храме совершаются богослужения, читается Неусыпаемая псалтирь.

Из книги: Белицина Н. В., Морохин Г. Н. Судогодское благочиние. История приходов и храмов. — Владимир: «Транзит-ИКС», 2015

Спас купалище монастырь официальный сайт

Свято-Боголюбский женский монастырь

Свято-Боголюбский монастырь, один из древнейших на Руси, основан блг.вл.кн. Андреем Боголюбским в 1155-57 гг. на месте чудесного явления ему Божией Матери. В память о видении князь повелел написать образ Богоматери так, как Она ему явилась — в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное — спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый и ныне накануне 1 июля — дня празднования Боголюбской иконы.

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело.

Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I, Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св. блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В ХIХ веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855-1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых бoльших храмов в Центральной России — вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Для отопления Собора в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. ХХ в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

С 1863 года по 1876 год в Свято-Боголюбском монастыре проживал на покое Иустин, епископ Владимирский и Суздальский. В 1865 году Преосвященный устроил при своих комнатах домовую церковь и освятил ее в честь своего Ангела, св. мученика Иустина. Живя на покое, он еще с большим усердием предался любимому занятию и, в продолжение 13 лет его жительства в Боголюбове монастыре, совершенно дикая местность вокруг его дома обратилась в прекрасный плодовый сад с тенистыми аллеями. Ранним утром Преосвященный выходил в свой сад и здесь копал ямки, садил деревца, поливал их и выпалывал сорную траву.

В 1871 году 2-го февраля Преосвященный Иустин освятил малым освящением в Боголюбском монастыре соборный храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Боголюбской». 20 мая (по старому стилю), в день препровождения иконы Богоматери во Владимир, он в нем почти каждогодно до 1876 года совершал литургию и молебное пение перед иконой Царицы Небесной.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в 1 класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиереев. К началу ХХ века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

Двадцатый век

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) — расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы ВОВ в монастыре размещался учебный центр — полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи —«Тяжело в ученье — легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах -— склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦИПА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

Восстановление обители

Верующие жители поселка Боголюбово и окрестных деревень обратились к властям с просьбой об открытии Свято-Боголюбского собора для совершения в нем богослужений.

Прихожане обошли множество инстанций (пришлось даже обращаться в Москву), пока было получено разрешение на передачу церковной общине Боголюбовского собора. В 1991 г. часть монастырских зданий были возвращены Православной Церкви и организован мужской монастырь.

В конце июля 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были обнесены вокруг собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а затем поставлены на паперти, и сам патриарх Алексий II служил перед ними молебен в благословение новоустрояющейся обители. Тогда же, в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

Промыслительно, что именно в канун памяти прп. Серафима Саровского 14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены 63 сестры вместе с духовником архимандритом Петром (Кучером), которые и приступили к восстановлению обители.

Таким образом, в Боголюбской обители разместился женский монастырь, духовником и настоятелем монастырских храмов которого был назначен архимандрит Петр (Кучер), а настоятельницей монастыря — монахиня Елена (Богдан). С 2003 по 2006 гг. настоятельницей монастыря была игумения Иулиания (Подолянко). В 2006-2010 гг. обязанности настоятельницы исполняла монахиня Георгия (Курчевская). С конца 2010 по 2020гг. настоятельницей обители была игумения Антония (Шаховцева). В настоящее время (с сентября 2020г.) настоятельницей монастыря является игумения Руфина (Солоницкая).

В 1998 году архимандрит Петр был утвержден и в должности наместника Боголюбского мужского монастыря (в конце 2002 года переведенного в г. Владимир на место древнего Свято-Алексеевского). Благодаря мудрому духовному руководству владыки Евлогия, детально вникавшему в духовные и материальные нужды обители и отцу Петру, организовывавшему как богослужебную жизнь обители, так и все строительные и хозяйственные работы, монастырь за считанные годы восстал из руин и не только преобразился внешне, но и стал одним из духовных паломнических центров Руси.

Первым делом было налажено ежедневное совершение богослужений, чтение Неусыпаемой Псалтири, организован монастырский хор. Приезжавшие в монастырь паломники активно помогали ремонту монастырских зданий. Уже 25 мая 1997г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме ХVII в. А с середины июня 1997г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери (до этого богослужения совершались в цокольном храме прп. Серафима Саровского).

При поступлении в обитель более 40 сестер продали свои квартиры в миру и вложили деньги в кассу монастыря, многие привезли свои сбережения. На эти средства были куплены в Екатеринбурге гранитные и мраморные плиты, и уже к Пасхе 1999 года в Боголюбском соборе был выложен полированным гранитом пол, сделана мраморная белоснежная солея, алтарный пол, престол, жертвенник, Горнее место. В мастерских «Софрино» по спецзаказу изготовлено большое паникадило для Боголюбского собора и девять малых паникадил. Собор был полностью отштукатурен и побелен снаружи самими сестрами, а внутри было проведено паровое отопление. Купола монастырских храмов окрашены в голубой Богородичный цвет, а на Боголюбском соборе заново перекрыты в 2012 году.

По инициативе архимандрита Петра пять сестер (имевших художественные способности) стали обучаться иконописи при иконописной школе в Троице-Сергиевой Лавре. В скором времени в монастыре была открыта своя иконописная мастерская. Самими сестрами обители под руководством опытного реставратора полностью отреставрирована и восстановлена внутренняя роспись собора (на этих работах было задействовано более 30 насельниц). В 2002 году в Боголюбском соборе установлен новый трехъярусный резной позолоченный иконостас. изготовленный в Софрино на средства благотворителей.

Был произведен как наружный, так и внутренний ремонт всех монастырских зданий.

Возведены многочисленные хозяйственные постройки и мастерские. Вся территория монастыря расчищена от хлама и заасфальтирована, разобраны старые сараи, на их месте посажен фруктовый сад. Выложена плиткой (в 2015 году брусчаткой) площадь перед древним Богородице-Рождественским храмом.

Отштукатурена и побелена колокольня. Устроенный в ее среднем ярусе храм в честь Успения Пресвятой Богородицы частично отреставрирован и 27 августа 2001 года храм был освящен малым освящением. В тот же день архиепископ Евлогий отслужил первую Всенощную после почти 80-летнего перерыва. На колокольню повешены новые колокола, весом 1050. 2500 и 8000 кг, отлитые на колоколитейном заводе в Тутаеве (Романово-Борисоглебск) Ярославской обл.

По проекту и при непосредственном участии архимандрита Петра восстановлена часовня блгв. князя Андрея Боголюбского, оформлены арки въездных ворот монастыря, построен новый сестринский корпус и часовня с купелью на святом источнике за стенами монастыря.

С первых же дней пребывания в обители было налажено подсобное хозяйство, устроен коровник, приобретены сельхозугодья в Суздальском районе, где в летний период трудятся насельницы монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *